Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Олигофрены с преимущественным недоразвитием способностей к отвлечению и обобщению при относительной сохранности элементарных форм деятельности





Ведущим симптомом всякой олигофрении является недоразвитие наиболее сложных форм психической деятельности, прежде всего недостаточная способность к отвлечению и обобщению.

В процессе учебной работы это проявляется в том, что дети обнаруживают трудности при решении любых задач, требующих установления сложных связей и отношений. Они плохо понимают смысл прочитанных рассказов, с трудом овладевают даже наиболее элементарными грамматическими правилами.

В некоторых случаях олигофрении качественное своеобразие структуры дефекта определяется преимущественным нарушением всех видов деятельности, требующих сложных форм обобщения и отвлечения, при относительной сохранности непосредственных форм деятельности. Многие дебилы оказываются достаточно целенаправленными, работоспособными в более элементарных видах деятельности. Однако, как только им предъявляются более сложные задания, будь то решение арифметической задачи, понимание рассказа, умение установить последовательность событий,– обнаруживается их недостаточность.

Приведём пример. Тоня Л., ученица 1 класса вспомогательной школы. Девочка от второй беременности. На седьмом месяце беременности мать упала, и в течение некоторого времени она не ощущала движения плода. В раннем детстве девочка развивалась с задержкой. С трёх до четырёх лет она находилась в яслях, где было отмечено ночное и дневное недержание мочи. С четырёх до семи лет воспитывалась в детском саду, где выявилась недостаточность её умственного развития. Девочка плохо играла с детьми, ни к чему не проявляла интереса. С восьми лет она пошла в школу, где в течение года не овладела никакими школьными навыками. С 1951 г. девочка обучается во вспомогательной школе. Из данных педагогической характеристики видно, что девочка при поступлении во вспомогательную школу не имела никаких школьных навыков и знаний. В процессе обучения с трудом запоминала буквы, путала оптически сходные, как, например, н и п, м и н, не умела пользоваться конкретным материалом при счёте; на уроках была вяла, пассивна и легко отвлекалась. Постепенно Тоня овладела программным материалом первого года обучения и на уроках письма, чтения, счёта и пения была достаточно активна. Совершенно иначе вела себя девочка на уроках по развитию речи. Здесь она проявляла вялость, была невнимательна, имела бедный запас слов и хуже других детей понимала смысл прочитанного.

По физическому развитию девочка отстаёт от возраста; со стороны внутренних органов отклонений от норм нет.

Исследование нервной системы обнаруживает лёгкую, рассеянную остаточную органическую симптоматику.

Психическое состояние. Девочка инфантильна, непосредственна. В игровой деятельности она целенаправленна, оживлённа, активна, заинтересована. Подойдя к шкафу с игрушками, она выбирает понравившиеся ей игрушки, одевает куклу, варит ей обед, увидев букварь, тут же начинает обучать куклу грамоте. В игре обнаруживает достаточное развитие моторики и умение использовать свои наблюдения в быту и в школе. Так, увидев ведро, она заявила, что ей нужно набрать воды и поставить греть на плиту. Девочка дифференцированно использует все виды посуды. Она овладела счётом, чтением и письмом в пределах программы 1 класса вспомогательной школы, довольно хорошо справляется с заданием, требующим комбинирования. Правильно сложила пирамидку. При складывании кубиков по картинкам твёрдо запоминает отдельные части, их расположение, не теряется в обычном материале и точно находит место каждой части.

Целенаправленная деятельность ей доступна при наличии конкретной ситуации. На этом уровне деятельности она оживлённа, продуктивна, но стоит девочке предложить рассказать сюжетную картинку, установить связь между картинками, которые обозначают последовательность событий, как она сразу же обнаруживает свою несостоятельность. Она становится вялой, пассивной, быстро утомляется, теряет интерес и с предложенным ей заданием не справляется.

Так, например, девочке были показаны две картинки – на первой изображено, как кошка смотрит на рыбу, а на другой изображена кошка и кости от рыбы. Эти картинки Тоня должна была расположить в известной последовательности, установить между ними смысловую связь. Она упорно кладёт сначала картинку, где кошка уже съела рыбу, а затем ту, где кошка смотрит на рыбу. Раз замкнувшиеся связи оказываются крайне инертными. Девочка с трудом образует новую связь и не умеет использовать новых впечатлений. Например, девочке была показана картинка, изображавшая кошку, и было предложено эту кошку описать. Тоня подробно рассказала,;что у кошки есть лапы, хвост, уши, глаза, голова, нос, усики. Затем девочке была показана картинка, где кошка лакает молоко. Тоня повторила то же самое, что и при показе первой картинки; далее, ей была показана картинка, где кошка умывается, и она вновь повторила то же, что и при показе первой картинки. Вместо того, чтобы выделить, что является новым в последующих картинках, она пользуется старой установленной ею связью и самостоятельно не использует новых впечатлений.


Ещё более отчётливо её психическая инертность обнаружилась в следующем наблюдении.

Через три недели, после того как с девочкой была проведена беседа о кошке, ей было предложено рассказать, видела ли она собаку и что она о ней знает.

Ответ девочки поражал своей нелепостью, ибо она сказала, что собака ела рыбу, а при повторном вопросе она ответила, что собака ела хвост. Характер её ответа не оставлял сомнения в том, что она воспроизвела старую связь, относящуюся к беседе о кошке, что и подтверждает инертность раз образованных старых связей.

В данном случае мы вправе говорить об олигофрении вследствие перенесённой внутриутробной травмы. При сравнительно незначительной задержке развития на ранних этапах более отчётливо выявляется интеллектуальная недостаточность в дошкольном возрасте. Это понятно, поскольку своеобразие данной группы олигофрении заключается в недоразвитии сложных форм мышления, которые приобретают значительно большую роль в дошкольном возрасте. В школьном возрасте ещё отчётливее выявляется структура дефекта.

Приведённое клиническое наблюдение убеждает нас в, том, что структура интеллектуальной недостаточности определяется у этих детей тем, что у них весьма затруднено образование сложных отвлечённых связей.

В речи этих олигофренов преобладают те элементы, которые обнаруживают ближайшую связь с непосредственными впечатлениями и наглядными образами.

Уровень замыкательной деятельности коры полушарий головного мозга позволяет ребёнку в. процессе его развития с различной глубиной отражать окружающую действительность.

Уровень отражения окружающей действительности в приведённом нами случае определяется тем, что эти дети способны устанавливать преимущественно лишь конкретные связи, и вместе с тем всякая деятельность, которая предполагает отвлечение и обобщение, встречает значительные затруднения.

Особенности этих олигофренов, а именно затруднения в образовании более сложных связей, могут преодолеваться в процессе обучения и воспитания. Для того чтобы обучение способствовало развитию такого ребёнка-олигофрена, педагогу важно знать качественное своеобразие структуры его дефекта.

Определение структуры дефекта имеет большое значение для правильной организации коррекционно-воспитательных мероприятий в каждом отдельном случае. В частности, в вышеприведённом случае огромное значение приобретает работа над развитием речи и мышления ребёнка. Необходимо работать с этими детьми над уточнением значения слов, отвлекать их от старых косных связей и стимулировать образование новых, учить их использовать новые впечатления.







Date: 2016-05-18; view: 445; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию