Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учебной и научной литературы
Библиотека
WWW.I-U.RU
КОНФЛИКТОЛОГИЯ (учебное пособие)
Практические задания Глава 1. Становление конфликтологии Две концепции конфликта в философии Нового времени Задание 1 Кому из мыслителей Нового времени принадлежат следующих два противоположных по смыслу высказывания о природе социальных конфликтов: А • В природе человека три основные причины войны: соперничество, недоверие, жажда славы. • В естественном состоянии каждый имеет право на все. • Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в таком состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех. Б • Начал к природе! Назад к первобытной идиллии! • До тех пор пока люди довольствовались своими убогими хижинами, пока они ограничивались тем, что шили себе одежды m звериных шкур с помощью древесных шипов или рыбьих костей, украшали себя перьями и раковинами, расписывали свое тело в различные цвета, совершенствовали или украшали свои луки и стрелы, выдалбливали с помощью острых камней какие-нибудь рыбачьи лодки или грубые музыкальные инструменты, словом, пока они были заняты таким трудом, который пол силу одному человеку..., они жили свободные, здоровые, добрые и счастливые... и продолжали в отношениях между собой наслаждаться всеми радостями общения, не нарушавшими их независимость. • За уничтожением равенства последовали ужаснейшие смуты; так несправедливые захваты богатых, разбои бедных и разнузданные страсти тех и других, заглушая естественную сострадательность и еще слабый голос справедливости, сделали людей скупыми, честолюбивыми и злыми. Начались постоянные столкновения права сильного с правом того, кто пришел первым, которые могли заканчиваться только лишь сражениями и убийствами. Нарождающееся общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже ни вернуться назад, ни отказаться от злосчастных приобретений, им сделанных: он только опозорил себя, употребляя во зло способности, делающие ему честь, и сам привел себя на край гибели. Какая из этих двух концепций представляется вам более убедительной? Ответ обоснуйте. Современная психология о предпосылках конфликтов Задание 2 Кому из современных психологов принадлежит следующая классификация типов человеческой психики: Каждое человеческое существо располагает ограниченным репертуаром эго-состояний, подразделяющихся на три типа. Родительские эго-состояния заимствованы у родительских фигур и воспроизводят чувства, установки, повеление и реакции этих людей. Взрослые эго-состояния занимаются независимым сбором и обработкой информации и оценкой вероятностей, что является основой для действия. Детские эго-состояния являются следами детства индивида и воспроизводят его поведение и психическое состояние в какой-то конкретный или переломный момент его развития, используя однако возросшие возможности, имеющиеся в распоряжении взрослого человека. Каким образом с точки зрения данной классификации объясняются источники профессиональных и семейных конфликтов? Глава 2. Предмет конфликтологии и методы исследования Степень конфликтности1 Задание 1 Перед вами десять пар утверждений. Прочитайте каждое утверждение и отметьте (крестиком), на сколько баллов у вас проявляется свойство, отмеченное в левой колонке. При опенке пользуйтесь семибаллъной шкалой.
1 См.: Ладанов И. Д. Управление стрессом.— М., 1989. – С. 126 – 127.
Оценка данных 1. Соедините оценки по баллам (крестиками) на каждой строке и постройте график. Отклонение влево от середины (цифра 4) указывает на склонность к конфликтности, вправо — на склонность избегать конфликтные ситуации. 2. Подсчитайте общее количество баллов. Сумма в 70 баллов свидетельствует об очень высокой степени конфликтности, 60 баллов — о высокой, 50 баллов — о выраженной конфликтности. Сумма 11 — 15 баллов говорит о склонности избегать конфликтные ситуации. 3. Сравните собственную оценку (по графику и баллам) и оценку данную вам другими. Сделайте выводы. Определение психологического климата группы1 Задание 2 Психологический климат на этом уровне отражает сложившиеся в группе отношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. 1 См.; Психологические тесты. В 2 т. – М., 1999. Т. 2. — С. 23.
Психологический климат складывается за счет эмоционального группового состояния, которое отличается большим динамизмом, изменчивостью. Простейшая методика определения климата группы — ответ на вопрос: С каким цветом у вас ассоциируется пребывание в коллективе?
Глава 3. Понятие и типология конфликтов Задание 1 Проанализируйте определения конфликта и дайте им свою оценку. Укажите, с чем согласны и что вас не устраивает в том или ином определении; в чем состоит сходство и различие определений: 1. Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т.д.), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты.1 2. Итак, социальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.2 3. Конфликт — столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждений или действий на фоне проявления эмоций.3 4. Таким образом, под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в 1 Социологический словарь. — Минск. 1991. — С. 80. 2 Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос. 1999. — С. 6. 3 Уткин Э. А. Конфликтология. — М.: Экмос. 1998. — С. 4. процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.1 Задание 2 Вашему вниманию предлагается две типологии конфликтов отечественных конфликтологов — Э. А. Уткина и А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова. Цель задания — сравнить их между собой и дать свою оценку каждой из них. Попытайтесь не только проанализировать достоинства и недостатки (если они имеются) каждой из типологии, но и дать свою собственную классификацию конфликтов. 1. Уткин Э. А. Конфликтология. — М.: Экмос. 1998.— С. 66—68. Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Внутриличностный конфликт. Здесь участниками являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п. «Две души живут в моей груди...»,— писал Гете. И этот конфликт может быть функциональным или дисфункциональным в зависимости от того, как и какое решение примет человек и примет ли его вообще. Буриданов осел, например, так и не смог выбрать одну из двух совершенно одинаковых охапок сена, чем обрек себя на голодную смерть. Порой в жизни, не решаясь сделать выбор, не умея решать внутриличностные конфликты, мы уподобляемся буриданову ослу. Внутри личностный конфликт чаше всего бывает тогда, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином, человек должен вечера проводить дома с семьей, а положение руководителя может обязывать нередко задерживаться на работе. Причиной такого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте. Межличностный конфликт. Это один из самых распространенных типов конфликта. Межличностный конфликт чаше всего проявляется в борьбе руководителей за ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования или одобрение проекта. Межличностный конфликт может также проявиться в столкновении различных 1 Анцупов А. Я. Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ. 1999. – С. 81.
типов характера, темперамента. Иногда люди просто не и состоянии ладить друг с другом. Например, два начальника, имеющих холерический темперамент, будут часто конфликтовать друг с другом. С трудом согласовывают свои действия два лидера в одном коллективе. В организациях он проявляется по-разному. Многие менеджеры считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего — это борьба за ограниченные возможности: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т.д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между менеджером и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что менеджер предъявляет к нему непомерные требования, а менеджер считает, что подчиненный не желает работать в полную силу. По субъективному признаку во внутренней жизни каждой организации можно выделить следующие типы межличностных конфликтов: конфликты между управляющими и управляемыми в рамках данной организации, причем конфликты между менеджером и рядовым исполнителем будут существенно отличаться от конфликтов между менеджером первой руки и менеджерами нижестоящих уровнен: конфликты между рядовыми сотрудниками; конфликты на управленческом уровне, т.е. конфликты между менеджерами од-нош ранга. Эти конфликты, как правило, теснейшим образом переплетены с личностными и кадровыми коллизиями, с практикой продвижения персонала в рамках данной организации, с борьбой за распределение наиболее важных позиций в ее собственной структуре. Они могут быть также связаны с разработкой различных стратегий поведения соответствующих организаций, с выработкой критериев эффективности се совокупной деятельности. Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои собственные нормы поведения, характер общения. Каждый член такой группы обязан их соблюдать (отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой). Сошлемся на конфликты адаптационные: между теми правилами и нормами внутреннего общения, которые сложились в данной организации, и новичками, не осведомленными о существовании таких правил. Можно выделить конфликты между группой и личностью — не членом группы, а также внутригрупповые конфликты — между группой и одним из ее членов. Другой распространенный конфликт этот типа — конфликт между группой и руководителем. Здесь следует различать конфликты между менеджером и подчиненным ему подразделением, подразделением и руководителем другой группы, между менеджерами различных подразделений, если н конфликт вовлекаются члены разных групп. В последних двух случаях конфликт может перерастать в межгрупповой. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства. Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом. Частным примером межгруппового конфликта служат разногласия между высшим и более низким уровнями управления, между линейным и штабным персоналом. 2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.— М.: ЮНИТИ, 1999. – С. 207 – 209. Один из существенных признаков конфликта составляют характер и особенности участвующих в нем сторон. От того, кем представлены конфликтующие стороны, решающим образом зависят характеристики конфликта... Исходя из этого базовая типология конфликтов будет иметь вид, представленный на рисунке. Основной объект конфликтологии составляют семь видов социальных конфликтов. Межличностные конфликты представляют собой столкновения интересов двух людей. Если начальник отдела противопоставил себя группе подчиненных, то это будет конфликт типа «личность-группа». Борьба н учительском коллективе средней школы между сторонниками директора и его противниками - это конфликт между малыми группами. Средние социальные группы по количественному составу занимают промежуточное положение между малыми и большими. Если количество участников конфликта превышает несколько сотен человек, то это конфликт между большими социальными группами. Международные конфликты представляют собой борьбу между двумя государствами или их коалициями. Может также возникнуть конфликт между государством и группой государств. Кроме того, коалиции государств могут насчитывать от нескольких участников до большого числа их. Это влияет на характер международного конфликта.
Базисная классификация конфликтов Задание 3 1 Цель задания — определить типы возникающих конфликтов в зависимости от тех или иных вариантов их регулирования. 1. Вы летите в самолете, удобно расположившись в пассажирском кресле. Сзади вас сидит ребенок и стучит ногой по вашему креслу. Вас это раздражает и вы решаете прекратить «безобразие», действуя следующим образом: а) постараетесь сами объяснить ребенку, что стучать ножкой по креслу нельзя; б) обратитесь к родителям ребенка с просьбой, чтобы они «угомонили свое чадо»; в) вызовите стюардессу и попросите ее, чтобы она обеспечила вам надлежащий покой. 1Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос. 1999. — С. 143 —144. 2. Ваши соседи, живущие этажом выше, нередко доставляют вам неудобства тем, что устраивают шумные гулянки, допоздна ноют, танцуют, слушают музыку. Вам это надоело и вы решаетесь как-то утихомирить соседей. Ваши действия: а) случите металлическим предметом по трубам центрального отопления; б) поднимаетесь к соседям и лично «выясняете отношения»; в) обращаетесь к управдому или в милицию, чтобы вам обеспечили надлежащий покой. Глава 4. Структура конфликта Задание 1 В предложенной ситуации выдайте и проанализируйте с/гедующие элементы и факторы конфликта: • конфликтную ситуацию • объект конфликта • предмет конфликта • участников конфликта •ранг оппонентов • среду конфликта • переход конфликта из сферы деловых отношений в личностную сферу •личностные элементы конфликта. Ситуация. Шло совещание у начальника ОРСа. Пол полились итоги трудового соревнования за год среди предприятий общественного питания. По всем показателям на первое место претендовала столовая №3. Возражения были только у главного инженера-кулинара ОРСа Евдокимова, сообщившего, что проведенные им на днях анализы в столовой №3 выявили занижение калорийности пиши против нормы, причиной которою может быть либо недовложение продуктов, либо нарушение технологии. В связи с этим он считает, что присваивать столовой классное место пока рано. Выступление Евдокимова вызвало негодование директора столовой Ширковой. уже немолодой, но энергичной женщины, с большим опытом работы в общественном питании. «Как вам не стыдно,— обрушилась она на Евдокимова,— использовать служебное положение для сведения личных счетов». А комиссии пояснила: «Моя столовая — ближайшая к управлению и Евдокимов часто заходил к нам обедать. Но в перерыв очереди всегда большие, поэтому он обычно обедал у меня в кабинете, я сама его обслуживала, чтобы никого не отрывать от работы. Но вот однажды, месяца два назад, я не смогла его обслужить – была занята – и попросила Евдокимова пообедать в общем зале. Он, как видите, запомнил этот случай. Его анализам я не верю. У нас всегда аккуратно готовят, я сама бываю на закладке продуктов».1 Задание 2 Тест «Не слишком ли вы агрессивны?»2 В ответе нужно выбрать наиболее приемлемый для вас вариант Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного конфликта? а) Всегда. б) Иногда. в) Никогда. 2. Как вы ведете себя в критической ситуации? а) Внутренне кипите. б) Сохраняете полное спокойствие. в) Теряете самообладание. 3. Каким считают вас коллеги? а) Самоуверенным и завистливым. б) Дружелюбным. в) Спокойным и независимым. 4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность? а) Примите ее с некоторыми опасениями. б) Согласитесь без колебаний. в) Откажитесь от нее ради собственного спокойствия. 5. Как вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу? а) Выдадите ему «по первое число». б) Заставите вернуть. в) Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь. 6. Какими словами вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулась с работы позже обычного? а) «Что это тебя так задержало?» б) «Где ты торчишь допоздна?» в) «Я уже начал (а) волноваться?» 7. Как бы вы вели себя за рулем автомобиля (если бы он у вас был)? а) Старались бы обогнать машину, которая показала вам «хвост». б) Вам было бы все равно, сколько автомобилей вас обошло. в) Помчались бы с такой скоростью, чтобы никто вас не догнал. 8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь? а) Сбалансированными. 1 Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! — Новосибирск: Наука, 1984 – С. 10. 2 См.: Социология Практикум / Сост. и отв. редакторы А. В. Миронов, Р. И. Руденко. – М.: ЮНИТИ. 1999. – С. 210 – 213. б) Легкомысленными. в) Крайне жесткими. 9. Что вы предпринимаете, если не все удается? а) Пытаетесь свалить вину на другого. б) Смиряетесь. в) Становитесь впредь осторожнее. 10. Как вы отреагируете на разговоры о распущенности современной молодежи? а) «Особая распущенность должна быть наказана.» б) «Надо создать для молодежи условия организованного отдыха.» в) «И почему эта проблема так всех волнует?» 11. Что вы ощущаете, если то, к чему вы так сильно стремились, или то, чем хотели обладать, досталась другому? а) «И зачем я только нервы тратил (а)?» б) «Видно, этот другой удачливее меня.» в) «Может быть, мне это удастся в другой раз.» 12. Как вы смотрите страшный фильм? а) Боитесь. б) Скучаете. в) Получаете искреннее удовольствие. 13. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное собрание, совещание, то а) будете нервничать во время совещания из-за опоздания; б) попытаетесь вызвать снисходительность партнеров; в) искренне огорчитесь. 14. Как вы отнесетесь к своим спортивным успехам9 а) Обязательно постараетесь выиграть. б) Цените удовольствие чувствовать себя участником соревнования. в) Очень сердитесь, если проигрываете. 15. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане? а) Стерпите, чтобы избежать скандала. б) Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание. в) Отправитесь с жалобой к директору ресторана. 16. Как вы себя поведете, если ваших младших сестренку или братишку обидели в школе? а) Поговорите с учителем. б) Устроите скандал родителям малолетних обидчиков. в) Посоветуете ребенку самому дать сдачи. 17. Какой, по-вашему, вы человек? а) Средний. б) Самоуверенный. в) Пробивной. 18. Что вы ответите человеку более молодому по отношению к вам, с которым столкнулись в дверях, если он начал извиняться перед вами? а) «Простите, это моя вина.» б) «Ничего, пустяки.» в) «А повнимательнее вы быть не можете?» 19. Как вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства молодежи? а) «Когда же наконец будут применены конкретные меры к тем, кто позорит современную молодежь?» б) «Надо бы ввести телесное наказание.» в) «Нельзя все валить на молодежь.» 20. Представьте себе, что вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное вы предпочитаете? а) Тигра или леопарда. б) Домашнюю кошку. в) Медведя. Ключ к тесту
36—44 балла. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности. 45 и более баллов. Вы излишне агрессивны, при этом нередко оказываетесь неуравновешенным и чрезмерно жестким к другим людям. Вы надеетесь добиться успеха в жизни, рассчитывая на собственные методы и жертвуя интересами окружающих. Поэтому вас не удивляет неприязнь окружающих, но зато при малейшей возможности вы стараетесь их за это наказать. 35 и меньше баллов. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что вы как травинка, гнетесь под любым ветерком. Но все же побольше решительности вам не помешает. Если по семи и более вопросам вы набрали по три балла и менее чем по семи вопросам – по одному баллу, то взрывы вашей агрессивности носят скорее разрушительный характер, чем конструктивный. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне можно бы избежать. Если по семи и более вопросам вы получите по одному баллу и менее чем по семи вопросам — по три балла, то вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что вам тоже не присущи вспышки агрессивности, но вы подавляете их уже слишком тщательно. Задание 3 Тест «Базовые характеристики личности». Индивидуальные свойства личности проявляются в способе реагирования на слова и поступки людей, общественные и природные явления, в особенностях темперамента, самооценки, способностей. Природной основой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки. Для определения ваших индивидуальных психофизиологических свойств предлагается надежный тест EPI (Eysench Personality Inventory) английского психолога Г. Айзенка. Тест направлен на выявление двух основных характеристик личности: 1 экстраверсия — интроверсия; 2 эмоциональная неустойчивость — стабильность. Первая характеристика подразделяет людей на экстравертов (обращенных наружу) и интровертов (обращенных в себя). Экстраверты требуют постоянной стимуляции от внешней среды, они общительны, стремятся к новым впечатлениям, склонны к риску, любят перемены, готовы к быстрым реакциям; для них характерна раскованность поведения, оптимистичность, веселость, вспыльчивость и агрессивность, поверхность в восприятии людей и явлений. Интроверты, наоборот, стимулы для жизненной активности черпают изнутри, живут своим богатым внутренним миром. Они замкнуты, малообщительны, медлительны, серьезны, сдержанны, любят порядок, склонны к самосозерцанию, дружат преданно, но с немногими, избегают шумных компаний. В жизни редко встречаются «чистые» экстраверты иди интроверты, все мы занимаем в этом диапазоне позицию ближе к тому или иному полюсу. Вторая характеристика подразделяет людей на эмоционально устойчивых (стабильных) и тревожных (нестабильных). Эмоциональная нестабильность характеризуется постоянным эмоциональным напряжением, переживанием личной угрозы, повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам, самообвинениями, стремлением к самосовершенствованию. Эмоциональная стабильность характеризуется противоположными чертами — уравновешенностью, помехоустойчивостью, холодностью, негибкостью, неспособностью сочувствовать переживаниям других. Крайние значения этого свойства у человека редки, чаше представлены в той или иной пропорции. Тестирование Ответьте «да» или «нет» на следующие 57 вопросов; 1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение? 2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить? 3. Вы человек беспечный? 4. Правда ли, что вам очень трудно отвечать «нет»? 5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-нибудь предпринять? 6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, не считаясь с тем, что вам это невыгодно? 7. Часто ли у вас спады и подъемы настроения? 8. Обычно вы говорите и действуете быстро, не раздумывая? 9. Часто ли вы чувствуете себя несчастливым без достаточных на то причин? 10. Сделали бы вы почти все что угодно на спор? 11. Возникает ли у вас чувство смущения, когда вы хотите заговорить с симпатичным незнакомым человеком противоположною мола? 12. Бывает ли, что вы выходите из себя, злитесь? 13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения? 14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить? 15. Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми? 16. Легко ли вас обидеть? 17. Любите ли вы часто бывать в компаниях? 18. Бывают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других? 19. Верно ли, что иногда вы полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы? 20. Предпочитаете ли вы иметь друзей поменьше, но особенно близких вам? 21. Часто ли вы мечтаете? 22. Когда на вас: кричат, вы отвечаете тем же? 23. Часто ли вас беспокоит чувство вины? 24. Все ли ваши привычки хороши и желательны? 25. Способны ли вы дать волю чувствам и вовсю повеселиться в компании? 26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным? 27. Считают ли вас человеком живым и веселым? 28. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше? 29. Вы больше молчите, когда находитесь и обществе других людей? 30. Вы иногда сплетничаете? 31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову? 32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то вы предпочитаете об этом прочитать в книге, нежели спросить? 33. Бывают ли у вас приступы сердцебиения? 34. Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания? 35. Бывает ли, что вас «бросает в дрожь»? 36. Бы всегда бы платили за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки? 37. Вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом? 38. Раздражительны ли вы? 39. Нравится ли вам работа, которая требует от нас быстроты действия? 40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти? 41. Вы ходите медленно и неторопливо? 42. Вы когда-нибудь опаздывали на работу или на свидание? 43. Часто ли вам снятся кошмары? 44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случай побеседовать с незнакомым человеком? 45. Беспокоят ли нас какие-нибудь боли? 46. Вы чувствовали бы себя очень несчастным человеком, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми? 47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком? 48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся? 49. Можете ли вы сказать, что весьма уверенный в себе человек? 50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи? 51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки? 52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других? 53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию? 54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь? 55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье? 56. Любите ли вы подшучивать над другими? 57. Страдаете ли вы от бессонницы? Чтобы определить особенности своего характера, необходимо сверить полученные ответы с приведенным ключом. Для подсчета экстраверсии ставьте против своих ответов крестики, если они совпали с ответами ключевого списка: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 37, 39, 44, 46, 49, 53, 56 - «да»; 5, 15, 20, 29, 32, 34, 41, 51 - «нет». Подсчитайте количество крестиков (баллов) по шкале экстраверсии Для подсчета эмоциональной устойчивости ставьте против своих ответов крестики, если вы ответили «да» на следующие вопросы: 2, 4 7 9 II, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57. Подсчитайте количество крестиков (баллов) по шкале эмоциональной устойчивости. Вашу искренность при ответах на вопросы проверьте, ставя крестики, если ответили «да» на вопросы 6, 24, 36 и, если ответили «нет» на вопросы 12, 18, 30, 42, 48, 54, Подсчитайте количество крестиков (баллов) по шкале искренности. Если вы набрали здесь свыше четырех крестиков, результаты тестирования считаются недостоверными, так как вы не были до конца честны перед самим собой и пытались представить себя в более выгодном свете. Если вы набрали менее четырех крестиков, результаты тестирования достоверны, и вы можете наглядно отразить их в приведенном «Круге Айзенка». Отметьте свой результат точкой с координатами: по горизонтали — баллы по экстраверсии; по вертикали — баллы по эмоциональной устойчивости.
Подставив свой результат в «Круг Айзенка», вы узнали дополнительные индивидуальные свойства своего характера и темперамента. Вели точка оказалась в секторе «Сангвинический», то вам в той или иной степени свойственны следующие черты: легкая приспособляемость к изменчивым условиям среды, высокая сопротивляемость трудностям жизни, подвижность, общительность, широкий круг знакомств, частая смена привязанностей, активность и работоспособность, быстрая переключаемость на новые виды работ, легкость переучивания, продуктивность деятельности, оптимистичность. Вы несколько поверхностны в восприятии людей и явлений, при отсутствии внешних стимулов становитесь скучным и вялым. Если ваш результат в секторе «Холерический», то вам свойственны следующие черты: повышенная возбудимость, большая жизненная энергия, недостаток самообладания, несдержанность, неуравновешенность резкость, порывистость движений. Вы увлечено беретесь за новые дела, но сил у вас хватает ненадолго, вам свойственны спады и подъемы настроения. В общении часто крикливы, вспыльчивы, нетерпеливы. Если ваш результат оказался в секторе «Флегматический», то вам свойственны следующие характеристики: малая чувствительность и эмоциональность, спокойствие, медлительность, уравновешенность, упорство, терпеливость, выдержка и самообладание, выносливость и работоспособность, инертность. Вы надежный друг, не склонны к перемене своего окружения, круг вашего общения достаточно узок, хорошо сопротивляетесь сильным и продолжительным раздражителям. Если ваш результат обнаружил «Меланхолический» темперамент, то вам свойственны следующие черты: высокая чувствительность, эмоциональная ранимость, пассивность и заторможенность из-за слабого сопротивления воздействию внешних стимулов, инертность, слезливость и обидчивость, боязливость, тревожность, неуверенность в себе, робость. Мимика и движения невыразительны, поэтому по вашему лицу не заметить бурю чувств, которые вы переживаете. Вас настораживает новая обстановка, новые люди, поэтому вы смущаетесь, уходите в себя, уединяетесь. Вы чувствительны к человеку и всему, что с ним связано, обладаете богатым ассоциативным внутренним миром. Плохих и хороших индивидуальных характеристик нет, «всему дана двойная мера», ваши недостатки — продолжение ваших достоинств. Глава 5. Причины конфликта Задание 1 Проанализируйте причины конфликта, которые сформулировал известный теоретик конфликта Дж. Тернер. Выразите свое отношение к ним с точек зрения их содержания, полноты и убедительности. Причины конфликта! • Чем больше неимущие группы сомневаются в законности существующего распределения дефицитных ресурсов, тем вероятнее, что они должны будут разжечь конфликт. • Чем меньше каналов, по которым группы могут излить свое недовольство по поводу распределения дефицитных ресурсов, тем более вероятно, что они должны усомниться в законности. • Чем меньше в неимущих группах имеется организаций, между которыми распределяется эмоциональная энергия членов этих групп, тем более вероятно, что неимущие группы, не имеющие других поводов для жалоб, должны усомниться в законности. • Чем больше члены неимущих групп, пытаются перейти в привилегированные группы, чем меньше допускаемая при этом мобильность, тем вероятнее, что они не станут придерживаться законности. • Чем больше обнищание групп из абсолютного превращается в относительное, тем более вероятно, что эти группы станут зачинщиками конфликтов. • Чем в меньшей степени социализация, испытываемая членами неимущих групп, порождает у них внутреннюю личную принужденность, тем более вероятно, что они должны испытывать относительное обнищание. • Чем меньше внешних принуждений испытывают члены неимущих групп, тем больше вероятность того, что они испытывают относительное обнищание. Задание 2 Среди личностных причин конфликта важное место принадлежит акцентуациям характера. Приводимый тест позволит вам определить свой характер с этой точки зрения. Какие акцентуации, на ваш взгляд, наиболее часто выступают в качестве причин конфликта? Тест. Акцентуации характера (определение основных направлений характера по К. Леонгарду) Тест предназначен для определения акцентуаций характера, т.е. определенного направления характера, включающих десять шкал. Вам предоставлены 88 вопросов, касающихся вашего характера. Если согласны с утверждением, рядом с его номером поставить знак «+» 1 См.: Тернер Дж. Структура социологической теории. – М.: Прогресс. 1985. — С. 167. («да»), если нет — знак «—» («нет»). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет. 1. Ваше настроение в общем веселое и беззаботное? 2. Восприимчивы ли вы к обидам? 3. Бывает ли так, что на глаза неожиданно навертываются слезы? 4. Всегда ли считаете себя правым в осуществляемом вами деле и не успокоитесь, пока не убедитесь в этом? 5. Считаете ли себя таким же смелым, как в детском возрасте? 6. Часто ли меняется ваше настроение от глубокой радости до глубокой печали? 7. В компании находитесь в центре внимания? 8. Бывает ли так, что беспричинно находитесь в угрюмом и раздражительном настроении, что с вами лучше не разговаривать? 9. Серьезный вы человек? 10. Способны ли восторгаться, восхищаться чем-нибудь? 11. Вы предприимчивы? 12. Быстро ли забываете, если вас кто-либо обидит? 13. Вы мягкосердечный человек? 14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли затем, не осталось ли оно висеть в прорези? 15. Всегда ли стараетесь быть добросовестным в работе? 16. Испытывали ли в детстве страх перед грозой или собаками? 17. Стремитесь ли во всем и всюду соблюдать порядок? 18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств? 19. Любят ли вас ваши знакомые? 20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным? 21. Часто ли у вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности? 22. Бывали ли у вас раньше хотя бы один раз нервный срыв или истерика? 23. Трудно ли вам долго усидеть на одном месте? 24. Отстаиваете ли свои интересы, если кто-то поступил с вами несправедливо? 25. Можете ли зарезать курицу или овцу? 26. Раздражает ли вас, если дома занавес или скатерть висят настолько неровно, что стараетесь сразу же поправить их? 27. Испытывали ли в детстве страх, когда оставались одни в квартире (доме)? 28. Часто ли без причины у вас меняется настроение? 29. Всегда ли старательно относитесь к своей деятельности? 30. Быстро ли можете разгневаться? 31. Можете ли быть бесшабашно веселым? 32. Может ли иногда чувство полного счастья пронизывать вас? 33. Подходите ли для ведущего в юмористическом спектакле? 34. Высказываете ли людям свое мнение откровенно по тому или иному вопросу? 35. Трудно ли переносите вид крови? 36. Любите ли работу с высокой личной ответственностью? 37. Склонны ли выступить в защиту человека, с которым поступили несправедливо? 38. Трудно ли вам входить в темный подвал? 39. Кропотливую черную работу выполняете так же тщательно, как и любимое дело? 40. Вы общительны? 41. В школе охотно декламировали стихи? 42. Убегали ли в детстве из дома? 43. Кажется ли жизнь вам трудной? 44. Бывали ли у вас конфликты, которые так изматывали вам нервы, что идти на работу казалось просто невыносимо? 45. Можно ли сказать, что при неудачах, теряете чувство юмора? 46. Сделаете ли вы первый шаг к примирению, если вас кто-то обидит? 47. Вы любите животных? 48. Уйдете ли с работы или из дома, если у вас там что-то не в порядке? 49. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами или вашими близкими случится какое-нибудь несчастье? 50. Считаете ли, что ваше настроение зависит от погоды? 51. Трудно ли вам докладывать, выступать перед большим количеством людей? 52. Можете ли ударить обидчика, если он вас оскорбит? 53. Много ли вы общаетесь? 54. Если будете чем-либо разочарованы, то придете в отчаяние? 55. Нравится ли вам работа организаторского характера? 56. Упорно ли стремитесь к намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий? 57. Может ли фильм так взволновать вас, что слезы выступят на глазах? 58. Часто ли вам трудно заснуть из-за того, что целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой? 59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать? 60. Трудно ли вам ночью пройти через кладбище? 61. Тщательно ли следите за тем, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте? 62. Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, вы встаете в подавленном, длящемся несколько часов? 63. Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации? 64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли? 65. Часто ли смеетесь? 66. Можете ли быть приветливыми с теми, кого не цените, не любите или не уважаете? 67. Вы подвижный человек? 68. Сильно ли переживаете из-за несправедливости? 69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы? 70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, выключены ли газ и свет, закрыта ли дверь? 71. Пугливы ли вы? 72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя? 73. Охотно ли участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности? 74. Смотрите ли на будущее несколько пессимистически? 75. Часто ли тянет вас путешествовать? 76. Может ли ваше настроение измениться резко от высочайшей радости до глубокой тоски? 77. Легко ли поднимаете настроение друзей в компании? 78. Долго ли переживаете обиду? 79. Сильно ли переживаете горести других людей? 80. Была ли у вас привычка в школе переписывать лист в тетради, если поставили на него кляксу? 81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы? 82. Часто ли видите страшные сны? 83. Способны ли отвлечься от трудных проблем, требующих решения? 84. Становитесь ли радостным в веселой компании? 85. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна или под приближающийся поезд? 86. Трудно ли вам сдержать себя, если разозлитесь? 87. В беседе вы словоохотливы или молчаливы? 88. Если бы вам необходимо было бы играть на сиене, смогли бы с полным перевоплощением войти в роль и забыть о себе? Ключ При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается один балл. 1. Демонстративностъ (демонстративный тип). Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к демонстративности поведения, живописи, подвижности, легкости в установлении контактов, склонности к фантазерству, артистизму, стремлению к лидерству. «+»: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 75, S3, 88 «-»: 51 Сумму ответов умножьте на два. 2. Педантичность (педантичный тип). Высокие оценки свидетельствуют о ригидности, инертности психических процессов, тяжелости на подъем, длительном переживании травмирующих событии. В конфликты вступает редко, но сильно реагирует на любые нарушения порядка. На работе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требовании. «+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 85 «-»: 36 Сумму ответов умножьте на два. 3. Застревание (застревающий тип). Основная черта этого типа — склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, подозрительность, ревность), часто выступает инициатором конфликтов, в которых жестко отстаивает свои интересы, характеризуется большим упорством, в достижении своих целей. «+»: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 «-»: 12, 46, 59 Сумму ответов умножьте на два. 4. Возбудимость (возбудимый тип). Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, равнодушие к будущему. Этот человек целиком живет настоящим. «+»: 8, 21, 30, 42, 52, 64, 74, 86 Сумму ответов умножьте на три. 5. Гипертимность (гипертимический тип). Высокие опенки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью, но вместе с тем люди этого типа с трудом переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, одиночество. «-»: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77 Сумму ответов умножьте на три. 6. Дистимность (дистимический тип)- Этот тип характеризуется серьезностью, медлительностью, слабостью волевых усилий, подавленностью настроения, низкой контактностью, молчаливостью, склонностью фиксироваться на теневых сторонах жизни, обостренным чувством справедливости. «+»: 9, 20, 43, 73, 87 Сумму ответов умножьте на три. 7. Тревожность (тревожно-боязливый тип). Основная черта — склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, низкая контактность, неуверенность в себе. Редко вступают в конфликты, обладают самокритичностью, дружелюбием, исполнительностью. «+»: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 «-»: 5 Сумму ответов умножьте на три. 8. Экзальтированность (аффективно-экзальтированный тип). Лицам этого типа свойствен большой диапазон эмоциональных состояний, легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных, им свойственна высокая контактность, словоохотливость, часто спорят, но не доводят дело до открытого конфликта. «+»: 10, 32, 54, 76 Сумму ответов умножьте на шесть. 9. Эмотивность (эмотивный характер). Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни, гуманностью, отзывчивостью, обостренным чувством долга, исполнительностью. «+»: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 «-»: 25 Сумму ответов умножьте на три. 10. Циклотимность (циклотимный тип). Характеризуется периодической сменой настроения, зависимостью от внешних событий. Радостные события вызывают жажду деятельности, говорливость: печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления; часто меняется их манера общения с окружающими людьми. «+»: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84 Сумму ответов умножьте на три. Максимальная сумма баллов после умножения — 24. Сумма баллов от 15 до 19 свидетельствует о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышении 19 баллов черта характера является акцентуированной. Глава 6. Функции конфликта Задание 1 Проанализируйте функции конфликта, сформулированные Л. Козером. Выразите свое отношение к ним с точек зрения их содержания, полноты и убедительности. Функции конфликта1 I. Чем острее конфликт, тем соответственно более четкие границы имеет каждая конфликтная группа. II. Чем острее конфликт, чем более дифференцированно разделение труда в каждой конфликтной группе, тем вероятнее, что каждая из них будет иметь централизованную структуру принятия решений. А. Чем острее конфликт, чем слабее дифференцирована структура, чем неустойчивее структура и слабее внутренняя солидарность, тем в большей мере централизация носит деспотический характер. III. Чем острее конфликт, чем очевиднее, что он воздействует на все сегменты каждой группы, тем больше конфликт укрепляет структурную и идеологическую солидарность членов соответствующих конфликтных групп. 1 См.: Тернер Дж. Структура социологической теории. — М.: Прогресс. 1985. — С. 175 – 177. IV. Чем первичнее отношения, связывающие членов соответствующих конфликтных групп, чем острее конфликт, тем сильнее он подавляет разногласия и отклонения в каждой конфликтной группе и заставляет подчиниться нормам и ценностям. А. Чем сильнее конформизм, вызванный межгрупповым конфликтом, тем больше накапливается враждебность и тем вероятнее, что в конце концов разразится внутри групповой конфликт. V. Чем меньшей жесткостью обладает социальная структура там, где происходит межгрупповой конфликт, чем чаще и мягче конфликт, тем вероятнее, что конфликт вызовет изменения системы, усилив ее адаптивность и интеграцию. А. Чем менее жесткой является система, тем вероятнее, что конфликт поддержит в системе все новое и творческое. Б. Чем менее жесткой является система, чем меньше вероятность того, что конфликт связан с перенесением враждебности на альтернативные объекты, тем вероятнее, что конфликт столкнулся с реалистическими источниками напряженности. 1. Чем в большей мере система базируется на функциональной взаимообусловленности, тем чаще конфликты, тем более мягкими они являются, тем больше вероятность того, что они снимут напряженность, не вызывая при этом поляризации системы. 2. Чем устойчивее первичные отношения в системе, чем чаще и мяпе конфликты, тем вероятнее, что они снимут напряженность, не вызывая при этом поляризации системы, но не в такой мере, чтобы система стала базироваться на вторичных отношениях. В. Чем менее жесткой является система, тем вероятнее, что конфликт будет восприниматься теми, кто находится у власти, в качестве сигнала плохой приспособленности системы, на который следует обратить внимание. VI. Чем чаще происходят конфликты, тем меньше вероятность того, что они отражают разногласия по поводу наиболее существенных ценностей, тем вероятнее, что их функции будут направлены на то, чтобы поддерживать равновесие. А. Чем в большей мере конфликтная группа может апеллировать к основным ценностям системы, тем меньше вероятность того, что конфликт вызовет разногласия по поводу этих ценностей, тем вероятнее, что он будет содействовать интеграции системы. В. Чем меньше конфликтная группа защищает крайние интерпретации основных ценностей, тем меньше вероятность того, что образуется противостоящая ей конфликтная группа, тем менее разрушительным для системы будет конфликт. VII. Чем чаще конфликты и чем они мяте, тем вероятнее, что они должны содействовать нормативному регулированию конфликта. А. Чем менее жесткой является система, тем чаще и мягче конфликты. 1. Чем менее жесткой является система, тем вероятнее, что конфликт восстановит жизненность существующих норм. 2. Чем менее жесткой является система, тем вероятнее, что конфликт породит новые нормы. Б. Чем чаще и мягче конфликты, тем вероятнее, что группы должны быть централизованными в своих попытках укрепить конформизм все членов каждой группы по отношению к нормам, управляющим конфликтом. 1. Чем равномернее распределение власти между конфликтными группировками, тем вероятнее, что конфликт породит такую нейтрализацию, которая будет укреплять нормативный конформизм. VIII. Чем менее жесткой является система, тем вероятнее, что именно конфликт может установить равновесие и иерархию власти в системе. А. Чем меньше известно о силах противника и чем меньше показателей, характеризующих эти силы, тем вероятнее, что конфликт между двумя группами, соперничающими в борьбе за власть укрепит равновесие отношений власти в системе. IX. Чем менее жесткой является система, тем вероятнее, что конфликт вызовет образование ассоциативных коалиций, которые увеличат сплочение и интеграцию системы. А. Чем больше коалиции одних партий представляют угрозу для других, тем вероятнее, что эти последние тоже образуют ассоциативные коалиции. Б. Чем больше система основывается на функциональной взаимообусловленности, тем вероятнее, что коалиции будут носить инструментальный характер и окажутся менее длительными. 1. Чем больше разногласий обнаружится в системе, тем выше вероятность того, что интересы групп, входящих в коалицию, носят конфликтный характер, а вся коалиция чисто инструментальный. 2. Чем в большей мере коалиция образуется в чисто оборонительных целях, тем выше вероятность того, что она будет иметь инструментальный характер. В. Чем сильнее структурирована система, чем первичнее существующие в ней связи, тем выше вероятность того, что в коалициях возникнут общие нормы и ценности и образуются более постоянные группы. 1. Чем в большей мере коалиции состоят из индивидов (или, если выразиться более обобщенно, чем меньше единицы, образующие коалицию), тем выше вероятность того, что они образуют постоянную группу. 2. Чем больше взаимодействий требуется от участников коалиции, тем вероятнее, что они образуют более постоянную группу. Задание 2 Ниже приводится классификация функций конфликта, сформулированная Э.А. Уткиным. Дайте ей свою оценку с точек зрения их содержания, полноты и убедительности. Сравните данную классификацию с перечнем функции конфликта Л. Козера, приведенном в предыдущем задании. Выделите сходство и различия в понимании функций конфликта названными конфликтологами.
Функции конфликта1
Задание 3 Проанализируйте функции конфликта в приводимой ситуации2 с точек зрения их роли и значения для различных субъектов конфликта. 1 Уткин Э. А. Конфликтология. — М.: Экмос. 1998. — С. 62. 2 Бородкам Ф.М., Коряк ИМ. Внимание: конфликт! — Новосибирск: Наука. 1984. – С. 31 – 32.
В НИИ одного министерства по приглашению директора вливается группа молодых исследователей, которая получает статус лаборатории, а ее лидер — молодой и талантливый ученый — должность начальника. В коллективе НИИ создание лаборатории было встречено настороженно. Молодые люди были полны энтузиазма и в то же время отличались некоторым высокомерием по отношению к остальным сотрудникам института. Директор института поддерживал лабораторию, направлял в нее основные ресурсы — ставки, оборудование. Эта поддержка была не совсем бескорыстной — лаборатория, разрабатывающая перспективное направление в науке, должна была поправить репутацию института, который считался одним из самых консервативных среди смежных НИИ. Отчасти по этой причине между директором и руководителями министерства сложились напряженные отношения. Многие из сотрудников, в основном старые друзья директора и его ученики, вместе с которыми он создал институт, были недовольны ростом влияния новой лаборатории, ощущая угрозу своей деятельности, тем более, что часть старых кадров не могла освоить новые методы. По их мнению, самым верным способом дискредитации лаборатории было бы доказательство неприменимости для института предлагаемых ею новых методов исследования и демонстрация практической неопытности молодых сотрудников лаборатории. В институте начались конфликты, в которых директор пытался играть роль олимпийского миротворца. Но старым сотрудникам института удалось убедить директора, что начальник лаборатории покушается на его пост, тем более, что у последнего установились хорошие контакты с директорами смежных НИИ и руководством министерства. Лаборатория лишается всякой, в том числе и материальной, поддержки директора. Тогда эту функцию взяло на себя министерство: целевые ассигнования стали направляться прямо в лабораторию через директора. Обстановка в институте резко обострилась и чтобы как-то оздоровить ее руководство министерства решило выделить лабораторию из состава НИИ, причем большая доля финансирования, предназначавшегося ранее НИИ, стала направляться в лабораторию. Теперь конфликт перерос в конфликт между двумя организациями. Лаборатория быстро росла. По квалификационному уровню сотрудников она была выше НИИ, по численности сравнима с ним, а по результатам деятельности ушла далеко вперед. Начальник лаборатории по своему положению стал равен директору НИИ. И когда директор института ушел на пенсию, министерство отдало приказ о слиянии НИИ с лабораторией и о назначении начальника лаборатории директором НИИ. Поскольку создавалась новая организация, все сотрудники лаборатории и НИИ должны были вновь поступать на работу. Министерство бралось трудоустроить всех, кого директор нового НИИ не считал возможным* оставить в институте. Естественно, лаборатория вошла в НИИ в полном составе, и ее сотрудники заняли ведущие посты. Глава 7. Динамика конфликта Задание 1 Объясните основные периоды и этапы динамики конфликта, представленные на рисунке. Приведите примеры к каждому из них. 1 Анцупов А.Я.. Шипилов А. И. Конфликтного. – М.: ЮНИТИ. 1999. – С. 264.
Основные периоды и этапы динамики конфликта Задание 2 Проанализируй Date: 2016-05-16; view: 688; Нарушение авторских прав |