Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пралайя в современной науке 5 page





ПРАЛАЙЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

Если наука права, то будущее нашей Солнечной системы – и, стало быть, того, что мы называем Вселенной – оставляет нашим потомкам мало надежды и утешения. Господа Томсон и Клаузиус одновременно пришли к заключению, что в будущем, и не очень отдаленном, Вселенная обречена на полное разрушение. Такой же теории придерживаются и некоторые другие астрономы, все до единого описывающие постепенное охлаждение и окончательное разложение нашей планеты, почти в тех же выражениях, что и величайшие индусские и даже некоторые греческие мудрецы. Можно даже подумать, что перечитываешь Ману, Канаду, Капилу и иных. Вот кое-что из новейших теорий наших западных пандитов.

"Все весомые массы, кои, должно быть, отделились от первозданной массы материи в процессе эволюции или при первом появлении на Земле, впоследствии соединятся вновь, в единое гигантское и безграничное небесное тело. Всякое видимое движение в сей массе прекратится, останется лишь молекулярное движение, которое равномерно распространится по всему этому увесистому телу в виде тепла..." – говорят наши ученые. Древнеиндусский мудрец и атомист Канада утверждает то же самое... "В момент творения, – говорит он, – два атома начинают активизироваться, и процесс продолжается до тех пор, пока, наконец, они не отделятся от своего прежнего соединения, а затем сольются вновь, образуя новую субстанцию, обладающую свойствами частей, из которых возникла".

Австрийский профессор математики и астрономии Лошмидт[62] и английский астроном Проктор[63], рассматривая тот же вопрос, пришли к другому – совершенно противоположному заключению относительно причины предстоящего разрушения мира. Они видят ее в постепенном охлаждении Солнца, что когда-нибудь приведет к окончательному исчезновению нашей планеты. Тогда, следуя закону тяготения, все планеты упадут на остывшее, безжизненное светило и сольются с ним в одно гигантское тело. Если это произойдет, говорит немецкий savant, и такой период наступит, то он не может продолжаться вечно, ибо подобное состояние не есть состояние абсолютного равновесия. В течение необозримого периода времени Солнце, постепенно отвердевая, будет поглощать лучистое тепло из космического пространства и концентрировать его вокруг себя.

Но давайте послушаем, что по этому вопросу говорит профессор Тей. По его мнению, тотальное охлаждение нашей планеты принесет с собой неизбежную смерть. Животная и растительная жизнь, которая еще до этого события переместится из северных, уже замерзших районов, к экватору, окончательно и навсегда исчезнет с лица Земли, не оставив и следа своего существования. Земля будет объята страшным холодом и непроницаемой тьмой; нынешнее непрестанное атмосферное движение сменится полным покоем и тишиной; последние облака прольют на землю последний дождь; ручейки и реки, лишенные своего жизнедателя и движителя – Солнца – застынут, и моря обратятся в ледяную глыбу. Планета не будет знать иного света, кроме редкого мерцания метеоров, все еще проникающих в ее атмосферу и сгорающих в ней. Возможно также, что Солнце, в силу катаклизма солнечной массы, будет еще какое-то время являть признаки жизненности, и к нему ненадолго вернутся тепло и свет, но реакция не замедлит сказаться; и Солнце, обессиленное и умирающее, снова потухнет – уже навсегда. Подобная трансформация была отмечена и действительно имела место в ныне угасших созвездиях Лебедя, Короны и Змееносца, на начальной стадии их остывания. Та же участь постигнет все другие планеты, которые, повинуясь закону инерции, все еще будут вращаться вокруг потухшего Солнца... Далее ученый астроном рисует последний год умирающей планеты, в тех же словах, что и индусский философ, описывающий Пралайю: "Холод и смерть несутся с северного полюса и распространяются по лику Земли, девять десятых коей уже погибло. Жизнь, едва ощутимая, сосредотачивается в сердце Земли – на экваторе, в немногих еще обитаемых областях, где царит полное смешение языков и народов. К уцелевшим представителям рода человеческого вскоре присоединяются крупнейшие особи животных, коих тоже согнал сюда лютый холод. Единая цель, единое стремление сплачивает всю эту массу живых существ – борьба за жизнь. Группы животных, без различия видов, толпятся в едином стаде, надеясь отыскать хоть каплю тепла в стремительно замерзающих телах; змеи уже не грозят своими ядовитыми зубами, а львы и тигры – острыми клыками; и все умоляют только о жизни и ни о чем, кроме жизни – жизни до последней минуты! И вот приходит последний день, и бледные умирающие лучи солнца освещают мрачную картину – застывшие тела последних отпрысков рода человеческого, погибших от холода и недостатка воздуха на берегах столь же стремительно остывающего, недвижного моря!..".

Слова эти могут не соответствовать в точности словам ученого профессора, ибо взяты из заметок, написанных на другом языке, но идеи – доподлинно его. Картина действительно мрачная. Однако эти представления, основанные на научных, математических выводах, не новы, и мы читали у индусского автора дохристианской эпохи описание той же катастрофы, поведанное Ману, на языке, куда более выразительном. Предлагаем широкому кругу читателей сравнить, а индусским читателям – увидеть еще одно подтверждение великой мудрости и знаний их предков, кои почти во всем предвосхитили современные исследования.

"Странные шумы несутся со всех сторон... Это предвестники Ночи Брамы. Сумерки подымаются на горизонте, и солнце заходит... Постепенно свет меркнет, тепло уменьшается, необитаемые места множатся на Земле, воздух становится все более и более разреженным; источники вод иссякают, мощные реки видят иссыхание волн своих, океан обнажает свое песчаное дно, и растения умирают... Жизнь и движение теряют свою силу, планеты едва движутся в пространстве, они угасают одна за другой... Сурья (Солнце) мерцает и потухает, материя идет к растворению, и Брама (творческая сила) вновь погружается в Дьяу – непроявленное – и, исполнив свою задачу, засыпает... Для Вселенной наступила Ночь!.."[64] (Вама-дева).

ЧИСЛО СЕМЬ

В седой древности числам придавалось огромное значение. Каждый народ имел нечто похожее на философию, но все они высоко чтили числа в их применении к религиозным обрядам, символам, догмам, в учреждении праздничных дат и даже в географическом расположении империй. Мистическая система чисел Пифагора, появившаяся более шестисот лет до Р.Х., не была новинкой. Оккультное значение чисел и их комбинаций составляло предмет раздумий мудрецов всех народов; и недалек тот день, когда, понуждаемый вечным циклическим вращением событий, наш до сих пор скептический, неверующий Запад будет вынужден признать, что в регулярной периодичности вечно повторяющихся событий присутствует нечто большее, нежели просто слепой случай. Наши западные savants уже начинают замечать это. С недавних пор они навострили ушки и ударились в размышления о циклах, числах и обо всем, что еще недавно было предано забвению в старых чуланах памяти, которые никогда не отпираются, разве что с намерением посмеяться над грубыми дурацкими предрассудками наших ненаучных предков.

В качестве одной из таких новинок старейший немецкий общественно-политический журнал "Die Gegenwart" опубликовал серьезную научную статью о "значении числа семь", представив ее читателю как "культуртно-историческое эссе"[65]. Процитировав из него несколько отрывков, мы добавим к этому еще несколько слов. Автор говорит:

"Число семь признавалось священным не только всеми цивилизованными народами античности и Востока, но и глубоко почиталось даже позднейшими народами Запада. Астрономическое происхождение сего числа не вызывает сомнений. Человек, с незапамятных времен ощущавший свою зависимость от небесных сил, всегда и во всем подчинял землю небесам. Таким образом, самые большие и яркие светила в его глазах становились наиважнейшими и высочайшими из сил; таковы были планеты, коих весь античный мир насчитывал семь. С течением времени они претворились в семь богов. У египтян было семь изначальных высших богов, у финикийцев – семь кабиров, у персов – семь священных коней Митры, у парсов – семь ангелов, противостоящих семи демонам, а также семь небесных обителей, соответствовавших семи нижним сферам. Чтобы более ясно представить сию идею в конкретной форме, семь богов часто изображались как семиглавое божество. Все небо подчинялось семи планетам, поэтому почти во всех религиозных системах мы находим семь небес".

Вера брахманической религии в семь лок не изменила древней философии, и – кто знает? – сама идея могла зародиться в Арьяварте – колыбели всех философий и матери всех последующих религий! Если египетская доктрина метемпсихоза – переселения души – учила о существовании семи состояний очищения и последовательного усовершенствования, то верно также и то, что буддисты заимствовали у ариев Индии, а не из Египта представление о семи стадиях последовательного развития развоплощенной души, которое аллегорически отображается в семи ярусах и зонтиках пагоды, постепенно уменьшающихся к вершине.

В мистическом почитании Митры было "семь врат", семь алтарей и семь таинств. Священники многих восточных народов подразделялись на семь степеней, семь ступенек вели к алтарям, а в храмах горели свечи в подсвечниках о семи ветвях. Некоторые масонские ложи и поныне имеют семь и четырнадцать ступеней.

Семь планетарных сфер являлись образцом для государственных делений и организаций. Китай подразделялся на семь провинций, древняя Персия – на семь сатрапий. Согласно арабской легенде, семь ангелов охлаждают Солнце с помощью льда и снега, дабы оно не испепелило Землю, и семь тысяч ангелов каждое утро приводят в движение Солнце. Две древнейшие реки Востока – Ганг и Нил – имеют по семь устьев. В древнем Востоке было семь главных рек (Нил, Тигр, Евфрат, Оке, Джаксартез, Араке и Инд), семь знаменитых сокровищ, семь городов, полных злата, семь чудес света и так далее. Число семь играло выдающуюся роль и в архитектуре храмов и дворцов. Знаменитая пагода Чурингам окружена семью квадратными стенами, окрашенными семью различными цветами, а в середине каждой стены стоит семиярусная пирамида; точно так же в допотопные времена храм Борсиппа – ныне Бирс-Нимруд[66] – имел семь ярусов, символизировавших семь концентрических кругов семи сфер, каждый из которых был сооружен из полого кирпича и металла, соответствующих цвету планеты, управляющей сферой, которую этот ярус олицетворял.

И нам говорят, что все это – "остатки язычества", следы "древних суеверий, кои, подобно совам и летучим мышам мрачных подземелий, разлетелись перед ослепительным светом христианства, чтобы более уже не возвращаться", – заявление, которое слишком легко опровергнуть. Автор рассматриваемой статьи собрал сотни примеров, доказывающих, что не только христиане древности, но даже современные христиане чтут число семь, и так же свято, как и прежде, в то время как в действительности таких примеров можно найти тысячи. Начиная с астрономических и религиозных исчислений древних римлян-язычников, деливших неделю на семь дней и почитавших седьмой день как наиболее священный – Sol, то есть день Солнца, посвященный Юпитеру – и в честь этого дня все христианские народы, особенно протестанты, совершают пуджу [67] и поныне. Если мы случайно услышим, что это идет не от римлян-язычников, а от евреев-монотеистов, то почему же тогда седьмым днем считается не суббота – настоящий "саб-бат", а воскресенье – день Солнца!

Если Рамаяна упоминает о семи ярдах в резиденциях индийских царей, а к знаменитым храмам и городам древности обычно вели семь врат, тогда почему в десятом веке христианской эры жители провинции Фрисландия строго следовали числу семь в делениях своих провинций и требовали пожертвований в размере семи пфеннигов? Священная Римско-Христианская Империя имела семь курфюрстов, то есть выборщиков. Венгры эмигрировали под предводительством семи князей и основали семь городов, известных как Семиградье (теперешняя Трансильвания). Если Рим язычников был построен на семи холмах, то Константинополь имел семь названий – Византии, Антония, Новый Рим, град Константина, Отделяющий Части Мира, Сокровище Ислама, Стамбул – а также, в дополнение ко всем остальным, звался градом на семи Холмах и градом семи Башен. Согласно мусульманам, "он осаждался семь раз и был взят спустя семь недель седьмым султаном Османской империи". По представлениям восточных народов, семи планетарным сферам соответствуют семь колец, которые женщины носят на семи частях тела: голове, шее, руках, ногах, в ушах, в носу, вокруг талии, и эти семь колец (или кругов) женихи Востока по сей день дарят своим невестам; персидские песни воспевают красоту женщины, таящуюся в семи прелестях.

Семь планет всегда остаются на равном расстоянии друг от друга и вращаются по одной и той же орбите – отсюда идея о вечной гармонии Вселенной, навеянная сим вращением. В связи с этим число семь стало особо священным и навсегда сохранило важное значение для астрологов. Пифагорейцы рассматривали число семь как образ и модель божественного устройства и гармонии в природе. Это было число, содержавшее в себе две священные тройки, или "триады", к которым прибавлялась "единица" – божественная монада: 3 + 1 + 3. Как гармония природы звучит на клавиатуре космоса среди семи планет, так и гармония слышимых звуков проявляется на меньшем плане, в пределах музыкальной шкалы вечно повторяющихся семи тонов. Отсюда и семь флейт в гортани бога Пана (Природы), с их постепенно уменьшающимися размерами, символизирующими расстояние между планетами и между ними и Землею, и семи-струнная лира Аполлона. Число семь, образуемое сложением числа три (символ божественной триады у всех народов – как христиан, так и язычников) и числа четыре (символ космических сил или элементов), символически указывает на союз Божества и Вселенной; сия пифагорейская идея была использована христианами – особенно в средневековье – широко применявшими число семь в символизме культовой архитектуры. Так, например, знаменитый кельнский кафедральный собор и доминиканская церковь в Регенсбурге обнаруживают это число в мельчайших архитектурных деталях.

Не меньшее значение имеет это мистическое число в мире интеллекта и философии. Греция имела семь мудрецов, христианское средневековье – семь свободных искусств (грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку, астрономию). Мусульманский Шейх-уль-Ислам на каждое важное совещание созывает семь "улемов". В средние века присяга давалась перед семью свидетелями, а самого присягающего семь раз окропляли кровью. Религиозные процессии обходили храмы семь раз, и прежде чем дать обет, верующие должны были семь раз преклонить колена. Паломники-мусульмане, по прибытии в Мекку, обходят Каабу семь раз. Священные сосуды изготавливались из золота и серебра, семижды очищенных. Для древних германских трибуналов выбирали место у семи деревьев, под коими восседали семь "Schoffers" (судей), требовавшие семь свидетелей. Преступнику грозило семи-кратное наказание; и как предписывалось семи-кратное очищение, так сулили и семи-кратную награду добродетельным. Каждый знает об огромном значении, которое придавалось на Западе седьмому сыну седьмого сына. Все мифические персонажи, как правило, имели семеро сыновей. В Германии король, а ныне император не может отказать в просьбе стать крестным отцом седьмому сыну, будь он даже нищим. На Востоке, во время примирения или подписания мирного договора, правители преподносят друг другу либо семь, либо сорок девять (7x7) даров.

Чтобы привести примеры того, что объемлет собою это мистическое число, потребовалась бы целая библиотека. В завершение приведем лишь несколько примеров из области демонического. Согласно авторитетам в этом деле – христианскому духовенству старины – договор с дьяволом содержал семь параграфов, заключался на семь лет и подписывался заключавшим его семь раз; все колдовские отвары, приготовлявшиеся при помощи врага рода человеческого, составлялись из семи трав; выигрывает же лотерейный билет, вытянутый семилетним ребенком. Легендарные войны длились семь лет, семь месяцев и семь дней, и сражающихся героев было семь, семьдесят, семьсот, семь тысяч и семьдесят тысяч. Принцессы в сказках пребывали под колдовскими чарами семь лет, а сапоги знаменитого кота Маркиза де Карабаса были семимильными. Древние делили человеческое тело на семь частей: голова, грудь, живот, две руки и две ноги; а человеческая жизнь подразделялась на семь периодов. У младенца зубки режутся на седьмой месяц; садиться ребенок начинает после четырнадцати месяцев (2x7); ходить – после двадцати одного месяца (3x7); говорить – после двадцати восьми месяцев (4x7); перестает сосать материнскую грудь – после тридцати пяти месяцев (5x7); в четырнадцать лет (2x7) он начинает окончательно формироваться; в двадцать один (3x7) – перестает расти. Средний рост человека, прежде чем человечество дегенерировало, составлял семь футов; поэтому древние законы Запада предписывали, чтобы садовые ограды были семи футов в вышину. У спартанцев и древних персов обучение мальчиков начиналось в возрасте семи лет. А согласно христианским религиям – римско-католической и греческой – ребенок не несет ответственности ни за какое преступление, пока ему не исполнится семи лет, и это также возраст, подобающий для начала отправления исповеди.

Если индусы обратятся к своим Ману и вспомнят, что содержат древние Шастры, они, несомненно, обнаружат источник всей этой символики. Нигде число семь не играло столь выдающейся роли, как у древних ариев Индии. Стоит лишь вспомнить о семи мудрецах – Sapta-Rishis, о семи мирах – Sapta-Lokas, семи священных городах – Sapta-Puras, семи священных островах – Sapta-Dvipas, семи священных морях – Sapta-Samudras, семи священных горах – Sapta-Parvatas, семи пустынях – Sapta-Aranyas, семи священных деревьях – Sapta-Vrikshas и так далее, чтобы убедиться в правдоподобности сей гипотезы. Арии никогда ничего не заимствовали, также как и брахманы, кои были слишком горды и исключительны для этого. Вот откуда тайна и святость числа семь.

ТЕОРИЯ ЦИКЛОВ

С некоторых пор вновь стала привлекать внимание теория, впервые возникшая в древнейшей религии мира – Ведической; теорию эту потом преподавали различные греческие философы, а позднее отстаивали теософы средних веков, но мудрые люди Запада ее решительно отвергают, как, впрочем, и многое другое, в этом мире сплошного отрицания. На сей же раз, вопреки правилу, сами ученые подхватили ее. Статистика событий самого разнообразного характера быстро накапливается и соотносится с серьезностью, требуемой при исследовании важных научных вопросов. Статистика войн и периодов (или циклов) появления великих людей – по крайней мере, почитавшихся таковыми современниками, независимо от более поздних мнений; статистика периодов становления и прогресса крупных торговых центров; взлета и падения искусств и наук; катаклизмов вроде землетрясений и эпидемий; периодов исключительного холода и жары; циклов революций, возвышения и падения империй и так далее – все это подвергается, в свою очередь, скрупулезному математическому анализу. Наконец, даже оккультное значение чисел – в именах, в названиях городов, в событиях и тому подобных вещах – вызывает необычный интерес. Если, с одной стороны, значительная часть образованных людей устремляется в атеизм и скептицизм, то с другой стороны, поток мистицизма в науку явно усиливается. Это – признак неудержимой потребности человечества удостовериться в том, что над материей властвует Высшая Сила, оккультный и таинственный закон, правящий миром, который мы должны изучать и пристально наблюдать, стараясь приспособиться к нему, а не слепо отрицать, разбивая свои головы о скалы судьбы. Не один пытливый ум, изучая периоды благоденствия и бедствий народов и великих империй, был глубоко поражен одною и тою же особенностью их истории – неизбежным повторением схожих исторических событий, происходивших поочередно у каждого из них через равные промежутки времени. Такая аналогия обнаружена между событиями, кои по сути схожи, хотя и разнятся внешней стороною деталей. Таким образом, вера древних в астрологов, прорицателей и пророков может быть оправдана проверкой многих наиболее важных предсказаний, а их предвидение будущих событий отнюдь не являлось чем-либо сверхъестественным. Поскольку предсказатели и авгуры времен древних цивилизаций занимали такое же положение, какое ныне занимают историки, астрономы и метеорологи, то нет ничего удивительного в том, что первые предрекали падение империи или поражение в битве так же, как последние – возвращение кометы, изменение температуры или, скажем, окончательное завоевание Афганистана. И те, и другие должны быть тонкими наблюдателями, а изучением определенных наук прежде занимались так же, как и теперь. Наука наших дней станет "древнею" наукой через тысячу лет. Свободное и открытое изучение науки доступно ныне всем, тогда как прежде – лишь немногим. Тем не менее, и древнюю, и современную – обе можно назвать точными науками; ибо, как астроном сегодняшнего дня основывает свои наблюдения на математических расчетах, так и древний астролог строил свои прогнозы на не менее тонких и математически точных наблюдениях постоянно повторяющихся циклов. И если секрет этой науки ныне утрачен, дает ли это какие-либо основания заявлять, что она никогда не существовала и что для того, чтобы в нее уверовать, нужно проглотить "магию", "чудеса" и прочие подобные пилюли? "Если, ввиду господства современной науки, претензии на предсказание будущих событий должны рассматриваться либо как детская игра, либо как намеренный обман, – говорит корреспондент "Нового времени", лучшей ежедневной литературно-политической газеты Санкт-Петербурга, – то нам следует указать на науку, которая, в свою очередь, начала исследовать и регистрировать события прошлого, выясняя, существует ли в вечно повторяющихся событиях некая периодичность; другими словами, повторяются ли эти события через регулярные промежутки времени у разных народов; а если такая периодичность действительно существует, то обусловлена ли она слепым случаем или зависит от тех же естественных законов, от которых, в большей или меньшей степени, зависят и многие явления человеческой жизни". Безусловно, справедливо последнее. И сей корреспондент имеет лучшее тому математическое подтверждение в своевременном появлении таких трудов, как рассматриваемая здесь работа д-ра Е.Цассе и некоторых других. За последнее время появилось несколько научных трудов по данному мистическому предмету, и сейчас мы рассмотрим некоторые из них, вместе с приведенными в них расчетами, и сделаем это тем более охотно, что в большинстве случаев они принадлежат перу людей величайшей учености.

В июньском номере "The Theosophist" мы уже сообщали о статье д-ра Блохвитца "О значении числа семь" у разных наций и народов – научной статье, недавно появившейся в немецком журнале "Die Gegenwart" – теперь же суммируем в целом мнения прессы о наводящей на размышления работе известного немецкого ученого Е.Цассе, дополнив их собственными соображениями. Его статья, только что опубликованная в "Прусском статистическом журнале", убедительно подтверждает древнюю теорию циклов. Периоды, возвращающие вечно-повторяющиеся события, начинаются с бесконечно малых – скажем, десятилетних – чередований и достигают циклов, продолжительностью в 250, 500, 700 и 1000 лет, которые совершают оборот в себе и друг в друге. Все они заключаются внутри Маха-Юги – "Великого Века", или Цикла по счислению Ману, который сам вращается между двумя вечностями – Пралайями, или Ночами Брамы. Поскольку в объективном мире материи, то есть в системе следствий, малые небесные тела и планеты вращаются вокруг Солнца, то и в мире субъективном, то есть в системе причин, сии бесчисленные циклы вращаются между тем, что конечный интеллект простого смертного рассматривает как вечность, а более глубокая, хотя и все еще конечная интуиция мудреца и философа – лишь как вечность внутри Вечности. "Как наверху, так и внизу" – гласит древняя герметическая максима. Для эксперимента в этом направлении доктор Цассе избрал статистическое исследование всех войн, занесенных в историю, как предмет, который поддается научной проверке легче других. Дабы наглядно пояснить его самым простым и понятным способом, д-р Цассе представляет периоды войн и периоды мира в виде малых и больших волнообразных линий, разбегающихся по пространству древнего мира. Сама идея не нова, ибо такое изображение применялось для подобных пояснений многими древними и средневековыми мистиками – на словах и в рисунках – например, Генри Кунратом[68]. Оно прекрасно отвечает этому назначению и предоставляет нам необходимые факты. Прежде чем перейти к цикличности войн, автор приводит данные о возвышении и упадке великих мировых империй и отмечает их роль во всемирной истории. Он говорит, что если разделить карту древнего мира на пять частей – Восточную, Центральную и Западную Азию, Европу (Восточную и Западную) и Египет – то можно легко проследить, что каждые двести пятьдесят лет через эти районы проходит огромная волна, принося в каждый из них поочередно события своего предшествующего захода. Эту волну можно назвать "историческою волною" 250-летнего цикла. Приглашаем читателя последовать за сим мистическим числом.

Первая из этих волн возникла в Китае, за две тысячи лет до Р.Х. – в "золотой век" этой империи, век философии, открытий и реформ.

В 1750 году до Р.Х. монголы Центральной Азии создают мощную империю. В 1500 году Египет восстает из временного упадка и распространяет свое влияние на многие страны Европы и Азии; а около 1250 года историческая волна докатывается до Восточной Европы, наполняя ее духом экспедиции аргонавтов; она затихает в 1000 году до Р.Х., вместе с осадой Трои.

Вторая историческая волна появляется примерно в то же время в Центральной Азии.

Скифы покидают свою степь и к 750 году до Р.Х. наводняют соседние страны, направляясь к югу и западу; в Западной Азии примерно в 500 году начинается эпоха пышного расцвета древней Персии; эта волна движется на восток Европы, где приблизительно в 250 году до Р.Х. Греция достигает высочайшего уровня своей цивилизации и культуры, и далее на запад, где при рождении Христа Римская империя оказывается в апогее могущества и величия.

Опять-таки, в этот период мы наблюдаем подъем третьей исторической волны на Дальнем Востоке. После длительных революций Китай вновь образует могучую империю, и его искусство, наука и торговля снова процветают. Через двести пятьдесят лет из глубины Центральной Азии появляются гунны; в 500 году нашей эры образуется новое и могущественное Персидское царство; в 750 году в Восточной Европе возникает Византийская империя, а в 1000 году в Западной Европе – Священная Римская Империя, которая вскоре достигает исключительного богатства и великолепия.

В это время с Востока приближается четвертая волна. Китай вновь процветает; в 1250 году монгольская волна, идущая из Центральной Азии, наводняет огромное пространство суши, захватывая и Россию. Около 1500 года в Западной Азии поднимается во всей своей мощи Оттоманская империя и завоевывает Балканский полуостров; но в то же время в Восточной Европе Россия сбрасывает татарское иго и примерно в 1750 году, в царствование императрицы Екатерины, неожиданно достигает величия и увенчивает себя славой. Волна непрерывно движется дальше на Запад, и начиная с середины прошлого века, Европа переживает эпоху революций и реформ; и если, как говорит автор, "позволительно пророчествовать, то к двухтысячному году Европа будет переживать один из редчайших в истории периодов культуры и прогресса". Российская пресса, приняв к сведению этот намек, считает, что "к тому времени Восточный Вопрос будет полностью урегулирован, национальные разногласия европейских народов устранены, и заря нового тысячелетия ознаменуется уничтожением армий и союзом между всеми европейскими империями". Признаки возрождения также стремительно возрастают в Японии и Китае, как бы указывая на приближение новой исторической волны к Дальнему Востоку.

Если от цикла в два с половиной столетия обратиться к циклам, налагающим свой отпечаток на каждый век, и, суммируя события древней истории, проследить становление и расцвет империй, то можно убедиться, что начиная с 700 года до Р.Х., надвигалась 100-летняя волна, возвышая поочередно следующие народы: ассирийцев, мидян, вавилонян, персов, греков, македонцев, карфагенян, римлян и германцев.

Поразительная периодичность войн в Европе была также отмечена доктором Цассе. Начиная с 1700 года н. э., каждые десять лет знаменовались либо войной, либо революцией. Периоды усиления и ослабления военной лихорадки у европейских народов представляют собою волну, удивительно регулярную по своей периодичности и текущую непрестанно, словно гонимую неким невидимым, незыблемым законом. В силу того же мистического закона, похоже, эти события совпадают с астрономическою волною или циклом, который при каждом новом обороте сопровождается весьма заметным появлением пятен на Солнце. Периоды, когда европейские державы являли наиболее разрушительную энергию, отмечены циклом длительностью в 50 лет. Перечислять их все от начала Истории – занятие слишком утомительное и долгое. Поэтому мы ограничим наше исследование только циклом, начинающимся с 1712 года, когда все европейские народы воевали одновременно – в Северной и Турецкой войнах, в войне за трон Испании. Около 1761 года – в Семилетней войне; в 1810 – в войнах Наполеона I. К 1861 году волна немного отклонилась от своего постоянного курса, но годы, непосредственно ей предшествовавшие и следовавшие за нею, как бы компенсируя это отклонение и движимые, возможно, с необычайною силою, оставили в истории рекорды наиболее жестоких и кровавых войн – Крымской войны в предыдущем периоде и Гражданской войны в Америке – в последующем. Периодичность войн между Россией и Турцией кажется в высшей степени удивительной и являет собою весьма характерную волну. Вначале интервалы между повторяющимися циклами составляют тридцать лет – 1710, 1740, 1770; затем эти интервалы уменьшаются, и мы имеем двадцатилетний цикл — 1790, 1810, 1829-30; далее эти интервалы опять увеличиваются – 1853 и 1878. Но если мы примем к сведению длительность прилива волны, приносящей цикл войн, тогда в центре этого цикла – с 1768 по 1812 годы – мы будем иметь три войны продолжительностью в семь лет каждая, а в начале и конце – двухлетние войны. Наконец, автор приходит к заключению, что ввиду этих фактов совершенно невозможно отрицать наличие регулярной периодичности во всплеске психических и физических сил у народов мира. Он доказывает, что в истории всех народов и империй Древнего Мира наиболее важными были тысячелетние и столетние циклы, равно как и циклы меньшей длительности – пятидесяти- и десятилетние, ибо все они неизменно приносили с собою более или менее значительное событие в историю народа, захваченного этими историческими волнами.

История Индии, в сравнении с историей других стран, представляется наиболее туманной и наименее восполнимой. Однако, если бы ее великие события были зафиксированы в их последовательности, а анналы хорошо изучены, то закон цикличности – касательно периодов войн, голода, политических кризисов и других явлений – проявил бы себя и здесь с такою же силой, как и в любой другой стране.

Во Франции некий парижский метеоролог, давший себе труд собрать статистические данные о самых холодных сезонах, обнаружил, что особо суровыми зимами отличались годы, в которых присутствовала цифра 9. Его данные таковы: в 859 году по Р.Х. северная часть Адриатического моря замерзла и в течение трех месяцев была скована льдом. В 1179 году земля покрылась снегом толщиною в несколько футов, даже в зонах с очень умеренным климатом. В 1209 году во Франции глубокий снег и сильный мороз привели к такому бедственному положению с фуражом, что большая часть крупного рогатого скота в стране погибла. В 1249-ом году Балтийское море – между Россией, Норвегией и Швецией – в течение многих месяцев было затянуто льдом, и связь поддерживалась с помощью саней. В 1339 году в Англии стояла такая ужасная зима, что масса народу погибла от холода и голода. В 1409 году река Дунай замерзла на всем своем протяжении – от истоков до впадения в Черное море. В 1469 году все виноградники и фруктовые сады погибли от мороза. В 1609 году во Франции, Швейцарии и северной Италии люди вынуждены были оттаивать хлеб и другую провизию перед едой. В 1639 году значительная часть порта Марсель была затянута льдом. В 1659 году в Италии замерзли все реки. В 1699 г. во Франции и Италии была самая суровая и длинная зима. Цены на продукты питания так сильно поднялись, что половина населения умерла от голода. В 1709 году зима была не менее ужасной. Во Франции, Италии и Швейцарии почва промерзла на глубину в несколько футов, а море, как на севере, так и на юге, покрылось плотною коркою льда толщиною в несколько футов, сковав на многие мили обычно не замерзающие воды. Множество диких зверей, выгнанных стужею из своих лесных берлог и нор, искало убежища в деревнях и даже в городах, а птицы сотнями замертво падали на землю. В 1729, 1749 и в 1769 годах (двадцатилетние циклы) все реки и водоемы Франции в течение многих недель были затянуты льдом, а фруктовые деревья погибли. В 1789 году суровая зима вновь посетила Францию. В Париже термометр показывал 19 градусов мороза. Но самая суровая зима пришлась на 1829 год. 54 дня все дороги Франции были занесены снегом толщиною в несколько футов, и все реки замерзли. В тот год голод и нищета в этой стране достигли своего апогея. В 1839 году во Франции снова была исключительно тяжелая и холодная зима. И ныне, зима 1879 г. снова предъявила свои статистические права, подтвердив фатальное влияние числа 9. Мы предлагаем метеорологам других стран последовать примеру и провести подобные исследования, так как тема эта, бесспорно, одна из самых увлекательных и познавательных.

Вышеизложенного, однако, достаточно, чтобы доказать, что ни идеи Пифагора о таинственном влиянии чисел, ни теории древних мировых религий и философий не являются поверхностными и бессмысленными, как в том хотели бы уверить мир некоторые чересчур ретивые вольнодумцы.

Date: 2016-05-16; view: 339; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию