Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ступень десятая. Пойми свои чувства
Познай себя. Сократ Если быть абсолютно логичным, ничего нельзяоткрыть. Альберт Эйнштейн То, что мы оставили позади и то, что ждет насвпереди — просто чепуха по сравнению с тем,что находится у нас внутри Ральф Эмерсон Невозможно прекрасно себя чувствовать безсобственного на то разрешения. Томас Фуллер
Про человека, добивающегося успехов на своей ниве, говорят, что он «себя знает». Невозможно прийти к успеху одним умом, ибо ум, чаще всего, лишь хранилище стереотипов, а повторяя известное всем, не построишь крупного успеха. Все успешные люди имели развитую творческую интуицию, позволяющую им принимать в критические моменты единственно правильное решение. Однако интуиция Творца Успеха — лишь вершина пирамиды, которую закладывает человек на пути самопознания и она не может развиться, покуда человек не заложил для нее основу через раскрытие других измерений своего «я». Именно в этом смысл выражения Сократа, взятого в эпиграф этой Ступени. Что же стоит за пресловутым Сократовским «Познай себя»? Прежде всего, как мы можем предположить, речь идет о тех частях нашего «Я», которые мы знаем меньше всего. Если за основу нашего исследования человека взять модель, предложенную Карлом-Густавом Юнгом, состоящую из ума, тела (ощущений), эмоций и интуиции, то для большинства людей мы можем смело отнести ум — к относительно познанной части, тело — к относительно непознанной и эмоции, как и интуицию — к почти непознанным частям, которых для многих как бы и не существует. Зная свой ум и доверяя ему, как старому знакомому, больше всего, мы вручаем ему бразды правления над остальными нашими частями. Однако это вовсе не означает, что он справляется с нашим поручением наилучшим образом, и потому мы вправе задать себе вопрос: не пора ли нам научиться связываться с другими частями нашей личности напрямую, избегая его навязчивого посредничества? Может быть, именно это подразумевали буддисты, говоря о состоянии «не-ума» и Иисус, призывающий стать хозяином своему уму и отвести подобающее ему место, чтобы слуга более «не правил в доме». Аргументов, свидетельствующих о все возрастающей руководящей некомпетентности ума в нашем внутреннем мире, предостаточно. Разве не бывает так, когда ум, верный идеологии супружеской верности или религиозной греховности, подавляет желания любви или секса? Разве не бывает так, что ум, одержимый идеей будущего выигрыша, толкает человека на бессмысленные страдания в настоящем, пройдя через которые он остается у разбитого корыта? Разве это редкость, когда желая получить галлюцинацию наркотического угара либо избавление от навязчивых мыслей, ум толкает тело к саморазрушению через прием наркотиков или самоубийство? Так, абсолютизируя узкий круг знакомых ему и превозносимых им телесных потребностей, ум навязывает телу излишнюю пищу, тепло и комфорт, не подозревая о том, что в теле, для сохранения его жизнеспособности, в непроявленном виде существуют и иные потребности — в голоде, холоде и напряжении — ибо только при равновесии этих двух крайностей оно способно сохранить необходимый для здоровья баланс. Более того, подавляя природные приносящие здоровье потребности, ум с успехом развивает неприродные до такого гипертрофированного состояния, что может привести человека к страданиям, болезням, смерти и даже самоубийству. Эти потребности известны всем — деньги, почет, престиж, слава и власть. При этом, как мы уже знаем, ум может употреблять огромное количество энергии для подавления самой естественной человеческой потребности — сексуальной, или тратить еще большее количество энергии для того, чтобы извратить ее ход. В обществе людей, познавших себя, такое было бы невозможно. Если даже тело страдает от последствий «плохого управления», то что уж говорить о такой смутной области, как чувства. «Шестое чувство», «источник творчества и вдохновения», «муза», «ангел-хранитель», или попросту — интуиция, являющаяся высшим, по отношению к нашему повседневно функционирующему уму, разумом (ибо не нуждается в сборе фактов и информации для принятия решений), у большинства людей просто спит, уступая место в текущей повседневности навязываемым умом привычным стереотипам и пробуждаясь лишь в крайних, особо опасных для выживания обстоятельствах. Однако как можно познать «шестое чувство», не зная остальных пять? «Попробуйте прочувствовать ситуацию», — часто слышим мы в кабинете психолога. С такой фразой, как правило, обращаются к тем, кто уже проделал определенную работу с пятью чувствами и открыл для себя шестое — интуицию. Причина же того, что все остальные люди интуицией не пользуются, проста: не знающему пяти базовых периферийных чувств, невозможно понять и центрального, высшего — шестого. Ошо называл интуицию «центром нашего естества». Будучи децентрированными, мы совершаем маятниковые движения от одной крайности стереотипов и верований к другой — бессмысленной агрессии и животным страхам, которые сидят в нас настолько глубоко, что мы даже не видим, в какой степени они управляют нашими поступками и поведением (см. Ступень «Приручи манипулятора»). И потому-то самой загадочной, непознанной и неуправляемой для большинства людей областью остаются чувства, которые управляют нашей жизнью в гораздо большей степени, чем мы умеем управлять ими сами — как тут не вспомнить о паруснике, который несется на рифы без руля и без ветрил. Устойчивое радостное самочувствие человека, который обрел Качество Самопознания вместе с возможностью жить по интуиции — вот основной критерий, позволяющий определить, вышли ли мы уже на тропинку успеха или продолжаем брести по пыльной дорожке общественно значимых понятий. Самочувствие прекрасно у знающих себя людей, доверяющих своей способности справиться с любой жизненной ситуацией, своему будущему и своей судьбе. Доверять же себе возможно, прежде всего, доверяя своим чувствам, ибо в уме находится слишком много слов, образов и фантазий, которые представляют собой не столько наш собственный багаж, сколько осколки стереотипов и идеологий, бессознательно проглоченных в детстве под прессом психологического насилия школьных и семейных манипуляций. Мы часто не понимаем того, что мы чувствуем. Человек может жить в приличной, по определению других людей, семье, заниматься престижной, по общественным понятиям, деятельностью и получать неплохой доход — но при этом оставаться внутренне несчастливым. Подтверждения тому — это постоянные переживания грусти, подавленности и депрессивных состояний, от которых рукой подать до болезней и, в конечном итоге, потере того, что еще вчера могло быть предметом зависти его друзей и знакомых. Чувство гораздо ценнее для нашей индивидуальности, чем то, что мы делаем, как мы делаем и сколько за это платят. Люди, выбравшие в молодости менее престижные или доходные занятия и научившиеся со временем получать от них удовольствие, в конечном итоге достигали куда больших высот чем те, кто еще с молодости зацепился за «теплое местечко» и тихо продолжал там прожигать свою жизнь. Радостная трудность, выбранная в начале пути, в конце приносила всегда больше, чем позолоченная на старте грусть, вызванная насилием над собой во имя достижения продиктованных стереотипами или идеологиями интересов. Как мы уже говорили, большинство людей своих чувств не знает и не принимает (а значит, и не любит) ту часть своего «Я», которая отвечает за распознавание чувств и использование их энергий в разумных целях. Имя же части, которая подавляет наши чувства, уже нам известно — это наш ум, который всякий раз готов нам доказать, что проявление чувств несвоевременно и неблагоприятно для нас, хотя избавить нас от них он не в силах. Ум — мужская, подавляющая и анализирующая часть нашего «Я», живущая стереотипами прошлого и планами на будущее. Чувства — часть женская, воспринимающая и синтезирующая наше восприятие с ситуацией, всегда живущая здесь и сейчас. Всю видимую историю цивилизации человек, живший в культуре превозносящей мужские ценности власти и управления и отрицавшей женские ценности самопознания и партнерства, подавлял свои чувства. Мы все, женщины и мужчины, традиционно закрепощаем свою интуитивную и эмоциональную (по Юнгу — иррациональную) женскую часть и превозносим мужскую (рациональную), ассоциирующуюся с играми ума и погоней за односторонними ощущениями тела. Между тем, непознанные нами чувства, независимо от нашего отношения к ним, живут собственной, и (в тех случаях, когда мы не знаем о них) неподконтрольной и неподвластной нам жизнью. Чувства агрессии и раздражения, освященные государственными идеологиями, толкают людей на развязывание войн и убийства друг друга. Чувство страха привлекает к нам людей, стремящихся управлять нами или поставить нас от себя в зависимость. Чувство вины, как мы уже знаем, приближает к нам всевозможных манипуляторов, которые желают нами попользоваться. И даже чрезмерно зацепленное за одни и те же стереотипные проявления чувство радости способно подтолкнуть нас к формированию пагубных привычек и, в конечном итоге, к той же зависимости. Поэтому наш самый важный разговор — о чувствах. Впрочем, прежде чем мы научимся выражать свои чувства и, тем более, управлять ими, нам нужно хотя бы определиться, знаем ли мы, что это такое. Не все то, что считают чувствами окружающие нас люди, считается таковыми. Вследствие существующих в человеческой культуре жестких стереотипов по отношению ко всему, что касается внутреннего, эмоционального мира человека, почти во всех языках мира, и особенно западных стран во всем, что касается чувств, происходит невероятная путаница. Когда я на своей лекции прошу слушателей назвать все известные им чувства, то после их продолжительных раздумий, мне обычно приходится записать на доске примерно следующий список: Чувства: гнева, страха, ненависти, удовлетворения, любви, вины, долга, зависти, ревности, голода, тоски, удовольствия, мести, радости, спокойствия, безразличия, жалости, грусти, депрессии, комфорта, печали, обиды, стыда, легкости, выздоровления, неполноценности, времени, зависимости, телепатии и т. п. Можно ли все понятия из этого списка отнести к чувствам? Все зависит от того, с какой точки зрения на это смотреть. С точки зрения обиходного языка, действительно, все перечисленные слова можно употреблять, предваряя словом «чувство». С точки же зрения психологической науки, большинство из названных здесь понятий чувствами как раз и не является. В данном случае проблема языка лишь отражает проблему человеческого сознания: на протяжении всей своей истории мы слишком мало исследовали наши чувства, чтобы с успехом заключать, что можно считать чувством, а что нет. Наш язык является не более, чем отражением многолетнего человеческого невежества относительно всего, что касается эмоциональной и душевной сферы человека, завесу над которой психология начала приоткрывать только в последние десятки лет. Именно поэтому для многих эмоциональных состояний язык даже не имеет названия, а многие понятия, хоть и названы чувствами, на самом деле бесконечно от них далеки. Попробуем разобраться в этом сейчас. Сначала нам следует удалить из списка те слова, которые явно не соответствуют эмоциональной природе человеческих проявлений. Это так называемое чувство долга, которое скорее можно отнести к идее ума, о том, что мы кому-то что-то должны (хотя эта идея и может быть подкреплена реальным чувством страха за то, что вы будете иметь проблемы, если этого не сделаете). Естественно, путаница вокруг чувства долга очень на руку всем, кто по сей день пытается поработить человеческое сознание обилием всевозможных идеологических форм или простыми манипуляциями на бытовом или жульническом уровне. Точно так же чувства вины, жалости, стыда и неполноценности, если убрать из них компонент страха оказаться плохими, являются в гораздо большей степени идеями, чем чувствами, которые зачастую теряют свою силу, как только человек найдет в себе мужество избавиться от навязанных ему извне всевозможными манипуляторами обязательств. Чувство времени, также как чувства телепатии, ауры, другого человека а также чувство, что что-то надо сделать имеет отношение как раз не к эмоциональной, а к интуитивной сфере. Просто интуицию, поскольку она познана еще в меньшей степени, чем чувства, мы часто и привычно помещаем в одну шкатулку со всем прочим непознанным и неведомым. Чувство мести на самом деле является и не чувством вовсе, а желанием, проистекающим вследствие неполного переживания чувства гнева или печали. Чувства голода, легкости, тяжести, боли, выздоровления, комфорта (дискомфорта) или удовлетворения однозначно принадлежат к телесной, а не к эмоциональной сфере проявлений человека. Их правильнее было бы назвать ощущениями. (Хотя некоторые чувства и могут быть причиной определенных ощущений, смешивать эти понятия не следует: ведь одно и то же чувство у разных людей может вызывать разные ощущения, а похожие ощущения могут приходить и без участия данного чувства). Особое место в нашем списке занимают чувства ненависти, обиды, зависти, ревности, депрессии, зависимости и т. д. В этих сращениях (их правильнее было бы называть именно так) присутствует как эмоциональный (чувство), так и умственный (идея) компонент. Например, ревность может быть описана, как чувство гнева из-за идеи, что кто-то дает другому то, что он должен был бы давать мне; зависть — как чувство гнева (печали) из-за идеи о том, что кто-то получает нечто большее и лучшее, в то время, как это мог бы получать я; обида — как чувство гнева из-за идеи о том, что другой вел себя по отношению ко мне неподобающим образом, и т. п. Психологи иногда называют эти сращения «рационализациями». Рационализации как раз и являются основным оружием ума в его вечной борьбе за главенствующую по отношению к чувствам роль. Суть рационализации заключена в напряженной умственной деятельности в моменты, когда достаточно просто осознать свое эмоциональное состояние и научится управлять им. Рационализация часто сбивает нас с толку, заставляя искать ответ на вопрос «что делать?» там, где нужно отвечать на вопрос «как быть?» Рационализируя, ум внушает нам иллюзию, что справиться с неприятным чувством можно объяснив его, хотя, как мы узнаем из следующих Ступеней, истина заключается в том, что выйти за пределы чувства возможно, только пережив его, погружаясь в него и наблюдая как бы изнутри. На психологических тренингах часто приходится наблюдать такой момент: некто, признавшийся в своих страхах, тут же получает «рациональный» совет от менее продвинутого участника типа: «А чего бояться, ты просто сделай то-то и то-то!» Люди, норовящие побыстрее откупиться советом от того, кто нуждается в сочувствии и эмоциональной поддержке, часто не понимают, что если бы другой человек преодолел свои страхи, он смог бы и сам найти выход из своего положения — причем увидел бы этот выход гораздо лучше советчика. Кроме того, советующий, как правило, демонстрирует собственную уязвимость перед темой страха, пытаясь поскорее перевести разговор в привычную для него плоскость обсуждения различных стереотипов деятельности. В таких случаях ведущий группы может указать советующему на его привычку рационализировать — то есть, заслоняться от своих и чужих переживаний рассуждениями. Все рационализации являются формами иллюзий, которые порождаются умом в ситуациях, когда мы не хотим видеть свои или чужие чувства и как бы от них защищаемся (кстати, психологи знают, что человек зачастую не понимает в другом именно те чувства, которые не понимает и в себе). Не желая замечать собственное чувство, которое мы привносим в рассматриваемую ситуацию, мы искажаем и саму ситуацию, упуская или искажая важную для ее понимания информацию. Но если мы поймем манипулятивную природу некоторых выражений нашего языка, мы сможем увидеть, что на самом деле в ситуациях, когда кто-то не хочет принимать своих чувств и закрывается от них с помощью рационализаций, происходят весьма неприятные вещи — рационализирующий как бы добровольно осуждает себя на слепоту и непонимание происходящего. Сейчас мы рассмотрим основные виды рационализаций, препятствующих видеть то, что есть на самом деле — а затем сопоставим каждый вид рационализации с неискаженным видением реальности. 1. Отрицание. Отрицанием называется ситуация, когда человек не только не осознает полностью какое-либо чувство, но и не способен увидеть его; вместо переживания чувства он убеждает себя и других в том, что такого чувства у него попросту нет. Например, при чувстве гнева, переживаемом собеседником, можно часто в ответ на безобидное «чего ты злишься?» услышать злобное «я не злюсь!!!» Реальность, невидимая для привыкшего отрицать свои чувства в данном случае заключается в том, что он гневается, но не понимает этого, и потому не может совладать со своим гневом, что часто в дальнейшем приводит его к аккумуляции гнева в более сильных формах, например, в форме обиды. 2. Вытеснение. Вытеснение — это когда чувствуя дискомфорт от нераспознанного и невыраженного им чувства, человек пытается отвлечь себя каким-то действием или получением другого ощущения; вместо переживания чувства, он объясняет себе, что дело лишь в ощущении, от которого можно избавиться привычным способом. Например, переживая чувство гнева или страха человека часто тянет «покурить, когда нервничаешь» или «выпить, чтоб успокоиться», так что, если мы переживаем эти чувства постоянно, нет ничего удивительного в том, что они формируют нашу алкогольную или никотиновую зависимость. Реальность, невидимая для привыкшего вытеснять свои чувства в данном случае означает, что он чего-то боится, но не желает об этом думать, хотя и хочет заглушить ощущения, которые вызывают у него чувство страха, что часто приводит его к постоянному ощущению депрессии или тревоги. 3. Подавление. Подавление возникает, когда человек лишает себя права активно выражать свои чувства и делиться своими переживаниями с окружающими, оставляя их в себе; вместо переживания чувства он говорит себе, что таковое не к месту и от его выражения ему будет только хуже. Например, в ситуациях, которые нас задевают, мы часто говорим себе: «носи свои обиды в себе молча — никого они не интересуют» или «мужчины не плачут». Реальность, невоспринимаемая тем, кто подавляет свои чувства, состоит в том, что они боятся выразить свои чувства, считая, что их за это осудят. 4. Проекцией называется наделение другого свойствами, которые присущи тебе самому или непризнание себя источником своего чувства и наделение властью над ним другого человека; в этом случае вместо тотального переживания чувства, мы как бы объясняем себе, что на самом деле его проявление зависит не от нас. Такая позиция может проявиться в выражениях типа: «не нервируй меня!», «ты меня обижаешь». Реальность, игнорируемая тем, кто подвержен проекциям, говорит о том, что обвиняя других, он не понимает, что на самом деле это он не умеет справляться с собственными разрушительными чувствами, что способствует возрастанию (как в приведенном примере) его агрессии. 5. Интроекция, или наделение себя свойствами, которые якобы являются следствием действий другого человека. Интроекция — это создание мифа о всесилии другого человека, способного заставить нас испытать любое чувство, даже которое мы не хотим; с помощью интроекции мы как бы объясняем себе, что дело все в нем и мы тут ни при чем. Эта позиция отражается в обиходных выражениях типа «я тебя боюсь», «ну, ты и мертвого уговоришь». Реальность, невидимая интроецирующим, заключается в том, что он наделяет всесилием другого человека и впадает от него в зависимость, не понимая, что разобравшись со своими чувствами, он смог бы переломить ситуацию в свою пользу. Однако, любой способ защиты от собственных чувств рано или поздно приводит к рационализации, а затем и попытке манипулировать другими. Так происходит в любой ситуации, где чувства не переживаются, а уходят в бессознательную часть человека еще глубже. Есть забавный анекдот про людей, которые способны осознавать переживаемые ими чувства и принимать на себя ответственность за них только в прошедшем времени, но забывают об этом сразу же, как только снова сталкиваются с необходимостью сделать это в настоящем — и прибегают к манипуляциям. Итак, приходит клиент к психологу: — Знаете, доктор, меня все время что-то злит, раздражает…— Простите, что вы сказали? — Не зли меня, гад! Если мы отсечем от определения чувств всевозможные продукты манипуляций и рационализаций, телесные ощущения, понятия и идеи, а также эвфемизмы, стыдливо скрывающие истинные обозначения наших эмоциональных состояний (например, мы часто говорим «волнуюсь» или «нервничаю», чтобы скрыть от других или от себя, что я чего-то боюсь или чем-то раздражен), то настоящих, «чистых» эмоций останется не так уж много. В классической психологии таких чувств всего пять. Все прочее, что наш язык приписывает к категории чувств, как мы уже знаем, под классическое содержание этого определения не попадает. Это — Гнев, Страх, Печаль, Радость и Любовь (или Счастье). Почему именно эти пять? Во — первых, эти чувства лежат в основе любого другого из перечисленных нами эмоциональных состояний. Так, например, в основе эмоционального состояния вины лежит чувство страха, помноженное на идею осуждения, в основе депрессии — чувство печали, а в основе обиды или ненависти — чувство гнева, иногда посеянное даже не теми, против кого сегодня эта обида или ненависть направлены. Любая идеология использует нашу неспособность различать свои чувства. Так, оболваненный красивыми сказками о патриотическом долге человек идет на войну (если это не защита страны или местности, где находится его дом) из чувства долга (читай: вины) перед «Родиной» и из внушенной ему ненависти к врагу и защищает интересы манипуляторов-идеологов, умирая или подвергая себя ежедневному риску. Однако, если он осознает свой гнев и свой страх, как собственные проблемы и сможет избавиться от них, воевать его уже никто не сможет заставить. Во — вторых, эти пять чувств, в отличие от всех остальных, могут быть выражены и пережиты (попробуйте пережить, например, обиду — сколько о ней не думай, только хуже будет. А вот с гневом это получится). Этим пользуются психотерапевты, в процессе работы сводя расплывчатые негативные эмоциональные состояния к конкретным чувствам, которые могут быть затем «выпущены» наружу. Вы замечали, что покричав, некоторые люди становятся тут же очень восприимчивыми и отходчивыми? В третьих, настоящие чувства очень текучи. Если так называемые «чувства» вины или обиды (которые на самом деле являются не чувствами в чистом виде, а напластованиями определенных идей вокруг не выраженных когда-то застарелых чувств гнева и страха) можно испытывать годами, то реальные чувство гнева или страха можно пережить (разумеется, осознав их и дав себе на это разрешение) за несколько секунд. Наблюдательные люди знают, что в период интенсивного переживания какого-либо чувства время как бы уплотняется, вмещая в себя стремительное изменение своего внутреннего состояния. В четвертых, классические чувства, в отличие от того, что многие сегодня называют чувствами, конструктивны. Все они, будучи замеченными и выраженными (либо осознанными) имеют определенное назначение, которое помогает нам решить определенные жизненные задачи. Что это за задачи? Дело в том, что пять чувств являются древними энергетическими состояниями, возникающими при активном взаимодействии окружающей среды с нашей жизненной территорией, которые запрограммированы нашей биологической природой проявляться при такого рода взаимодействиях. Для удобств изложения обратимся к рисункам. Сплошной круг обозначает жизненную территорию до возникновения определенных жизненных обстоятельств, а линия пунктира — жизненную территорию после того, как эти обстоятельства уже на нее повлияли. Толстая стрелка обозначает воздействие этих самых обстоятельств на нашу жизненную территорию, а тонкая — энергию наших чувств, которая противостоит обстоятельствам, либо, наоборот, движется в одном с ними направлении. Так, например, чувство гнева является типом энергии, которая противостоит вторжению на нашу территорию извне (см. Рис. 2). Это именно то чувство, которое помогает найти силы и правильно определить момент, чтобы убедительно сказать: положи мою вещь на место; убери от меня свои руки; не посягай на мое время; я сам знаю, как мне поступать и т. п. При неумении использовать энергию гнева, он застывает в форме обид и откладывается в своеобразные резервуары, наличие которых делает человека либо чрезмерно подавленным и пассивным, либо агрессивным, раздражительным, нетерпимым к непривычным для него стереотипам поведения, невосприимчивым к новому. Если человек прожил с такими резервуарами гнева достаточно долго, они либо вызывают болезни его физического тела, либо провоцируют его психическое разрушение, перерождаясь в ненависть, нетерпимость, ревность, зависть а то и душевные заболевания. Чувство страха является тем типом энергии, которая указывает на близость опасности и подталкивает нас предпринимать действия, направленные на обеспечение безопасности нашей жизненной территории. Вектор этой энергии, в отличие от энергии гнева, направлен в сторону, противоположную месту вторжения (см. Рис. 3). Длительное подавление страха с помощью рационализаций ведет к жизни в постоянном неосознанном страхе перед неизвестностью, перед будущим и перед другими людьми, сознанию собственной неполноценности, повышенной управляемости и зависимости, либо приводит к потребности скрывать свой страх от себя и других за проявлениями агрессии. Чувство печали является энергией, ограничивающей нашу жизненную территорию в уменьшенном виде (см. Рис. 4), после уже свершившейся потери близких нам взаимоотношений, вещей,возможностей или других источников радости или удовольствия. Соприкоснувшись с печалью и пережив ее, мы обретаем новые силы и можем двигаться дальше, не оглядываясь больше назад. Невыраженная и непережитая по месту, загнанная в резервуары печаль может в дальнейшем приводить к приступам острой тоски, душевной боли, депрессии, психологической зависимости. Чувство радости, напротив, является энергией, расширяющей нашу жизненную территорию в преувеличенном виде, наполненную новым источником (материальным или духовным) получения удовольствий, возможностей или информации. Люди менее склонны подавлять чувство радости, однако и это возможно для тех, кто уже обременен чувством вины, ибо они будут руководствоваться принципом «не показывай, что тебе лучше, чем другим». И, наконец, любовь, или счастье, как самое высшее чувство, возможно лишь для тех, кто познал природу своих низших чувстви очистил от них свои эмоциональные резервуары (о любви мы поговорим в специальном, посвященном только ей разделе). Энергия Любви как бы взрывает границы эго (в тексте мы называли их «жизненной территорией»), преодолевая ощущение обособленности, отделенности от мира, дела или другого человека. Иногда слово «чувства» путают с понятием эмоции. Сразу оговоримся, что эмоция является видимым проявлением чувства и не вполне тождественна ему. Так, например, человек может испытать чувство страха, но лишь после того, как он задрожит, вскрикнет, или убежит, это чувство можно будет назвать эмоцией. Понять свои чувства можно только, познав их эмоциональную природу, а затем научившись переживать их в «здесь и сейчас». Иногда для этого достаточно вернуться к ситуациям, в которых мы, не любя себя, запрещали себе выражение этих чувств, как естественных эмоциональных проявлений и выразить или осознать их. Поэтому, наша следующая задача: Очиститься от былых подавлений. Date: 2016-05-16; view: 439; Нарушение авторских прав |