Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программно-целевой метод





Экономических и социальных процессов

1. Классификация методов планирования и прогнозирования.

2. Балансовый метод.

3. Нормативный метод.

4. Программно-целевой метод.

5. Экспертные методы.

6. Формализованные методы.

Классификация методов планирования и прогнозирования.

Выбор конкретного метода является одной из наиболее важных за­дач планирования и прогнозирования. При этом можно указать три основные группы причин, влияющих на необходимость выбора метода планирования и прогнозирования.

Первая группа состоит в увеличении числа методов планирования и прогнозирова­ния, которое и в перспективе будет возрастать в связи с разнообразием практических задач планирования и прогнозирования. В теории выделяют несколько сотен вариаций методов планирования и прогнозирования. На практике используются только несколько десятков.

Вторая группа причин заключается в том, что в современных неоп­ределенных условиях суще­ственно возрастает сложность как самих решаемых задач, так и объектов планирования и прогнозирования.

Третья группа причин связана с возрастанием динамичности (под­вижности) рыночной среды, ускорением темпов инновационного процесса.

На выбор конкретного метода планирования и прогнозирования влияют:

- существо проблемы, подлежащей решению;

- динамические характеристики объекта планирования / прогнозирования;

- вид и характер информационного обеспечения;

- выбранный период упреждения плана / прогноза;

- требования к результатам планирования и прогнозирования (точности, надежности и достоверности).

Следует иметь в виду, что названные факторы должны рассматри­ваться в системном единстве.

Классификация методов прогнозирования:

1. По степени формализации:

а) интуитивные методы

Данные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Среди интуитивных методов можно выделить такие, как: метод экспертных оценок; метод исторических аналогий; метод прогнозирования по образцу.

б) формализованные

К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы моделирования. Они базируются на математической теории.

2. По привлечению фактического материала:

- фактографические, которые базируются на фактически имеющейся информации об объекте прогнозирования и его прошлом. Они условно подразделяются на: статистические, основанные на построении и анализе динамиче­ских рядов, либо на данных случайной выборки; аналоговые методы, направленные на выявление сходства в закономерностях развития различных систем и процессов. К наиболее используемым фактографическим методам относятся:

- метод группового учета аргументов;

- метод исторических аналогий;

- статистический метод;

- факторный метод;

- метод экспоненциального сглаживания;

- патентный метод прогнозирования;

- цитатноиндексный метод прогнозирования.

- экспертные методы используют мнения специали­стов-экспертов и применяются тогда, когда невозможно собрать большое количество информации об объекте прогнозирования или имеет место неопределенность развития хозяйственной системы.

- Метод «Дельфи»;

- Метод коллективной генеральной идеи;

- Метод «комиссии»;

- Метод морфологического анализа;

- Метод написания сценариев;

- Метод «интервью» и др.

Обоснованность прогноза в значительной мере зависит от выбора метода прогнозирования.

Особое место в классификации методов прогнозирования занимают комбинированные методы, которые объединяют различные методы про­гнозирования. Использование комбинированных методов особенно акту­ально для сложных социально-экономических систем, когда при разработ­ке прогноза показателей каждого элемента системы могут быть использо­ваны различные сочетания методов прогнозирования. Разновидностью комбинированных методов можно считать эконометрическое моделирова­ние.

 

3. По способу прогнозирования:

а) экстраполяция (по математическим моделям; графическая);

б) параметрические (по удельным показателям; по уравнению регрессии);

в) экспертные методы (индивидуальные экспертные оценки; коллективные);

г) нормативные;

д) экспериментальные;

е) индексные.

Прогнозист в процессе исследования выбирает вид методов прогно­зирования, а затем в рамках этой группы отбирает наиболее подходящий, адаптирует его к особенностям объекта, при необходимости модифицирует или разрабатывает свой метод. Подбор адекватного метода позволяет обеспечить функциональную полноту, достоверность и точность прогноза, уменьшить затраты времени и ресурсов на прогнозирование.

 

Методы планирования в отличие от методов прогнозирования не являются столь многочисленными и разнообразными. Чаще всего в качестве методов планирования используют балансовый, нормативный, программно-целевой и экономико-математический.

Балансовый метод.

Сущность балансового метода заключается в достижении увязки имеющихся в наличии ресурсов и фактической потребности в них путем построения баланса и установлении необходимых пропорций. Балансовая увязка является одним из способов изучения динамики экономического показателя и причин этой динамики, анализа влияния отдельных факторов на изучаемый показатель.

Баланс (фр. balance – буквально весы) представляет собой систему показателей, характеризующую какое-либо явление путем сопоставления или противопоставления отдельных его сторон.

Балансы подразделяются:

- по экономическому содержанию: материальные, финансовые и трудовые;

- в зависимости от единиц измерения: натуральные, условно-натуральные, стоимостные;

- в зависимости от сроков действия: текущие, отчетные, прогнозные, плановые.

Материальные балансы – совокупность балансов, показатели которых характеризуют соотношение между производством и потреблением конкретных видов продукции (баланс строительных материалов, баланс оборудования, баланс полезных ископаемых, баланс земельных угодий). Материальные балансы составляются с целью определения потребностей в определенной продукции, возможностей в собственном производстве этой продукции и источников ввоза необходимой продукции из других стран и вывоза за пределы страны.

В таблице представлена простейшая схема разработки баланса промышленной продукции.

Таблица

Материальный баланс промышленной продукции

Ресурсы   Распределение  
1. Остатки на начало периода 2. Производство 3. Импорт 4. Прочие поступления   1.Производственно-эксплуатационные нужды 2. Капитальное строительство 3. Экспорт 4. Рыночный фонд 5. Прочие расходы  
Всего ресурсов: å1 Всего использовано: å2

Обязательным требованием при составлении балансов является равенство двух его частей. Если предполагаемое количество наличных ресурсов превышает намечаемый объем их использования, то образуется излишек ресурса, его перепроизводство. Если же выявляется превышение итога распределительной части баланса над его ресурсной частью, то образуется дефицит ресурса. При наличии несоответствий между частями баланса разрабатываются конкретные мероприятия по их ликвидации.

Трудовые балансы – совокупность балансов, характеризующих различные стороны воспроизводства трудовых ресурсов (формирование трудовых ресурсов за счет трудоспособного населения, распределение трудовых ресурсов по стране, сферам занятости и т.д.). Трудовые балансысоставляются для определения соотношения между имеющимися трудовыми ресурсами и потребностями в них и оценки степени удовлетворения потребностей территории в трудовых ресурсах. Использование трудовых балансов позволяет изучить текущую ситуацию на локальных рынках труда, акцентировать внимание на территориях с напряженной ситуацией и дать обобщающую характеристику трудовых ресурсов в целом.

Финансовые балансы – балансы, которые характеризуют процессы формирования и использования денежных доходов и расходов (платежный баланс, баланс денежных доходов и расходов населения, бюджет). При помощи баланса денежных доходов и расходов населения происходит расчет общего объема и структуры денежных доходов и расходов населения, исчисление реальных и номинальных доходов и покупательной способности населения, а также расчет распределения населения по уровню доходов и доли населения, живущего ниже уровня бедности. Сбалансирование денежных доходов, расходов и сбережений населения – одно из главных условий обеспечения пропорциональности бюджетов различных уровней. Бюджет РФ, субъекта РФ, муниципального образования – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

Особое место в системе балансов занимает межотраслевой баланс производства и использования товаров и услуг. Он отражает сложившуюся систему межотраслевых производственных связей и позволяет дать комплексный экономико-статистический анализ межотраслевых связей в национальной экономике.

Нормативный метод.

Нормативный метод - один из способов обоснования и разработки прогнозных и плановых решений. Он основан на разработке и использовании системы норм и нормативов. Нормы и нормативы применяются для расчета потребности в ресурсах и показателей их использования. С их помощью обосновываются важнейшие пропорции, развитие материального производства и непроизводственной сферы, осуществляется регулирование экономики.

Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «руководящее начало, правило, образец». Под ней понимается некоторая величина, обозначающая предельно допустимое или среднедопустимое количество чего-либо. В самом общем виде норма – научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции (выполнение работы или оказание услуги) заданного качества в условиях планируемого периода. Норма - количественная мера затрат живого или овеществленного труда на единицу продукции, в которой в конечном счете находит отражение уровень развития производства. Норма не только отражает этот уровень развития производства, она активно влияет на него.

Нормативы – это показатели, характеризующие относительную величину или степень использования орудий и предметов труда, их расходования на единицу площади, веса, объема и т.д. (например, коэффициент использования материала, съем продукции с одного квадратного метра производственной площади, процент потерь, коэффициент использования материалов, нормативы режимов резания металлов и др.). Экономические нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и характеризуют необходимый уровень использования ресурса (его удельный расход) на конечный результат или регламентируют отношения в ходе распределения результатов деятельности.

Комплекс норм и нормативов, используемых для разработки прогнозов и планов, оценки их выполнения называется нормативной базой. В зависимости от уровня планового регулирования (народное хозяйство, отрасль, регион, предприятие) изменяются состав и содержание нормативной базы.

Цель разработки системы норм и нормативов — обеспечение научного фундамента прогнозов и планов, их пропорциональности и сбалансированности, в выявлении и учете резервов производства, способствующих повышению эффективности функционирования экономического объекта.

В системе норм и нормативов важнейшими подсистемами являются следующие виды норм и нормативов.

Социальные нормы и нормативы - определяют размеры и структуру социальных расходов, а также процедуры их корректировки (индексации) в зависимости от темпов инфляции и роста заработной платы. Они включают в себя следующие основные нормы и нормативы: уровень жизни; потребление населением отдельных материальных благ и услуг; обеспеченность населения жильем, коммунально-бытовыми и транспортны услугами; уровень развития здравоохранения, науки, культуры, образования, торговли и общественного питания и др.

Финансово-экономические нормы и нормативы - определяют размеры: налоговых ставок (шкалы подоходного налога); ставок налогов на добавленную стоимость; норм амортизационных отчислений; норм обязательных резервов; норм и нормативов отчислений от прибыли; ставки рефинансирования; нормы обязательных резервов; нормативы резервов по ссудам; акцизов и др.

Нормы и нормативы расхода сырья, материалов, топлива и энергии - это нормы и нормативы расхода материальных ресурсов на основное производство, ремонтно-эксплуатационные нужды, запасов материальных ресурсов, расхода материальных ресурсов на капитальное строительство и др.

Нормы и нормативы труда и заработной платы - включают: норматив минимального размера заработной платы; нормативы заработной платы в бюджетных организациях; нормы времени, выработки, численности, обслуживания; использования трудовых ресурсов и др.

Нормы и нормативы охраны окружающей среды - включают нормы и нормативы охраны воздушного бассейна, охраны и рационального использования флоры и фауны, водных ресурсов, земель; запасов природных ресурсов и др.

Финансовые, социальные и экологические нормы и нормативы являются важнейшими регуляторами экономики. Например, с помощью нормативов рентабельности регулируются цены на продукцию предприятий-монополистов, на базе минимального потребительского бюджета, являющегося обобщающим социальным нормативом, должны устанавливаться минимальная заработная плата, формироваться пенсии, стипендии. Экологические нормы и нормативы служат основой при определении величины экологического налога. Кроме того, они учитываются при создании новой техники и технологии, проектировании строительства новых и реконструкции действующих предприятий, осуществлении мероприятии но охране окружающей среды.

Программно-целевой метод.

Программно-целевой методпредставляет собой способ решения крупных и сложных проблем посредством разработки и реализации системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем.

Отличительные черты программно-целевого метода:

1. Используется при наличии проблемных ситуаций, не находящих своего решения в инерционном режиме функционирования.

2. Подразумевает изначальную формулировку системы целей, на достижение которых ориентировано проведение мер, предусматриваемых программой.

3. Предусматривает переход от совокупности системно-организованных целей и задач к системе программных действий, ведущих к ослаблению или снятию проблемы.

4. Опирается на использование логической схемы формирования программ: «цели-пути-средства».

5. Ориентируется на поиск эффективных экономичных вариантов проблемных решений, удовлетворяющих одному из двух условий: достижение заданных величин целевых ориентиров при минимально допустимых затратах ресурсов и в возможно более короткие сроки или достижение максимально возможного целевого эффекта при заданном уровне затрат на решение программной проблемы в определенные сроки.

6. Решает проблемы экономического развития хозяйственной системы во взаимосвязи с социальными, экологическими и другими проблемами, накладывающими ограничения на избираемые программные способы решения проблемы и намечаемые к использованию ресурсы.

7. Предполагает создание и приведение в действие организационно-экономических механизмов реализации намеченных программой мер, контроля за их исполнением, оперативного регулирования и корректирования.

Программа в общем смысле слова – совокупность намеченных, надлежащих последовательному выполнению действий, операций, процедур, связанных с общностью решаемой проблемы, а также информация об этих действиях.

Весь комплекс программ, используемых в России, может быть классифицирован по следующим критериям:

1. по уровню управления: федеральные, президентские, региональные, муниципальные, корпоративные.

2. по отраслевому охвату: межотраслевые, принимаемые полномочными органами исполнительной власти различных уровней (правительство, администрация), отраслевые (ведомственные), принимаемые отраслевым либо функциональным подразделением органа исполнительной власти.

3. по территориальному охвату: вся страна, несколько регионов, регион, несколько муниципальных образований, муниципальное образование, часть муниципального образования.

4. по предметной направленности: социальные, экономические, производственные, экологические, научно-технические и другие.

5. по срокам реализации: краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

6. по масштабу решаемых проблем: комплексные, частные.

7. по характеру решаемых проблем: стабилизации (преодоления кризисного состояния, т.е. антикризисные), развития.

8. по источникам финансирования: федеральный бюджет, региональный бюджет, бюджет муниципального образования, средства предприятий и организаций, кредитные ресурсы, внебюджетные источники и др.

Программа состоит из связанной совокупности разделов условно объединенных в шесть блоков: проблемный, целевой, функциональный, ресурсный, организационный и эффективности.

Проблемный блок программы содержит развернутую постановку проблемы, анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности решения проблемы программно-целевым методом на соответствующем уровне управления.

Целевой блок программы содержит характеристику главной цели программы и подцелей разных уровней, определяющих в совокупности целевую установку программы, а также задачи. В целевой блок входят целевые показатели программы и определяющие их целевые нормативы.

Функциональный блок программы представляет совокупность согласованных по содержанию и увязанных во времени осуществления функциональных мероприятий, направленных на достижение целей программы. Комплекс мероприятий должен обладать свойством полноты в смысле включения в него всех видов мероприятий, необходимых для осуществления целевой установки программы.

Ресурсный блок программы характеризует совокупность объемов и видов материальных, трудовых, информационных, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы, и источники их получения. Показатели ресурсного обеспечения должны быть представлены в соответствии с составом мероприятий программы и намеченными сроками их проведения.

Организационный блок программы характеризует состав и функции органов, участвующих в разработке программы, структуру, права и обязанности органов, управляющих осуществлением программы, особенности хозяйственного механизма управления разработкой и реализацией программы.

Блок эффективности программы содержит общую оценку вклада программы в развитие страны, региона или предприятия, а также оценку эффективности расходования финансовых средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости и после ее реализации.

Экспертные методы.

В основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте.

Термин "эксперт " (от лат. еxpertus - опытный) и производные от него термины применяются в экономической литературе давно. Связано это с тем обстоятельством, что экспертные оценки являются важными инструментами в двух областях исследований: прогнозировании и оценке качества, особенно качества продукции.

Методы экспертных оценок широко применяются на практике и имеют характерные особенности: 1) научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом этапе; 2) применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов.

Всю совокупность экспертных методов можно подразделить на группы по ряду признаков:

по наличию или отсутствию той или иной аналитической схемы проведения прогнозных исследований

v интуитивные,

v структурно-логические;

по количеству привлекаемых к опросу экспертов:

v индивидуальные,

v коллективные;

по форме и способу организации работы экспертов:

v методы, предполагающие личное общение экспертов,

v анонимные экспертные опросы;

по характеру взаимодействия экспертов с организаторами экспертизы:

v очные,

v заочные;

по характеру процесса непосредственной выработки экспертами прогнозной информации:

v методы анкетирования,

v методы генерирования,

v методы свободной дискуссии,

v методы однотуровой и много-туровой экспертизы.

 

Экспертным методам присущи определенные достоинства и недостатки.

Достоинством этих методов является то, что они позволяют принимать решения, когда более объективные методы неприемлемы. Экспертные методы, применяемые квалифицированными специалистами, позволяют дать точную и воспроизводимую оценку. Проведенные эксперименты свидетельствуют, что при правильной методике экспертной оценки погрешность результатов составляет 5 – 10 % и соизмеримы с допустимыми погрешностями измерительных методов. Полученные экспериментальным путем результаты экспертных оценок в разных группах экспертов показали их достаточно высокую воспроизводимость.

Date: 2016-05-16; view: 1316; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию