Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методическая система
сложившееся на основе конкретного подхода и в контексте определенной парадигмы устойчивое сочетание логически взаимосвязанных педагогических технологий (результативных способов осуществления педагогической деятельности), подчиненных стратегии обучения, воспитания и развития личности и реализуемых в соответствующей тактике педагогических действий. ● Научный подход, на основе которого формируется методическая система, представляет собой идею (совокупность идей), принцип (комплекс принципов), отражающие определенную позицию субъекта и детерминирующие выбор способов и содержания педагогической деятельности. Таковыми, например, могут выступать системный, антропологический, деятельностный, структурно-функциональный, кибернетический и т. п. подходы. ● Научная парадигма, в контексте которой существует и развивается методическая система, предполагает объединение подходов, взглядов, установок, концепций через единое основание, т. е. образует тождественную основу для такого объединения. Это основание способно сблизить одни идеи с другими, и наоборот, показать фундаментальные различия в них (даже формально очень схожих). Оно определяет, какие формы и технологии осуществления научной и практической деятельности образуют методическую систему. Важной характеристикой парадигмы является ее общепринятость (официальное признание научным сообществом). Масштаб такой «общепринятости» есть показатель степени распространенности парадигмы и, следовательно, возможность в своем русле порождения новых подходов, концепций и систем. В связи с этим научная парадигма несет в себе черты своеобразного эталона, традиционных (явных или неявных) посылов, которые, как указывает В. А. Лефевр (2003, с. 96), «мы накладываем на реальный объект, выделяя в нем определенные элементы для решения задач данной науки». Многие способы и элементы такого анализа в ходе многовековой практики канонизировались, определив на многие годы круг проблем и методы их решения в науке и практике. С этой точки зрения можно выделить так называемые «глобальные» и «локальные» научные парадигмы. К глобальным относятся естественнонаучная и гуманитарная парадигмы. Естественнонаучная парадигма отражает процесс познания законов объективного распределения связей и поэтому выступает традиционной основой для изучения воспроизводимых (т. е. повторяющихся и, следовательно, фиксируемых относительно управляющих ими законов природы) явлений. Гуманитарная парадигма обращена собственно к человеческому в человеке и большая часть объединяемых в ее контексте явлений так или иначе связана с мышлением и деятельностью. Обычно это трудноуловимые и искусственные (т. е. осуществляемые человеком сознательно и целенаправленно сообразно развертывающейся ситуации) феномены. Их воспроизведение не единообразно, поскольку субъекту присуща индивидуальность и уникальность в своих проявлениях. Именно они и составляют предмет исследования в контексте гуманитарной парадигмы, расширяя степень влияния на формирующиеся новые теории, подходы, концепции. Обусловлено это тем, что, как заметил Г. П. Щедровицкий, доминирующая в нашей культуре естественнонаучная картина мира может трактоваться как локус «мира мышления и деятельности в их историческом развертывании» (Г. П. Щедровицкий, 1964, с. 27). Исторический прогресс обязан своим происхождением именно человеческой деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей. Такая «деятельностная картина мира» в полной мере может объяснить подобные явления через систему применяемых для этого методов познания и учения о них. К локальным парадигмам следует отнести те, которые объединяют научные взгляды и выступают основанием для создания систем в конкретной области науки, например в образовании, приводя к оформлению научных школ. Они определяют научные исследования на данном этапе развития образования и формирующиеся подходы к образовательной деятельности. На современном этапе можно отметить замену «знаниевой» парадигмы (т. е. «человека знающего», вооруженного системой знаний, умений и навыков) на парадигму «человека, подготовленного к жизни», т. е. человека, способного творчески мыслить и действовать, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Эту смену можно рассматривать как утверждение гуманитарной парадигмы в системе образования.
Методы обучения
способы взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения. Каждый такой способ подразумевает систему целенаправленных действий педагога, организующего познавательную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение конкретных задач образовательного процесса. Выделяют несколько групп методов передачи и усвоения знаний: ● словесные (беседа, рассказ, дискуссия, лекция, работа с текстом); ● практические (упражнения, практические занятия, лабораторные эксперименты, кейсы); ● контроль и оценка результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов). В зависимости от того, в какой модели реализуется учебный процесс (директивной или конструктивной) методы обучения дифференцируются от классических с полным управлением учебной активностью обучающихся до максимально свободных от руководства, когда результат выполнения учебного задания зависит полностью от творчества, настойчивости и заинтересованности школьников (табл. 3).
Таблица 3 Date: 2016-05-13; view: 370; Нарушение авторских прав |