XII. Сюжетные и последовательные картинки
Эти задания обычно используются для исследования осо- бенностей мышления. Нарушения мышления встречаются при различных по локализации очагах поражения мозга и среди методов их диагностики выделяются приемы, имеющие опре-
1 Стимульный материал предложен Р. М. Грановской и И. М. Бе- резной (1974).
деленное топико-диагностическое значение. Здесь приводятся пробы, адекватные, в частности, для выявления элементов си- мультанной агнозии, но в основном — дефектов функциониро- вания лобных долей мозга (Лурия А. Р., 1969). Обычно ис- пользуются два типа заданий. Для одних необходимо уча- стие системы речевых связей (субтест № 108), для других непосредственное участие устной речи менее обязательно. Последние имеют большее значение при исследований боль- ных с выраженными нарушениями речи.
*108. Понимание смысла сюжетных картинок.
Предъявляются последовательно 3 сюжетные картинки. Ис- пытуемый должен в лаконичной форме оценить в целом сю- жет каждой из них и составить по нему короткий рассказ (2— 3 фразы). Время экспозиции каждой картинки не ограничи- вается. Пробы наиболее эффективны при относительной сохранности у больных экспрессивной и импрессивной сторо- ны речи.
При анализе результатов важно отметить, в какой мере больной выделяет существенные признаки изображения или делает импульсивные заключения о сюжете на основе случай- ных признаков, активность, инициативность, критичность и другие особенности. Рис. 23а, 236, 23в.
Для облегчения анализа результатов этой пробы целесооб- разно ответы больного фиксировать в протоколе. Возможны также наводящие вопросы, касающиеся деталей сюжета, дей- ствий персонажей и т. п. Особенности рассказа по сюжетной картинке важно учитывать и при оценке речевого статуса боль- ного, ориентировки в пространственных взаимоотношениях между деталями сюжета и т. д.
*109. Последовательные картинки
Предъявляется набор последовательных картинок —6 серии (каждая серия из 4 составляющих). Испытуемого просят раз- ложить картинки в определенной последовательности друг за другом так, чтобы они соответствовали определенному сюжету или логике развития действия. Картинки предъявляются обыч- но в неопределенном порядке, например, 3, 1, 4, 2. В наборе 2 варианта последовательных картинок, в одном из которых события разворачиваются в единой конкретной ситуации (рис. 24а, 246, 24в). В другом — такая ситуация отсутствует (рис. 25а, 256, 25в).
При анализе результатов учитываются такие особенности выполнения заданий, как способность к выделению сущест- венных признаков каждого сюжета, трудности словесной форму-
лировки сюжета (сохранность операций «внутренней речи»), им- пульсивность в принятии решения, критичность и другие данные.
Каждую из картинок серии рис. 24 можно с успехом ис- пользовать как сюжетную для составления рассказа.
При динамическом наблюдении за больным могут быть ис- пользованы и другие варианты сюжетных и последовательных картинок, доступных больным по сложности восприятия.
Описанные пробы этого раздела могут быть дополнены экспериментами на понимание коротких текстов (в том числе с переносным смыслом, например рис. 4), на решение про- стых задач, пробами на понятийное и логическое мышление и другими, отражающими особенности мыслительных опера- ций и имеющими значение для топической диагностики ло- кально-органических поражений мозга.
XIII. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЙ ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ МОЗГОВОГО ПОРАЖЕНИЯ
В практике нейропсихологического исследования нередко возникают затруднения при оценке преимущественной латера- лизации мозгового поражения, особенно при отсутствии отчет- ливых неврологических симптомов и нарушений речи (у прав- шей). Например, при закрытой черепно-мозговой травме, ког- да требуется уточнить наличие и специфику очаговых нарушений на фоне общемозговой функциональной нсдоста- точности, имея в виду механизмы «удара» и «контрудара», при парциальных (фокальных) эпилептических пароксизмах, в ча- стности височного типа, с формированием, так называемых, «зеркальных» очагов, при атеросклеротическом (стенозирую- щем) поражений магистральных сосудов шеи, нейроинфекци- ях и других формах патологии головного мозга.
В связи с этим специальные задачи по оценке сохранных и нарушенных высших психических функций и познаватель- ных процессов приходится решать в детской психоневрологи- ческой и дефектологической практике, например, при квали- фикации особенностей дизонтогенеза, определений структуры дефекта и степени сохранности интактного (условно) полуша- рия у детей, страдающих детским церебральным параличом и т. п. В этих случаях, как показывает специальная глава книги, особенно важно учитывать возрастной аспект формирования ВПФ, особенно при оценке прогноза школьной успеваемости и педагогической коррекции нарушений.
Все сказанное позволяет утверждать, что данные традици- онных клинических, аппаратурных и нейропсихологических
методов исследования необходимо дополнить результатами эксперимента с использованием сенсибилизированных ней- ропсихологических методик для уточнения функционального преобладания одного из полушарий головного мозга.
В качестве примера ниже приводятся специально разрабо- танные и апробированные методические приемы оценки сте- пени сохранности некоторых высших зрительных функций как дополнительные к основному набору нейропсихологических методик. Использовал подход, основанный на современных представлениях о функциональной специализации полушарий и интегративной деятельности мозга, в частности, в процессах переработки зрительной информации (Меерсон Я. А., 1986; Меерсон Я. А., Зальцман А. Г., 1989 и др.).
Как уже говорилось, в соответствии с этими представлени- ями височные, теменные и, главным образом, затылочные структуры больших полушарий неравноценны по своему вкла- ду в организацию высших зрительных функций. Эта неравно- мерность, рассматриваемая в общем контексте функциональ- ной асимметрии полушарий, проявляется прежде всего в ме- ханизмах переработки зрительной информации, стратегии зрительного узнавания или идентификации зрительных обра- зов, свойственных для правого и левого полушарий.
Как уже говорилось, можно считать вполне установленным, что в правом полушарий осуществляются операций по точной оценке элементов формы и их пространственного взаимодей- ствия. Анализу подвергаются все детали изображения, незави- симо от степени их значимости для узнавания изображений. Отсюда следует, что правое полушарие играет преимуществен- ную роль в идентификации незнакомых, сложных, трудновер- бализуемых изображений, например, незнакомых лиц, невер- бализуемых геометрических фигур, изображений на фоне ма- скирующего «шума» и т. п. (что представлено в основном наборе стимульного материала методики).
Специфика стратегии зрительного опознания, присущая лево- му полушарию, основана на системе речевых связей, она форми- руется в онтогенезе в процессе зрительного обучения и предмет- ной деятельности. Эта стратегия связана с выделением и оценкой наиболее существенных, информативных для узнавания признаков изображений и тем самым определяет ведущую роль левого пол- ушария в процессах классификации (категоризации), связанных, как известно, с операциями мышления и вербализации.
Предлагаются задания, направленные преимущественно на способность испытуемого к обобщению (аналитическая стра- тегия с выделением существенных признаков), т. е. связанные
с деятельностью левого полушария (у праворуких), и пробы, отражающие способность испытуемых оценивать наглядно- конкретные свойства изображения и принимать решения на основе их поэлементного анализа, что связано с деятельностью правого полушария1.
Date: 2016-05-13; view: 350; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|