Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Двадцать интерпретаций результатов тестирования. 1 page





Приведенные ниже результаты тестирования показывают своеобразие «ЗВ» как личностного теста. На основе резуль­татов тестирования проводились консультативные беседы с родителями, воспитателями и с самими испытуемыми. Во всех случаях использовались необходимые данные анамне­за, которые в настоящем тексте даны лишь в тезисной фор­ме. В начале в качестве прототипа приведены результаты тестирования хорошо развитой, не имеющей психических отклонений девочки. К ним примыкает рисунок трехлетнего ребенка, который позволяет показать, как выполнение зада­ния теста «ЗВ» зарождается из свободных каракулей. Пос­ледующие тесты расположены в соответствии с увеличени­ем возраста. При их отборе учитывалось то, что они демон­стрируют типичные детские и юношеские проблемы. Дваж­ды приводятся повторно выполненные одним и тем же чело­веком тесты. Эти результаты должны наглядно показать, как в одном случае на характер рисунка влияет возраст, во втором — развитие конфликтной ситуации.

В принципе тест «ЗВ» может применяться и для диагно­стики взрослых людей. Это могут подтвердить 4 теста, вы­полненные людьми в возрасте от 33 до 73 лет, которые мы уже обсудили в первой части книги.

 

 

І

 

Данный тестовый рисунок в качестве прототипа предваряет описание последующих примеров. Рисунок принадлежит' психически здоровой, не имеющей отклонений в поведении девочки, одаренной и потому без труда осваивающей школь­ную программу, к тому же достаточно созревшей как лич­ность, чтобы справляться с экзистенциальными проблема­ми. На вопрос о наличии психопатологии результаты тести­рования дают однозначный ответ: «Для такого диагноза нет оснований».

Пространство рисунка гармонично. Оформление карти­ны исходит из единого принципа, из «глубины души» рису­ющей девочки. Небо и море имеют одинаковые простран­ственные пропорции. Обе стороны картины (левая и пра­вая) обработаны также одинаково. Середина выполнена в оригинальной манере: частично скрытая за горизонтом звез­да интегрирует противоположные стихии — небо и воду, обозначающие дух и земную жизнь. Символическое толко­вание теста просто и незамысловато говорит об успешном саморазвитии и интегрированности юной, но уже сформи­ровавшейся личности. Техника штриха не имеет дефектов, маятниковый штрих — удачный, легкий и тонированный, что указывает на чуткую восприимчивость. Звезды оформ­лены ясно, разумно, и не убого, они целенаправленно очер­чены четким одиночным штрихом. Девушка мыслит и уп­равляет собой осознанно, дистанцировано, имеет целостный взгляд на проблему.

Девушка из благополучной семьи, любима товарища­ми, легко находит друзей. Она одарена, в школе зани­мается с интересом и сосредоточенно, успешна, не тщеславна.

 

II

Особенности выполнения этого рисунка 3-х летним мальчи­ком таковы, что он может восприниматься как выполнен­ный тем же самым автором, что и предыдущий рисунок, только в детстве. И это не случайно. Они сходны по харак­теру. Данный тест показывает, как зарождаются первые рисунки из детских каракулей.

Явно видно, что ребенок хорошо понял задание, и пыта­ется рисовать на заданную тему. Волны появляются из-под карандаша робко и почему-то в виде кусочков, разбросан­ных в пространстве. Делается много попыток нарисовать звезды в разных формах, пока из перекрещенных линий не образуется, правда еще беспомощно, первая лучевая звезда. В процессе возникновения рисунка из каракулей можно выделить несколько типичных моментов. Так, волны посте­пенно становятся все более длинными, уверенными и само­стоятельными. Волны рисуются расслабленным и легким-штрихом. Оформление звезд, напротив, достигается за счет концентрации внимания на круто держащей карандаш руке. Так возникает четкий штрих, который позволяет сделать вывод об активности и контроле сознания.

По гармонично, беззаботно выполненному рисунку, а также по отсутствию каких-либо дефектов штриха, мы дела­ем вывод о естественности ребенка и сохранности его пси­хики. Правда, автор показывает свою неуверенность в осво­ении темы «Звезды и Волны». Но штрих волн не имеет пре­рываний и он не легко-хрупкий. Штрих в рисунке звезд, несмотря не чрезмерное усилие ребенка, не становится су­дорожным или четко-резким.

Кроме возраста, других сведений о личности ребенка нет.

 

 

Ill

В верхней части рисунка, кажущегося почти полностью покрытым «водой», находится цепь звезд, к которым как бы примыкает большая центральная звезда.

Здесь, вероятно, ребенок уже стремится к осуществле­нию образного решения. Он видит тему в целом. Сначала рамки теста доверху заполняются изображением воды, но по мере продвижения к верхнему краю это происходит все слабее и сдержаннее. Затем осторожно и тщательно прори­совываются звезды. Картина несоразмерна, но все же имеет некоторую равномерность в размещении деталей. Несмотря на все заполняющую «воду», акцент в рисунке делается на звезды, которые своей формой и характером штриха указы­вают на то, что непосредственный интерес ребенка относит­ся именно к ним.

Символическое толкование редко удается применить к рисункам маленьких детей. Однако здесь центральная звез­да не могла возникнуть случайно, так как девочка, будучи самым маленьким ребенком в семье (имеется еще 4 старших брата), вполне осознает свое положение «любимицы».

Вода не имеет формы волновой линии, но, тем не менее, можно выявить слабо колеблющиеся то в ту, то в другую сторону движение руки. Техника штриха уверенна. Харак­тер штриха при изображении воды везде легкий. Совершен­но иначе нарисованы звезды. Они четко очерчены круто держащей карандаш рукой, выполнены уверенным одиноч­ным штрихом. Заслуживает внимания тонкое отделение звезд друг от друга на картине справа, хотя здесь они при­жаты друг к другу особенно тесно.

Свободный и шаловливый, но старательный и добросо­вестный в школе, ребенок ощущает себя окруженным заботой и любовью своей семьи.

 

 

IV

 

Хорошо выполненный рисунок, который, кроме того, произ­водит впечатление непринужденного и свежего, позволяет сделать заключение о психически здоровом и развитом ре­бенке.

В этом возрасте дети еще не часто рисуют с позиции образного подхода, как это представлено здесь. Девочка излагает тему как нечто целое. Это говорит, с одной сторо­ны, о живом и развитом интеллекте, с другой — о душевно­сти, проявляющейся в любовно выполненных изображени­ях звезд.

Картина выглядит соразмерной. Распределение различ­ных фрагментов рисунка уравновешенно и гармонично. Вол­ны плещутся, они прямо таки «выплескиваются» из карти­ны, что получилось явно не осознанно. Это еще раз подтвер­ждает, что ребенок рисует «с душой». Примечательна хоро­шо нарисованная луна. Соотношение неба и воды пропорци­онально. Пространство между ними тоже кажется сораз­мерным.

Как одиночный, так и маятниковый штрихи в рисунке выполнены хорошо. Звезды всюду имеют четкий контур, штрих преимущественно также четкий, местами жирный, что выдает активное отношение взрослеющего ребенка к миру. «Волны» выполнены размашистым спонтанным дви­жением. Штрих здесь тонированный, что позволяет сделать вывод о чуткой восприимчивости восьмилетней девочки.

Анамнез подтверждает впечатление, полученное от ре­зультатов тестирования. Ребенок вынужден соответ­ствовать довольно высоким для своего возраста требо­ваниям, заданным интеллектуальным уровнем семьи-(отец и мать — педагоги, старшие братья успешно учатся в гимназии).

 

V

 

Игровое восприятие темы контрастирует с судорожным ис­полнением теста. Здесь бессознательные импульсы еще очень ребячливой девочки явно не могут найти свободного выхо­да.

Перед нами образное решение. Можно ощутить эмоцио­нальную заинтересованность в рисовании, в том числе в деталях рисунка.

Несмотря на вполне правильные пропорции картины, она не может рассматриваться нами ни как гармоничная, ни как имеющая равномерное распределение деталей, ни как нари­сованная по правилам. Предложенное распределение дета­лей дает возможность увидеть определенную неструктури­рованность картины, что производит впечатление сильного беспокойства.

Как часто бывает у маленьких детей, небо и вода сильно прижаты к верхнему и, соответственно, к нижнему краю картины. Однако середину рисунка девочка заполняет звез­дами, так что мы получаем два результата на тему теста: над звездами есть еще одно небо. Девочка что-то сочиняет, рассказывает своим рисунком.

Изображение рыб и луны здесь можно рассматривать как дополнительные элементы рисунка, причем рыбы являются придуманной игровой деталью, а акцентированная черная луна, напротив, указывает на судорожное усилие быть ло­гичной и контролировать ситуацию. Такое изображение луны часто указывает на наличие эмоциональных нарушений.

Одиночный штрих местами выполнен хорошо, местами кое-как. Волновая линия имеет дуги, однако она не стано­виться маятниковым штрихом. Характер штриха при изоб­ражении, как волн, так и звезд жирный, местами густо-жир­ный. «Верхнее небо» имеет вид закрашенной поверхности. Акцентированная черная луна в середине рисунка является центральным источником света. Характер штриха, которым она выполнена, указывает на наличие внутриличностного конфликта. Рыбки в воде выполнены жестким, густо-жир­ным штрихом. Нельзя не заметить чрезмерную напряжен­ность ребенка.

10--летняя девочка страдает сильно выраженной афа­зией. Интеллектуальная и расторопная мать излишне требовательна к ней. Детская потребность девочки в игре не удовлетворена. Непосильная нагрузка принуж­дает ее к чрезмерному, и потому бесплодному усилию воли.

VI

 

Озорное выполнение теста наводит на мысль об экстравертированном и уверенном в себе ребенке. Сравнение со сле­дующим рисунком, принадлежащим той же самой девочке (VII), дает возможность понять, сколь сильное влияние здесь оказывает возраст.

Девочка использовала образный подход к решению тес­тового задания, но в рисунке вполне можно заметить и эмо­циональный подход, а если рассматривать декоративные элементы картины, то можно увидеть и элементы формали­стского подхода. Здесь заметна склонность к самодемонст­рации.

Несмотря на некоторую массивность рисунка, простран­ственное размещение деталей можно расценивать как со­размерное. Демонстративным изображением радости девоч­ка компенсирует, несомненно, уже пережитую неуверен­ность в себе, однако душевное равновесие она пока еще сохранила.

Соотношение неба и воды пропорционально. Это так­же указывает на то, что душевное равновесие девочки не подвергается опасности. Кроме звезд и волн мы видим и луну с облаками, которые, однако, имеют характер не столько символов, сколько детских красочных дополне­ний к сюжету картины, выполненных, правда, не по-детс­ки нарочито.

Особенности графики удивляют тем, что, несмотря на сильную выразительность картины, отсутствует маятнико­вый штрих. Волны выглядят как неестественные пики, они не плещутся, а стоят как горные вершины из цемента. Ха­рактер штриха здесь или четко-резкий, или размазанный. Звезды очерчены четко-резким штрихом. Только в изобра­жении облаков присутствует легкий штрих. Середина ри­сунка заполнена сферическими образами, нарисованными размазанным штрихом, что позволяет предположить у де­вочки повышенную внушаемость.

Девочкадочь заботливых и традиционно немного ба­лующих родителей

 

VII

 

В этом легко набросанном и прочувствованном рисунке едва можно узнать автора предыдущей картины. Здесь нашла свое отражение попытка понять свою собственную внутреннюю сущность и пробудившаяся в позднем пубертатном возрасте тенденция к рефлексии.

Перед нами — типичный эмоциональный подход, дале­кий от «сюжетного» образного подхода. В своем развитии девочка сделала шаг от экстравертного детского возраста к интровертному пубертатному возрасту.

Пространственную разработку можно было бы назвать соразмерной, если бы не говорящая пустота в правой части картины. Но здесь, кажется, речь может идти о проектив­ном содержании. Слева, то есть на стороне, относящейся к области интимных переживаний, рисунок становится более насыщенным, богатым и многогранным по содержанию. Справа, то есть на стороне, обращенной к внешнему миру, элементы лишь намечены. Середина же рисунка ничего не дополняет к разработке заданной темы.

Характер изображения волн немного напоминает преды­дущий рисунок. Здесь тоже нет размашистого маятникового штриха, вода здесь тоже «не течет». Но острые пики волн первого рисунка теперь смягчаются и становятся округлы­ми волновыми гребнями. Следует обратить внимание на разнообразие графики. Характер штриха при изображении волн теперь тонированный или даже легкий. Звезды хорошо очерчены четким одиночным штрихом. Фон мягко тониро­ван. Легкий и тонированный штрих, а так же тонирование поверхности рисунка указывают на тонкую чувствительность автора. Четкие контуры позволяют также отнести к харак­терным качествам личности автора способность к рацио­нальному контролю. Достойным внимания является появив­шаяся только в этом варианте штриховка поверхности кар­тины, которая преимущественно возникает только на левой стороне картины. В этом проявляется склонность девочки к рефлексии, к осмыслению происходящего, что в предыду­щем рисунке совсем не просматривалось.

В настоящем рисунке действительно изображаются толь­ко звезды и волны. Облака и луна, нарисованные при пер­вом тестировании, здесь отсутствуют. Теперь мы можем рассматривать звезды в качестве символа пробудившейся духовности. Волны возникают как проекция уже не столько бурной, сколько чем-то обремененной натуры. Пубертатный кризис дает о себе знать обилием сомнений и вопросов, что обычно для переходного периода.

Развитие девочки из-за тесной связи с родителями и сильной потребности в ее ослаблении проходит не без напряжения, однако оно может рассматриваться как идущее в позитивном направлении.

 

VIII

 

Настойчиво и требовательно овладевает вниманием наблю­дателя окруженная короной звезда. Столь очевидное выде­ление «Я» в центре картины встречается редко.

По-видимому, автор хотел оформить картину в соответ­ствии с требованиями теста. Однако анализ показывает, что этот рисунок выполнен с позиции бессознательно возник­шего смыслового подхода. Как это часто бывает в пубертат­ный период, бессознательное является особенно активным и отзывается на незначительные и несущественные прово­кации, как, например, в нашем случае на требование нари­совать «звезды».

Несмотря на весьма разнообразное размещение деталей в картине, она производит впечатление соразмерной. Ог­ромная центральная звезда, господствующая на небе, окру­жена более мелкими звездами. Нижняя часть картины за­полнена волновыми линиями, нарисованными мимоходом, но гармонично.

Небо занимает в рисунке не больше места, чем вода, однако демонстративно, в особой манере изображенные звез­ды оттесняют все другие детали теста на задний план.

Доминирование звезд еще более усиливается благодаря особенностям штриха. Волны нарисованы маятниковым штрихом, звезды — одиночным. Оба штриха хорошо выпол­нены. Характер штриха при изображении звезд жирный и нечеткий. Здесь, очевидно, проявляется упорная настойчи­вость. Волны, напротив, выполнены вполне правильным легким штрихом, что может рассматриваться как отраже­ние способности мальчика тонко чувствовать.

Символическая интерпретация рисунка прямо-таки на­прашивается и требует дальнейшего исследования пробле­мы. Изображение себя в виде центральной звезды идет от сильной уверенности в себе. Звезда прямо-таки «расчисти­ла» себе путь, она вытянула лучи во все четыре стороны. Окружающие звезды, а здесь по праву можно говорить о «придворной свите», еще более подчеркивают центральное положение главной звезды. Следует узнать, не проявляется ли это демонстрирование себя в реальной жизни мальчика, не обнаруживается ли оно по отношению к другим как же­лание главенствовать и, наконец, не вытесняет ли оно ис­тинные чувства мальчика. В пубертатный период, это жела­ние может носить компенсаторный характер, и не связано с особенностями конституции мальчика.

Юный испанец из состоятельной семьи был воспитан в духе социального и, прежде всего, мужского превосход­ства, что сформировало у него чувство собственного достоинства и определило его поведение. Хороший уче­ник и чувствительный мальчик из-за своих бесцеремон­ных притязаний на доминирование оказался в группе социальной помехой и, наконец, стал невыносим.

IX

 

Глядя на этот рисунок, мы спрашиваем себя, действительно ли здесь идет речь о выполнении теста «ЗВ», или рисующий хотел изобразить стену, позади которой светит луна. Нет, он на самом деле думал о небе и волнах.

Бедные, почти застывшие формы картины могли бы по­зволить сделать вывод о предметном решении. Однако, не­заданные инструкцией атрибуты (скала справа, рядом с ней акцентированная луна и (nota bene!) полное отсутствие звезд) наталкивают на мысль, что перед нами образное ре­шение. Однако тест фактически выполнен с позиций глубо­ко символичного смыслового подхода.

Проблемы мальчика проявляются уже в особенностях компоновки пространства картины. Здесь не удалось дос­тичь хотя бы приблизительной равномерности в распределе­нии деталей рисунка и, конечно, совершенно нельзя гово­рить о соразмерности картины. Но здесь нет и компенсиру­ющей правильности изображения. Структура картины дис­гармонична.

Исходя из общего впечатления, можно однозначно ска­зать, что в картине доминирует изображение воды как выра­жение душевных переживаний. Однако в ней отсутствуют свойственные воде качества: она не течет и не плещется, а неподвижно оцепенела. Кроме того, треть пространства кар­тины справа занимает скала, не относящаяся непосредствен­но к заданной тематике. Звезды отсутствуют полностью, однако имеется широкое пустое пространство, составляю­щее примерно У картины. Единственный, очевидно облада­ющий компенсаторным механизмом источник света — это четко очерченная луна.

Маятниковый штрих совершенно отсутствует. Полнос­тью доминирует одиночный штрих, что говорит об односто­роннем и, судя по характеру штриха, судорожном усилии достичь рационального контроля. Штрих при очерчивании контура луны — четко-резкий, а в рисунке волн — четкий или тонированно-размазанный. То, что именно при изобра­жении громоздящихся скал возникает легкий штрих, может говорить о конфликте в переживаниях мальчика. Здесь стра-

дает чувствительный ребенок, видимо, имеющий тяжелые нарушения психики. Легко-хрупкие лучики луны, бросаю­щие свет на волны, трогают своим контрастом с углами и зазубринами других деталей рисунка.

Перед нами глубоко символичный тест, не оставляющий никаких сомнений в глубинно-психическом источнике по­добных проекций. Подвижный одаренный двенадцатилетний школьник очень хорошо понял инструкцию теста и стремит­ся дать соответствующий ответ. Но «Оно» принуждает его к изображению переживаний, затопляющих его напряженно-деятельное сознание. Оцепеневшие волны позволяют опре­делить сильную фрустрацию. Громоздящиеся справа скалы мешают контактам с окружающим миром и будущим. Но луна, как единственный источник света, все же состоит в диалоге с водой, что говорит о том, что сознание и эмоцио­нальные переживания, возможно, нашли робкий и весьма уязвимый контакт друг с другом.

Ребенок из хорошей семьи недавно пережил смерть бра­та от несчастного случая, что, предположительно, и стало причиной психической травмы.

X

 

Дисгармоничность картины позволяет изначально предпо­ложить, что здесь имеется нарушение психики. Может быть, нам даже удастся подобраться поближе к его причине.

Девочка выполняет рисунок с позиций эмоционального подхода, однако одновременно проявляется и смысловой подход, что часто встречается в подростковом возрасте. Испытуемая, обладая очевидными способностями к рисова­нию, не справилась с пространственным членением карти­ны. Этот момент является очень важным для постановки диагноза. Очевидно, что дисгармония пропорций исходит не из неспособности создать соразмерный рисунок. В глаза бросаются некоторые аспекты картины, которые выделяют­ся в верхней части рисунка из-за плотного расположения многочисленных разнообразных звезд, и в правой части из-за луны и скалы. Установки мышления и понимания, оче­видно, направлены на конфликт с окружающим миром.

Картина, несомненно, выглядит как выполненная чело­веком с психическими отклонениями, однако поражают хо­рошо прорисованные отдельные элементы. Акцентировано выделенная волновая линия, которая начинается в левой нижней части картины и, особо не поднимаясь, устремляет­ся направо, является примером размашистого и хорошо удав­шегося маятникового штриха. Большинство звезд нарисова­но удачно получившимся одиночным штрихом. Однако тех­ника штриха неуверенная, что обнаруживает эмоциональ­ную нервозность девочки. Это также подтверждается разма­занным штрихом при рисовании луны и многих звезд. В этом проявляется подверженность чужому влиянию, что в свою очередь противоречит попыткам девочки, рационально контролировать процесс рисования. Кроме того, дисгармо­ния пространства рисунка позволяет сделать вывод о том, что 13-летний подросток находится в кризисном состоянии. Акцентированная чернота скалы указывает на причину кри­зиса — конфликт с окружающим миром. Очень легкий штрих, которым выполнены отдаленные части воды слева, говорит о душевной чувствительности девочки, что следует учесть при консультации. Звезды нарисованы местами размазанным, местами четко-резким штрихом. Такая комбина­ция наблюдается довольно часто и может рассматриваться как проявление неуверенности в себе одновременно с её компенсацией.

Расшифровать символы этого теста не представляет тру­да. Скала справа изображена крутой и непреодолимой. Ак­центированная чернота указывает на конфликт, проявляю­щийся в общении с внешним миром. Резкий, выступающий за края рамки, штрих говорит о том, что тут участвует аф­фект. Вся масса воды напирает на скалу. Луна как источник света, а также как символ духовного начала и устремленно­сти к пониманию, весит прямо над скалой. Плотно стисну­тые и разнообразные по форме звезды, чем ближе к скале, тем больше в размерах. Завершает наглядно изображенную ситуацию конфликта аффективное затемнение поверхности скалы, диффузный размазанный штрих, которым нарисова­на луна и многие звезды, а также выступающий в роли ком­пенсации четко-резкий штрих других звезд.

Девочка неуверенна в себе, однако, она понимает свое состояние и, вероятно, даже причину своих душевных пере­живаний.

К личности 13-летней девочки с раннего детства предъявлялись чрезмерные требования. Не имеющая пра­ва принимать самостоятельные решения и совершать поступки, она должна была приспосабливаться к аф­фективным вспышкам матери. Девочка живет отдель­но от родителей и предстоящее свидание с ними пугает ее. Она осознанно ищет советов психолога и следует этим советам, ведет длинный и откровенный разговор с менее эмоциональным отцом, что дает ей возможность по-новому взглянуть на мать. Следующий рисунок про­ясняет дальнейшее развитие ситуации.

XI

Этот рисунок принадлежит той же девочке, что и предыду­щий (X). Он выполнен 12 месяцев спустя и должен рассмат­риваться и оцениваться с учетом результатов предыдущего тестирования. Девочка стремилась к основательному выяс­нению отношений с родителями и добилась желаемого. Раз­решился ли конфликт, или ситуация пребывает в застое? А может быть, напряжение в отношениях ребенка с родителя­ми усилилось?

Перед нами вновь эмоциональное решение, которое од­новременно является и смысловым. Душа девочки чувстви­тельная, отзывчивая, и она стремится выразить свои глу­бинные душевные переживания. Открытость — это её шанс на развитие, но одновременно и риск. Пространственное членение рисунка, особенно в сравнении с предыдущим, уди­вительно уравновешенное, даже соразмерное. Несомненно, содержательный центр картины располагается справа, но благодаря полосам облаков воспринимается как часть диа­гонального сечения картины. Это может свидетельствовать о достижении автором более полного душевного равнове­сия. При этом, особое внимание следует уделить тому, что теперь неравномерность распределения деталей предыдуще­го рисунка компенсируется здесь не за счет их перестанов­ки. Удивительно, что пропорции неба и воды просто измени­лись. При этом доля занимаемого пространства играет мень­шую роль, чем содержательное значение изображения. В то время как в предыдущем рисунке небо было заполнено диф-фузно теснящимися звездами, теперь у верхнего края кар­тины находится узкая и производящая впечатление покоя полоса неба. Вода, напротив, превратилась в наплывающие гребни, волна за волной несется к берегу.

В изображении воды особенно бросается в глаза интен­сивность, с которой волны, нарисованные техникой рит­мического броска, стремятся к суше. Звезды, напротив, на­рисованы теперь почти небрежно. Хотя в рисунке имеется много деталей, выполненных техникой одиночного штриха, звезды изображаются, а вернее только намечаются в форме однообразных шаров. Теперь стремление к пониманию и к осмыслению конфликта кажется утоленным, или же отсту­пившим перед душевными волнениями. Техника штриха уверенная. Характер штриха легкий или четкий. Эмоцио­нальные и рациональные компоненты хорошо уравновеше­ны, дефектов графики больше не обнаруживается. Поверх­ность нарисованной лодки заштрихована, что дополнитель­но указывает на тенденцию к рациональному восприятию событий.

Заслуживают внимания и изменения в дополняющей интерпретацию символике рисунка. Непреступная скала первого рисунка превратилась в доступную для пешеходов гору, на которой стоит дом (возможно, родной). И к этому дому ведет дорога, крутая и узкая, но упорядоченная и с любовным терпением проведенная до самой двери. Пожа­луй, гора не должна рассматриваться как скала, так как на ней явно растет трава. Перед горой к воде протянулась по­лоска суши, где ждет лодка, символ соединения и преодоле­ния препятствий. Над горой в правой части картины все еще светит луна. Но как мирно располагается она на небе, нарисованном легким штрихом. Однако из всех второстепен­ных символов более всего поражает не случайно находяще­еся перед домом, прямо на склоне горы и тянущееся к воде, дерево — символ жизни.

После объяснения с родителями, хорошо подготовлен­ного, проведенного спокойно и деловито, девочка смогла нормализовать свое к ним отношение и этим разреши­лась ее основная проблема. Результаты тестирования говорят о благоразумном и чутком поведении не только девочки, но и ее родителей.

XII

 

Рисунок выполнен робко, но нельзя сказать, что он пустой или бедный. Против этого говорят хорошее размещение звезд и соблюдение пропорций картины.

Несмотря на лишь намеченные волны и экономно нари­сованное звездное небо, этот рисунок предлагает скорее образное решение, нежели предметное. Рассматривая его, мы ощущаем целостность, части которой соотносятся друг с другом по принципу единой формы. Эмоциональные пере­живания не вытесняются, а сдерживаются.

Несмотря на пропорциональное размещение стихий, это достигается скорее равномерным распределением деталей, нежели истинной соразмерностью. Однако, рисунок не про­изводит впечатление излишне и жестко отрегулированного. Автор постоянно перестраивается, что-то с чем-то согласует, но не следует определенному клише.

Звезды выделены только слегка, а море нарисовано еще более сдержанно: оно сведено к единственной линии и зани­мает минимум пространства. Импульсы бессознательного слабы и не стремятся к проекции, но они не ведут к рас­стройству личности.

Течение волн изображено мягким, маятниковым штри­хом, не имеющим дефектов. Звезды выполнены контролиру­емым одиночным штрихом. Характер штриха легкий или четкий. Чувства и рациональность взаимно уравновешива­ются. Кроме пространственных пропорций, имеющих проек­тивное содержание, ни один из элементов рисунка не выг­лядит как символ.

Выпускник реальной школы, ищущий работу.

 

XIII

Рисунок кажется нежным, сентиментальным, почти сон­ным. Он содержит важную информацию для окружения шестнадцатилетнего юноши, поскольку он известен своей заносчивостью и из-за этого не любим. В картине так мно­го настроения, что можно говорить об эмоциональном ре­шении. Если это и противоречит его подчеркнуто рацио­нальному поведению, то, вероятно, здесь находит свое от­ражение та сторона его личности, которая не раскрывает­ся во время общения.

Date: 2016-05-18; view: 430; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию