Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идентификация и самоидентификация. 10 page





Народовластие. Точный перевод греческого слова «демократия» (см. Демократия). Употребляется, как правило, с особым смысловым оттенком (народовластие — верховенство народа, признание народа единственным источником власти в государстве).

Насилие. Использование силы для достижения определенных целей.

Наука. Теоретически систематизированные взгляды на окру­жающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абст­рактно-логической форме и основанные на данных исследований. Наука выполняет в обществе определенные функции:, познавательно-объяснительную; мировоззренческую; прогностическую и др. См. Мировоззрение, Прогноз, Функции.

Научно-техническая революция. Качественный скачок в раз­витии производительных сил общества, переход его в новое состоя­ние на основе коренных перемен в системе научных знаний. В на­учно-технической революции выделяют два этапа: 1950-е — конец 1970-х гг. (главное — автоматизация производственных процессов) и конец 1970-х гг. по настоящее время (главное — развитие микроэлек­троники, внедрение компьютеров, технологическая революция).

Научно-технический прогресс. Поступательное развитие науки и техники, единый и взаимообусловленный процесс. Этапы научно-технического прогресса: XVI-XVIII вв. (сближение научного и тех­нического прогресса); конец XVIII - середина XX в. (развитие науки и техники под воздействием машинного производства); с середины XX в. по настоящее время (этап научно-технической революции).

Национализация. Передача предприятий, земель, банков, отрас­лей хозяйства из частной собственности в собственность государства. Ср. Приватизация.

Национализм. Психология, идеология и политическое течение, основывающиеся на признании превосходства одной нации над дру­гой, национальной исключительности того или иного народа. Нацио­налисты признают свою нацию образцовой, обладающей исключи­тельными качествами, судьбой, предназначением, доказывают ее право на верховенство над другими народами. Ср. Интернационализм.

Национально-государственное устройство. См. Государствен­ное устройство.

Национальное самосознание. Осознание личностью своей при­надлежности к нации (см. Нация), ее истории, ценностям, языку, культуре, традициям.

Национальные (межнациональные) конфликты. Противоре­чия и столкновения между представителями различных националь­ностей. Причины национальных конфликтов: территориальные спо­ры; исторически возникшая напряженность в отношениях между народами; дискриминация и ущемление национальных интересов; попытки национальных элит использовать национальные чувства в собственных целях; сепаратистские тенденции. Принципами урегу­лирования национальных конфликтов признают отказ от насилия и принуждения; поиск согласия; признание прав и свобод человека важнейшей ценностью; готовность к мирному урегулированию спор­ных проблем. См. Конфликты, Национализм, Нация.

Национальный доход. Вновь созданная в масштабе всего народ­ного хозяйства страны стоимость за определенный период.

Нация (лат. natio народ, племя). Наиболее развитая этническая общность (см. Этнос), основанная на единстве языка, территории, культуры, экономической жизни, социальной психологии. Говорят также о нации как политической общности, гражданах одного госу­дарства.

Недвижимость. Земельные участки, участки недр, обособлен­ные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объек­ты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначе­нию невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимости относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты и др.

Нейтралитет (лат. neuter ни один из обоих; ни тот, ни другой). В международном праве — неучастие в войне в военное время или в мирное время в военных союзах и блоках.

Необходимость. В философии — категория, которая выражает объективные и устойчивые связи в мире. Необходимость — это то, что неизбежно должно наступить при определенных условиях. Ср. Свобода.

Неосторожность. В уголовном праве — форма вины (см. Вина, Умысел). Преступление признается совершенным по неосторожно­сти, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступле­ния общественно опасных последствий своего действия или бездей­ствия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (самонадеянность преступная), либо не предвидело возможности на­ступления таких последствий, хотя должно было и могло их предви­деть (небрежность преступная).


Несовершеннолетние. В праве — лица, не достигшие возраста, установленного законом для достижения полной дееспособности (в РФ — 18 лет). Гражданское право признает лиц до 6 лет недееспо­собными и лиц в возрасте с6 до 14ис 14 до 18 — ограниченно дее­способными. В трудовом праве несовершеннолетние — рабочие и служащие от 15 до 18 лет. Установлены ряд ограничений по приме­нению их труда и льготы. В уголовном праве несовершеннолетними являются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. Возраст наступления уголовной ответственности — 16 лет. Закон содержит перечень преступлений, за которые ответственность наступает в 14 лет.

«Новые левые». Идейно-политические течения конца 1960-х - на чала 1970-х гг. во Франции, США, Италии, ФРГ, направленные против «старых ленивых» (коммунистов, социалистов, деятелей рабочих пар­тий). «Новые левые» критиковали их за недооценку роли насилия, воо­руженной борьбы в современных условиях, а также за неверное пони­мание движущих сил революционного движения. Таковыми «новые левые» признавали молодежь, национально-освободительные движе­ния, маргинальные слои. Теория и практика «прямых действий» (тер­рористические акты, вандализм, погромы) не нашли поддержки в об­ществе. К началу 1970-х гг. движение «новых левых» пошло на спад.

Номенклатура (лат. nomenclature роспись имен). Совокупность должностных лиц, назначение которых относится к компетенции высших инстанций. Понятие «номенклатура» в разговорной речи часто употребляется в негативном смысле.

Нормы права (лат. norma правило, образец). Вид социальных норм. Нормы права от других социальных норм отличаются следую­щими признаками: общеобязательность; обеспеченность выполнения принудительной силой государства; многократность применения. Структура норм права: гипотеза (указывает на круг лиц, которым норма права адресована, и на обстоятельства, при которых она реали­зуется); диспозиция (правило поведения как таковое); санкция (ответ­ственность за невыполнение). Виды норм права: уполномочивающие, обязывающие и запрещающие.

Нормы социальные (лат. norma, правило, образец). Установлен­ные правила поведения, образцы, эталоны поведения людей, регуля­торы общественной жизни. Виды социальных норм: нормы морали, нормы традиций и обычаев; религиозные нормы; политические нор­мы; правовые нормы.

Нотариат (лат. notarius писец, секретарь). Система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследствен­ных прав и совершение других действий, юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения.

Ноу-хау (англ. know-how знаю как). Технические, технологиче­ские, коммерческие и другие идеи, которые дают быстрый и значи­тельный практический эффект. Понятие «ноу-хау» часто употребля­ют в значении «технология» (см. Технология).

 

 

О

ОБЛИГАЦИЯ — ценная бумага на предъявителя, в ко­торой фиксируется долговое обязательство государст­ва или отдельного учреждения и по которой владелец ее получает ежегодный фиксированный доход (процент к нарицательной стоимости облигации) или участву­ет в розыгрыше денежных выигрышей в течение срока действия данной облигации.

Обмен — в экономике обмен деятельностью между людьми; этап общественного воспроизводства, связывающий производство с распределением и потреблением.


Образ жизни — изменяющаяся совокупность условий и типичных видов жизнедеятельности и поведения людей (инди­вида, социальной группы, общества в целом), свойственная исторически конкретным социальным отношениям (например, образ жизни современного российского общества). Термин «об­раз жизни» характеризует деятельность и положение людей во всех сферах общественной жизни: в труде, в быту, в полити­ческой и культурной жизни, а также межнациональные отно­шения, материальное благосостояние, социальное обеспечение, здравоохранение, образование.

ОБPA3 ЖИЗНИ — совокупность типичных форм жизнедеятельности индивида, социальной группы, обще­ственного института, общества в целом, рассматриваемая в единстве с условиями жизни. Образ жизни, как наиболее распространенные, наиболее устойчивые и возобновляемые формы и нормы жизни более всего проявляются в труде, быте, языке, взаимоотношениях между людьми, в человеческих пристрастиях, потребностях и способах их удовлетворения.

ОБРАЗОВАНИЕ — процесс усвоения знаний, приобре­тение умений и навыков или их совершенствование. Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой культуры, ее воспроиз­водство и развитие, а также развитие самого человека (его социализация), его духовных, трудовых, соци­альных качеств.

Образование включает в себя не только собственно процесс обучения, но процесс воспитания, самовос­питания, самореализации личности через творческую индивидуальную или групповую деятельность и ее результаты. При этом наращивание объема информа­ции должно гармонично сочетаться с наращиванием возможностей оперирования этой информацией, ее практического использования, с нравственным, эс­тетическим, социально-гражданским развитием самой личности. Именно поэтому в современном образо­вательном процессе главный акцент делается на развитие у учащихся и студентов самостоятельного, критического, рационального и образно-эмоционально­го мышления, способности к гуманистической преоб­разовательной, многокомпетентной деятельности, к самосовершенствованию.

Образование — процесс приобщения к культуре, цен­ностям человеческого общества, знаниям о мире, накоплен­ным предыдущими поколениями. В ходе этого процесса проис­ходит развитие и саморазвитие личности. Образование основа­но на получении и усвоении систематизированных знаний, уме­ний и навыков, на развитии и совершенствовании навыков твор­ческой деятельности. Оно охватывает процесс овладения знани­ями, воспитание, самовоспитание человека. Основной путь получения образования — обучение в учебных заведениях и са­мообразование.

Образование можно рассматривать также как социальный институт, который выполняет в обществе социально-эконо­мическую и культурную функции. Социально-экономическая функция образования заключается в том, что в его процессе человек овладевает социальным опытом, происходит социали­зация личности, воспроизводство социальной и профессиональной структуры общества и подготовка работника, владеющего необходимыми знаниями и умениями. Культурная функция заклю­чается в том, что, используя ранее накопленные культурные цен­ности, образование формирует творческие способности человека.


Повышение роли образования в современных условиях тес­но связано с научно-технической революцией.

ОБСКУРАНТИЗМ — крайне враждебное отношение к просвещению, образованию, ко всему новому, пере­довому, прогрессивному (напр., обскурантистское отношение к неогуманистическим идеям). То же, что и мракобесие.

ОБСТРУКЦИЯ — намеренный срыв какого-либо меро­приятия (собрания, лекции, выступления, акции протеста и т. д.). К обструкции нередко прибегают в борьбе между парламентскими группами и фракция­ми на заседаниях (сессиях) парламента с целью по­хоронить тот или иной законопроект, дискредитиро­вать оратора или его «партийную» позицию.

ОБЩЕНИЕ — вид социального взаимодействия между двумя и более равноправными субъектами, в процессе которого происходит обмен информацией. Общение предполагает режим диалога, а также чаще всего не только интеллектуальный, но и визуальный, и эмоциональный контакт субъектов. Общение может вы­ступать как самостоятельный вид деятельности, так и в качестве условия какого-либо другого вида де­ятельности (трудовой, социальной, художественной, образовательной, научной и т. д.). Выделяют несколько видов общения: 1) общение между реальными субъектами (напр., между двумя -тремя людьми); 2) общение реального субъекта с иллюзорным партнером (напр., человека с живот­ным, которого он наделяет некоторыми несвойст­венными ему качествами); 3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (напр., общение человека со своим «внутренним голосом» или «ду­хами предков»); 4) общение воображаемых партнеров (напр., литературных персонажей, сценических ге­роев), такое общение помогает людям (зрителям, читателям) глубже понять сущность человеческого и собственного внутреннего мира. Общение обога­щает социальный и личный опыт субъектов знани­ями, достижениями, активизирует работу подсозна­ния. Общение выявляет достоинства и недостатки характеров, поведения субъектов, шлифует то и дру­гое, приобщает индивиды к неким общепринятым нормам и ценностям, т. е. способствует социализации индивидов.

В случае, когда общение выступает в качестве условия какой-либо деятельности, оно способствует более успешному его продвижению. В случае, когда общение выступает как основной вид деятельности (как основ­ная ценность), оно является источником нравствен­ного, духовного удовлетворения, эстетического удо­вольствия и т. д. Общение и коммуникация — не одно и то же. Коммуникация — процесс передачи информации субъектом какому-либо пассивному объекту, т. е. поток информации однонаправлен, отсутствует обратная связь. В процессе коммуникации ее участники чаще всего остаются обособленными (диктор, ведущий, телеведущий и слушатели, зрители). Цель коммуникации — способствовать функциональному изменению объекта (машины, животного, человека, массового зрителя, его сознания), сориентировать на те или иные нормы жизнедеятельности и ценности, которые выработала активная сторона.

Общение — взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми/Более точно общение можно определить как установление и развитие контактов между людьми.

Общение включает, как минимум, три различных процесса:

• обмен информацией, ее уточнение, обогащение;

• обмен действиями, построение общей стратегии взаимо­действия;

• восприятие и понимание партнера, его психологических особенностей и особенностей поведения.

Иными словами, можно сказать, что общение включает об­мен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными действиями. В процессе такого обмена субъективный мир одно­го человека раскрывается для другого. Общение предполагает установление взаимопонимания между его участниками. Участву­ющие в общении люди оказывают взаимное влияние на намере­ния, мысли, чувства друг друга, линию поведения.

Различают познавательное, деловое и интим­но-личностное общение. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.).

Общение играет важную роль в личных и деловых отноше­ниях людей. В общении человек самовыражается, т. е. обнару­живает свои индивидуальные особенности. Можно увидеть про­явления его общей культуры, характера. Не случайно все чаще говорят о необходимости обучения искусству общения.

Специалисты в этой области разработали специальные при­емы и средства развития способностей и навыков общения, а в ряде случаев его корректировки.

Общественное сознание — процесс осознанного вос­приятия окружающего мира социальными общностями, состо­яние массового сознания, выражающее отношения социальных групп и организаций к окружающему миру, к устойчивым, по­стоянно повторяющимся явлениям, событиям и тенденциям об­щественной жизни.

Общественный прогресс (от лат. progressus — движе­ние вперед) — развитие общества, характеризующееся совер­шенствованием человечества в процессе исторического разви­тия, его движением от низших форм общежития к более высоким, от менее совершенного к более совершенному. Обществен­ный прогресс является обобщающим, комплексным показате­лем главного направления развития экономической, социаль­ной, политической, духовной сфер жизни общества, что не исключает явлений застоя, упадка в каких-либо звеньях обще­ственной системы.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - состояние и способ су­ществования массового общественного сознания, в котором скрыто или явно проявляется отношение раз­личных групп людей к событиям и фактам действитель­ности, затрагивающим их интересы и потребности. Формирование и развитие общественного мнения про­исходит либо целенаправленно под воздействием обра­зовательных, политических институтов, средств массо­вой информации и т. д., либо стихийно — под непо­средственным влиянием жизненных обстоятельств, конкретного опыта и традиций. В любом случае проис­ходит регуляция поведения индивида, социальных групп как на бытовом уровне, так и на уровне принятия тех или иных ответственных решений. По своему типу общественное мнение может быть монистичным (однообразным, единодушным) и плюралистичным (множественным). Первое характерно для тоталитарного режима политической власти или отдельного учреждения с авторитарным типом управ­ления. Второе — для открытого, либерального общества, функционирующего в демократическом режиме. Монистическое общественное мнение, находясь в большой зависимости от господствующей, репрезен­тативной идеологии и отражая интересы власти мень­шинства, как правило, неадекватно реальному поло­жению вещей, чаще всего примитивно, иллюзорно, утопично. В этом случае оно является фактором сдер­живания прогрессивного развития общества. Плюралистическое общественное мнение, формиру­емое многочисленными информационно-культурны­ми полюсами, как правило, гибко, подвижно, маневренно, в совокупности реально отражает, оценивает действительность и содержит в себе множество аль­тернатив развития. Вместе с тем при низкой полити­ко-правовой культуре, при консерватизме, оторван­ности от жизни системы образования плюрализм общественного мнения может стать и фактором со­циальной дестабилизации и духовной дезориентации, особенно в молодежной среде.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР» (ТЕОРИЯ ОБЩЕ­СТВЕННОГО ДОГОВОРА) — философская и юриди­ческая доктрина, объясняющая возникновение госу­дарства в его идеализированном виде не чем иным, как соглашением между людьми, вынужденными перейти от естественного состояния (состояния пол­ного обладания естественными правами), не обеспе­ченного нормами и защитой, к гражданскому, огра­ничивающему естественные права людей. При этом возникает государство, которому делегируется часть прав населения в обмен на его обязательства защищать земное благополучие и безопасность граждан. Таким образом, и граждане, и государство якобы вступают друг с другом в сугубо правовые отношения, предпола­гающие и наличие взаимных обязательств. Пока государство есть форма общности добровольно объединившихся людей, пока оно в лице своего ап­парата власти выполняет условия общественного договора, оно законно, легитимно. В случае же зло­употребления государством властью, насилием, вме­шательством в частную жизнь граждан или в случае неспособности защитить их частную жизнь и благо­получие граждане вправе расторгнуть общественный договор и изменить политический строй, формы власти, режим правления, заменить государственный аппарат. В разных вариантах и в разное время идею общественного договора развивали Дж. Локк, Дж. Мильтон, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, В. Фих­те и др. Идея общественного договора оказала серь­езное влияние на формирование социально-полити­ческих взглядов А. Радищева, П. Пестеля, А. Герцена. Марксистская же социология долгое время рассмат­ривала государство, основанное на общественном договоре, только как «идеализированное царство буржуазии» (В. Ленин), т. е. как несбыточную мечту мелких и средних собственников. Теория общественного договора нашла свое юридиче­ское воплощение в конституциях многих стран мира.

ОБЩЕСТВО — «продукт взаимодействия людей» (К. Маркс), обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира (социально организованная материя), состоящая из индивиду­умов, обладающих волей и сознанием; совокупность исторически сложившихся способов взаимодействия и форм объединения людей, выражающих их всесторон­нюю зависимость друг от друга; организованная де­ятельность человеческих коллективов, способных собственными усилиями производить все необходи­мые условия существования. Исторически общество первично, государство вторично. Первому по крайней мере 40—60 тыс. лет, второму — 5—6 тыс. лет, но имен­но государства с момента своего появления стали определять четкие границы и структуру различных обществ. Различают общества дописьменные и пись­менные, простые и сложные, традиционные, индустри­альные и постиндустриальные, а также (согласно формационной теории Маркса) — первобытные, ра­бовладельческие, феодальные, капиталистические и, как' предполагалось, коммунистические. Если придержи­ваться территориально-государственного принципа, то придется признать, что сейчас в мире существует более чем 200 обществ, но в широком социологиче­ском смысле современное общество — это мировая система, подразумевающая все человечество как це­лое, некая планетарная социальная система, объеди­няющая все население Земли, имеющая наднацио­нальные органы управления, универсальные для всех стран правила политического, экономического и культурного взаимодействия.

С философской точки зрения общество представляет собой динамическую саморазвивающуюся систему, способную, серьезно изменяясь, сохранять в то же вре­мя свою сущность и качественную определенность. Говоря о том или ином современном обществе, мы говорим прежде всего о населении, социальной иерархии, о пяти фундаментальных общественных инсти­тутах, семья, производство, государство, образование (среднее, высшее, наука и культура) и религия — и о четырех подсистемах (сферах) общества: экономиче­ской, политической, социальной и духовной. Развитие общества обусловлено многими факторами, важнейшими из которых являются: способ производст­ва, формы собственности, способы распределения материальных благ, политическая система, моральные принципы существования людей, духовная культура и сознательная деятельность «воспитателей общества» (О.Конт).

Общество — исторически развивающаяся совокупность жизнедеятельности человечества в его прошлом и настоящем, включающая все способы и формы человеческого общения; часть материального мира, обособившаяся от природы, но тес­но с ней связанная.

Наука рассматривает общество как целостную, относитель­но устойчивую и вместе с тем динамичную систему социальных связей, отношений между большими и малыми группами. Эта система состоит из отдельных взаимосвязанных частей — под­систем. Важнейшими подсистемами являются сферы жизни общества.

В более узком смысле различают:

— исторический этап развития общества (например, пер­вобытнообщинное общество, индустриальное общество);

— совокупность людей, объединенных местом пребывания в стране, в регионе (например, английское общество, татарское общество);

— круг людей, объединенных общностью происхождения, положения (например, дворянское общество);

— круг людей, имеющих общие интересы, в том числе про­фессиональные (например, спортивное общество, общество врачей-хирургов).

Объективная истина — достоверное знание, содержа­ние которого не зависит от субъекта (ни от человека, ни от человечества).

ОБЩНОСТЬ (СОЦИУМ) — группа людей, связанных общностью интересов, сходством взглядов, судьбы, устремлений, цели существования, что придает ей неповторимое своеобразие. Именно в общности со­здаются наиболее благоприятные условия для воспро­изводства человека определенного психологического склада (архетипа), для устойчивого функционирования определенного хозяйственного уклада, для вне- государственного самоуправления, для образования и воспитания личности. К общностям относятся: род, племя, народность, нация, сословие, каста, профессиональная, общественно-политическая или творче­ская группа. Наиболее исторически долговременной и устойчивой малой общностью является семья как общность любви, имущества, судьбы и воспитания.

Община — это общность людей, связанных между собой уза­ми кровного родства, взаимными браками, кооперацией труда, круговой порукой, совместной охраной территории.

ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ — две стороны какой-либо де­ятельности, два фактора, обеспечивающие деятельность. Соответственно, и предмет деятельности, предмет познания и человек, воздействующий на пред­мет, человек, познающий внешний мир. В юриди­ческом смысле — то, на что направлено право, отрасль, институт, норма права и лицо (физическое и юридиче­ское) — носитель прав и обязанностей.

ОБЪЕКТИВНЫЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ - категории, обозначающие: в первом случае все то, что сущест­вует «само по себе», вне зависимости от воли, созна­ния, знаний отдельных людей или групп людей, во втором случае — все то, что является отражением объективного мира в ощущениях, восприятиях, представлениях, чувствах, понятиях, образах — од­ним словом, в сознании индивида, целой общности, что является откликом, реакцией на воздействие окружающего мира со стороны реагирующего субъ­екта. В процессе познания человек, как правило, стремится к объективности (приведению субъектив­ного в соответствие с объективным). Подлинная объективность даже для научного познания остается идеалом, т. к. в любом познании задействован целый комплекс душевных, духовных и телесных факторов познающего субъекта.

Обычай — традиционно установившийся порядок поведения людей.

Обыденное (повседневное) познание — одна из ступеней познавательной деятельности, в основе которой ле­жат здравый смысл и опыт обыденной жизни как источники по­лучения истинного знания.

Обязанность — предписание действовать определенным об­разом

ОЛИГАРХИЯ — власть, которой обладает небольшая группа людей в государстве, в мире финансов и т. д.; сама эта группа (напр., партийно-государственная олигархия, масс-медиумная олигархия, финансовая олигархия).

ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ — неуклонно придерживающий­ся основ какого-либо учения, идеологии, принципа, норм (ортодоксальный иудей, ортодоксальный хрис­тианин, ортодоксальный либерал); само учение или свод правил, норм, ритуалов, не допускающие како­го-либо отклонения от них или вольного толкования. Ортодоксии противостоят ереси, инакомыслие, твор­ческое развитие какого-либо учения в соответствии с потребностями времени.

Относительная истина — показатель определенного уровня достоверности и полноты знания в конкретных услови­ях. Знание всегда имеет относительный характер, так как мир обладает бесконечной сложностью и находится в непрерывном развитии. Относительность истины обусловлена уровнем раз­вития научного познания и практики и является состав­ной частью процесса движения к постижению абсолютной истины.

Отношения — особые связи человека с окружающим ми­ром; в более широком смысле — взаиморасположение различ­ных объектов и взаимозависимость их свойств.

Отношения бесконечно разнообразны. Можно назвать про­странственные и временные отношения, причинно - следственные отношения, отношения части и це­лого, формы и содержания и др.

Особый тип отношений составляют общественные отноше­ния — взаимосвязи между группами людей, занимающих раз­ное положение в обществе, отличающихся образом жизни. Ког­да говорят о социальных общностях, то различают классовые, групповые, национальные, семейные отношения. Когда гово­рят о той или другой деятельности, то различают производствен­ные, учебные отношения и т. п. Взаимосвязи между людьми в группах характеризуют межличностные отношения.

Отношения межличностные — взаимосвязи между от­дельными людьми. Они возникают и складываются на основе тех или иных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Среди межличностных отношений выделяют деловые, или официальные, и личные (знакомства, приятельские отноше­ния, отношения товарищества, дружеские отношения).

Отношения общественные — многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри них в процессе практической и духовной деятельности людей.

Общественные отношения условно разделяют на отноше­ния материальные и духовные.







Date: 2016-05-17; view: 353; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию