Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пралайя в современной науке 3 page





Упоминавшееся выше прямоугольное плато у основания разделено надвое... каждая половина представляет собою идеальный прямоугольник 47 х 48 ярдов; а вместе они образуют прямоугольник в девяносто шесть ярдов. Рядом с ним – еще один прямоугольник 47 х 48 ярдов. На вершине наблюдается та же симметрия размеров, кратных двенадцати, и это относится ко всем руинам в этой долине. Случайность ли это, или расчет?.. Курган имеет форму усеченной пирамиды, объем его около 409 971 кубометров... Крепость представляет собою огромное сооружение 25-метровой высоты, размеры которой 148 х 150 ярдов. Наверху видны очертания больших квадратных помещений, но все они заполнены землею. Кто принес сюда эту землю и с какою целью заполнил ею помещения? Засыпать всю площадь этих помещений рыхлою землей, должно быть, требовало почти такого же огромного труда, как и возведение сей постройки... Тремя километрами южнее... находим еще одно аналогичное сооружение... более просторное и с большим количеством помещений... Оно достигает около 156 метров в длину, 154 м в ширину и 30 м в высоту. Все эти руины... обнесены высокими стенами из адобов[41] – огромных кирпичей размером 1 х 2 метра. Объем уаки "Колокол" – 566 184, а уаки "Сан-Мигель" – 718 223 кубических метра. Эти два сооружения, построенные в одинаковом стиле – со следами террас, парапетов, бастионов и со множеством помещений – ныне целиком заполнены землею.

В полутора километрах от этих руин по направлению к "Мира Флорес" находится Очаран – самый большой могильный холм в долине Уатика... Его высота составляет двадцать девять метров, ширина на вершине пятьдесят метров, а общая длина триста девяносто один метр, или же 1284 футаеще одно число, кратное двенадцати. Он обнесен двойною стеной длиною 746 и шириною около 640 метров, охватывающей площадь в 47,4 гектара. Между Очараном и океаном разбросаны от пятнадцати до двадцати руин, наподобие только что описанных.

... Храм Солнца инков, как и храм Чолула на Мексиканском плоскогорье... представляет собою огромную террасированную земляную пирамиду. Она имеет форму полумесяца длиною свыше восьмисот метров, а высота ее от шестидесяти до девяноста метров. Площадь вершины пирамиды около четырех гектаров. Стены во многих местах покрыты красною краской, возможно, охрой, столь же свежею и яркою, как и столетия назад... В долине Каньетэ, напротив островов Чинча Гуано – множество руин [описанных Скуайером]... На холме, известном как "Золотой Холм", находили медные и серебряные булавки, вроде тех, какими дамы закалывают свои шали, щипчики для придания формы бровям и удаления волос на лице, а также серебряные чаши[42].

Побережье Перу [говорит м-р Хит] простирается почти на две тысячи километров, от Тумбеса до реки Лоа на юге. И на всем протяжении разбросаны тысячи руин, помимо упомянутых выше... почти на каждом холме и горном отроге, либо возле них, оставлены реликвии прошлого; в каждом ущелье от побережья до центрального плато – развалины стен, городов, крепостей, усыпальниц и многие, многие километры террас и водопроводов. Вдоль плато и по восточному склону Анд, в местах, где живут дикие индейцы и растут неизведанные, непроходимые леса – всюду те же руины... Однако в горах, где ежегодно месяцами бушуют ураганные дожди и вьюги, с жуткими громом и молниями, руины несколько иные. Эти массивные, колоссальные, циклопические сооружения, построенные из гранита, порфи-ритного известняка и силикатного песчаника, устояли против разрушительного действия времени, геологических трансформаций, землетрясений и кощунственных, опустошительных грабежей завоевателей и кладоискателей. Незацементированная каменная кладка этих стен, храмов, домов, башен, крепостей, гробниц удерживается на месте за счет наклона стен и точности кладки. Все камни, начиная с шестигранников – многогранники; каждый обработан и отшлифован так, чтобы соответствовать соседним с такою точностью, что даже лезвие небольшого перочинного ножа не проходит в швы ни центральных частей, всецело сокрытых, ни внешних и внутренних поверхностей. Эти камни различны по форме и величине, их размеры варьируются от 15 кубических сантиметров до 46 кубических метров, и если среди многих и многих миллионов камней удастся найти хотя бы один, который может встать на место другого, то это будет чистой случайностью. На "Триумфальной улице" в Куско, в стене древнего храма Дев Солнца есть очень большой камень, известный как "камень двенадцати углов", так как он соприкасается с соседними камнями двенадцатью гранями, каждая под своим углом. Кроме этих двенадцати граней, у него есть еще и внешняя, и никто не знает, сколько граней сокрыто внутри кладки. Центральная часть стены крепости Куско выложена камнями высотою 4, длиною 4,6 и толщиною 2,5 метра; все эти камни добывали в каменоломнях за много километров отсюда. Недалеко от города лежит гладкая продолговатая глыба (5,5 метра по большой оси и 3,65 метра по малой). На одной ее стороне вырезаны большие ниши, где может стоять человек, и если он начнет раскачиваться, то приведет в движение всю глыбу. Похоже, что ниши были задуманы именно с этой целью. Одним из самых замечательных и больших каменных памятников является Ольянтайтамбо, руины коего расположены в сорока восьми километрах севернее Куско, в узком ущелье на берегу реки Урубамба. Он представляет собою крепость, сооруженную на вершине покатой скалистой возвышенности. От крепости к долине внизу ведет каменная лестница. Наверху лестницы уложены в ряд шесть больших плит (высота 3,7 м, ширина 1,5 м, толщина около 1 м), между ними и сверху – узкие полоски из камня шириною пятнадцать сантиметров, как бы прикрепленные к плитам, и все – из обработанного камня. У подножия холма, частично насыпанного вручную, и у основания лестницы простирается каменная стена шириною более трех и высотою почти четыре метра, уходящая на некоторое расстояние в долину. В ней расположено множество ниш, и все они обращены на юг.

Руины на островах озера Титикака, откуда начинается история инков, описывались часто.

В Тиауанако, в нескольких километрах к югу от озера, есть камни в форме колонн, частично обработанные и расположенные в ряд на определенном расстоянии друг от друга. Они возвышаются над землею на пять-шесть метров. В этом же ряду находится монолитный портал, ныне разрушенный (высота 3 м, ширина 4 м, размеры дверного проема 26 х 0,97 м). Вся поверхность монолита над входом украшена резьбою. Рядом на земле лежит камень с такою же резьбой, но меньшей величины. Оба камня – из твердого порфира, что отличает их от геологических пород этой местности и дает основание полагать, что они были привезены откуда-то еще.

В Чавин де Уантаре – городе в провинции Уари – также есть достойные внимания руины. Входом в них служит коридор (ширина 1,8 м, высота 2,8 м, длина около 4 м), покрытый сверху частично обработанным песчаником. По обе стороны находятся помещения (шириною 3,6 м), потолок коих выложен большими кусками песчаника (толщиною полметра и шириною 1,8-2,75 м). Стены комнат достигают почти двухметровой толщины и имеют отверстия, очевидно, для вентиляции. В полу этого коридора имеется очень узкий вход в подземный коридор, ведущий под руслом реки на другой берег. Из него было извлечено много уак, каменных сосудов для питья, медных и серебряных инструментов и скелет сидящего индейца. Большая часть здешних руин располагается над акведуками. Мост, ведущий к этим дворцам, сделан из трех обработанных гранитных глыб (длиною 7,3 м, шириною 61 см и толщиною 50 см). Некоторые камни испещрены иероглифами.

В Корралонесе, в тридцати девяти километрах от Арекипы, иероглифы на гранитных глыбах выглядят так, словно их нарисовали мелом. Здесь фигурки людей, лам гуанако[43], круги, параллелограммы, буквы, похожие на R и О, и даже остатки астрономической системы.

В городе Уантара, что в провинции Кастровиррейна, есть сооружение с похожими изображениями.

В Наске (провинция Ика) сохранилось несколько замечательных развалин акведуков (высота 1,2-1,5 м, ширина 1 м), очень прямых, вымощенных сверху каменными плитами, с двойными стенами из необработанного камня.

В Келапе, недалеко от Чочапайаса, недавно исследовалось несколько больших сооружений. Стена из обработанного камня (шириною 170 м, длиною 1120 м и высотою 46 м), нижняя часть которой сплошная; и другая стена, расположенная над нею (имеет 183 м в длину, 153 м в ширину и тоже 46 м в высоту). В обеих стенах прорублены ниши (длиною около метра, шириною полметра и глубиною 0,5 м), в которых покоятся останки древних обитателей – обнаженные, либо завернутые в шали из хлопковой ткани ярких цветов и с прекрасною вышивкой...

За второю, самой высокой стеной, есть еще гробницы, похожие на небольшие печи (высотою 1,8 м и диаметром 7,3 м), а на дне их лежат каменные плиты, на коих покоятся мертвецы. С северной стороны, на вертикальной скалистой поверхности горы стоит кирпичная стена с маленькими оконцами, расположенными на расстоянии ста восьмидесяти трех метров от ее подножия. Ни объяснить их назначения, ни подступиться к ним сейчас невозможно. Высокое мастерство изготовления обнаруженной здесь утвари из золота и серебра, а также изобретательность и прочность сего гигантского сооружения из обработанного камня, вероятно, указывают на до-инкскую эпоху... Если считать, что на двух-тысячекилометровом побережье Перу пятьсот ущелий, в каждом из которых по шестнадцать километров террас в пятьдесят ярусов (что предполагает лишь восемь километров террас в двадцать пять ярусов с каждой стороны ущелья), то мы получаем свыше четырехсот тысяч километров каменных стен, высотою в среднем от одного до полутора метров – сего достаточно, чтобы десять раз опоясать Землю. Какими бы удивительными ни показались эти расчеты, я совершенно убежден, что реальные цифры более чем в два раза выше, так как протяженность ущелий варьируется от пятидесяти до ста шестидесяти километров, а цифра в шестнадцать километров явно занижена. В Сан-Матео, городе в долине реки Римак... где горы возвышаются над руслом реки на четыреста шестьдесят – шестьсот десять метров, я насчитал двести ярусов протяженностью не менее шести километров, а зачастую – и свыше десяти километров.

Кто же тогда [уместно спрашивает м-р Хит] были эти люди, сумевшие прорубить сотню километров гранита, перенести блоки твердого порфира Валовых [44] размеров за многие километры от каменоломен, через долины, простирающиеся на сотни метров, через горы и равнины и не оставившие даже следа, указующего, как и куда они их переносили; люди [как считается], не применявшие железа, а в качестве вьючных животных использовавшие только слабых лам; которые, обработав камни, укладывали их в стены с мозаичной точностью; террасировали тысячи метров горных склонов, возводили холмы из кирпичей и земли и огромные города; оставили после себя глиняные, каменные, медные, серебряные, золотые и вышитые изделия, многие из которых невозможно воспроизвести в наше время; люди, соперничавшие с Дэвами в богатстве, с Геркулесом – в силе и энергии, а с муравьем и пчелой – в трудолюбии?

Кальяо был затоплен в 1746 году и полностью разрушен. Лима была разрушена в 1678 году, и в 1746 году оставалось лишь 20 домов из 3000... однако древние города долин Уатика и Лурин все еще в сравнительно хорошем состоянии. Сан-Мигель де Пуира, основанный Писарро в 1531 году, был полностью разрушен в 1855, но древние руины неподалеку от него пострадали мало. Арекипу снесли в августе 1868, но близлежащие руины не претерпели каких-либо изменений"[45].

Во всяком случае, инженерному искусству настоящее может поучиться у прошлого. И еще многому другому, что мы надеемся показать.

* * *

Итак, мы показали, что относить все эти циклопические сооружения к эпохе инков – еще более несостоятельно и даже более ошибочно, нежели приписывать все каменные храмы Индии буддийским землекопам, что тоже является слишком распространенной ошибкой. Как свидетельствуют многие авторитетные люди, в том числе и д-р Хит, история инков начинается только с одиннадцатого века нашей эры, и периода, прошедшего с того времени до испанского завоевания, явно недостаточно для объяснения столь грандиозных и многочисленных сооружений; да и испанские историки не много знают о них. Опять же не стоит забывать, что языческие храмы были ненавистны нетерпимым римско-католическим фанатикам тех дней, которые при любой возможности либо превращали сии храмы в христианские соборы, либо стирали их с лица земли. Кроме того, у инков не было письменности, а эти древние реликвии минувших веков испещрены иероглифами. "Принято считать, что Храм Солнца в Куско возведен инками, но храм сей построен в позднейшем из пяти архитектурных стилей, различаемых в Андах, каждый из которых, возможно, представляет определенный период развития цивилизации"[46].

Иероглифы Перу и Центральной Америки, похоже, навсегда останутся мертвой буквой для наших криптографов, как некогда – для инков. Последние, подобно древним нецивилизованным китайцам и мексиканцам, регистрировали события при помощи системы кипу (на языке кечуа – узел). Для этого использовали веревку длиною в несколько метров, состоявшую из разноцветных нитей, с которой свисала пестрая бахрома; причем каждый цвет обозначал определенный предмет, а узелки на нитях бахромы – цифры. Прескотт в "Истории покорения Перу" пишет: "Таинственная наука кипу предоставляла перуанцам возможность общения друг с другом и с будущими поколениями..."

Однако, в каждой местности были свои особые методы интерпретации подобных сложных записей, поэтому кипу понимали только там, где его применяли. "Множество кипу, прекрасно сохранивших и цвет, и фактуру, извлечено из могил, – пишет д-р Хит, – но уста, что могли передать словесный ключ, сомкнулись навеки, а искатели реликвий не отметили точное место, где был найден каждый из них, так что записи, кои могли бы поведать столь многое, что мы хотели бы узнать, останутся тайною до последнего дня, когда все станет явным"[47]... если что-то вообще станет явным.

Но что действительно подобно откровению сейчас, когда наш мозг активно работает и ум остро воспринимает исключительные, наводящие на размышления факты, так это постоянные открытия археологов, геологов, этнологов и других ученых. Поскольку человек существует на земле миллионы лет (насколько мы знаем), становится все более очевидным, что теория циклов – единственная достоверная теория, способная разрешить величайшие проблемы человечества, объяснить взлет и падение несчетных наций и рас, их этнологические различия. Эти различия – столь явные, как разница между красивым, умным европейцем и австралийским индейцем-копателем, которая все же заставляет невежд содрогаться и громко возмущаться при мысли о разрушении воображаемой "великой пропасти между человеком и неразумным созданием" – вполне объяснимы. Сей индеец-копатель, живший тогда в окружении многих других диких, хотя по отношению к нему и более развитых народов, которые, очевидно, вымирают, дабы уступить место людям и расам высшего типа, должен рассматриваться так же, как и вымирающие виды животных – и не более. Кто может сказать, что предки этого плоскоголового дикаря – предки, кои, должно быть, жили и процветали среди высочайшей цивилизации до-ледникового периода – не ушли в искусствах и науках гораздо дальше нынешней цивилизации, хотя и в совершенно ином направлении? То, что человек жил в Америке, по крайней мере, 50 000 лет назад – ныне научно доказанный и неоспоримый факт. Мистер А.Олбутт – почетный член Королевского Антропологического Общества – в своей лекции, прочитанной в Манчестере в июне прошлого года, констатировал следующее:

"Недалеко от Нового Орлеана, в теперешней дельте, во время земляных работ по сооружению газового завода была обнаружена целая серия пластов, почти полностью растительного происхождения. На глубине около пяти метров от поверхности земли, под четырьмя слоями погребенных лесов, расположенных один над другим, рабочие обнаружили уголь и скелет мужчины, по строению черепа – представителя туземных краснокожих индейцев. Д-р Даулер считает, что возраст сего скелета – около 50 000 лет".

Неумолимый цикл, с течением времени, низвел потомков поколения покойного обитателя этого скелета до нижайшей точки, и они деградировали как умственно, так и физически – как деградировал современный слон по сравнению со своим горделивым и исполинским предком, доисторическим Sivatherium, ископаемые останки коего все еще находят в Гималаях, или как ящерица в сравнении с плезиозавром. Почему же человек должен быть единственным видом, не изменяющим формы со дня своего первого появления на этой планете? Воображаемое превосходство каждого последующего поколения человечества над предыдущим еще не настолько доказано, чтобы помешать нам в один прекрасный день узнать, что как и все на свете, теория эта тоже имеет две стороны: безостановочный прогресс на одном конце цикла и столь же неумолимый упадок – на другом. "Что касается знаний и могущества, то даже здесь прогресс, который многие считают характерною чертою человечества, совершается исключительными личностями, появляющимися в определенных расах только при благоприятных обстоятельствах, и он вполне совместим с длительными периодами бездействия и даже упадка", – говорит современный ученый[48]. Подтверждение сему находим в современных перуанцах и сиканцах – деградировавших потомках величайших и могущественнейших рас древней Америки.

"Как переменились! Как, должно быть, пали инки, что маленький отряд в сто шестьдесят человек смог беспрепятственно проникнуть в их горные обители, убить обожествляемых ими правителей и тысячи воинов и забрать их богатства – и это в стране, где несколько человек, вооруженных камнями, могли бы успешно противостоять целой армии! Кто мог бы узнать в нынешних индейцах иничуа и аймара их благородных предков?[49]

Так пишет д-р Хит, и его уверенность в том, что Америка некогда была соединена с Европой, Азией, Африкой и Австралией, так же тверда, как и наша. Наряду с интеллектуальными и духовными циклами, должны существовать геологические и физические; небесные тела и планеты, так же, как расы и нации, зарождаются с тем, чтобы расти, развиваться, приходить в упадок и... умирать. Великие нации распадаются, рассеиваются на малые племена, теряют всякое воспоминание о своем единстве, постепенно впадают в примитивное состояние – и исчезают, одно за другим, с лица земли. Равно и великие континенты. Должно быть, некогда Цейлон был частью Индостана. Очевидно, и Испания когда-то соединялась с Африкой, а на месте узкого Гибралтарского пролива в незапамятные времена была суша. Полуостров Гибралтар кишит огромными обезьянами того же вида, что во множестве обретаются на противоположном побережье Африки, тогда как нигде в Испании обезьян не встретишь. И пещеры Гибралтара полны гигантских человеческих костей, подтверждающих теорию, что они принадлежат людям древней, допотопной расы. Тот же д-р Хит упоминает о городе Этен в Америке (7-й градус южной широты), жители коего, принадлежащие к неизвестному племени, изъясняются моносиллабическим[50] языком. Привезенные туда китайские рабочие с первого же дня своего прибытия понимали сей язык. У этого племени свои законы, традиции, одежда, они не поддерживают контактов с внешним миром. Никто не может сказать, откуда и когда они пришли, было ли это до или после испанского завоевания. Для всех, кто случайно оказывается в этих местах, они представляют живую тайну...

Имея подобные факты, способные озадачить точную науку и продемонстрировать наше полное невежество относительно прошлого, воистину, считаем, что ни один человек на земле – независимо от того, касается ли это географии или этнологии, точных или абстрактных наук – не вправе сказать ближнему своему: "Вот границы, коих преступать ты не смеешь!"

Воздавая благодарность доктору Хиту из Канзаса, чья талантливая и интересная статья предоставила нам столько фактов и открыла столько возможностей, мы приводим его заключительные размышления.

"Тринадцать тысяч лет назад [пишет он] Вега, или альфа Лиры была северной Полярною звездой. Сколько изменений с тех пор видала она на нашей планете? Сколько народов и рас рождается, достигает зенита и приходит в упадок; когда пройдет еще тринадцать тысяч лет и Вега вновь займет свое прежнее положение на севере, завершив "Платонический, или Великий Год", не думаете ли вы, что те, кто займет наше место на Земле, будут больше знать о нашей истории, нежели мы – о тех, кто жил до нас? Истинно, мы можем воскликнуть, почти как в Псалмах. "Великий Боже, Творец и Вседержитель Мира, что есть человек, что Ты помнишь его!""

Аминь! – таков должен быть ответ тех, кто еще верит в Бога, "Творца и Вседержителя Мира".

ЗАМЕТКИ К "ТРАКТАТУ О ФИЛОСОФИИ ЙОГИ"[51]

Когда, находясь в Америке и Европе, мы заявляли о квази-чудесной физической выносливости некоторых аскетов Индии – основываясь на свидетельских показаниях очевидцев – широкая публика неизменно встречала наши заявления с недоверием, а врачи и ученые – порою и с презрительною усмешкой. Некоторые из самых остроумных статей, когда-либо печатавшихся в нью-йоркских газетах, подняли на смех наши утверждения. Когда же мы упомянули, что лично знаем не только профессиональных факиров и саньяси, но и таинственных джайнов – способных в порыве фанатизма удерживать дыхание более двадцати двух минут, пока не войдут в глубокий транс, либо поститься более сорока дней и все же остаться в живых – к нашим свидетельствам отнеслись не лучше, чем к утверждениям безнадежного лунатика. Вполне естественно, сей опыт сделал нас весьма осмотрительными, и мы говорим теперь на эту тему довольно сдержанно – исключение составляют лишь хорошие и преданные друзья. Зная, какие гигантские успехи делает биология, мы надеялись, что пройдет не так уж много времени и какой-нибудь научный эксперимент докажет возможность подобных феноменов, вырвав у скептической науки признание в ее былом невежестве. И ныне, похоже, наши надежды сбываются.

Сообщение Рейтера из Нью-Йорка, датированное седьмым августа, оповестило мир о следующем знаменательном событии:

"Д-р Таннер, объявивший, что не верит в гипотезы медиков о голодании, заявил, что сможет прожить сорок дней без еды. Он приступил к осуществлению возложенной на себя задачи 28-го июня и завершил ее сегодня, хотя выгладит изнуренным и истощенным".

Мы сразу же подумали, что наконец-то настало время ознакомить мир с некоторыми фактами, каковые – до дерзкого эксперимента доктора Таннера – несомненно были бы причислены невеждами к разряду выдумок, заодно со сведениями, сообщавшимися нашим журналом ранее, которые, хотя и подтверждались достоверными доказательствами, были расценены скептиками как вымысел. Все эти факты изложены в небольшой брошюре, изданной в Бенаресе тридцать лет тому назад неким англо-индийским доктором; но поскольку предмет сей скептикам был ненавистен, она не смогла в то время привлечь внимание ученых. С любезного согласия достопочтенного пандита Лакшми Нараяны Вьясы из Аллахабада, мы можем перепечатать с его копии великолепную монографию д-ра Пола о философии йоги – в назидание и к удовольствию наших читателей. Написанная много лет назад, работа эта, естественно, не содержит никаких спекуляций современной науки, но все же представляет огромную ценность, ибо пытается честно, с позиции врача, объяснить различные ступени йоговской дисциплины, кои, как мы уже показали, отвергаются как "научно" невозможные. Но так как мы не можем сказать, что автор полностью преуспел в четком изложении своих мыслей и фактов, то осмеливаемся снабдить текст собственными комментариями. Они преследуют двоякую цель: прекратить злобные обвинения нашего Общества в том, что оно не лучше школы "магии" – слово, употребляемое для обозначения нелепого предрассудка и веры в сверхъестественное – и избавить наших читателей от ложных впечатлений.

Мы рады сообщить, что восемнадцать месяцев, проведенных нами в этой стране, и двенадцать месяцев существования нашего журнала принесли свои плоды. Ибо в течение этого времени мы узнали, по крайней мере, об одной весьма важной особенности нынешнего состояния индийского общества. Мы обнаружили, что оно состоит из двух различных партий, одна из коих – партия свободных мыслителей – вceотрицающая, скептическая и всецело материалистическая, независимо от того, принадлежит ли она лиге Брэдло, или "современной школе мысли"; а другая – ортодоксальная, фанатичная, полная не допускающих возражений предрассудков брахманических школ и верующая во все, что угодно, коль скоро оно согласуется с теми или иными Пуранами. Обе – пес plus ultra преувеличения и, как говорится, "каждая является католиком больше самого Папы", представлен ли последний Брэдло, или Всемогущею Кастой самого закоснелого из богов. Несколько достойных исключений лишь подтверждают всеобщее правило.

Теософское Общество – что бы ни говорили враждебно настроенные газеты – знало, почему оно было так необходимо в Индии, и появилось как раз вовремя, чтобы занять место между означенными партиями. Наш журнал, его орган, с самого начала придерживался определенного курса – дружелюбно выслушивать обе эти партии, ожидая подходящего момента, чтобы полностью высказать собственное мнение. Поступая так, он озадачил многих, нанеся обиду лишь нескольким – хотя и не по нашему злому умыслу или вине – дав направление, надеемся, тем, кто в состоянии понять его курс. И теперь, когда год подходит к концу, мы собираемся начать задуманную серию разъяснений, перепечатывая из месяца в месяц трактат д-ра Пола и снабжая текст комментариями, как было сказано выше. В то же время мы будем рады услышать критические суждения всех сведущих в йоге как на взгляды д-ра Пола, так и на наши собственные.

Трактат сей касается в основном практики хатха –, а не раджа-йоги – хотя автор и посвятил отдельную главу каждой из них. Позднее мы объясним огромное различие между ними.

[Во вступительной части этой серии статей автор – д-р Н.К.Пол – говорит о том, что практикуя некоторые позы и подвергая тело определенным упражнениям, индусский экстатик обретает способность не есть и не дышать в течение длительных периодов времени; конечная цель – вызвать состояние транса, во время коего экстатик становится духовидцем и испытывает состояние блаженства. Успех практики этой формы йоги зависит от выдыхания углекислоты и удержания ее в организме. Таким образом, соблюдая все правила регулирования оттока углекислоты, экстатик достигает своей цели. Как утверждает д-р Пол, отток этот можно регулировать в каждом нормально функционирующем организме и в любых условиях. В частности, он говорит: "Употребление спиртных напитков значительно уменьшает отток углекислоты. Агхори – секта индусских факиров – потребляет большое количество спиртных напитков в течение 24 часов"].

Агхори, или Агхора Пантха, вряд ли можно сравнивать с какой-либо системой йоги – даже с хатха-йогой – и вообще говорить о том, что они ей следуют. Они известны мерзкими привычками, питаются всяческою мертвечиной, а в былые времена обвинялись даже в пожирании человеческой плоти! Сии лица, конечно же, обратили спиртные напитки в обычное питье и, в отличие от истинных йогов, попрошайничали и использовали свою систему как средство наживы. Когда от этой секты осталось всего несколько жалких и отвратительных мерзавцев, она была окончательно уничтожена и ныне уже не существует.

[Одним из самых эффективных способов сокращения оттока углекислоты является воздержание от пищи, соразмерное с поддержанием жизни. Воздержание от еды сокращает число вдохов, таким образом уменьшая расход углерода. Мы читаем: "Задержка выдоха... каждодневно практикуется нищенствующими монахами-брахманами, стремящимися к гибернации[52] или йоге"].

Гибернация принадлежит к системе йоги и может считаться одним из ее результатов, но она никак не может быть названа "йогой".

[Увеличение интервала между выдохом и вдохом – еще один важный способ регулирования оттока углекислоты. "Максимальное количество углекислоты, высвобождаемое легкими за определенное время, меньше всего расходуется за счет замедленного, нежели нормального выдоха"].

Таким образом, в этой части трактата мы находим полное обоснование практики индусских аскетов – и даже христианских святых всех времен, начиная с первого века и до наших дней – что мы еще докажем. А потому насмешки невежд, скептиков и материалистов над тем, что им кажется абсурднейшим из занятий, оборачиваются против самих же насмешников. Ибо ныне мы убеждаемся, что если аскет предпочитает подземную пещеру открытому свежему воздуху, дает (очевидно) обет молчания и предается медитации, отказывается прикасаться к деньгам или чему-то металлическому и, наконец, проводит дни свои за занятием, кажущимся наиболее смехотворным изо всех – в сосредоточении мысли на кончике носа – то он делает это не ради того, чтобы разыграть нелепую комедию, и не из слепого предрассудка, но в качестве физической тренировки, основанной на строго научных принципах. Тысячи факиров, госсейнов, байрагов и иных нищенствующих монахов, наводняющих деревни и религиозно-благотворительные базары Индии в нынешний век, могут быть – и несомненно являются – никчемными и праздными бродягами, современными шутами, подражающими великим ученым философам древности. И не остается сомнений, что имитируя асаны и рабски следуя традиционным обычаям своих великих собратьев, они понимают, почему они делают это, не более скептика, потешающегося над ними. Однако если мы внимательнее ознакомимся с возникновением их школы и изучим Йога-Видью [53] Патанджали, мы сможем лучше понять и, стало быть, оценить их, казалось бы, нелепую практику. Если древние не были так сведущи в тонкостях физиологии, как наши врачи карпентеровской современной школы – вопрос сей все еще sub judice – то, с другой стороны, они могли овладеть иным направлением этой науки, другими, куда более глубинными[54] методами, нежели первые; короче говоря, они познали ее оккультные и особые законы лучше нас. Невозможно отрицать, что древние народы обладали глубоким знанием того, что в наши дни зовется "гипнотизмом" или самомесмеризацией – словом, самопроизвольным погружением в транс. Одним из подтверждений этого служит тот факт, что описанный здесь метод известен как традиционный вид практики христианских монахов горы Атос и поныне. Желая вызвать "божественные видения", они часами сосредотачивают мысли и взгляд на пупке. О таком времяпрепровождении в греческих монастырях свидетельствует ряд русских путешественников; и писатели других стран, посетившие сей знаменитый приют отшельников, также подтвердят наши слова...

Date: 2016-05-16; view: 279; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию