Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Античная философия 37 4 page
В философии софистов и Сократа человек становит- ся единственным бытием. Имея в виду предшествующую философию, искавшую бытие вне человека, софист Гор- гий доказывает, что, если бы оно существовало, мы не мог-
Античная философия 47
ли бы иметь о нем никакого знания, а если бы имели тако- вое, то не могли бы его выразить. Иначе говоря, человек только в себе самом может найти истину. Эта идея очень четко была сформулирована другим известным софистом Протагором: «Человек есть мера всех вещей существую- щих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Таким образом, следует констатировать, что со времен софистов и Сократа проблема человека, челове- ческой личности становится одной из важнейших проблем философии.
Перенос акцента в философском размышлении с природы на человека означал не просто более широкое и всестороннее развитие второй важнейшей составляющей мировоззренческого комплекса, а коренной поворот в раз- работке мировоззренческой проблематики. С этого време- ни на передний план выходит проблема отношения чело- века к миру. Как видно из приведенного выше высказыва- ния Протагора, уже софисты подчеркивали субъективный характер человеческого бытия, его влияние на восприятие и оценку мира как объекта. Следовательно, начиная с со- фистов и Сократа, философия впервые формулирует ос- новной мировоззренческий вопрос как вопрос об отноше- нии субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бы- тию. И здесь мы должны подчеркнуть, что для философии специфическим является не раздельное рассмотрение человека и мира, а постоянное их соотнесение. Философ- ское восприятие мира всегда субьективно, личностно ок- рашено, в нем нельзя абстрагироваться от присутствия познающего, оценивающего и эмоционально переживаю- щего человека. Философия — это самосознающее мышле- ние.
Эта особенность позволила Ф. Энгельсу сделать вы- вод, что отношение мышления к бытию является основ- ным вопросом философии. Насколько правомерен такой вывод можно оценить лишь после того, когда будет уясне- но, что имел в виду Ф. Энгельс под понятием «основной во- прос философии». Ф. Энгельс выделяет две тесным обра- зом взаимосвязанные стороны основного вопроса филосо- фии. Первая сторона — это ответ философов на вопрос: что первично, а что вторично — бытие или мышление, природа или дух. В зависимости от решения этого вопроса
все философы разделились на два лагеря: материалистов и идеалистов. Материалисты утверждают первичность, самодостаточность материи. Весь мир, бытие объясняется ими как продукт саморазвития материи. Идеалисты же в качестве первоначала всего сущего называют духовное начало'— личностное или безличностное. Те из идеалис- тов, которые в качестве первичного начала называют лич- ностное, индивидуальное сознание, мышление, именуют- ся субъективными идеалистами, а те, кто понимает ду- ховное начало как надличностное, —: объективными идеалистами.
Вторая сторона основного вопроса философии фор- мируется Ф. Энгельсом как вопрос о познаваемости мира, то есть может ли дух, мышление, сознание без остатка, без границ постичь материю, природу бытия, отразить в поня- тиях все многообразие универсума. Большинство филосо- фов отвечают на этот вопрос положительно, в той или иной форме признавая возможность познания бытия. Те лее из философов, которые отрицают принципиальную возмож- ность познания бытия, называются агностиками.
Изучение истории философии свидетельствует, что попытка уложить все философские течения, школы и уче- ния в «прокрустово ложе» приводит к значительному уп- рощению и даже искажению историко-философского про- цесса. Во-первых, как показано ранее, этот вопрос не все- гда стоял перед философами, а во-вторых, для многих философских учений ответ на этот вопрос в таком виде не имел существенного значения.
Однако если признать, что вопрос об отношении мы- шления к бытию, духа к природе не сводится только к этим двум сторонам, а в своей наиболее общей формулировке принимает форму вопроса об отношении субъекта к объ- екту, субъективного и объективного, что, в свою очередь, предполагает нравственное, эстетическое, религиозное, экономическое, политическое и иные отношения, то можко признать, что этот вопрос имеет для философии универ- сальное значение и присутствует в том или ином модифи- цированном виде при решении множества иных философ- ских проблем.
Тем не менее, если применить к софистам энгельсов- ские критерии решения основного вопроса философии, то
Античная философия 49
их следует квалифицировать, во-первых, как субъектив- ных идеалистов, а во-вторых, как агностиков. Субъектив- ный идеализм их позиции ярко проявляется в установке, что человек есть мера всех вещей, а агностицизм — в реля- тивизме, учении об относительности всех наших сужде- ний и знаний. «О всякой вещи есть два мнения, противопо- ложных друг другу», — учил Протагор. И можно с успехом отстаивать любое из этих мнений. И, следовательно, кри- терием, мерой истинности утверждения следует считать интересы конкретного человека или какого-то сообщества. «Какой мне кажется каждая вещь, такова она для меня и есть, а какой тебе, такова же она, в свою очередь, для тебя. Так, поскольку на ветру одному холодно, а другому нет, нельзя сказать, что ветер сам по себе холоден или нет, но для мерзнущего он холоден, а для немерзнущего нет». Од- нако релятивизм софистов ограничен. Он не доходит до полного отрицания возможностей общезначимого знания. Более того Протагор утверждает, что ощущение не может ошибаться. Если одетому в отрепья холодно, а хорошо оде- тому тепло, то это вовсе не значит, что один из них прав, а другой неправ. Просто надо изменить худшее состояние на лучшее. Таким образом, проблема истины переносится в практическую сферу — согреть мерзнущего, дать ему теп- лую одежду и т. п. Здесь Протагор выдвигает очень важ- ную мысль, что истина должна изменяться чем-то иным, отличным от нее. Он еще далек от утверждения, что прак- тика — критерий истины, хотя его постановка проблемы толкает их на этот путь.
Из рассуждений Протагора также следует, что раз- личия и даже противоречия во мнениях не могут, сами по себе, быть критерием истинности или ложности одного из этих мнений. А значит, дело не в абстрактной истинности или ложности того или иного мнения о том, что может быть принято данным объектом за истину в данный момент, при данных обстоятельствах. Иначе говоря, абстрактной исти- ны нет, истина всегда конкретна.
Релятивизм в теории познания служит обосновани- ем и правового, и нравственного релятивизма. Софисты подчеркивали условность правовых норм, государствен- ных законов и моральных оценок. «Каждая власть уста- навливает законы, полезные для нее самой: демократия —
демократические, тирания — тиранические» и т. д. «То, что представляется каждому государству справедливым и прекрасным, то и является таковым для него, пока оно таковым считается», — утверждал Протагор.
Учеником софистов в начальный период своего твор- чества, а затем их непримиримым оппонентом был Сократ (470—399 гг. до н. э.). Прогрессивное значение софистики заключается в том, что она выдвинула на передний план субъективный момент в отношении человека к миру, вы- разившийся в требовании: все, что ценное для личности, должно быть оправдано перед ее сознанием. Однако это оправдание в софистике было поставлено в зависимость от случайного хотения и мнения отдельного индивида. Сократ же выступил против релятивизма софистов. Мерилом всех вещей для Сократа является не субъективно-произволь- ный единичный человек, а человек как разумное, мысля- щее существо, поскольку в мышлении находят свое выра- жение общие законы. Сократ выступил с требованием вы- работать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение. Итак, основополагающая способ- ность человека, по Сократу, — это разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Че- ловек должен затратить значительные усилия, чтобы об- рести его. Отсюда вытекает метод Сократа — майевтика — (повивальное искусство). Этот метод помогает рожде- нию человеческой мысли, а философ, работающий по это- му методу, уподобляется «бабке-повитухе».
В чем же состоит сущность этого метода и на какие философские предпосылки он опирается? Исходным на- чалом метода Сократа является ирония. Благодаря ирони- ческому отношению к окружающему, Сократ пробуждает у людей сомнения в общепринятых истинах («Я знаю, что я ничего не знаю», — заявил он) и, тем самым, приглашал их к рассуждению, к выработке своей собственной позиции, которая основывалась бы на логических аргументах, была бы достаточно обоснованной.
А достигал он этой цели путем точной постановки во- просов. При этом Сократ исходил из установки, что все зна- ния уже имеются у человека. Человек обладает полнотой знания. Сознание черпает из самого себя все понимание
Античная философия 51
истины и лишь оттуда оно должно черпать это понимание. Задача философа помочь человеку родиться к новой жиз- ни, к обретению подлинных и истинных моральных норм «Я поставил своей жизненной целью оказывать каждому в его индивидуальной духовной жизни посильную помощь, стремясь наметить пути, по которым каждый из вас мог бы стать лучшим и более разумным», — говорил в «Аполо- гии» Сократ. Основное содержание сократовских рассуж- дений посвящено проблемам морали: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость. Философия, с точки зрения Сократа, — это и есть способ познания добра и зла. Это познание Сократ осуществляет в процессе бесед. Так что по форме метод Сократа — это беседы, диалоги. В этих беседах Сократ исходит из фактов частной жизни, из кон- кретных явлений окружающей действительности. Он сравнивает отдельные моральные поступки, выделяет в них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить предшествующие их объяснению противоречивые момен- ты и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе вычленения каких-то существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия о добре, зле, справедливости, красоте и т. д. Целью критической работы ума, по Сократу, должно быть получение понятия, осно- ванного на строго научном определении предмета.
Сократ учил, что философия — любовь к мудрости, любовь к знанию — может рассматриваться как нравст- венная деятельность в том случае, если знание само по се- бе есть добро. И это положение является движущей пру- жиной всей его деятельности. Сократ верил, что, если че- ловек знает что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания, значит, знание это источник нравственного совершенства. Истина и нравственность, для Сократа, — совпадающие понятия Можно утверждать, что существует истинная нравственность. По Сократу, это знание того, что такое хо- рошо, а вместе с тем, что полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью. Сократ называл три основных человеческих добродетели: 1) умеренность (зна- ние как обуздывать страсть); 2) храбрость (знание как пре- одолевать опасности); 3) справедливость (знание как со- блюдать законы божественные и человеческие).
Таким образом, Сократ пытался найти в сознании, мышлении человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей об- щественной жизни, в том числе и государства. Но Сократа не поняли и не приняли его сограждане. Он был обвинен в том, что развращает своими рассуждениями молодежь, не признает богов и священных обычаев, и потому был аресто- ван. По сохранившимся свидетельствам, основной задачей обвинителей было «попугать» Сократа, принудить его эми- грировать из Афин и тем самым прекратить свою деятель- ность. Друзья Сократа подготовили все для успешного по- бега его из тюрьмы. Но он отказался, ибо считал, что побег может означать его отказ от своих идей, от моральных прин- ципов, которые он исповедовал и которым учил других лю- дей. По приговору суда Сократ выпил смертельный яд ци- куту. Тем самым, он хотел доказать, что истинный фило- соф должен жить и умереть в согласии со своим учением.
Платон и Аристотель — систематизаторы древнегреческой философии
Большую работу по систематизации всей предшествую- щей философии проделали Платон (427—347 гг. до н. э.) и Аристотель (384—322 гг. до н. э.). В их системах философ- ское знание той эпохи приобретает наиболее всесторонний характер. Платон и Аристотель подводят итог классичес- кому периоду в развитии древнегреческой философии.
В философской системе Платона уже четко можно выделить все четыре составные части философского зна- ния того времени: онтологию, космологию, гносеологию и этику. Рассмотрим же последовательно каждую из них.
Онтология. Платон, также как и элеаты, характери- зует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождест- венное, неделимое, недоступное чувственному восприя- тию и постигаемое только разумом. Но в отличие от элеа- тов. бытие у Платона множественно. И здесь он близок Демокрит}*-. Но, в отличие от Демокрита, это множество бы- тии Платон называет видами, идеями (эйдос) или сущно- стями. Вид, идея, сущность часто з'потребляются Плато- ном как тождественные понятия.
Античная философия 53
Итак, бытие у Платона есть вид, идея, сущность. Пла- тон впервые в истории философии проводит четкое разли- чие между сущностью и явлением, между тем, что сущест- вует поистине и тем, что существует, но не имеет истинно- го бытия. «Прежде всего надо различать: что всегда существует и никогда не становится, и, что всегда стано- вится, но никогда не существует», — пишет Платон в диа- логе «Тимей». Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Первр1чным «ис- тинно существующим» Платон называл мир вечных, неиз- менных, самостоятельно существующих сущностей — идей. Вторичным, производным от них, он называл все мно- гообразие чувственно воспринимаемого мира. По его уче- нию, отдельные предметы создаются, разрушаются и вос- производятся потому, что в умопостигаемом мире имеется причина, которая делает вещь именно этой вещью. Напри- мер, деревья существуют потому, что есть идея дерева, стол — потому, что существует идея стола. Предметы ис- кусства создаются потому, что имеется идея прекрасного.
Противопоставляя идею (сущность) вещам (явлени- ям), Платон должен был как-то объяснить наличие связи между ними. Однако, Платон не дал однозначного объяс- нения характера этой связи. Иногда он рассматривал чув- ственные вещи как сходные с идеями и возникшие в силу подражания им, иногда как «причастные» идеям. В ряде высказываний он говорит, что идеи — это образцы, а про- чие вещи подходят к ним и становятся подобиями, так, что сама их причастность к идеям есть ничто иное, как уподоб- ление им. Идеи, с точки зрения Платона, можно рассмат- ривать как цели вещей. Для объяснения многообразия чув- ственного мира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это первичный материал, то, из чего делают все чувственно-существующие вещи. Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она со- вершенно бесформенна, неопределенна («апейрон»), как бы только возможность, а не действительность.
Этот подход к объяснению чувственного мира заим- ствовал у Платона Аристотель. Для него материя — это также первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть превращает ее из
возможности в действительность, форма. Таким образом, Аристотель заменяет понятие идеи на понятие формы. Со- гласно Аристотелю, форма — это активное начало, начало жизни и деятельности. Аристотель дает понятию сущнос- ти другое истолкование. Сущность — это единичное, обла- дающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на во- прос «что есть вещь?» и представляет собой субстанцию вещи. Аристотель делит сущности на низшие, те что со- стоят из материи и формы (таковы все существа чувствен- ного мира), и высшие, чистые формы. Наивысшей сущнос- тью Аристотель считает чистую, лишенную материи фор- му, перводвигатель, который служит источником движения всего Космоса.
Внесенное Платоном новшество о множественности бытия идей поставило перед ним задачу объяснения связи между ними, объяснения единства самого мира идей. Что- бы решить этот вопрос, Платон обращается к понятию еди- ного, но истолковывает это понятие иначе, чем элеаты. Еди- ное, по Платону, само по себе не есть бытие. Оно выше бы- тия и составляет условие возможности бытия, то есть идей. Единое выше всякого с* ществования и всякой множест- венности. Но без его объясняющей силы невозможны и са- ми идеи, ибо невозможна даже и множественность. Ведь каждое из многих тоже есть нечто единое, а, значит, оно, тем самым причастно единому. Это единое отождествля- ется с высшим благом, к которому все стремится и, благо- даря которому, все имеет свое бытие. Само же высшее бла- горасполагается по ту сторону всякого бытия, трансцен- дентно, следовательно, недоступно разуму. О нем самом нельзя ничего сказать, кроме отрицания, указывающего только на то, чем оно не является.
У последователей Платона — неоплатоников Плоти- на, Порфирия — понятие Единого приобретает централь- ное значение: Единое характеризуется ими как божест- венное начало, первопричина всего сущего, высшая исти- на, высшее благо и высшая красота. Бытие целиком зависит от божественного первоначала. Плотин устанав- ливает целую лестницу постепенного снижения первона- чала: божественное первоначало, божественный ум, бо- жественная душа и, наконец, природа. Природа создается из материи путем проникновения в нее обожествленного
Античная философия 55
первоначала. Сравнивая это первоначало со светом, Пло- тин уподобляет материю тьме. На вершине лестницы сто- ит божественное первоначало, наиболее яркий свет, внут- ри материи — тьма. Мир образуется из материи благодаря проникновению в нее света, путем эманации (истечения, излучения) божества. Единое первоначало в божествен- ном уме дробится, теряет свое единство, переходит в мно- жественность умов. Эти умы Плотин истолковывает как идеи, формы. Следующей стадией эманации божественно- го света является мировая душа, в свою очередь, подраз- деляющаяся на отдельные души. И, наконец, последняя стадия дробления света — это природа. Это схема в после- дующем была заимствована христианской философией и получила свое развитие в системе Августина Аврелия.
Космология. С учением о бытии в системе Платона тесно связана космология. Здесь Платон развивает учение о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса. Творца мира Платон называет божественным демиургом, устроителем мира. Согласно Платону, божественный де- миург был добр и пожелал устроить все так, чтобы было хорошо. Застав все в нестройном и беспорядочном движе- нии, он из беспорядка привел в порядок, полагая, что по- следний всячески лучше первого. Далее он пришел к мне- нию, что неразумное творение не будет прекрасно, вселил ум в душу Космоса, а душу в тело. Таким образом, Космос, промышлением божьим, получил бытие как одушевлен- ное и поистине одаренное умом (рассказывает Платон в «Тимее»). Кроме мировой души Платон признавал суще- ствование звезд, человеческих душ, душ животных и рас- тений. Он был убежден, что небесные тела — это видимые боги, обладающие телом и душой.
Теория познания. Теория познания Платона опира- ется на его учение и о душе. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по Платону, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей тем- ницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса позна- ния, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Истинное знание да-
ет только мышление. Мышление же — это независимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Пла- тоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, про- буждая воспоминания. На этом принципе была построена работа созданной Платоном Академии.
Представления Платона о процессе познания наибо- лее развернуто изложены в мифе о «Пещере». Человечес- кое познание, говорится в этом мифе, подобно тому, что ви- дят узники, сидящие в пещере спиной к истинной прекрас- ной жизни. Тени, пробегающие перед ними — это жалкие проекции людей, вещей. Участь большинства людей, при- держивающихся установившегося житейского опыта, — пещерное знание теней. Подлинным знанием могут обла- дать лишь те, кто сумеет преодолеть воздействие на них чувственных вещей, избавить свою душу от телесного гне- та и воспарить в мир вечных идей. По учению Платона, та- кой подход по силам только мудрецам — философам. За- дача философии направить духовную деятельность чело- века на абсолютные ценности, на запредельное идеальное бытие. Философия стремится постигнуть самое сущест- венное, наиболее общее во всем, что существует, самое важное в человеческой и для человеческой жизни. Муд- рость заключается в постижении непреходящей транс- цендентной действительности, царства идей, в рассмотре- нии с этих сверхчувственных позиций всех природных ве- щей и человеческих дел. Таким образом, теория познания Платона проникнута интеллектуальным аристократиз- мом. Философия же в связи с этим трактуется как свойст- венная лишь избранным натурам любовь к мудрости ради нее самой.
Этика. Онтология, космология и теория познания в учении Платона носят подчиненный вспомогательный ха- рактер. Они выступают в качестве методологической и ми- ровоззренческой базы для обоснования главной части это- го учения — нравственно-этической. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное зна- ние. Этим истинным знанием, в принципе, обладает душа.
Античная философия 57
По учению Платона, душа состоит из трех частей: 1) ра- зумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувствен- ной). Разумная часть — основа добродетели мужества, преодоления чувственности — это добродетель умеренно- сти, благополучия. Гармоническое сочетание всех этих трех частей души, под руководством разума, дает начало добродетели и справедливости.
Платоновская этика ориентирована на самосовершен- ствование личности, на создание совершенного общества — государства. Платон общественное, государственное начало ставит над индивидуальным, личным. Поэтому этика Плато- на органически сочетается с концепцией государства. В соот- , ветствии с тремя частями души, Платон делит людей на три типа: носители добродетели мудрости — философы должны стоять во главе государства, управлять им. Мужество — доб- родетель стражей, задача которых защита государства от внешних и внутренних врагов. Добродетелью третьего сосло- вия должно быть благоразумие, т. е. добросовестное выполне- ние своих производственных функций. Справедливость не относится Платоном к какому-то одному из сословий, а ха- рактеризуется им как некая общегосударственная доброде- тель. Помимо этих четырех добродетелей Платон особо под- черкивает значение благочестия — религиозности, почита- ния божеств. Идеальное государство Платона должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в граж- данах благочестие, бороться против неверия и безбожия.
Укреплению идеального государства, по Платону, должна служить строгая система воспитания и образова- ния. Платон предложил такую систему образования и вос- питания, которая, по его мнению, обеспечивала бы доста- точную профессиональную и физическую подготовку всех сословий. Каждому сословию соответствует свой уровень образования. Например, совокупность гимнастики, музы- ки и математики — это обязательный круг образования, достаточный для стражей. Наиболее способные могли, кро- ме того, обучиться диалектике. Но после овладения диа- лектикой они переходят в другую профессиональную группу — философов-правителей.
Изучение онтологии и гносеологии Платона позво- ляет нам сделать вывод, что в его учении впервые ставит- ся вопрос об отношении бытия и мышления, материально-
чувственного и идеально-существенного мира. И Платон решает этот вопрос однозначно, утверждая приоритет идей над чувственно-воспринимаемыми вещами. Поэто- му следует признать, что им была положена основа идеа- листической линии в философии, которая в античной фи- лософии получила свое дальнейшее развитие у Аристо- теля и неоплатоников, а наиболее ярко представлена в средневековой философии. Материализму же, как фило- софскому течению, предстояло сформироваться лишь в философии Нового времени, в XVII—XVIII вв. Завершает объективистско-онтологическую традицию Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Аристотель в молодости входил в кру- жок Платона. Несколько лет (с 343 по 340 гг. до н. э.) был воспитателем и учителем Александра Македонского. В 340 г. до н. э. основывает свою философскую школу в ро- ще Ликея (ликей — лицей). Обучал на ходу. Учителя и уче- ники ходили кругами по аллее — перипатетики. Аристо- тель — мыслитель-энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знания.
Аристотелю принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специаль- ные области исследований, и установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками.
Теоретические: метафизика — изучает первопричи- ны всех вещей, первоначала всего сущего; физика — изу- чает состояние тел и определенные «материи»; математи- ка — абстрактные свойства реальных вещей.
Практические: этика — наука о норме поведения лю- дей; экономика; политика.
Творческие науки, связанные с деятельностью твор- цов: поэтика — теория стихосложения; риторика — тео- рия ораторского искусства и искусства ремесла.
Онтология. Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в «Метафизике». Арис- тотель сохраняет характерное для элеатов и Платона по- нимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, не- подвижного. Однако Аристотель не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отде- лив их от чувственного мира. В результате Аристотель да- ет понятию бытия иное, чем Платон, толкование. Сущность
Античная философия 59
— это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими.
Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя у Аристотеля, также как и у Платона, — это первичный ма- териал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть превращает ее из возможности в дейст- вительность форма. Таким образом, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Аристо- телю, — это активное начало, начало жизни и деятельнос- ти. Высшие сущности он называет чистыми формами. По сути дела, чистые формы есть ничто иное как идеальные сущности. Наивысшей сущностью Аристотель считает чи- стую, лишенную материи форму — Перводвигатель, кото- рый служит источником жизни и движения всего Космоса. В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия. Аристотель вы- деляет четыре вида причин.
1. Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.
2. Формальные, в которых форма проявляет себя, об- разуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то,
Date: 2016-05-17; view: 330; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|