Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этические аспекты экономического шпионажа





Некоторые специалисты считают, что четкую границу между экономическим шпионажем и конкурентной разведкой провести трудно. И все же главное отличие конкурентной разведки состоит в том, что вся информация добывается законными способами.

У французского исследователя методов экономического шпионажа М. Денюзьера есть замечание: «Современная научная, промышленная и экономическая информация большей частью легкодоступна. 95 % интересующих вас данных можно получить из специальных журналов и научных трудов, отчетов компаний, внутренних изданий предприятия, брошюр и проектов, раздаваемых на ярмарках и выставках. Цель шпиона — раздобыть оставшиеся 5 % информации, в которой и кроется фирменный секрет, «тайна мастерства». Можно сделать вывод, что 95 % информации заинтересованные лица получают из открытых источников, а этого вполне достаточно, чтобы обеспечить безопасность собственного бизнеса. Ярким примером такого рода деятельности могут служить действия известной японской фирмы JVC, направленные против конкурирующей компании Sony. Через два месяца после того, как Sony выпустила новую цифровую видеокамеру, JVC предложила свою модель, в которой были учтены все недостатки конкурента. При этом JVC отнюдь не преступила закон: никто не занимался экономическим шпионажем. Работники фирмы воспользовались результатами НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), проведенной Sony, и оценили рыночные возможности новинки.

Если в промышленном шпионаже используют методы, которые подразумевают прямое нарушение закона, — шантаж, подкуп, воровство, насилие, физическое устранение, — то в деловой разведке невозможно обращение к таким приемам. Другой аспект — соблюдение норм морали. Ведь в данном случае при их нарушении не последует никаких карательных акций. Всегда ли способ добычи информации соответствует этическим нормам? Некоторые компании декларируют кодекс поведения, несмотря на то, что это может ограничить возможности работников. Чем можно объяснить подобное стремление? Во-первых, заботой об имени и репутации фирмы. Во-вторых, таким образом можно застраховать себя от множества негативных последствий (например, судебных разбирательств).

Общие этические принципы ведения конкурентной разведки:

· отказ от получения информации путем обмана, шантажа;

· отказ от противоправных действий.

В принципе, все выделенные аспекты лишний раз напоминают о том, что при проведении конкурентной разведки необходимо использовать законные методы: несоблюдение этих норм влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Когда нет правовой защиты информации, очень трудно регламентировать: что можно, а что недопустимо. Как установить запреты на использование неэтичных приемов? Сами условия конкурентной борьбы существенно изменяют этические нормы. То, что обычному человеку может показаться не совсем приемлемым, работники сферы бизнеса, возможно, не будут негативно оценивать. Как, например, воспринимать сведения, добытые из «мусорных корзин» конкурентов?

Безусловно, все понимают, что в процессе ведения конкурентной разведки нельзя выдавать себя за другое лицо, переманивать ведущих специалистов, публиковать компромат, распространять дезинформацию. Как только допускается пренебрежение этими правилами, возникает вопрос об экономическом шпионаже. Само различие понятий «разведка» и «шпионаж» говорит о многом. Шпионаж подразумевает внедрение в секретную зону. Словарь Ожегова дает следующие объяснения: «Разведка — обследование чего-нибудь со специальной целью»; «Шпионаж — выведывание, собирание или похищение сведений».

Примером такого, мягко говоря, непорядочного поведения может служить история об английском предпринимателе Хайзене Бишопе, который в 60-е годы был владельцем крупнейшей компании по производству косметических средств. Фирма «Бишоп инкорпорейтед» активно вела разработки и готова была выпустить на рынок огромное количество новой продукции. Но конкуренты опередили незадачливого бизнесмена, и на прилавках магазинов появился аналогичный по составу, форме и даже названию товар, но другого производства. Привлечение к работе специальных агентов помогло найти огромное количество «жучков» в служебных помещениях компании, но и это не спасло от последующей утечки информации и дальнейшего разорения. Оказывается, «бизнес-разведчики» работали на конкурентов, поэтому с такой легкостью обнаруживали аппаратуру слежения.


История развития отечественного бизнеса тоже может найти массу примеров неэтичного поведения, граничащего с мошенничеством. Так, был объявлен тендер при проведении приватизации крупного предприятия. Заявку на участие подали пять компаний, четыре из которых имели одного и того же учредителя.

Обращение к таким методам станет не просто недопустимым, но и фактически ненужным, если безопасность вашего бизнеса будут обеспечивать профессионалы, которые могут выполнить любую работу квалифицированно и эффективно, используя открытые источники информации и проводя экспертный анализ. Огромное количество сведений находится в общественном пользовании — необходимо лишь умело их использовать. Даже простое объявление о размещении вакансий может дать материал для анализа. Например, сотрудники конкурентной разведки просматривают сайты для поиска работы и видят, что компания-конкурент выставила новую вакансию, например начальника отдела по взаимодействию с регионами. Отсюда можно сделать вывод, что эта фирма стремиться выйти на региональные рынки.

Конечно, позволить себе иметь в штате информационно-аналитическую службу или отделы, занимающиеся бизнес-разведкой, могут лишь крупные корпорации или холдинги. Руководители таких предприятий уже не в состоянии самостоятельно справиться с огромным потоком информации, нуждающейся в анализе. Экономически целесообразным становится содержать собственных специалистов в этой области. Такие фирмы заботятся о своем имидже и требуют от работников соблюдения деловой этики.

Кроме того, существуют частные службы и самостоятельные консультанты, к которым в случае необходимости могут обратиться представители маленьких компаний (иногда подобной работой занимаются детективные агентства). В профессиональной среде также действуют, руководствуясь некоторыми «заповедями». Так, в специальной литературе очень часто можно встретить ссылку на «Этический кодекс американского общества профессионалов конкурентной разведки», который предписывает следующее:

· постоянно старайся увеличить уважение и признание к этой профессии на всех государственных уровнях;

· выполняй свои служебные обязанности с рвением и прилежанием, поддерживай самый высокий уровень профессионального мастерства и избегай всех неэтичных поступков;

· оставайся верным политике компании, ее целям и общему курсу, выполняй все действующие законы;

· во время делового свидания предоставляй всю относящуюся к делу информацию, включая принадлежность к организации;

· соблюдай правила работы с конфиденциальной информацией;

· действуй в полном соответствии с этими этическими стандартами при работе внутри компании, при ведении переговоров и во всех ситуациях, когда придется работать по специальности.

В конечном счете принятие решения и выбор методов зависит от самого работника: от его воспитания и общих представлений о моральном кодексе. Остается надеяться, что современная деловая этика обращена к основам академической корпоративной среды.

 

 

Тема 4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОЙ РАЗВЕДКИ

 

4.1 Конкурентная разведка: понятие, задачи, принципы

4.2 Признаки конкурентной разведки

4.3 Виды конкурентной разведки

4.4 Основные стратегии конкурентной разведки

4.5 Методы конкурентной разведки







Date: 2016-05-17; view: 947; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию