Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урбанизм испанских колоний






 

Идею дюреровско-го города использовал известный немецкий зодчий Генрих Шик-гардт*, построивший для эмигрантов-проте­стантов в 1632 г. город Фройденштадт. Он ис­пользовал квадратный план Дюрера, несмот­ря па то что был зна­ком со звездообразны­ми планами итальян­цев и Спекле, которые в то время, наверняка, пользовались популяр­ностью.

0100 Б00 1000 м

Отзвук теории иде­ального города эпохи

Возрождения дошел до многих стран, и можно утверждать, что в других странах новая идея осуществлялась шире, чем в самой Италии. Она на­шла отражение во вновь основанных городских крепостях и в укрепле­ниях большинства существующих городов. Поэтому строительство горо­да Иове Замки в Словакии, в соответствии с концепцией звездообраз­ного «идеального города» в 1580—1588 гг. Оттавием Балдигарой, от носится лишь к немногочисленным свидетельствам раннего применении новых градостроительных идей.

Основной вклад в теорию градостроительства теоретиков эпохи Возрождения — это концепция радиального города с отчетливо выде­ленным центром. Другие идеи теоретиков Ренессанса, выраженные, например, в линейном городе Филарете или в городах-спутниках Лео­нардо, не нашли себе применения в свое время, были забыты и возрож­дены лишь спустя 300 лет, уже на пороге нашего века.

Интересно также воздействие теории идеального города на указы, которые издавали испанские короли с начала XVI в. для городов, закла­дываемых в американских колониях. Первые указы касались прежде неего выбора места для новых поселений с учетом гигиенических усло­вий территории и т. п. Позднее появляются указы, где в самых общих словах рекомендуется строить города прямоугольного плана.

В 1573 г. в Эскориале Филипп II издает общие инструкции, в которых обобщены и объяснены все ранее изданные частные указания. Весь текст обнаруживает очевидную связь с Витрувием и более поздними теоретиками идеального города, что чувствуется как в содержании, так и в построении книги9.

С укреплением абсолютизма и обновлением власти церкви Ренес­санс переходит в барокко, а строительная деятельность все более пере­носится в крупные столичные города. Однако при их реконструкции продолжают использовать теоретические концепции, свойственные иде­альному городу эпохи Возрождения. В отличие от абстрактных схем прошлого теперь учитывается существующий город с конкретным рель­ефом, природными и другими специфическими условиями. В качестве нового элемента в городе или в его окрестностях появляется парк; ос­новой плана становится система прямых и широких улиц, соединяющих важные точки города. Вместо одного центра появляются полицентри­ческие планы с несколькими взаимосвязанными узлами площадей и


* Генрих Шикгардт (1558—1634 гг.)—один из наиболее продуктивных немецких зодчих своего времени. Им построено 12 дворцов, 17 церквей, большое количество монастырей, школ и других зданий. Наиболее известным его сооружением является «Новый дом» в Штутгарте. (Прим. ред.)


5№^3-

о

12. Пьер Шарль Пан-фан. Вашингтон: 1791 г. В первоначальном пла­не особенно отчетливо выражен основной ком­позиционный замысел

 

1 — Капитолий;:' — Дворец президента


 

важных здании, с монументальными осями и композиционными архи­тектурными точками в интервалах между площадями.

В Италии конца XVI в. жизнь сосредоточивается в богатеющем Ри­ме— резиденции пап. Папа Сикст V, избранный в 1585 г.. приступает к грандиозной реконструкции, которая должна была воплотить в себе растущую власть католической церкви и ее главы. Фреска в ватикан­ской библиотеке в общих чертах показывает план города с новой си­стемой улиц, соединяющих семь главных римских храмов, трезубец улиц, выходящих на Пьяцца-дель-Пополо и прекрасную микеландже-ловскую композицию площади на Капитолии. Появляется основа, на которой развивается новая архитектура — архитектура барокко.

Вскоре после этого, уже в XVII в., центр европейского архитектур­ного творчества перемещается в бурбонский Париж с более чем полу­миллионным населением, столицу наиболее богатого и крупнейшего западноевропейского государства. Здесь постепенно вырабатывается трактовка архитектуры классицизма, связанная с античным наследием, приобретшим известность также благодаря Ренессансу. Идеалом оста­ется регулярный город с прямыми улицами, описанный в Энциклопедии Дидро и Даламбера: главные улицы по возможности должны быть перпендикулярны одна другой, группы домов должны быть прямоуголь­ными10. Ту же мысль высказывает и Декарт, полагающий, что «работа, составленная из многих частей и сделанная руками многих мастеров, не имеет такого совершенства, как работа, над которой трудился один человек. Так, мы видим, что здания, созданные одним архитектором.





1000 2000 м

 


 


13. Александр Леблон. Петербург; 1717 г. По­следовательное исполь­зование принципов иде­ального города эпохи Возрождения

.' — дворец Петра I: 2 — со­боры; о —торговая пло­щадь; 4 — пристани со скла­дами; -5—Петропавловска?! крепость; в — Адмиралтей­ство

Город классицизма


как правило, красивее и лучше устроены, чем те, в переделке которых принимали участие многие, пользуясь старыми стенами, построенными для других целей. Точно так же старинные города, разрастаясь с тече­нием времени из небольших посадов и становясь большими городами, обычно плохо распланированы по сравнению с городами-крепостями, построенными на равнине по замыслу одного инженера»11.

Отчетливее других теоретиков того времени понятие города опреде­ляет в 3-й книге своего произведения об архитектуре А. Давиле. Авто­ритетом для него служит только Витрувий, вслед за которым он утверж­дает, что «город с точки зрения гражданской архитектуры — есть ком­плекс кварталов, расположенных по законам симметрии и красоты, а также улиц и общественных площадей, с регулярной красивой и здоро­вой застройкой и со склонами, необходимыми для стока вод»12.

Однако французская урбанистическая школа не только повторяла центрические схемы эпохи Возрождения. Она выработала свои, более сложные и пышные композиции взаимосвязанных пространств и пло­щадей, выявила значимость вытянутых лучей городских улиц с вырази­тельными архитектурными центрами и развила композиционный прин­цип трезубца, который наиболее отчетливо (и впервые после Пьяцца-дель-Пополо) использовала в грандиозном решении Версаля, оказав­шего влияние на дальнейшее развитие градостроительства и паркового искусства.

Те же принципы симметрии, системы прямых широких улиц, пересе­кающихся под прямыми углами, повлияли на разработку планов боль­шинства вновь заложенных городов Соединенных Штатов Америки. Однако здесь эти принципы в большинстве случаев нашли воплощение в механической сетке прямоугольных жилых кварталов. Но кроме них на американском континенте мы встречаемся и с несколько усложнен­ными планами, прообразом которых является ныне уже классическая



О 100

 


 


14. Ярославль. Город­ская планировка с не­правильной сетью улиц до реконструкции перио­да классицизма







Date: 2016-05-16; view: 484; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию