Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Олигофрены, у которых недоразвитие способностей





К отвлечению и обобщению сочетается с грубым нарушением

Работоспособности

Если для первой описанной нами группы олигофрении нарушение способности к обобщению и отвлечению сочетается с относительно сохранной способностью к целенаправленной деятельности, то особенность другой группы детей заключается в трудности длительно сосредоточиться даже на доступных им видах деятельности. Это проявляется в невнимательности, быстрой утомляемости. Контакт с такими детьми крайне труден, так как они совершенно не способны сосредоточиться и в то же время реагируют на всё происходящее кругом, часто вставляют в свою речь обрывки случайно услышанного слова или фразы.

Предоставленные же самим себе, они болтают, суетятся, проявляют видимость какой-то деятельности; они разбросаны, рассеянны, легко отвлекаемы. При решении вполне доступной им задачи они могут дать неправильный ответ. Например, на вопрос, сколько будет, если к трём прибавить пять, такой ребёнок может ответить «7, 9». И тут же даёт правильный ответ, но на нём не удерживается и вновь возвращается к случайным ответам. Особенно отчётливо нарушение целенаправленной деятельности выявляется при решении устной задачи. Эти дети не могут удержать «в уме» условие лёгкой, доступной им по смыслу, задачи. Даже после многократного повторения они путают условие и во время решения подставляют любые числа.

В письме такие дети пропускают и недописывают слова, буквы, слоги, иногда вписывают случайно слышанное слово.

Приведём пример. Таня К., 8 лет, ученица I класса вспомогательной школы. Девочка от четвёртой беременности. На седьмом месяце беременности мать упала, в связи с чем у неё было кровотечение. Роды срочные. С раннего детства отмечается задержка в развитии ребёнка. Начала ходить к концу второго года жизни, речь, первые слова появились с трёх лет. С раннего детства девочка растёт плаксивой, капризной, плохо спит. В дошкольном возрасте она не умела играть с детьми, была шумливой, болтливой, развязной в обращении с окружающими, раздражительной.

С восьми лет начала посещать вспомогательную школу.

Физическое состояние. У девочки имеется задержка в росте. Со стороны внутренних органов отклонений от нормы не отмечается.

Со стороны нервной системы имеется лёгкая остаточная рассеянная симптоматика.

Психическое состояние. Девочка несколько развязна в обращении, мало реагирует на обстановку.

Речь Тани правильная, запас слов у неё достаточный; так как она жила в деревне, то знает названия пород деревьев, кустарников, культурных растений, ягод, грибов. Она знает названия деревенских зданий: изба, клеть, амбар, сарай. Знает домашних и диких животных. Однако же с первых дней поступления Тани в школу обнаружились её недостатки. Девочка двигательно беспокойна и крайне рассеяна,

Таня отстаёт от класса в выполнении своих работ, не умеет распределить своё внимание: она часто отвлекается от того, что говорит учитель, внимание её соскальзывает на что-то другое, случайно попавшееся ей на глаза.

На уроке счёта со счётным материалом были даны карточки с изображением гусей. Таня отвлекалась от счёта и начинала рассказывать: «А у нас в деревне гуси серые, их много, и ходят они гуськом – в порядочке».

Особенно ярким было поведение Тани во время экскурсии на огород: она была не сосредоточенна, беспорядочно перебегала от растения к растению, не слушая вопросов учительницы, забегала вперёд, возвращалась назад. Увидя клетку с кроликами, радостно подбежала к клетке и, не задумываясь, стала говорить только что выученную строчку: «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» и т. д.

Таня узнаёт действия на картинках, но наряду с правильным ответом даёт нелепые ответы, ибо она отвлекается, её внимание соскальзывает. Таня правильно показывает правую и левую руку у себя и у своего собеседника, но если предложить ей правой рукой дотронуться до левого уха, то она легко переходит на автоматическое выполнение этого задания. Девочке предложено было соединить четыре точки и при этом был показан образец квадрата. Она правильно повторяет, что ей нужно сделать, но при выполнении заданий она легко переключается на автоматический характер деятельности и продолжает ставить точки. У девочки есть понятие о числе в пределах 10, но наряду с правильными решениями она может дать любой случайный ответ. Например, на вопрос, сколько будет, если к пяти прибавить два, она отвечает: 8, 9, 10, но, если её организовать, предложить ей подумать, сосредоточиться, то она может дать правильный ответ.


Таня с большим трудом овладела процессом чтения.

При чтении слога нередко бывало так, что, перейдя взглядом ко второй букве, Таня забывала первую.

Нарушение целенаправленной деятельности выявлялось в любом предложенном ей задании.

В классе было дано задание нарисовать четыре гриба. Таня правильно повторяет полученное задание, а в тетради рисует три гриба. Далее педагог предлагает детям раскрасить грибы коричневой краской. Таня и это задание правильно повторяет, а в тетради тут же раскрашивает грибы зелёной краской.

В приведённом случае речь идёт об олигофрении вследствие перенесённого органического поражения центральной нервной системы.

В отличие от первой группы олигофрении, у этих детей уже с самого раннего детства отмечается ряд специфических черт в развитии. Уже в ясельном возрасте они беспокойны, крикливы, раздражительны, плохо спят. В дошкольном возрасте отчётливо выступает их неумение на чём-либо сосредоточиться - они непродуктивны даже в игровой деятельности. К началу школьного возраста нарушение их развития выявляется особенно отчётливо. Двигательно-беспокойные, раздражительные, отвлекаемые, эти дети оказываются зачастую плохо успевающими учениками и во вспомогательной школе, хотя по общему уровню своего развития они могли бы овладеть программой вспомогательной школы.

Качественное своеобразие их интеллектуальной недостаточности проявляется в расстройстве внимания, их неспособности к устойчивой, целенаправленной деятельности. Можно предположить, что в основе этого дефекта лежит нарушение нормального протекания нервных процессов. У описанных детей нарушено то чёткое взаимодействие двух основных процессов возбуждения и торможения, которое и даёт возможность человеческому организму правильно ориентироваться в окружающей среде и целесообразно реагировать на множество раздражителей.

Двигательное беспокойство этих детей, их быстрая истощаемость, слабое закрепление в памяти программного материала и быстрая потеря приобретённого, повышенная отвлекаемость, вплетение в свою речь и деятельность посторонних раздражителей - всё это и является выражением недостаточности процессов коркового торможения.

Основной педагогической задачей в отношении данной группы детей является организация их внимания.

Выше мы отмечали, что образовавшиеся условные связи у этих детей крайне нестойки, поэтому важно всеми доступными способами закрепить эти связи. Требуется, чтобы в процессе обучения ребёнок не только видел предложенный ему наглядный материал, но и называл его, ощупывал, срисовывал. Необходимо таких детей держать в центре внимания и постоянно организовывать их деятельность, ограничивать их болтливость, задавать им вопросы, контролировать и побуждать их к деятельности.

Наблюдения за такими детьми показывают, что в процессе обучения при правильном педагогическом подходе у них могут развиваться сложные формы коркового торможения.







Date: 2016-05-18; view: 426; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию