Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конкурентная контрразведка: сущность, основные направления
Обязательным спутником конкурентной разведки, как известно, является контрразведка. Действительно, чтобы успешно функционировать в условиях жесткой, а порой и жестокой, конкуренции предприятие должно не только эффективно добывать чужие секреты, а и умело охранять собственные тайны, противопоставляя разнообразным разведывательным действиям (легальным и нелегальным) соперников активную контрразведывательную деятельность. А что такое контрразведка? Если разведка это наука, искусство и ремесло выведывания чужих тайн, то контрразведка – это искусство сохранение своих тайн и защита от чужой разведки. Служба контрразведки предприятия по разрозненным данным из различных источников имеет возможность отследить и оценить кризисную ситуацию до того, как она станет достоянием всеобщей гласности. Также данное подразделение имеет возможность разработать оптимальную антикризисную программу, что является важным фактором конкурентной борьбы, что, непременно, даст предприятию прямой экономический эффект. Существование на предприятии такой службы просто необходимо не только для улучшения показателей экономической эффективности, но и для сохранения устойчивого положения его на рынке и обеспечения последующей работы в долгосрочной перспективе. В конкурентной борьбе распространение получил термин «конкурентная контрразведка» («competіtіve сounterintelligence» or «counter-intelligence»). Работа подразделения конкурентной контрразведки очень схожа с работой разведывательной службы. Корпоративный контрразведчик точно так же проводит анализ обстановки внутри компании и ее окружения, точно так же из «лоскутков» сведений составляет общую картину происходящего. Он, по словам специалистов, в обязательном порядке архивирует всю поступающую информацию. В его функции входит создание базы данных с подробными досье на всех конкурентов, клиентов, работников компании и других лиц, способных, так или иначе, повлиять на жизнь фирмы, составление «черных списков» нечестных клиентов и недобросовестных сотрудников. Однако, несмотря на то что, что многие инструменты разведки и контрразведки похожи, между разведкой и контрразведкой есть принципиальные различия. Во-первых, эти два вида деятельности имеют разную направленность. Конкурентная разведка ищет не столько угрозы, сколько варианты действий на основе понимания ситуации и разворота даже негативных тенденций на пользу предприятия. Тогда как, контрразведка делает ставку на поиск негатива, являясь, по сути, инструментом превращения опасных (реальных и потенциальных) ситуаций в безопасные. Во-вторых, контрразведка обращена внутрь страны (в случае бизнеса – предприятия) и работает на своей территории, а разведка обращена во внешнюю среду и работает на чужой территории. Естественно, что при таких различиях бизнес-разведка и службы безопасности оказываются укомплектованы людьми с разным менталитетом и практически не пересекаются по задачам. В-третьих, люди, работающие в разведке и в контрразведке, – это обычно психологически отличающиеся друг от друга личности. Разведчик ищет друзей среди врагов, тогда как контрразведчик пытается найти врагов среди друзей. Отсюда – разные подходы и даже разные принципы мышления. Однако следует отметить, что в настоящее время очень часто происходит смешение понятий разведки и контрразведки. Зачастую это происходит оттого, что многие отечественные и зарубежные специалисты вольно или невольно относят контрразведывательную деятельность в предпринимательстве только к сфере безопасности. Спросите бизнесмена – осуществляет ли его фирма контрразведывательную деятельность?, и в большинстве случаев Вы получите утвердительный ответ. Спросите – кто осуществляет данную деятельность?, и в подавляющем большинстве получите ответ – служба безопасности. Однако если Вы попробуете уточнить вопрос – принимает ли Ваша служба безопасности участие в обеспечении и планировании стратегии предприятия и маркетинговых исследованиях?, то наверняка услышите – конечно нет, они же в этом не специалисты. В настоящее время в российском предпринимательстве примеры деятельности разведывательных служб для приобретения конкурентных (стратегических) преимуществ встречаются очень редко, скорее, в виде исключения, однако именно такая деятельность обеспечивает наибольший ресурс выживания и развития фирмы в условиях агрессивной окружающей и конкурентной среды. Проблема заключается в одностороннем понимании сущности термина «конкурентная контрразведка». Как и в случает с конкурентной разведкой термин «контрразведка» («сounterintelligence» или «counter-intelligence») происходит от многозначного английского слова «intelligence» (см. тему 4), которое помимо традиционного для себя значения «добывание секретов», означает также «ум», «интеллект», «информационно-аналитическая работа», «информационное обеспечение деятельности». Именно вследствие проблем с переводом слово «контрразведка» понимается исключительно в значении «противодействия разведке, шпионажу», т.е. применительно к функциям службы безопасности. Однако правильно организованная конкурентная контрразведка не ограничивается выполнением охранной функции. Специалисты контрразведывательного подразделения предприятия – это люди способные анализировать рынок и конкурентов, выявлять негативные тенденции и изменения, своевременно превращать опасности в безопасные ситуации. Под конкурентной контрразведкой понимается профессиональная деятельность компании: · по затруднению и предотвращению наблюдения за своими действиями извне, а также сбора, обработки и распространения актуальной информации о своих сильных и слабых сторонах; · по массовому или адресному сокрытию информации об опасных ситуациях либо по намеренному распространению ее в целях своевременного ознакомления своего окружения с подлинным положением дел или отвлечения внимания конкурентов от наиболее важных аспектов конъюнктуры своего положения; по утаиванию и камуфлированию своих истинных намерений, приготовлений и осуществляемых действий; · по изготовлению и распространению массовой или адресной дезинформации о действиях фирмы; по производству ситуационного блефа, имеющего характер пропаганды или контрпропаганды; · по выявлению подготовительных действий соперников, направленных на обострение конкурентных ситуаций, предотвращению навязываемых «casus belli»; · по прекращению несанкционированного доступа соперников к сведениям, не подлежащим разглашению; · по изобличению агентуры, осведомителей, а также сотрудников компании, допускающих халатность в процессе хранения и обработки секретной информации, а также по предупреждению и пресечению попыток инфильтрации и вербовки агентуры конкурентами, недобросовестными партнерами и криминалитетом; · по профилактической проверке лояльности сотрудников компании в сочетании с применением мер по прикрытию сотрудников. Выполнение вышеперечисленных действий способствует снижению угроз и превращению деловой деятельности в менее опасное занятие. При этом ставятся под сомнение и способности соперников по эффективному управлению данной конкурентной ситуацией (рис. 5.1).
Рис. 5.1 – Контрразведка как инструмент превращения опасных ситуаций в безопасные
В процессе осуществления контрразведывательной деятельности следует четко представлять, что противник может использовать различные каналы утечки конфиденциальной информации. К основным категориям источников, обладающих конфиденциальной информацией, относятся: · люди, способные выступать не только источниками информации, но субъектами злонамеренных действий противника; таковыми, в частности, являются сотрудники филиалов и региональных представительств компании, от которых обычно легче получить секретную информацию, чем от работников головного офиса; · документы, размещенные на различных материальных носителях информации; · публикации, в которых разглашаются (умышленно или необдуманно) конфиденциальные сведения и коммерческие секреты; · технические носители информации, а именно видео-, кино- и фотоматериалы, магнитные носители (ленты, диски, дискеты, стриммеры), компакт-диски, распечатки данных и программ, информация на мониторах персональных компьютеров и табло индивидуального или коллективного пользования; · технические средства обеспечения бизнеса, такие как телефоны и телефонная связь, телевизоры и промышленные телевизионные установки, радиоприемники, радиотрансляционные системы, системы громкоговорящей связи, усилительные системы и другие, которые по своим параметрам могут быть источниками утечки конфиденциальной информации, а также автоматизированные системы обработки информации; · продукция компании, являющаяся ценным источником информации, особенно новая, еще не поступившая на рынок продукция, либо ее разработки; · производственные отходы — так называемый бросовый материал, который может многое рассказать о характере бизнеса компании и ее продукции; тем более что он получается почти безопасным путем на свалках, помойках, местах сбора металлолома, в мусорных корзинах офисов. Обезвреживание таких источников становится главной задачей контрразведывательной деятельности субъектов бизнеса в целях обеспечения мер по «управлению» конкурентными ситуациями. Конкурентные ситуации окажутся вполне управляемыми, если разведка и контрразведка превратятся на фирме в целостный комплекс мотивированных действий. Следует помнить, что контрразведку (как в принципе и разведку) нельзя считать самостоятельными конкурентными действиями или приемами конкурентного поведения, она лишь создает информационную базу для быстрого конъюнктурного выбора и последующего тактического поведения субъектов предпринимательского бизнеса. Date: 2016-05-17; view: 2004; Нарушение авторских прав |