Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное окружение





а) неблагоприят­ное

б) удовлетвори­тельное

в) благоприятное


 

Дополнительные замечания: заикается, отец пьет.

Тема понята. Однако, звезды и волны, изображенные в изобилии, излишне стиснуты. Этот семилетний мальчик не принял во внимание пространственные координаты тестового бланка. Возможно, он повер­нул лист, при этом волны оказались как бы изолированными. Ребенок производит впечатление способного и полного сил человека, но имеет нарушения психики. Симптомы нарушений психики: разработка про­странства, характер движения, формы изображенных деталей и особен­ности штриха.

 


Координация движений

а)неуклюжий

б) требуются упражнения

в) ловкий

Отклонения в поведении

а) заторможенный

б) непослушный

в) агрессивный

Общительность

а) робкий

б) естественный

в) активный

Физическое состояние

а) болезненный

б) норма

в) полон сил

Поведение в игре

а) вялый

б) включающийся в игру

в) инициативный

Социальное окружение

а) неблагоприят­ное

б) удовлетвори­тельное

в) благоприятное


 

Хорошо нарисованная картина выполнена с позиций образного под­хода. Ребенку 10 лет, посещает группу продленного дня. Подчеркнуто декоративные звезды выделяются на тонированном фоне картины своим четко-резким штрихом. Агрессивная, по мнению воспитателей девочка рисует скалу справа, что часто является символом противостояния ок­ружающей среде. Признаки нарушений психики: четко-резкий штрих, скала.

Примечания

Приведенные в данном разделе рисунки собраны по детским садам и группам продленного дня. Исследование касалось следующих вопросов: каким образом в тесте «ЗВ» проявляются личностные особенности ма­леньких детей; с какого возраста можно ожидать понимания и выполне­ния инструкции теста и как соотносятся друг с другом результаты тес­тирования и суждения воспитателей о ребенке.

То, как проявляются психические особенности малышей в тесте «ЗВ», было продемонстрировано нами на примере анализа пятидесяти рисун­ков. Для определения статистики психически здоровых и проблемных детей данная выборка не является статистически репрезентативной, но она позволяет проиллюстрировать возможности данного метода.

Среднестатистический возраст, при достижении которого ребенок способен выполнить тест, был изучен в обширной статистической рабо­те, результаты которой даны в приложении. Этот возраст может быть обусловлен географическими и культурными особенностями, а также зависит от семейных обстоятельств ребенка.

Как показывает модель, суждения воспитателей о ребенке были стан­дартизированы по шести группам вопросов. Желательно было бы иметь значительно больше сведений о ребенке, например, количество детей в семье, профессия родителей и т.д. Однако все эти вопросы требовали от воспитателей слишком больших временных затрат, поэтому от них при­шлось отказаться. Группа вопросов №4 заполнялась, если проявлялись отклонения в поведении ребенка, группа №6 — только если была изве­стна обстановка в семье.

В ходе исследования было замечено, что определение «благоприятная среда» иногда понималось неверно. Мы предполагали здесь выяснить, способствуют ли домашняя обстановка развитию ребенка. Это, однако, в наши дни оценивается по-разному. Иногда, как выяснилось впоследствии, ответом «благоприятная» среда воспитатели хотели указать на готовность семьи содействовать развитию ребенка, что не всегда соответствует объек­тивной необходимости. Данное разночтение обнаружилось благодаря тому, что в некоторых случаях дети, из так называемых «благополучных» се­мей, проецировали на рисунок нервозность своего состояния, и одновре­менно оценивались как «непослушные». Последнее суждение тоже нуж­дается в комментарии. Сегодня довольно часто из лучших побуждений дети воспитываются по принципу «отсутствия фрустраций». Это означа­ет, что родители должны как можно меньше говорить «нет» ребенку. Когда же потом родители капитулируют перед выращенными таким обра­зом маленькими тиранами, то они охотно сплавляют их в детский сад. То есть «непослушный» в данном контексте не всегда говорит о серьезном недостатке характера, основанном на неустойчивости настроения.

Следующее замечание относится к характеристике «робкий». В дет­ские сады чаще всего ходят единственные в семье дети, так как их матери довольно рано по сравнению с многодетными матерями настроились на профессиональную самореализацию. Именно единственные в семье дети, попадая в новую среду и в совершенно непривычную группу, слегка робе­ют. Однако к этой характеристике нужно отнестись весьма серьёзно, если одновременно ребенок оценивается и как «заторможенный».

Интересно также отметить, что при анализе тестов обнаружились раз­ные причины проявления агрессивности личности, отмечаемой и воспита­телями. Особенно выделялись два мотива: во-первых, неорганизованная активность подвижного ребенка, во-вторых, компенсация беспомощности и слабости. Здесь открывается широкое поле для исследования взаимосвязей между производными свойствами, к которым относится агрессивное пове­дение, и основополагающими первичными свойствами личности.

Прежде всего, достойными внимания являются указания воспитате­лей на такие сочетания свойств личности ребенка, которые невозможны у душевно здорового человека. Так, активный ребенок, в сущности, не бывает вялым (как, например, в указаниях к рис. 56), инициативный ребенок не бывает заторможенным (как в указаниях к рис. 68). В таких случаях необходимо продолжить выяснение обстоятельств жизни и био­графии ребенка.

В целом, суждения воспитателей совпадают с показаниями тестов, и' это подтверждает нашу гипотезу о высокой диагностической ценности теста «ЗВ». Однако бывали и неожиданности, которые имеют не мень­шую ценность для практики. Обнаружились тесты, результаты которых не совпадали с суждениями воспитателей о ребенке.

Во-первых, дети из «неблагоприятной» среды создавали гармонич­ные, без явных нарушений рисунки. Например, рисунок 74 семилетнего цыгана, который плохо успевает в учебе. Здесь следует принять во вни­мание, что не всякая семейная среда, которую мы, исходя из наших традиций, расцениваем как «неблагоприятную», является таковой для ребенка. Так, если в двух комнатах живут 10 человек, то это может до такой степени быть привычным способом общежития, как, например, у цыган, что для ребенка это норма. Полевое этнологическое исследова­ние показало, какое значение имеют групповые нормы для чувства «Мы» (и, соответственно, для ощущения своей защищенности) у отдельной личности и особенно у ребенка.

Другой случай более серьезный. У детей, у которых воспитатели не заметили каких-либо серьёзных проблем, результаты тестирования, на­против, свидетельствовали о нарушениях психики. Здесь, прежде всего, можно сослаться на рисунки 60 и 69. В первом случае анамнез позволя­ет предположить, что нарушения психики остались после перенесенного менингита. Во втором случае ребенок пережил развод родителей, и эта травма могла оставить след. В обоих случаях причины психических расстроиств следует искать в раннем детстве. По опыту известно, что в более позднем возрасте при сильных нагрузках или в периоды возрастных кризисов часто встречаются тяжелые нарушения поведения, причины которых непонятны. Они могут быть следствием психических травм, по­лученных в детстве. Это подчеркивает важность их раннего выявления.

Следует отметить еще несколько моментов. Пространственные иска­жения верха и низа при изображении звезд и волн можно было наблю­дать только лишь у детей из неблагоприятной среды (рис. 40, 75). Угло­вые формы у волн позволяют сделать заключение о напряженном блоки­ровании естественного поведения ребенка (рис. 40, 46, 52, 69). Волны в виде отдельных кругообразных образовании также встречаются только у детей, живущих в неблагоприятной среде. Они могут быть интерпрети­рованы как выражение самоизоляции ребенка (рис. 36, 56, 67, 68, 70).

 

 

II. Интерпретация результатов тестирования

 

Date: 2016-05-18; view: 383; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию