Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Афазии с сенсорной акустико-гностической)
Сенсорно-афферентная форма афазий встречается достаточ- но редко и по степени проявления речевых расстройств всегда может быть квалифицирована как грубая или выраженная. Спонтанная и диалогическая речь больных легкая, выразитель- ная, без затруднений в приступе к слову. Вместе с тем, про- изношение слов у большинства настолько искажено, чго со- здается впечатление, будто больной говорит на незнакомом иностранном языке.
Состояние элементарного и символического орального праксиса неполноценно, но сходно, тогда как артикуляторный праксис нарушен у всех больных. Нарушения артикуляторного праксиса различаются по тяжести и типу. В одних случаях в речи больных вообще отсутствуют многие звуки русского язы- ка (например, используются в спонтанной и диалогической ре- чи несколько согласных звуков: «п, р, н, т», которые в сочета- нии с гласными образуют псевдослова (типа «тото», «нетото», «неторато» и т. д.). В других случаях набор звуков полнее, но они произносятся нечисто Эти искажения Moiyi быть стаи- дартными со стойкими артикуляторными заменами в виде ог- лушения звонких согласных, смягчения твердых и, наоборот, упрощения аффрикатов, произношения звука «i» как южнорус- ское «х» или непостоянными, когда отдельные слова и слово-
сочетания могут произноситься правильно (чаще всего это глаголы, наречия, местоимения, связки).
Нарушения звукопроизношения могут сочетаться с искаже- нием просодий русской речи, неправильной расстанопкой уда- рения в словах и в предложениях. Наличие этих нарушений в сочетании со звуковым распадом слова, когда слова искажа- ются до неузнаваемости, делает речь похожей то на «украин- скую» («замэнку, полипэнку»), то на «испанскую» («лучело ли- чи бенье») и пр.
Все эти особенности, свидетельствующие о распаде артику- ляторных схем или неполноценности артикуляторных укладов, дают основание диагностирован афферентную моторную афа- зию, но, в отличие от «чистой» ее формы, в смешанной не наблюдается поиска артикуляций. Частые повторы одних и тех же звуков в разных сочетаниях можно трактовать как своеоб- разное нащупывание правильного произношения. Подобный способ поиска артикуляторного уклада обусловлен также нали- чием симптоматики сенсорной афазий.
Сходство с сенсорной афазией у некоторых больных наблю- дается и в характере устной речи: она бедна существительны- ми и глаголами, изобилует вводными и служебными словами, нестойкими литеральными парафазиями. Слова могут иска- жаться до полной неузнаваемости, что в сочетании со склон- ностью к многоречивости обычно квалифицируется как «сло- весная окрошка».
За очень редким исключением автоматизированная речь у больных этой группы нарушена, а попытки перечислить автоматизированные речевые ряды (даже числовой ряд до 10) представляют собой набор грубых парафазий, часто пе- реходящий в невнятное бормотание. Так же, по существу, недоступна речевая имитация. Нарушения выявляются на всех уровнях, начиная от повторения отдельных звуков и кончая словами и предложениями. Оценка этой функции на всех уровнях примерно одинакова, но в механизме наруше- ния повторения нашло отражение сочетание 2-х форм афазий, составляющих единый синдром смешанной сенсор- но-афферентной афазий. Для афферентной афазий в отра- женной речи характерны поиски артикуляторной позы, воспроизведения контура заданного слова без четкого арти- кулирования, улучшение повторения при беззвучной артику- ляторной подсказке, стойкие замены или искажения опреде- ленных звуков. Добавление к услышанному лишних звуков или звукосочетаний, нестойкие литеральные парафазий, ког- да повторение совершенно несходно с образцом и часто пе-
членораздельно, вербальные замены относятся к сенсорно- акустической части смегаанной афазий.
Номинативная функция речи грубо нарушена. Оценки спо- собности называть предметы и действия почти полностью сов- падают. Полная неспособность называть различные объекты или их изображения обнаруживается у подавляющего боль- шинства больных. Подсказка и контекст не помогают. Но и в случаях, когда называние полностью недоступно, больные не отказываются от ответов. У некоторых больных иногда сохра- няются кое-какие остатки номинативной функции, когда не- которые объекты называются правильно или с парафазиями, но членораздельно. Подобные «псевдоправильные» ответы че- редуются с высказываниями, не имеющими ничего общего с требуемым наименованием. Соотношение их индивидуально раз- лично (зонт - зонт»; топор - мост»; кувшин - хутью»; арбуз - опечек, аропеча, морок»). Составление предложений к сюжет- ным картинкам и пересказ прослушанного текста в какой-то мере удается только тем испытуемым, у которых получены лучшие результаты при исследований номинативной функции и речевой имитации. Выполнение этих заданий грубо дефек- тно: обнаруживается обилие литеральных парафазий, вербаль- ных замен, отсутствие связей внутри предложения и между предложениями, незаконченность фраз, наличие совершенно нечленораздельных и фонетически плохо оформленных цепо- чек слов, неожйданные вставки несвязанпых с текстом обрыв- ков предложений, неадекватные определения.
Сочетание сенсорной и афферентной афазий приводит к своеобразному механизму нарушения экспрессивной речи, ког- да особенно заметно нарушается речь намеренная, вызываемая обследующим, а не подсказанная ситуацией. Больные в какой- то степени способны что-то сообщить по собственной иници- ативе, но не могут воспроизвести услышанное, назвать объек- ты, ответить на конкретные вопросы. Соотношение намерен- ной и ненамеренной речи у больных с этой формой афазий выражено с наиболыней отчетливостью.
У большинства нарушается понимание речи, слухоречевая память, но в целом состояние импрессивной речи лучше, чем экспрессивной, хотя и отличается большей динамичностью.
В целом, общение с такого рода больными осуществляется с меньшими трудностями, что свидетельствует о большей со- хранности ассоциативных систем, определяющих значение слов. Очень редко встречаются случаи полной потери навыка чтения - при самом тяжелом нарушений речи сохраняются кое-какие возможности понять написанное. Ошибки при чте-
нии сходны с ошибками при назывании объектов и речевой имитации. Как и в других видах устной речи, при чтении на- блюдаются отказы, нечленораздельное бормотание, грубые ли- теральные замены. При менее тяжелом речевом дефекте чте- ния встречаются вербальные паралексии, искажения отдельных звуков, редукция окончании. Затруднения в громком чтении определяются трудностями произношения, доказательством че- го является большая сохранность чтения про себя. Но и чтение, не требующее произношения, тоже неполноценно. Степень выра- женности этой неполноценности может быть различной-от воз- можности только узнать привычную идеограмму, выбрать под- пись к картинке, найти заданиое слово или букву и все это с ошибками и при ограниченном выборе, до тех, кто вышепе- речисленные задания выполняет легко, но не способны точно выполнить письменные инструкций. При менее выраженной сте- пени афазий встречаются случаи, когда больные, выполняя пись- менные инструкций (иногда даже точнее, чем устные), могут найти в тексте заданное слово, но для усвоения даже простого короткого текста требуется многократное повторное прочитывание.
Письмо при сенсорно-афферентной афазий также наруша- ется на всех уровнях: письмо под диктовку нарушается уже на уровне записи букв, а при переходе к записи слов, эти нару- шения нарастают. Помимо общих ошибок в виде пропусков букв, перестановок, замен, ошибок орфографии встречаются случаи, когда больные не отказываются от выполнения зада- ния, но пишут цепочки букв, мало напоминающие слова. Про- говаривание во время письма отсутствует, так как оно имеет отрицательное значение. Списывание удается большинству больных, как и частичная запись автоматизированных энг- рамм. Теменные симптомы при этой форме афазий, как пра- вило, отсутствует.
Сочетание двух афатических симптомокомплексов, их сли- яние в один комплексный сложный синдром, вызывающий тя- желую афазию, предполагает обширное поражение мозговой коры: задние отделы третьей лобной извилины, нижние отделы центральных извилин, островок, первую и вторую височные извилины, а также нижнюю теменную дольку левого полуша- рия у праворуких.
Тотальная афазия
В остром периоде инсульта тотальная афазия проявляется в виде полного отсутствия всех видов экспрессивной и имп- рессивной речи. У большинства больных отсутствует способ- ность намеренного продуцирования звуков, в то время как не-
намеренная фонация при кашле, стоне сохраняется. Речевой и жестовой контакт с больным практически невозможен.
Резидуальный период. Указанная симптоматика сохраняет- ся, как правило, и в резидуальной фазе инсульта. Речевая ди- намика очень незначительная. Может появиться нечленораз- дельная звуковая продукция и речевой остаток в виде эмбола. Автоматизированная, отраженная и номинативная речь отсут- ствуют.
Понимание речи грубо нарушено, но иногда больные улав- ливают смысл простых и значимых для них вопросов, выпол- няют одну-две простые инструкций. Понимание жестовых ин- струкций также грубо нарушено. Чтение и письмо отсутствуют (даже энграммное). Выявляются выраженные нарушения орального праксиса. Нередко наблюдаются различной степени выраженности нарушения конструктивного праксиса, пальце- вого гнозиса и праксиса позы пальцев.
Тотальная афазия представляет собой сочетание нескольких форм афазий и возникает при обширных очагах размягчения в лобно-центральных, височных и теменных областях левого полушария головного мозга (у праворуких).
Date: 2016-05-13; view: 398; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|