Античная философия 37 1 page
Радугин А. А.
Р15 Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2004. — 336 с.
15ВЫ 5-88860-050-4
Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму со- держания и уровню подготовки выпускников высшей школы» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Содер- жание дидактических единиц этих требований по философии раскрыва- ется через изложение основных философских направлений, течений, школ и учений, составляющих богатство философии, начиная с древней- ших времен и кончая современностью. Автор не злоупотребляет, собст- венно историко-философским материалом, значительное место в учеб- ном пособии отводится современным достижениям философской мысли. Пособие рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей ву- зов, а также всех интересующихся философией
Без объявления
5-88860-050-4
ББК 87я73 (С) А. А. Радугин, 2004
тема 2
Философский плюрализм: причины и истолкования
1. Историко-философский процесс: исходные понятия
и движущие силы.
Гегелевская, марксистская и экзистенциалъно-персоналистская концепции философии
2. Сущность и предназначение философии — попытка синтеза всех трех концепций
тема 3
Античная философия
1. Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит
2. Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит
3. Поворот к человеку — философские учения софистов и Сократа
4. Платон и Аристотель — систематизаторы древнегреческой философии
5. Позднеантичный идеал мудреца: эпикуреизм и стоицизм
тема 4
Средневековая христианская философия
1. Христианская апологетика:
основная проблематика и идейные истоки
2. Основные принципы религиозно-философского мышления
и мировоззрения
3. Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика 4 Религиозный интеллектуализм и религиозный
антиинтеллектуализм. Проблема взаимоотношения разума и веры
тема 5
Философия эпохи Возрождения
3. Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения
2. Философские и космологические учения Николая Кузанского
и Джордано Бруно
тема 6
Разработка метода научного исследования
в философии XVII века: Ф. Бэкон, Р. Декарт,
Б. Спиноза
1. Бэкон о природе человеческих заблуждений:
учение об идолах и критика схоластики 2. Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила
индуктивного метода
3. Рационализм Р. Декарта.
Основные правила дедуктивного метода
4. Учение Декарта об интеллектуальной интуиции
5. Познавательный процесс и учение о субстанции
в системе Б. Спинозы
тема 7
Рационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века
1. Рационализм как умонастроение и методология
эпохи Просвещения
2. Механистический материализм и сенсуализм в философии эпохи Просвещения
тема 8
Эволюция британского эмпиризма
конца XVII — середины XVIII века:
Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм
1. Теория познания Д. Локка
2. Субъективный идеализм Д. Беркли
3. Скептицизм Д. Юма
тема 9
Немецкая классическая философия
1. Концепция субъекта в философской системе Канта
2. Субъективный идеализм И. Г. Фихте
и объективный идеализм Ф. Шеллинга
3. Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха
5. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
Гуманистические тенденции в философии К. Маркса.
Марксистское учение о практике и истине
тема 10
Русская религиозная философия XIX—XX вв.
1. Формирование русской религиозной философии: славянофильское учение о мессианской роли русского народа
и соборности
2. Философия всеединства В. С. Соловьева: онтология и гносеология 3. Проблемы веры и разума в православном религиозном
антиинтеллектуализме (Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк)
тема 11
Человек во Вселенной. Философская, научная и религиозная картина мира
1. Концепция бытия — фундамент философской картины мира 2. Диалектико-материалистическая картина мироздания
3. Религиозно-идеалистическая картина мира: эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена.
тема 12
Природа человека и смысл его существования
1. Решение проблемы специфики человеческого бытия
в «философской антропологии»
2. Марксистская философия о соотношении биологического
и социального в человеке. Проблемы человеческого начала
3. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение
человеческого бытия
тема 13
Познание, его возможности и средства
1. Субъект и объект познания. Познание как отражение
действительности
2. Чувственное и рациональное познание 3. Диалектика-материалистическая теория истины 4. Персоналистская концепция познания. Знание и вера
тема 14
Проблемы научной рациональности в современной «философии науки»
1. Неокантианские концепции методов научного познания
(Марбургская и Баденская школы) 2. Разработка методологии научного познания в позитивизме
и неопозитивизме
3. Концепция науки в критическом рационализме
4. Научная рациональность как предмет исследования
в отечественной «философии и методологии научного познания»
тема 15
Современный философский иррационализм: регаение проблем бытия, познания, человека и личности в различных школах и течениях
1. Философский иррационализм как умонастроение
и философское направление 2. «Философия жизни» и ее разновидности
3. Эволюция психоаналитической философии.
Структура че.говеческой личности.
Сознание и бессознательное
4. Экзистенциализм: основные темы и учения. Свобода и ответственность личности
тема 16
Общество и культура как предметы философского анализа
1. Специфика философского осмысления общественной жизни
2. Методологические принципы изучения общества. Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций
в философии истории А. Тойнби
3 Смысл истории и ее постижение в философии
истории К, Ясперса
4. Понятия культуры и цивилизации. Культура как форма самореализации человека
5. Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур.
тема 17
Глобальные проблемы современности
1. Происхождение и сущность глобальных проблем 2. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем
современности
3. Кослюцентрический взгляд на решение глобальных проблем человечества — «философия общего дела» Н. Ф. Федорова
Рекомендуемая литература по всем темам
о
т автора
В нашей стране осуществляется формирование новой системы образования с учетом всех отечественных до- стижений и в соответствии с мировыми стандартами. С этой целью Государственный комитет Российской Фе- дерации по высшему образованию разработал в 1993 го- ду основные профессиональные образовательные про- граммы.
Важное место в этих программах занимает социаль- но-гуманитарная подготовка. 18 августа 1993 г. Коллегия Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию утвердила «Государственные тре- бования (Федеральный Компонент) обязательному мини- муму содержания и уровню подготовки выпускников выс- шей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально- экономические дисциплины». Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеорети- ческой гуманитарной подготовки специалиста любого про- филя.
Философию нередко представляют как некое абст- рактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем это пред- ставление. В действительности все свои проблемы фило- софия черпает из жизни и решает их с единственной це- лью — помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетичес- кие установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и до- биваться успеха. Для этого философия дает изучающему индивиду как богатый фактический материал для размы- шлений, так и весьма эффективные инструменты мысли- тельной деятельности. Изучение философии — это апро- бированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и под- вергать критике те или иные суждения, отделять сущест- венное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности.
Данное учебное пособие — это первая попытка изло- жить курс философии в соответствии с требованиями Го- сударственного стандарта. Автор отказался от укоренив- шейся в нашей стране практики преподавания философии с разделением на историю и теорию философии. Такое раз- деление, с его точки зрения, ни содержательно, ни дидак- тически не оправдано, так как предполагает существова- ние какой-то особой, оторванной от конкретно-историчес- кого движения философской мысли, теории^философии. На практике это разделение означает преподавание фи- лософии с позиции какой-то одной конкретной философ- ской школы. В нашей стране это чаще всего означало при- дание абсолютного приоритета марксистской философии. Не отвергая крупных достижений философии марксизма, автор стремился избежать односторонности и идеологиче- ской догматизированности в изложении материала, озна- комить изучающих философию с различными философ- скими направлениями, течениями, школами, системами.
Основной замысел автора пособия—раскрыть содер- жание дидактических единиц Государственного стандар- та, или, выражаясь проще, дать содержание программы курса философии через изложение истории философии и основных философских течений, школ и систем современ- ности. Такой подход, пожалуй, позволит изучающему фи- лософию ознакомиться с философской проблематикой в ее историческом контексте и проследить ее развитие на про- тяжении существования европейской цивилизации.
Вместе с тем, автор понимает, что в пределах учебно- го курса невозможно раскрыть все богатство и многообра- зие философских проблем, направлений и учений. Цель автора — помочь изучающим философию составить себе первоначальное представление о предмете философии и ее назначении, о важнейших школах и течениях, выдаю- щихся мыслителях, о решении «вечных» человеческих проблем, начиная с общей картины мира и кончая глобаль- ными проблемами современности. При этом автор исходит из установки, что знание философии — не самоцель. Он надеется, что это знание поможет читателю выработать определенную жизненную позицию и позволит быстрее решать встающиеперед ним личные, профессиональные и общественные проблемы.
ф.
тема 1
'илософия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение
1/ Понятие мировоззрения и его структура
2/ Предфилософское значение мифологии и религии
3/ Специфика философского решения
мировоззренческих вопросов.
Философия и наука
Понятие мировоззрения и его структура Каждый культурный^молодой человек имеет определен- ное представление о философии. Он может назвать неко- торые имена знаменитых филосбфов и даже может порас- суждать на тему, что такое философия. И дело тут не толь- ко в том, что он изучал эту дисциплину в школе, лицее, гимназии или колледже. Каждый человек, вольно или не- вольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определенным законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономер- ности, а какое -— случайности?
Еще в большей степени каждый человек интересует- ся теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческого существования? Может ли человек узнать о своем предна значении в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможнос- ти человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуж- дения и лжи?
Каждого человека, несомненно, волнуют и морально- нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провести
I
четкую разграничительную линию между добром и злом? Откуда берется зло в человеческих поступках и в мировой истории? Возможно ли достижение такого состояния в раз- витии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия»?
Можно было бы назвать много наиболее серьезных, интересующих людей проблем, которые рассматривает и которым дает определенное решение философия. Но эти- ми проблемами занимаются не только философы. Еще за- долго до возникновения философии люди находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому правильней было бы назвать эти проблемы не чисто фило- софскими, а мировоззренческими. У философии свой, спе- цифический подход к решению таких проблем. Об этом мы поговорим позже, а сейчас необходимо разобраться в том, что же такое мировоззрение?
Мировоззрение — это сложное, синтетическое, ин- тегральное образование общественного и индивидуаль- ного сознания. Существенное значение для его характе- ристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верований, настрое- ний, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основ- ных компонента:
1. Познавательный компонент. Базируется на обоб- щенных знаниях—повседневных, профессиональных, на- учных и т. д. Он представляет конкретно-научную и уни- версальную картину мира, систематизирующие и обоб- щающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, на- рода или эпохи.
2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, ди- рективные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опи- рался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественны- ми регуляторами. Ценность — это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представле- ния о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жиз-
Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 13
ни. Например: жизнь — это главная ценность человека, безопасность человека — это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных обществен- ных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми яв- ляются социальные нормы: моральные, религиозные, пра- вовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как от- дельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязыва- ющий момент, требование поступать определенным обра- зом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим по- ведением.
3. Эмоционально-волевой компонент. Для того что- бы знания, ценности и нормы реализовывались в практи- ческихпоступкахи действиях, необходимо их эмоциональ- но-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоци- онально-волевой составляющей мировоззренческого ком- понента.
4. Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установ- ки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практичес- кой составляющей мировоззрение носило бы крайне абст- рактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоз- зрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения.
На основе вышеизложенного можно определить ми- ровоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
По характеру формирования и способу функциони- рования можно выделить жизненно-практический и тео-
ретический уровни мировоззрения. Жизненно-практиче- ский уровень мировоззрения складывается стихийно и ба- зируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения неред- ко называют жизненной философией. Такова важнейшая сфера функционирования мировоззрения. Поскольку именно на этом уровне оно включается в социальное и ин- дивидуальное взаимодействие абсолютного большинства людей. Жизненно-практическое мировоззрение крайне неоднородно, так как неоднородны по характеру образо- вания и воспитания его носители. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образова- ния, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и многое другое.
Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поко- ления в поколение, и познанный опыт каждого конкретно- го индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем, сле- дует отметить, что этот уровень мировоззрения не отлича- ется глубокой продуманностью, систематичностью, обос- нованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.
Эти недостатки преодолеваются на другом, более вы- соком уровне мировоззрения, который носит теоретичес- кий характер. К этому уровню решения мировоззренчес- ких проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также норм, ценностей и иде- алов, определяющих цели, средства и характер деятель- ности людей.
Философ, в буквальном значении этого слова, явля- ется не только творцом мировоззренческих систем. Он ви- дит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение пред- метом теоретического анализа, специального изучения, подвергнув его критическому суду разума.
Соотношение жизненно-практического и теорети- ческого уровней мировоззрения в определенной мере
Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 1 5
можно выстроить и в исторической последовательности. В этом случае, можно сказать, что жизненно-практичес- кое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии. А это значит, что мифологию и религию можно рассматривать как предшественников философии.
Предфилософское значение мифологии и религии Исторически первой формой мировоззрения является ми- фология. Она возникает на самой ранней стадии общест- венного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие гло- бальные вопросы как происхождение и устройство миро- здания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифо- логии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тай- нам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, ко- торые подстерегают человека на его жизненном пути. Осо- бое место занимают мифы о достижениях людей: добыва- нии огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Известный английский этнограф Б. Малиновский от- мечал, что миф, как он существовал в первобытной общи- не, то есть в его живой первозданной форме — это не исто- рия, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художествен- ное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных ус- тановок, для санкционирования определенного типа веро- ваний и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении спе- циальных знаний.
Таким образом, миф — это не первоначальная фор- ма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях при-
роды и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки зна- ний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).
Для первобытного человека как было невозможно за- фиксировать свое знание, так и убедиться в своем незна- нии. Для него знание не существовало как нечто объектив- ное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотдели- мая частица.
Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде», и «Одиссее» Гомера — наиболее полном собра- нии древнегреческих мифов — процесс творения мира представлялся следующим образом. В начале существо- вал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем за- ключался источник жизни мира. Все возникло из безгра- ничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля -— Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь — Эрос.
Безграничный Хаос породил Мрак — Эфеба и тем- ную Ночь Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредель- ное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Зем- лей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены матерью Землей, у Них нет отца. Дальнейшая история порождения мира связана с браком
Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 17
Земли и Урана — Неба и их потомков. Аналогичная схема присутствует в мифологии других народов мира. Напри-, мер, можем познакомиться с такими же представлениями древних евреев по Библии Книга Бытия. '
Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахро-; нический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяс- нение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью | мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечива- ло духовную связь поколений. Содержание мифа пред- ставлялось первобытному человеку в высшей степени ре- ( альным, заслуживающим абсолютного доверия. (
Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмеча- лось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они бы- ли важными стабилизаторами общественной жизни., Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифо- логии. Главное значение мифов состоит в том, что они ус- танавливали гармонию между миром и человеком, при- родой и обществом, обществом и индивидом и, таким об- разом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.
На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. А каковы же были взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит их специфика при разрешении мировоззренческих во- просов?
Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе ми- /- фология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует от- дельно от религии как самостоятельная, относительно не- зависимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифо- логия и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни
мифы являются «религиозными», а другие — «мифологи- ческими». Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззрен- ческих конструкциях (например, таких, в которых преоб- ладает разделение мира на естественный и сверхъестест- венный) и не в особом отношении к этим мировоззренчес- ким конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой ста- дии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых дей- ствий, направленных на установление определенных от- ношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включает- ся в культовую систему, выступает в качестве ее содер- жательной стороны.
Мировоззренческие конструкции, включаясь в куль- товую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упоря- дочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помо- щью обрядности религия культивирует человеческие чув- ства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосер- дия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связываяихприсутствие со священным, сверхъ- естественным.
Основная функция религии состоит в том, чтобы по- мочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвы- сить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выража- ясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не завися- щего от конъюнктуры пространственно-временных коор- динат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысли знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему пре- одолевать житейские трудности.
Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 19
Специфика философского решения мировоззренческих вопросов.
Философия и наука
Итак, мифологически-религиозное мировоззрение носило духовнопрактический характер. Исторические особенно- сти этого мировоззрения связаны с низким уровнем освое- ния человеком действительности, зависимостью его от не- освоенных, непокоренных сил природы и общественного развития, а также с недостаточным развитием его позна- вательного аппарата. В этих условиях мировоззренческие конструкции вступали в социальное и индивидуальное взаимодействие в форме образов и символов. По мере раз- вития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования по- знавательного аппарата появилась возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем. Эта форма носит не только духовно-практический, но и теоретичес- кий характер. На смену образу и символу приходит Логос — разум. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разу- ма, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логичес- ким законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, фило- софия вынесла на первый план интеллектуальные аспек- ты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе по- требность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступила на исторической арене как поиск мирской мудрости
Date: 2016-05-17; view: 284; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|