Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Осторожно — эпидемия!⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
В XXI веке фигура вампира перестала расцениваться как нечто, вызывающее ужас или отвращение, а поскольку перспектива сосуществования с вампиром больше не несет угрозы, то и вопрос о существовании в реальности вампиров — ночных хищников, питающихся человеческой кровью, — перестал вызывать острые дискуссии. Это вполне естественно, ведь вампиры давно перестали быть плодом вымысла, исключительным достоянием фольклора или принадлежностью «коллективного бессознательного». Вампиры стали вполне материальным явлением и постоянно присутствуют рядом с нами: на страницах книг и прессы, экранах компьютеров и телевизоров, в произведениях концептуальных художников и востребованных дизайнеров, на постерах, значках, в дизайне одежды и аксессуаров, среди готического антуража клубов, магазинов, ресторанов и даже в оформлении игрушек. Если бы вампиры и в самом деле существовали, то им захотелось бы погрузиться в счастливую эйфорию — благодаря такой стихийной и весьма успешной смене имиджа им больше нет нужды прятаться и тайком выискивать себе добычу, страшась осиновых кольев, костров и серебряных пуль. В таких комфортных условиях количество вампиров — вымышленных или просто еще не идентифицированных в реальности — кто знает? — множится день ото дня…
И хотя типология вампиров, предложенных сегодня на суд публики, чрезвычайно разнообразна, все же их можно условно разделить на несколько крупных групп, приняв за основание квалификации истоки их происхождения и особенности физиологии. Оставим за пределами исследования так называемых «энергетических вампиров» — это определение скорее метафорическое, а также «подражателей» или «лжевампиров» — людей, возомнивших себя вампирами в силу психических расстройств, и сосредоточим внимание только на тех, кто отличен от человека эволюционно и физиологически.
1. Вампиры — отдельная видовая форма, создавшая собственную цивилизацию, которая существует параллельно с человечеством.
Вопрос о возникновении самого первого вампира представлял непростую задачу для «вампирологов» прошлого, но благодаря эволюционной теории на него можно ответить, не выходя за рамки наукообразной гипотезы. В процессе эволюции некий вид высших приматов эволюционировал и — подобно растениям и насекомым паразитам или же летучим мышам — сформировал процесс метаболизма, основанный на гематофагии — потреблении крови в пищу. Затем этот ночной кровососущий паразит, лишь отдаленно напоминавший человека (вспомните легенды про уродливых упырей!), проявил редкостную способность к мимикрии и приобрел облик, практически не отличимый от человеческого, сохранив лишь некоторые прежние видовые черты. Такая эволюция существенно упростила ночному хищнику процесс охоты.
2. Вампиры — побочная ветвь, возникшая в процессе эволюции человека, и поэтому имеют ряд физиологических отличий от Homo sapiens.
Эта гипотеза происхождения вампиров лишь незначительно отличается от первой — на некоем этапе эволюции вид Homo sapiens разделился, и часть особей изменилась физиологически, образовав расу (или подвид) гематофагов. Такого рода мутации могли стать реакцией на специфические условия обитания (недостаток привычной пищи, длительное пребывание в темноте или холоде, солнечная активность или нагрузки, требующие быстрого, почти мгновенного восполнения энергетических затрат за счет потребления крови). Наконец, причиной эволюционных изменений могло послужить заболевание, сопровождавшееся генетической мутацией, или эпидемия, противостоять которой оказалось возможно, лишь изменив процесс метаболизма.
3. Вампиры — выходцы с другой планеты, внешне похожи на человека, но существенно отличаются от него по физиологическим параметрам.
Гипотеза, высказанная писателями-фантастами: фундамент этой версии заложили Герберт Уэллс и Александр Богданов еще на рубеже XIX и XX веков, а затем — с развитием космической техники и научно-фантастического жанра — она становилась все более и более популярной. Итак, вампиры — выходцы с иной планеты, где они существовали в качественно иных условиях. Неведомым образом эти пришельцы прибыли на Землю, богатую так необходимой им пищей — человеческой кровью, а затем обосновались здесь, разработав определенные правила, позволяющие успешно выжить во враждебном окружении.
4. Вампиры — гибридная форма (симбиот) человека и животных, человека и демонов, человека и инопланетян.
Эта гипотеза близка к третьей — гостям из звездных миров необязательно лично поселяться среди землян на вечные времена. Они могли оставить по себе долгую кровавую память в виде гибридов, склонных к гематофагии. Но самый современный из возможных вампиров-симбиотов, возникших в эпоху популярности «киберпанка», — это гибрид человека и машины — кибер-вампир или вампир-киборг. Механизму, даже если он наделен разумом и эмоциями, требуется энергия, чтобы действовать, а кровь — энергетически насыщенная и питательная жидкость — универсальное горючее для совершенной машины.
Парадоксально, но у современных научно-фантастических гипотез имеются архаичные аналоги. В легендах американских индейцев можно обнаружить существ, возникших в результате слияния хищных зверей (как правило, тотемных) и человека. Симбиоз человека и кровососущей летучей мыши вполне мог бы породить человека-вампира, питающегося кровью, точно так же как и его летучая прародительница. Другой фольклорный источник, который следует вспомнить, — легенды об инкубах и суккубах. Демонические порождения — инкубы — оставляли свое семя сладострастным женщинам, а затем нарождалось потомство, обремененное самыми неожиданными и отвратительными пороками. Демонические сущности в женском обличье тоже могли понести от похотливых грешников, а затем — из озорства или мести — подбрасывали рожденных ими ублюдков к порогам домов добропорядочных людей. Дьявольское отродье вполне могло питать склонность к питью человеческой крови и обладать специфической физиологией.
5. Вампиры созданы искусственно в результате научного, медицинского или алхимического опыта.
Эта гипотеза уступает по древности предшествующей и никак не могла появиться раньше XIX века с его торжеством литературы, культом науки и прогресса. Где, как не в научной лаборатории, можно заниматься поисками бессмертия? Кто, если не врач, способен радикально трансформировать человеческое тело? И только ученый может совершить роковую ошибку и выпустить в мир умного и безжалостного монстра, склонного насыщаться кровью и во множестве плодить подобных себе ночных тварей… В такой версии кроется некоторое внутреннее противоречие — ведь легенды о вампирах и прочих кровососущих монстрах известны с глубокой древности. Противоречие легко устранить, если заменить создателя самого первого рукотворного вампира с ученого-рационалиста на алхимика или чернокнижника времен раннего Средневековья, или на посвященного в алхимические тайны жреца развитой и загадочной цивилизации, будь то Египет, Месопотамия или таинственный культ друидов.
6. Вампиры — выходцы из параллельных реальностей.
Является ли материальная реальность, в которой мы пребываем в настоящий момент времени, единственно возможной? Сложный, философский вопрос. Впрочем, ответ на него может быть проще, чем кажется, — мы формируем собственную реальность на основе нематериальных явлений — предчувствий, мечтаний, снов, верований. Рай и ад были не менее реальны для средневекового христианина, чем медный крестик на шее. Грань между реальностью компьютерной игры и сознанием геймера тоже зыбкая и опасна своей прозрачностью. Поэтому сейчас речь пойдет о гипотезе довольно условной, исходящей из допущения, что параллельно существуют реальности вполне материальные, но отличные от привычной нам. Больше того, при некоторых условиях для обитателей параллельных миров становится возможен переход из одной реальности в другую. Вампир просто шагнул в обжитой нами мир из своего собственного и принес с собой условия вечной игры в хищника и добычу. В исторической перспективе, с некоторым допущением, можно сказать, что ад, валгаллу, «нижний мир» и прочие обиталища демонических сущностей можно рассматривать как параллельные реальности. Тогда логично возвратиться к традиционной романтической версии происхождения вампира — злобного духа, перебравшегося на землю прямиком из преисподней, чтобы творить себе подобных и умножать зло; или вампира — падшего ангела, обреченного маяться среди людей неправедной жизнью.
7. Вампиры — обычные люди, физиология которых радикально изменилась в силу различных причин.
Эта версия наиболее древняя и традиционная. В самом консервативном варианте превращение человека в вампира — посмертная трансформация, отсылающая к обряду инициации. Обычный человек умирает, чтобы возвратиться к существованию уже в новом качестве — как вампир. Что может послужить причиной такой трансформации?
В религиозных культурах превращение покойника в упыря рассматривается как разновидность посмертного воздаяния — ведь кровососущими «живыми мертвецами» становятся в первую очередь те, кто родился вне брака, не был подвергнут таинству крещения или погребения, жил неправедной жизнью, умер внезапно или покончил с собой. Те, кого в общем случае принято хоронить за церковной оградой или вообще запрещено предавать земле. Обитатели «божьего дома». В дохристианских культах славян вероотступников, колдунов, преступников и самоубийц и прочих «умерших не своей смертью», считали недостойными погребения в земле. Земля была источником благодатной жизни для земледельческих племен и заслуживала почтительного отношения. Трупы бросали в овраги, в болота и реки, реже — оставляли в лесах, предварительно заложив ветками и сучьями. Отсюда и название таких покойников — «заложенные» или «закладные». С приходам на Русь христианства языческая практика подверглась осуждению церковных властей, но компромисс был достигнут после создания особого рода общественного института — «божьего дома». «Божий дом» представлял собой обширный погреб и небольшой сарай над ним. В течение года в погреб складировали завернутые в рогожу тела тех, кто, по мнению общественности, не заслуживал полноценного погребения в земле. Смотритель этого своеобразного приюта для мертвых преступников именовался «божедомом». Водились за «заложенными» покойниками и совершенно вампирские грешки — не дожив срока своей земной жизни, они были склонны выбираться из могилы и терзать родных и близких. Злобных покойников мучила постоянная, нестерпимая жажда — по весне или летом они выпивали влагу прямо из земли, всю до капли! — иссушали таким образом поля и губили посевы. Поэтому после Пасхи производилось массовое захоронение тел «заложенных» в братской безымянной могиле, а опустевший погреб «божьего дома» был готов принять новых многогрешных постояльцев[127]. Восстав из могилы, вампир нес смерть в первую очередь собственным родным и близким. По некоторым свидетельствам, ему было достаточно появиться или окликнуть будущую жертву, чтобы превратить ее в вампира или убить. Таким образом в поверьях реализовалась идея наказания за содеянные грехи — кто как не родные должны были удержать его при жизни от губительного грехопадения? Но в более поздних легендах идея наказания и воздаяния уходит на второй план — вампир всего лишь ищет насыщения за счет чужой крови, предварительно прокусывая шею своей жертвы, пострадать могут и незнакомые, и абсолютно невинные люди. «Вампирологи» конца XVII — начала XVIII веков были склонны объяснять феномен вампиризма инфекционным заболеванием, передающимся от вампира к его жертвам и вызывающим у них бред, галлюцинации, затем летаргическое состояние и смерть — временную, мнимую или самую настоящую. Вампиризм превращался в нечто сродни инфекционному заболеванию, передающемуся через укус или несколько укусов. Эта гипотеза заслуживает особого интереса в свете современных знаний о крови. В жизни современного человека нет места постоянной угрозе жизни, его удел — комфорт и стабильность, благодаря которым он успел позабыть, обладателем какого уникального богатства он является с самого момента рождения, — это КРОВЬ. Роскошный дар природы: природа подарила каждому из нас в среднем четыре-пять литров крови (объем крови взрослого мужчины составляет 75 мл на килограмм веса тела; у взрослой женщины этот показатель равен примерно 66 мл). Кровь — вязкая, алая жидкость, циркулирующая в кровеносной системе. При ближайшем рассмотрении она представляет собой взвесь клеточных элементов в прозрачной жидкости бледно-желтого цвета (плазме). Среди растворенных в плазме веществ — мочевина, мочевая кислота, аминокислоты, неорганические соли, большие и очень сложные по структуре молекулы белков — иммуноглобулинов, выполняющих важную роль в борьбе с инфекциями. Плазма служит универсальным связующим звеном между всеми клетками и органами, благодаря ей сохраняется постоянство внутренней среды организма — гомеостаз. В составе крови выделяются три основных типа клеточных элементов: красные кровяные клетки (эритроциты), белые кровяные клетки (лейкоциты) и кровяные пластинки (тромбоциты). Алый цвет крови придает гемоглобин, содержащийся в эритроцитах. Гемоглобин ответственен за бесперебойную доставку кислорода к органам и тканям. В среднем в организме взрослого человека ежедневно разрушается и вновь образуется 200 млрд эритроцитов, что составляет примерно 0,8 % общего их числа (25 трлн). Но функции крови значительно сложнее, чем просто транспорт питательных веществ и вывод из организма отходов метаболизма, обеспечивающий питание и дыхание. С кровью переносятся гормоны, контролирующие множество жизненно важных процессов; кровь регулирует температуру тела и защищает организм от повреждений и инфекций, запуская механизм иммунитета. Лейкоциты уничтожают проникшие в организм враждебные микробы и формируют устойчивость к заболеваниям — иммунитет, за это их называют клетками-солдатами; тромбоциты обеспечивают свертывание крови, предотвращая критическую кровопотерю. Кровь — универсальный носитель биологической информации. Недавно ученые прикоснулись к еще одной загадке крови и выяснили, что в результате некоторых заболеваний или массированных переливаний на протяжении жизни человека кровь способна изменить группу. Способен ли укус вампира вызвать смерть жертвы от кровопотери? Для человека не представляет опасности потеря крови, составляющая до 15 % от общего объема. Результатом более массированной кровопотери может стать смерть. Медленное и продолжительное кровотечение ведет к анемии, а стремительная потеря крови вызывает шок, при котором давление падает так низко, что кровь перестает поступать в сердце[128]. Возможности крови поистине волшебны, пока она остается в приделах кровеносной системы, но принятая через рот, переваренная в желудочно-кишечном тракте человека кровь утрачивает свои уникальные свойства, превращается в обычную еду и оказывает не больший эффект, чем любая другая белковая пища. Разумно предположить, что организм вампиров, если таковые обнаружатся, продемонстрирует способность извлекать из крови полезные вещества в первозданном виде, и этот феномен превращает нашу кровь в желанную пищу и источник существования вампиров. Человеческий организм — динамичная система и легко подстраивается под вызовы окружающей среды, но может ли он под воздействием инфекции перестроиться настолько радикально, что кровь из физиологической жидкости превращается в необходимый компонент питания? Непротиворечивую и элегантную гипотезу такой трансформации предложил писатель-фантаст Святослав Логинов. По его версии, человек, инфицированный вампиризмом при укусе, умирает, как от всякой иной инфекционной болезни, но затем под влиянием специфической бактериологической культуры на его теле развиваются колонии микроорганизмов, которые трансформируют все ткани, от гипофиза до аппендикса, и преображают тело в новую биологическую форму, для которой человеческая кровь является питательной средой. Бактериологическая трактовка вампиризма позволяет объяснить использование против вампиров средств, обычных для обеззараживания, — фитонцидов чеснока, салициловой кислоты, входящей в состав осиновой коры, бензойной кислоты, образующейся при тлении ладана, ультрафиолетовой части солнечного спектра, серебра в различных видах. Новый подход приобретает все больше сторонников — например, к сходной гипотезе прибегают Чак Хоган и Гильермо дель Торо в новом, но уже успевшем завоевать популярность и литературные награды романе «Штамм»[129]. Страх перед эпидемиями — один из самых сильных архетипических страхов жителей современного мегаполиса, а паники, прокатившиеся по крупнейшим центрам Европы, Азии и Северной Америки в связи с обнаружением новых штаммов так называемых птичьего и свиного гриппа сродни «вампирским паникам», потрясавшим мир более трехсот лет назад. На заре человеческой цивилизации медицина и магия были неразделимы, совсем не по случайности блестящий исследователь магии Фрэзер назвал одну из важнейших форм магического воздействия абсолютно медицинским термином — «магия заражения» или «контагинозная магия»[130]. Это ли не лучшая метафора возможности заразиться злом, пороком, разрушительными желаниями как опасной инфекцией? Неважно, какой из предложенных выше версий возникновения вампиризма отдаст предпочтение терпеливый читатель — возможно, под впечатлением от прочитанного он сможет предложить свою собственную, хотя маловероятно, что в ближайшие годы вампиры будут обнаружены в физической реальности, за пределами обширного культурологического пласта, постепенно сформировавшегося вокруг демонических кровососущих сущностей за многие столетия. Вампиры — феномен культуры, сформировавшийся благодаря многолетнему синтезу древнейших ритуалов инициации, жертвоприношения и погребения, фольклора, литературной и кинематографической традиций, медицинских открытий и особенностей собственной физиологии и психики человека. Лишь наши собственные страхи порождают демонов — веру в сверхъестественных существ, смертоносные инфекции и скорый апокалипсис. Но то, что понятно, перестает быть страшным. Стоит лишь систематически заботиться о собственном здоровье, впустить в свою жизнь немного солнечного света, положительных эмоций и юмора, как страх рассыплется в пыль, подобно вампиру под лучами полуденного солнца. Notes Примечания Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1984. Тэйлор Э. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1984. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. По материалам официального сайта автора романа www.stepheniemeyer.com, а также русской версии официального релиза фильма «Сумерки», представленной на сайте www.twilightthemovie.ru. Мезоамерика — термин используется при описании древних цивилизаций Доколумбовой Америки (майя, инки, ацтеки), располагавшихся на территории современных Мексики, Гватемалы, Сальвадора, Гондураса и Никарагуа. По материалам журнала «Вокруг света», февраль 2009 г. Ершова Г. Кровавая жертва или воззвание к небесам? «Вокруг света», № 3 (2786), март 2006. Мифологический словарь под ред. Мелетинского. М.: Советская энциклопедия, 1990. Эсхатологический — предполагающий скорый конец света. Гумилев Л. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. Глава «Тибетский вариант». Цитируемый эпос повествует о происхождении населения Тибета, ведущего свой род от брака горной ведьмы «ракшас» и царя обезьян. Дамбижанцан, известный также как Джа-Лама, в начале XX века возглавлял борьбу монголов против китайского владычества, именовал убийство врагов великим жертвоприношением буддийским богам. Лаврин А.П. Хроники Харона. М.: Московский рабочий. 1993. Там же. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Эпоха великих географических открытий — период с XV по XVII век, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские пути, разыскивая товары, пользовавшиеся большим спросом в Европе. Терехин Э.С. Жизнь растений: В 6 т. / Под ред. А.Л. Тахтаджян. М.: Просвещение, 1980. По материалам сайта www.paranormal-news.ru. По материалам: Цуриков М.Н. Беспозвоночные: следует ли их бояться? Воронежский государственный университет, заповедник «Галичья гора», опубликовано на сайте humane.evol.nw.ru. По материалам: Цуриков М.Н. Беспозвоночные: следует ли их бояться? По материалам сайта www.gazeta.ru. Мосияш С. С. Летающие ночью. М.: Знание, 1985. Хопкинс Дж. Экстремальная кухня. Причудливые и удивительные блюда, которые едят люди. М.: ФАИР-Пресс, 2006. «Bela Lugosi′s Dead» — «Белла Лугоши мертв». Белла Лугоши — легендарный исполнитель роли графа Дракулы в кинокартинах 20 — 30-х годов прошлого века. Истинные знатоки готической субкультуры настаивают на другой версии перевода слогана, обладающей ощутимой инфернальной подоплекой: «Неумершие (непогребенные) — это готы». В 2003 году на основе генетически модифицированной слюны летучей мыши Desmodus rotundus был создан фармацевтический препарат десмотеплаза. Препарат препятствует свертыванию крови и используется в целях профилактики и лечения инсультов, тромбофлебитов, других заболеваний крови. Статистические данные и факты приводятся по материалам информационного агентства Reuters. Мифы древнего Китая. М.: Наука, 1965. Акунин Б. Сигумо, нефритовые четки. М.: Захаров, 2007. Тибетская Книга Мертвых. М.: Фаир-Пресс, 2003. Мелтон Дж. Г. Энциклопедия вампиров. М., 1999. Патернализм — социальная структура, в которой лицо, наделенное властью, обращается с нижестоящими на основе авторитарных отношений: как властный, но доброжелательный отец с неразумным ребенком. Таким образом более сильный стремится узаконить экономическое и политическое неравенство. Патернализм широко используется как средство легитимации в доиндустриальных обществах, в колониальных режимах и в личных отношениях. Богомильство, павликанство — широко распространенные ереси середины первого тысячелетия. Разделяя учение о Христе, люди тем не менее отрицали институт церкви, культ святых, иконы, расходились с католической и православной концессиями в трактовке основных христианских догматов. Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского. М.: Советская энциклопедия, 1990. Мифологический словарь. Монтегю С. История вампиров. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. Заблудовский П.E., Рубакин А.Н., Якубова Е.Н. и др. История медицины (Материалы к курсу истории медицины). Вогралик В.Г. Тридцать лет научного изучения и практического применения традиционного лечебного метода восточной медицины — чжэнь-цзю // Сб.: Новые данные по рефлексотерапии внутренних болезней. Горький, 1987. С. 10–18. Заблудовский П.Е., Рубакин А.Н., Якубова Е.Н. и др. История медицины (Материалы к курсу истории медицины). Флейшгауэр В. Пурпурная линия. М.: ACT; ЛЮКС, 2005. Шойфет М.C. 100 великих врачей. М.: Вече, 2004. Гершензон М.А. Робин Гуд. М.: Тропа, 1991. Воропаев В.А. Последние дни Гоголя как духовная и научная проблема. По материалам православного образовательного портала «СЛОВО»; www.portal-slovo.ru. Большая медицинская энциклопедия. М.: Астрель, 2006. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. ЦГНИИ ИНИОН РАН, 1999. Цит. по: Православная энциклопедия. Обряды, таинства, посты, праздники. М.: ACT, 2007. Инститорис Г. Молот ведьм. СПб.: Амфора, 2005. Инститорис Г. Молот ведьм. СПб.: Амфора, 2005. Новое время — продолжительный период истории между Средневековьем и так называемым новейшим временем. «Новое время» довольно условный термин и не имеет однозначной датировки. В русской историографической традиции за точку отсчета принимают «Славную революцию» 1640 г., а концом — Первую мировую войну 1914–1918 гг. Эпоха Просвещения — начало относят к периоду от конца XVII до середины XVIII века, когда религиозное мировоззрение сменилось «философией научного рационализма», конец связывают со смертью Вольтера (1778) или периодом Наполеоновских походов (1800–1815). Итальянские ученые нашли скелет вампира. По материалам сайта lenta.ru, новость от 06.03.2009 г. Мелтон Дж. Г. Энциклопедия вампиров. Николаев К.Н. Вампиры и оборотни. Энциклопедия загадочного и неведомого. М.: ACM, 1997. Шойфет М.С. 100 великих врачей. М.: Вече, 2004. Йен П. Перст указующий. М.: ACT; Ермак, 2003. Йен П. Перст указующий. Гаврилов O.K. Очерки истории развития и применения переливания крови. Л., 1968. Здесь и далее показания свидетелей обвинения цитируются по статье Жан Клода Фрера «Этот чудовищный Жиль де Рэ. Канонический процесс. Предисловие к роману Жоржа Карла Гюисманса „Без дна“» / перевод В. Каспарова. М.: Энигма, 2006. Предисловие к роману Жоржа Карла Гюисманса «Без дна», перевод В. Каспарова. Предисловие к роману Жоржа Карла Гюисманса «Без дна». Жаворонков П. Мрачный PR Средневековья, или Может ли пастушка управлять государством? Деловой еженедельник «Компания» от 09.07.2001 г. Вальденсы — еретическое религиозное движение в западном христианстве, определяемое как религиозная деноминация или секта, отрицали право Церкви иметь собственность, собирать десятину, отвергали католические таинства, поклонение иконам, почитание креста, проповедовали апостолическую бедность и мирскую проповедь. Учение вальденсов отличалось от дуалистической альбигойской ереси, распространенной в то же время на юге Франции, и смешивать их не следует. Таксиль Л. Священный вертеп. Русская правда. М., 2008. Макарова Н.Е. Тайны великих долгожителей. М.: Литература, 1997. Николаев К.Н. Вампиры и оборотни. Энциклопедия загадочного и неведомого. М.: ACM, 1997. Николаев К.Н. Вампиры и оборотни. Мелтон Дж. Гордон. Энциклопедия вампиров. По материалам официального сайта «Великой ложи России», www. freemasonry.ru Андреэ И. Химическая свадьба Христиана Розенкрейца в году 1459. М.: Энигма, 2006. Макарова Н.И. Тайные общества и секты. М.: Литература, 1996. Максимов М. Розенкрейцеры и их судьба в Советской России. «Вестник», № 2 (261) от 16 января 2001. Пуассон А. Теории и символы алхимиков. Книга алхимии. СПб.: Амфора, 2006. Макарова Н.И. Тайные общества и секты. Брачев B.C. Масоны в России: от Петра I до наших дней. СПб.: Стомма, 2000. Гайдар А. Тимур и его команда: Повести и рассказы. СПб.: Астрель, 2005. Максимов М. Розенкрейцеры и их судьба в Советской России. «Вестник», № 2 (261), 16 января 2001. Артамонова Е. Легенда о великом изверге. «Наука и жизнь», № 2, 2005. Там же. Брем Стокер. Дракула. М.: Энигма, 2005. Монтегю С. История вампиров. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. Артамонова Е. Легенда о великом изверге. История о наказании наглеца, отказавшегося снять головной убор, имеет широкое хождение в полуфольклорных биографиях исторических личностей — аналогичное зверство приписывали и китайским императорам, и Ивану Грозному, и Генриху VIII, и даже Лаврентию Берия с камбоджийским диктатором Пол Потом! Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. О западноевропейских литературах XVI — первой половины XIX века. М.: Худож. лит., 1990. Спрэг де Камп Л. Лавкрафт: Биография. СПб.: Амфора, 2008. За некоторое время до описываемых событий леди Каролина Лэм издала роман «Гленарвон», в котором вывела экс-любовника, лорда Байрона, под именем лорда Ротвена, о чем Полидори был прекрасно осведомлен. По материалам сайтов www.kinopoisk.ru,ru.wikipedia.org. Преет Т., Раймер Д. Варни-вампир, или Утро кровавого пира. М.: Рипол Классик, 2002. Pulp-fiction — синоним отечественного «туалетные романы» — уничижительное определение для литературы «одноразового чтения», книжек карманного формата с увлекательным сюжетом и сомнительным литературным качеством — детективы, любовные романы, хоррор, мистика. Преет Т., Раймер Д. Варни-вампир, или Утро кровавого пира: 1–3. М.: Рипол Классик, 2005. Иваницкий Г. (член-корреспондент РАН). Переливание крови: за, против, альтернатива. «Наука и жизнь», № 2, 1999. Оловникова Н. (Гематологический научный центр РАМН, Москва). Группы крови: сто лет спустя после открытия. «Наука и жизнь», № 7, 2002. К большому разочарованию любителей йогурта, работа кишечника имеет довольно опосредованное отношение к процессу кроветворения, а состояние иммунитета — прямая функция кровеносной системы, что ни в коей мере не умаляет достоинств этого вкусного и полезного продукта. По статьям Полины Демидчик на форуме сайта helvet.ru. Антиген Leb — представитель системы Льюис, еще одной из 25 выявленных и классифицированных систем антигенов. Оловникова Н. Группы крови: сто лет спустя после открытия. По материалам сайта heel.com.ua. Богданов A.A. Тектология: Всеобщая организационная наука. М.: Экономика, 1989. Неизвестный Богданов. Кн. 1.. М.: ИЦ «АИРО — XX», 1995. Богданов А. Красная звезда. М.: Правда, 1990. В 20-х годах прошлого века было обнаружено, что при внезапной смерти один из белков — фибрин, отвечающий за свертывание крови, — не выпадает в осадок. Поэтому кровь остается жидкой и некоторое время пригодна к переливанию. Сингаевская О. Еретик Богданов. «Зеркало недели», № 35 (460), 13–19 сентября 2003 г. Дворкин А.Л. СЕКТОВЕДЕНИЕ. Тоталитарные секты. Нижний Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2002. Политические деятели России 1917. Биографический словарь. Москва, 1993. Донское С.И., Ягодинский В.Н. Последние дни А.А. Богданова. Хроника трагических событий. Вестник службы крови России, № 1, март 2006 г. Настоящее имя режиссера — Фридрих Вильгельм Плумпе. Оригинальное название фильма — «Nosferatu, eine Symphonie des Grauens». Информация с сайта nosferatumovie.com. Комаров С. История зарубежного кино: В 2 т., т. 1. М.: Искусство, 1965. Настоящее имя актера — Уильям Генри Пратт. Монтегю С. История вампиров. Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. М.: Вост. лит., 2003. Николаев К.Н. Вампиры и оборотни. Энциклопедия загадочного и неведомого. М.: ACM, 1997. Лозинский С.Г. История папства. М.: Политиздат, 1986. Русский биографический словарь А.А. Половцова. Электронная репринтная версия на сайте www.rulex.ru. Рязанцев С. Танатология — наука о смерти. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994. Николаев К.Н. Вампиры и оборотни. Энциклопедия загадочного и неведомого. Вильнев Р. Оборотни и вампиры. М.: Крон-Пресс, 1998. Исхаков О. Вампиры и оборотни среди нас. Хроника исследования. По материалам сайта old.gothic.ru. Монтегю С. История вампиров / Пер. с англ. Р.Ш. Ахунова. Николаев К.Н. Вампиры и оборотни. Николаев К.Н. Вампиры и оборотни. Оригинальное название картины «City of the Living Dead. Gates of Hel», но фильм Фульчи известен также под названием «Зомби, повешенный на веревке колокола». Маркулан Я. Киномелодрама. Фильм ужасов. Кино и буржуазная массовая культура. Л.: Искусство, 1978. Фэндом — сообщество поклонников определенного предмета, как правило, литературного произведения, автора или направления. Напомним, что оригинальный слоган фильма звучит как: «When you can live forever what do you live for?» «Если ты можешь жить вечно — ради чего ты живешь?», предложенный же русскими прокатчиками вариант — «Запретный плод сладок». Бережной С. Те, которые всегда возвращаются (Краткий очерк истории киновампиризма), «Взгляд из дюзы», 2002. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. Руководство по гематологии / Под ред. Воробьева А.И. Т. 1–2. М., 1985. Дель Торо Г., Хоган Ч. Штамм. М.: Издательство Клуб 36′6, 2009. Фрэзер Дж. Золотая ветвь.
Date: 2016-05-16; view: 377; Нарушение авторских прав |