Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Временная перспектива
динамическое базовое свойство личности, отражающее существующую в настоящий момент целостность видения индивидом своего психологического будущего и своего психологического прошлого. Понятие «временная перспектива» является собирательным по смысловой нагрузке. Оно связано с понятием времени, которое и определяет ее границы в пространстве: прошлого, настоящего и будущего. Одни события могут относиться к прошлому (прошедшее время) – те события, которые уже состоялись и остались у человека как воспоминание. К. Левин трактовал временную перспективу как включение будущего и прошлого, реального и идеального плана жизни в план данного момента, в план настоящего периода времени. С точки зрения субъекта временная перспектива – это темпоральная зона, которую он виртуально имеет в виду, думая об объектах и осознаваемых детерминантах своего поведения, в некотором определенном временном периоде и жизненном пространстве, объединяющем прошлое, настоящее и будущее. С «объективной» точки зрения временная перспектива – это «совокупность объектов, локализованных внутри более или менее широкой темпоральной зоны в той мере, в какой они виртуально представляются субъекту относящимися к его поведению» (K. Lewin, 1935, 2000). По мнению Ж. Нюттена (J. Nuttin, 2004), временную перспективу можно измерить через следующие параметры: 1) протяженность или глубина; 2) насыщенность распределения объектов в различные периоды (прошлого и будущего); 3) степень структурированности этих разбросанных объектов – наличие или отсутствие связей между объектами или группами объектов (например, связи «средство – цель» в противоположность простой рядоположенности объектов); 4) степень яркости и реалистичности восприятия объектов субъектом как функция их удаленности во времени. Все эти параметры относятся к тем связям, которые соединяют их вместе во временной перспективе. Сензитивным для формирования специфической ориентации на будущее, «обращенности в будущее» можно считать подростковый возраст. Особенно актуальным понятие временной перспективы становится для старшеклассников: готовясь к будущему, они строят жизненные планы. И здесь обнаруживается одна характерная особенность – размышляя о будущем, строя всевозможные планы, мало кто из старшеклассников точно понимает, что реальное будущее – это не будущее вообще, но будущее определенным образом построенного настоящего. Только насыщение настоящего реальными задачами и действиями, постепенно приближающими к запланированному, есть предпосылка движения вперед к своим целям. Цели, которые ставят старшеклассники, часто оказываются неподкрепленными активностью, ложными и фантазийными. Намечаемая перспектива формулируется то слишком обще, то слишком конкретно. В первом случае своей неопределенностью затрудняется концентрация сил, необходимая для достижения цели, во втором – не хватает гибкости, чтобы ее реализация завершилась успешно. Кроме того, при сопоставлении образа будущего (желаемого) с реальными делами сегодня типичен вариант, когда среди списка дел не оказывается ни одного, который бы приближал старшеклассника к запланированному. И так на протяжении длительного периода. Таким образом, настоящее и будущее являются связанными в сознании лишь формально, а на практике, в реальной жизни, это независимые друг от друга области. Объединяющим их звеном может быть только насыщение настоящего соответствующей практикой. Протяженность временной перспективы зависит от тех условий, в которых развивается подросток. Так, для учащихся обычных школ характерно большое число целей, реализация которых связана с достаточно отдаленным будущим (поступить в вуз, обзавестись семьей, сделать карьеру и т. д.). В то время как у воспитанников детского дома преобладают цели сегодняшнего дня или ближайшего будущего (поиграть в футбол, написать завтра контрольную и т. д.), цели отдаленной перспективы практически отсутствуют. Для диагностики временной перспективы личности может быть использована методика Ж. Нюттена «Метод мотивационной индукции» и методика Ф. Зимбардо «Временная перспектива» (в адаптации А. Сырцовой, Е. Т. Соколовой, О. В. Митиной).
Date: 2016-05-13; view: 468; Нарушение авторских прав |