Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Античная философия 37 5 page
что она есть.
3. Действующие или производящие — рассматриваю- щие источник движения и превращения возможности в дей- ствительность, энергетическая база формирования вещей.
4. Целевая или конечная причина, отвечающая на во- просы «Почему?» и «Для чего?».
Аристотель всегда связывал движение с соответству- ющей энергией, без которой не может произойти превра- щение потенциального в актуальное. Понятие энергии впер- вые было сформулировано Аристотелем. Завершение раз- вития, воплощение энергии у Аристотеля носит название энтелехии. Под энтелехией Аристотель понимает достиг- нутый результат, цель движения, завершение процесса. Каждое бытие, по Аристот елю, содержит в себе внутренние цели. Благодаря цели, заключенной в предмете, результат находится в бытии до его осуществления, когда процесс за- кончился и движение достигло своего завершения, цели развития. Таким образом, понятие энтелехии вносит в дви-
жение телеологический характер. Телеологизм Аристоте- ля находит свое высшее развитие в его учении о перводви- гателе, вечном двигателе. Указав, что движение вечно, Ари- стотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следова- ло бы предположить наличие еще одного двигателя. «Пер- вый двигатель» для своей деятельности не нуждается в су- ществовании других тел, он сам есть энергия, чистая дея- тельность. Будучи энергией, первый двигатель не обладает материей, в нем нет косного, он есть чистая форма — цель.
Учение о душе. Душа является формой по отноше- нию к материи, однако, по Аристотелю, присуща лишь жи- вому существу. Душа — это проявление активности живи- тельной силы. Ею обладают только растения, животное и человек. Но в каждом проявлении душа носит своеобраз- ный характер. «Растительная душа» ведает функциями питания, роста и размножения, общими для живых су- ществ. У животных к функциям души прибавляется спо- собность желания, то есть стремление к приятному и избе- ганию неприятного.
Разумной же душой обладает только человек. Арис- тотель определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное на- чало этой души. Он не зависит от тела. Он бессмертен и на- ходится в тесной связи с вселенским разумом. Будучи веч- ным и неизменным, он один способен к постижению вечно- го бытия и состав ляет сущность первого двигателя, который есть чистое мышление и которым живет все в мире.
Учение о человеке. Главное отличие человека от жи- вотного, по Аристотелю, основывается на способности че- ловека к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная лее жизнь предполагает нравственную позицию, следование определенным нравственным правилам и нормам. Только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, писал Аристо- тель в своей работе «Политика». Центральное понятие ари- стотелевской этики — добродетель. Аристотель разделял добродетель на два главных вида: дианоэтические (интел- лектуальные) и этические (волевые). Дианоэтические воз- никают преимущественно путем обучения, этические
Античная философия 61
складываются благодаря привычки. Решающее значение для Аристотеля имеют дианоэтические добродетели: муд- рость, разумная деятельность, благоразумие.
Добродетелью обладает не каждый человек, а лишь тот, кто сумел ее активно обнаружить, тот, кто действует. Выс- шей формой деятельности является познавательная, теоре- тическая. Человек получает высшее наслаждение не в по- треблении материальных благ, не в почестях, не в деятельно- сти, направленной на достижение каких-то целей, пользы, а в самом процессе теоретической деятельности, в созерцании. Общим мотивом, звучащим в этических предписаниях Ари- стотеля, является стремление найти среднюю линию пове- дения. «Середина — принадлежность добродетели».
Так же как и у Платона аристотелевское учение о че- ловеке направлено на то, чтобы поставить на службу госу- дарству личность. Согласно Аристотелю, человек есть по- литическое животное. Человек родился политическим су- ществом и носит в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Поскольку Аристотеля за- нимали, прежде всего, добродетели, применяемые и осу- ществляемые в общественной жизни, постольку централь- ное место он отводил понятию справедливости. Справед- ливым можно быть лишь по отношению к другому человеку. Забота о другом, в свою очередь, есть проявле- ние заботы об обществе. В справедливости человек обна- руживает себя, прежде всего, политическим обществен- ным существом. Справедливость рассматривается Арис- тотелем в связи с понятием «равенство». Он строго различал проявление справедливости среди равных и сре- ди неравных. Справедливость, по его мнению, состоит в ра- венстве, но не для всех, а для равных, а неравенство также представляется ему справедливостью, но опять-таки не для всех, а лишь для неравных. Неравенство — это нор- мальное состояние людей.
Позднеантичный идеал мудреца: эпикуреизм и стоицизм Аристотель завершает классический период в развитии гре- ческой философии. В период эллинизма (IV в. до н. э.—V в. н. э.) меняется мировоззренческая ориентация философии, ее
интерес все более сосредоточивается на жизни отдельного человека. Социальная этика Платона и Аристотеля уступа- ет место индивидуальной этике эпикурейцев и стоиков. Ес- ли Платон и Аристотель главное средство нравственного со- вершенствования индивида видели в его включенности в об- щественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобожде- ние человека от власти внешнего мира, и, прежде всего, от политической сферы. Такова, в частности, установка Эпи- кура (341—270 гг. до н. э.) и его последователей — эпикурей- цев и стоиков: Сенеки (ок. 5 г. до н. э. — 65 г. н. э.), Эпиктета (ок. 50—140 гг.), Марка Аврелия (121—180 гг.).
Эпикурейцы и стоики возрождают субъективист- ско-антропологическую традицию, берущую свое начало в философии софистов и Сократа. Для них философия — это учение о мудрости. Мудрость же, для представителей этих школ, не столько идеал знания, сколько нравствен- ный образ жизни. Философия, как учение о мудром усвое- нии жизни, истолковывается ими не просто как интеллек- туальная теория «Пусты слова того философа, которые не врачуют никакого страдания человека, как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из те- ла, так от философии, если она не изгоняет болезни души», — пишет Эпикур в «Письмах к Менокею».
Однако одинаковый подход в понимании предназ- начения философии в эпикурействе и стоицизме не озна- чает отсутствие различий в решении конкретных проблем. Философско-этическая система Эпикура направлена на обоснование идеи о возможности и необходимости дости- жения индивидом счастливой жизни. Для того чтобы стать счастливым, человек должен побороть страх перед бога- ми, страх перед смертью, быть уверенным в возможности поступать в соответствии со своими желаниями. Иначе го- воря, философия должна убедить, что не существует в ми- ре такой силы, которая могла бы помешать мудрому жить в соответствии со своими идеалами. Методологической предпосылкой этики в эпикурействе служит учение о при- роде — натурфилософия.
Эпикур признает вечность и неизбежность бытия. Вселенная всегда будет таковой, какова она есть, посколь- ку нет ничего, что могло вторгнуться в нее и произвести из-
Античная философия 63
менения. Конкретное же учение об устройстве бытия Эпи- кур развивает на основе демокритовского атомизма. Ос- новными слагаемыми бытия у Эпикура, также как и у Де- мокрита, являются атомы и пустота. Однако Эпикур вно- сит в атомистику одно существенное новшество — идею о том, что при образовании вещей атомы движутся не по за- данной траектории, а как бы случайно, в сторону от пря- мой линии.
Признание случайности в учении Эпикура направ- лено против идеи господства в человеческой судьбе Рока, идеи предопределения всего устройства жизни Вселен- ной. Оно имело цель освободить людей от чувства обре- ченности и привести к одному из важнейших понятий его этики — понятию свободы. На достижение этих же целей ориентирована и его трактовка религии. Признавая суще- ствование богов, Эпикур отрицал их влияние на жизнь лю- дей. Боги, по учению Эпикура, живут в межмировых про- странствах (интермундиях) и совершенно не интересуют- ся жизнью природы и делами людей. «Пребывая в блаженном покое они не слышат ни какой мольбы ни о нас,
ни о мире».
Человек, с точки зрения Эпикура, это, прежде всего, телесное чувственное существо. И всякое благо, и зло в жизни человека проистекает от его способности управлять своими ощущениями. Высшим благом для человека Эпи- кур считал достижение им блаженства, наслаждения. До- бродетель нужна не сама по себе, а только потому, что она способствует достижению блаженства. Однако не следует упрощенно представлять эпикурейство как учение, благо- словляющее удовлетворение низменных инстинктов че- ловека. «Когда мы говорим, что наслаждение — цель, мы говорим не о наслаждении распутников и вкусовых удо- вольствиях, как полагают некоторые несведущие, инако- мыслящие или дурно к нам расположенные... Наша цель — не страдать телом и не смущаться душой. И не беспрерыв- но пиршествовать и плясать, не наслаждаться юношами или женщинами или же рыбой и всем, что дает роскошный стол... не они рождают сладостную жизнь, но рассудок», — разъясняет свою позицию Эпикур в «Письмах Менокею». В связи с этим, Эпикур разделяет желания человека на ес- тественные и необходимые. Желание пищи естественно и
необходимо. Естественные и необходимые желания нужно удовлетворять, от суетных желаний надо избавляться, ибо они могут вызвать смятение и беспокойство. Естественные и необходимые желания надо удовлетворять умеренно, ибо удовольствие имеет свой предел.
Действительно длительными и прочными, с точки зрения Эпикура, могут быть только духовные наслажде- ния и блага: дружба, знания. «Мудрец, питаясь хлебом и водою, состязается в блаженстве с Зевсом». «Блажен тот, кто удаляется от мира без ненависти, прижимает к груди друга и наслаждается с ним». Высшая форма блаженст- ва, по Эпикуру, — это состояние полного душевного по- коя, невозмутимости, отрешенности от всех проблем это- го мира — атараксия. Таким образом, идеал мудреца в эпикурействе родствен буддийскому идеалу. Эпикурей- ская атараксия в какой-то мере родственна буддийской нирване.
Несколько иное решение «мудрой жизни» предлага- ет стоицизм. Он также подчеркивает практическую нрав- ственную направленность философии, призванную, по их мнению, научить человека жить «сообразно природе». Од- нако натурфилософия стоицизма коренным образом отли- чается от эпикурейской. Стоицизм исходит из представле- ния о предопределенности всего существующего. Все со- бытия, происходящие в природе и обществе, подчинены строжайшей закономерности, которая выступает как не- отвратимая необходимость. Все в мире жестко детермини- ровано. Бог также подчинен необходимости, точнее, он есть сама необходимость. Таким образом, мировоззрению сто- иков присущ глубокий фатализм: Человек ничего не мо- жет изменить в порядке вещей. Этот фатализм приводит их к пассивности, к отказу от борьбы за свое счастье. «Мы не можем изменить строя вещей. Пусть человек считает, что все случившееся так и должно было случиться, муже- ственно перенося удары судьбы», — пишет один из вид- ных теоретиков позднего стоицизма Сенека. Итак, жить сообразно с природой, а поскольку природа, по мнению сто- иков, тождественна с разумом, поступать разумно — та- ков главный принцип этики стоицизма. Философ или муд- рец и есть человек, постигший неизбежное, сознательно подчинившийся ему, отказавшийся от чувственных на-
' '^'о""'»1'1 Античная философия 65
слаждений ради того, чтобы наслаждаться добродетелью, к которой он приобщается через познание сущности ве- щей и благодаря победе разума над страстями.
Хотя человек и не в состоянии воспрепятствовать хо- ду вещей и событий, он может выработать к ним надлежа- щее отношение. Оценка вещей и событий, справедливо счи- тают стоики, всегда остается в нашей власти, а это самое главное. Не вещи смущают людей, но их мнения о вещах. В смерти, например, нет ничего страшного — страшно мне- ние, потому, что оно представляет смерть страшною.
Стоики призывают людей не верить сказкам о загроб- ной, потусторонней жизни, в которой человека якобы ждут прекращение страдания и приобретение счастья. По их представлениям, хотя душа — «долговечная пневма» — мо- жет существовать и после своего отрешения от тела, она все-таки не бессмертна. По прошествии долгого времени ду- ша развеивается по миру. Самое главное, чтобы человек вы- работал свое отношение к смерти как к чему-то неизбежно- му и безропотно ждал смерти как простого разложения тех элементов, из которых он состоит. Ведь последнее согласно с природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным. Счастье человека находится внутри него и не зави- сит от внешнего хода событий. Человек должен правильно сориентировать себя, закалить свою волю так, чтобы напря- жение души противопоставить потоку событий.
Однако человек находится в зависимости не только от внешних вещей и явлений, на него оказывают свое нега- тивное воздействие и психологические переживания — страсти: страх, печаль, вожделения, удовольствия. Ради полной свободы человек, по учению стоиков, должен иско- ренить в себе страсти. Сенека в своем первом философ- ском сочинении «О гневе» учит необходимости подавления гнева и проповедует любовь к ближнему и всепрощение. «Не лучше ли, — пишет он, — забывать обиды, чем мстить за них, не лучше ли прощать обиды, чем усугублять одно зло другим? Сколько мог бы принести добра своим близ- ким и родным, если бы занялся ими, вместо того, чтобы изыскивать средства, как бы причинить зло твоим врагам». Осковная цель жизни мудреца выработать абсолютную невозмутимость духа. «Мы, — писал Сенека, — не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: об-
рести высокое мужество, достойное добродетельного че- ловека, и с его помощью стойко переносить все, что нам судьба приносит, и отдаться воле законов природы».
Человек, по мнению стоиков, постоянно стремится стать свободным. Но от него зависит только духовная свобо- да. Остальное не в его власти и не в его силах. Угнетенный раб, если он стойко, мужественно переносит невзгоды, отно- сится к ним безразлично и равнодушно, может стать духов- но свободнее своего господина, являющегося рабом собст- венности и своих собственных страстей. Истинная свобода заключается лишь во внутренней, духовной независимости человека и, чтобы обрести такую свободу, человек не дол- жен желать того, что не находится в его власти, в том числе и не должен требовать изменения сложившегося порядка вещей. «В нашей власти наши мнения, наша воля, наше вле- чение, наше уклонение — словом все наши действия. Не в нашей власти — наше тело, наше имущество, почет, чины — словом все, что не наши дейстия. Все, что в нашей власти, от природы свободно, не знает препятствий и стеснений, то, что не в нашей власти, является слабым, подчиненным, под- твержденным препятствием и чуждым воздействиям. Те- перь, подумай, о следующем: если то, что от природы явля- ется подчиненным и подверженным чуждым воздействиям, ты будешь считать своей собственностью, то ты столкнешь- ся с препятствиями, впадешь в заботы и беспокойство и бу- дешь недоволен богами и людьми. Если же, напротив, ты бу- дешь лишь считать своей собственностью, что действитель- но принадлежит тебе, а то, что подвержено чуждым воздействиям, будешь считать чуждым себе, то никто ни- когда тебя ни к чему не принудит, никто ни в чем не сможет тебе воспрепятствовать, ты всеми будешь доволен — ибо вообще никто не может принести тебе вреда», — рассужда- ет бывший раб, вольноотпущенник Эпиктет.
Если нас постигнет несчастье, бедность, мы должны употребить усилия, чтобы освободиться от них. Но если мы не можем достичь этого, то должны безропотно подчинить- ся и рассматривать несчастье как благо. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует вывод, чтобы я жил долго, был богат, счастлив, здоров, но если я посмотрю на себя как на челове- ка, как на часть целого, то может иногда случиться, что по
Date: 2016-05-17; view: 292; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|