Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Идентификация и самоидентификация. 7 pageЗаконодательством о местном самоуправлении допускается создание по месту жительства граждан (в микрорайонах, кварталах, на улицах) органов территориального общественного самоуправления: советов микрорайонов, уличных, домовых комитетов и пр. Структура и организация деятельности местного самоуправления определяется населением самостоятельно с учетом исторических и иных местных традиций. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — «самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций» (Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В демократическом обществе местное самоуправление выполняет несколько важных функций: представляет один из древнейших институтов демократии и важный элемент политической системы общества; выступает связующим звеном между населением и государственными структурами; является базовым звеном реализации федеральных и региональных программ на локальном уровне; содействует укреплению государства (его территориальной целостности), снижению социальных напряжений и национальных конфликтов, формированию адаптированной к местным особенностям экономики и др.; представляет собой механизм реализации населением своих гражданских прав и свобод; выступает средством решения широкого круга наиболее близких населению социальных проблем и удовлетворения наиболее важных потребностей населения в социальной сфере; способствует решению государственных задач силами местных органов путем передачи им отдельных государственных полномочий. Наконец, местное самоуправление является серьезной подготовительной школой для будущих государственных деятелей, которые через него знакомятся с социальными проблемами рядовых граждан. Проблемы развития местного самоуправления в России состоят в следующем: нередки случаи противостояния органов местного самоуправления государственной бюрократии как на федеральном, так и на местном уровне; органы муниципального и регионального управления очень часто используются для удовлетворения личных интересов должностных лиц и отдельных депутатов; имеются рецидивы халатного отношения работников органов местного самоуправления к нуждам и мнению населения; трудно преодолевается дефицит информации о состоянии муниципального образования (в области экологии, здравоохранения, расходования финансовых средств и т. д.); по-прежнему актуальной является проблема преодоления социально-политической пассивности населения в области решения насущных местных проблем, повышения его политико-правовой, гражданской культуры. Тем не менее местное самоуправление остается базой, фундаментом, на котором покоится вся пирамида государственной власти и через который выражает себя гражданское общество. МЕТАФИЗИКА — учение о духовных первоначалах бытия, о сверхчувственных, умозрительно постигаемых принципах и началах всего сущего. Метафизика — все то, что человек не в состоянии постигнуть с помощью органов чувств, что лежит за пределами его практики, наблюдений, эмпирики, но может постигаться с помощью больших обобщений и... веры; все то, что составляет принципиальную и неизменную основу бытия. В современном понимании метафизика — нечто незыблемое, сущностное хотя бы в пределах какой-то эпохи, цивилизации, области знаний, деятельности. МЕТОД — совокупность приемов и способов теоретического познания или практического освоения действительности. Например, в области познания существуют следующие методы: наблюдение, эксперимент, идеализация, аналогия, индукция, дедукция, анализ, синтез, формализация и пр. МЕТОДОЛОГИЯ — учение о методах, способах, путях познания, обучения, воспитания, преобразования действительности, одним словом — о методах организации любой человеческой деятельности. МЕХАНИЦИЗМ (МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ)— материализм XVI—XVIII вв., пытавшийся все многообразие форм движения материи свести к механическому взаимодействию тел и объяснить все явления природы, социальные и духовные процессы на основе законов механики. МЕЦЕНАТСТВО — деятельность частных лиц, бескорыстно поддерживающих деятелей культуры, науки, технического творчества материальными и иными средствами, предоставляя тем самым им условия для творчества. В известном смысле меценатство можно воспринимать как форму контроля за культурой, как форму влияния на общественное сознание либо с целью приобретения личного престижа, авторитета, либо с высокой целью использовать часть нажитого богатства для утверждения фундаментальных духовных ценностей. В России, например, своей меценатской деятельностью славилась весьма небольшая группа купцов и предпринимателей: С. Т. Морозов; К. Т. Солдатенков; А. И. Коновалов, С. И. Мамонтов, С. П. Рябушинский, В. О. Гиршман, А. Бахрушин, княгиня М. К. Тенишева и др. Мировая экономика — 1) мировое хозяйство; 2) раздел экономической науки, рассматривающий экономические вопросы с точки зрения взаимодействия различных стран. Мировая экономика изучает проблемы и формы международных экономических отношений: международной торговли товарами и услугами, международного разделения труда и специализации мирового рынка. МИГРАЦИЯ — перемещение населения, связанное со сменой местожительства, работы, профессии, социокультурной среды часто из-за экономической и политической нестабильности, повышенного бытового дискомфорта и т. д. В процессе миграции усиливается маргинализация населения. Миграция подразделяется на безвозвратную, временную, сезонную, маятниковую и т. д. МИЗАНТРОПИЯ — нелюбовь, ненависть к людям; особое психическое состояние, когда человеку под влиянием дурного окружения начинает казаться, что мир перенаселен лжецами, негодяями, ворами, лицемерами. Мизантропия, как правило, освобождает человека от нравственных обязанностей по отношению к другим людям, усиливает вероятность противоправных деяний. МИРОВОЗЗРЕНИЕ — обобщающая система взглядов на окружающий мир, место и роль в нем человека, на отношение людей к объективной реальности и друг к другу. В соответствии с мировоззрением формируются убеждения, идеалы, принципы жизни и нормы поведения. Мировоззрением также определяется и деятельностно-волевая характеристика человека. Мировоззрение не следует путать с идеологией, концептуально отражающей интересы отдельных социальных групп. Мировоззрение — система взглядов на мир, на место человека в нем, на смысл его жизни и деятельности. Исходные мировоззренческие понятия — «мир» и «человек» Из их соотношения вытекает основной мировоззренческий вопрос. Мировоззрение — это прежде всего идеи, концептуальные образы, создающие определенную картину мира и человека. На этой основе осуществляется оценка человеком себя, своего окружения, своей жизни в окружающем мире; выявляется система смыслов и ценностей, вырабатываются идеалы, т. е. всеобщие принципы, представления о благе, пользе, истине и др. Идеалы соединяют идеи с реальной жизнью. Мировоззрение предполагает выработку человеком своей жизненной позиции на основании своего жизненного и духовного опыта. Ее составляющие — личностные убеждения и принципы, являющиеся сущностной характеристикой личности. Мировоззрение определяет самочувствие человека в социуме, его неповторимый образ мышления, самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. Мировоззрение человека — это относительное единство побуждений и действий, мыслей и чувств, слов и дел, сознательного и бессознательного. Развитие системы мировоззрения связано и обусловлено возрастными особенностями личности, т. е. жизненным опытом. Известны следующие типы мировоззрения: религиозно-мифологическое, естественно -научное, философское, обыденно-практическое (житейское). В повседневной жизни люди, как правило, пользуются отдельными идеями и положениями, связанными с каждым из этих типов и ориентированными на решение конкретных жизненных проблем. МИФЫ — древние народные сказания о героях, богах, о сотворении мира и т. д. Мифы были первоначальной формой духовной культуры человека и общества, формой нерасчлененного мыслительно-образного "познания мира и самопознания. Специфическими свойствами мифа можно считать единство желаемого и действительного, идеи и образа, формы и содержания, субъекта и объекта, предмета и знака, единство представлений о явлениях природы и общественной жизни, а также персонификацию природных сил. Мифотворчество — это работа «коллективного бессознательного», совокупность стихийной фантазии многих людей, которая тем не менее отталкивается от каких-то реальных предпосылок, реальных чаяний, надежд, ожиданий. Под мифологией в современном смысле слова понимают любую совокупность иллюзорных представлений и описаний психических и социальных явлений и процессов (миф о коммунистическом или капиталистическом рае). В любой современной идеологии (социализма, либерализма, фашизма, консерватизма, этатизма, национал-большевизма и т. д.), как считают политологи, присутствуют элементы мифологии. И чем более та или иная идеология претендует на универсализм, всеохватность, тем больше иллюзорного, иррационального, мифического она в себе содержит в противовес реальным, в том числе и научным знаниям. Многопартийность — партийная система, при которой в стране существуют и легально действуют более двух политических партий. МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА - в широком смысле глубокое обновление социально-экономических, политических, культурно-духовных основ жизни общества путем различных нововведений и усовершенствований. В более узком смысле под модернизацией общества понимается процесс перехода от аграрного общества к индустриальному через промышленный переворот, индустриализацию, развитие частной собственности, национального рынка, социальной и производственной инфраструктуры, через создание адекватной либерально-демократической политико- правовой системы (правового государства и гражданского общества). В настоящее время термин чаще всего употребляется в связи с переходом ряда стран в постиндустриальное состояние. Различают два вида модернизации: органическая и неорганическая. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капиталистическая модернизация в этом случае возникала как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей (Англия, США, Франция, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Италия и пр.). Неорганическая модернизация — ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ, модель «догоняющего развития», предпринимаемый сверху правительством с целью преодолеть историческую отсталость, избежать иностранной зависимости и сохранить традиционные институты власти. Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики (ведущих отраслей) и в меньшей степени — с политики. Принципы модернизации не успевают охватить подавляющее большинство населения, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Во многом именно так происходило в России, в Германии и Японии в XIX — начале XX в. В последних двух странах неорганическая модернизация в нач. XX в. переросла в органическую. Модернизация — 1) существенное обновление, изменение в каких-либо областях (экономика, техника, технология, культура и т. д.) применительно к современным требованиям; 2) переход от традиционного общества к индустриальному, сопровождаемый коренными ценностными изменениями сознания и культуры. МОДЕРНИЗМ — общее наименование художественно- эстетической системы и направлений в литературе и искусстве, сложившихся в начале XX в. в Европе и России, порвавших с классическими традициями и начавших поиск новых форм и способов художественного осмысления усложняющегося бытия. Для модернистских течений (авангардизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, абстракционизм, поп-арт и др.) характерно переосмысление места и роли человека в новом индустриальном мире, художественный вызов консервативно-нормативным академическим ценностям. Ощущая дисгармонию мира, все возрастающую антигуманность XX века, отчуждение личности от бездушно- государственных систем, деятели модернизма (Кафка, Камю, Дали, Сартр, Шагал, Ионеско, Шенберг, Булез и др.) в своих художественных произведениях, трактатах, доктринах старались разрушить культ филистерского, мещанского благополучия как благополучия мнимого, абсурдного, античеловеческого. Мир в произведениях модернистов разных направлений предстает чаще всего жестоким, абсурдным, противоречия — неразрешимыми и безысходными, человек — одиноким и обреченным, его действия и поступки — бессмысленными и бессильными, а обстоятельства, в которые он заключен, — враждебными и непреодолимыми. В модернизме тем не менее предлагается и способ оптимизации жизни. Он в уходе от жизненных невзгод в мир иллюзорный, ирреальный, в мир собственного «я» (творчество Стравинского, Чюрлениса, Кандинского, Шагала, Малевича, Пруста, Элиота и др.). МОДУС ВИВЁНДИ — способ существования, установленный тип и характер бытия, отлаженный образ жизни, устоявшиеся условия существования людей внутри какого-либо социума, коллектива. Молодежь — большая социальная группа, объединяющая людей в возрасте от 16 до 30 Лет. Возрастные границы этой группы во многом определяются конкретно-историческими условиями, социально-экономической ситуацией, поэтому могут быть подвижны (например, широкое применение детского труда, труда подростков существенно сдвигает «нижнюю» границу к более ранним годам). Социально-психологические черты молодежи определяются возрастными особенностями людей, а также тем, что их социально-экономическое, общественно-политическое положение, духовный мир находятся в стадии становления. МОЛОДЁЖЬ — социальная категория, обозначающая часть населения в возрасте примерно от 15 до 25 лет. Для этой социальной группы характерно: наличие специфических социальных отношений и характерных черт социального поведения (эмоциональность, коллективизм, избегание формальных ограничений, упрощенность контактов и пр.); наличие специфических социальных проблем, связанных с получением образования, профессии, трудоустройством, созданием семьи, общением полов, становлением мировоззрения, ценностной ориентацией; повышенная социальная активность при низком социальном статусе; предрасположенность к новизне, новаторству, девиантному поведению; переход от социального существования, регулируемому извне, к саморегулируемому и саморазвиваемому; завершение физиологического созревания при незавершенности социального и духовного; активное познание мира и самопознание. МОЛОХ — библейское божество солнца и огня, почитавшееся в языческой Палестине, Финикии, Карфагене, которому приносились человеческие жертвы, чаще всего молодые девушки и дети. В переносном смысле — страшная, ненасытная сила, требующая человеческих жертв (молох войны, молох тоталитаризма, молох технического прогресса, молох капитализма). МОНАРХИЯ — одна из основных, наряду с республикой, форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха — и передается им по наследству. Монархическая форма правления имеет три разновидности: абсолютную, дуалистическую и парламентскую (парламентарную). Абсолютная монархия — это такая форма монархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена. В условиях отсутствия парламента в руках монарха сосредоточена законодательная власть (указы монарха имеют силу закона), ему же принадлежит и исполнительная власть (правительство формируется монархом и имеет перед ним ответственность), монарху подчиняются и высшие судебные инстанции (абсолютистские, самодержавно-деспотические режимы прошлого; в современном мире — султанат Оман, режим Саудовской Аравии). Дуалистическая монархия — переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в области законодательства. Дуалистическая монархия формируется в условиях обострения политической борьбы буржуазии и феодалов, являясь своеобразным компромиссом между ними. Законодательная власть при этом фактически разделена между парламентом и монархом: ни один закон не может быть принят без одобрений представительного органа. Однако у главы государства остаются в руках такие эффективные рычаги воздействия на законодательную власть, как фактически ничем не ограниченное право роспуска парламента, право абсолютного вето на его решения, а также право издания указов, имеющих силу закона. Монарх сосредотачивает в своих руках исполнительную власть, назначает и смещает правительство. Механизмы парламентского контроля за действиями Кабинета министров отсутствуют. Дуалистическими монархиями были Российская империя в 1906-1917 гг., Германская империя в 1871—1918 гг., Япония в 1889—1945 гг. Некоторым современным монархиям также присущи черты дуализма (Иордания, Кувейт и др.). Однако в «чистом» виде дуалистических монархий сегодня в мире не существует. Парламентская (парламентарная, конституционная) монархия — это такая форма монархии, при которой власть монарха в законодательной сфере ограничена парламентом, а в исполнительной — правительством («монарх царствует, но не управляет»). Чрезвычайные функции, полномочия монарха в конституциях предусмотрены, но, как правило, не используются. В условиях парламентской монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику, но это не означает, что он не играет никакой роли в государстве. Его полномочия (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира, роспуск парламента в чрезвычайных условиях) иногда называют «спящими», но монарх может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы существующему строю (Нидерланды, Великобритания, Испания, Швеция, Норвегия, Япония, Бельгия). В современном мире существуют и иные, нетипичные формы монархии (выборная монархия в Малайзии, коллективная монархия в ОАЭ, патриархальная монархия в Свазиленде и пр.). МОНЕТАРИЗМ — экономическая теория, приписывающая деньгам, денежной массе, находящейся в обращении, роль главного фактора формирования рынка, занятости и хозяйственной конъюнктуры (М. Фрид-мен, Э. Фелпс, К. Брунер, А. Мелцер, Д. Лейдлер и др.). Монетаризм — это также экономическая практика, направленная на уменьшение вмешательства государства в рыночную экономику, как силы ее «дестабилизирующей», и на увеличение стихийного влияния на рынок конкуренции и свободного ценообразования, напрямую зависящих от количества денег, находящихся в обращении. Функции государства, по мнению монетаристов, должны ограничиваться созданием правовых и административных гарантий вкладывания денег частными лицами в производство и торговлю. Основными соперниками монетаризма в экономической теории и политике выступали кейнсианство и неокейнсианство. Однако в последние годы противоречия в этих взглядах сглаживаются. Зарождается своего рода синтез концепций, что позволяет американским экономистам сделать вывод о кейнсианасо-неоклассическом (кейнсианско-неолибе-ральном) общем подходе к проблеме развития теории денег, предложения и спроса. В России в конце XX в. основные идеи монетаризма разделяли экономисты А. Чубайс, Е. Гайдар, Г. Попов, Г. Явлинский и др. МОНИТОРИНГ — регулярное наблюдение, оценка и прогноз развития какой-либо системы, явления, ситуации, отдельных параметров (состояния окружающей среды, социальных, экономических, демографических и пр. ситуаций); сбор информации с целью изучения общественного мнения по какому-либо вопросу. Как правило, производится с помощью современных электронно-информационных средств. МОНОПОЛИЯ — исключительное право на что-либо, например на производство, продажу, промыслы, использование каких-либо материальных и духовных ценностей. Это исключительное право может принадлежать одному лицу, группе лиц, организации, компании или государству (государственная монополия). Монополией также называется крупное хозяйственное объединение (картель, синдикат, трест, концерн, консорциум, конгломерат и т. п.), сосредоточившее в своих руках большую часть производства и сбыта каких-либо товаров и услуг, что позволяет ему установить господствующее положение на рынке и диктовать потребителю условия, вплоть до установления монопольной цены, являющейся основой монопольной сверхприбыли. Появление монополий в ряде индустриальных стран в конце XIX в. было обусловлено резким повышением капитале- и техноемкости производства в ведущих отраслях экономики при нехватке капитала у отдельных частных предприятий, усилением конкуренции, борьбы за рынки сбыта, в том числе и за границей, усложнением социально-политической ситуации, развитием мирового рынка. Главная цель монополии — получение монопольной сверхприбыли за счет установления высоких цен при минимальных затратах на модернизацию производства, что равносильно сдерживанию развития производительных сил общества. Именно поэтому многие государства вынуждены были ввести антимонопольную юридическую и административную практику, целое антимонопольное законодательство. Основанием для антимонопольного судебного преследования обычно является искусственное завышение цен. В настоящее время различают случайные монополии, которые возникают в результате превышения спроса над предложением, искусственные монополии, возникающие вследствие вмешательства государства или других структур, и естественные монополии, существование которых разрешено законом. В основе деятельности естественной монополии лежит экономия на масштабах производства (например, монополии, основанной на владении уникальными природными ресурсами). Естественные монополии возникают вследствие общественных потребностей развития производительных сил (нефтяные и газовые предприятия, предприятия водоснабжения, железнодорожный транспорт, линии связи и т. д.). Существуют также закрытые и открытые монополии. Закрытая защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентом, авторскими правами. Открытая, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. В посттоталитарной России также функционируют мощные монополистические структуры. Одни имеют глубокие «советские» корни, другие созданы на криминальной и полукриминальной основе. И те и другие стремятся овладеть ключевыми позициями в газо-, нефте-, металлодобывающих, металлургических, машиностроительных отраслях, финансовой сфере, стремятся осуществлять контроль за средствами массовой информации, влиять на систему образования и культуру. В этом смысле небезосновательны опасения относительно формирования в России не рыночного, а олигархического капитализма. МОНОТЕИЗМ — единобожие; религиозное представление и учение о Едином Боге (в противоположность языческому многобожию, политеизму). К монотеистическим религиям относятся: иудаизм, христианство и ислам. Однако принцип монотеизма последовательно не проводится ни в одной из религий. В каждой монотеистической системе поклоняются не только Единому Богу, но и ангелам, архангелам, святым, пророкам, чудотворцам, их изображениям, мощам, даже личным вещам, якобы им принадлежавшим. Монотеизм (от греч. monos — один, единственный и theos — Бог) (единобожие) — религиозные верования, основанные на представлениях о едином Боге. К монотеистическим религиям относят христианство, ислам и иудаизм. Мораль (от лат. moralis — нравственный) — феномен человеческого сознания, один из видов социального регулирования, цель которого — утверждать самоценность личности, равенство людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни. Содержание морали составляет система принципов и норм (см. Норма морали), которые способны оказывать духовное воздействие на поведение людей, служат идеалом человечности, гуманности, гуманистической перспективой развития общества. Сущность морали воплощена в «золотом правиле»: поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе (другой вариант: не делай другому того, чего себе не желаешь). Требования морали распространяются на всех людей, не допускают никаких исключений. Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни — в труде, в быту, в политике, в личных, семейных, во внутригрупповых, в международных, межнациональных отношениях. Она содержит в себе то общее, изначальное, что составляет основу духовности, культуры (во всех ее проявлениях) и делает возможным само существование человека и общества. Основными понятиями, с помощью которых наука о морали — этика — объясняет наиболее важные свойства морали, являются «добро», «долг», «совесть». Понятие «добро» (в противоположность понятию «зло») показывает, что мораль нацелена на идеал человечности; понятие «долг» отражает императивный (повелительный) характер морали; понятие «совесть» указывает на глубоко внутреннюю, личностную природу морали, моральной оценки и самооценки. Мораль связана с другими социальными нормами (особенно с правом), но существенно от них отличается. У морали нет каких-либо специальных учреждений (как у права), которые могут утверждать и контролировать моральные нормы. Моральные правила передаются от поколения к поколению, проводятся в жизнь и контролируются только силой повседневной привычки, общественного мнения, а главное — силой развитых в человеке убеждений, чувства долга, силой его личной совести. Выполнение моральных требований может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Моральный авторитет человека (его влияние, уважение к нему) не связан ни с его должностью, ни с его властью, ни с его общественным положением. Он целиком зависит от его личных моральных качеств. У морали есть свое противоречие. Моральные требования сами по себе очень высоки, служат образцом, идеалом поведения. Человек же — любой человек — далеко не идеален, его жизнь нередко противоречива, в ней много дурного, вредного, нередко даже преступного. Человек способен нарушить любые моральные правила, хотя отлично знает их, знает, что должен поступать по-доброму, справедливо, гуманно, а поступает зло, несправедливо, преступно. Вот этот разрыв между «знаю, как надо», но «поступаю, как хочу», т. е. между должным и реальным поведением, и есть основное противоречие. И только мораль, ее идеалы помогают человеку сделать правильный моральный выбор, выходить из тупика, побеждать зло в себе и вокруг себя. МОРАЛЬ — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, содержащих в себе определенные нормы, принципы и ценности, регулирующие поведение людей в обществе. К моральным ценностям относятся: достоинство, честь, патриотизм, долг, совесть, справедливость, благородство, великодушие, радушие, снисходительность к чужим недостаткам и высокая требовательность к себе и т. д. Мораль выражает тот эталон должного поведения, должной социальной жизни, с которой постоянно сравнивается реальная социальная жизнь исходя из господствующего, устоявшегося понимания сущности человека. Мораль не только сравнивает реальное с должным, не только предписывает, как следует себя вести в той или иной ситуации, но и либо одобряет, либо порицает поступки, слова, намерения людей. Мораль — категория историческая, поэтому нет единой морали, пригодной для всех времен и народов, классов и сословий. Представления о нравственном и безнравственном, о «высоком» и «низком», о добре и зле у различных классов, народов и конфессий различны, хотя и предпринимаются попытки найти универсальную моральную основу человечества в целом как отражение складывающихся общечеловеческих интересов. В отличие от правовых норм, которые санкционируются, регулируются, охраняются и про- ' водятся в жизнь государством, моральные нормы формируются «снизу» в результате стихийно складывающейся практики коллективного поведения и отражают уровень общественной культуры. Вместе с правом и традициями мораль является одним из основных регуляторов действий человека. МОРАЛЬНЫЙ ИЗНОС (средств труда) — увеличение несоответствия между технико-экономическими возможностями используемых средств труда (станков, оборудования, информационных систем, материалов и т. д.) и новыми требованиями, предъявляемыми рынком к качеству и количеству продукции. Это несоответствие ведет к частичной или полной потере стоимости используемых средств труда, утрате каких-либо перспектив их дальнейшего использования как с точки зрения морального престижа фирмы, предприятия, так и с точки зрения их конкурентоспособности, прибыльности, рентабельности.
|