Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Идентификация и самоидентификация. 3 page
К КАЗАРМЕННЫЙ КОММУНИЗМ (СОЦИАЛИЗМ) - идеология и практика строительства социализма в некоторых странах мира в 30—70-х гг. XX столетия в соответствии с предельно упрощенным представлением о коммунизме (социализме). Теоретически это общество его апологетами мыслилось как общество всеобщего аскетизма со строго иерархическим социально-политическим устройством, с тотальным обобществлением (огосударствлением) всех видов собственности, господством принципа строго централизованного распределения материальных благ, превращением всего населения в однородную массу госу-' дарственной наемной рабочей силы. Концепция казарменного коммунизма хотя и не была официально провозглашена в СССР, но фактически состояние советского общества, особенно в суровые 30-40-е гг. XX в., соответствовало некоторым критериям казарменного коммунизма. КАЗУИСТИКА — подведение частных случаев, казалось бы не связанных между собой, под общее правило, закономерность, общий принцип. В обыденном словоупотреблении — ловкость, словесная изворотливость в отстаивании ложных или сомнительных положений; бюрократическое крючкотворство, отписка, канцелярское словоблудие, скрывающее некомпетентность, лень, алчность, презрение к человеку (медицинская казуистика, административная казуистика и пр.). Капитал — созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг и приносящие доход. КАПИТАЛ — 1) совокупность экономических отношений, свойственных капиталистическому способу производства; 2) стоимость, которая в результате любой предпринимательской деятельности приносит в прибавочную стоимость; 3) созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и у слуг и приносящие доход; 4) сумма, внесенная членами компании (пайщиками) для применения в хозяйственной деятельности, приносящей прибыль, в широком смысле капитал — все то, что приносит владельцу доход (средства производства, сданная в аренду земля, денежные вклады в банки, знания, информация, ноу-хау и пр.). Капитал выступает в виде денежного капитала, реального (физического) и интеллектуального. Главной отличительной чертой капитала от той или иной ценности является его активное участие в процессе производства так наз. прибавочной стоимости, которая в открытой форме выступает в виде прибыли. Производительный капитал делят на основной и оборотный. Основной капитал участвует в производстве многократно, частями перенося свою стоимость на готовые изделия и возвращаясь к инвестору в денежной форме по частям. К нему относятся заводские здания, машины, оборудование и т. д. В отличие от него оборотный капитал участвует в производстве однократно, полностью переносится на созданный продукт и возвращается к инвестору в денежной форме в течение одного кругооборота. К нему относятся сырье, материалы, полуфабрикаты и т. д., а также заработная плата работников. КАПИТАЛИЗМ — общественно-политический строй, формация, основанная на частной собственности на средства производства, на массовом индустриальном товарном производстве, рыночных экономических связях, конкуренции и свободном предпринимательстве. В социальном плане капитализм характеризуется наличием мощных слоев собственников-буржуа и наемных работников, продающих на рынке труда свой специфический товар — рабочую силу (способность к труду). В политическом плане капитализм характеризуется политическим либерализмом, воплощенным в республиканской или конституционно-монархической форме правления и демократическом режиме. В духовном плане на первое место ставится рационализм и прагматизм в образовании, свобода выбора источников культурного развития и свобода культурного самовыражения личности, свобода совести и уважения инакомыслия. В капиталистическом обществе естественным считается разделение на бедных и богатых, увлечение многих людей бизнесом, стремление к приращению собственности и капитала, индивидуализм, приоритет личных интересов, гипертрофированная власть денег, «отоваривающих» и духовные ценности. Кризисная природа «чистого капитализма», особенно проявившаяся в XX в., заставила пересмотреть некоторые буржуазные классические ценности, усилить вмешательство государства в социальную и экономическую сферу, особенно в сферу образования, экологии, научно-технического развития, социального обеспечения, здравоохранения и т. д. В связи с критикой марксистского формационного подхода к истории человечества понятие «капитализм» с XX в. стало заменяться на понятие «индустриальное общество», а процесс перехода «аграрных» обществ к «индустриальным» и далее — к «постиндустриальным» многими современными социологами и политологами рассматривается как глобальный процесс и магистральный путь развития человечества. Современный капитализм представляет собой тип смешанной экономики, где частная инициатива развивается под присмотром государства, где конкуренция ограничена влиянием монопольных механизмов. Постепенно утвердившаяся во многих западных странах социально-ориентированная рыночная экономика и парламентская демократия обеспечили во второй половине прошлого столетия повышение жизненного уровня и бытовой культуры населения, смягчение социальных противоречий и выработку правового механизма их разрешения. Капитализация России, начавшаяся в 1992 г., пока не отличается высокой эффективностью как в экономической, так и в социальной сфере. Оптимизм прибавляет лишь то, что интеллектуальный потенциал России сопоставим с таковым у самых развитых стран мира, но и он не востребован полностью. Капитализм — общество, основанное на частной собственности и свободных рыночных отношениях. Каста — социальная группа людей, членству в которой человек обязан исключительно своим рождением. КАТАКЛИЗМ — резкое, разрушительное изменение в эволюционном развитии природы, общества, человека; переворот, катастрофа. КАТАРСИС — духовное очищение, просветление, облагораживание чувств, освобождение от низменных помыслов и тяжелых переживаний в процессе сопереживания музыкальным, литературным, сценическим художественным образам, в процессе сострадания чужому горю, чужой трагедии. Идею о катарсисе с помощью театра впервые высказал Аристотель (384— 322 гг. до н. э.). КАТЕГОРИЧЕСКИЙ НРАВСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ — понятие, введенное И. Кантом в сочинении «Критика чистого разума» (1788) и обозначающее основной закон его этики. Имеет две формулировки: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»; «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». КАТЕГОРИЯ — предельно широкое понятие, применяемое для анализа многих процессов или явлений, отражающее общие, наиболее существенные связи объектов действительности (категории времени, пространства, движения, закономерного и случайного, общего и частного, идеального и материального, истинного и ложного и т. д.). КАТОЛИЦИЗМ (КАТОЛИЧЕСТВО) - одно из трех основных направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), возникшее после разделения христианской церкви в 1054 г. на западную и восточную (греко-византийскую). Католическая церковь имеет строго иерархическую организацию, возглавляемую Папой Римским («Викарием Иисуса Христа, преемником св. Петра, высшим главой Вселенской церкви, примасом Италии»). К особенностям католического вероучения следует отнести следующее: признание «исхождения» Духа Святого не только от Бога Отца, но и от Бога Сына; существование чистилища; непогрешимость Папы Римского в вопросах веры и морали; признание в качестве источников вероучения не только Священного Писания (Библии), но Священного Предания, религиозной традиции, в которой большое внимание уделяется решениям пап и их толкованиям религиозных проблем. Это обеспечивало приспособление католицизма к изменяющимся историческим и социальным условиям. Социальная доктрина католицизма за многие века существования церкви менялась не раз: от открытого презрения к земной жизни и апологетики безграничной власти церкви с применением жесточайших методов борьбы с наукой и ересью до провозглашения идей веротерпимости, демократии, гуманизма и экуменизма, идей ненасилия и приоритета ценности человеческой жизни. Католицизм распространен преимущественно в романских странах Европы (Италии, Испании, Португалии, Франции), а также в Австрии, Бельгии, Польше, Чехии, Венгрии, латиноамериканских странах, на Филиппинах. КАЧECTBO ЖИЗНИ — комплексная характеристика экономических, политических, социальных, духовных факторов, определяющих положение человека в современном обществе и перспективы его развития. Важнейшими факторами, повышающими качество жизни, являются: решение экологических и энергетических проблем; увеличение доходов, следовательно, и покупательной способности граждан; сокращение разрыва в уровне благосостояния между бедными и богатыми; демократизация и гуманизация системы образования; повышение качества медицинского, коммунального, правового обслуживания населения; обеспечение общественной безопасности и стабильности; дебюрократизация власти. Особое внимание в концепции повышения качества жизни уделяется проблемам депролетаризации и делюмпенизации социальных низов, превращение большей части общества во владельцев или совладельцев акционерной, корпоративной, кооперативной собственности, проблемам вовлечения населения во всевозможные структуры самоуправления, в различные общественные и религиозно-общественные организации, проблемам повышения нравственного и общекультурного уровня человека через приобщение к национальным и мировым гуманистическим духовным ценностям. КВИНТЭССЕНЦИЯ — главная сущность, самое важное, основа чего-либо. КВОТА — часть, доля, норма чего-либо; максимально допустимая доля чего-либо. КЕЙНСИАНСТВО — одно из ведущих направлений западной политэкономии XX в., обосновывающее необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, в процесс воспроизводства капиталистической системы в целом. Это вмешательство в основном продиктовано стремлением защитить западную, индустриальную цивилизацию от экономических, энергетических, социальных, экологических и пр. кризисов. Возникновение кейнсианства (кейнсианской экономической теории) связано с именем известного английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883—1946) и его книгой «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), изменившей, по мнению зарубежных экономистов, экономическое мышление XX в. Значительную роль в формировании его теоретических взглядов сыграл мировой экономический кризис 1929—1933гг., доказавший необходимость государственного вмешательства в регулирование экономики ввиду неспособности свободного рынка самостоятельно поддерживать устойчивое равновесие спроса и предложения, устойчивость экономики в целом. Кейнс выдвинул идею антикризисной политики; государства, основанную на использовании бюджетных:и кредитных рычагов косвенного регулирования рыночной экономики, а также идею среднесрочного и долгосрочного планирования экономики по основным г направлениям, имеющего рекомендательный характер. Однако с 70-х гг. в западной политэкономии резко усилились антикейнсианские либерал-консервативные тенденции и требования сократить государственное вмешательство в интересах развития частной инициативы, всех рыночных сил. Консерватизм, взяв; на вооружение такие теории, как монетаризм и теорию предложения, оказал в начале 80-х гг. огромное влияние на экономическую политику таких стран, как США (рейганомика) и Англия (тэтчеризм). Тем не менее кейнсианство, как плодотворная полит-экономическая теория, отнюдь не отброшена, но претерпевает существенную модернизацию и в качестве неокейнсианства включается в более широкую, более современную политэкономическую систему, систему лавирования между интересами частного бизнеса, рынка, свободного предпринимательства и широкими общественно-государственными интересами с учетом интернационализации мировой экономической жизни и обострения глобальных проблем. КИТЧ — примитивное ремесло, ремесленничество; совокупность предметов, сделанных кое-как, примитивно, с плохим вкусом; произведение искусства, рассчитанное на массовый, невзыскательный вкус, изобилующее штампами, лишенное творческого начала; халтура, потрафляющая низменным инстинктам (так говорят о худших образцах массовой культуры). КЛАССИЦИЗМ — стиль и направление в литературе и искусстве, господствовавшие в Европе в XVIII — начале XIX в. Для классицизма характерно преклонение перед античными идеалами гармонии, героизма, монументальности, возвышенности чувств, торжественности, уравновешенности и симметричности композиций. На основе этих идеалов классицизм выработал строгие стилистические нормы, использовавшиеся в драме (Корнель, Расин), изобразительном искусстве (Пуссен, Брюллов), в архитектуре (ансамбль Версаля, Лувр, здание Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, Большого театра в Москве). КЛАССЫ ОБЩЕСТВЕННЫЕ - в соответствии с марксистской трактовкой — большие группы людей, различающиеся между собой прежде всего своим экономическим положением, своим отношением к материальным средствам производства (одни являются собственниками средств производства, другие — нет), следовательно, и своим отношением к распределению общественного продукта, и ресурса власти (рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат). Обострение классовых противоречий в рамках одной формации приводит к различным формам классовой борьбы, каковая в марксистской теории рассматривается в качестве движущей силы развития общества. Логичным результатом развития классовой борьбы является социальная революция, («повивальная бабка прогресса»), дающая жизнь новой, более прогрессивной общественно-экономической формации. Таким образом, марксизм всю историю развития, по крайней мере, западного общества рассматривал как историю борьбы между эксплуатируемыми и эксплуататорскими классами. Современная интерпретация понятия «класс социальный» значительно отличается от марксистской. В качестве классообразующих факторов, помимо доходов, имущества, рассматриваются и такие, как: образование, социальный престиж, или степень общественного признания, профессиональная квалификация, ресурс власти (в том числе и духовной), доступ к различным источникам информации и т. д. В соответствии с современной стратификацией принято различать так наз. «высший класс» или «класс элит», весьма неоднородный «средний класс» (основа стабильности современного модернизирующегося индустриального общества), «низший класс» и «социальное дно». В западной социологии принято считать, что вследствие повышенной социальной мобильности границы между современными классами размыты, проникновение из одного класса в другой максимально облегчено, отношения собственности играют все меньшую роль, а все большую — образование, информированность, работоспособность, целеустремленность, деловитость каждого индивида, его личностно-моральные и социальные качества. Классы — большие социальные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, занимающие определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующиеся специфическим способом получения доходов. КЛИРИНГ — система взаимных безналичных расчетов по различным формам экономических отношений, основанная на зачете взаимных требований и обязательств по оплате товаров, услуг, ценных бумаг. Осуществляется через банки или специальные расчетные палаты. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - узловое понятие в современной мировой образовательной практике, обозначающее совокупность базовых (ключевых, универсальных) знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть молодой человек в школьные годы для более полной последующей самореализации в основных своих статусно-ролевых проявлениях: семьянина, собственника, работника, потребителя, гражданина, творца. В структуру ключевых компетенций входят: компетенция в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетенция в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетенция в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетенция в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия); компетенция в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, духовно обогащающих личность). Компетенции формируются в процессе обучения, воспитания и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, искусства, религии, всей культуры. Наиболее острой проблемой в связи с приоритетом школы в этом процессе является проблема формирования многокомпетентного педагогического работника, который будет в состоянии формировать в свою очередь у детей и подростков «способности осуществлять сложные кулыуросообразные виды действий». Реально существующий и консервируемый низкий социальный статус российского педагога не позволяет пока осуществлять компетентностный подход к школьному образованию в полной мере. КОЛЛИЗИЯ — конфликт, столкновение противоположных сил, интересов, взглядов, стремлений, чувств, обстоятельств как в реальной жизни, так и в мире художественных образов. КОММЕРЦИЯ — торговля, торговая операция. В более широком смысле — всякая деятельность, направленная на получение прибыли. КОММУНИЗМ — в марксистской интерпретации — общественная формация, следующая за капиталистической, основанная на общественной собственности на средства производства, высокоэффективном производстве и прогрессивных научных достижениях, гуманистической морали, научно-обоснованном и планово-централизованном управлении народным хозяйством. При коммунизме труд превратится в свободную творческую деятельность, в первую потребность человека, утвердится максимально гуманистический принцип распределения «по потребностям», исчезнут не только классовые различия, но и различия между городом и деревней, между умственным трудом и физическим, что приведет к осуществлению полного социального равенства. В конечном итоге сложится единое коммунистическое сверхобщество в масштабах всей планеты. Государство при коммунизме должно быть полностью заменено самоуправлением граждан. Развитие общества окончательно превратится в сознательный, планомерно и научно регулируемый процесс. Духовное производство, духовное развитие человека станет играть определяющую роль в совокупном общественном производстве. Разовьются все формы духовной культуры. Религия полностью отомрет за ненадобностью. Высшая цель коммунизма — свободное, всестороннее развитие каждого человека. Вся пред-коммунистическая история — это история борьбы человека с необходимостью. При коммунизме человек совершает переход «из царства необходимости в царство свободы». Такова теория. Практика же строительства социализма («реального коммунизма») обнаружила утопичность этих марксистских идей, обернувшись не чем иным, как практикой создания антиправовой, антидемократической общественной системы с низкоэффективной экономикой и политико-идеологическим всевластием партийно-государственной бюрократии. Вместе с тем «реальный коммунизм» отличался довольно развитой системой гарантированного социального обеспечения населения при невысоком уровне потребления, системой активно действующих институтов низовой демократии, низовой коммунальности (разнообразные первичные организации: производственные, комсомольские, партийные, профсоюзные и т. д.), высокими мобилизационно-объединителъными качествами и высоким уровнем коммунальной ответственности (ответственности личности перед первичным коллективом и коллектива за поведение личности на производстве и в быту). Так или иначе мечты человечества об обществе всеобщего благополучия, зародившиеся еще в античные времена, остаются пока не реализованными. КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ - способность, предрасположенность человека к общению, коммуникации, к установлению контактов и связей с людьми; психологическая совместимость с тем или иным коллективом; общительность. КОМПЕТЕНЦИЯ — знания и опыт в той или иной области; узаконенный круг, объем полномочий и прав должностного лица или учреждения. КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ - способность системы к соединению, к совместным действиям, к гармонии с другой системой; способность человека или группы лиц к сотворчеству с другими людьми, социальными группами; способность одних фрагментов культуры в сочетании с другими образовывать единый культурный комплекс (термин введен Л. Н. Гумилевым). КОМПРАДОР — представитель буржуазии, главным образом, торговой, осуществляющий посреднические операции между иностранными производителями и внутренним национальным рынком. Чаще всего компрадор, стремясь к максимальной прибыли (особенно в ситуации политической нестабильности), способствует прохождению на внутренний рынок' иностранных товаров невысокого качества, не находящих сбыта в странах-производителях, дешевых для самого компрадора, но отнюдь не дешевых для массового потребителя. Кроме того, заваливая внутренний рынок второсортными иностранными товарами, компрадор объективно сдерживает развитие национальной промышленности, следовательно, и всей национальной экономики. В этом ему помогает и так наз. компрадорская бюрократия — антипатриотическая часть чиновничества, за «вознаграждения» создающая благоприятные административные условия для деятельности компрадора. Компрадорская буржуазия вырастает в активного субъекта экономики, как правило, в слаборазвитых и зависимых странах, правительства которых не способны создать политико-правовые условия для развития национальной промышленности. Коммуникация (от лат. communicatio — связываю) — наиболее употребительный термин в социологии, обозначающий общение, передачу информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия людей в их трудовой и познавательной деятельности. Не менее распространенным является другое значение этого термина — «путь, сообщение (связь) одного места с другим». Компромисс (от лат. compromissum) — соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок. КОНВЕРГЕНЦИЯ — возникновение сходства в структуре и функциях различных биологических или социальных организмов (систем, цивилизаций, обществ), способствующего их сближению в процессе дальнейшей эволюции. КОНВЕРСИЯ — в экономике обмен каких-либо ценных бумаг одного типа на ценные бумаги другого типа, но выпущенные той же компанией; обмен одной валюты на другую по действующему курсу; процесс полного или частичного перевода предприятий оборонной промышленности на производство гражданской продукции и товаров народного потребления. КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ - обратимость, способность национальной валюты свободно обмениваться на иностранную в любой форме и во всех видах операций обмена без ограничения. КОНКУРЕНЦИЯ — 1) элемент рыночного механизма; 2)форма взаимодействия рыночных субъектов; 3)экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли, получение заказа; 4) механизм регулирования пропорций общественного воспроизводства. Конкуренция и монополия образуют диалектическую общность, постоянно противостоят друг другу на рынке и выступают неотъемлемой чертой рыночных отношений. По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Первая предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем конкуренты. Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества и надежности, с большим сроком службы. Модель идеализированной (совершенной) конкуренции предполагает: а) наличие множества продавцов и покупателей; б) однородность производимой продукции; в) невозможность продавцов и покупателей влиять на цены; г) знание фирмами-производителями состояния рынка; д) свободный вход фирм в отрасль и выход из нее; е) мобильность производственных ресурсов. Совершенная конкуренция никогда ни в одной стране не существовала и представляет собой научную абстракцию, необходимую для выявления принципов действия рыночного механизма. В реальной жизни рынки функционируют в режиме несовершенной конкуренции, когда на рынке остается ограниченное количество производителей и продавцов, крупнейшие из которых получают возможность в определяющей степени влиять на рыночные цены, когда вход потенциальных конкурентов на рынок затруднен, скудна и искажена информация о товарах, их качестве и полезности. Развитию конкуренции содействует создание малых предприятий, развитие антимонопольного законодательства, ограничение системы государственных заказов, разгосударствление и приватизация предприятий. Именно рыночные отношения и развитая конкуренция позволяют установить приоритет покупателя и устранить приоритет производителя, сделать экономику в целом более восприимчивой к технологической и организационной модернизации с учетом все возрастающих требований к экологичности, эрго-номичности, эстетичности товаров и услуг. КОНСЕНСУС — всеобщее согласие; принятие конечного решения на основе общего согласия участников переговоров, совещания, взаимных консультаций. Благодаря консенсусу достигается социальная и политическая интеграция, возрастает эффективность решения общественно значимых проблем. КОНСАЛТИНГ — форма сотрудничества субъектов рыночной экономики, при которой производителям, продавцам, покупателям и посредникам оказываются различные консультационные и управленческие услуги. Консалтинговые фирмы, кроме того, оказывают услуги по исследованию рынка, покупательной способности, прогнозированию спроса и предложения, следовательно, и цен; занимаются также разработкой спецпроектов, в частности по модернизации производства. КОНСЕРВАТИЗМ — совокупность идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. Для консерватизма характерны: приверженность устоявшимся социально-экономическим и политическим системам и нормам; неприятие революций и радикальных реформ; отстаивание эволюционного, органичного, сбалансированного развития, Консерватизм западного (либерального) типа отстаивает незыблемость таких традиций, как частная собственность, личная инициатива, индивидуализм, парламентаризм, невмешательство государства в рыночную экономику, сведение к минимуму социальных программ и деятельности профсоюзов, но вовлечение в сферу бизнеса максимально большего количества людей, в том числе пенсионеров, подростков, калек, привлечение к управлению деятельностью фирм, предприятий персонала наемных работников. Таким образом, буржуазный консерватизм имеет ярко выраженный антиэтатический (антибюрократический) и антиэгалитарный (антиуравнительный) характер. Исторически российскому консерватизму была свойственна защита самодержавно-государственных устоев, сословного строя, крестьянской общинности, активной роли государства в решении социально-экономических проблем и системы государственно-православного воспитания народа. В 70-е гг. XX в. в СССР сформировался и так наз. коммунистический консерватизм, защищавший ценности командной экономики, госсобственности, тотального гарантированного госнайма и госраспределения материальных благ, приоритет государственных интересов перед личными, политический гегемонизм коммунистической партии (реально — партноменклатуры), идеологическую заданность духовной культуры, институты низовой демократии (на уровне первичных организаций, коллективов), во внешней политике — принципы противостояния Западу и США. КОНСОРЦИУМ — временное соглашение между несколькими банками, торговыми или промышленными компаниями на основе юридического договора, целью которого является осуществление совместных капиталоемких экономических проектов, совместное размещение займов. КОНСТИТУИРОВАНИЕ - обретение какой-либо организацией юридической и профессиональной устойчивости, основательности, солидности; создание легитимной базы для дальнейшего существования. КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ - стремление к ограничению прав верховной власти и усилению контроля над ней со стороны институтов гражданского общества на юридической, конституционной основе. КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ - тип государственного устройства (разновидность монархии как формы правления), при которой власть монарха ограничена системой выборных представительных учреждений и конституцией. В частности, власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и весьма ограничена в сфере управления. Функции монарха «спящие» и в основном сводятся к тому, чтобы монарх оставался символом и верховным арбитром нации, стоящим над партийными схватками и воплощающим единство страны (Япония, Бельгия, Великобритания, Испания, Швеция, Норвегия, Дания, Лихтенштейн, Монако, Люксембург). Однако в кризисных ситуациях в ряде стран с конституционно-монархическим типом правления у монарха появляется конституционная возможность использовать так наз. резервные полномочия (назначение нового премьер-министра, досрочный роспуск парламента и назначение новых сроков выборов, объявление референдума, плебисцита и даже чрезвычайной ситуации в отдельных регионах страны). В России, несмотря на то что первые проекты введения конституционно-монархического правления появились уже в конце XVIII— начале XIXв., этот тип государственного устройства так и не сложился даже после революции 1905-1907 гг. С 1907 по 1917 г. в России существовала оригинальная форма правления — «Думская монархия», занимавшая промежуточное положение между самодержавием и конституционной монархией.
|