Акустико-гностической афазией)
Нарушения экспрессивной речи у больных с грубой и вы- раженной афазией обычно очень тяжелые. У большинства практически отсутствует и спонтанная, и диалогическая речь. Отвечая на вопрос, больные используют жест, речевой эмбол или эхолалично воспроизводят некоторые слова вопроса. Ха- рактерно, что отказов от ответа обычно не бывает. Все паци- енты пытаются что-то сказать, иногда очень выразительно. У части больных речь крайне обеднена, фразы не закончены, а некоторые высказывания нечленораздельны и непонятны. От- мечается преобладание невещественных слов, наречий, место- имений, вводных эмболоподобных словосочетаний. Наблюда- ются персеверации в виде повторения отдельных слов и сло- восочетаний. Периодически речь напоминает «словесную окрошку». Речевая активность высока, а в некоторых случаях ее можно квалифицировать как логорею. Усилия, напряжение, затруднения приступа к слову встречаются при этой форме афазий как исключение, иногда они маскируются эмболом. Перечисление автоматизированных речевых рядов в большин- стве случаев нарушается очень грубо и осуществляется при со- пряженном произношении или с подсказкой каждого элемента ряда. Однако некоторые остатки твердо упроченных речевых стереотипов могут сохраняться у больных, даже полностью по- терявших способность говорить.
Состояние отраженной речи имеет ряд особенностей, ти- пичных для этой формы смешанной афазий.
1. Повторение может быть совершенно недоступным. В этих случаях больные либо молчат, либо произносят звукосо- четания, не имеющие ничего общего с образцом.
2. Повторяя услышанное, больные добавляют отдельные зву- ки или звукосочетания, или, наоборот, редуцируют часть образца.
3. Сохраняется способность только к сопряжешгому (одно- временному с исследователем) повторению.
4. Способность к повторению динамична. Иногда после не- скольких неудачных попыток имитация в какой-то мере ста- новится возможной. Следует заметить, что описанные особен- ности повторения наблюдаются и при исследований больных с акустико-гностической афазией.
Номинативная функция грубо нарушается у всех больных с тяжелой смешанной афазией и не вполне полноценна при легкой. Больные не отказываются назвать предмет, но грубей- шим образом искажают слова, вплоть до нечленоразделыюго бормотания. Частой причиной искажения слов оказывается персеверация. Персеверирована может быть любая часть слова. Называние нарушается так грубо, что проследить разницу в обозначении предметов и действий не удается. Подсказка и контекст малоэффективны для облегчения называния. Пони- мание речи у всех больных с тяжелой афазией грубо наруша- ется. Это впечатление в большей мере определяется наруше- нием слухового внимания и замедленным приспособлением к выполнению любого задания. Больные не всегда понимают значение слова, даже если им удается правильно его повто- рить.
Нарушения понимания речи также характеризуется высо- кой динамичностью —в процессе беседы и при выполнении любых заданий легко возникает отчуждение. Очевидно, что по- нимание речи по тяжести и типу нарушений сходно с тяже- стыо той же функции при акустико-пюстической афазий.
Письменная речь —чтение вслух и про себя — выраженно нарушается у всех больных, так же как и письмо — в том числе и в случаях легкой смешанной афазий.
Чтение при этой форме афазий характеризуется полным совпадением балльных оценок чтения вслух и про себя. Сов- падают и оценки по чтснию букв, слогов, слов и текста, т. е. чтение равномерно страдает на всех уровнях. Особенности чте- ния вслух сходны с особенностями устной намеренной речи (речевая имитация, номинация, ответы на вопросы). Ошибки обычно являются проявлением персеверации (персевериро- ваться могут как отдельные звуки, так и слоги, морфемы и слова целиком). Выражена тенденция добавлять к прочитыва- емому лишние звуки и слоги.
Механизмы нарушения громкого чтения — наличие персеве- рации, влияние интерференций, перестановки, пропуски — отра- жают особенности нейродинамики в соответствующих анализа- торных системах, проявляющиеся, в частности, в явлениях за- стойности, истощаемости, ригидности двигательных стереотипов, что препятствуст их осуществлению. Склонность к многоречивости
при чтении вслух, часто нечленораздельный набор звуков, употребление более или менее правильных, но не имеющих отношения к искомому, слов свидетельствует еще об одном механизме нарушения чтения — дефекте слухового контроля. В целом для больных с данной формой смешанной афазий чтение вслух и про себя страдает в тяжелой степени.
Письмо практически отсутствует у всех больных. У многих страдает даже функция списывания, которая осуществляется по типу «рабского» копирования и с ошибками. Автоматизи- рованные идиограммы у большинства больных не сохраняют- ся. Пациенты не могут написать свою фамилию, записывают первыми буквами и слогами свое имя и название родного го- рода. Грубо нарушается запись под диктовку слов, слогов и даже букв, но в отличие от других форм афазий балльные оценки письма на всех уровнях одинаковы. Механизмы нару- шения письма, как и чтения, имеют двоякую причину. Одной из них является персеверация, которая определяется ригидно- стыо динамики нервных процессов как в речсдвигательной, так и слуховой анализаторных системах. Вторая — связана с не- полноценностью анализа услышанного, в основе которого ле- жит неполноценность фонематического слуха.
При нейропсихологическом обследовании у отдельных больных могут выявиться нарушения в образований диффе- ренцировок на различные сочетания звуков речи. Природа этих нарушений в одних случаях является следствием усвое- ния любого необычного задания и двигательной расторможен- ности, в других — отчетливо выступает затруднение именно слухового различения.
Полного и выраженного теменного синдрома у больных описываемой группы не наблюдается, но отдельные симптомы проявляются в той или иной степени почти у каждого. Неко- торые пациенты не могут нарисовать «дом», «кубик», «звезду», плохо срисовывают с образца. В этих случаях можно думать о неполноценности зрительно-пространственного гнозиса. Очень часто выявляются симптомы, свидетельствующие о на- рушений схемы тела. Это типично теменной синдром, но у больных эти затруднения сочетаются обычно с дефектом ди- намического праксиса, персеверацией и синкенезией. У неко- торых больных выявляются нарушения пальцевого гнозиса, позы пальцев. Нарушения счета обнаруживаются почти у всех больных, но квалифицировать их избирательность трудно из- за дефектов называния чисел и понимания словесных инст- рукций, а также отчуждения. У всех больных выявляются на- рушения динамического праксиса — персеверация, затруднения
в переключении с одного двигательного стереотипа на другой, неловкость движений, нарушение заданного ритма. Иногда больные плохо справляются с заданиями, направленными на исследование символического праксиса. По состояний) ораль- ного праксиса они напоминают больных с грубой эфферен- тной афазией —при сохранной способности произносить звуки речи нарушаются намсренные артикуляторные позы и почти полностью недоступен символический оральный праксис.
Таким образом, нарушения речи у больных со смешанной эфферентно-сенсорной афазией сочетаются со сложным апрак- то-агностическим расстройством, которые взаимно связаны и взаимно обусловлены.
Локализация очага поражения: задне-нижние отделы пре- моторной области левого (доминантного по речи) полушария головного мозга («зона Брока») и задне-верхние отделы 1-й височной извилины левого полушария («зона Вериике»), иног- да с захватом частично левой теменной области.
Date: 2016-05-13; view: 402; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|