Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Двадцать интерпретаций результатов тестирования. 3 page





Техника штриха в этом рисунке удивительно ясная. Хотя тонированный характер штриха и указывает на некоторую неуверенность и чувственную реактивность девочки, фигуры в большинстве случаев имеют хорошие контуры. Преоблада­ет четкий штрих, правда, чаще он оказывается четко-резким и этим выдает компенсаторный характер её волевых усилий. Графический тест Вартегга служит очень хорошим до­полнением, так как он дает возможность ознакомиться с содержанием переживаний. Ввиду отклонений в поведении особенно важны темы самопонимания, самообладания, ус­певаемости и экзистенциальной проблематики, на которых можно будет подробнее остановиться при дальнейшем об­следовании или психотерапии. Но результаты теста позво­ляют надеяться, что 13-летняя девочка, несмотря на защит­ный характер регрессии (или благодаря нему), останется общительной и чутко реагирующей.

Тест «Дерево»

 

Рисунок дерева поражает своей нечеткостью, что противо­речит ясности почерка и проективных рисунков двух других графических тестов.

Сразу бросается в глаза еще по-детски округлая форма кроны дерева, но при этом она сверху плоская, как обычно рисуют только после пубертата. Кроме того, крона как буд­то припаяна к стволу, а этот феномен обычно исчезает еще до пубертата. Предметы, украшающие дерево как рождественскую елку, дополняют впечатление детскости рисун­ка. Здесь опять встает вопрос — имеем ли мы дело с задер­жкой развития или регрессией.

Рассматривая пространственную символику можно сде­лать вывод о сильном характере рисующей. Дерево заполня­ет весь лист. Оно начинается у нижнего края и доходит до верхнего. Верхняя часть листа отчетливо выделена. Дерево не отрывается от нижнего края, как обычно часто бывает в этом возрасте. Оно прочно стоит на земле. Оно устремлено вверх, однако не раскрывает своих ветвей.

Решающее значение для диагностики имеет здесь форма дерева. Форма ствола говорит о силе и выносливости, хотя нарисована она расплывчато. Плотная и вполне пропорцио­нальная крона, репрезентирующая эмоциональную сферу, все же кажется искусственно насаженной на ствол, а не органи­чески растущей из него. Вынужденная оформляться, она не разворачивает, а лишь расплывчато и туманно намечает свои ветви и листья. Примечательно, что крона окаймлена на ма­нер локонов, в том числе и у ствола. Обычно такая деталь оформления рисунка дерева рассматривается как проекция формальной любезности в общении с окружающими. Посред­ством хороших манер девочка отгораживается от внешней среды, замыкается в своем эмоциональном мире. То, что кро­на отделена от ствола вьющейся локонами линией, позволяет думать об инкапсулировании (изоляции) переживаний. Иг­рушки на дереве ясно говорят о желании девочки оставаться ребенком. Гораздо большее значение имеет редко встречаю­щееся изображение матери и ребенка рядом с деревом. Оба лежат на подстилке, на лужайке, рядом находятся радио с антенной и бутылка с соломинкой. То есть, намечена тема отдыха и расслабления. Но как нарисованы мать и ребенок! Ребенок лежит, по-детски растянувшись, с огромным воздуш­ным шаром в руке (воздушные шары есть также и на левой стороне кроны дерева), в изображении матери подчеркнуты признаки пола и кокетства. Их акцентированное зачернение указывает на то, что конфликт девочки может быть связан с личностью матери. Кроме того, подчеркнуто, зачернены еще и игрушки, висящие в кроне дерева.

Результаты тестирования дают нам ценные сведения о причинах снижения успеваемости и отклонений в поведе­нии девочки, и тем самым, могут рассматриваться в каче­стве информационной базы для оказания ей психологичес­кой помощи, в которой она так нуждается.

При анализе почерка бросаются в глаза отклонения, свя­занные с пубертатом, и психическая неуверенность, кото­рая вуалируется явно выраженным волевым контролем. За­стенчивая по натуре девочка на самом деле очень нуждает­ся в общении. Спонтанность её поведения тормозится склон­ностью к рефлексии. Задатки способностей у девочки хоро­шие, так как ее интеллект и психическая работоспособность превышают средний уровень. Личность девочки уже сфор­мирована, для своего возраста она разумна, понятлива. Почерк демонстрирует формальную сформированность лич­ности и хорошее самообладание.

Результаты теста «ЗВ» свидетельствуют о неуверенности девочки в большей степени, чем результаты анализа почер­ка. Без сомнения, речь идет не только о подростковых про­блемах, но и о глубоко скрытом конфликте, для определе­ния причин которого уже имеются некоторые отправные точки. Эмоции девочки носят аффективный характер и дезо­риентированы, несмотря на активное усилие их рациональ­но понять. Только тест «ЗВ» дает возможность прояснить тематику внутренней возбужденности и аффективной на­пряженности внешне тихой девочки. Кроме того, тест не ограничивает игровое пространство для индивидуальной фан­тазии, которое обычно предоставляется только при рисова­нии на свободную тему. Это позволило выявить у девочки высокую внутреннюю тревогу. Душевная неуверенность здесь выражается как страх существования. Налицо явная регрессия.

Графический тест Вартегга дает сведения о содержании переживаний девочки, подтверждающие предположение о регрессии. Тринадцатилетняя девочка убегает в мир детства, но все же она угнетена тяжестью и запутанностью пробле­мы. Снижение успеваемости в школе могут быть объяснены блокированием импульсов бессознательного. Несмотря на

очевидные нарушения психики, результаты теста выявляют общительность и понятливость ребенка.

Наконец тест «Дерево» дополняет уже известную карти­ну. Он также подтверждает тенденцию к регрессии. Детали рисунка проясняют причину конфликта, который, по-види­мому, обусловлен отношениями между матерью и дочерью. Характер изображения дерева выявляет не только диффуз-ность переживаний, но и особенности внешнего поведения девочки, благодаря которым она не открывает свои пережи­вания в непосредственном общении. И, наконец, особенно­сти проекции структуры «Я» в тесте «Дерево» говорят о наличии проблем у девочки в понимании себя. В целом же, это сильный и психически выносливый человек, что под­тверждается анализом почерка.

В раннем детстве девочка пережила развод родителей. После этого ее воспитывала мать, с которой у неё сло­жились очень близкие отношения. Позже, в результате новой связи матери, у нее появился приемный отец, ко­торый умер при драматических обстоятельствах. Из-за этого их маленькая семья день за днем стала разру­шаться. Вопрос о вине матери в смерти отчима внес конфликт в их прежде ничем не омраченные отноше­ния, и, как показали результаты теста, вопрос этот все еще остается тягостным и неразрешенным. Ребе­нок потерял чувство защищенности, к тому же, теперь он должен справляться со своими проблемами один.

О защитном механизме регрессии, которая выявлена при тестировании, важно знать лицам, занятым попе­чением и воспитанием девочки, так как это необходимо учитывать. При общении с ней важно также отслежи­вать переживаемый конфликт, для того чтобы береж­но, с материнской заботой помочь исцелению девочки от душевной травмы.

Часть 3

Области применения теста «Звезды и Волны»

  1. Тест «ЗВ» как тест на школьную зрелость

Одной их эффективных областей применения теста «ЗВ» является оценка готовности детей разных групп и популя­ций к обучению. Как оказалось, в среднем эта готовность наступает приблизительно в 5 лет, то есть за год до возраста поступления в школу в Германии. Возраст поступления в школу и требования к дошкольнику определяются, естествен­но, средне статистическим показателям готовности к обуче­нию. При современной интенсивной миграции целых групп населения можно прийти к ошибочным решениям, если не учитывать различия во времени наступления школьной зре­лости в различных группах населения.

 

Чтобы наглядно показать развитие тестовых рисунков от каракулей до полноценного изображения, приводятся при­меры трех основных стадий этого процесса развития. На рис. 98 мы видим спонтанные каракули ребенка, который еще не обращает внимания даже на рамки. На рис. 99 уже довольно отчетливо можно выделить звезды и волны и гар­моничное расположение их в рамке. Но в рисунке все «пе­репутано» — это встречающаяся у многих детей во всех странах переходная стадия развития перед началом обуче­ния в школе. И только на рис. 100 звезды нарисованы имен­но над волнами.

Так как не всегда очевидно, действительно ли ребенок уже понимает, что такое «звезды» и «волны» и может о них размышлять, то для статистической обработки нам нужен соответствующий критерий. Итак, только замкнутые, име­ющие округлые формы фигуры могут считаться звездами, только гибко раскачивающийся или маятниковый след штриха — волнами. Обработка тестов требует известной тренировки.

Первые результаты статистических исследований школь-' ной зрелости были получены в Германии. Они были пред­ставлены в первом издании книги (см. с. 234 настоящего издания). С тех пор появились данные еще из четырех стран. При этом в качестве полноценного ответа рассматривались как правильное расположение звезд над волнами, так и «пе­репутанные» рисунки. Ибо в обоих случаях задание было понято, а перепутанность является психологическим момен­том, который порой встречается также и у взрослых людей. На рис. 101 представлена диаграмма результатов, полу­ченных при тестировании немецких детей (отдельно для девочек и мальчиков). На второй диаграмме (рис.102) сопо­ставляются результаты из пяти стран. Прокомментируем эти данные. Во-первых, для наглядности мы суммировали ре­зультаты разных полов, хотя последние были собраны по отдельности. Во-вторых,,не всегда была возможность выдер­жать все условия для полной статистической репрезента­тивности данных. Для этого нужно было, чтобы в каждой' возрастной группе мальчиков и девочек было протестирова но по 100 или, по крайней мере, по 50 человек. Для млад­ших групп этого достичь не удалось, так как это зависит часто от внешних обстоятельств. Так, например, французс­кая кривая в связи с традициями школы Maternelle, в кото­рую принимают детей уже с 2-х лет, начинается раньше других. Кроме того, существуют детские сады, принимаю­щие не только хорошо развитых детей. Нужно, чтобы в них был представлен репрезентативный социальный состав на­селения. Далее, нужно учитывать, в каком населенном пун­кте живут дети. Город с миллионным населением может по-другому влиять на ребенка, нежели небольшой. Например, в Германии нами сознательно были выбраны 10 детских садов из двух типичных средне-населенных городов. Во Франции же был выбран Париж, и, кроме того, довольно развитые группы, что, конечно, отразилось на результатах. Несмотря на все это, кривые развития из всех пяти стран схожи. Осо­бенно бросается в глаза значительный прирост в течение одного года и наступающая затем фаза стабильности.

Приведенные здесь статистические данные должны рас­сматриваться как результаты пробного исследования и стать основой для дальнейших исследований. И, хотя объяснение различиям в возрасте наступления школьной зрелости еще не найдено, собранные факты являются началом работы в этом направлении. В особенности они должны побудить продолжение исследований в США, откуда получены ре­зультаты тестирования чернокожих детей. Не обусловлен ли сдвиг возрастной кривой этническими или социальными причинами, не является ли решающим в отношении этого, то, что школьная система, создана для белых, и тем самым уже до поступления в школу программирует для черноко­жих детей худшие шансы. Это — проблема не только инди­видуальная, но и государственная, и поэтому, при достаточ­но откровенной дискуссии, она должна послужить стиму­лом для дальнейших исследований в США. Нужно помнить, что более позднее созревание не означает низкий интел­лект, но может привести к тому, что его развитием будут заниматься меньше.

 

 

  1. Проверка развития в детском возрасте

 

Когда все требования теста выполняются, он может быть использован для решения других задач. Это оказывается возможным, потому что тест «ЗВ» является проективным тестом, с помощью которого можно определить как индиви­дуальные особенности личности, так и наличие психичес­ких расстройств. Покажем это на примерах, где дана инфор­мация для изменения тактики воспитания и раскрываются возможности для отслеживания хода развития.

Тест на рис. 103а выполнен пятилетним мальчиком. Зада­ча решена, и он даже рисует три вида звезд, что, как прави­ло, является признаком творческих способностей. Но какой ущербной выглядит картина! Звезды зачернены, с нечетки­ми контурами, а волны как камни и выстроены на нижнем краю рамки так, как будто держатся за неё. Волновая линия не гибка, а выглядит судорожной и местами сдавленной.

Мальчик начинает рисовать робко, избегает прикосновения к левому краю, и только в конце рисунка располагает «кам­ни» несколько свободнее. Нельзя упустить, что и техника штриха волн, и тщательное прорисовывание линий у двух самых правых звезд говорят об аккуратности и контроле. Воспитатель видит, что тут достигнут уровень интеллекта, необходимый для выполнения простых задач. Нужно только подбодрить ребенка, дать ему-возможность проявить себя. Воспитатели ребенка это очевидно поняли! Об этом гово­рит рисунок 1036, нарисованный год спустя. Мальчику те­перь 6 лет, он пошел в школу. Каким веселым кажется ри­сунок! Звезды очень крупные, но не сталкиваются друг с другом. Размах лучей говорит о том, что в этой маленькой личности что-то пришло в движение. И хотя волна все еще избегает левого края и начинается неуверенно, она все же отважно вздымается лихой дугой вверх. И что важно: ей уже не нужно «держаться» за нижний край. Успешное раз­витие, так должно бы быть чаще.

То. что снижение напряжения и «нормализация» лично­сти не всегда удается, видно из анализа рисунков 104а и 1046. Первый рисунок (104а) был сделан пятилетней девоч­кой, то есть он нарисован примерно в том же возрасте, что и рисунок предыдущего мальчика (рис. 103а). Девочка тоже не уверена в себе, но реагирует на задание иначе. Она спон­танна, активна и прямо-таки «бросается» на задание, чтобы энергичными усилиями компенсировать то, что не может создать путем отвлеченной концентрации. Каждая звезда — а они все нарисованы жестко — прямо-таки вымучена. Вол­нам также пришлось почувствовать волю ребенка. Она на­чинает непосредственно у левого края и рисует волны на манер башен — жестких, острых, массивных и при этом прочно прикрепленных к нижнему краю рамки. Да, они даже бесконтрольно вылезают за рамки. Очевидно, что ребенок, не охватывая взглядом всю картину, заканчивает предпос­леднюю волну вертикально, для того чтобы втиснуть в ос­тавшееся пустое место еще одну волну, нарисованную в виде рудиментарного «столба».

 

 

 

Совершенно определенно, следующий рисунок, сделан­ный спустя год, показывает заметный прогресс в развитии ребенка (рис. 1046). Девочка рисует плоские звезды, контур которых еще довольно беспомощный, но уже свидетельству­ющий о чувстве пропорции. То, что в конце опять возникает толчея, видно по последним трем звездам. Улучшилась и форма волн, хотя они все еще остаются «камнями» и не отрываются от поддерживающего их нижнего края рисунка. Благодаря плоскостной форме деталей возникает ощущение тепла и душевности, но рисунку не достает интеллектуаль­ности. По-видимому, это медлительный ребенок со статич­ным, непредприимчивым темпераментом.

Большой прогресс обнаруживается в серии рисунков 105а, 1056, 105в. Первый рисунок осуществлен пятилетней девочкой не полностью. Тщательность исполнения рисунка позволяет исключить из возможных причин этого халат­ность, совершенно очевидно, что она, при всей своей стара­тельности, просто не справилась с рисунком. Поэтому от­сутствует впечатление завершенности картины. Девочка осу­ществляет предметный подход. Звезды и волны прилежно выстроены. Штрих легкий и хрупко-легкий, робкий. Здесь также волны выглядят как камни. Кроме того, можно пред­положить, ребенок начал рисовать справа налево, возмож­но, он скрытый левша.

Во время исполнения рисунка 1056 девочке уже шесть с половиной лет и она ходит в школу. Ее развитие говорит о том, что у нее чуткая учительница. Маленькая девочка все еще легким нажимом очень осторожно и тщательно выво­дит звезды (обратите внимание на точное пересечение лу­чей в середине звезд!), но даже теперь остается очень боль­шое пустое пространство между звездами и волнами. Одна­ко, расположение звезд становится более свободным, что позволяет говорить об образном подходе. А отсюда следует, что рисовальщица учитывает и рамки, и строит картину как целостное образование. В рисунке луны видно игровое на­чало. Волны отодвинуты от нижнего края рисунка и проре­зают всю картину одной гармоничной линией. Совершенно очевидно, ребенок начал рисовать с левой стороны листа, что еще раз доказывает, что дети ориентируются скорее оптически и поэтому нельзя переоценивать то, в каком на­правлении начато рисование.

Спустя лишь полгода был сделан рисунок 105в. Вряд ли кто-либо мог ожидать такого прогресса от ребенка, еще в пять лет рисовавшего так, как на рисунке 105а. Теперь, несомненно, дано образное решение. Скопление звезд в се­редине рисунка не выглядит кучей, нет, они окружают выде­ленною центральную звезду, вернее луну. Волна нарисова­на в том же стиле, что и на рис.105б, и еще более отдалена от края рамки. Сколько силы и уверенности в себе обнару­живает этот рисунок! Хороший результат, мотивирующий учителей способствовать бережному развитию детей.

Совершенно иная проблема обнаруживается в серии рисунков 106а, 10б, 106в. Уже первый рисунок (рис. 106а) мальчика четырех с половиной лет выполнен свободно, по­чти мастерски. Звезды, составленные из линий, свободно разбросаны. Удивляет наличие еще трех звезд другого типа, у них оставшаяся не зарисованной середина кажется блес­тяще сияющей. Под ними выделяется полумесяц. Линия воды начинается у левого края и, постепенно нарастая, движется по пространству картины, поочередно то маленькими, то большими волнами. Штрих гибкий, а у звезд, за исключени­ем луны, легкий. Луна выделяется четким штрихом, кото­рый мог возникнуть из-за повышенного внимания во время её рисования. Картина решена гармонично и образно. В будущем можно ожидать от мальчика творческих достиже­ний.

Гораздо более упорядоченно, но так же умело выглядит рис. 106б, выполненный в возрасте приблизительно пяти с половиной лет. Рисунок выполнен осознанно и, тем не ме­нее, легко и свободно. «Верх» и «низ» выделены здесь еще больше, заметно, что достижение целостности изображения в глазах ребенка уступает место стремлению хорошо выпол­нить задание. Штрих легкий, местами четкий. В характере штриха участие сознания проявляется более сильно, чем в легком штрихе первого теста, более эмоционального.

Через несколько месяцев (мальчику теперь 5 лет 10 ме­сяцев, и он скоро пойдет в школу) появляется картина, которую можно рассматривать почти что как синтез прекрас­ной образности решения первого теста и высоких притяза­ний второго. Образное решение теперь более зрело и полно, но при этом образы картины сформированы целенаправлен­но и осознано (рис. 105в). И, хотя мы уже не обнаруживаем гениальный размах первого теста, тем не менее, ребенок предъявляет к себе весьма высокие требования. В небе по­являются облака, а волны, изогнутые горбом, ритмично дви­жутся слева направо. То, что это происходит за счет потери легкости и гибкости штриха, не удивительно в этом возрас­те. Характер штриха теперь четкий, местами четко-резкий, что является следствием осознанного, излишне подчеркну­того контроля.

 

 

 

Четвертая картина получена через семь месяцев, в возра­сте шести с половиной лет. Теперь уже это не просто рису­нок, а «достижение», о котором его никто не просил. То, что звезды и волны здесь оттеснены на задний план, можно понимать и буквально. Ребенок прямо-таки хвастается сво­им недавно приобретенным умением писать. Как жаль! Не всегда во власти учителя смирить честолюбивые притяза­ния ребенка, для того чтобы дать больше места игровым и творческим возможностям. Нужно задуматься, не слишком ли мы хвалим способных детей за то, что они «уже!» могут. Так как, естественно, такое одобрение стимулирует ребенка устремляться в том направлении, которое, столь очевидно, обеспечивает признание его талантов. Но не только требо­вание быть успешным может перенапрячь ребенка, и другие причины могут нарушить благополучное целостное разви­тие личности.

3. Возможности теста «ЗВ» при консультировании конфликтов

В то время как гармоничное развитие личности можно на­блюдать посредством повторного тестирования как в зерка­ле, и вмешательство психолога требуется только для не­большой коррекции, то в случае более глубоких психических расстройств человек становится пациентом или клиен­том психолога. Приведем три примера, для того чтобы пока­зать, как проявляется это в тесте «ЗВ».

То психическое напряжение и дефицитарность окруже­ния, которые часто не проявляются в детстве, прорываются тем сильнее в переходном возрасте. До пубертата ребенок получает естественную поддержку семьи как группы перво­начальной социализации. Если же такая поддержка отсут­ствует, а нормы поведения являются негативными, то у ре­бенка часто возникает компенсаторная защитная установ­ка, гиперприспосабливаемость, обеспечивающая ему выжи­вание. Во время пубертатного кризиса, вызванного эндоген­ными причинами, психика такого ребенка «надламывается». На рисунке 107 представлена проекция личности такого ребенка, он находился на стационарном психотерапевтичес­ком лечении в психиатрической клинике. Его психическое расстройство сказалось на школьной успеваемости, а также на социальной адаптации поведения. В рисунке проявляют­ся серьёзные психические проблемы, тем более, что нарисо­ванная в нижнем левом углу картины скала горизонтально тянется через всю картину и тем самым выражает двойной барьер. Даже в конце картины, справа обнаруживаются кам­ни. И весь скальный массив наделен камнями. Волны гро­моздятся беспокойными горами, что особенно тревожно ввиду тихого и замкнутого характера ребенка. Сколько не­ясных чувств таит ребенок. Небо заполнено звездами-точка­ми, что редко встречается в этом возрасте, так как такие звезды свидетельствуют о рациональности и духовности. Узкий, сдавленный месяц еще одно подтверждение этому. Очевидно, что начатая терапия должна осуществляться весь­ма осторожно, так как лечение при столь мощном блокиро­вании потребует много времени.

Ситуация ребенка сравнима с той, что описана в преды­дущем параграфе, так как его болезнь началась в том же возрасте. Из рассказов родителей понятно, что психические проблемы ребенка возникли довольно рано. Когда ему было 6 лет, родители решили развестись, но вынуждены были жить вместе в одной маленькой квартире и постоянно ругались. Так как трудно было найти вариант разъезда, то враж­дующие родители напрасно ждали, а ребенок же все больше замыкался в себе: это был его единственный шанс выжить. К началу переходного возраста произошел психический срыв. К счастью, у ребенка теперь есть опытный психотерапевт.

Молодой человек, автор рисунка 108 является пациен­том психиатрического отделения и как раз только начал психотерапию. Результаты тестирования показывают нали­чие проблемы, выражающейся в психосоматических нару­шениях и приведшей к стремительному падению школьной успеваемости. В основе лежит особый, хоть и не редкий тип семейного конфликта, а именно, сложные отношения меж­ду отцом и сыном. Рисунок не говорит о том, каков отец в действительности, а только о том, каким видит его сын. Возможно, он предъявлял слишком высокие требования к образу отца, или же действительно находился под прессин­гом известности отца, чей пример был для него не дости­жим. Возможны и другие причины напряженности этих от­ношений, которые после пубертата обязательно должны изменяться. Если ребенок освобождается от семейного сим­биоза, который проявляется в слитности переживаний, то он становится партнером своим родителям. Теперь он смот­рит на них с другой позиции, часто критично и амбивален­тно, а иногда и с ненавистью. То, что это чаще затрагивает отношения между отцом и сыном или матерью и дочерью, связано с бессознательной потребностью родителей, служить примером для ребенка того же пола.

Если верить тесту, у сына сложное отношение к отцу, проявляющееся в амбивалентных (глубоких и напряженных) к нему чувствах. В детстве жестокий отец бил ребенка, а иногда и любимую сыном мать. В 17 лет он рисует массив­ную скалу, причем ее твердость и несгибаемость подчеркну­та четко-резким штрихом. Прямоугольная форма скалы де­лает её еще неприступнее. Затем на вершине плато он рису­ет траву, кусты и даже дерево — символ жизни. Крохотный человечек сидит в ожидании, прислонившись к дереву, и смотрит на море. Но туда пути нет: морские волны разбива ются о скалу, и даже стремительно закручиваются буруна­ми (хотя первоначально волны текут спокойно). Картину дополняет бросающаяся в глаза центральная звезда — сим­вол Я. В смысле силы и излучаемой энергии она образует настоящий контрапункт, а ее расположение в вышине ука­зывает на вполне очевидное духовное партнерство. По-видимому, здесь играют роль различия в мировоззрениях отца и сына.

 

 

 

Неоднократно на беседу ко мне приходил уже не совсем юный человек; но он никогда не искал психологической консультации и постоянно от неё отказывался, если об этом заходила речь. Он был глубоко несчастен, что он признавал за собой, но он был также и закрепощен, что он отрицал. Все же однажды он согласился на тестирование (рис. 109).

Обычно, если рисующий хочет показать движение воды, то он направляет её или налево, или, что бывает чаще, на­право. Тут же движение весьма специфично: вода, если можно так сказать, вспучивается. При этом она изгибается, как это делают некоторые цветы, когда они начинают увя­дать. Эмоциональное решение усиливает это впечатление, а сдержанное изображение неба создает впечатление света. Звезды окружены сиянием, которого художник добился, оставляя это пространство не закрашенным, а несущая свет луна слева своей ясностью образует явственный контрапункт клубящейся водной массе.

Следует обратить внимание на то, что четко-резкий контур луны является единственным случаем штриха, свидетельствующим об участии в процессе сознательного волевого усилия. Остальные части картины выполнены тонированным или даже тонированно-размазанным штрихом. При ближайшем рассмотрении оказывается, что течение вод, в которых собственно нельзя разглядеть отдельные волны, целиком повернуто влево. Это верный признак застенчивости в общении. В данном случае такое суждение полностью справедливо.

Автор рисунка бросил учиться и в общеобразовательной, и в профессиональной школе. Затем он много раз пытался начинать работать в различных сферах, но всякий раз бро­сал. При этом он обнаруживал различные способности и тем самым все время подавал своей семье новые надежды на стабилизацию, прежде всего в материальном отношении. Два его брака распались, при этом молодой человек очень страдал, но не шел на компромиссы. От психотерапии он отказался.

Сегодня «тихое бегство» от жизни среди молодежи не редкость. Чаще же молодые люди изживают свой адолесцентный криз («Кризом можно назвать ситуацию, фазу в развитии человека или общества, которая характеризуется проблемами или способами по­ведения, выпадающими из контекста прошлого опыта и условий, про­блемами для которых нет готовых решений». Психотерапия детей и подростков/под ред. X. Ремшмидта. — М., Мир, 2000. — с. 492. В данном случае речь идет о юношеском возрасте, во время которого часто проявляется описанный Э. Эриксоном кризис идентичности, одним из признаков которого может выступать противоречие между стремлением к идеальности и потребностью экспериментировать, то есть между стремлением быть верным и изменять. — прим. ред.) в стремлениях улучшить мир или в громогласной борьбе с существующим общественным порядком. Но у интровертированных личностей в этот период часто возникает ощущение беззащитности. Уход в свой внутрен­ний мир не только ограничивает контакты с окружающим миром, но и преграждает путь к критической оценке самого себя.

Date: 2016-05-18; view: 418; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию