Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высшие психические функции





 

сложные специфические человеческие психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. Они представляют собой сложные психологические системы, качественно отличные от других психологических явлений, и создаются «путем надстройки новых образований над старыми с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого» (Л. С. Выготский, 1956, с. 488). К ним относятся восприятие, память, мышление, воображение и речь.

Как любая система, высшие психические функции обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными (инвариантными) в них являются исходная задача (осознанная цель деятельности) и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах онтогенеза и при разных способах и путях формирования функции.

Понятие высших психических функций было внесено в отечественную психологию Л. С. Выготским, а затем развито в работах А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца и др. Л. С. Выготский обозначал высшие психические функции как «культурные» психические процессы, формирующиеся всецело под влиянием социальных воздействий. Они представляют собой сложные саморегулирующиеся системы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования (А.Р. Лурия, 1969). Таким образом, основными качественными характеристиками высших психических функций выступают опосредованность и произвольность.

Опосредованность высших психических функций связана с тем, что их проявление в поведении и деятельности человека обусловлено различными «психологическими орудиями» – знаковыми системами, появившимися в ходе длительного общественно-исторического развития человечества. Ведущую роль среди них играет речь, в связи с чем речевое развитие представляет собой наиболее универсальный способ формирования высших психических функций. Произвольность высших психических функций обусловлена возможностью управления ими и регулирования со стороны субъекта.

Последовательность формирования высших психических функций может быть описана следующим образом. На первых этапах высшая психическая функция представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы. Далее эти действия и процессы, которые часто сопровождаются проговариванием, свертываются, приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура высших психических функций. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации. Таким образом, первоначально высшая психическая функция существует как форма взаимодействия между людьми (т. е. как интерпсихологический процесс) и лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс.

Психофизиологической основой высших психических функций являются сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корковую) организацию. Часть звеньев функциональной системы жестко «закреплена» за определенными участками мозга: 1) лобными долями, отвечающими за контроль и управление поведением; 2) височно-теменно-затылочной частью, отвечающей за восприятие, хранение и переработку информации; 3) средне-верхней частью ствола головного мозга (ретикулярной формации), оказывающей активирующее воздействие на кору головного мозга и контролирующей рефлекторную деятельность спинного мозга. Остальные – обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки функциональных систем в целом. Таким образом, каждая высшая психологическая функция не связана с работой одного «мозгового центра» или всего мозга как однородного эквипотенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие.

В сфере образования использование представлений о высших психических функциях важно при изучении закономерностей развития психических процессов в онтогенезе, механизмов их управления и формирования при обучении, а также для объяснения и понимания результатов учебной деятельности школьников.

 

Интеллект

 

(от лат. Intellectus – понимание, познание) – совокупность относительно устойчивых умственных способностей и накопленных знаний и умений, определяющих уровень понимания и адаптации человека к новым жизненным задачам и ситуациям. Это система всех познавательных способностей человека, обеспечивающих принятие решения во внутреннем плане («в уме»).

Многообразие исследований, посвященных изучению структуры интеллекта (Ч. Спирмен, Л. Тёрстоун, Дж. Гилфорд и др.), показывает, что нет точного числа способностей, которые определяют уровень развития интеллекта. Поскольку способности – это такие особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков и которые обнаруживаются в динамике их приобретения, т. е. в том, насколько быстро при прочих равных условиях легко, глубоко и прочно осуществляется процесс овладения ими, то качественной характеристикой интеллекта, позволяющей выделить уровни его развития, выступает обучаемость. Подтверждением этого являются достижения в области создания искусственного интеллекта, позволяющие понимать интеллект как познавательную активность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегуляции.

● Р. Кеттелл выделяет две составляющие интеллекта: текучий (потенциальный) – наследственно определенные способности и кристаллический – результат приобретенного опыта, знания, умения и навыки, в большей степени заимствованные из культурной среды. Таким образом, можно говорить о том, что, с одной стороны, интеллект зависит от генетических и врожденных факторов (хромосомные аномалии, генетический потенциал, нарушения питания плода и заболевания матери во время беременности и др.), а с другой – является социально обусловленным (условия развития в первые годы жизни, социальное положение и т. д.). Потенциальный интеллект лежит в основе нашей способности к различным мыслительным операциям, которые используются при решении проблем. Примерно к 20 годам эта составляющая интеллекта достигает своего расцвета. С другой стороны, формируется кристаллический интеллект, состоящий из математических, лингвистических, социальных знаний, умений и навыков, которые приобретаются по мере накопления жизненного опыта. Он образуется при решении тех же проблем и ориентирует на развитие определенных способностей и приобретение конкретных навыков.

● Уровни развития интеллекта и факторы, обеспечивающие это развитие, отражают качественную сторону интеллектуального потенциала личности. Количественная оценка интеллекта – это попытка измерить с помощью разнообразных заданий (тестов) уровень развития мыслительных способностей субъекта, а также установить соответствие этого уровня возрастным нормам. Впервые количественная оценка интеллекта была предпринята в 1905 г., когда появились тесты интеллекта и наиболее известный из них – шкала умственного развития Бине – Симона для детей в возрасте от 3 до 12 лет. В 1912 году В. Штерн предложил математическое уравнение, позволяющее определить, насколько «умственный возраст» ребенка (максимальный показатель его интеллектуальных возможностей – высчитывается по результатам выполнения системы заданий) соответствует хронологическому. Этот показатель, отражающий связь между умственным (УВ) и хронологическим (ХВ) возрастом, Штерн назвал коэффициентом интеллектуальности – IQ. Концепция IQ основана на представлении о том, что в норме умственный возраст должен соответствовать хронологическому, т. е. УВ = ХВ, или в математическом выражении: (УВ / ХВ) × 100 % = 100 баллам. Если умственный возраст больше хронологического, то ребенок опережает своих сверстников в интеллектуальном развитии. Если меньше, то – отстает.

В настоящее время наиболее часто для количественной оценки интеллекта используются шкалы интеллекта Д. Векслера, а также тесты умственных способностей Г. Айзенка или Р. Амтхауэра.

● Следует заметить, что само понятие «коэффициента интеллекта», а также результаты интеллектуальных тестов носят ограниченный и относительный характер по целому ряду показателей. Во-первых, оно трудно применимо к взрослому населению. Например, что можно сказать, если у 40-летнего человека УВ = 35 годам? Специально разработанные таблицы IQ, полученные при тестировании каждой возрастной группы, позволили создать нормы для взрослых, на основании которых можно «классифицировать» испытуемых относительно показателей его референтной группы. Однако остается вопрос, какова цель такого ранжирования, его целесообразность?

● Во-вторых, распределение по IQ человеческой популяции показывает, что оно имеет равномерный, «колоколобразный» характер. Примерно 95 % людей имеют средний (68 % – от 84 до 116 баллов), несколько сниженный (13,5 % – от 68 до 84 баллов) или повышенный (13,5 % – от 116 до 132 баллов) показатель интеллекта. И только остальные 5 % либо очень низкий – менее 68 баллов (2,5 %), либо очень высокий – более 132 баллов (2,5 %) коэффициент. Таким образом, использование тестов интеллекта для отбора и селекции чаще всего лишено смысла, поскольку это по большей мере всего лишь оценка вариативных проявлений интеллектуального развития субъекта в пределах нормы.

● В-третьих, сравнение уровня интеллектуального развития людей и их достижений в общественной жизни показывает, что разделение на «средних», «отсталых» или «сверходаренных» мало что говорит об их истинной социальной ценности. Лонгитюдные исследования, проведенные Тёрменом, длительное время (более 20 лет) отслеживающие судьбу детей с высоким IQ, позволили выявить поразительный факт: среди них никто не стал ни Моцартом, ни Эйнштейном, никто из этих людей не оставил сколько-нибудь заметного следа в истории своей страны. «Сверходаренные» дети стали полноценными гражданами своей страны, добились прекрасного социального положения, но ни один из них не стал гениальным творцом.

 

Интерес

 

избирательная направленность личности на определенную область познания или деятельности.

 

Интериоризация

 

процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. Например, детская эгоцентрическая речь: 1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая его что-то сделать; 2) ребенок перенимает способ обращения; 3) ребенок начинает словом воздействовать сам на себя, произнося побуждающие слова; 4) побуждающие слова ребенок начинает произносить про себя; 5) побуждающие слова переходят во внутренне понимание того, почему необходимо совершить то или иное действие.

● П. Я. Гальперин распространил понятие интериоризации на формирование умственных действий. Таким образом, внутренняя деятельность является производной от внешней, практической деятельности с сохранением того же строения, а личность является структурой, образующейся путем интериоризации социальных отношений через формирование личностных смыслов и ценностей.

 

Интуиция

 

чрезвычайно быстрое, почти мгновенное понимание сложной ситуации и нахождение правильного решения. Американский философ, логик, математик Ч. Пирс (2000, с. 214) рассматривал интуицию как средство абдукции (порождения гипотезы), которая представляет собой уникальный инстинкт догадки. Абдукция – первый шаг научного познания. Причем не только первый, но и главный. А единственная функция научного мышления – это преодоление сомнения и установление устойчивого мнения (верования). Анализируя размышления Ч. Пирса, В. П. Зинченко (2002) подчеркивает очень важную выделенную им черту интуиции, которую Пирс называет надежностью, устойчивостью, другими словами – уверенностью в достоверности возникшей новой идеи, мысли, гипотезы. Уверенность – это ее единственная защита и аргумент. Лишь много позже гипотеза может быть защищена полученными доказательствами и аргументами. Интуитивным аппаратом этого процесса А. А. Ухтомский (1996, с. 455) считал чуткость, наблюдательность и проницательность, в связи с чем интуицию часто обозначают как «чутье».

 

Date: 2016-05-13; view: 654; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию