Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА IV Бедный театр 4 page
В социальной системе театр оказывается единственным местом, где можно отказаться от масок, от условностей в общении с другим человеком и даже в общении с самим собой. «Искусство не может быть ограничено нормами общепринятой морали»276. Творчество актера, художника в самом обобщенном смысле слова не связывается с общественными условностями, с соответствием общепринятым нормам. Театр, по Гротовскому, асоциален, это место провокации, вызова, благодаря которому в зрителе и актере в равной степени может проснуться другое «Я», может возникнуть суть. В статье «Performer» Гротовский разрабатывает идею двух «Я» («Я — Я»). Одно «Я» всегда с нами в повседневной жизни, это «Я» ест и пьет, другое «Я» все время со стороны наблюдет за первым. Именно взгляд второй половины придает миру «другое измерение». Самое страшное, что может произойти с человеком — опасность остаться только в повседневности. Идея Гротовского о двух «Я» — это, в сущности, дальнейшая разработка концепции Двойника, лежащей в основе театральной концепции Антонена Арто. Гротовский никогда не проводил прямых параллелей между своими поисками и творчеством Арто, между тем основные принципы его понимания театра во многом сходны с теорией французского режиссера. «Я — Я» у Гротовского представляют собой две части неделимого целого, «они двойники»277. Режиссер говорит о тождественности двух «Я». Но в обыденной жизни «Я» внутреннее не проявляется в той мере, в которой оно должно существовать. В театре это внутреннее «Я» должно открываться и в актере, и в зрителе. Двойник Арто соответствует этому неоткрытому внутреннему «Я». «Двойник у Арто — это и есть собственно сущность человека, открытие в нем “сверхчеловеческого”»278. Арто и Гротовский ищут одно и то же — путь от индивидуального, социального человека к его сущности. «Отказываясь от человека психологического с его резко очерченными чувствами и характером, театр обратится к человеку тотальному, но не к человеку социальному и законопослушному, сущность которого искажена религией и наставлениями»279. С другой стороны, режиссеры приходят к различным результатам. В концепции Арто «понимание 145 Двойника устанавливает аналогию не между внешним и внутренним в человеке, а между человеком и сверхчеловеком»280. Арто отказывается от человека. Принцип же Гротовского иной: отрицая социальное, индивидуальное (приобретенное в ходе развития цивилизации) в человеке, он между тем развивает и открывает в нем внутреннее, опираясь на его опыт. Этот опыт связан с чувствами, ощущениями, незамутненными сознанием. Происходит процесс очищения себя, но не уход от себя, а обращение к самым тонким слоям коллективного бессознательного. Человек остается мерой всего, и только через себя он выходит на «всеобщее». Арто противопоставляет человека и судьбу, актер обретает судьбу, отказываясь от личностного. У Гротовского актер уходит так глубоко в себя, что находит свои корни. Сначала он открывает в себе кого-то другого: отца, мать, дедушку, прикасается к своему прошлому, а значит будущему и настоящему. А потом актер приходит к «себе вообще». Он открывает «кого-то уже известного, а затем — все дальше и дальше — кого-то незнакомого, просто некоего предка»281. Актер в театре Гротовского — человек, освобожденный от игры в реальности, цельный человек, стремящийся к соединению двух «Я». Его цель — показать отношения «Я — Я» («Я» действующего и «Я» наблюдающего). Гротовский меняет само понятие «актер»: это не тот, кто представляет, это performer — человек действия. Он проходит путь от себя к себя, от нереального мира «реальности» к единственной реальности, в которой можно найти свое внутреннее содержание, к театру. «Театр для нас — средство уйти от себя, чтобы заполнить себе»282. Во время работы актер создает «персональную реальность», заполняя ее физическими открытиями и духовным очищением. Акт актерского творчества состоит в том, чтобы открыться не только для себя, но и для зрителя, дать ему возможность увидеть в себе иную реальность, другого «Я», способного к духовному познанию мира и себя. «Оголенный» актер Гротовского не выставляет на показ виртуозное владение телом, в первую очередь он стремится к «глубинному обнажению». Он выплескивает перед зрителем то, что живет внутри, физические реакции тела лишь следствие этой жизни. Происходит встреча двух «Я», «Я» пассивного и «Я» активного, «Я» действующего и «Я» наблюдающего. 146 Все возникающее на сцене — реальный процесс, совершающийся «здесь и сейчас». Актер живет своим внутренним состоянием, и каждый выход к зрителю абсолютно чист и реален по возникновению эмоций, потому что в таком театре не возможна никакая подмена. «Я — Я» именно этого человека вступают в диалог, рождая подлинность общения в этот самый момент и никакой другой. Поток познания себя человеком переведен в форму спектакля, он выплескивается в телесных и голосовых импульсах, и этот поток является основой действия. Зрители-очевидцы чувствуют в происходящем перед ними «настоящее» — то, что и есть реальность. И это рождает отклик, внутреннее начинает в зрителе «открывать глаза». Актер становится мостом между зрителем и еще чем-то283. Отказ актера от игры в «самого себя», обнажение духовного становится приглашением для зрителя, и он не может не реагировать. Создавшаяся «неигровая» театральная реальность порождает возникновение связи между зрителем и актером на более глубоком уровне. Актерский акт открытия самого себя «можно сравнить с актом настоящей любви двух людей»284. Зритель становится актером, в том смысле, что он начинает свой путь к «Я» наблюдающему. Во время спектакля он способен хоть ненадолго отказаться от мира, в котором он живет и играет социальные роли, и оказаться в абсолютной реальности, освобождающей душу, дающей возможность встречи души и тела. Примечания 1 Ходунова Е. М., Мартынова Л. Н. Феномен Гротовского // Актер в современном театре. Л.: ЛГИТМиК, 1989. С. 123. 2 Брук П. Блуждающая точка. СПб.: М.: Артист. Режиссер. Театр, 1996. С. 62. 3 Grotowski J. Forward a Poor Theatre. New York, 1986. P. 20. 4 Барбой Ю. М. Структура действия и современный спектакль. Л.: ЛГИТМиК, 1988. С. 19 – 20. 5 Grotowski J. Forward a Poor Theatre. С. 147. 6 Miedzy groteska a powaga… Rozmowa z reźyserem Teatru 13 Rzędów // Glos Wielkopolski. 1960. № 20; «Kain», czyli jak zabić autora? // Dialog. 1960. № 6. S. 138 – 145. 7 Сборники «Материалы. Документы» хранятся в Центре изучения творчества Гротовского и театрально-культурологических проблем во Вроцлаве. 8 Temkin R. Grotowski. Lausanne: La Cite Editeur, 1968. 9 Шидловский Р. Театр в Польше. Варшава, 1972. С. 147. 10 См.: Гродзицкий А. Режиссеры польского театра. Варшава, 1979. 11 См.: Гродзицкий А. Режиссеры польского театра. Варшава, 1979. С. 36 – 55. 12 Burzyński Т., Osiński Z. Laboratorium Grotowskiego. Warszawa, 1978. 13 Osiński Z. Grotowski i jego Laboratorium. Warszawa, 1980. 14 См. к примеру: Richards Т. Al lavoro con Grotowski suite azioni fisiche. Milano, 1993. 15 Grotowski sourceboor. Ediet by Schechner R., Wolford L. London; New York, 1997. 16 Osiński Z. Jerzy Grotowski: zrodla, inspiracje, konteksty. Gdansk, 1998. 17 См.: Якимович Т. К. Французская драматургия на рубеже 1960 – 1970-х годов. Киев, 1973. С. 177 – 179. 18 Бартошевич А. Потребность найти смысл // Театральная жизнь. 1988. № 16. С. 24 – 25. 19 См.: Базанов В. В Театры в нетеатральных помещениях // Базанов В. В. Сцена XX века. Л., 1990. С. 157 – 161. 20 Рождественская Н. В. Проблемы сценического перевоплощения. Л., 1978. См. так же: Барбой Ю. М. Структура действия и современный спектакль. 21 Рождественская Н. В. Психология художественного творчества. СПб., 1995. С. 205. 22 148 Рождественская Н. В. Психология художественного творчества. СПб., 1995. С. 205. 23 Рождественская Н. В. Диагностика актерских способностей. СПб., 2005. С. 28. 24 Брук П. Гротовский // Московский наблюдатель. 1992. № 1. С. 53. 25 Брук П. Блуждающая точка. СПб.; М.: Артист — Режиссер — Зритель, 1996. С. 64. 26 Там же. С. 66. 27 Там же. С. 66. 28 Брук П. Нити времени. М., 2005. С. 308. 29 См.: Театр Гротовского: Театр. Лаборатория. Опыты. Встречи. М.: ГИТИС, 1992. 30 Гротовский Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику. М., 2003. 31 См. также: Башинджагян Н. З. Время и место Ежи Гротовского: Бедный театр и за пределами театра // Театр XX века. Закономерности развития. М., 2003. С. 289 – 317. 32 Рождественская Н. В. Диагностика актерских способностей. С. 20. 33 См.: Рождественская Н. В. Проблема сценического перевоплощения. С. 77 – 84. 34 См.: Калмановский Е. Книга о театральном актере. Л.: Искусство, 1984. С. 144 – 178. 35 См.: Попов А. Д. Об искусстве перевоплощения актера // Режиссерское искусство сегодня. М.: Искусство, 1962. С. 44 – 68. 36 Калмановский Е. Книга о театральном актере. С. 156. 37 Кнебель М. О. Когда репетиция окончена… // Режиссерское искусство сегодня. Сб. ст. М.: Искусство, 1962. С. 72. 38 Калмановский Е. Книга о театральном актере. С. 160 – 161. 39 Рождественская Н. В. Проблема сценического перевоплощения. С. 80. 40 Станиславский К. С. Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра в 1918 – 1922 годах. М., 1953. С. 116. 41 Ершов П. М. Сочинения: В 3 т. М.: ТОО «Горбунок», 1992. Т. 1. Технология актерского искусства. С. 41. 42 Калмановский Е. Книга о театральном актере. С. 158. 43 Рождественская Н. В. Проблема сценического перевоплощения. С. 79. 44 Теоретические основы создания актерского образа. М.: ГИТИС, 2002. С. 3. 45 Калмановский Е. Книга о театральном актере. С. 143. 46 149 Дидро Д. Парадокс об актере. Л.; М.: Искусство, 1938. С. 121. Дидро понимает театр, как «отражение отражения». Драматург пишет пьесу отражает, преломляет, трактует в ней реальность. Актер на сцене отражает, оживляет, воспроизводит мысль драматурга. «Есть три образа: человек естественный, человек, созданный поэтом, и человек, созданный актером… Этот последний становится на плечи предыдущего и заключает себя в манекен, душой которого он становится…» — Дидро Д. Парадокс об актере. С. 120. 47 Выготский Л. С. К вопросу о психологии творчества актера // Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. С. 322. 48 Дидро Д. Парадокс об актере. С. 55. 49 «Когда актриса поднялась на высоту созданного ее воображением видения, — тогда она владеет собой, тогда она уже спокойно повторяет себя. Она видит себя душой какого-то громадного, облекающего ее существа; ее занятия сосредоточили ее в себе. […] В эти мгновения она двойственна: маленькая Клэрон и великая Агриппина». (Дидро Д. Парадокс об актере. С. 45 – 46.) 50 Ланг Ф. Рассуждения о сценической игре // Старинный спектакль в России. Л.: Academia, 1928. С. 136. 51 Там же. С. 140. 52 Там же. С. 170. 53 Дидро Д. Парадокс об актере. С. 120. 54 Выготский Л. С. К вопросу о психологии творчества актера // Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. Научное наследство. С. 321. 55 Там же. С. 328. 56 Там же. С. 322. 57 Там же. С. 323. 58 Теоретические основы создания актерского образа. С. 8. 59 Эйзенштейн С. М. Лекция о театре: ВГИК, Академия режиссуры, 31 декабря 1935 года // Киноведческие записки. 2001. № 51. С. 111. 60 Цит. по: Рудницкий К. Л. Русское режиссерское искусство. 1898 – 1907. М.: Наука, 1989. С. 111 – 112. 61 Бачелис Т. И. Эволюция сценического пространства (от Антуана до Крэга) // Западное искусство. XX век. М.: Наука, 1978. С. 159. 62 Полякова Е. Станиславский. М.: Искусство, 1977. С. 175. 63 Калмановский Е. Книга о театральном актере. С. 161. 64 Строева М. Н. Режиссерские искания Станиславского. С. 245. 65 Цит. по: Там же. С. 250. 66 150 Цит. по: Соловьева И. «Месяц в деревне» // МХТ: Сто лет. Т. 1: Спектакли и сценография. М.: МХТ, 1998. С. 61. 67 Цит. по: Виноградская И. Жизнь и творчество К. С. Станиславского: В 4 т. М.: ВТО, 1971. Т. 2. 1906 – 1915. С. 160. 68 См.: Станиславский К. С. Работа актера над собой. Ч. 1: Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. М.: Искусство, 1985. С. 401. 69 Рождественская Н. В. Проблемы сценического перевоплощения. С. 21. 70 Немирович-Данченко В. И. Искусство театра // Немирович-Данченко В. И. Рождение театра. М.: Правда, 1989. С. 377. 71 Калмановский Е. Книга о театральном актере. С. 145. 72 Ершов П. М. Сочинения. Т. 1. С. 40. 73 Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1991. Т. 4. С. 252. 74 Демидов Н. В. Творческое наследие: В 3 т. СПб.: Гиперион, 2004. Т. 1: Искусство актера в его настоящем и будущем. Типы актера. С. 264 – 265. 75 Чехов М. О технике актера // Чехов М. Литературное наследие: В 2 т. М.: Искусство, 1986. Т. 2. Об искусстве актера. С. 180. 76 Кириллов А. Эксцентрик духа // Антракт. 1991. № 8. С. 6. 77 Там же. 78 Громов В. Михаил Чехов. М.: Искусство, 1970. С. 88. 79 Гозенпуд А. Арбузный монокль Хлестакова // Санкт-Петербургские ведомости. 1993. 20 авг. (№ 183). С. 7. 80 Чехов М. О технике актера // Чехов М. Литературное наследие: В 2 т. Т. 2. Об искусстве актера. С. 122. 81 Там же. С. 114. 82 Громов В. Михаил Чехов. С. 78. 83 Там же. 84 Чехов М. Загадка творчества // Чехов М. Литературное наследие: В 2 т. Т. 2. Об искусстве актера. С. 84. 85 Калмановский Е. Книга о театральном актере. С. 165. 86 Бачелис Т. И. Эволюция сценического пространства (от Антуана до Крэга) // Западное искусство. XX век. М.: Наука, 1978. С. 165. 87 Крэг, Эдвард Гордон: Воспоминания. Статьи. Письма. М.: Искусство, 1988. С. 210. 88 Крэг, Эдвард Гордон: Воспоминания. Статьи. Письма. М.: Искусство, 1988. С. 214. 89 151 Крэг, Эдвард Гордон: Воспоминания. Статьи. Письма. М.: Искусство, 1988. С. 214. 90 Там же. С. 219. 91 Крэг Э. Искусство театра. СПб., 1911. С. 15. 92 Там же. С. 16. 93 Крэг, Эдвард Гордон: Воспоминания. Статьи. Письма. С. 221. 94 Титова Г. В. Мейерхольд и Комиссаржевская: Модерн на пути к условному театру // Петербургский театральный журнал. 2004. № 38. С. 141. 95 Мейерхольд В. Э. Принципы биомеханики // Театральная жизнь. 1990. № 2. С. 25. 96 Там же. 97 Рудницкий К. Мейерхольд. С. 270. 98 Лекции Вс. Мейерхольда в записи С. Эйзенштейна // Театральная жизнь. 1990. № 2. С. 26. 99 Гарин Э. С Мейерхольдом. М.: Искусство, 1974. С. 52. 100 Алперс Б. Бабанова и ее театральное время // Театр. 1971. № 1. С. 35. 101 См.: Песочинский Н. «Биомеханика» в теории Мейерхольда // Театр. 1990. № 1. С. 103 – 112. 102 Мейерхольд В. Э., Бебутов В. М., Аксенов И. А. Амплуа актера. М.: Издание Государственных Высших режиссерских мастерских, 1922. С. 14. 103 Чехов М. Литературное наследие. Т. 2. С. 141. 104 Гарин Э. С. С Мейерхольдом. М.: Искусство, 1974. С. 51. 105 Титова Г. В. Творческий театр и театральный конструктивизм. СПб., 1995. С. 198. 106 Лекции Вс. Мейерхольда в записи С. Эйзенштейна // Театральная жизнь. 1990. № 2. С. 27. 107 См.: Песочинский В. «Биомеханика» в теории Мейерхольда // Театр. 1990. № 1. С. 105. 108 Гарин Э. С Мейерхольдом. М.: Искусство, 1974. С. 50. 109 Мейерхольд В. Э. Принципы биомеханики // Театральная жизнь. 1990. № 2. С. 25. 110 Рудницкий К. Мейерхольд. М.: Искусство, 1981. С. 272. 111 Лекции Вс. Мейерхольда в записи С. Эйзенштейна // Театральная жизнь. 1990. № 2. С. 26. 112 Там же. 113 Рождественская Н. В. Диагностика актерских способностей. С. 26. 114 152 Молодцова М. М. Комедия дель арте (История и современная судьба). Л.: ЛГИТМиК, 1990. С. 6. 115 Песочинский Н. В. Актер и образ в театре Мейерхольда // Проблемы современного актерского искусства. Л.: ЛГИТМиК, 1990. С. 147. 116 Там же. 117 См.: Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX – XX веков. М.: Советский писатель, 1988. С. 288. 118 Брехт Б. Театр: В 5 т. Т. 5/2. С. 108. 119 Там же. С. 107. 120 Цит. по: Клюев В. Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. М.: Наука, 1966. С. 81. 121 Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX – XX веков. С. 293. 122 Арустамян А. В. Жест в творчестве Антонена Арто // Арто и современная культура: Материалы межвуз. конф. 24 – 27 октября 1996 г. СПб., 1996. С. 77. 123 Арто А. Театр и Жестокость // Арто А. Театр и его Двойник. СПб.; М.: Симпозиум, 2000. С. 176 – 177. 124 Арто А. Чувственный атлетизм // Там же. С. 221. 125 Арто А. Чувственный атлетизм // Там же. С. 222. 126 Арто А. Театр Жестокости (Второй Манифест) // Там же. С. 214. 127 Золотоносов М. А. Искусство актера: семиотический анализ и структурная типология // Вопросы театроведения. СПб.: ВНИИИ, 1991. С. 37. 128 «Единство вещи и идей, с одной стороны, означающего и означаемого, с другой, — и есть глубинное содержание Крюоте» — Максимов В. И. Введение в систему Антонена Арто. СПб.: Гиперион, 1998. С. 135. 129 См.: Osiński Z. Grotowski i jego Laboratorium. Warszawa, 1980. S. 15. 130 Гротовский Е. Симптомы мастерства // Режиссерский театр от Б до Ю: Разговоры под занавес века. М., 1999. С. 94. 131 Цит. по: Ходунова Е. На пути к театру будущего // Театр Гротовского: Театр. Лаборатория. Опыты. Встречи. С. 10. 132 Bratkowski S. Podroz na peryferie. Warszawa, 1965. S. 150 – 151. 133 Schechner R. Exoduction // Grotowski sourceboor. P. 462. 134 Там же. P. 467. 135 О творчестве Л. Шиллера и Ю. Остервы см.: Филлер В. Современный польский театр. Варшава, 1977. С. 22 – 28; Шидловский Р. Театр в Польше. Варшава, 1972. С. 20 – 30. 136 153 См.: Гродзицкий А. Режиссеры польского театра. С. 21. 137 См.: Шидловский Р. Театр в Польше. Варшава. 1972. С. 8. 138 См.: Ходунова Е. На пути к театру будущего // Театр Гротовского: Театр. Лаборатория. Опыты. Встречи. С. 7; Филлер В. Современный польский театр. С. 61 – 62. 139 Гродзицкий А. Режиссеры польского театра. С. 45 – 46. 140 См.: Ростоцкий Б. Размышляя о польских спектаклях // Театр. 1959. № 2. С. 167 – 168. 141 См.: Гродзицкий А. Режиссеры польского театра. С. 46. 142 Burzyński Т., Osiński Z. Laboratorium Grotowskiego. S. 15. 143 Ibid. 144 Цит. по: Taborski B. Byron and Theatre. Salzburg, 1972. P. 351. 145 Osiński Z. Grotowski i jego Laboratorium. S. 68. 146 Отрывок из материала Л. Фляшена, который хранится в архиве Театра-Лаборатории. Цит. по: Osiński Z. Grotowski i jego Laboratorium. S. 69. 147 Цит. по: Osiński Z. Grotowski i jego Laboratorium. S. 69. 148 Ibid. 149 Ibid. 150 Kosińska M. Teatr 13 Rzędów // Życie Warszawy. 1960. № 87. S. 6. 151 Osiński Z. Grotowski i jego Laboratorium. S. 68. 152 См.: Burzyński Т., Osiński Z. Laboratorium Grotowskiego. S. 27. 153 Osiński Z. Grotowski i jego Laboratorium. S. 68. 154 Taborski B. Byron and the Theatre. P. 355. 155 Burzyński Т., Osiński Z. Laboratorium Grotowskiego. S. 13. 156 Ibid. S. 17. 157 Osiński Z. Grotowski i jego Laboratorium. S. 68. 158 Ibid. 159 О спектакле см.: Burzyński Т., Osiński Z. Laboratorium Grotowskiego. S. 16 – 17. 160 Ibid. S. 17. 161 О спектакле см.: Филлер В. Современный польский театр. С. 52. 162 Falkowski J. Majakowski na glowie i w cynowej balii // Współczesnósć. 1960. № 17. S. 12. 163 Кантор Т. Балаганный театр // Театральная жизнь. 1999. № 9. С. 13. 164 154 Кантор Т. Несколько теоретических уточнений // Театр. 1991. № 12. С. 56. 165 Burzyński Т., Osiński Z. Laboratorium Crotowskiego. S. 18. 166 Ibid. 167 Гротовский Е. Театр и ритуал // Гротовский Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику. С. 113. 168 Там же. 169 Burzyński Т., Osiński Z. Laboratorium Crotowskiego. S. 20. 170 Burzyński Т., Osiński Z. Laboratorium Crotowskiego. S. 23. 171 Цит. по: Ibid. 172 Гротовский Е. Театр и ритуал // Гротовский Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику. С. 100 – 121. 173 См.: Osiński Z. Grotowski i jego Laboratorium. S. 99. 174 Burzyński Т., Osiński Z. Laboratorium Crotowskiego. S. 24. 175 Брук П. Пустое пространство. С. 110. 176 Burzyński Т., Osiński Z. Laboratorium Crotowskiego. S. 24. 177 Ibid. S. 24. 178 Гротовский Е. Театр и ритуал // Гротовский Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику: Сб. ст. С. 101. 179 Определение Гротовского: там же. С. 106. 180 Там же. С. 107. 181 Цит. по: Burzyński Т., Osiński Z. Laboratorium Crotowskiego. S. 96. 182 Цит. по: Osiński Z. Grotowski i jego Laboratorium. S. 99. 183 Grotowski J. Forward a Poor Theatre. New York, 1986. P. 101. 184 Гротовский Е. Ответ Станиславскому // Наше наследие. 1988. № 2. С. 118. 185 Гротовский Е. Наши занятия // Театр. 1973. № 12. С. 39. 186 Osiński Z. Grotowski i jego Laboratorium. S. 142. 187 Bratkowski S. Podroz na peryferie. S. 152. 188 Ibid. 189 Flaszen L. W Teatrze 13 Rzędów // Pamiętnik Teatralny. 1961. № 3. S. 233. 190 Цит. по: Гродзицкий А. Режиссеры польского театра. С. 155. 191 Гротовский Е. Оголенный актер // Актер в современном театре. Л., 1989. С. 134. 192 155 См.: Шток И. «Нет, не сгинела. живет!» // Театр Гротовского: Театр. Лаборатория. Опыты. Встречи. С. 44. 193 Гротовский Е. Наши занятия // Театр. 1973. № 12. С. 39. 194 Osiński Z. Grotowski i jego Laboratorium. S. 108. 195 Шток И. «Нет, не сгинела, живет!» // Театр Гротовского: Театр. Лаборатория. Опыты. Встречи. С. 44. 196 Брехт Б. Театр: В 5 т. М., 1965. Т. 5/2. С. 98. 197 Там же. 117. 198 Osiński Z. Grotowski i jego Laboratorium. S. 107. 199 Гротовский Е. Театр и ритуал // Театр. 1988. № 10. С. 64. 200 Брехт Б. Театр: В 5 т. Т. 5/2. С. 108. 201 См., например: Пузына К. Возвращение Христа; Дополнение к «Апокалипсису» // Гротовский Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику. С. 310. 202 Burzyński Т., Osiński Z. Laboratorium Grotowskiego. S. 33. 203 Ibid. 204 Гротовский Е. Театр и ритуал // Гротовский Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику: Сб. ст. С. 101. 205 Гротовский Е. Режиссер как профессиональный зритель // Там же. С. 205 – 220. 206 Там же. С. 216. 207 Брехт Б. Театр: В 5 т. Т. 5/2. С. 107. 208 Башинджагян Н. «Стойкий принц» // Гротовский Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику: Сб. ст. С. 242. 209 См.: Гротовский Е. Режиссер как профессиональный зритель // Гротовский Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику. Сб. ст. С. 207. 210 Лаузештайн Д. Элевсиновские мистерии. М.: Энигма, 1996. С. 244. 211 Grotowski J. Forward a Poor Theatre. P. 15. Перевод статьи на русский язык см.: Гротовский Е. К Бедному Театру // Гротовский Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику: Сб. ст. С. 55 – 68. 212 Там же. С. 62. 213 Гротовский Е. Театр и ритуал // Гротовский Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику: Сб. ст. С. 104. 214 Osiński Z. Grotowski i jego Laboratorium. S. 129. 215 Ibid. 216 Osiński Z. Grotowski i jego Laboratorium. S. 129. 217 156 Osiński Z. Grotowski i jego Laboratorium. S. 129. 218 Burzyński Т., Osiński Z. Laboratorium Grotowskiego. S. 53. 219 Ibid. S. 54. 220 Grotowski J. Forward a Poor Theatre. P. 24. 221 Jabionkówna L. Książe Niezłomny w Teatrze 13 Rzędw // Teatr. 1966. № 2. S. 68. 222 Ibid. 223 Grotowski J. Forward a Poor Theatre. P. 27. 224 Гротовский Е. Искусство как средство передвижения // Московский наблюдатель. 1995. № 1 – 2 (май). С. 12. 225 Там же. 226 Цит. по: Burzyński Т., Osiński Z. Laboratorium Grotowskiego. S. 55. 227 Цит. по: Ibid. 228 Цит. по: Ibid. S. 54. 229 Хазанов В. Ежи Гротовский на пути к бедному театру // Театр Гротовского: Театр. Лаборатория. Опыты. Встречи. С. 23. 230 Grotowski J. Forward a Poor Theatre. P. 249. 231 Гротовский Е. Искусство как средство передвижения // Московский наблюдатель. 1995. № 1 – 2 (май). С. 11 – 12. 232 Цит. по: Васильев А. Хроника 14-го числа // Искусство кино. 1999. №. 6. С. 133. 233 Там же. 234 Цит. по: Там же. С. 135. 235 Цит. по: Там же. С. 133. 236 Золотоносов М. А. Искусство актера: семиотика анализ и структурная типология // Вопросы театроведения. С. 50. 237 Там же. 238 Гротовский Е. Оголенный актер // Актер в современном театре. С. 135. 239 Там же. С. 136. 240 Там же. С. 128. 241 Гротовский Е. Оголенный актер // Актер в современном театре. С. 130. 242 Арто А. Чувственный атлетизм // Арто А. Театр и его Двойник. СПб.; М., 2000. С. 220. Date: 2016-05-16; view: 709; Нарушение авторских прав |