Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идентификация и самоидентификация. 7 page





Законодательством о местном самоуправлении допускается создание по месту жительства граждан (в микрорайонах, квар­талах, на улицах) органов территориального общественного са­моуправления: советов микрорайонов, уличных, домовых коми­тетов и пр.

Структура и организация деятельности местного самоуправ­ления определяется населением самостоятельно с учетом исто­рических и иных местных традиций.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — «самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы мест­ного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций» (Конституция РФ, Феде­ральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции»).

В демократическом обществе местное самоуправление выполняет несколько важных функций: представляет один из древнейших институтов демократии и важный элемент политической системы общества; выступает связующим звеном между населением и государствен­ными структурами; является базовым звеном реали­зации федеральных и региональных программ на локальном уровне; содействует укреплению государст­ва (его территориальной целостности), снижению социальных напряжений и национальных конфлик­тов, формированию адаптированной к местным осо­бенностям экономики и др.; представляет собой ме­ханизм реализации населением своих гражданских прав и свобод; выступает средством решения широ­кого круга наиболее близких населению социальных проблем и удовлетворения наиболее важных потреб­ностей населения в социальной сфере; способствует решению государственных задач силами местных органов путем передачи им отдельных государствен­ных полномочий. Наконец, местное самоуправление является серьезной подготовительной школой для будущих государственных деятелей, которые через него знакомятся с социальными проблемами рядовых граждан.

Проблемы развития местного самоуправления в Рос­сии состоят в следующем: нередки случаи противо­стояния органов местного самоуправления государст­венной бюрократии как на федеральном, так и на местном уровне; органы муниципального и регио­нального управления очень часто используются для удовлетворения личных интересов должностных лиц и отдельных депутатов; имеются рецидивы халатного отношения работников органов местного самоуправ­ления к нуждам и мнению населения; трудно преодо­левается дефицит информации о состоянии муниципального образования (в области экологии, здраво­охранения, расходования финансовых средств и т. д.); по-прежнему актуальной является проблема преодо­ления социально-политической пассивности населе­ния в области решения насущных местных проблем, повышения его политико-правовой, гражданской культуры. Тем не менее местное самоуправление ос­тается базой, фундаментом, на котором покоится вся пирамида государственной власти и через который выражает себя гражданское общество.

МЕТАФИЗИКА — учение о духовных первоначалах бы­тия, о сверхчувственных, умозрительно постигаемых принципах и началах всего сущего. Метафизика — все то, что человек не в состоянии постигнуть с помощью органов чувств, что лежит за пределами его практики, наблюдений, эмпирики, но может постигаться с по­мощью больших обобщений и... веры; все то, что составляет принципиальную и неизменную основу бытия. В современном понимании метафизика — нечто не­зыблемое, сущностное хотя бы в пределах какой-то эпохи, цивилизации, области знаний, деятельности.

МЕТОД — совокупность приемов и способов теорети­ческого познания или практического освоения дейст­вительности. Например, в области познания сущест­вуют следующие методы: наблюдение, эксперимент, идеализация, аналогия, индукция, дедукция, анализ, синтез, формализация и пр.

МЕТОДОЛОГИЯ — учение о методах, способах, путях познания, обучения, воспитания, преобразования действительности, одним словом — о методах орга­низации любой человеческой деятельности.

МЕХАНИЦИЗМ (МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИА­ЛИЗМ)— материализм XVI—XVIII вв., пытавшийся все многообразие форм движения материи свести к механическому взаимодействию тел и объяснить все явления природы, социальные и духовные процессы на основе законов механики.

МЕЦЕНАТСТВО — деятельность частных лиц, беско­рыстно поддерживающих деятелей культуры, науки, технического творчества материальными и иными средствами, предоставляя тем самым им условия для творчества. В известном смысле меценатство можно воспринимать как форму контроля за культурой, как форму влияния на общественное сознание либо с целью приобретения личного престижа, авторитета, либо с высокой целью использовать часть нажитого богатства для утверждения фундаментальных духов­ных ценностей. В России, например, своей меценат­ской деятельностью славилась весьма небольшая группа купцов и предпринимателей: С. Т. Морозов; К. Т. Солдатенков; А. И. Коновалов, С. И. Мамонтов, С. П. Рябушинский, В. О. Гиршман, А. Бахрушин, княгиня М. К. Тенишева и др.

Мировая экономика — 1) мировое хозяйство; 2) раз­дел экономической науки, рассматривающий экономические во­просы с точки зрения взаимодействия различных стран.

Мировая экономика изучает проблемы и формы междуна­родных экономических отношений: международной торговли то­варами и услугами, международного разделения труда и спе­циализации мирового рынка.

МИГРАЦИЯ — перемещение населения, связанное со сменой местожительства, работы, профессии, социо­культурной среды часто из-за экономической и по­литической нестабильности, повышенного бытового дискомфорта и т. д. В процессе миграции усиливается маргинализация населения. Миграция подразде­ляется на безвозвратную, временную, сезонную, маят­никовую и т. д.

МИЗАНТРОПИЯ — нелюбовь, ненависть к людям; осо­бое психическое состояние, когда человеку под вли­янием дурного окружения начинает казаться, что мир перенаселен лжецами, негодяями, ворами, лицемера­ми. Мизантропия, как правило, освобождает челове­ка от нравственных обязанностей по отношению к другим людям, усиливает вероятность противоправ­ных деяний.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — обобщающая система взглядов на окружающий мир, место и роль в нем человека, на отношение людей к объективной реальности и друг к другу. В соответствии с мировоззрением формиру­ются убеждения, идеалы, принципы жизни и нормы поведения. Мировоззрением также определяется и деятельностно-волевая характеристика человека. Мировоззрение не следует путать с идеологией, кон­цептуально отражающей интересы отдельных соци­альных групп.

Мировоззрение — система взглядов на мир, на место человека в нем, на смысл его жизни и деятельности. Ис­ходные мировоззренческие понятия — «мир» и «человек» Из их соотношения вытекает основной мировоззренческий во­прос.

Мировоззрение — это прежде всего идеи, концептуальные образы, создающие определенную картину мира и человека.

На этой основе осуществляется оценка человеком себя, своего окружения, своей жизни в окружающем мире; выявля­ется система смыслов и ценностей, вырабатываются идеалы, т. е. всеобщие принципы, представления о благе, пользе, исти­не и др.

Идеалы соединяют идеи с реальной жизнью.

Мировоззрение предполагает выработку человеком своей жизненной позиции на основании своего жизненного и духовно­го опыта. Ее составляющие — личностные убеждения и принципы, являющиеся сущностной характеристикой личности.

Мировоззрение определяет самочувствие человека в соци­уме, его неповторимый образ мышления, самосознание лично­сти, ее ценностные ориентации, оценки и поведение.

Мировоззрение человека — это относительное единство побуждений и действий, мыслей и чувств, слов и дел, созна­тельного и бессознательного.

Развитие системы мировоззрения связано и обусловле­но возрастными особенностями личности, т. е. жизненным опытом.

Известны следующие типы мировоззрения: религиозно-мифологическое, естественно -научное, фило­софское, обыденно-практическое (житейское).

В повседневной жизни люди, как правило, пользуются от­дельными идеями и положениями, связанными с каждым из этих типов и ориентированными на решение конкретных жизненных проблем.

МИФЫ — древние народные сказания о героях, богах, о сотворении мира и т. д. Мифы были первоначальной формой духовной культуры человека и общества, формой нерасчлененного мыслительно-образного "познания мира и самопознания. Специфическими свойствами мифа можно считать единство желаемого и действительного, идеи и образа, формы и содержа­ния, субъекта и объекта, предмета и знака, единство представлений о явлениях природы и общественной жизни, а также персонификацию природных сил. Мифотворчество — это работа «коллективного бессо­знательного», совокупность стихийной фантазии многих людей, которая тем не менее отталкивается от каких-то реальных предпосылок, реальных чаяний, надежд, ожиданий.

Под мифологией в современном смысле слова пони­мают любую совокупность иллюзорных представле­ний и описаний психических и социальных явлений и процессов (миф о коммунистическом или капита­листическом рае). В любой современной идеологии (социализма, либерализма, фашизма, консерватизма, этатизма, национал-большевизма и т. д.), как считают политологи, присутствуют элементы мифологии. И чем более та или иная идеология претендует на уни­версализм, всеохватность, тем больше иллюзорного, иррационального, мифического она в себе содержит в противовес реальным, в том числе и научным зна­ниям.

Многопартийность — партийная система, при которой в стра­не существуют и легально действуют более двух полити­ческих партий.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА - в широком смысле глубокое обновление социально-экономических, политических, культурно-духовных основ жизни об­щества путем различных нововведений и усовершенст­вований. В более узком смысле под модернизацией общества понимается процесс перехода от аграрного общества к индустриальному через промышленный переворот, индустриализацию, развитие частной собст­венности, национального рынка, социальной и про­изводственной инфраструктуры, через создание адекватной либерально-демократической политико- правовой системы (правового государства и граждан­ского общества).

В настоящее время термин чаще всего употребляется в связи с переходом ряда стран в постиндустриальное состояние.

Различают два вида модернизации: органическая и неорганическая. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготов­лена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация начинается не с экономики, а с куль­туры и изменения общественного сознания. Капита­листическая модернизация в этом случае возникала как естественное следствие изменений в укладе жиз­ни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей (Англия, США, Франция, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Италия и пр.).

Неорганическая модернизация — ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она пред­ставляет собой способ, модель «догоняющего разви­тия», предпринимаемый сверху правительством с целью преодолеть историческую отсталость, избежать иностранной зависимости и сохранить традиционные институты власти. Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики (ведущих отраслей) и в меньшей степени — с политики. Прин­ципы модернизации не успевают охватить подавляю­щее большинство населения, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Во многом именно так происходило в России, в Германии и Японии в XIX — начале XX в. В последних двух странах неор­ганическая модернизация в нач. XX в. переросла в органическую.

Модернизация — 1) существенное обновление, измене­ние в каких-либо областях (экономика, техника, технология, культура и т. д.) применительно к современным требованиям; 2) переход от традиционного общества к индустриальному, со­провождаемый коренными ценностными изменениями сознания и культуры.

МОДЕРНИЗМ — общее наименование художественно- эстетической системы и направлений в литературе и искусстве, сложившихся в начале XX в. в Европе и России, порвавших с классическими традициями и начавших поиск новых форм и способов художественного осмысления усложняющегося бытия. Для модернистских течений (авангардизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, абстракционизм, поп-арт и др.) характерно переосмысление места и роли человека в новом индустриальном мире, художественный вызов консервативно-нормативным академическим ценностям. Ощущая дисгармонию мира, все возрастающую антигуманность XX века, отчуждение личности от бездушно- государственных систем, деятели модернизма (Кафка, Камю, Дали, Сартр, Шагал, Ионеско, Шенберг, Булез и др.) в своих художественных произведениях, трактатах, доктринах старались разрушить культ филистерского, мещанского благополучия как благополучия мнимого, абсурдного, античеловеческого. Мир в про­изведениях модернистов разных направлений предстает чаще всего жестоким, абсурдным, противоречия — неразрешимыми и безысходными, человек — одиноким и обреченным, его действия и поступки — бессмысленными и бессильными, а обстоятельства, в которые он заключен, — враждебными и непреодолимыми. В модернизме тем не менее предлагается и способ оптимизации жизни. Он в уходе от жизненных невзгод в мир иллюзорный, ирреальный, в мир собственного «я» (творчество Стравинского, Чюрлениса, Кандинского, Шагала, Малевича, Пруста, Элиота и др.).

МОДУС ВИВЁНДИ — способ существования, установ­ленный тип и характер бытия, отлаженный образ жизни, устоявшиеся условия существования людей внутри какого-либо социума, коллектива.

Молодежь — большая социальная группа, объединяю­щая людей в возрасте от 16 до 30 Лет. Возрастные границы этой группы во многом определяются конкретно-историческими ус­ловиями, социально-экономической ситуацией, поэтому могут быть подвижны (например, широкое применение детского тру­да, труда подростков существенно сдвигает «нижнюю» границу к более ранним годам).

Социально-психологические черты молодежи определяются возрастными особенностями людей, а также тем, что их соци­ально-экономическое, общественно-политическое положение, духовный мир находятся в стадии становления.

МОЛОДЁЖЬ — социальная категория, обозначающая часть населения в возрасте примерно от 15 до 25 лет. Для этой социальной группы характерно: наличие специфических социальных отношений и характерных черт социального поведения (эмоциональность, коллективизм, избегание формальных ограничений, упрощенность контактов и пр.); наличие специфи­ческих социальных проблем, связанных с получением образования, профессии, трудоустройством, создани­ем семьи, общением полов, становлением мировоз­зрения, ценностной ориентацией; повышенная соци­альная активность при низком социальном статусе; предрасположенность к новизне, новаторству, девиантному поведению; переход от социального сущест­вования, регулируемому извне, к саморегулируемому и саморазвиваемому; завершение физиологического созревания при незавершенности социального и ду­ховного; активное познание мира и самопознание.

МОЛОХ — библейское божество солнца и огня, почи­тавшееся в языческой Палестине, Финикии, Карфагене, которому приносились человеческие жертвы, чаще всего молодые девушки и дети. В переносном смысле — страшная, ненасытная сила, требующая человеческих жертв (молох войны, молох тоталитаризма, молох технического прогресса, молох капитализма).

МОНАРХИЯ — одна из основных, наряду с республикой, форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха — и пе­редается им по наследству.

Монархическая форма правления имеет три разно­видности: абсолютную, дуалистическую и парламент­скую (парламентарную).

Абсолютная монархия — это такая форма монархии, при которой власть монарха юридически и фактиче­ски никем и ничем не ограничена. В условиях отсутст­вия парламента в руках монарха сосредоточена зако­нодательная власть (указы монарха имеют силу зако­на), ему же принадлежит и исполнительная власть (правительство формируется монархом и имеет перед ним ответственность), монарху подчиняются и выс­шие судебные инстанции (абсолютистские, самоде­ржавно-деспотические режимы прошлого; в совре­менном мире — султанат Оман, режим Саудовской Аравии).

Дуалистическая монархия — переходная форма монар­хии, при которой власть монарха ограничена парла­ментом в области законодательства. Дуалистическая монархия формируется в условиях обострения поли­тической борьбы буржуазии и феодалов, являясь свое­образным компромиссом между ними. Законодатель­ная власть при этом фактически разделена между парламентом и монархом: ни один закон не может быть принят без одобрений представительного органа. Од­нако у главы государства остаются в руках такие эф­фективные рычаги воздействия на законодательную власть, как фактически ничем не ограниченное право роспуска парламента, право абсолютного вето на его решения, а также право издания указов, имеющих силу закона. Монарх сосредотачивает в своих руках исполнительную власть, назначает и смещает прави­тельство. Механизмы парламентского контроля за действиями Кабинета министров отсутствуют. Дуалис­тическими монархиями были Российская империя в 1906-1917 гг., Германская империя в 1871—1918 гг., Япония в 1889—1945 гг. Некоторым современным мо­нархиям также присущи черты дуализма (Иордания, Кувейт и др.). Однако в «чистом» виде дуалистических монархий сегодня в мире не существует. Парламентская (парламентарная, конституционная) монархия — это такая форма монархии, при которой власть монарха в законодательной сфере ограничена парламентом, а в исполнительной — правительством («монарх царствует, но не управляет»). Чрезвычайные функции, полномочия монарха в конституциях пре­дусмотрены, но, как правило, не используются. В условиях парламентской монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику, но это не означает, что он не играет никакой роли в госу­дарстве. Его полномочия (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира, роспуск парламента в чрезвычай­ных условиях) иногда называют «спящими», но мо­нарх может ими воспользоваться в ситуации возник­новения угрозы существующему строю (Нидерланды, Великобритания, Испания, Швеция, Норвегия, Япо­ния, Бельгия). В современном мире существуют и иные, нетипичные формы монархии (выборная монархия в Малайзии, коллективная монархия в ОАЭ, патриархальная монархия в Свазиленде и пр.).

МОНЕТАРИЗМ экономическая теория, приписыва­ющая деньгам, денежной массе, находящейся в обра­щении, роль главного фактора формирования рынка, занятости и хозяйственной конъюнктуры (М. Фрид-мен, Э. Фелпс, К. Брунер, А. Мелцер, Д. Лейдлер и др.). Монетаризм — это также экономическая прак­тика, направленная на уменьшение вмешательства государства в рыночную экономику, как силы ее «де­стабилизирующей», и на увеличение стихийного влияния на рынок конкуренции и свободного цено­образования, напрямую зависящих от количества денег, находящихся в обращении. Функции государст­ва, по мнению монетаристов, должны ограничивать­ся созданием правовых и административных гарантий вкладывания денег частными лицами в производство и торговлю. Основными соперниками монетаризма в экономической теории и политике выступали кейнсианство и неокейнсианство. Однако в последние годы противоречия в этих взглядах сглаживаются. Зарождается своего рода синтез концепций, что по­зволяет американским экономистам сделать вывод о кейнсианасо-неоклассическом (кейнсианско-неолибе-ральном) общем подходе к проблеме развития теории денег, предложения и спроса. В России в конце XX в. основные идеи монетаризма разделяли экономисты А. Чубайс, Е. Гайдар, Г. Попов, Г. Явлинский и др.

МОНИТОРИНГ — регулярное наблюдение, оценка и прогноз развития какой-либо системы, явления, ситуации, отдельных параметров (состояния окружаю­щей среды, социальных, экономических, демографи­ческих и пр. ситуаций); сбор информации с целью изучения общественного мнения по какому-либо вопросу. Как правило, производится с помощью со­временных электронно-информационных средств.

МОНОПОЛИЯ — исключительное право на что-либо, например на производство, продажу, промыслы, ис­пользование каких-либо материальных и духовных ценностей. Это исключительное право может прина­длежать одному лицу, группе лиц, организации, ком­пании или государству (государственная монополия). Монополией также называется крупное хозяйственное объединение (картель, синдикат, трест, концерн, консорциум, конгломерат и т. п.), сосредоточившее в своих руках большую часть производства и сбыта каких-либо товаров и услуг, что позволяет ему уста­новить господствующее положение на рынке и дик­товать потребителю условия, вплоть до установления монопольной цены, являющейся основой монополь­ной сверхприбыли. Появление монополий в ряде индустриальных стран в конце XIX в. было обуслов­лено резким повышением капитале- и техноемкости производства в ведущих отраслях экономики при нехватке капитала у отдельных частных предприятий, усилением конкуренции, борьбы за рынки сбыта, в том числе и за границей, усложнением социально-полити­ческой ситуации, развитием мирового рынка. Главная цель монополии — получение монопольной сверхприбы­ли за счет установления высоких цен при минималь­ных затратах на модернизацию производства, что равносильно сдерживанию развития производитель­ных сил общества. Именно поэтому многие государст­ва вынуждены были ввести антимонопольную юриди­ческую и административную практику, целое антимо­нопольное законодательство. Основанием для антимо­нопольного судебного преследования обычно явля­ется искусственное завышение цен. В настоящее время различают случайные монополии, которые возникают в результате превышения спроса над предложением, искусственные монополии, возни­кающие вследствие вмешательства государства или других структур, и естественные монополии, сущест­вование которых разрешено законом. В основе де­ятельности естественной монополии лежит экономия на масштабах производства (например, монополии, основанной на владении уникальными природными ресурсами). Естественные монополии возникают вследствие общественных потребностей развития производительных сил (нефтяные и газовые предпри­ятия, предприятия водоснабжения, железнодорожный транспорт, линии связи и т. д.). Существуют также закрытые и открытые монополии. Закрытая защище­на от конкуренции юридическими ограничениями, патентом, авторскими правами. Открытая, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. В посттоталитарной России также функционируют мощные монополистические структуры. Одни имеют глубокие «советские» корни, другие созданы на криминальной и полукриминальной основе. И те и дру­гие стремятся овладеть ключевыми позициями в газо-, нефте-, металлодобывающих, металлургических, ма­шиностроительных отраслях, финансовой сфере, стремятся осуществлять контроль за средствами мас­совой информации, влиять на систему образования и культуру. В этом смысле небезосновательны опасе­ния относительно формирования в России не рыноч­ного, а олигархического капитализма.

МОНОТЕИЗМ — единобожие; религиозное представле­ние и учение о Едином Боге (в противоположность языческому многобожию, политеизму). К монотеис­тическим религиям относятся: иудаизм, христианство и ислам. Однако принцип монотеизма последователь­но не проводится ни в одной из религий. В каждой монотеистической системе поклоняются не только Единому Богу, но и ангелам, архангелам, святым, пророкам, чудотворцам, их изображениям, мощам, даже личным вещам, якобы им принадлежавшим.

Монотеизм (от греч. monos — один, единственный и theos — Бог) (единобожие) — религиозные верования, основанные на представлениях о едином Боге. К монотеистическим религиям относят христианство, ислам и иудаизм.

Мораль (от лат. moralis — нравственный) — феномен че­ловеческого сознания, один из видов социального регулирова­ния, цель которого — утверждать самоценность личности, равенство людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни.

Содержание морали составляет система принципов и норм (см. Норма морали), которые способны оказывать духовное воздействие на поведение людей, служат идеалом человечности, гуманности, гуманистической перспективой развития общества.

Сущность морали воплощена в «золотом правиле»: посту­пай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе (другой вариант: не делай друго­му того, чего себе не желаешь).

Требования морали распространяются на всех людей, не допускают никаких исключений. Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизнив тру­де, в быту, в политике, в личных, семейных, во внутригрупповых, в международных, межнациональных отношениях. Она содержит в себе то общее, изначальное, что составляет основу духовности, культуры (во всех ее проявлениях) и делает воз­можным само существование человека и общества.

Основными понятиями, с помощью которых наука о мора­ли — этика — объясняет наиболее важные свойства морали, являются «добро», «долг», «совесть». Понятие «добро» (в про­тивоположность понятию «зло») показывает, что мораль наце­лена на идеал человечности; понятие «долг» отражает импера­тивный (повелительный) характер морали; понятие «совесть» указывает на глубоко внутреннюю, личностную природу мора­ли, моральной оценки и самооценки.

Мораль связана с другими социальными нормами (особен­но с правом), но существенно от них отличается. У морали нет каких-либо специальных учреждений (как у права), которые могут утверждать и контролировать моральные нормы. Мораль­ные правила передаются от поколения к поколению, проводятся в жизнь и контролируются только силой повседневной привыч­ки, общественного мнения, а главное — силой развитых в че­ловеке убеждений, чувства долга, силой его личной совести. Выполнение моральных требований может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Мо­ральный авторитет человека (его влияние, уважение к нему) не связан ни с его должностью, ни с его властью, ни с его обще­ственным положением. Он целиком зависит от его личных мо­ральных качеств.

У морали есть свое противоречие. Моральные требования сами по себе очень высоки, служат образцом, идеалом поведе­ния. Человек же — любой человек — далеко не идеален, его жизнь нередко противоречива, в ней много дурного, вредного, нередко даже преступного. Человек способен нарушить любые моральные правила, хотя отлично знает их, знает, что должен поступать по-доброму, справедливо, гуманно, а поступает зло, несправедливо, преступно. Вот этот разрыв между «знаю, как надо», но «поступаю, как хочу», т. е. между должным и реаль­ным поведением, и есть основное противоречие.

И только мораль, ее идеалы помогают человеку сделать правильный моральный выбор, выходить из тупика, побеждать зло в себе и вокруг себя.

МОРАЛЬ — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, содержащих в себе определенные нормы, принципы и ценности, регу­лирующие поведение людей в обществе. К моральным ценностям относятся: достоинство, честь, патриотизм, долг, совесть, справедливость, благородство, велико­душие, радушие, снисходительность к чужим недо­статкам и высокая требовательность к себе и т. д. Мораль выражает тот эталон должного поведения, должной социальной жизни, с которой постоянно сравнивается реальная социальная жизнь исходя из господствующего, устоявшегося понимания сущнос­ти человека. Мораль не только сравнивает реальное с должным, не только предписывает, как следует себя вести в той или иной ситуации, но и либо одобряет, либо порицает поступки, слова, намерения людей. Мораль — категория историческая, поэтому нет еди­ной морали, пригодной для всех времен и народов, классов и сословий. Представления о нравственном и безнравственном, о «высоком» и «низком», о добре и зле у различных классов, народов и конфессий раз­личны, хотя и предпринимаются попытки найти универсальную моральную основу человечества в целом как отражение складывающихся общечеловеческих интересов. В отличие от правовых норм, которые санкционируются, регулируются, охраняются и про- ' водятся в жизнь государством, моральные нормы формируются «снизу» в результате стихийно склады­вающейся практики коллективного поведения и отра­жают уровень общественной культуры. Вместе с пра­вом и традициями мораль является одним из основных регуляторов действий человека.

МОРАЛЬНЫЙ ИЗНОС (средств труда) — увеличение несоответствия между технико-экономическими воз­можностями используемых средств труда (станков, оборудования, информационных систем, материалов и т. д.) и новыми требованиями, предъявляемыми рынком к качеству и количеству продукции. Это не­соответствие ведет к частичной или полной потере стоимости используемых средств труда, утрате каких-либо перспектив их дальнейшего использования как с точки зрения морального престижа фирмы, предприятия, так и с точки зрения их конкурентоспособ­ности, прибыльности, рентабельности.

Date: 2016-05-17; view: 351; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию