Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Двадцать интерпретаций результатов тестирования. 1 pageПриведенные ниже результаты тестирования показывают своеобразие «ЗВ» как личностного теста. На основе результатов тестирования проводились консультативные беседы с родителями, воспитателями и с самими испытуемыми. Во всех случаях использовались необходимые данные анамнеза, которые в настоящем тексте даны лишь в тезисной форме. В начале в качестве прототипа приведены результаты тестирования хорошо развитой, не имеющей психических отклонений девочки. К ним примыкает рисунок трехлетнего ребенка, который позволяет показать, как выполнение задания теста «ЗВ» зарождается из свободных каракулей. Последующие тесты расположены в соответствии с увеличением возраста. При их отборе учитывалось то, что они демонстрируют типичные детские и юношеские проблемы. Дважды приводятся повторно выполненные одним и тем же человеком тесты. Эти результаты должны наглядно показать, как в одном случае на характер рисунка влияет возраст, во втором — развитие конфликтной ситуации. В принципе тест «ЗВ» может применяться и для диагностики взрослых людей. Это могут подтвердить 4 теста, выполненные людьми в возрасте от 33 до 73 лет, которые мы уже обсудили в первой части книги.
І
Данный тестовый рисунок в качестве прототипа предваряет описание последующих примеров. Рисунок принадлежит' психически здоровой, не имеющей отклонений в поведении девочки, одаренной и потому без труда осваивающей школьную программу, к тому же достаточно созревшей как личность, чтобы справляться с экзистенциальными проблемами. На вопрос о наличии психопатологии результаты тестирования дают однозначный ответ: «Для такого диагноза нет оснований». Пространство рисунка гармонично. Оформление картины исходит из единого принципа, из «глубины души» рисующей девочки. Небо и море имеют одинаковые пространственные пропорции. Обе стороны картины (левая и правая) обработаны также одинаково. Середина выполнена в оригинальной манере: частично скрытая за горизонтом звезда интегрирует противоположные стихии — небо и воду, обозначающие дух и земную жизнь. Символическое толкование теста просто и незамысловато говорит об успешном саморазвитии и интегрированности юной, но уже сформировавшейся личности. Техника штриха не имеет дефектов, маятниковый штрих — удачный, легкий и тонированный, что указывает на чуткую восприимчивость. Звезды оформлены ясно, разумно, и не убого, они целенаправленно очерчены четким одиночным штрихом. Девушка мыслит и управляет собой осознанно, дистанцировано, имеет целостный взгляд на проблему. Девушка из благополучной семьи, любима товарищами, легко находит друзей. Она одарена, в школе занимается с интересом и сосредоточенно, успешна, не тщеславна.
II Особенности выполнения этого рисунка 3-х летним мальчиком таковы, что он может восприниматься как выполненный тем же самым автором, что и предыдущий рисунок, только в детстве. И это не случайно. Они сходны по характеру. Данный тест показывает, как зарождаются первые рисунки из детских каракулей. Явно видно, что ребенок хорошо понял задание, и пытается рисовать на заданную тему. Волны появляются из-под карандаша робко и почему-то в виде кусочков, разбросанных в пространстве. Делается много попыток нарисовать звезды в разных формах, пока из перекрещенных линий не образуется, правда еще беспомощно, первая лучевая звезда. В процессе возникновения рисунка из каракулей можно выделить несколько типичных моментов. Так, волны постепенно становятся все более длинными, уверенными и самостоятельными. Волны рисуются расслабленным и легким-штрихом. Оформление звезд, напротив, достигается за счет концентрации внимания на круто держащей карандаш руке. Так возникает четкий штрих, который позволяет сделать вывод об активности и контроле сознания. По гармонично, беззаботно выполненному рисунку, а также по отсутствию каких-либо дефектов штриха, мы делаем вывод о естественности ребенка и сохранности его психики. Правда, автор показывает свою неуверенность в освоении темы «Звезды и Волны». Но штрих волн не имеет прерываний и он не легко-хрупкий. Штрих в рисунке звезд, несмотря не чрезмерное усилие ребенка, не становится судорожным или четко-резким. Кроме возраста, других сведений о личности ребенка нет.
Ill В верхней части рисунка, кажущегося почти полностью покрытым «водой», находится цепь звезд, к которым как бы примыкает большая центральная звезда. Здесь, вероятно, ребенок уже стремится к осуществлению образного решения. Он видит тему в целом. Сначала рамки теста доверху заполняются изображением воды, но по мере продвижения к верхнему краю это происходит все слабее и сдержаннее. Затем осторожно и тщательно прорисовываются звезды. Картина несоразмерна, но все же имеет некоторую равномерность в размещении деталей. Несмотря на все заполняющую «воду», акцент в рисунке делается на звезды, которые своей формой и характером штриха указывают на то, что непосредственный интерес ребенка относится именно к ним. Символическое толкование редко удается применить к рисункам маленьких детей. Однако здесь центральная звезда не могла возникнуть случайно, так как девочка, будучи самым маленьким ребенком в семье (имеется еще 4 старших брата), вполне осознает свое положение «любимицы». Вода не имеет формы волновой линии, но, тем не менее, можно выявить слабо колеблющиеся то в ту, то в другую сторону движение руки. Техника штриха уверенна. Характер штриха при изображении воды везде легкий. Совершенно иначе нарисованы звезды. Они четко очерчены круто держащей карандаш рукой, выполнены уверенным одиночным штрихом. Заслуживает внимания тонкое отделение звезд друг от друга на картине справа, хотя здесь они прижаты друг к другу особенно тесно. Свободный и шаловливый, но старательный и добросовестный в школе, ребенок ощущает себя окруженным заботой и любовью своей семьи.
IV
Хорошо выполненный рисунок, который, кроме того, производит впечатление непринужденного и свежего, позволяет сделать заключение о психически здоровом и развитом ребенке. В этом возрасте дети еще не часто рисуют с позиции образного подхода, как это представлено здесь. Девочка излагает тему как нечто целое. Это говорит, с одной стороны, о живом и развитом интеллекте, с другой — о душевности, проявляющейся в любовно выполненных изображениях звезд. Картина выглядит соразмерной. Распределение различных фрагментов рисунка уравновешенно и гармонично. Волны плещутся, они прямо таки «выплескиваются» из картины, что получилось явно не осознанно. Это еще раз подтверждает, что ребенок рисует «с душой». Примечательна хорошо нарисованная луна. Соотношение неба и воды пропорционально. Пространство между ними тоже кажется соразмерным. Как одиночный, так и маятниковый штрихи в рисунке выполнены хорошо. Звезды всюду имеют четкий контур, штрих преимущественно также четкий, местами жирный, что выдает активное отношение взрослеющего ребенка к миру. «Волны» выполнены размашистым спонтанным движением. Штрих здесь тонированный, что позволяет сделать вывод о чуткой восприимчивости восьмилетней девочки. Анамнез подтверждает впечатление, полученное от результатов тестирования. Ребенок вынужден соответствовать довольно высоким для своего возраста требованиям, заданным интеллектуальным уровнем семьи-(отец и мать — педагоги, старшие братья успешно учатся в гимназии).
V
Игровое восприятие темы контрастирует с судорожным исполнением теста. Здесь бессознательные импульсы еще очень ребячливой девочки явно не могут найти свободного выхода. Перед нами образное решение. Можно ощутить эмоциональную заинтересованность в рисовании, в том числе в деталях рисунка. Несмотря на вполне правильные пропорции картины, она не может рассматриваться нами ни как гармоничная, ни как имеющая равномерное распределение деталей, ни как нарисованная по правилам. Предложенное распределение деталей дает возможность увидеть определенную неструктурированность картины, что производит впечатление сильного беспокойства. Как часто бывает у маленьких детей, небо и вода сильно прижаты к верхнему и, соответственно, к нижнему краю картины. Однако середину рисунка девочка заполняет звездами, так что мы получаем два результата на тему теста: над звездами есть еще одно небо. Девочка что-то сочиняет, рассказывает своим рисунком. Изображение рыб и луны здесь можно рассматривать как дополнительные элементы рисунка, причем рыбы являются придуманной игровой деталью, а акцентированная черная луна, напротив, указывает на судорожное усилие быть логичной и контролировать ситуацию. Такое изображение луны часто указывает на наличие эмоциональных нарушений. Одиночный штрих местами выполнен хорошо, местами кое-как. Волновая линия имеет дуги, однако она не становиться маятниковым штрихом. Характер штриха при изображении, как волн, так и звезд жирный, местами густо-жирный. «Верхнее небо» имеет вид закрашенной поверхности. Акцентированная черная луна в середине рисунка является центральным источником света. Характер штриха, которым она выполнена, указывает на наличие внутриличностного конфликта. Рыбки в воде выполнены жестким, густо-жирным штрихом. Нельзя не заметить чрезмерную напряженность ребенка. 10--летняя девочка страдает сильно выраженной афазией. Интеллектуальная и расторопная мать излишне требовательна к ней. Детская потребность девочки в игре не удовлетворена. Непосильная нагрузка принуждает ее к чрезмерному, и потому бесплодному усилию воли. VI
Озорное выполнение теста наводит на мысль об экстравертированном и уверенном в себе ребенке. Сравнение со следующим рисунком, принадлежащим той же самой девочке (VII), дает возможность понять, сколь сильное влияние здесь оказывает возраст. Девочка использовала образный подход к решению тестового задания, но в рисунке вполне можно заметить и эмоциональный подход, а если рассматривать декоративные элементы картины, то можно увидеть и элементы формалистского подхода. Здесь заметна склонность к самодемонстрации. Несмотря на некоторую массивность рисунка, пространственное размещение деталей можно расценивать как соразмерное. Демонстративным изображением радости девочка компенсирует, несомненно, уже пережитую неуверенность в себе, однако душевное равновесие она пока еще сохранила. Соотношение неба и воды пропорционально. Это также указывает на то, что душевное равновесие девочки не подвергается опасности. Кроме звезд и волн мы видим и луну с облаками, которые, однако, имеют характер не столько символов, сколько детских красочных дополнений к сюжету картины, выполненных, правда, не по-детски нарочито. Особенности графики удивляют тем, что, несмотря на сильную выразительность картины, отсутствует маятниковый штрих. Волны выглядят как неестественные пики, они не плещутся, а стоят как горные вершины из цемента. Характер штриха здесь или четко-резкий, или размазанный. Звезды очерчены четко-резким штрихом. Только в изображении облаков присутствует легкий штрих. Середина рисунка заполнена сферическими образами, нарисованными размазанным штрихом, что позволяет предположить у девочки повышенную внушаемость. Девочка — дочь заботливых и традиционно немного балующих родителей
VII
В этом легко набросанном и прочувствованном рисунке едва можно узнать автора предыдущей картины. Здесь нашла свое отражение попытка понять свою собственную внутреннюю сущность и пробудившаяся в позднем пубертатном возрасте тенденция к рефлексии. Перед нами — типичный эмоциональный подход, далекий от «сюжетного» образного подхода. В своем развитии девочка сделала шаг от экстравертного детского возраста к интровертному пубертатному возрасту. Пространственную разработку можно было бы назвать соразмерной, если бы не говорящая пустота в правой части картины. Но здесь, кажется, речь может идти о проективном содержании. Слева, то есть на стороне, относящейся к области интимных переживаний, рисунок становится более насыщенным, богатым и многогранным по содержанию. Справа, то есть на стороне, обращенной к внешнему миру, элементы лишь намечены. Середина же рисунка ничего не дополняет к разработке заданной темы. Характер изображения волн немного напоминает предыдущий рисунок. Здесь тоже нет размашистого маятникового штриха, вода здесь тоже «не течет». Но острые пики волн первого рисунка теперь смягчаются и становятся округлыми волновыми гребнями. Следует обратить внимание на разнообразие графики. Характер штриха при изображении волн теперь тонированный или даже легкий. Звезды хорошо очерчены четким одиночным штрихом. Фон мягко тонирован. Легкий и тонированный штрих, а так же тонирование поверхности рисунка указывают на тонкую чувствительность автора. Четкие контуры позволяют также отнести к характерным качествам личности автора способность к рациональному контролю. Достойным внимания является появившаяся только в этом варианте штриховка поверхности картины, которая преимущественно возникает только на левой стороне картины. В этом проявляется склонность девочки к рефлексии, к осмыслению происходящего, что в предыдущем рисунке совсем не просматривалось. В настоящем рисунке действительно изображаются только звезды и волны. Облака и луна, нарисованные при первом тестировании, здесь отсутствуют. Теперь мы можем рассматривать звезды в качестве символа пробудившейся духовности. Волны возникают как проекция уже не столько бурной, сколько чем-то обремененной натуры. Пубертатный кризис дает о себе знать обилием сомнений и вопросов, что обычно для переходного периода. Развитие девочки из-за тесной связи с родителями и сильной потребности в ее ослаблении проходит не без напряжения, однако оно может рассматриваться как идущее в позитивном направлении.
VIII
Настойчиво и требовательно овладевает вниманием наблюдателя окруженная короной звезда. Столь очевидное выделение «Я» в центре картины встречается редко. По-видимому, автор хотел оформить картину в соответствии с требованиями теста. Однако анализ показывает, что этот рисунок выполнен с позиции бессознательно возникшего смыслового подхода. Как это часто бывает в пубертатный период, бессознательное является особенно активным и отзывается на незначительные и несущественные провокации, как, например, в нашем случае на требование нарисовать «звезды». Несмотря на весьма разнообразное размещение деталей в картине, она производит впечатление соразмерной. Огромная центральная звезда, господствующая на небе, окружена более мелкими звездами. Нижняя часть картины заполнена волновыми линиями, нарисованными мимоходом, но гармонично. Небо занимает в рисунке не больше места, чем вода, однако демонстративно, в особой манере изображенные звезды оттесняют все другие детали теста на задний план. Доминирование звезд еще более усиливается благодаря особенностям штриха. Волны нарисованы маятниковым штрихом, звезды — одиночным. Оба штриха хорошо выполнены. Характер штриха при изображении звезд жирный и нечеткий. Здесь, очевидно, проявляется упорная настойчивость. Волны, напротив, выполнены вполне правильным легким штрихом, что может рассматриваться как отражение способности мальчика тонко чувствовать. Символическая интерпретация рисунка прямо-таки напрашивается и требует дальнейшего исследования проблемы. Изображение себя в виде центральной звезды идет от сильной уверенности в себе. Звезда прямо-таки «расчистила» себе путь, она вытянула лучи во все четыре стороны. Окружающие звезды, а здесь по праву можно говорить о «придворной свите», еще более подчеркивают центральное положение главной звезды. Следует узнать, не проявляется ли это демонстрирование себя в реальной жизни мальчика, не обнаруживается ли оно по отношению к другим как желание главенствовать и, наконец, не вытесняет ли оно истинные чувства мальчика. В пубертатный период, это желание может носить компенсаторный характер, и не связано с особенностями конституции мальчика. Юный испанец из состоятельной семьи был воспитан в духе социального и, прежде всего, мужского превосходства, что сформировало у него чувство собственного достоинства и определило его поведение. Хороший ученик и чувствительный мальчик из-за своих бесцеремонных притязаний на доминирование оказался в группе социальной помехой и, наконец, стал невыносим. IX
Глядя на этот рисунок, мы спрашиваем себя, действительно ли здесь идет речь о выполнении теста «ЗВ», или рисующий хотел изобразить стену, позади которой светит луна. Нет, он на самом деле думал о небе и волнах. Бедные, почти застывшие формы картины могли бы позволить сделать вывод о предметном решении. Однако, незаданные инструкцией атрибуты (скала справа, рядом с ней акцентированная луна и (nota bene!) полное отсутствие звезд) наталкивают на мысль, что перед нами образное решение. Однако тест фактически выполнен с позиций глубоко символичного смыслового подхода. Проблемы мальчика проявляются уже в особенностях компоновки пространства картины. Здесь не удалось достичь хотя бы приблизительной равномерности в распределении деталей рисунка и, конечно, совершенно нельзя говорить о соразмерности картины. Но здесь нет и компенсирующей правильности изображения. Структура картины дисгармонична. Исходя из общего впечатления, можно однозначно сказать, что в картине доминирует изображение воды как выражение душевных переживаний. Однако в ней отсутствуют свойственные воде качества: она не течет и не плещется, а неподвижно оцепенела. Кроме того, треть пространства картины справа занимает скала, не относящаяся непосредственно к заданной тематике. Звезды отсутствуют полностью, однако имеется широкое пустое пространство, составляющее примерно У картины. Единственный, очевидно обладающий компенсаторным механизмом источник света — это четко очерченная луна. Маятниковый штрих совершенно отсутствует. Полностью доминирует одиночный штрих, что говорит об одностороннем и, судя по характеру штриха, судорожном усилии достичь рационального контроля. Штрих при очерчивании контура луны — четко-резкий, а в рисунке волн — четкий или тонированно-размазанный. То, что именно при изображении громоздящихся скал возникает легкий штрих, может говорить о конфликте в переживаниях мальчика. Здесь стра- дает чувствительный ребенок, видимо, имеющий тяжелые нарушения психики. Легко-хрупкие лучики луны, бросающие свет на волны, трогают своим контрастом с углами и зазубринами других деталей рисунка. Перед нами глубоко символичный тест, не оставляющий никаких сомнений в глубинно-психическом источнике подобных проекций. Подвижный одаренный двенадцатилетний школьник очень хорошо понял инструкцию теста и стремится дать соответствующий ответ. Но «Оно» принуждает его к изображению переживаний, затопляющих его напряженно-деятельное сознание. Оцепеневшие волны позволяют определить сильную фрустрацию. Громоздящиеся справа скалы мешают контактам с окружающим миром и будущим. Но луна, как единственный источник света, все же состоит в диалоге с водой, что говорит о том, что сознание и эмоциональные переживания, возможно, нашли робкий и весьма уязвимый контакт друг с другом. Ребенок из хорошей семьи недавно пережил смерть брата от несчастного случая, что, предположительно, и стало причиной психической травмы. X
Дисгармоничность картины позволяет изначально предположить, что здесь имеется нарушение психики. Может быть, нам даже удастся подобраться поближе к его причине. Девочка выполняет рисунок с позиций эмоционального подхода, однако одновременно проявляется и смысловой подход, что часто встречается в подростковом возрасте. Испытуемая, обладая очевидными способностями к рисованию, не справилась с пространственным членением картины. Этот момент является очень важным для постановки диагноза. Очевидно, что дисгармония пропорций исходит не из неспособности создать соразмерный рисунок. В глаза бросаются некоторые аспекты картины, которые выделяются в верхней части рисунка из-за плотного расположения многочисленных разнообразных звезд, и в правой части из-за луны и скалы. Установки мышления и понимания, очевидно, направлены на конфликт с окружающим миром. Картина, несомненно, выглядит как выполненная человеком с психическими отклонениями, однако поражают хорошо прорисованные отдельные элементы. Акцентировано выделенная волновая линия, которая начинается в левой нижней части картины и, особо не поднимаясь, устремляется направо, является примером размашистого и хорошо удавшегося маятникового штриха. Большинство звезд нарисовано удачно получившимся одиночным штрихом. Однако техника штриха неуверенная, что обнаруживает эмоциональную нервозность девочки. Это также подтверждается размазанным штрихом при рисовании луны и многих звезд. В этом проявляется подверженность чужому влиянию, что в свою очередь противоречит попыткам девочки, рационально контролировать процесс рисования. Кроме того, дисгармония пространства рисунка позволяет сделать вывод о том, что 13-летний подросток находится в кризисном состоянии. Акцентированная чернота скалы указывает на причину кризиса — конфликт с окружающим миром. Очень легкий штрих, которым выполнены отдаленные части воды слева, говорит о душевной чувствительности девочки, что следует учесть при консультации. Звезды нарисованы местами размазанным, местами четко-резким штрихом. Такая комбинация наблюдается довольно часто и может рассматриваться как проявление неуверенности в себе одновременно с её компенсацией. Расшифровать символы этого теста не представляет труда. Скала справа изображена крутой и непреодолимой. Акцентированная чернота указывает на конфликт, проявляющийся в общении с внешним миром. Резкий, выступающий за края рамки, штрих говорит о том, что тут участвует аффект. Вся масса воды напирает на скалу. Луна как источник света, а также как символ духовного начала и устремленности к пониманию, весит прямо над скалой. Плотно стиснутые и разнообразные по форме звезды, чем ближе к скале, тем больше в размерах. Завершает наглядно изображенную ситуацию конфликта аффективное затемнение поверхности скалы, диффузный размазанный штрих, которым нарисована луна и многие звезды, а также выступающий в роли компенсации четко-резкий штрих других звезд. Девочка неуверенна в себе, однако, она понимает свое состояние и, вероятно, даже причину своих душевных переживаний. К личности 13-летней девочки с раннего детства предъявлялись чрезмерные требования. Не имеющая права принимать самостоятельные решения и совершать поступки, она должна была приспосабливаться к аффективным вспышкам матери. Девочка живет отдельно от родителей и предстоящее свидание с ними пугает ее. Она осознанно ищет советов психолога и следует этим советам, ведет длинный и откровенный разговор с менее эмоциональным отцом, что дает ей возможность по-новому взглянуть на мать. Следующий рисунок проясняет дальнейшее развитие ситуации. XI Этот рисунок принадлежит той же девочке, что и предыдущий (X). Он выполнен 12 месяцев спустя и должен рассматриваться и оцениваться с учетом результатов предыдущего тестирования. Девочка стремилась к основательному выяснению отношений с родителями и добилась желаемого. Разрешился ли конфликт, или ситуация пребывает в застое? А может быть, напряжение в отношениях ребенка с родителями усилилось? Перед нами вновь эмоциональное решение, которое одновременно является и смысловым. Душа девочки чувствительная, отзывчивая, и она стремится выразить свои глубинные душевные переживания. Открытость — это её шанс на развитие, но одновременно и риск. Пространственное членение рисунка, особенно в сравнении с предыдущим, удивительно уравновешенное, даже соразмерное. Несомненно, содержательный центр картины располагается справа, но благодаря полосам облаков воспринимается как часть диагонального сечения картины. Это может свидетельствовать о достижении автором более полного душевного равновесия. При этом, особое внимание следует уделить тому, что теперь неравномерность распределения деталей предыдущего рисунка компенсируется здесь не за счет их перестановки. Удивительно, что пропорции неба и воды просто изменились. При этом доля занимаемого пространства играет меньшую роль, чем содержательное значение изображения. В то время как в предыдущем рисунке небо было заполнено диф-фузно теснящимися звездами, теперь у верхнего края картины находится узкая и производящая впечатление покоя полоса неба. Вода, напротив, превратилась в наплывающие гребни, волна за волной несется к берегу. В изображении воды особенно бросается в глаза интенсивность, с которой волны, нарисованные техникой ритмического броска, стремятся к суше. Звезды, напротив, нарисованы теперь почти небрежно. Хотя в рисунке имеется много деталей, выполненных техникой одиночного штриха, звезды изображаются, а вернее только намечаются в форме однообразных шаров. Теперь стремление к пониманию и к осмыслению конфликта кажется утоленным, или же отступившим перед душевными волнениями. Техника штриха уверенная. Характер штриха легкий или четкий. Эмоциональные и рациональные компоненты хорошо уравновешены, дефектов графики больше не обнаруживается. Поверхность нарисованной лодки заштрихована, что дополнительно указывает на тенденцию к рациональному восприятию событий. Заслуживают внимания и изменения в дополняющей интерпретацию символике рисунка. Непреступная скала первого рисунка превратилась в доступную для пешеходов гору, на которой стоит дом (возможно, родной). И к этому дому ведет дорога, крутая и узкая, но упорядоченная и с любовным терпением проведенная до самой двери. Пожалуй, гора не должна рассматриваться как скала, так как на ней явно растет трава. Перед горой к воде протянулась полоска суши, где ждет лодка, символ соединения и преодоления препятствий. Над горой в правой части картины все еще светит луна. Но как мирно располагается она на небе, нарисованном легким штрихом. Однако из всех второстепенных символов более всего поражает не случайно находящееся перед домом, прямо на склоне горы и тянущееся к воде, дерево — символ жизни. После объяснения с родителями, хорошо подготовленного, проведенного спокойно и деловито, девочка смогла нормализовать свое к ним отношение и этим разрешилась ее основная проблема. Результаты тестирования говорят о благоразумном и чутком поведении не только девочки, но и ее родителей. XII
Рисунок выполнен робко, но нельзя сказать, что он пустой или бедный. Против этого говорят хорошее размещение звезд и соблюдение пропорций картины. Несмотря на лишь намеченные волны и экономно нарисованное звездное небо, этот рисунок предлагает скорее образное решение, нежели предметное. Рассматривая его, мы ощущаем целостность, части которой соотносятся друг с другом по принципу единой формы. Эмоциональные переживания не вытесняются, а сдерживаются. Несмотря на пропорциональное размещение стихий, это достигается скорее равномерным распределением деталей, нежели истинной соразмерностью. Однако, рисунок не производит впечатление излишне и жестко отрегулированного. Автор постоянно перестраивается, что-то с чем-то согласует, но не следует определенному клише. Звезды выделены только слегка, а море нарисовано еще более сдержанно: оно сведено к единственной линии и занимает минимум пространства. Импульсы бессознательного слабы и не стремятся к проекции, но они не ведут к расстройству личности. Течение волн изображено мягким, маятниковым штрихом, не имеющим дефектов. Звезды выполнены контролируемым одиночным штрихом. Характер штриха легкий или четкий. Чувства и рациональность взаимно уравновешиваются. Кроме пространственных пропорций, имеющих проективное содержание, ни один из элементов рисунка не выглядит как символ. Выпускник реальной школы, ищущий работу.
XIII Рисунок кажется нежным, сентиментальным, почти сонным. Он содержит важную информацию для окружения шестнадцатилетнего юноши, поскольку он известен своей заносчивостью и из-за этого не любим. В картине так много настроения, что можно говорить об эмоциональном решении. Если это и противоречит его подчеркнуто рациональному поведению, то, вероятно, здесь находит свое отражение та сторона его личности, которая не раскрывается во время общения.
|