Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Двадцать интерпретаций результатов тестирования. 2 pageИнтересна разработка пространства, которая в целом, несмотря на некоторую эксцентрику расположения звезд, выглядит почти соразмерной. Имеет значение величина пространства, занимаемая водой, а также, по сравнению со свободно разбросанными звездами, плотность, с которой нарисованы волны. Исходя из этого, можно предположить наличие у молодого человека более высокой чувствительности и душевной отзывчивости, чем та, которую он проявляет в непосредственном контакте с людьми. Кроме того, если рисунок оценивать символически, то здесь бросается в глаза «бодрость» звезд и «усталость» волн. Манера графики выступает здесь особенно показательным подтверждением и дополнением анамнеза и результатов других тестов. Одиночный штрих звезд, как и маятниковый штрих волн, одинаково хорошо и без дефектов выполнены. Однако в то время как звезды изображены уверенно, штрих рисунка волн неуверенный. Это говорит о свободной ориентации рисующего в сфере духовного и рационального и неуверенности в сфере эмоционального и инстинктивного. Этот диагноз подтверждается также случаями четкого' очерчивания звезд, в то время как штрих волн повсюду лёг-ко-хрупкий. Рисующий — сын состоятельных родителей с большими притязаниями, которым интровертированный мальчик пытается соответствовать. Однако его эмоциональные потребности явно не удовлетворены и душевные силы полностью не реализованы. Его выставленная напоказ заносчивость может быть понята как компенсация чувства одиночества. XIV
Почти правильно расположенные, акцентировано зачерненные шаровые звезды находятся в странном противоречии с диффузным ходом волн. Картина излучает беспокойство, хотя тема понята, и ответ на нее дан. Нельзя сказать однозначно, стремился ли рисующий использовать предметный или образный подход. Предположительно последнее, так как при хороших способностях к рисованию он мог бы более точно, более предметно изобразить звезды и волны. Возможно, дисгармония в изображении образов, которая соответствует неуравновешенному душевному состоянию молодого человека, произошла невольно. В рисунке доминируют звезды, хотя вода занимает половину пространства картины, а звезды покрывают лишь часть неба. Но в то же время тяжеловесные звезды, выглядят не освещающими, а, скорее, из-за усилия, с которым они нарисованы, подавляющими, точно падающие камни. Источник света справа вверху, предположительно, луна, выглядит не менее массивным и угрожающим. Рисующий очень хорошо использует и маятниковый, и одиночный штрихи, которые явно отличаются друг от друга и, кроме того, не выражают какой-либо неуверенности. Впечатляет широкий, тонированный, в некоторых местах размазанный штрих, которым нарисованы линии волн, что хорошо подчеркивает их неупорядоченность. В этом проявляется высокая чуткость юноши, но также и склонность к излишней раздражительности. Звезды изображены в разительно противоположном стиле, они выделяются своей упорядоченностью, расчлененностью на группы и акцентированной чернотой. Здесь, кажется, намечается конфликт между недостаточно определенными ориентациями автора и ярко выраженной потребностью в порядке и нормативности поведения. Символика рисунка едва ли может остаться незамеченной.
Сын враждующих родителей, которые годами «разыгрывают» ребенка между собой, посвящают и втягивают его в свою ссору. Апеллируя к его сыновнему долгу, они поочередно переманивают ребенка каждый на свою сторону.
XV
Хорошо и умело выполненный рисунок больше напоминает ночное небо над горным ландшафтом, чем над морскими волнами. Несоответствие между небом и водой очевидно. Автор (девушка), несомненно, предлагает эмоциональное решение теста, что противоречит ее поведению в семье и с окружающими людьми, где она демонстрирует кричаще резкую рациональность и эмоциональную холодность. При таком противоречии поражает соразмерность рисунка, что свидетельствует о душевной уравновешенности автора. Правда, последняя все же носит ограниченный характер, если принять во внимание доминирование неба, выражающееся не только в пространственной компоновке рисунка, но и в манере его исполнения. Особенности графики также подчеркивают доминирование неба и, следовательно, духовности, и, одновременно, недооценку эмоционального начала (воды). Одиночный и-маятниковый штрихи хорошо выполнены и не имеют дефектов. Однако техника штриха носит уверенный характер лишь в рисунке неба, а при изображении воды — неуверенная и осторожная. Звезды очерчены четко, местами даже резко, что свидетельствует о компенсаторном характере интеллектуальности девушки. Поверхность неба, напротив, закрашена насыщенным тонированным штрихом. Если рассматривать это как проекцию личностных свойств автора и одновременно как символ, то получим указания на странную особенность 16-летней девушки: штрих указывает на интенсивную, слишком чувственную восприимчивость, которая, однако, проявляется как отражение сущности рисующей не при изображении воды, а в сфере духовного, интеллектуального. То есть фактически фригидная, «возвышенная натура» вербально проявляет прямо-таки неприличную сексуальность. Ради своих притязаний на идеальность девушка жертвует верностью своим инстинктам. Одаренная дочь интеллектуальных «холодных» родителей, видимо, никогда не находила отклика на свою потребность в нежности. Предпочтение в семье отдается сестре, имеющей не столь трудный характер (по меньшей мере, так кажется, жгуче-ревнивой девочке). Протест против родителей понуждает ее к роли, которую она не может играть без самоотречения. Однако сильная девочка сможет, видимо, преодолеть трудности этого этапа своего развития. В беседе, после демонстрируемого вначале всезнайства, она оказалась отзывчивой и понимающей.
XVI
Рисунок выглядит маловыразительным и напряженным, и, несмотря на выделенность середины, децентрированным. Точно также автор ведет себя и в жизни. Можно предположить, что 17-летний юноша стремится осуществить эмоциональный подход, так как, вполне хороший рисовальщик, он мог бы выполнить рисунок более привлекательным образом. Несмотря на ощущение беспокойства, обусловленное манерой рисования, нельзя говорить о неравномерности размещения деталей, как впрочем, и гармоничности картины. Хотя в целом в рисунке можно увидеть некоторую равномерность размещения деталей, но в этом есть и определенная монотонность. Небо и вода пропорциональны, несмотря на то, что свободное пространство в середине картины выглядит пусто, и занимает при этом более трети площади всего рисунка. Хотя картина выглядит не спокойной, в технике штриха при ближайшем рассмотрении почти не проявляется неуверенности. Правда, одиночный штрих выполнен весьма скупо, точечные звезды повсюду не имеют контуров. Волны позволяют определить лишь попытку применить маятниковый штрих. Нигде нет изображения течения вод. Штрих при изображении звезд преимущественно четкий. Центральная звезда, символ репрезентации «Я» и самооценки рисующего, акцентировано зачернена и наводит на мысль о существовании конфликта в структуре самоопределения 17-летнего юноши. Волны нарисованы тонированным штрихом и лишь местами четким. В этом проявляется высокая чувственная восприимчивость молодого человека. В качестве особенно выразительного символа может быть рассмотрена центральная звезда, тем более что ее окружение также имеет смысловую нагрузку. Школьник имеет крайне неустойчивую самооценку, которая колеблется между переоценкой себя, а также нереалистичными представлениями о своей популярности («корона» вокруг центральной звезды!) и переживаниями собственной неполноценности и фрустрированности. Неуверенность в себе сказывается также на его поведении и успеваемости. Сын разведенных родителей, выросший на фоне восхищающейся им матери и презирающего отца. Воспитание осуществлялось в постоянно меняющейся среде. На некоторое время мать находила ему, «эрзац-отцов», к которым мальчик всегда сердечно привязывался и с которыми он всякий раз, к своему огорчению, вынужден был разлучаться, так как с ними расставалась мать.
XVII
Предположительно автор хотел нарисовать остроумную картину. Однако, в качестве ответа на тестовое задание она имеет проективное содержание и богата символами. Трудно решить, идет ли здесь речь об образном или смысловом решении. Более вероятно автор стремился к образному подходу. Картина выглядит свежо и динамично. Если рассматривать ее внимательно, удивляет то, что она не вызывает ощущения беспокойства. Напряженность, с которой она выполнена, взята под контроль, не раздражает наблюдателя, а наоборот, заставляет сосредоточиться на восприятии картины. Нельзя также говорить о пространственной дисгармоничности картины. Здесь дана прекрасная иллюстрация того, что соразмерность не обязательно предполагает равномерное распределение деталей рисунка. В пространственном отношении она гармонична. Середина картины остается свободной, но не кажется монотонной, напротив, за счет этого еще более выделяются вспенивающиеся волны. Легкий акцент на правой стороне рисунка заставляет задуматься, является ли автор экстравертом или это просто какой-то особенный период в его жизни. Техника штриха хорошая, уверенная и ярко выраженная, особенно в одиночном штрихе. Маятниковый штрих за счет подчеркивания волновых гребней кажется несколько вынужденным. Штрих звезд четкий, местами четко-резкий, особенно в контурах луны. Волны нарисованы тонированным штрихом. Высокий гребень волны, выполненный густо-' жирным штрихом, привносит жизненную ноту в рисунок, кажущийся излишне интеллектуальным. Вероятно, хорошо развитое логическое мышление автора рисунка скорее надстраивается, чем интегрируется с его восприимчивой, однако не столь чувствительной, сколь чувственной натурой. Тест, выполненный отстраненно и иронически, предлагает ряд символов. Звезды ярко выражены и разнообразны, их дополняет луна, к тому же она выделяется своим положением в центре картины. Так проявляется живой и деятельный интеллект. Едва ли намеренно, но все же показательно ис пользование в рисунке большого числа разнообразных звездных форм. В очень оригинальной манере нарисован в волнах символ рискованного и необдуманного приключения (даже намеренное изображение самого себя не могло бы быть более точным). Человек на водных лыжах видит сушу и даже дерево, но не замечает грозящей ему опасности. Дополнительным аспектом приключения является космический корабль и флаг у основания лунного серпа. Ученик старших классах вырос в США и посещал там школу. Живущие на широкую ногу, но несколько на показ, родители предоставили сыну много свободного времени для развития. Однако следствием этого явился длительный период дезориентации и экспериментирования.
XVIII Нежно выполненный рисунок кажется скромным, статичным и робким. Однако он принадлежит 18-летнему гимназисту, принуждаемому группой одноклассников к жесткому выяснению отношений. Ответ на тестовое задание, вероятно, выполнен с позиций образного подхода, хотя зритель также улавливает и настроение картины. В пространственном членении рисунок соразмерен, соотношение неба и воды пропорционально. Область середины заполнена выполненными легким штрихом точками, которые соединяют в единую картину звезды и волны. Чувства и рассудок молодого человека не столько интегрированы, сколько остаются для него нерасчлененны-ми. Большое значение имеет осторожная, местами боязливая техника штриха. Как одиночный штрих, так и маятниковый штрих широко используются. Однако, бросается в глаза разница между уверенным одиночным штрихом и неуверенным маятниковым штрихом. К тому же звезды нарисованы четким штрихом, а волны — легким, почти легко-хрупким. Следует обратить внимание на центральную звезду, которая указывает на актуальность тематики самооценки. Скромно, но уверенно она стоит в середине неба, окруженная ясно нарисованными звездами, более крупная и выделяющаяся особенностями графики. Слабые, лишь намеченные волны образуют с этим контраст, они дают возможность предположить у автора слабость характера или подавленность инстинктов. 18-летний юноша, хороший ученик, который, однако, в развитии своей личности еще проявляет детские черты. В основе этого лежит, скорее, не задержка в развитии, а слишком тесная связь с матерью. Имеющая черты Эдипова комплекса, нежная душевная связь с матерью носит взаимный характер.
XIX
Кажущийся воздушным рисунок выпадает из рамок обычных решений, что объясняется впечатлительной и, по причине болезни, гиперчувствительной самооценкой молодой девушки. Рисунок выполнен с позиций эмоционального подхода, не стремится к «красивости» изображения, а выражает сугубо личное отношение. Пространство поделено соразмерно соотношение неба и воды пропорционально. Лучи звезд создают впечатление целостности картины. Вода и звезды акцентированы, но совершенно разными способами. Так. вода производит впечатление за счет большой плотности изображения, а звезды приобретают свое особое значение благодаря исходящему от них и определяющему характер картины сиянию. Изображение волн выдает сильную, чувственно восприимчивую натуру. Идущее от акцентированных звезд-точек сияние направлено на воду и пронизывает ее до самого дна. Маятниковый штрих в рисунке волн размашист однако не производит впечатление динамичного, а, напротив, привносит в картину ощущение вязкости воды. Одиночный штрих в изображении звезд и луны выбран автором сознательно и целенаправленно, тем не менее, звезды-точки выглядят расплывчатыми. Тонированный характер штриха волн выдает чувственную восприимчивость девушки легко-хрупкие лучи дают возможность предположить эмоциональную гиперчувствительность и обидчивость. Девушка страдает от последствий травмы, пережитой в четырехлетнем возрасте и повлекшей за собой физическую неполноценность, которая затрудняет и отягощает столь необходимые ей социальные контакты.
XX
Рисунок выглядит немного по-детски, особенно в пропорциях. Зато в нем нельзя найти каких-либо отклонений. В этом рисунке мы видим предметное решение: образное содержание отступает на задний план перед неким «сообщением». Сдержанная, рационально мыслящая девушка не вкладывает в картину свои чувства. Просто выполняется задание и больше ничего. Несмотря на ритмично взлетающие волны, картина как целое не соразмерна. Мы можем охарактеризовать ее только как картину, в которой детали распределены равномерно. Пространственное соотношение неба и воды не пропорционально, вода акцентирована намного сильнее. Несмотря на широкую полосу моря, к нему примыкает выглядящее пустым пространство. Бессознательное девушки реагируют инстинктивно. Собственно душевное участие отсутствует, духовные склонности или потребности отступают на задний план. И маятниковый, и одиночный штрихи выполнены хорошо. У волн штрих мягко тонированный, у звезд легкий. Особенности графики отражают юношеские черты, что особенно важно для диагноза. Сильное акцентирование волн позволяет определить эмоциональную теплоту, хотя последняя редко проявляется в поведении девушки. Слишком большая луна, нарисованная неуверенным штрихом свидетельствует о том, что рациональность девушки носит компенсаторный характер. Кроме того, она помещена с правой стороны картины и, таким образом, обращена к социальному окружению или в будущее. Немногочисленные, легким штрихом нарисованные звезды, напротив, кажутся робкими и дают повод предположить, что рисующая чувствует себя неуверенно в сфере духовного. Старшеклассница, дочь материально обеспеченных родителей, интересы которых она представляет несколько односторонне, скрывает чувствительные стороны своей натуры.
2. Тест «Звезды и Волны» в комплексном обследовании личности Тест «Звезды и Волны» можно использовать в психологических исследованиях как отдельный независимый тест, однако, особенно он эффективен как компонент комплексного обследования личности. Для того чтобы показать целесообразность такого подхода, я, в качестве примера, привожу здесь случай из практики психологического консультирования, когда тест «ЗВ» использовался в комплексе с анализом почерка, графическим тестом Вартегга и проективным тестом «Дерево». Основанием для обращения в психологическую консультацию были следующие обстоятельства: недавно принятая в интернат 13-летняя девочка показывает себя прилежной и хорошей ученицей. Однако ее успеваемость ниже ее очевидных способностей, а сама она так молчалива, так углублена в себя, так застенчива в общении, что воспитатели встревожились за ее дальнейшее развитие. Оценка тестового рисунка «Звезды и Волны» Учитывая возраст девочки, рисунок поражает своей детскостью. К тому же слева нарисована скала, изображение которой появляется в рисунках обычно только в пубертатный период или после него. То есть, ее появление в данном случае соответствует уровню возрастного развития девочки или даже опережает его. Девочка явно «сочиняет» сюжет рисунка, тестовая задача решается с позиций образного подхода. Детали картины распределены в пространстве неравномерно, но, тем не ме-' нее, правильно. В то время как звезды выстроены на небе в ряд (что характерно для рисунков более маленьких детей), сама картина за счет акцента внимания на скале и пенистых гребнях волн выглядит дисгармоничной. Кроме того, скала, занимающая доминирующее положение в рисунке, нарушает его пропорции. Анализ техники штриха дает сходную трактовку. Хотя одиночный штрих в изображении звезд и луны выполнен хорошо, маятниковый штрих нигде не обнаруживается. Несмотря на желание показать подвижность вод, волны оформляются посредством контролируемого одиночного штриха. Кроме того, техника штриха при рисовании волн, а отчасти и в оформлении звезд, неуверенная. Характер штриха повсюду колеблется между тонированно-размазанным и четко-резким. Поверхность воды выглядит слабоокрашенной и смазанной. Неуверенность в своих реакциях очевидна, она дополняет впечатление о детскости рисунка. Такое сочетание позволяет предположить регрессию личности, так как при задержке развития рисунок обычно бывает проще. И гребни пены, и контуры звезд нарисованы компенсаторным четко-резким штрихом, что позволяет сделать вывод о внутренней неуверенности. Очертания луны, три маленьких кораблика и края скалы акцентировано зачернены. Они указывают на наличие конфликта и, если он носит символический характер, то даже намечают его тематику. Символическое значение рисунка в первую очередь определяется звездами и волнами. Воистину по-детски выстроенные звезды не выражают соответствующей возрасту духовности или, по крайней мере, рациональности. Анализ почерка, напротив, выявляет хорошо развитый интеллект, который мог бы принадлежать более взрослому ребенку. Итак, действительно ли особенности изображения звезд выражают регрессию? Поразительно, что нарисованный с усилием, зачерненный контур луны, служащей источником света, занимает доминирующее место в середине верхней части картины. Этим выказывается желание автора разобраться в конфликте, суть которого могут прояснить нам другие символы. И хотя волны не выглядят текущими, все же явно бушует буря — это опасное волнение, что видно по гребням пены и по судьбе корабликов. В тесте «ЗВ» очень редко встречается изображение волн, гребни которых направлены влево. И, если это не случайно, то такое изображение символично. Ведь скала, о которую бьется прибой, тоже нарисована слева, что тоже встречается исключительно редко. Носителем конфликта здесь являются не представления о будущем или окружающих людях, проблема коренится не во внешней среде, а в глубине переживаний, невысказанных, вытесненных из сознания, но все же возбуждающих и блокирующих. Скала высокая и крутая, она означает лишь угрожающее препятствие, а вовсе не берег. Любой корабль должен о нее разбиться. Ее жесткость и крутизна выделены четко-резким штрихом, поверхность аффективно затемнена. На ребенке, должно быть, лежит огромная душевная тяжесть. И, наконец, на рисунке изображены три кораблика. До пубертатного периода дети часто рисуют корабли. Но эти принадлежат тринадцатилетней девочке и у них особенная судьба: один подвергается опасности из-за грозящей его захлестнуть волны, второй, в середине картины, сбрасывается в пучину моря с самой высокой волны, а третий, опередивший два других, уже затонул — это произошло только что, от него еще поднимаются пузырьки воздуха. Символическое объяснение рисунка может казаться рис-, кованным. Однако, именно в подростковом возрасте с его еще не сложившейся личностной структурой и гипертрофированной чувствительностью обнаруживаются столь поразительные символические сны и рисунки, так что результаты теста всякий раз должны рассматриваться в качестве указаний к дальнейшему изучению особенностей личности. Штормовое волнение на море позволяет думать о бурных переживаниях, которые не изливаются, а скорее «застывают» в ребенке. Девочка еще не может в полной мере осмыслить свои переживания, об этом свидетельствуют по-детски нарисованные звезды, но все же она ощущает настоятельную потребность в таком понимании и осознании, на это указывает, акцентировано зачерненная луна. Но волны бьются о скалу, символ блокировки бессознательного, и эта массивно нарисованная стена означает опасность и, возможно, гибель для двух оставшимся на плаву корабликов. Данный тестовый рисунок чрезвычайно богат проекциями и символами. Он позволяет сделать вывод о запуганном ребенке, переполненном переживаниями, которые он не в состоянии осмыслить. Следствием этого может быть психологическая защита в форме регрессии. Однако результаты тестирования «ЗВ» требуют подтверждения и дополнения. Для целей настоящей консультации остаются открытыми следующие вопросы: достаточно ли сильна девочка психически, чтобы вынести такую душевную тяжесть; достаточно ли развит у неё интеллект, чтобы разобраться в конфликте; достаточно ли созрела она как личность, чтобы извлечь пользу из уже понятых конфликтов. Скорее всего, на это поможет ответить исследование почерка. Далее, если наше предположение о регрессии соответствует действительности, следует выяснить суть переживаний девочки. Ибо для того, чтобы ребенок смог справиться с конфликтом, мы должны уделить внимание его переживаниям. Кроме того, необходимо проверить впечатлительность девочки, чтобы знать, на какую реакцию рассчитывать при консультации. Полезно иметь хотя бы какие-нибудь сведения об её самооценке и эмоциональной чувствительности. Было бы также важно исследовать уровень ее притязаний, а также насколько серьезно она переживает свою проблему. Помочь в решении этих вопросов может графический тест Вартегга. И, наконец, встает вопрос об особенностях восприятия себя данной личностью. Здесь особенно показательны результаты проективного теста «Дерево». С его помощью можно дополнительно проверить зрелость личности девочки, ее эмоциональную возбудимость, ее отношения к окружающим людям, которые в непосредственном общении остаются весьма неясными. Анализ почерка В данном случае применение графологической диагностики имеет существенное значение, так как с её помощью психолог определяет зрелость личности, особенности подросткового развития и конституции, и, прежде всего, психическую выносливость девочки. (Это впоследствии учитывается при психотерапии.) В исследуемом образце штрих почерка не гибкий. Это свойственно данному возрасту: так проявляются особенности личности, обусловленные пубертатом. Наклон почерка влево, а также хорошо выраженное, равномерное его членение выдают наличие осознанного контроля, несмотря на
Рис. 976 психическую лабильность девочки. Высказывать суждение о психической выносливости и силе «Я» девочки можно только относительно, так как в почерке, имеющем отклонения от нормы, они проявляются лишь ограниченно. Как особенность формы, так и динамика штриха превосходят средний уровень, что указывает на склонность к открытости переживании, на психическую выносливость человека, а также способность самостоятельно перерабатывать опыт. Особенности поведения девочки позволяют предположить нарушение спонтанной активности. Реактивность девочки сдерживается рефлексией. Несмотря на сильные эмоции невозможно заметить непосредственность в выражении чувств. Девочка рефлексивна, что может быть как свойством её характера, так и результатом воспитания. В этом возрасте достаточно трудно, а часто и вовсе невозможно определить направленность интересов ребенка. Хотя почерк уже имеет индивидуальный характер, но еще-не отражает окончательную направленность стремлений человека. Почерк не дает возможности говорить о тенденциях к какой-нибудь конкретной социальной роли, об идеале, которым бы старалась соответствовать девочка. Он естественен, и при этом одновременно изыскан и индивидуален с первыми зачатками ориентации на социальную иерархию. Социальные отношения девочки, по-видимому, ею сознательно контролируются и определяются хорошим поведением, что отражается в равномерном, стремящемся к правильности почерке. Социальные отношения не спонтанны и, возможно, в настоящее время находятся под еще более сильным контролем сознания. Здесь мы видим лишь поведение как таковое, без его причин, о которых мы узнаем точнее из графических тестов. Обнаруженная в тесте «ЗВ» регрессия личности в почерке не проявляется. Напротив, явная правильность почерка может быть объяснена появляющейся в тестах тенденцией к компенсации. Обращает на себя внимание несоответствие между результатами анализа почерка, который вполне мог бы принадлежать девочке 14-15 лет, и результатами анализа тестовых рисунков, выполненных очень по-детски. Это делает более основательным предположение о регрессии личности, которая редко отражается в почерке. Графический тест Вартегга.
Рис. 97в
1. Кошка; 2. Плачущий ребенок (мальчик); 3. Лестничная клетка; 4. Шоссе-тоннель; 5. Шахматы; 6. Клоун; 7. Младенец; 8. Вьючный осел.
По-детски выполненный графический тест Вартегга соответствует наивным рисункам проективного теста «ЗВ» и, как мы увидим ниже, теста «Дерево». Как и в предыдущем тесте, скоро становится ясно, что эта детскость изображения не является следствием действительно детского мышления. Здесь также проявляется регрессия. Все расположенные на восьми полях стимульные знаки были учтены. Поля 1, 2, 7 и 8 заполнены преимущественно круглыми формами. Поля 3, 4, 5 и 6, напротив, прямыми или угловыми линиями. В этом проявляется впечатлительность и открытость характера. Характерным для детского способа исполнения теста является множество предметных решений — их семь из восьми возможных. Образное же решение только одно — на поле 8. Участие или даже господство чувств проявляется в преобладании физиогномических образов — их пять из восьми возможных. Особенность стимульных знаков побуждает девочку, прежде всего, рисовать смотрящие на нас лица, к которым в качестве пограничного случая может быть причислен и осел на поле 8, глядящий в глаза наблюдателю. В этом довольно отчетливо проявляется активированность вытесненных в бессознательное переживаний, которые могли бы объяснить причину регрессии. Особенности восприятия себя можно усмотреть в рисунках на полях 1 и 8. Знак «Я» превращается в кошку. В знаке «защищенности» находится явно перегруженный вьючный осел. Чувства девочки затронуты знаками 2 и 7. Стимульный знак чего-то «легкого и парящего» (2) побуждает её к рисованию плачущего ребенка, к тому же мальчика. Печальный ответ на этот скорее мажорный знак! Напротив, ребенок, опять младенец, изображенный на поле сензитивности (7), выражает радостные позитивные чувства, которые отражаются не только в улыбке, но и в положении рук младенца (фактически девочка оказалась чувственно реактивной, почти художественно чувствующей, что является значимым для психотерапии). То, что оба поля,, посвященных тематике «желаний и устремлений» личности (3 и 5) дают противоречивую информацию, неудивительно в ситуации данного ребенка. И все-таки то, как она реагирует, важно для понимания ее школьных проблем. «Напряженность» знака 5, выраженная двумя устремленными вверх и вправо черточками, девочка игнорирует. Поле покрывается отдельными элементами, которые она обозначает как шахматы, и если рассматривать их в качестве символа, то это — проекция бессознательного содержания. Здесь в картине перепутались не только фигуры, но и поля. Тема «подъема» в поле 3 вызывает позитивную реакцию. Девочка целеустремленно ищет свой путь. «Лестница» включает в себя повышающиеся линии. То, что поддерживающие перила необходимы в качестве компенсации, становится понятным из других ответов на тест. Волнующими оказываются решения на полях 4 и 6. Отчетливо и наглядно видна «тяжесть проблем» (4). На улице путь девочки идет в неизведанную тьму тоннеля. Тема «цельности и единения» (6) настолько поставлена под вопрос, что девочка может ответить на нее только иронически. Наверняка не случайно, что этот клоун — детская игрушка.
|