Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идентификация и самоидентификация. 6 page





Легислатура (лат. lex (legis) закон + latus внесенный, установлен­ный). Законодательный орган; срок полномочий и период деятельно­сти выборного представительного органа.

Легитимация (лат. legitimus законный). Признание законности власти, определенных полномочий, прав.

Легитимный. Законный, соответствующий действующим в го­сударстве законам (легитимная власть, легитимный парламент и т.д.).

Либерализм (лат. liberalis свободный). Политическая идеология, в основе которой лежат ценности прав и свобод личности, граждан­ского равноправия, приоритета личности перед обществом и государ­ством. Идеалы либерализма: свобода личности, незыблемость част­ной собственности, свобода предпринимательства и рынка. Современный либерализм отказался от принципа абсолютного не­вмешательства государства в экономические и социальные процессы, признает необходимость элементов государственного регулирования рынка. См. Идеология, Консерватизм, Социализм.

Лидер политический (англ. leader вождь). Политический дея­тель, который наиболее полно отражает и защищает интересы опре­деленной социальной группы, народа, способен возглавить массы, мобилизовать и постоянно их направлять. Типы политического, лиде­ра: традиционный (опирается на обычай), бюрократический (исполь­зует существующие политические институты), харизматический (об­ладает особым личным влиянием на массы).

Лицензия (лат. licentia разрешение, право). Разрешение, выда­ваемое компетентным государственным органом на осуществление определенного законом вида деятельности.

Личность. Индивид, являющийся субъектом сознательной дея­тельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Лобби (англ. lobby кулуары). Группа, представляющая интересы тех или иных экономически сильных структур в представительных и других органах власти.

Логика (греч. logos учение; довод, доказательство). Наука о за­конах мышления и его формах.

Локаут (англ. lock-out запирать дверь перед кем-либо). Одновре­менное закрытие предприятий их владельцами и массовое увольне­ние рабочих и служащих с целью заставить их отказаться от требова­ний и забастовки.

Льгота. Предоставление каких-либо преимуществ, частичное ос­вобождение от установленных общих правил, обязанностей и т.д.

Люмпен (нем. Lumpen лоскут, тряпка, лохмотья). Тот, кто утра­тил связь со своей социальной средой, общественно полезным тру­дом, опустился на «дно» общественной жизни (бродяги, нищие, бом­жи). См. Социальная структура.

 

М

МАГИЯ — совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять на воображаемые таинственные силы и с их помощью — на окружаю­щую действительность. Магии являются составной частью всех современных религий. Пережитки маги­ческих обрядов сохраняются и в христианстве (таинст­ва причащения, миропомазания, молитва и пр.).

МАКЛЕР — служащий биржи, работающий с брокерами (посредниками, сотрудничающими с фирмами и предприятиями) и выполняющий поручения участ­ников фондовой, товарной, валютной и иных бирж за комиссионное вознаграждение. В отдельных слу­чаях сам становится посредником и выполняет фун­кции брокера.

МАКИАВЕЛЛИЗМ — вульгаризированная (упрощенная) трактовка взглядов политического деятеля эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469—1527) на политику как на деятельность якобы свободную от морали, которая во имя достижения высоких общего­сударственных целей допускает применение любых, в том числе и аморальных, средств (обман, подкуп, вероломство, жестокость, эгоистический расчет, тай­ные переговоры, натравливание одних народов на другие и т. д.).

МАКРОКОСМ И МИКРОКОСМ - понятия, обозна­чающие единую систему, соединяющую в себе и бесконечную Вселенную, Материю, Универсум, и ту ее частичку (прежде всего человека), которая с на­ибольшей полнотой отражает в себе (в сознании), содержит в себе (в теле, в функциях организма) все богатство, всю сложность Вселенной и сама для себя является неисчерпаемой Вселенной и по физи­ческим, и по химико-биологическим, и по духовным критериям.

МАКРО- И МИКРОЭКОНОМИКА - единая система хозяйствования, связывающая как экономику страны, общества, так и экономику регионов, городов, пред­приятий, фирм; раздел экономической теории, изу­чающий экономику в целом и составляющих ее частей. К показателям (измерителям) макроэкономи­ческой деятельности относятся ВВП, ВНП, ВВП на душу населения, национальный доход, прирост ВВП и национального дохода, средняя по стране произво­дительность труда, объем и структура экспорта-им­порта. К показателям микроэкономической деятель­ности относятся прибыль, себестоимость, производи­тельность труда, фондоотдача, рентабельность, общая эффективность производства.


МАЛЫЙ БИЗНЕС — бизнес, опирающийся на предпри­нимательскую деятельность частных предпринимате­лей, небольших фирм, малых предприятий (с числен­ностью работающих до 200 человек). Он характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг. Малый бизнес — это прежде всего такси, грузовые перевозки, склады, радиостанции, страхо­вание, недвижимость, банки, оптовая и розничная торговля, рыболовство, гостиницы, парикмахерские, реклама, типографии, автозаправки, небольшие магазины, кафе, коммерческие медицинские и образовательные учреждения, адвокатские конторы и др. К позитивным моментам развития малого бизнеса можно отнести следующие: во-первых, малый бизнес быстрее и с меньшими затратами, чем крупный, реагирует на рыночные изменения, обновление товаров и услуг; во-вторых, малый бизнес внедряет раза в два больше технологических нововведений в расчете на одного работающего, чем крупный; в-третьих, он более привлекателен для талантливых людей, его интеллектуальный потенциал в среднем выше, чем в крупном бизнесе; в-четвертых, для своего развития малый бизнес не требует бюджетных расходов; в-пятых, он выступает для государства дополнительным источником сбора налогов; в-шестых, малый бизнес создает дополнительные рабочие места. Однако малый бизнес сталкивается и с целым рядом серьезных проблем: высокий показатель риска и неудач; отсутствие управленческого опыта; несовершенное законодательство; рэкет; большие налоги; сильная конкуренция; вялая торговля; высокая стоимость кредита. Известно также, что экономические кризисы больнее бьют именно по малому бизнесу, доходы здесь падают быстрее, шансы обанкротиться выше, чем в сфере крупного бизнеса. Тем не менее малый бизнес остается ведущим сектором в рыночной экономике, определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится до 60-70 % ВНП.

Манеры — внешние формы поведения людей, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих; отличительные черты поведения.

МАНКУРТ — раб, которого лишили памяти и который вследствие этого превратился в палача собственного народа, семьи, собственной матери, бездумно выпол­няя волю господина (по книге Ч. Айтматова «И доль­ше века длится день»); человек, утративший истори­ческую память, нравственные, духовные ценности и ориентиры, предавший поруганию национально-культурные святыни в обмен на сытую жизнь, служа иноземным хозяевам.

МАРГИНАЛЫ — индивиды, группы индивидов, нахо­дящиеся в промежуточном, пограничном положении между какими-либо социальными группами, социо­культурными общностями, утратившие свой прежний социальный статус, прежние социальные связи и корни, лишенные возможности заниматься привыч­ным делом и не приспособившиеся к новой социо­культурной среде, к новым условиям жизни, не во­шедшие полностью ни в какую устойчивую общность в силу своих индивидуальных или групповых психо­логических особенностей, в силу профессиональной, культурной, языковой и прочей неподготовленности. По мнению американского социолога Р. Парка, мар­гиналы обладают рядом характерных черт: беспокойст­вом, повышенным честолюбием, чувствительностью, агрессивностью, эгоцентризмом. У них, как правило, притуплено или вовсе отсутствует чувство родины, исторических и этнокультурных корней. Маргиналы легко переступают через нравственные нормы и спо­собны на непредсказуемые, чаще всего деструктивные поступки. Ряд историков считает, что одной из ос­новных причин падения великих империй является как раз чрезмерная маргинализация общества. Отсюда вытекает одна из главных задач государства: сдержи­вать неизбежную в условиях повышенной социальной мобильности маргинализацию населения, с помощью гуманитарного и профессионального образования интегрировать возможно большее количество марги­налов в какие-либо устойчивые, лояльные по отно­шению к государству социальные группы.


Маргиналы (от лат. marginalis — находящийся на краю) — представители социальных групп, занимающих про­межуточное положение по отношению к признанным, господ­ствующим культурам, образу жизни устойчивых социальных общ­ностей.

МАРКЕТИНГ — система организации деятельности предприятия, фирмы, основанная на всестороннем изучении рынка, потребительского спроса, потреби­тельской психологии; производство товаров, соот­ветствующее потребностям рынка, их продвижение на рынок и сбыт; раздел экономической теории, ис- • следующей проблемы реализации товаров; вид интел­лектуальной деятельности человека, направленной на эффективное удовлетворение нужд и потребностей потребителя посредством гибкого управления произ­водством и обменом, в связи с чем повышаются и доходы предприятия.

МАРКСИЗМ — система теоретических (философских, экономических, социологических) взглядов немец­ких ученых К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820—1895), а также ряда их последователей. Мар­ксизм в совокупности своих идей и положений призван был доказать необходимость и неизбежность коммунизма как высшей общественной формации. Одновременно в марксизме исследовалась вся чело­веческая история, ее сущность, противоречия, дви­жущие силы и тенденции развития общества. Философская доктрина марксизма исходит из признания первичности материи и вторичности всех форм со­знания, их зависимости от материальных процессов, все многообразие которых подчинено основным законам диалектики. Эти законы неумолимо прояв­ляются и в духовной сфере, в первую очередь — в процессе познания.

Экономическая часть марксизма («Капитал») скру­пулезно исследует европейскую капиталистическую систему XVIII—XIX вв. как систему господства част­ной собственности, тотальных рыночных отноше­ний, как систему эксплуатации наемного труда. Подобная эксплуатация, как доказывается в марк­сизме, осуществляется в скрытом акте присвоения капиталистом так наз. прибавочной стоимости, со­здаваемой пролетариатом в процессе производства. Общественный характер производства и частный характер присвоения прибавочной стоимости, с одной стороны, является смыслом капиталистического предпринимательства и основой могущества капита­листической системы в целом, с другой стороны, между ними возрастают, ширятся, обостряются про­тиворечия. Наступает момент, когда частная собств­енность и частное присвоение становятся тормозом для дальнейшего развития общественного произ­водства. Капиталистические производственные от­ношения все более и более сковывают развитие производительных сил общества. Происходящее в экономической сфере осознается в идеологии рево­люционного класса — пролетариата и превращается в политическую доктрину свержения устаревшей по­литической и экономической системы. «Экспроприаторов экспроприируют». Капиталистическая общественно-экономическая формация уступает место более совершенной, более гуманной — коммунисти­ческой, в которой на базе общественной собственнос­ти полностью упраздняется эксплуатация человека человеком, осуществляется переход из «царства не­обходимости в царство свободы». В марксистской социологии (научном коммунизме) утверждаются принципы так наз. исторического мате­риализма. В основу исторического развития кладется закон соответствия производственных отношений типу и уровню развития производительных сил. В ситу­ации нарушения этого соответствия (производствен­ные отношения сковывают дальнейшее развитие производительных сил) включается социальный ме­ханизм классовой борьбы, классового насилия, высшей формой которого является социальная революция. В результате революции к власти приходит революци­онный класс, который и создает новые общественные (политические, экономические, духовные) условия для дальнейшего развития производительных сил. При­менительно к классическому капитализму таким ре­волюционным классом, способным ликвидировать окончательно систему эксплуатации человека челове­ком, является пролетариат, руководимый своим по­литическим авангардом — коммунистической партией. Историческая миссия пролетариата и пролетарской партии, согласно марксизму, огромна. Они должны не только вывести все человечество из «капиталистиче­ского ада» и провести его через «чистилище диктату­ры пролетариата», но и ввести в интернациональный, высокопроизводительный «коммунистический рай», на воротах которого будет начертано: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Марксизм, как небесспорная, но все же научная кон­цепция, претерпел быструю вульгаризацию в начале XX в. в леворадикальных кругах Европы и России и утвердился в СССР в качестве тоталитарной партий­ной идеологии. В конце концов стало очевидным, что ряд важнейших положений марксизма утопичен, иллюзорен. Многие выводы потеряли свою былую актуальность. Однако следует признать, что в марк­сизме присутствуют фрагменты, имеющие историко-познавательную и научную ценности, вполне соответ­ствующие рационалистическому менталитету Запад­ной цивилизации. Так или иначе данное учение нуждается в деидеологизации, теоретическом переосмыс­лении и уточнении. Наиболее удачным опытом творче­ского применения марксизма следует признать де­ятельность западной социал-демократии, не отринув­шей капитализм, но превратившей его в «дойную корову» гражданского общества. К тому же не следу­ет забывать, что марксизм остается важным пластом мировой духовной культуры и научной мысли. Самое основное в нем — дух активного преобразования мира человеком, стремление устроить этот мир на основах разума и справедливости.


МАСОНСТВО — религиозно-этическое движение, воз­никшее в начале XVIII в. в Англии, созданное с целью благоприятного, «культурного» влияния на властные структуры европейских государств в духе общечело­веческих наднациональных, «всебожьих» ценностей. Заявляя о том, что Бог является «Великим Архитектором Вселенной», масоны объявили себя Его камен­щиками, возводящими всечеловеческое здание во славу Единого Бога. Эти «строительные» начала от­ражает и символика масонов: циркуль, фартук, моло­ток. Объединяясь в так наз. ложи, они стремились создать всемирную элитарную организацию масон­ского союза. Так как очень часто мысли и действия высокообразованных масонов входили в острое про­тиворечие с самодержавно-сословными, бюрократи­ческими, узкополитическими интересами отдельных правящих группировок в странах Европы, масонство часто запрещалось. В начале XX в. в России и неко­торых других странах Европы возник так наз. фантом «иудомасонства» как своеобразная «идейная» реакция консервативной части населения и реакционных правящих кругов на революционизацию и радикали­зацию политической ситуации и общественного со­знания.

МАССМЕДИА — название тех средств массовой инфор­мации (СМИ), которые формируют в обществе ус­редненный, стандартный уровень массового обще­ственного сознания, удобный для политического и идеологического манипулирования со стороны раз­личных политических и финансовых элит. С деятель­ностью массмедиа в последнее время связывают возможность формирования в России так наз. мани-пулятивной демократии, или псевдодемократии.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА— культура индустриальной цивилизации, ее «знаковая» реальность, для которой характерно: коммерческая основа; ориентация на невысокий уровень духовного потребления; изобилие стандартов и стереотипов; развлекательность; широ­кое привлечение СМИ; частое обращение к жизнен­ным инстинктам и низменным страстям человека; но и демократичность, доступность, высокие рекреаци­онные качества.

МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО - понятие, употребляемое чаще всего на Западе для обозначения ряда специфи­ческих черт современного индустриально-информаци­онного, урбанизированного общества с господствующим рационально-прагматическим менталитетом. К основ­ным характерным признакам массового общества, во многих случаях наблюдаемым реально, относятся: стандартизация потребностей в материальных и куль­турных благах; функционализация деятельности че­ловека; усиление конформистского, некритического отношения к действительности; постепенное ослаб­ление значения малых первичных социальных групп; обюрокрачивание вторичных и больших социальных групп и возрастание роли бюрократии; усиление соци­ально-духовной энтропии (равнодушия, эгоизма, от­чужденности массового человека от подлинных культурных ценностей и т. д.).

МАТЕРИЯ — предельно абстрактная категория, обозна­чающая все многообразие реально и объективно су­ществующего мира, бесконечного множества всех существующих явлений, объектов, систем, комплек­сов. Материя — субстрат всех многообразных свойств, отношений, взаимодействий, форм движе­ния. С материалистической точки зрения материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве. Материя пребывает в виде вещества и полей (внутриядерных, гравитацион­ных, электромагнитных, гипотетически информаци­онных и биополей). Существует также гипотеза о наличии еще одной специфической материальной субстанции — космического вакуума как сверхплотно­го энергетического образования, состоящего из так наз. виртуальных частиц. Кроме того, все многообра­зие материальных объектов распределяется по трем уровням: неживая, живая (биоорганизованная) и социально организованная материя.

МЕДИТАЦИЯ — углубленная умственная сосредоточен­ность, как правило, на каких-то сакральных предметах; погружение умом в предмет, идею, принцип, явление, которое достигается путем сосредоточения на объек­те и устранения всех факторов, рассеивающих вни­мание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное напряжение).

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это отношения между государствами. Между народами возникают межнациональные (этнические) и культурные отноше­ния. Международные отношения включают в себя социальные, политические, экономические и культурные проблемы международной жизни, проблемы опреде­ления места и роли государства и национальных ин­тересов в формировании мировой политики, вопросы государственного суверенитета и национальной безо­пасности, источники и формы международных конф­ликтов и войн, пути и формы их разрешения и т. д.

Начиная с древнего мира и до исхода XX столетия в международной политике доминировали великие державы. Они устанавливали правила международной политической игры, применяли военную силу для решения политических конфликтов, навязывали свою волю малым государствам, формировали геополити­ческую карту мира, выступали арбитрами в споре между малыми государствами, вмешивались во внут­ренние дела других государств, всюду преследуя свой национальный интерес. Малые государства постоян­но боролись за экономическую и национальную не­зависимость, объединялись в политические блоки и союзы, играя на противоречиях и столкновении ин­тересов великих держав.

Ученые считают, что сущность международных отно­шений не изменилась на протяжении последних тысячелетий. Они продолжают оставаться ареной борьбы за богатство, ресурсы и власть между госу­дарствами и военно-политическими блоками. Любое государство, тем более крупное, всегда стремилось увеличить свои вес и влияние за счет других. С помо­щью угроз или применения силы, формирования коалиций и завоевания зон влияния оно стремится сформировать такую международную среду и такие правила политической игры, которые позволяют ему реализовать свои национальные интересы с наимень­шими потерями.

Результатом поиска компромиссов государственных интересов, важным инструментом международной политики стало международное право — совокупность юридических принципов и норм, регулирующих от­ношения между государствами и другими участниками (субъектами) международного общения. Основные принципы международного права закреплены в Ус­таве ООН. 25-я сессия Генеральной ассамблеи ООН (1970) приняла Декларацию о принципах междуна­родного права. Еще раньше, в 1948 г., Генеральная ассамблея ООН приняла «Всеобщую декларацию прав человека» — один из основополагающих актов меж­дународного права. Проблема защиты прав человека заняла важное место в международной политике пос­ле Второй мировой войны.

Межнациональные конфликты — споры, столкнове­ния, возникшие либо внутри страны между большими группами людей разных национальностей, либо между государствами. Основные причины межнациональных конфликтов — ограни­чение прав человека по национально-этническим признакам; насилие (принижение, вытеснение, подавление этнических объе­динений, преследование и запрещение религии, искусства, пользования родным языком, отрицание самобытности этноса и т. п.); территориальные претензии.

Международные конфликты часто принимают вооруженный характер. Преодоление международных конфликтов весьма труд­ная задача, которая разрешается разными путями (переговоры, взаимные уступки сторон, посредничество третьей стороны или ООН). Цивилизованное разрешение международных конфлик­тов предполагает взаимное признание общезначимых и нацио­нальных ценностей, требований международных правовых до­кументов, утверждающих равные права людей, принадлежащих ко всем этносам.

Межнациональные отношения — часть обществен­ных отношений, охватывающая все сферы общественной жиз­ни. Межнациональные отношения включают в себя взаимоот­ношения личностей, национальностей в процессе производства материальных благ, в функционировании и развитии культуры, в образовательном процессе, в деятельности всех ветвей влас­ти. Эти взаимоотношения могут быть непосредственными (кон­такты людей разных национальностей в процессе труда, быта, образования, досуга, культурной и семейной жизни) и опосре­дованными (обмен материальными и культурными ценностями, информацией, отношения между государствами). В конце XX в. в системе межнациональных отношений ярко проявились раз­делительные и объединительные процессы (дифференциация и интеграция).

Основой демократических международных отношений явля­ется равенство, взаимная помощь, взаимное уважение нацио­нального достоинства народов, их интересов, менталитета, традиций.

МЕНЕДЖМЕНТ — система организации управления предприятием, фирмой, учреждением в условиях рыночной экономики, применяемая с целью дости­жения наивысшей эффективности производства, повышения качества продукции, увеличения потре­бительского спроса и прибыли; раздел экономической науки, изучающий теорию и практику организации и управления производством и реализации продукции. Русское слово «управление» и английское «менедж­мент» не являются тождественными по смыслу. В России под управлением принято считать приказное, директивное администрирование, систему команд, ориентированных только на одну сторону человече­ской психологии: на исполнительность. Европейское понимание управления (менеджмента) прежде всего связано с тонкой психологической работой с людьми, учитывающей большое количество как внутренних, психологических и профессиональных качеств чело­века, так и внешних факторов воздействия на эти качества. Менеджмент — это не только власть, но и искусство управления людьми с целью получения желаемых результатов на основе глубоко мотивированных и согласованных действий многих работников. Никакая система менеджмента не может функциони­ровать без вдохновляющей и направляющей роли менеджера. Хорошие менеджеры не только делают деньги, но и создают смысл существования людей. Высокопрофессиональный менеджер должен вирту­озно исполнять семь главных функций: устанавливать цели и конкретные задачи каждой группе людей и способы достижения этих целей; анализировать виды деятельности; делить их на проблемы и задачи, под­бирать людей для их выполнения; поддерживать мотивацию деятельности, моральный дух работников; устанавливать критерии и единицы измерения де­ятельности каждого человека; систематически инфор­мировать о результатах деятельности подчиненных и начальство; способствовать профессиональному рос­ту работников, включая себя.

В настоящее время весьма актуальной проблемой является распространение принципов менеджмента на деятельность чиновников-управленцев всех уров­ней, чиновников «нового типа».

МЕНОВАЯ СТОИМОСТЬ - форма проявления стои­мости товара в акте обмена; способность вещи или услуги обмениваться в определенных количествах на другие вещи или услуги.

МЕНТАЛИТЕТ (МЕНТАЛЬНОСТЬ) - духовный настрой человека, группы людей, общества в целом; способ и образ мышления, склад ума, мироощущение и миро­воззрение, а также их природная и социальная обусловленность; особые стереотипы и установки мыш­ления, придающие неповторимое своеобразие всему образу жизни людей, их ценностным ориентациям, предпочтениям, поведению.

Менталитет, ментальность (от позднелат. mentalis — умственный) — образ мышления, мировосприятие, общая ду­ховная настроенность социальной группы или индивида. Мен­талитет, как индивидуальный, так и коллективный, является со­вокупностью мыслей, верований, навыков, способов чувство­вать и воспринимать окружающий мир определенным образом. Он может быть представлен как единый сплав всех итогов по­знания и оценки их на основе опыта всей предшествующей куль­туры, практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет формируется в зависи­мости от традиций, культуры, социальных структур и всей сре­ды обитания человека.

МЕРИТОКРАТИЯ — буквально: власть, основанная на заслугах. Термин введен в употребление английским социологом М. Янгом по аналогии и в противопо­ложность «аристократии» и «демократии», якобы изживших себя форм власти. В неоконсервативных кругах Запада считают, что будущее отнюдь не за демократическими режимами, не способными бороть­ся с нищетой, наркоманией, терроризмом, сексуаль­ной распущенностью, коррупцией и пр. Рано или поздно к власти придет «новая интеллектуальная элита» (высшая интеллигенция и цивилизованное чиновничество «нового типа»), которая сумеет пре­доставить массам управляемых людей упорядоченную, стабильную и обеспеченную жизнь в обмен на пре­словутые политические права и свободы, которые станут привилегией управляющей элиты.

МЕРКАНТИЛИЗМ— направление раннебуржуазной экономической мысли и экономической политики ряда европейских государств эпохи первоначального накопления капитала (кон. XV-XVIII вв.), которые отражали, с одной стороны, интересы усиливавшейся торговой буржуазии (купечества), с другой — интере­сы государственной казны. На раннем этапе меркан­тилисты под национальным богатством понимали прежде всего серебряные и золотые деньги, отсю­да — государственная практика поощрения торговли, в первую очередь — внешней, с целью быстрого на­копления денег в стране. Однако с XVIIв. английские политэкономы начинают осознавать односторонность такого взгляда. Они приходят к выводу: чтобы иметь активный внешнеторговый баланс, преобладание экспорта над импортом, нужна еще и развитая наци­ональная промышленность, нужна еще и система активного обращения денег. С XVIII в. политика мер­кантилизма уже означала поощрение государством активного вывоза товаров за границу, развития отечественной промышленности, защиту ее от иностран­ной конкуренции, расширение зоны влияния отечест­венного капитала за границей. В России политика меркантилизма берет начало с деятельности выдающегося государственного деятеля боярина А. Л. Ордин-Нащокина (1605-1680). Идеи меркантилизма в начале XVIIIв. развивал И. Посошков. Практика меркантилизма получила развитие во времена реформ Петра I и Екатерины II.

Местное самоуправление — самостоятельная деятель­ность населения по решению вопросов данной территории (ме­стного значения).

Органы местного самоуправления не входят в систему орга­нов государственной власти. Среди полномочий местного самоуправления — управление муниципальной собственностью территории, охрана общественного порядка, организация комму­нально-бытовых и социально-культурных услуг и пр.

Местное самоуправление осуществляется либо непосред­ственно путем прямого волеизъявления граждан (референдумы, собрания, сходы), либо через выборные органы. Органами ме­стного самоуправления в городах, селениях, поселках, других населенных пунктах являются: собрание представителей (дума, муниципальный кабинет), глава местного самоуправления (гла­ва администрации, староста).







Date: 2016-05-17; view: 624; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию