Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальное окружениеа) неблагоприятное б) удовлетворительное в) благоприятное
Дополнительные замечания: заикается, отец пьет. Тема понята. Однако, звезды и волны, изображенные в изобилии, излишне стиснуты. Этот семилетний мальчик не принял во внимание пространственные координаты тестового бланка. Возможно, он повернул лист, при этом волны оказались как бы изолированными. Ребенок производит впечатление способного и полного сил человека, но имеет нарушения психики. Симптомы нарушений психики: разработка пространства, характер движения, формы изображенных деталей и особенности штриха.
Координация движений а)неуклюжий б) требуются упражнения в) ловкий Отклонения в поведении а) заторможенный б) непослушный в) агрессивный Общительность а) робкий б) естественный в) активный Физическое состояние а) болезненный б) норма в) полон сил Поведение в игре а) вялый б) включающийся в игру в) инициативный Социальное окружение а) неблагоприятное б) удовлетворительное в) благоприятное
Хорошо нарисованная картина выполнена с позиций образного подхода. Ребенку 10 лет, посещает группу продленного дня. Подчеркнуто декоративные звезды выделяются на тонированном фоне картины своим четко-резким штрихом. Агрессивная, по мнению воспитателей девочка рисует скалу справа, что часто является символом противостояния окружающей среде. Признаки нарушений психики: четко-резкий штрих, скала. Примечания Приведенные в данном разделе рисунки собраны по детским садам и группам продленного дня. Исследование касалось следующих вопросов: каким образом в тесте «ЗВ» проявляются личностные особенности маленьких детей; с какого возраста можно ожидать понимания и выполнения инструкции теста и как соотносятся друг с другом результаты тестирования и суждения воспитателей о ребенке. То, как проявляются психические особенности малышей в тесте «ЗВ», было продемонстрировано нами на примере анализа пятидесяти рисунков. Для определения статистики психически здоровых и проблемных детей данная выборка не является статистически репрезентативной, но она позволяет проиллюстрировать возможности данного метода. Среднестатистический возраст, при достижении которого ребенок способен выполнить тест, был изучен в обширной статистической работе, результаты которой даны в приложении. Этот возраст может быть обусловлен географическими и культурными особенностями, а также зависит от семейных обстоятельств ребенка. Как показывает модель, суждения воспитателей о ребенке были стандартизированы по шести группам вопросов. Желательно было бы иметь значительно больше сведений о ребенке, например, количество детей в семье, профессия родителей и т.д. Однако все эти вопросы требовали от воспитателей слишком больших временных затрат, поэтому от них пришлось отказаться. Группа вопросов №4 заполнялась, если проявлялись отклонения в поведении ребенка, группа №6 — только если была известна обстановка в семье. В ходе исследования было замечено, что определение «благоприятная среда» иногда понималось неверно. Мы предполагали здесь выяснить, способствуют ли домашняя обстановка развитию ребенка. Это, однако, в наши дни оценивается по-разному. Иногда, как выяснилось впоследствии, ответом «благоприятная» среда воспитатели хотели указать на готовность семьи содействовать развитию ребенка, что не всегда соответствует объективной необходимости. Данное разночтение обнаружилось благодаря тому, что в некоторых случаях дети, из так называемых «благополучных» семей, проецировали на рисунок нервозность своего состояния, и одновременно оценивались как «непослушные». Последнее суждение тоже нуждается в комментарии. Сегодня довольно часто из лучших побуждений дети воспитываются по принципу «отсутствия фрустраций». Это означает, что родители должны как можно меньше говорить «нет» ребенку. Когда же потом родители капитулируют перед выращенными таким образом маленькими тиранами, то они охотно сплавляют их в детский сад. То есть «непослушный» в данном контексте не всегда говорит о серьезном недостатке характера, основанном на неустойчивости настроения. Следующее замечание относится к характеристике «робкий». В детские сады чаще всего ходят единственные в семье дети, так как их матери довольно рано по сравнению с многодетными матерями настроились на профессиональную самореализацию. Именно единственные в семье дети, попадая в новую среду и в совершенно непривычную группу, слегка робеют. Однако к этой характеристике нужно отнестись весьма серьёзно, если одновременно ребенок оценивается и как «заторможенный». Интересно также отметить, что при анализе тестов обнаружились разные причины проявления агрессивности личности, отмечаемой и воспитателями. Особенно выделялись два мотива: во-первых, неорганизованная активность подвижного ребенка, во-вторых, компенсация беспомощности и слабости. Здесь открывается широкое поле для исследования взаимосвязей между производными свойствами, к которым относится агрессивное поведение, и основополагающими первичными свойствами личности. Прежде всего, достойными внимания являются указания воспитателей на такие сочетания свойств личности ребенка, которые невозможны у душевно здорового человека. Так, активный ребенок, в сущности, не бывает вялым (как, например, в указаниях к рис. 56), инициативный ребенок не бывает заторможенным (как в указаниях к рис. 68). В таких случаях необходимо продолжить выяснение обстоятельств жизни и биографии ребенка. В целом, суждения воспитателей совпадают с показаниями тестов, и' это подтверждает нашу гипотезу о высокой диагностической ценности теста «ЗВ». Однако бывали и неожиданности, которые имеют не меньшую ценность для практики. Обнаружились тесты, результаты которых не совпадали с суждениями воспитателей о ребенке. Во-первых, дети из «неблагоприятной» среды создавали гармоничные, без явных нарушений рисунки. Например, рисунок 74 семилетнего цыгана, который плохо успевает в учебе. Здесь следует принять во внимание, что не всякая семейная среда, которую мы, исходя из наших традиций, расцениваем как «неблагоприятную», является таковой для ребенка. Так, если в двух комнатах живут 10 человек, то это может до такой степени быть привычным способом общежития, как, например, у цыган, что для ребенка это норма. Полевое этнологическое исследование показало, какое значение имеют групповые нормы для чувства «Мы» (и, соответственно, для ощущения своей защищенности) у отдельной личности и особенно у ребенка. Другой случай более серьезный. У детей, у которых воспитатели не заметили каких-либо серьёзных проблем, результаты тестирования, напротив, свидетельствовали о нарушениях психики. Здесь, прежде всего, можно сослаться на рисунки 60 и 69. В первом случае анамнез позволяет предположить, что нарушения психики остались после перенесенного менингита. Во втором случае ребенок пережил развод родителей, и эта травма могла оставить след. В обоих случаях причины психических расстроиств следует искать в раннем детстве. По опыту известно, что в более позднем возрасте при сильных нагрузках или в периоды возрастных кризисов часто встречаются тяжелые нарушения поведения, причины которых непонятны. Они могут быть следствием психических травм, полученных в детстве. Это подчеркивает важность их раннего выявления. Следует отметить еще несколько моментов. Пространственные искажения верха и низа при изображении звезд и волн можно было наблюдать только лишь у детей из неблагоприятной среды (рис. 40, 75). Угловые формы у волн позволяют сделать заключение о напряженном блокировании естественного поведения ребенка (рис. 40, 46, 52, 69). Волны в виде отдельных кругообразных образовании также встречаются только у детей, живущих в неблагоприятной среде. Они могут быть интерпретированы как выражение самоизоляции ребенка (рис. 36, 56, 67, 68, 70).
II. Интерпретация результатов тестирования
|