Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направленность личности





 

система устойчивых мотивов, относительно независимых от наличных ситуаций, которые ориентируют и регулируют активность человека и позволяют удовлетворить определенные потребности. В разных концепциях характеристика направленности личности раскрывается по-разному. С. Л. Рубинштейн определяет ее как «динамическую тенденцию», А. Н. Леонтьев – как «смыслообразующий мотив», В. Н. Мясищев – как «доминирующее отношение».

Направленность личности отражает внешнюю сторону ее поведения, выделяет человека как индивидуальность, как персону. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Она выступает в качестве системообразующего свойства личности, определяющего ее склад.

● О. Н. Афанасьев (1990, с. 32) выделяет следующие типы направленности личности:

1) альтруистический с ярко выраженной в содействии и покровительстве другим;

2) коммуникативный со значимой и преувеличенной потребностью в общении;

3) праксический с усиленным стремлением к достижению цели и получением удовольствия от движения вперед;

4) гностический, которому свойственно постоянное стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления;

5) глорический с преувеличенной потребностью в восхищении и преклонении других людей;

6) пугнический, отличающийся в неудержимом влечении к опасности, борьбе с ней, риску;

7) акизитивный с преувеличенной склонностью к накоплению и получению от этого наслаждения;

8) романтический со стремлением ко всему необычному, неизведанному, чудесному;

9) гедонический со склонностью к получению удовольствий и наслаждений на основе удовлетворения чисто органических или близких к ним потребностей в физическом и духовном комфорте.

Направленность включает в себя несколько связанных иерархических форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, мировоззрение, убеждение.

● Влечение – наиболее примитивная, биологическая форма направленности. Это часто неосознаваемое побуждение что-либо сделать.

● Желание – состояние актуализированной, т. е. начавшей действовать осознанной потребности, сопровождаемой стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.

● Стремление – готовность действовать для удовлетворения желания определенным образом, возникает при включении в структуру желания волевого компонента.

● Интерес – эмоционально окрашенное, повышенное внимание к какому-либо объекту или явлению. Это познавательная форма направленности.

● Склонность – предрасположенность к чему-либо, возникает при включении в интерес волевого компонента.

● Мировоззрение – система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир.

● Убеждение – высшая форма направленности – система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Все формы направленности личности одновременно являются и мотивами ее деятельности. Таким образом, именно мотивационно-потребностная сфера является фундаментом направленности личности. На этом фундаменте формируются жизненные цели человека.

 

Одаренность

 

совокупность задатков, которые затем развиваются в способности, общий уровень развития каких-либо способностей человека. Б. М. Теплов определял одаренность как качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

Одаренность может быть общей – к разным видам деятельности и специальной – к одному виду деятельности. Часто общая одаренность сочетается со специальной. Следует различать одаренность взрослого человека и детскую одаренность. По Стенбергу, взрослая одаренность – это развивающаяся компетентность. Чтобы стать одаренным взрослым нужно приобрести особое качество – стать экспертом (от лат. expertus – опытный), т. е. иметь высокий уровень квалификации и компетентности в определенной области, обладать особыми знаниями. В основе одаренности взрослых лежит разнообразный метакогнитивный опыт, приобретение которого связано с обучением, усвоением декларативного, практического и имплицитного знания, формированием чувствительности к контексту, развитием разных типов мышления, а также мотивированностью в поведении и деятельности. Стенберг предлагает выделять три формы взрослой одаренности:


1) компетентные (демонстрируют реально высокие достижения в конкретной предметной области);

2) талантливые (создают социально-значимые продукты);

3) мудрые (одаренные по отношению к регуляции событий обыденной жизни – советчики; они демонстрируют незаурядное понимание происходящего, основанное на приобретенном ментальном опыте, ориентированы на других людей, образованны – любознательны, интеллектуальны, социально скромны – незаметные, тихие).

У представителей первой формы взрослой одаренности доминирует когнитивный и метакогнитивный опыт. У представителей второй – интенциональный (эмоционально-оценочный) опыт. У представителей третьей – метакогнитивный (рефлексивный) опыт.

Термин «одаренность» по отношению к детям необходимо считать условным. Детская одаренность – явление специфическое и глубоко связанное: а) с возрастными особенностями ребенка, которые можно считать компонентами детских способностей и б) с влиянием сензитивных и критических периодов в онтогенезе. Описывая некоторые психические особенности, которые качественно отличают ребенка от взрослого и непосредственно отражаются на детских способностях, Н. С. Лейтес указывает: «Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся, в частности, в творческих играх, неустанная любознательность» (2000, с. 12). Кроме того, для детей характерны угасание одаренности или «разгорание» под влиянием разных факторов, особенно социального контекста. Таким образом, детская одаренность – это становящееся явление с непредсказуемым итогом, часто отражающее дисинхронию развития.

М. А. Холодная (2003) предлагает выделять два типа одаренности детей:

1) дисгармоничный (высокий IQ, высокий уровень развития памяти, креативности и др., но с отставанием в развитии эмоциональной сферы, с эмоциональными и коммуникативными проблемами);

2) гармоничный (высокий уровень развития как когнитивной, так и эмоциональной, волевой, мотивационной сфер личности).

Одаренность гармоничного типа проявляется рано – эти дети с раннего возраста находят себя в определенной предметной области, например музыка, рисование, конструирование и т. д. Их одаренность, в отличие от креативности (способности творить, создавать новое), раскрывается в способности что-либо делать совершенно, восхитительно, мастерски, а также в быстром овладении этой предметной областью, в динамичности (иногда стремительном) движения вперед в своих достижениях.

Дети с дисгармоничным типом одаренности – это дети группы риска, среди них много тех, кто имеет трудности в обучении. Таким детям важна эмоциональная и рефлексивная поддержка, специальная работа по диагностике психологических проблем и по развитию социального и эмоционального интеллекта.

Учитывая, что одаренность не является простым и стабильным феноменом, имеет тенденцию к угасанию (не каждый одаренный ребенок становится одаренным взрослым и наоборот – не каждый одаренный взрослый в детстве был одаренным ребенком), обусловлена возрастным и социальным факторами, работа с одаренными детьми должна строиться под углом понимания феномена взрослой одаренности (формирования когнитивных и метакогнитивных структур ментального опыта).


 

Произвольность

 

(по Л. И. Божович) психологическая характеристика высшей нервной деятельности, отражающая результат опосредствования непосредственной потребности интеллектуальным планом, в силу чего происходит интеллектуализация побудительных сил поведения человека. В. А. Иванников считает, что произвольные процессы человека формируются на основе сознательного отражения необходимости и возможности такой регуляции с помощью речевого опосредствования. Г. Г. Кравцов определяет произвольность, как осмысленную инициативность, а Л. А. Кожарина включает в компоненты произвольности инициативность личности, осмысление ситуации и осознание себя в этой ситуации.

Традиционно в отечественной психологии развитие произвольности рассматривается как основная и центральная линия развития личности ребенка. Согласно Л. С. Выготскому, «личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения» (1983, т. 3, с. 326), и соответственно развитие личности есть становление способности владеть своим поведением и своими психическими процессами. Д. Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения – это возникновение произвольных действий и поступков. А. Н. Леонтьев полагал, что формирование общей произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребенка.

С точки зрения онтогенеза формирование произвольности является центральным новообразованием младшего школьного возраста. Физиологически это связано с тем, что к 6–7 годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, функционально отвечающих за контроль и осуществление целенаправленного поведения, в связи с чем появляется возможность регулирования и планирования своих действий и поступков, а также их программирование. Произвольность является зачаточной формой рефлексии.

Способность ребенка к произвольному управлению сказывается на всех высших психических функциях. Развиваются произвольное внимание, память, мышление, произвольной становится организация деятельности. Происходит это довольно медленно, в то время как школа с первых дней предъявляет требования к достаточно высокому уровню развития произвольности. Причем на протяжении практически всей начальной школы эти требования не меняются по своей жесткости. Большая часть детей, имеющих низкий уровень развития произвольности, оказываются в «группе риска» потенциальных слабоуспевающих с первых дней обучения. Таким детям требуются специальные занятия по формированию и развитию произвольности, а также овладению общеучебными умениями и навыками, обеспечивающими техническую способность ребенка к контролю, планированию и управлению своей учебной активность. Наиболее эффективным способом в этом случае является поэтапное формирование умственных действий.

Для диагностики уровня сформированности произвольности можно использовать следующие психодиагностические методики (Костромина, 2007): «Корректурная проба» (произвольность внимания), «10 слов» (произвольная память), «Графический диктант» Д. Б. Эльконина (умение действовать по правилу), «Домик» (субтест из теста Керна – Йирасека, умение действовать по образцу), «Узор» Л. И. Цеханской (умение ориентироваться на систему требований).

Образцы заданий из диагностических методик могут служить примерами для использования подобных упражнений в качестве коррекционно-развивающих при формировании произвольности у школьников.

 







Date: 2016-05-13; view: 492; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию