Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Античная философия 37 2 page
Термин «философия» в переводе с греческого языка означает любовь к мудрости (рпиео — люблю, зорЫа—му- дрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математики мыслитель Пифагор (ок. 580—500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и за- крепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона. Первоначально понятие «фи- лософия» употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретичес- ких знаний, накопленных человечеством. При этом следу-
ет отметить, что именовавшиеся философией знания древ- них охватывали не только практические наблюдения и вы- воды, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выно- сить практические решения, служила руководством чело- веческого поведения и образа жизни. Как видим, возник- новение философии означало появление особой духовной установки — поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.
Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхожде- нии мира в целом, о его строении, о происхождении чело- века и его положении в мире и т. д. Она унаследовала так- же весь объем позитивного знания, которое на протяже- нии тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся филосо- фии происходило под иным углом зрения, а именно с пози- ций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия— это теоретически сфор- мулированное мировоззрение. Философия — это миро- воззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Таким образом, относя философию к мировоззренческим фор- мам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из су- щественных ее особенностей. Философия — это теорети- ческий уровень мировоззрение. Следовательно, мировоз- зрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Как отмечает немецкий философ Л. Фейербах, начало филосо- фии составляет начало науки вообще. Это подтверждает- ся историей. Философия — мать науки. Первые естество- испытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теорети- ческие методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, вы- работать достоверные, общезначимые принципы и поло- жения.
Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 21
История свидетельствует, что теоретическая форма обоснования действительности, область знания формиру- ется именно в рамках философии. Точнее, именно такое отношение к действительности на ранних этапах развития цивилизации называлось философией. Но по мере того, как накапливался эмпирический материал и совершенст- вовались методы научного исследования, происходила дифференциация форм теоретического освоения дейст- вительности. Иногда этот процесс описывают как отпочко- вание от философии конкретных наук. Нам представляет- ся, что слово «отпочкование» не совсем точно характери- зует суть этого процесса, поскольку в этот момент происходило не только становление новых форм теорети- ческого освоения знания — конкретных наук, но и обрете- ние философией своего нового облика, изменение предме- та, метода и функций философии.
В европейской культуре этот процесс проходил в два основных этапа, имеющих между собой некоторую опо- средованную связь.
Первый этап связан с дифференциацией теоретичес- кой формы освоения действительности в древнегреческой культуре. Этот период был наиболее четко зафиксирован в системе Аристотеля. Древнегреческий философ и ученый выделял: логику — науку о правильном мышлении, психо- логию — науку о душе, физику — науку о природе, мета- физику (собственно философию) — учение о первопричи- нах, самых общих началах бытия. При этом он называл философию «госпожой наук». И Аристотель не преувели- чивал, так как он просто констатировал существовавшее в его время глубокое различие по степени теоретической зре- лости между философией и другими науками.
В античном и средневековом обществах не было до- статочных стимулов для развития науки. Поэтому наука как самостоятельный социальный институт формируется в Европе в XVI—XVII вв. С этого времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные, эмпирические методы ис- следования. Философия же, базируясь на конкретно-на- учном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира.
Таким образом, после того как сформировались са- мостоятельные отрасли научного знания — математика, физика, биология, химия и т. д., философия утратила функцию быть единственной формой теоретического ос- воения действительности. Но в этих условиях более четко обнаружилась специфика философии как формы универ- сального теоретического познания. Философия — это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих ос- нований бытия.
Философское обобщение имеет гораздо более широ- кий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение. Науки, по своей сущности, должны исходить из повсед- невного житейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли при- суще рассмотрение мира за пределами человеческого опы- та. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целост- ную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от индивида и человечества в целом объек- тивную реальность, с которой люди должны постоянно считаться. Целостное понимание мира дает мировоззрен- ческую опору конкретным научным исследованиям, поз- воляет им двигаться вперед, правильно ставить и решать свои проблемы. Итак, универсализм — характерный при- знак философского способа освоения действительности. На протяжении всей истории культуры философия пре- тендовала на выработку универсального знания или уни- версальных принципов духовно-нравственной жизни. И это нашло свое отражение в таких образах философии, как «мать наук», «наука наук», «царица наук».
Другой важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанционализм (от латинского слова «субстанция», то есть сущность, ле- жащая в основе). Субстанция — это предельное основа- ние, позволяющее сводить чувственное многообразие ве- щей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существую- щему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устрой- ство и развитие мира не генетически, а через единое ус- тойчивое начало. Позднее, рассматривая различные фи-
Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 23
лософские учения, мы всегда будем фиксировать такое на- чало. Сейчас же следует подчеркнуть, что универсализм и субстанционализм — это не два разных, а единый харак- терный признак философии, ибо предельные обобщения в философии всегда простираются до выявления субстан- ции всех вещей. С того момента, когда начались такого ро- да обобщения, мы можем говорить, что появилась филосо- фия.
Универсализм и субстанционализм характеризуют особенность философии как теоретической формы освое- ния действительности. Но это совсем не означает, что фи- лософия, в отличие от мифологии и религии, с самого нача- ла оперирует сложным логическим аппаратом. Последую- щее наше знакомство с историей философии убеждает, что философы зачастую используют образы и символы, следовательно, находятся под глубоким влиянием мифо- логического и религиозного мировоззрения. Специфика философии на самых ранних этапах ее развития проявля- ется не в особых средствах выражения своих идей, а в осо- бой установке, в особом стиле мышления, который, помимо универсализма и субстанционализма, проявляется в со- мнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обы- чаев, традиций. Таким образом, одной из характерных черт философского размышления является сомнение. Именно с сомнения и началась философия. Великие мыслители древности Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Парменид и другие задались вопросом: что такое бытие? А это сразу же необходимо предполагает ответ на вопрос: что означа- ет «быть»? Для обыденного, жизненно-практического ми- ровоззрения такая проблема просто не существует. Оно воспринимает бытие как должное: «Живу себе, и все жи- вет, существует и никаких проблем».
Начать же размышлять над тем, что в повседневной жизни кажется само собой разумеющимся, — значит усом- ниться в правомерности и достаточности повседневного, «житейского» подхода к явлениям. А это, в свою очередь, означает сомнение в общепринятом и традиционном типе знания и поведения.
В вводной части курса нет возможности анализиро- вать те исторические предпосылки, которые создали воз- можность и необходимость подобной установки. Об этом
речь пойдет далее. Здесь же следует подчеркнуть, что фи- лософия с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Первые древнегреческие философы в ка- честве одной из важнейших проблем рассматривали про- блему различения того, что общепринято (мнение), и того, что именно на самом деле (знание).
Философ все ставит под сомнение. Но это не означа- ет, что он стремится разрушить коллективные верования, нравственные устои и т. д. Философы ставят все под сомне- ние для того, чтобы проверить, насколько прочны эти че- ловеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили свой век, а также те, которые выдержали провер- ку, поставить на более прочный фундамент знания. Таким образом, философия с самого начала своего существова- ния имеет духовно-практическую направленность. Вопро- сы — что такое «быть», что значит «быть»? — ставятся не отвлеченно, всегда ориентируют читателя и слушателя на уяснение места человека в этом бытии. Одна из важных граней, сторон этого вопроса: что значит быть человечест- ву в целом и мне, конкретному человеку в частности; что значит для человека жить; каков смысл и оправдание че- ловеческой деятельности? Постановка главного вопроса о бытии означает, что в философии определяющее значе- ние имеет решение так называемых смысложизненных вопросов. В соответствии с особенностями той или иной ис- торической эпохи, культуры народов философия предло- жила человечеству множество вариантов решения этих вопросов. Дальнейшее рассмотрение истории развития философии позволит нам более детально ознакомиться с этими вариантами.
тема 2
^илософский плюрализм: причины и истолкования
1/ Историко-философский процесс:
исходные понятия и движущие силы. Гегелевская,
марксистская и экзистенциалъно-персоналистская
концепции философии
2/ Сущность и предназначение философии — попытка синтеза всех трех концепций
Историко-философский процесс: исходные понятия
и движущие силы. Гегелевская, марксистская и экзистенциалъно-персоналистская концепции философии На прошлой лекции мы определили наиболее общие ха- рактерные черты философии, отличающие ее от других форм решения мировоззренческих вопросов. Сегодня мы переходим к изучению историко-философского процесса. При изучении истории философии бросается в глаза мно- гообразие философских учений, школ, течений, направле- ний. Прежде, чем приступить к изучению всего этого мно- гообразия, необходимо уточнить ряд исходных понятий.
Первичной, исходной единицей историко-философ- ского процесса является философское учение того или ино- го мыслителя. Философское учение — это система опре- деленных, логически связанных друг с другом воззрений. Поскольку то или иное учение, созданное отдельным фи- лософом, находит своих продолжателей, постольку фор- мируются философские школы. Последователи Платона —- платоники, Августина — августинцы, Маркса — марк- систы и т. д. Философские школы — это совокупность фи- лософских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Совокупность различных моди- фикаций одних и тех же идейных принципов, развивае- мых различными, нередко конкурирующими школами принято называть течениями. Например, в современной
философии таким течением является неопозитивизм, пер- сонализм и т. д. Наиболее крупные и значительные образо- вания в историко-философском процессе именуются фи- лософскими направлениями. Философское направление представляет собой совокупность философских течений (а следовательно, учений и школ), которые при всем рас- хождении друг с другом, отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение, положения. Фило- софские направления существуют, как правило, в течение весьма длительного исторического периода, на протяже- нии ряда исторических эпох. В качестве примера фило- софских направлений можно назвать материализм и иде- ализм, эмпиризм и рационализм, рациокализм и иррацио- нализм и т. д.
Существование множества философских учений, школ, течений и направлений характеризует историко- философский процесс со стороны его внутренней диффе- ренциации и поляризации. Развитие философии предста- ет как столкновение философских подходов, борьба идей, принципов и личностей. Таким образом, трудность в уяс- нении того, что представляет собой философия, в значи- тельной мере связана с тем, что философии как таковой просто нет. Реально существовало и существует множест- во различных учений, школ, течений и направлений, кото- рые в какой-то мере солидарны друг с другом, а в чем-то противоречат, борются, опровергают друг друга. При этом с развитием историко-философского процесса меняется предмет философского размышления и способ разреше- ния философских проблем. Из этого нередко делаются не- обоснованные выводы. Первый — о том, что у философии нет единого систематизирующего начала и, следователь- но, невозможна ее самотождественность. Второй — о том, что поскольку философы обосновывали противоречащие друг другу положения, которые в равной мере оказывают- ся опровержимыми, постольку философия не способна отыскать истину. Отсюда следует вывод о несостоятельно- сти любых философских воззрений.
Подобные взгляды присущи не только неискушенно- му в философии обывателю, по и многим философам-про- фессионалам. Наиболее ярко их высказывали сторонники скептицизма (но не только они). Противники скептицизма,
Философский плюрализм: причины и истолкования 27
соглашаясь с тем, что предшествующие философские уче- ния были ложными, или, по крайней мере, имели серьез- ные изъяны, стремились создать «единственно истинную философию». Великие философы Платон, Аристотель, Августин, Фома Аквинский, Декарт, Кант, Гегель, Шопен- гауэр, Маркс, Ницше и другие — объявляли свои фило- софские системы вершиной развития философской мыс- ли, впитавшей все лучшее, что было у предшествующих поколений философов, дающей человечеству абсолютную истину и, тем самым, покончившими с гибельной для фи- лософии борьбой.
В течение длительного времени в общественном со- знании складывалось упрощенное представление о том, что многообразие философских учений есть плод деятель- ности несговорчивых философов, пытающихся завладеть умами людей в корыстных целях или чтобы потешить свое самолюбие. Впервые серьезное исследование историчес- кого развития философии провел крупнейший немецкий философ Гегель. Он покончил с упрощенным представле- нием о причинах философского плюрализма. Гегель связал многообразие философии с многообразием дейст- вительности, одной из форм постижения которой и высту- пает философия. Поскольку действительность многооб- разна, постольку и философия многообразна. Однако, по мнению Гегеля, это многообразие не исключает, а, напро- тив, предполагает единство. Все философские системы, на его взгляд, представляют собой моменты развития «Абсо- лютной идеи», «Абсолютного Духа». Таким образом, при- знается ценность каждой философской системы, но в то же время подчеркивается ее относительность. Абсолют- ным, непреходящим в философских системах, по Гегелю, является ее принцип, представляющий собой момент раз- ворачивания «Абсолютной идеи», а временным, преходя- щим — абсолютизация этого принципа, которая неправо- мерно противопоставляет данную систему всем другим философским системам.
Существенной особенностью учения Гегеля являет- ся стремление увязать развитие философии с конкретным историческим процессом, с его религиозными, экономиче- скими и иными характеристиками. При таком подходе раз- витие философии объяснялось не только внутренней ло-
гикой развития «Абсолютной идеи», но и влиянием соци- альной реальности. Философские системы характеризу- ются Гегелем как исторические образования, «духовные квинтэссенции эпохи». Гегель пишет: «Определенный об- раз философии одновременен, следовательно, с опреде- ленным образом народов, среди которых она выступает, с их государственным устройством и формой правления, с их нравственностью, с их общественной жизнью» (Гегель. История философии. Соч. Т. XI. — С. 53). Таким образом, по Гегелю, каждый философ является сыном своего вре- мени. Это означает, что его учение ограничено рамками той эпохи, в которой он живет и творит. Но если каждая эпоха порождает свой тип философии, то, учитывая качествен- ное различие исторических эпох, цивилизаций, культур, национальных особенностей, естественно, возникает вы- вод о неизбежности философского плюрализма не только для прошлой истории человечества, но и для настоящего и будущего. Сам Гегель такого вывода не делает. У него име- ется внутреннее противоречие между диалектическим ме- тодом и консервативной системой. (Об этом речь пойдет далее, при рассмотрении его философского учения.) Ге- гель акцентировал внимание на непреходящем моменте в философских системах, на том, что является обнаружени- ем саморазвития «Абсолютной идеи». Поэтому он свою фи- лософскую систему представил как высший этап фило- софского развития человечества, в которой «Абсолютная идея» нашла свое завершение.
- Гегелевское учение об исторической обусловленнос-
ти философии восприняли и развили, в соответствии со своими взглядами, К. Маркс и Ф. Энгельс, а также их последователи — марксисты. В марксизме проблема фи- лософского плюрализма приобрела историко-материа- листическое решение. Философия рассматривается в марксизме как одна из форм общественного сознания, спе- цифически, под своим углом зрения, отражающая обще- ственное бытие. Следовательно, философия, как духовное образование, находится в определенной зависимости от особенностей общественного бытия, различных факторов общественной жизни. При этом в марксизме большое зна- чение придается социально-классовой обусловленности философских учений, подчеркивается идеологическая
Философский плюрализм1 причины и истолкования 29
функция философии. Предполагается, что каждый круп- ный философ сознательно или бессознательно отражает наиболее важные моменты своей эпохи, своего народа и при этом он выражает интересы тех или иных социальных классов или слоев общества.
Однако марксизм не ставит развитие философии в жесткую, однозначную зависимость от развития общест- венного бытия, материальной и духовной жизни людей. В соответствии с положением об относительной самостоя- тельности в развитии общественного сознания, признает- ся возможность и относительно самостоятельного разви- тия философии, отставание от развития форм обществен- ной жизни («консервативные» и «реакционные» учения) или же опережение философией непосредственных задач общественной жизни («прогрессивные» и «революцион- ные» учения. В марксизме признается также зависимость философских учений и от личности создающих их мысли- телей.
Гегелевской и марксистской концепции в определе- нии сущности и предназначения философии противостоит экзистенциально- персоналистский подход. Представи- тели этого направления выступают против истолкования философии как отражения и выражения каких-либо сто- рон абсолютной идеи или общественного бытия. Филосо- фия, по их мнению, специфична не своим предметом, а способом отношения человека к бытию. Следовательно, сущность философии образует не какой-то особый специ- фический предмет рассмотрения, а само философское мы- шление, философствование. Философское мышление, да- же если его и можно назвать отражением бытия, есть отра- жение в форме проблемы, иначе говоря, специфичность философии проявляется преобразованием наллчной дей- ствительности в проблему: проблематизация действи- тельности и одновременно попытка ее депроблематиза- ции, то есть разрешение этой проблемы в мышлении.
В экзистенциально-персоналистской интерпрета- ции подчеркивается, что философия — это не наука, а ду- ховно-практическая форма освоения действительности. В отличие от науки, она представляет собой не просто теоре- тическое знание, интеллектуальную конструкцию, а яв- ляется выражением основных убеждений человека, его
нравственной позиции. Философствование — это духов- ный акт, в котором действует не только интеллект, но вся совокупность духовных сил человека. Это значит, что в ос- нове философии лежит опыт человеческого существова- ния во всей его полноте.
Сторонники этого направления настаивают на лич- ном, субъективном характере философии, на присутст- вии личности философа во всем его учении. Философия — это стремление личности установить согласие с самим со- бой и с окружающим миром, это форма реализации его соб- ственной сущности. Она рождается из чувства неудовле- творенности и беспокойства и является результатом уси- лий мыслителя снять эти негативные эмоции. Каждая личность создает свою философскую систему. Сколько личностей, столько может быть и философских систем. На каждой значительной философской системе лежит печать личности философа. Это проявляется и в выборе пробле- матики исследования, и через идеи, выражающие в абст- рактных терминах внутреннее состояние личности фило- софа, и в стиле (способе изложения материала). В связи с этим делается вывод, что каждая философская система обладает ценностью только для ее создателя и она не мо- жет претендовать на значимость для всех. Поэтому не сле- дует сталкивать философские системы друг с другом, объ- являть, что одна из них истинна, другая — ложна. Каждая из них представляет ценность сама по себе.
Очевидно, что такой подход приводит философию в тупики субъективизма. Она теряет общественную значи- мость, какое-либо духовно-нравственное значение для других людей. Поэтому представители экзистенциально- персоналистского подхода стремятся найти какие-то об- щезначимые характеристики философствования. Напри- мер, французский персоналист Ж. Лакруа заявляет, что это значит универсализировать духовный опыт личности, переводя его в термины, доступные для других систем. Представители религиозного направления такую воз- можность связывают с тем, что духовная жизнь людей имеет одну общую основу — Бога. Сторонники нерелиги- озного экзистенциализма пытаются вывести общезначи- мость из тождества иррационально-волевого начала лич- , ности.
Философский плюрализм: причины и истолкования 31
Итак, мы зафиксировали три точки зрения на причи- ны философского плюрализма, вытекающие из опреде- ленного понимания специфики философии. По нашему мнению, каждая из этих позиций содержит в себе рацио- нальное начало. Поэтому их можно увязать друг с другом, представив синтетическую целостную концепцию.
Сущность и предназначение философии —
попытка синтеза всех трех концепций
Философский плюрализм появляется вследствие исто- ричности человека, всех форм его материальной и духов- ной деятельности. Историческая обусловленность фило- софской мысли, на которой настаивал Гегель и Маркс, не вызывает сомнения. Философия как форма духовной дея- тельности необходимо должна нести в себе момент исто- ричности. Философия — это ответ человеческого духа на вопросы, поставленные исторически обусловленным бы- тием человека.
Проблема исторической обусловленности филосо- фиы имеет много аспектов, сторон. Прежде всего, эта исто- ричность проявляется в том, что создатели философских систем, мыслители, являются детьми своего времени, сво- ей цивилизации, своего народа, государства, вероиспове- дания и т. д. Следовательно, на многообразие философских систем накладывает свой отпечаток историческая эпоха, место и время деятельности мыслителя, его национальная и вероисповедальная принадлежность и другие моменты, которые характеризуются определенными материальны- ми и духовными параметрами: развитием производства, характером общественных отношений, состоянием науки, культуры, искусства, тенденциями в их развитии и т. д. Ве- роятно, определенное влияние может оказывать и соци- альное положение мыслителя. Хотя исторический опыт свидетельствует, что рабу-вольноотпущеннику Эпиктету и императору Марку Аврелию это не мешало развивать сходные философские идеи стоицизма.
Таким образом, признавая историческую обуслов- ленность многообразия философских учений, школ и те- чений, следует иметь в виду, что это признание не отменя-
ет признания приоритета личностного начала в филосо- фии. Философское учение — не просто продукт эпохи. Это все продукт размышлений, установок, переживаний кон- кретной личности. Эпоха преломляется, реализует свои императивы, требования через духовную деятельность личности мыслителя. Другое дело, что не все мыслители и не все эпохи стремились выразить свое «Я». Для некото- рых эпох, в частности для средневековья, вообще не при- нято говорить от имени своего «Я». В такую эпоху философ хочет, чтобы его мысли воспринимали как голос времени, государства или истолкователя голоса высших сил — Бога. В средневековой теологии главным достоинством мысли- теля считалось следование «образцу» — творениям «отцов церкви». Тем не менее, это не исключает общего вывода, что основой философского плюрализма является своеоб- разие личности мыслителя, его индивидуального характе- ра, индивидуального опыта, индивидуального пережива-, ния, индивидуальных способностей, индивидуального ос- воения достижений культуры своей эпохи, своего народа. Подчеркивая принципиальное значение личностно- го выражения в исторической обусловленности философ- ского творчества, следует также проанализировать внут- реннюю противоположность влияния «исторического фак- тора» на развитие историко-философского процесса. С одной стороны, каждая историческая эпоха, государство, культура создают предпосылки для сходной, тождествен- ной постановки и решения философских проблем. Но. с другой стороны, эта тождественность обусловливает раз- личия, так как в каждую иную эпоху, в каждой культуре создается иная тождественность, и значит, в разные эпо- хи, в разных культурах должны быть разные способы по- становки и решения философских проблем. Поэтому рас- смотрение философии в процессе исторического развития от одной эпохи к другой, от одной культуры к другой поз- воляет увидеть и оценить большое разнообразие фило- софских учений, школ, течений и направлений.
Вместе с тем, историческое развитие характеризу- ется не только тем, что на смену одной эпохе, культуре при- ходят другие, то есть уникальностью различных эпох, го- сударств, народов, культур. Оно необходимо предполагает преемственность между этими эпохами и культурами. И Филокфм философский плюрализм причины и истолкования 33
это обусловливает возможность заимствования накоплен- ного предшествующими поколениями богатства философ- ской мысли и ее продолжение, развитие философской тра- диции, которая выражается в существовании философ- ских течений и направлений.
Date: 2016-05-17; view: 330; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|