Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стратегии когнитивные
устойчивые маршруты интеллектуальной деятельности, которые отражают организацию субъектом своих познавательных действий в виде определенной программы (алгоритма). Выделение этого психологического феномена связано с классической работой Дж. Брунера, в которой последовательность решения задачи была описана через закономерности выдвижения и проверки гипотез. По мнению Н. М. Лебедевой (1986), наибольший интерес в этом процессе представляет так называемый этап «зарождения стратегии». Он подразумевает выработку конкретных способов решения задач различного класса, происходящую, по большей степени, в самом начале. Эти способы формируют и определяют дальнейший ход решения, выполняя организационную, управляющую и регулирующую функции. Специфика когнитивных стратегий связана с различной длительностью «безоценочного» (без выдвижения и проверки гипотез) сбора информации. Поэтому их дифференциация зависит от превалирования в процессе решения периодов накопления (сбора) информации или периодов выдвижения и проверки гипотез. Другим основанием для их дифференциации служат продуктивные или репродуктивные схемы, на основе которых происходит обработка информации и логические операции, используемые для этого: анализ, конкретизация, обобщение, выделение существенного и др. Специалист должен сам сознательно устанавливать определенный баланс, учитывая условия решаемой задачи и ее специфику в каждом конкретном случае. Понятие когнитивных стратегий часто соотносят с понятием когнитивный стиль. По мнению М. А. Холодной, основным критерием их дифференциации является направление детерминации – либо со стороны когнитивной сферы субъекта (когнитивный стиль), либо со стороны объекта – специфики познавательной задачи (когнитивная стратегия). Кроме того, следует помнить, что стилевая характеристика субъекта как свойство его личности выступает в качестве более широкого понятия, которое может влиять на выбор (и не только) мыслительных стратегий, детерминируя вариативность применения по отношению к ситуации. Таким образом, область действия когнитивных стратегий более узкая, поскольку они проявляются в решении частных познавательных задач и в большей степени зависят от их специфичности.
Субъектность
ключевая характеристика личности в деятельности. Носителем любой деятельности является субъект. Содержание деятельности и ее структура принадлежат субъекту. Ее сущность сконцентрирована в тезисе С. Л. Рубинштейна, являющимся квинтессенцией понимания психологической природы деятельности: «Человек не только объект различных воздействий, но и субъект, который, изменяя внешнюю природу, изменяет и свою собственную личность, сознательно регулирующую свое поведение. И развитие человека является ни чем иным, как становлением личности – активного и сознательного субъекта человеческой истории. Ее развитие является не продуктом взаимодействия различных внешних факторов, а “самодвижением” субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающим» (1989, т. 2, с. 184). Полноценная деятельность выполняется субъектом, обладающим такими качествами, как сознательность, самостоятельность, ответственность, инициативность и т. п. Эти качества в концентрированном и синтезированном виде отражают центральные характеристики деятельности – целенаправленной активности человека, поскольку для подлинного субъекта деятельности характерно самостоятельное ее осуществление. Таким образом, субъектность – источник развития, точнее, саморазвития человека вообще, и профессионального развития в частности. Применительно к образовательному процессу понятие субъекта означает активного участника учебного процесса, включенность которого проявляется в виде активности разных сфер его психики: моторной (двигательная активность), эмоциональной (эмоциональная активность), познавательной (когнитивная активность), личностной (личностная активность, проявление характерологических особенностей), духовно-нравственной (проявление собственной позиции). Субъект образовательного процесса – это не только носитель способностей в виде знаний-умений и компетенций. Это, прежде всего, реализатор в практической деятельности различных возможностей развития своих способностей.
Творчество
созидательная деятельность, характеризующаяся индивидуальной неповторимостью результатов и процесса их получения. На личностном уровне творчество представляет собой способ самоутверждения личности через целенаправленную активность, преобразующую окружающую действительность. Творческая деятельность, как правило, – многообразная деятельность. Каждый элемент искусственной среды, окружающей человека, – результат творчества. Это антропогенная среда. Классообразующим признаком творческого характера деятельности выступает созидание нового. При этом не всегда результат творческой деятельности совпадает с результатом его практической применимости и значимости. Ключевыми характеристиками творческой деятельности выступают беглость (способность за короткое время придумать множество новых вариантов), гибкость (разнообразие вариантов, их неповторяемость даже на сходном/родовом уровнях) и оригинальность (нестандартность, уникальность созидаемого). Существует две формы получения творческого результата (решения): изобретение и рационализация. Изобретение – новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой из сфер жизнедеятельности человека. Как правило, результат изобретения должен давать положительный эффект. Рационализация подразумевает усовершенствование того, что было уже создано, внесение нового, оригинальное изменение данности (продукта, процесса, формы и т. д.) или ее отдельных частей. Область научного и прикладного знания о творческой деятельности людей в науке, литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве, в изобретательстве и рационализаторстве получила свое развитие как психология творчества. Эта отрасль психологии обобщает теоретические и экспериментальные исследования творчества, изучает общие психологические закономерности строения и регуляции творческой деятельности, а также индивидуальное своеобразие творческой личности, природу творческих способностей, их генез и пути развития на разных возрастных этапах (в детстве, взрослости, преклонном возрасте). С этой целью психология творчества включает психологические знания из различных отраслей психологии: социальной психологии, возрастной и педагогической психологии, акмеологии, психологии личности, психофизиологии, нейропсихологии и психогенетики. Психология творчества представлена в различных направлениях современной психологии: культурно-исторической теории, теории деятельности, психоанализе, гештальтпсихологии, экзистенциализме, гуманистических течениях, когнитивной психологии, что определяет теоретические принципы и методы исследования, а также варианты используемых психокоррекционных и тренинговых практик и процедур. К специфической проблематике психологии творчества относится изучение: а) роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения; б) индивидуально-психологических особенностей, проявляющихся в процессе творчества (способности, талант, гениальность); в) взаимосвязей основополагающих характеристик творческой деятельности с другими видами активности человека – познавательной, учебной, трудовой; г) влияний, оказываемых на личность ее вхождением в творческий коллектив; д) факторов, способных стимулировать творческую активность (групповая дискуссия, мозговая атака, проблемные задачи, некоторые психофармакологические средства и т. д.). В связи с этим психология творчества имеет особое значение для других наук: философии, социологии, педагогики, политологии, экономики, менеджмента, маркетинга, информатики и искусственного интеллекта, инжиниринга и теории проектирования, искусствоведения и других прикладных дисциплин, связанных с поиском и анализом новых, альтернативных и оригинальных решений. Наиболее часто для психологической диагностики творческого начала (креативности – способности творить, созидать новое) используется методика Е. Торренса (в адаптации Е. Туник для российской выборки) (невербальная и вербальная форма диагностики творческих способностей).
Темперамент
(в пер. с лат. temperamentum – «смесь», «соразмерность» «надлежащее соотношение частей») – врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования на что-либо, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, специфику приспособления к окружающей среде. Физиологической основой темперамента выступают свойства нервной системы, которые отражают по силе, взаимной уравновешенности и подвижности особенности протекания двух основных функциональных процессов – возбуждения и торможения, которые отражают специфическую активность головного мозга. Свойства нервной системы имеют дихотомичную основу, показывая полюсную представленность данной характеристики в структуре темперамента: ● «сила – слабость» – степень работоспособности нервных клеток, нервной системы в целом; ● «уравновешенность – неуравновешенность» – сбалансированность процессов возбуждения и торможения, доминирование одного над другим (преобладание процесса возбуждения над процессом торможения и наоборот); ● «подвижность – инертность» – скорость протекания нервных процессов, доминирования одного из них (возбуждения или торможения). В зависимости от соотношения этих свойств И. П. Павлов (1973) выделил и описал четыре основных типа нервной системы, определяющих четыре типа темперамента: 1) безудержный (холерик) – сильный, подвижный, неуравновешенный; 2) живой (сангвиник) – сильный, подвижный, уравновешенный; 3) спокойный (флегматик) – сильный, инертный, уравновешенный; 4) слабый (меланхолик) – слабый, малоподвижный, неуравновешенный. Традиционные названия типов темперамента были заимствованы из теории Гиппократа, разделившего всех людей на четыре типа – в зависимости от преобладающей в организме жидкости: ● желчь – «холе» (холерик); ● кровь – «сангвис» (сангвиник); ● слизь – «флегма» (флегматик); ● черная желчь – «мелане холе» (меланхолик). Свое продолжение теория темпераментов (относящаяся к психодинамическим теориям, описывающим личность исходя из ее внутренних характеристик) получила в концепции Айзенка, выделившего такие, по его мнению, универсальные характеристики, как нейротизм и экстраверсия.
Рис. 2. Типы темпераметов
Экстраверсия характеризует в противоположность интроверсии особенности высшей нервной деятельности, обусловливающие направленность человека «во вне», его открытость, общительность, коммуникабельность за счет доминирования возбуждения. Нейротизм отражает степень чувствительности нервной системы, ее реактивность, лабильность в различных ситуациях, что проявляется в нестабильности, включаемости, эмоциональной заражаемости, застревании на своих переживаниях и т. д. Для диагностики таких свойств НС как сила/слабость и подвижность/инертность используется Теппинг-тест Ильина. Для диагностики нейротизма и экстраверсии и соответствующих типов темперамента методику экспресс-диагностики характерологических особенностей по Г. Айзенку.
Тревога
эмоциональная реакция на угрозу, которая сигнализирует, что существует возможность дезорганизации, необходимости радикальной реорганизации образа «Я».
Уровень притязаний
максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности. В тех случаях, когда на пути к достижению цели человек сталкивается с реальными непреодолимыми (по его мнению) препятствиями, у него могут возникать состояния расстройства, подавленности, связанные с потерей (чаще всего кажущейся) перспективы. Состояние, сопровождающееся чувством безысходности, невозможности достижения цели, крушения надежд, т. е. блокированием жизненно-важных для личности потребностей, обозначается как фрустрация. Ф. Е. Василюк выделяет следующие виды фрустрационного поведения: 1) двигательное возбуждение – бесцельные и неупорядоченные реакции; 2) апатия; 3) агрессия и деструкция; 4) стереотипия – тенденция к слепому повторению фиксированного поведения. ● Для диагностики уровня притязаний используется методика Дембо – Рубинштейн, инструкция которой предусматривает самооценку своих характеристик по 10-балльной шкале в реальности и идеале (каких, специалист самостоятельно определяет в зависимости от целей обследования). Идеальные показатели и есть отражение уровня притязаний школьника. Слишком высокие (более 5 баллов) или малые (1–2 балла) расхождения между реальными и идеальными показателями характеризуют наличие либо неадекватной самооценки, либо фрустрированность личности, неспособной достигнуть тех результатов, на которые она претендует.
Date: 2016-05-13; view: 1209; Нарушение авторских прав |