Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возникшие на более поздних этапах развития
РЕБЁНКА Среди учащихся вспомогательной школы встречаются дети с такими формами умственной недостаточности, которые возникают вследствие заболевания ребёнка на более поздних этапах его развития. Здесь следует прежде всего, выделить последствия параинфекционных энцефалитов. Из отдельных инфекций чаще дают параинфекционный энцефалит тяжёлый грипп, малярия, скарлатина, корь, воспаление лёгких, длительно протекающие кишечные заболевания. Остаточные психические нарушения, которые встречаются посла перенесённых параинфекционных энцефалитов, бывают крайне разнообразны. Чаще эти психические изменения характеризуются психопатоподобными состояниями. В тех случаях, где последствия параинфекционного энцефалита приводят к нарушению поведения в сочетании со снижением интеллекта, подобные дети могут находиться в условиях вспомогательной школы. Степень этого интеллектуального недоразвития может быть различной. В отношении качественного своеобразия структуры дефекта здесь встречаются всё те же варианты, которые были описаны в разделах об олигофрении. При тех формах умственной отсталости, которые возникают вследствие тех или иных заболеваний на более поздних этапах развития, чаще встречается такое своеобразие структуры дефекта, где сочетаются различные нарушения, например, нарушение работоспособности с речевыми дефектами, двигательными расстройствами и нарушением поведения. Приведём пример. Мальчик Валя, десять с половиной лет, ученик II класса вспомогательной школы. Мальчик от третьей беременности, которая протекала нормально. Родился в срок. До трёх с половиной лет никаких нарушений в развитии не отмечалось. В три с половиной года мальчик заболел корью, которая протекала очень тяжело; на пятый день заболевания началась серия эпилептических припадков. По поводу заболевания мальчик в течение двух с половиной месяцев находился в больнице. Вскоре после выписки из больницы родители обратили внимание на значительные изменения в поведении и общем развитии ребёнка. Мальчик стал очень капризным, раздражительным, двигательно беспо-койным. Он перестал интересоваться картинками, сказками, игрушками. Всё, что попадало ему в руки, он рвал, бросал, ломал. В пятилетнем возрасте родители определили его в детский сад, откуда уже с первых дней его пребывания стали поступать жалобы на его, непонятное им, поведение. Через восемь месяцев родителям предложили взять его из детского сада. В восемь лет мальчик поступил в школу, где вскоре же выявились неправильное поведение и значительные затруднения в обучении. После года безуспешного обучения в массовой школе он был направлен во вспомогательную школу. Физическое состояние. Физическое развитие мальчика соответствует возрасту. Со стороны внутренних органов отклонений от нормы не отмечается. В отношении нервной системы наблюдается рассеянная остаточная неврологическая симптоматика. Психическое состояние. В классной обстановке мальчик труден по своему поведению. Он раздражителен, ворчлив, всем недоволен, груб в обращении с детьми и взрослыми, изредка даёт аффективные вспышки, труден в коллективе. Наряду с труднос*тями поведения отмечается крайне низкая продуктивность в его школьных занятиях, он с трудом организуется на задании, быстро отвлекается. Все эти особенности сочетаются со значительным недоразвитием у мальчика способности к отвлечению и обобщению. Всякие задачи, которые требуют установления более сложных связей и отношений, оказываются ему не под силу. Так, например, в опыте при классификации картинок мальчик обнаруживает сугубо конкретно-ситуационные формы мышления, объединяя картинку с изображением лисы вместе с картинкой с изображением дерева. «Лиса бегает в лесу, и дерево растёт в лесу, а кошку с деревом положить нельзя потому, что она живёт дома». Именно поэтому он картинку с изображением кошки кладёт вместе с картинками, изображающими стол и посуду. Затруднения возникают и при решении лёгких задач. Так, например, мальчику была дана задача следующего содержания: «В одной коробке лежало 8 красных карандашей и 5 синих. На сколько красных карандашей в коробке лежало больше, чем синих?» Смысл задачи был ребёнку недоступен, а слово больше ориентировало его на сложение двух чисел: 8 и 5, и потому он ответил, что в коробке лежало 13 карандашей. Он плохо понимает смысл прочитанного ему рассказа и передаёт содержание его текстуально. В приведённом случае имеются выраженные изменения в психической деятельности, которые наступили после заболевания, перенесённого в возрасте трёх с половиной лет. Тяжело протекавшая корь с выраженными мозговыми явлениями и наличие в резидуальной стадии неврологических и психопатологических изменений дают основание расценивать это заболевание как параинфекционный энцефалит (коревой). Качественное своеобразие структуры дефекта определяется в данном случае не только недоразвитием способности к отвлечению и обобщению, но и выраженными характерологическими изменениями. Подобные характерологические изменения часто возникают как следствие параинфекционного энцефалита. Дети с умственной отсталостью после травматического поражения мозга. Психические нарушения после травмы головы возникают как в остром периоде, так и в виде более отдалённых её последствий. Характер повреждения мозга при травмах может быть разный. В одних случаях речь идёт о сотрясении мозга, которое приводит к изменению кровообращения и механическому повреждению нервных элементов. В других случаях имеет место ушиб мозга, т. е. более грубое повреждение мозгового вещества. Отдалённые и стойкие последствия травм крайне многообразны и сложны. Характерной особенностью травматической умственной отсталости является сочетание разной степени умственного недоразвития с нарушениями работоспособности. Эти дети на самые элементарные доступные им вопросы могут дать правильный ответ и тут же совершенно неверный. В процессе письма они вдруг забывают хорошо знакомые им буквы, при чтении перескакивают с начала одного слова на конец другого. В письме пропускают слова, не дописывают, удваивают слоги, буквы, слова. Плохо справляются с устным счётом. Приведём отдельное наблюдение. Мальчик Боря Н., десяти с половиной лет, ученик I класса вспомогательной школы. До трёх лет никаких нарушений в развитии мальчика не отмечалось. В три с половиной года мальчик перенёс закрытую травму головы с длительной потерей сознания. В течение трёх с половиной месяцев Боря находился в больнице. Вскоре после выписки из больницы мать обнаружила значительные изменения в поведении мальчика. Он стал двигательно-беспокойным, портил игрушки, плохо играл с детьми. В течение трёх лет мальчик посещал детский сад, откуда постоянно поступали жалобы на его поведение. Восьми лет мальчик пошёл в школу, где с первых же дней обнаружились затруднения с обучением Бори. Через год мальчик был переведён для обучения в 1 класс вспомогательной школы. В классе Боря двигательно беспокоен, раздражителен, крайне невнимателен – он немедленно реагирует на всё происходящее вокруг него. С трудом организуется на задании и быстро отвлекается. Со счётом справляется лишь в пределах первого десятка на конкретном материале, но наряду с правильными ответами может дать любой неверный. При чтении забывает хорошо известные ему буквы; во время письма может забыть, как пишется та или другая буква. Всякое задание, требующее последовательного изложения, ему мало доступно. Вопрос педагога, направленный непосредственно к мальчику, организует его деятельность и значительно повышает уровень ответов. В приведённом случае имеются выраженные изменения в психической деятельности после травмы. Особенностью этого дефекта, как и в ряде аналогичных, является нарушение работоспособности. Дети с умственной отсталостью вследствие текущего эпилептического процесса. Среди учащихся вспомогательной школы встречаются и такие дети, у которых болезненный процесс ещё не закончился. Такие состояния условно называются деменцией. Среди учеников вспомогательной школы к этой группе относятся дети-эпилептики с редкими или ночными припадками и снижённым интеллектом. У детей, страдающих эпилепсией, отмечаются периодически наступающие расстройства настроения. В некоторых случаях эти расстройства настроения наступают перед припадком. Эти изменения настроения характеризуются тем, что дети становятся капризны, раздражительны, дерзки, грубы, плаксивы, ко всему придираются, ворчат или же бывают хмуры, мрачны и недовольны всем окружающим. Дети, страдающие редкими или ночными припадками, при наличии у них снижения интеллекта обучаются во вспомогательной школе… Интеллектуальные особенности эпилептиков характеризуются замедленностью течения всех психических процессов. Дети становятся вялы, медлительны, очень долго едят, одеваются, очень медленно выполняют задания, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Они медленно считают, пишут, читают. Речь тоже замедленная. Эти дети с трудом подбирают нужные слова и вставляют в свою речь ряд дополнительных слов вроде «это, ну» и т. д. Особенно отчётливо выявляется у этих больных детей нарушение мышления. Они плохо понимают содержание рассказа, не справляются с элементарными формами обобщения. Такой ребёнок на предложение назвать одним словом картофель, морковь, свёклу, капусту не может привести общее понятие «овощи», но легко воспроизводит конкретную ситуацию, при которой все эти овощи встречаются вместе, и говорит «винегрет». В другом случае мальчик 13 лет отказывается назвать одним словом дерево, картофель, траву, розу. В силу выраженной конкретности своего мышления он этого понятия образовать не смог, но протестовал, когда врач назвал всё это одним словом - растения. Он никак не мог понять, как можно одним словом назвать и дерево, и картошку. Этим детям недоступно понимание метафор. «Золотая голова» – это «волосы, которые блестят на солнце». За пределом их понимания остаётся и переносный смысл пословиц: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться» – «Не надо плевать, а то эту воду пить придётся». Приведём пример. Валя А., 9 лет, ученица I класса вспомогательной школы. Девочка от первой беременности, которая протекала нормально. Валя воспитывалась в хороших условиях. В возрасте от одного года до полутора лет девочка перенесла три раза воспаления лёгких, а затем тяжёлую дизентерию. Перестала ходить, была очень истощена и сморщена, как старушка. В полтора года у девочки появились судорожные припадки, которые всегда начинались с правых конечностей и повторялись до 20 раз в сутки. Постепенно припадки стали значительно реже – от одного до двух в течение дня. С трёх лет припадки бывали только по ночам. В дошкольном возрасте девочка была несколько медлительна. С детьми играла хорошо, трудностей в поведении не наблюдалось. После проведённого лечения в шестилетнем возрасте припадки у девочки стали значительно реже, но и до настоящего времени они бывают два-три раза в неделю только ночью. В возрасте восьми лет девочка была направлена в массовую школу, где не успевала. С 1951 г. переведена во вспомогательную школу. По своему физическому развитию девочка соответствует возрасту. Со стороны внутренних органов отклонения от нормы не отмечается. Психическое состояние. Девочка вяла и замедленна во всех своих действиях. Ей трудно войти в работу и переключиться с одного вида деятельности на другой. Детям в классе было дано задание писать палочку с закруглением, как элемент буквы. Валя внимательно слушала, поняла задание, но продолжала писать уже заученную раньше прямую палочку. После дополнительного показа педагога она с трудом начала выполнять задание. Замедленность выявляется во всех видах её деятельности. Валя медленно ест, одевается, пишет, читает. Валя выполняет в течение урока половину того, что успевают выполнить другие дети её класса. Замедленный темп её психических процессов выявляется на фоне общей интеллектуальной недостаточности. Девочка плохо понимает сюжетную картинку, с трудом улавливает смысл лёгкого рассказа, считает только на конкретном материале. Работоспособность у девочки достаточная. У нее есть выраженный интерес к занятиям, к отметке. За время наблюдения за девочкой выявились заметные колебания в её состоянии, которые стоят в определённой зависимости от наличия припадков. В те дни, когда у неё ночью бывает припадок, она утром в школе вяла, пассивна, рассеянна, утомлённа и малопродуктивна. Уровень её ответов в такой день значительно ниже общего уровня её возможностей. Наличие текущих эпилептических припадков после ряда инфекций, замедленность всех психических процессов, нарушение мышления дают основание говорить о текущем эпилептическом процессе. В тех случаях, когда развитие таких детей протекает под организованным воздействием воспитания и обучения, в условиях вспомогательной школы, где учебно-воспитательное воздействие сочетается с постоянной лечебной работой, эти дети постепенно развиваются, овладевают программой вспомогательной школы, получают трудовую подготовку и в дальнейшем становятся квалифицированными работниками на производстве. Шизофреническое слабоумие Лишь в единичных случаях среди учащихся вспомогательной школы встречаются дети, перенёсшие психические заболевания и, в частности, шизофрению. Шизофрения – это тот тип заболевания, который приводит к глубоким изменениям психики и в некоторых случаях к умственной отсталости. Основным симптомом этого заболевания является своеобразное расщепление психики, разорванность ассоциаций, изменение поведения. Эти дети замкнуты, с ними трудно установить контакт. Они нелепы и непонятны для окружающих, вялы, апатичны, не принимают участия в общешкольной жизни, отгораживают себя от окружающего мира. В некоторых случаях изменение поведения проявляется в гримасничании, манерности, дурашливости. Работоспособность таких детей резко снижена, зачастую они проводят целый день в безделии. Течение этого заболевания в детском возрасте различно. В подростковом периоде болезнь чаще протекает в виде отдельного острого приступа, который длится от 10 до 15 дней, от 1 до 2–3 месяцев и может кончиться выздоровлением. В более младшем возрасте чаще наблюдается хроническое течение болезненного процесса, который может привести к слабоумию. В этих случаях структура дефекта имеет ряд своеобразных особенностей. На фоне общей интеллектуальной недостаточности отчётливо выступают изменения в эмоциональной сфере. Дети вялы, многие из них бывают в каком-то полусонном состоянии, рассеянные, пассивные, как бы всегда усталые. Они склонны к длительному бездеятельному существованию, часто оторваны от окружающей реальности и живут в мире своих фантазий. По мере течения болезненного процесса фантазии их становятся всё более однообразными, стереотипными, оторванными отреального мира. Эти дети лишены детской жизнерадостности и активности. Приведём пример. Борис А., 11 лет, ученик I класса вспомогательной школы учился в так называемом «имбецильном» классе той же школы. Мальчик от восьмой беременности. В раннем детстве развивался нормально, но был несколько вял и сонлив. С трёх лет мальчик находился в детском саду, где отмечали вялость, пассивность и замкнутость мальчика. Примерно с пятилетнего возраста выявился ряд странностей в его поведении. Мальчик стал унылым, вялым, сторонился детей, всего боялся, часто жаловался на плохое самочувствие, стал плохо спать. Изменился несколько и внешний вид мальчика. Движения неловкие, угловатые. Вскоре обнаружилось и отставание в развитии. Попытки обучить его грамоте окончились безуспешно. Физическое развитие мальчика несколько отстаёт от возраста. Психическое состояние. Мальчик робок, нерешителен, темпы его работы крайне замедленны. Он плохо сосредоточивается на работе и не даёт нужного напряжения. Часто в классе он совершенно бездействует, смотрит по сторонам и как бы думает о чём-то своём. Бывают дни, когда он неработоспособен. В эти дни он пишет неправильно. Заглавная буква может у него очутиться в середине слова. Техника чтения хорошая, но плохо понимает смысл прочитанного. Очень плохо справляется со счётом, не ориентируется во времени, не знает дней и чисел. С детьми малоконтактен, всех боится, ему всё кажется, что они хотят его обидеть, побить, и он часто жмётся по углам, наблюдая оттуда игры детей. Периодически у мальчика нарастает замкнутость, и тогда отчётливо выступают странности в поведении. Так, однажды во время урока письма он ничего не делал, а вполголоса что-то напевал. Лицо мальчика было напряжённым, и он делал какие-то ритмические движения рукой, как будто дирижировал. Замечание педагога не произвело на мальчика никакого впечатления. Аутизм, т. е. погружённость в самого себя была настолько выражена, что мальчик продолжал как бы дирижировать одной кистью руки и тогда, когда его вызвали к столу педагога. Осмысление картинок у мальчика недостаточное. Он с трудом улавливает существенное. Речь бедная, плохо понимает прочитанный рассказ. В данном случае речь идёт о хронически протекающем шизофреническом процессе, начавшемся примерно с пятилетнего возраста. Течение болезненного процесса обусловливает у этих детей своеобразие структуры дефекта. Сочетание интеллектуальной недостаточности с особенностями их эмоциональной сферы. При правильном педагогическом подходе в сочетании с соответствующими лечебными мероприятиями такие дети могут компенсировать до известной степени своё болезненное состояние. Описанные клинические характеристики состава учащихся показывают на разнообразие детей, обучающихся во вспомогательной школе. Анализ качественного своеобразия дефекта в каждом отдельном случае поможет педагогу осуществить подлинно индивидуальный подход, направленный на компенсацию дефекта. Date: 2016-05-18; view: 463; Нарушение авторских прав |