Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Двадцать интерпретаций результатов тестирования. 2 page





Интересна разработка пространства, которая в целом, несмотря на некоторую эксцентрику расположения звезд, выглядит почти соразмерной. Имеет значение величина про­странства, занимаемая водой, а также, по сравнению со сво­бодно разбросанными звездами, плотность, с которой нари­сованы волны. Исходя из этого, можно предположить нали­чие у молодого человека более высокой чувствительности и душевной отзывчивости, чем та, которую он проявляет в непосредственном контакте с людьми.

Кроме того, если рисунок оценивать символически, то здесь бросается в глаза «бодрость» звезд и «усталость» волн.

Манера графики выступает здесь особенно показатель­ным подтверждением и дополнением анамнеза и результа­тов других тестов. Одиночный штрих звезд, как и маятнико­вый штрих волн, одинаково хорошо и без дефектов выполне­ны. Однако в то время как звезды изображены уверенно, штрих рисунка волн неуверенный. Это говорит о свободной ориентации рисующего в сфере духовного и рационального и неуверенности в сфере эмоционального и инстинктивно­го. Этот диагноз подтверждается также случаями четкого' очерчивания звезд, в то время как штрих волн повсюду лёг-ко-хрупкий.

Рисующийсын состоятельных родителей с большими притязаниями, которым интровертированный мальчик пытается соответствовать. Однако его эмоциональные потребности явно не удовлетворены и душевные силы полностью не реализованы. Его выставленная на­показ заносчивость может быть понята как компенса­ция чувства одиночества.

XIV

 

Почти правильно расположенные, акцентировано зачернен­ные шаровые звезды находятся в странном противоречии с диффузным ходом волн. Картина излучает беспокойство, хотя тема понята, и ответ на нее дан.

Нельзя сказать однозначно, стремился ли рисующий ис­пользовать предметный или образный подход. Предположи­тельно последнее, так как при хороших способностях к ри­сованию он мог бы более точно, более предметно изобра­зить звезды и волны. Возможно, дисгармония в изображе­нии образов, которая соответствует неуравновешенному душевному состоянию молодого человека, произошла не­вольно. В рисунке доминируют звезды, хотя вода занимает половину пространства картины, а звезды покрывают лишь часть неба. Но в то же время тяжеловесные звезды, выгля­дят не освещающими, а, скорее, из-за усилия, с которым они нарисованы, подавляющими, точно падающие камни. Источник света справа вверху, предположительно, луна, выг­лядит не менее массивным и угрожающим.

Рисующий очень хорошо использует и маятниковый, и одиночный штрихи, которые явно отличаются друг от друга и, кроме того, не выражают какой-либо неуверенности. Впе­чатляет широкий, тонированный, в некоторых местах раз­мазанный штрих, которым нарисованы линии волн, что хо­рошо подчеркивает их неупорядоченность. В этом проявля­ется высокая чуткость юноши, но также и склонность к излишней раздражительности. Звезды изображены в рази­тельно противоположном стиле, они выделяются своей упо­рядоченностью, расчлененностью на группы и акцентиро­ванной чернотой. Здесь, кажется, намечается конфликт меж­ду недостаточно определенными ориентациями автора и ярко выраженной потребностью в порядке и нормативности по­ведения.

Символика рисунка едва ли может остаться незамечен­ной.

 

Сын враждующих родителей, которые годами «разыг­рывают» ребенка между собой, посвящают и втягива­ют его в свою ссору. Апеллируя к его сыновнему долгу, они поочередно переманивают ребенка каждый на свою сторону.

 

XV

 

Хорошо и умело выполненный рисунок больше напоминает ночное небо над горным ландшафтом, чем над морскими волнами. Несоответствие между небом и водой очевидно.

Автор (девушка), несомненно, предлагает эмоциональ­ное решение теста, что противоречит ее поведению в семье и с окружающими людьми, где она демонстрирует кричаще резкую рациональность и эмоциональную холодность. При таком противоречии поражает соразмерность рисунка, что свидетельствует о душевной уравновешенности автора. Правда, последняя все же носит ограниченный характер, если принять во внимание доминирование неба, выражаю­щееся не только в пространственной компоновке рисунка, но и в манере его исполнения.

Особенности графики также подчеркивают доминирова­ние неба и, следовательно, духовности, и, одновременно, недооценку эмоционального начала (воды). Одиночный и-маятниковый штрихи хорошо выполнены и не имеют дефек­тов. Однако техника штриха носит уверенный характер лишь в рисунке неба, а при изображении воды — неуверенная и осторожная. Звезды очерчены четко, местами даже резко, что свидетельствует о компенсаторном характере интеллек­туальности девушки. Поверхность неба, напротив, закраше­на насыщенным тонированным штрихом. Если рассматри­вать это как проекцию личностных свойств автора и одно­временно как символ, то получим указания на странную особенность 16-летней девушки: штрих указывает на интен­сивную, слишком чувственную восприимчивость, которая, однако, проявляется как отражение сущности рисующей не при изображении воды, а в сфере духовного, интеллектуаль­ного. То есть фактически фригидная, «возвышенная натура» вербально проявляет прямо-таки неприличную сексуаль­ность. Ради своих притязаний на идеальность девушка жер­твует верностью своим инстинктам.

Одаренная дочь интеллектуальных «холодных» родите­лей, видимо, никогда не находила отклика на свою потребность в нежности. Предпочтение в семье отдает­ся сестре, имеющей не столь трудный характер (по меньшей мере, так кажется, жгуче-ревнивой девочке). Протест против родителей понуждает ее к роли, кото­рую она не может играть без самоотречения. Однако сильная девочка сможет, видимо, преодолеть трудно­сти этого этапа своего развития. В беседе, после де­монстрируемого вначале всезнайства, она оказалась отзывчивой и понимающей.

 

 

XVI

 

Рисунок выглядит маловыразительным и напряженным, и, несмотря на выделенность середины, децентрированным. Точно также автор ведет себя и в жизни.

Можно предположить, что 17-летний юноша стремится осуществить эмоциональный подход, так как, вполне хоро­ший рисовальщик, он мог бы выполнить рисунок более при­влекательным образом. Несмотря на ощущение беспокой­ства, обусловленное манерой рисования, нельзя говорить о неравномерности размещения деталей, как впрочем, и гар­моничности картины. Хотя в целом в рисунке можно уви­деть некоторую равномерность размещения деталей, но в этом есть и определенная монотонность. Небо и вода про­порциональны, несмотря на то, что свободное пространство в середине картины выглядит пусто, и занимает при этом более трети площади всего рисунка.

Хотя картина выглядит не спокойной, в технике штриха при ближайшем рассмотрении почти не проявляется неуве­ренности. Правда, одиночный штрих выполнен весьма ску­по, точечные звезды повсюду не имеют контуров. Волны позволяют определить лишь попытку применить маятнико­вый штрих. Нигде нет изображения течения вод. Штрих при изображении звезд преимущественно четкий. Центральная звезда, символ репрезентации «Я» и самооценки рисующе­го, акцентировано зачернена и наводит на мысль о суще­ствовании конфликта в структуре самоопределения 17-лет­него юноши. Волны нарисованы тонированным штрихом и лишь местами четким. В этом проявляется высокая чувствен­ная восприимчивость молодого человека.

В качестве особенно выразительного символа может быть рассмотрена центральная звезда, тем более что ее окруже­ние также имеет смысловую нагрузку.

Школьник имеет крайне неустойчивую самооценку, ко­торая колеблется между переоценкой себя, а также нереа­листичными представлениями о своей популярности («ко­рона» вокруг центральной звезды!) и переживаниями соб­ственной неполноценности и фрустрированности. Неуверенность в себе сказывается также на его поведении и успеваемости.

Сын разведенных родителей, выросший на фоне восхи­щающейся им матери и презирающего отца. Воспита­ние осуществлялось в постоянно меняющейся среде. На некоторое время мать находила ему, «эрзац-отцов», к которым мальчик всегда сердечно привязывался и с ко­торыми он всякий раз, к своему огорчению, вынужден был разлучаться, так как с ними расставалась мать.

 

XVII

 

Предположительно автор хотел нарисовать остроумную кар­тину. Однако, в качестве ответа на тестовое задание она имеет проективное содержание и богата символами.

Трудно решить, идет ли здесь речь об образном или смыс­ловом решении. Более вероятно автор стремился к образно­му подходу. Картина выглядит свежо и динамично. Если рассматривать ее внимательно, удивляет то, что она не вы­зывает ощущения беспокойства. Напряженность, с которой она выполнена, взята под контроль, не раздражает наблюда­теля, а наоборот, заставляет сосредоточиться на восприя­тии картины. Нельзя также говорить о пространственной дисгармоничности картины. Здесь дана прекрасная иллюст­рация того, что соразмерность не обязательно предполагает равномерное распределение деталей рисунка. В простран­ственном отношении она гармонична. Середина картины остается свободной, но не кажется монотонной, напротив, за счет этого еще более выделяются вспенивающиеся вол­ны. Легкий акцент на правой стороне рисунка заставляет задуматься, является ли автор экстравертом или это просто какой-то особенный период в его жизни.

Техника штриха хорошая, уверенная и ярко выражен­ная, особенно в одиночном штрихе. Маятниковый штрих за счет подчеркивания волновых гребней кажется несколько вынужденным. Штрих звезд четкий, местами четко-резкий, особенно в контурах луны. Волны нарисованы тонирован­ным штрихом. Высокий гребень волны, выполненный густо-' жирным штрихом, привносит жизненную ноту в рисунок, кажущийся излишне интеллектуальным. Вероятно, хорошо развитое логическое мышление автора рисунка скорее над­страивается, чем интегрируется с его восприимчивой, одна­ко не столь чувствительной, сколь чувственной натурой.

Тест, выполненный отстраненно и иронически, предлага­ет ряд символов. Звезды ярко выражены и разнообразны, их дополняет луна, к тому же она выделяется своим положени­ем в центре картины. Так проявляется живой и деятельный интеллект. Едва ли намеренно, но все же показательно ис пользование в рисунке большого числа разнообразных звез­дных форм. В очень оригинальной манере нарисован в вол­нах символ рискованного и необдуманного приключения (даже намеренное изображение самого себя не могло бы быть более точным). Человек на водных лыжах видит сушу и даже дерево, но не замечает грозящей ему опасности. Дополнительным аспектом приключения является космичес­кий корабль и флаг у основания лунного серпа.

Ученик старших классах вырос в США и посещал там школу. Живущие на широкую ногу, но несколько на по­каз, родители предоставили сыну много свободного вре­мени для развития. Однако следствием этого явился длительный период дезориентации и экспериментиро­вания.

 

XVIII

Нежно выполненный рисунок кажется скромным, статич­ным и робким. Однако он принадлежит 18-летнему гимнази­сту, принуждаемому группой одноклассников к жесткому выяснению отношений.

Ответ на тестовое задание, вероятно, выполнен с позиций образного подхода, хотя зритель также улавливает и настро­ение картины. В пространственном членении рисунок сораз­мерен, соотношение неба и воды пропорционально.

Область середины заполнена выполненными легким штри­хом точками, которые соединяют в единую картину звезды и волны. Чувства и рассудок молодого человека не столько интегрированы, сколько остаются для него нерасчлененны-ми. Большое значение имеет осторожная, местами боязли­вая техника штриха. Как одиночный штрих, так и маятнико­вый штрих широко используются. Однако, бросается в гла­за разница между уверенным одиночным штрихом и неуве­ренным маятниковым штрихом. К тому же звезды нарисова­ны четким штрихом, а волны — легким, почти легко-хруп­ким.

Следует обратить внимание на центральную звезду, ко­торая указывает на актуальность тематики самооценки. Скромно, но уверенно она стоит в середине неба, окружен­ная ясно нарисованными звездами, более крупная и выделя­ющаяся особенностями графики. Слабые, лишь намеченные волны образуют с этим контраст, они дают возможность предположить у автора слабость характера или подавлен­ность инстинктов.

18-летний юноша, хороший ученик, который, однако, в развитии своей личности еще проявляет детские чер­ты. В основе этого лежит, скорее, не задержка в разви­тии, а слишком тесная связь с матерью. Имеющая чер­ты Эдипова комплекса, нежная душевная связь с мате­рью носит взаимный характер.

 

XIX

 

Кажущийся воздушным рисунок выпадает из рамок обыч­ных решений, что объясняется впечатлительной и, по при­чине болезни, гиперчувствительной самооценкой молодой

девушки.

Рисунок выполнен с позиций эмоционального подхода, не стремится к «красивости» изображения, а выражает су­губо личное отношение. Пространство поделено соразмер­но соотношение неба и воды пропорционально. Лучи звезд создают впечатление целостности картины. Вода и звезды акцентированы, но совершенно разными способами. Так. вода производит впечатление за счет большой плотности изображения, а звезды приобретают свое особое значение благодаря исходящему от них и определяющему характер картины сиянию. Изображение волн выдает сильную, чув­ственно восприимчивую натуру. Идущее от акцентирован­ных звезд-точек сияние направлено на воду и пронизывает ее до самого дна. Маятниковый штрих в рисунке волн раз­машист однако не производит впечатление динамичного, а, напротив, привносит в картину ощущение вязкости воды. Одиночный штрих в изображении звезд и луны выбран ав­тором сознательно и целенаправленно, тем не менее, звез­ды-точки выглядят расплывчатыми. Тонированный характер штриха волн выдает чувственную восприимчивость девуш­ки легко-хрупкие лучи дают возможность предположить эмоциональную гиперчувствительность и обидчивость.

Девушка страдает от последствий травмы, пережитой в четырехлетнем возрасте и повлекшей за собой физи­ческую неполноценность, которая затрудняет и отяго­щает столь необходимые ей социальные контакты.

 

XX

 

Рисунок выглядит немного по-детски, особенно в пропорци­ях. Зато в нем нельзя найти каких-либо отклонений. В этом рисунке мы видим предметное решение: образное содержа­ние отступает на задний план перед неким «сообщением». Сдержанная, рационально мыслящая девушка не вкладыва­ет в картину свои чувства. Просто выполняется задание и больше ничего.

Несмотря на ритмично взлетающие волны, картина как целое не соразмерна. Мы можем охарактеризовать ее только как картину, в которой детали распределены равномерно.

Пространственное соотношение неба и воды не пропор­ционально, вода акцентирована намного сильнее. Несмотря на широкую полосу моря, к нему примыкает выглядящее пустым пространство. Бессознательное девушки реагируют инстинктивно. Собственно душевное участие отсутствует, духовные склонности или потребности отступают на задний план.

И маятниковый, и одиночный штрихи выполнены хоро­шо. У волн штрих мягко тонированный, у звезд легкий. Осо­бенности графики отражают юношеские черты, что особен­но важно для диагноза.

Сильное акцентирование волн позволяет определить эмоциональную теплоту, хотя последняя редко проявляется в поведении девушки. Слишком большая луна, нарисованная неуверенным штрихом свидетельствует о том, что рациональ­ность девушки носит компенсаторный характер. Кроме того, она помещена с правой стороны картины и, таким образом, обращена к социальному окружению или в будущее. Немно­гочисленные, легким штрихом нарисованные звезды, напро­тив, кажутся робкими и дают повод предположить, что рису­ющая чувствует себя неуверенно в сфере духовного.

Старшеклассница, дочь материально обеспеченных ро­дителей, интересы которых она представляет несколь­ко односторонне, скрывает чувствительные стороны своей натуры.

 

2. Тест «Звезды и Волны» в комплексном обследовании личности

Тест «Звезды и Волны» можно использовать в психологи­ческих исследованиях как отдельный независимый тест, однако, особенно он эффективен как компонент комплекс­ного обследования личности. Для того чтобы показать целе­сообразность такого подхода, я, в качестве примера, приво­жу здесь случай из практики психологического консульти­рования, когда тест «ЗВ» использовался в комплексе с ана­лизом почерка, графическим тестом Вартегга и проектив­ным тестом «Дерево».

Основанием для обращения в психологическую консуль­тацию были следующие обстоятельства: недавно принятая в интернат 13-летняя девочка показывает себя прилежной и хорошей ученицей. Однако ее успеваемость ниже ее очевид­ных способностей, а сама она так молчалива, так углублена в себя, так застенчива в общении, что воспитатели встрево­жились за ее дальнейшее развитие.

Оценка тестового рисунка «Звезды и Волны»

Учитывая возраст девочки, рисунок поражает своей детско­стью. К тому же слева нарисована скала, изображение кото­рой появляется в рисунках обычно только в пубертатный период или после него. То есть, ее появление в данном слу­чае соответствует уровню возрастного развития девочки или даже опережает его.

Девочка явно «сочиняет» сюжет рисунка, тестовая зада­ча решается с позиций образного подхода. Детали картины распределены в пространстве неравномерно, но, тем не ме-' нее, правильно. В то время как звезды выстроены на небе в ряд (что характерно для рисунков более маленьких детей), сама картина за счет акцента внимания на скале и пенистых гребнях волн выглядит дисгармоничной. Кроме того, скала, занимающая доминирующее положение в рисунке, наруша­ет его пропорции.

Анализ техники штриха дает сходную трактовку. Хотя одиночный штрих в изображении звезд и луны выполнен хорошо, маятниковый штрих нигде не обнаруживается. Не­смотря на желание показать подвижность вод, волны офор­мляются посредством контролируемого одиночного штриха. Кроме того, техника штриха при рисовании волн, а отчасти и в оформлении звезд, неуверенная. Характер штриха по­всюду колеблется между тонированно-размазанным и чет­ко-резким. Поверхность воды выглядит слабоокрашенной и смазанной. Неуверенность в своих реакциях очевидна, она дополняет впечатление о детскости рисунка. Такое сочета­ние позволяет предположить регрессию личности, так как при задержке развития рисунок обычно бывает проще. И гребни пены, и контуры звезд нарисованы компенсаторным четко-резким штрихом, что позволяет сделать вывод о внут­ренней неуверенности. Очертания луны, три маленьких ко­раблика и края скалы акцентировано зачернены. Они ука­зывают на наличие конфликта и, если он носит символичес­кий характер, то даже намечают его тематику.

Символическое значение рисунка в первую очередь опре­деляется звездами и волнами. Воистину по-детски выстро­енные звезды не выражают соответствующей возрасту ду­ховности или, по крайней мере, рациональности. Анализ почерка, напротив, выявляет хорошо развитый интеллект, который мог бы принадлежать более взрослому ребенку. Итак, действительно ли особенности изображения звезд вы­ражают регрессию? Поразительно, что нарисованный с уси­лием, зачерненный контур луны, служащей источником све­та, занимает доминирующее место в середине верхней части картины. Этим выказывается желание автора разобраться в конфликте, суть которого могут прояснить нам другие сим­волы. И хотя волны не выглядят текущими, все же явно бушует буря — это опасное волнение, что видно по гребням пены и по судьбе корабликов. В тесте «ЗВ» очень редко встречается изображение волн, гребни которых направлены влево. И, если это не случайно, то такое изображение сим­волично. Ведь скала, о которую бьется прибой, тоже нари­сована слева, что тоже встречается исключительно редко. Носителем конфликта здесь являются не представления о будущем или окружающих людях, проблема коренится не во внешней среде, а в глубине переживаний, невысказан­ных, вытесненных из сознания, но все же возбуждающих и блокирующих. Скала высокая и крутая, она означает лишь угрожающее препятствие, а вовсе не берег. Любой корабль должен о нее разбиться. Ее жесткость и крутизна выделены четко-резким штрихом, поверхность аффективно затемнена. На ребенке, должно быть, лежит огромная душевная тя­жесть. И, наконец, на рисунке изображены три кораблика. До пубертатного периода дети часто рисуют корабли. Но эти принадлежат тринадцатилетней девочке и у них особен­ная судьба: один подвергается опасности из-за грозящей его захлестнуть волны, второй, в середине картины, сбрасыва­ется в пучину моря с самой высокой волны, а третий, опере­дивший два других, уже затонул — это произошло только что, от него еще поднимаются пузырьки воздуха.

Символическое объяснение рисунка может казаться рис-, кованным. Однако, именно в подростковом возрасте с его еще не сложившейся личностной структурой и гипертрофи­рованной чувствительностью обнаруживаются столь пора­зительные символические сны и рисунки, так что результа­ты теста всякий раз должны рассматриваться в качестве указаний к дальнейшему изучению особенностей личности. Штормовое волнение на море позволяет думать о бурных переживаниях, которые не изливаются, а скорее «застыва­ют» в ребенке. Девочка еще не может в полной мере осмыс­лить свои переживания, об этом свидетельствуют по-детски нарисованные звезды, но все же она ощущает настоятель­ную потребность в таком понимании и осознании, на это указывает, акцентировано зачерненная луна. Но волны бьют­ся о скалу, символ блокировки бессознательного, и эта мас­сивно нарисованная стена означает опасность и, возможно, гибель для двух оставшимся на плаву корабликов.

Данный тестовый рисунок чрезвычайно богат проекция­ми и символами. Он позволяет сделать вывод о запуганном ребенке, переполненном переживаниями, которые он не в состоянии осмыслить. Следствием этого может быть психо­логическая защита в форме регрессии. Однако результаты тестирования «ЗВ» требуют подтверждения и дополнения.

Для целей настоящей консультации остаются открыты­ми следующие вопросы: достаточно ли сильна девочка пси­хически, чтобы вынести такую душевную тяжесть; доста­точно ли развит у неё интеллект, чтобы разобраться в кон­фликте; достаточно ли созрела она как личность, чтобы из­влечь пользу из уже понятых конфликтов. Скорее всего, на это поможет ответить исследование почерка.

Далее, если наше предположение о регрессии соответству­ет действительности, следует выяснить суть переживаний девочки. Ибо для того, чтобы ребенок смог справиться с кон­фликтом, мы должны уделить внимание его переживаниям. Кроме того, необходимо проверить впечатлительность девоч­ки, чтобы знать, на какую реакцию рассчитывать при кон­сультации. Полезно иметь хотя бы какие-нибудь сведения об её самооценке и эмоциональной чувствительности. Было бы также важно исследовать уровень ее притязаний, а также насколько серьезно она переживает свою проблему. Помочь в решении этих вопросов может графический тест Вартегга.

И, наконец, встает вопрос об особенностях восприятия себя данной личностью. Здесь особенно показательны ре­зультаты проективного теста «Дерево». С его помощью мож­но дополнительно проверить зрелость личности девочки, ее эмоциональную возбудимость, ее отношения к окружающим людям, которые в непосредственном общении остаются весь­ма неясными.

Анализ почерка

В данном случае применение графологической диагностики имеет существенное значение, так как с её помощью психо­лог определяет зрелость личности, особенности подростко­вого развития и конституции, и, прежде всего, психическую выносливость девочки. (Это впоследствии учитывается при психотерапии.)

В исследуемом образце штрих почерка не гибкий. Это свойственно данному возрасту: так проявляются особенно­сти личности, обусловленные пубертатом. Наклон почерка влево, а также хорошо выраженное, равномерное его члене­ние выдают наличие осознанного контроля, несмотря на

 

 

 

Рис. 976

психическую лабильность девочки. Высказывать суждение о психической выносливости и силе «Я» девочки можно толь­ко относительно, так как в почерке, имеющем отклонения от нормы, они проявляются лишь ограниченно. Как особен­ность формы, так и динамика штриха превосходят средний уровень, что указывает на склонность к открытости пережи­вании, на психическую выносливость человека, а также способность самостоятельно перерабатывать опыт.

Особенности поведения девочки позволяют предположить нарушение спонтанной активности. Реактивность девочки сдерживается рефлексией. Несмотря на сильные эмоции невозможно заметить непосредственность в выражении чувств. Девочка рефлексивна, что может быть как свойством её характера, так и результатом воспитания.

В этом возрасте достаточно трудно, а часто и вовсе не­возможно определить направленность интересов ребенка. Хотя почерк уже имеет индивидуальный характер, но еще-не отражает окончательную направленность стремлений человека.

Почерк не дает возможности говорить о тенденциях к какой-нибудь конкретной социальной роли, об идеале, кото­рым бы старалась соответствовать девочка. Он естественен, и при этом одновременно изыскан и индивидуален с первы­ми зачатками ориентации на социальную иерархию. Соци­альные отношения девочки, по-видимому, ею сознательно контролируются и определяются хорошим поведением, что отражается в равномерном, стремящемся к правильности почерке. Социальные отношения не спонтанны и, возмож­но, в настоящее время находятся под еще более сильным

контролем сознания. Здесь мы видим лишь поведение как таковое, без его причин, о которых мы узнаем точнее из графических тестов. Обнаруженная в тесте «ЗВ» регрессия личности в почерке не проявляется. Напротив, явная пра­вильность почерка может быть объяснена появляющейся в тестах тенденцией к компенсации.

Обращает на себя внимание несоответствие между ре­зультатами анализа почерка, который вполне мог бы при­надлежать девочке 14-15 лет, и результатами анализа тесто­вых рисунков, выполненных очень по-детски. Это делает более основательным предположение о регрессии личности, которая редко отражается в почерке.

Графический тест Вартегга.

 

Рис. 97в

 

1. Кошка; 2. Плачущий ребенок (мальчик); 3. Лестничная клетка; 4. Шоссе-тоннель; 5. Шахматы; 6. Клоун; 7. Младенец; 8. Вьючный осел.

 

По-детски выполненный графический тест Вартегга соот­ветствует наивным рисункам проективного теста «ЗВ» и, как мы увидим ниже, теста «Дерево». Как и в предыдущем тесте, скоро становится ясно, что эта детскость изображе­ния не является следствием действительно детского мышле­ния. Здесь также проявляется регрессия.

Все расположенные на восьми полях стимульные знаки были учтены. Поля 1, 2, 7 и 8 заполнены преимущественно круглыми формами. Поля 3, 4, 5 и 6, напротив, прямыми или угловыми линиями. В этом проявляется впечатлитель­ность и открытость характера. Характерным для детского способа исполнения теста является множество предметных решений — их семь из восьми возможных. Образное же решение только одно — на поле 8. Участие или даже гос­подство чувств проявляется в преобладании физиогноми­ческих образов — их пять из восьми возможных.

Особенность стимульных знаков побуждает девочку, прежде всего, рисовать смотрящие на нас лица, к которым в качестве пограничного случая может быть причислен и осел на поле 8, глядящий в глаза наблюдателю. В этом довольно отчетливо проявляется активированность вытесненных в бессознательное переживаний, которые могли бы объяснить причину регрессии. Особенности восприятия себя можно усмотреть в рисунках на полях 1 и 8. Знак «Я» превращает­ся в кошку. В знаке «защищенности» находится явно пере­груженный вьючный осел. Чувства девочки затронуты зна­ками 2 и 7. Стимульный знак чего-то «легкого и парящего» (2) побуждает её к рисованию плачущего ребенка, к тому же мальчика. Печальный ответ на этот скорее мажорный знак! Напротив, ребенок, опять младенец, изображенный на поле сензитивности (7), выражает радостные позитивные чувства, которые отражаются не только в улыбке, но и в положении рук младенца (фактически девочка оказалась чувственно реактивной, почти художественно чувствующей, что является значимым для психотерапии). То, что оба поля,, посвященных тематике «желаний и устремлений» личности (3 и 5) дают противоречивую информацию, неудивительно в ситуации данного ребенка. И все-таки то, как она реагирует, важно для понимания ее школьных проблем. «Напряжен­ность» знака 5, выраженная двумя устремленными вверх и вправо черточками, девочка игнорирует. Поле покрывается отдельными элементами, которые она обозначает как шах­маты, и если рассматривать их в качестве символа, то это — проекция бессознательного содержания. Здесь в картине перепутались не только фигуры, но и поля. Тема «подъема» в поле 3 вызывает позитивную реакцию. Девочка целеуст­ремленно ищет свой путь. «Лестница» включает в себя по­вышающиеся линии. То, что поддерживающие перила необ­ходимы в качестве компенсации, становится понятным из других ответов на тест. Волнующими оказываются решения на полях 4 и 6. Отчетливо и наглядно видна «тяжесть про­блем» (4). На улице путь девочки идет в неизведанную тьму тоннеля. Тема «цельности и единения» (6) настолько по­ставлена под вопрос, что девочка может ответить на нее только иронически. Наверняка не случайно, что этот кло­ун — детская игрушка.

Date: 2016-05-18; view: 690; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию