Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностноориентированное обучение





 

тип обучения, предполагающий воспитание учащихся как инициативных и активных, способных к творчеству субъектов деятельности; обучение, основанное на учете психологических и социально-педагогических характеристиках личности. Основной целью при личностно-ориентированном обучении является общее развитие ученика, его познавательной, эмоциональной, волевой, нравственной, эстетической сферы с целью дальнейшего самостоятельного и более легкого освоения знаний. Обучение ведется в высоком темпе с высоким уровнем трудности, однако осуществляется индивидуальный подход к слабым и наиболее сильным ученикам. Ключевой элемент – целостный личностный рост, а образованность, понимаемая как совокупность знаний, умений и индивидуальных способностей, является важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств учащегося.

Методологическим основанием концепции личностно-ориентированного обучения выступает гуманистическое направление в психологии.

Характеризуя отличительные особенности личностно-ориентированного обучения, И. С. Якиманская (1996) отмечает, что:

● развитие и саморазвитие личности происходит на основе выявленных индивидуальных особенностей обучающегося, проявляющихся в поведении и деятельности;

● каждому ученику с учетом его способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций и субъективного опыта предоставляется возможность реализовать себя в образовательном процессе;

● содержание, средства и методы подбираются и организуются так, чтобы учащийся проявил избирательность к предметному материалу, его виду и форме;

● разработка критериев оценки предполагает не только охват достигнутого уровня знаний, умений и навыков, но и темпа, а также перспектив (зоны ближайшего развития) продвижения в освоении учебного содержания, в связи с чем предполагает дифференциацию оценивания по разным уровням (например, минимальный/программный, повышенный, продвинутый);

● урок строится на принципе вариативности, т. е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых должен осуществляться учителем с учетом необходимости развития индивидуальности и самовыражения каждого ребенка, его поддержки в образовательном процессе, проблем и трудностей.

Личностно-ориентированное обучение создает условия для саморазвития учащегося, однако это означает, что качество движения непосредственно зависит от активности субъекта учебной деятельности. При этом активность учащегося может проявляться в двух направлениях:

1) как адаптивность, т. е. приспособление к требованиям взрослых, создающих нормативные ситуации;

2) как креативность, позволяющая учащемуся искать и находить выход из наличной ситуации, преодолевать ее, строить новую с опорой на имеющиеся в индивидуальном опыте знания.

На этих двух противоречивых (по направлению) основаниях строится индивидуальная траектория психического развития ребенка, опосредованная структурой его субъективного опыта. Таким образом, миссией личностно-ориентированого обучения является развитие субъектности (личности) учащегося посредством обучения.

 

Метод

 

(от греч. μέθοδος – путь) – система шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу. В своей совокупности образуют способ движения от цели к результату. Чаще всего метод отражает способ решения задач конкретного класса.

 

Методика

 

нормативная упорядоченность действий в какой-либо конкретной деятельности, программа (алгоритм), определяющая способ поведения и деятельности. Подразумевая под собой систему правил (предписаний) для эффективного решения поставленных задач и достижения целей, она не может быть сведена к совокупности методов. Наоборот, на практике методика обычно связана с реализацией единичного метода, являясь следствием его особого использования, его конкретизацией, разворачиванием в определенную последовательность действий и процедур.

Оформление методики в виде определенного знания происходит через последовательное операциональное описание уже свершившейся деятельности. Как только методика начинает существовать как алгоритмическое описание процесса осуществления деятельности и способов достижения ее результатов, она принимает форму объективизированного знания и становится всеобщим достоянием. С этого момента она может быть использована другими в разных вариантах: а) в «готовом виде», без изменений, с полным воспроизведением алгоритма; б) в модифицированном, частично измененном; в) в качестве фундамента для появления новой методики.


 

Методика воспитания

 

алгоритм конструирования и организации воспитательного процесса, описание системы правил и процедур для осуществления воспитательной деятельности, для достижения результатов воспитательных воздействий.

Содержание методики воспитания определяются целью воспитательной деятельности, смысл которой состоит не в том, чтобы прямо воздействовать на личность ребенка, стремясь изменить ее в заданном направлении, а в том, чтобы организовать специальные условия для активности ребенка, в которой будет разносторонне проявляться и преобразовываться его личность, обогащаться жизненно необходимым содержанием личный опыт. Соответственно результатом воспитательной деятельности выступает реальное достижение положительной динамики проявления ценностно-значимых качеств воспитанников, продуктивности их деятельности, обогащения их опыта социально-важного содержания, впитывания общественных образцов и присвоения культурных норм и устоев.

На практике методика воспитания существует в формах организации воспитательного процесса. Форма воспитательного процесса – это согласованное сочетание организаторских приемов и воспитательных средств, создающих ситуации конструктивного взаимодействия и регулирующих активность их участников, направленную на решение поставленной задачи. Разнообразие форм воспитательного процесса обусловлено тем, что воспитательный эффект может быть достигнут как на уровне конкретных актов (например, помощи или поддержки другого), так и на уровне специально организованных циклов сотрудничества, «продолжительных организационных форм» (например, театр-студия, математический клуб, научное общество, «слет» и т. д.). В связи с этим в настоящее время методика воспитания образует целую область инструментально-прикладных знаний, объединяющих многообразие форм и технологий осуществления результативной воспитательной деятельности.

Эту особенность проявления методики воспитания в педагогической действительности Е. В. Титова (1993) обозначает как полиморфизм – возможность ее существования в различных формах. В качестве других она также выделяет:

гетероморфизм – возможность существования разных методик для одинаковых задач, условий и обстоятельств педагогической деятельности (типы методики воспитания);

изоморфизм – возможность существования одной и той же методики в различных вариантах и модификациях (виды методики воспитания);

субъективность – зависимость особенностей существования методики (ее формы, типа, вида) от особенностей ее восприятия и применения субъектом воспитательной деятельности.

 

Методика обучения

 

(см. дидактика)

 







Date: 2016-05-13; view: 366; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию