Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Урбанизм испанских колоний
Идею дюреровско-го города использовал известный немецкий зодчий Генрих Шик-гардт*, построивший для эмигрантов-протестантов в 1632 г. город Фройденштадт. Он использовал квадратный план Дюрера, несмотря па то что был знаком со звездообразными планами итальянцев и Спекле, которые в то время, наверняка, пользовались популярностью.
Отзвук теории идеального города эпохи Возрождения дошел до многих стран, и можно утверждать, что в других странах новая идея осуществлялась шире, чем в самой Италии. Она нашла отражение во вновь основанных городских крепостях и в укреплениях большинства существующих городов. Поэтому строительство города Иове Замки в Словакии, в соответствии с концепцией звездообразного «идеального города» в 1580—1588 гг. Оттавием Балдигарой, от носится лишь к немногочисленным свидетельствам раннего применении новых градостроительных идей. Основной вклад в теорию градостроительства теоретиков эпохи Возрождения — это концепция радиального города с отчетливо выделенным центром. Другие идеи теоретиков Ренессанса, выраженные, например, в линейном городе Филарете или в городах-спутниках Леонардо, не нашли себе применения в свое время, были забыты и возрождены лишь спустя 300 лет, уже на пороге нашего века. Интересно также воздействие теории идеального города на указы, которые издавали испанские короли с начала XVI в. для городов, закладываемых в американских колониях. Первые указы касались прежде неего выбора места для новых поселений с учетом гигиенических условий территории и т. п. Позднее появляются указы, где в самых общих словах рекомендуется строить города прямоугольного плана. В 1573 г. в Эскориале Филипп II издает общие инструкции, в которых обобщены и объяснены все ранее изданные частные указания. Весь текст обнаруживает очевидную связь с Витрувием и более поздними теоретиками идеального города, что чувствуется как в содержании, так и в построении книги9. С укреплением абсолютизма и обновлением власти церкви Ренессанс переходит в барокко, а строительная деятельность все более переносится в крупные столичные города. Однако при их реконструкции продолжают использовать теоретические концепции, свойственные идеальному городу эпохи Возрождения. В отличие от абстрактных схем прошлого теперь учитывается существующий город с конкретным рельефом, природными и другими специфическими условиями. В качестве нового элемента в городе или в его окрестностях появляется парк; основой плана становится система прямых и широких улиц, соединяющих важные точки города. Вместо одного центра появляются полицентрические планы с несколькими взаимосвязанными узлами площадей и * Генрих Шикгардт (1558—1634 гг.)—один из наиболее продуктивных немецких зодчих своего времени. Им построено 12 дворцов, 17 церквей, большое количество монастырей, школ и других зданий. Наиболее известным его сооружением является «Новый дом» в Штутгарте. (Прим. ред.)
12. Пьер Шарль Пан-фан. Вашингтон: 1791 г. В первоначальном плане особенно отчетливо выражен основной композиционный замысел
1 — Капитолий;:' — Дворец президента
важных здании, с монументальными осями и композиционными архитектурными точками в интервалах между площадями. В Италии конца XVI в. жизнь сосредоточивается в богатеющем Риме— резиденции пап. Папа Сикст V, избранный в 1585 г.. приступает к грандиозной реконструкции, которая должна была воплотить в себе растущую власть католической церкви и ее главы. Фреска в ватиканской библиотеке в общих чертах показывает план города с новой системой улиц, соединяющих семь главных римских храмов, трезубец улиц, выходящих на Пьяцца-дель-Пополо и прекрасную микеландже-ловскую композицию площади на Капитолии. Появляется основа, на которой развивается новая архитектура — архитектура барокко. Вскоре после этого, уже в XVII в., центр европейского архитектурного творчества перемещается в бурбонский Париж с более чем полумиллионным населением, столицу наиболее богатого и крупнейшего западноевропейского государства. Здесь постепенно вырабатывается трактовка архитектуры классицизма, связанная с античным наследием, приобретшим известность также благодаря Ренессансу. Идеалом остается регулярный город с прямыми улицами, описанный в Энциклопедии Дидро и Даламбера: главные улицы по возможности должны быть перпендикулярны одна другой, группы домов должны быть прямоугольными10. Ту же мысль высказывает и Декарт, полагающий, что «работа, составленная из многих частей и сделанная руками многих мастеров, не имеет такого совершенства, как работа, над которой трудился один человек. Так, мы видим, что здания, созданные одним архитектором.
13. Александр Леблон. Петербург; 1717 г. Последовательное использование принципов идеального города эпохи Возрождения .' — дворец Петра I: 2 — соборы; о —торговая площадь; 4 — пристани со складами; -5—Петропавловска?! крепость; в — Адмиралтейство Город классицизма как правило, красивее и лучше устроены, чем те, в переделке которых принимали участие многие, пользуясь старыми стенами, построенными для других целей. Точно так же старинные города, разрастаясь с течением времени из небольших посадов и становясь большими городами, обычно плохо распланированы по сравнению с городами-крепостями, построенными на равнине по замыслу одного инженера»11. Отчетливее других теоретиков того времени понятие города определяет в 3-й книге своего произведения об архитектуре А. Давиле. Авторитетом для него служит только Витрувий, вслед за которым он утверждает, что «город с точки зрения гражданской архитектуры — есть комплекс кварталов, расположенных по законам симметрии и красоты, а также улиц и общественных площадей, с регулярной красивой и здоровой застройкой и со склонами, необходимыми для стока вод»12. Однако французская урбанистическая школа не только повторяла центрические схемы эпохи Возрождения. Она выработала свои, более сложные и пышные композиции взаимосвязанных пространств и площадей, выявила значимость вытянутых лучей городских улиц с выразительными архитектурными центрами и развила композиционный принцип трезубца, который наиболее отчетливо (и впервые после Пьяцца-дель-Пополо) использовала в грандиозном решении Версаля, оказавшего влияние на дальнейшее развитие градостроительства и паркового искусства. Те же принципы симметрии, системы прямых широких улиц, пересекающихся под прямыми углами, повлияли на разработку планов большинства вновь заложенных городов Соединенных Штатов Америки. Однако здесь эти принципы в большинстве случаев нашли воплощение в механической сетке прямоугольных жилых кварталов. Но кроме них на американском континенте мы встречаемся и с несколько усложненными планами, прообразом которых является ныне уже классическая
14. Ярославль. Городская планировка с неправильной сетью улиц до реконструкции периода классицизма Date: 2016-05-16; view: 484; Нарушение авторских прав |