Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологические проблемы молодежи как электората
Психологические проблемы выбора. Известно, что выбор – всегда деятельность, требующая знаний, сформированной позиции и личной воли. Выбор, производимый в социальном пространстве и совершаемый как гражданская акция, обращен к индивидуальному человеку, к личности. Однако выбор человека как социального существа, как человека толпы может происходить помимо его сознательной воли – путем подражания, заражения эмоциями толпы. Работы, посвященные анализу психологии толпы, появились в XIX в. “Главной характерной чертой нашей эпохи, – писал Г. Лебон, – служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы” (Лебон Г. Психология масс//Психология толп. – М., 1998. – С. 122-256.). Книга Г. Лебона “Психология масс” (1895) имелась в библиотеках Николая II, В.И. Ленина, И.В. Сталина, А. Гитлера и в библиотеках многих других диктаторов и либералов. Исторически в одно время выходят работы Ч. Маккея, Г. Тарда, С. Сигелета, З. Фрейда, В. Канетти, С. Московичи, Г. Блуммера, В. Вундта, В. Райха и многих других (Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. – М., 1998; Тард Г. Мнение и толпа//Психология толпы. – М., 1998; Сигелет С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии. – М., 1998; Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого “Я”//Психология масс: хрестоматия. – М., 1998; Канетти В. Масса//Психология масс: хрестоматия. – М., 1998; Московичи С. Наука о массах//Психология масс: хрестоматия. – М., 1998; Блуммер Г. Коллективное поведение//Психология масс: хрестоматия. – М., 1998; Вундт В. Проблемы психологии народов//Преступная толпа. – М., 1998; Райх В. Психология масс и фашизм. – СПб., 1997.). Все они становились предметом глубочайшего интереса правителей, исповедующих самые разные идеологии, – ведь государственный деятель должен уметь управлять массовым сознанием. Безусловно, верно, что “политика начинается там, где миллионы; не там, где тысячи, а там, где миллионы, там только начинается серьезная политика” (Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т. 36. – С. 16-17.). Однако помимо возрастания роли масс (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. – Т. 2. – С. 90.), организуя политические акции влияния на “настроение, возбуждение, убеждение масс” (Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т. 11. – С. 58.), следует помнить об уникальности, неповторимости каждого человека, его духовного мира. Необходимым условием развития сознания является свободная воля человека. Свободный человек по-настоящему самоактуализируется, становится личностью, когда может следовать своим ценностным ориентациям. Личность является одновременно носителем существующих общественных отношений и индивидуальной свободы. Кроме того, личность всегда представлена в конкретном и историческом бытии и находится с ним в противоречивом диалектическом единстве. С.Л. Рубинштейн вслед за классиками философии указывал на то, что значимость личности определяется индивидуальным преломлением в ней всеобщего (Рубинштейн С.Л. Онтология человеческой жизни//Проблемы общей психологии. – 2-е изд. – М., 1976. – С. 242.). Сущность человека состоит в том, что его внутренний мир составляют два равнодействующих начала – человек в социальном пространстве отношений выступает как социальная единица и как уникальная личность. Индивидуальное бытие личности формируется через внутреннюю позицию, через становление системы личностных смыслов, на основе которых человек строит свое мировоззрение, свою идеологию. Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов на мир в целом, на свое место в нем; мировоззрение – это понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспективы развития человеческого рода. Для каждого человека его система личностных смыслов определяет индивидуальные варианты ценностных ориентации. Очевидно, что личность способна сознательно выбирать единственно правильное для себя решение и совершать волевые действия, соответствующие выбору. Эти общие положения становятся актуальными, когда молодежи предстоит выступить в роли электората. Молодежный электорат. Проблемы молодежи как электората должны рассматриваться прежде всего в рамках психологии личности. При этом не миновать и проблемы психологии масс. Основные задачи, которые связаны с выборами: поднять электоральную активность молодежи; преодолеть негативные социальные установки на выборы; определить для себя личностный смысл. Конформность и самостоятельность – свойства личности и механизмы поведения человека среди других людей. Государственная система обладает технологиями управления массами и в случае необходимости через манипулятивные приемы поднимает конформность людей. Особенно если создаются условия для воздействия на человека в местах массового скопления людей под тем или иным приемлемым предлогом. Молодежь во многих своих проявлениях сохраняет типологию предшествующего возраста. Она охотно погружается в сферы, привлекательные для отрочества. В контексте обозначения проблем электората важно указать на притягательность для молодежи массовых акций. Мероприятия, устраиваемые на площадях, спортивных аренах и в огромных залах, будоражат чувства молодежи. Если взрослого человека “толпа привлекает и неотразимо зовет к себе” (Г. Тард), то на молодежь она действует магически. Могущество внушения и реакция толпы могут определить эмоции, выбор, поступок молодого человека, даже если он уже имеет определенное мировоззрение и частное мнение по поводу конкретного социального явления. Действие, совершенное по внушению и осознанное как несамостоятельность, может породить внутренний конфликт, привести к разочарованию в себе как личности. Следствием может стать позиция отчуждения, отказ от гражданской активности. Ратуя за самостоятельность при выборе решения, молодежь должна формировать в себе рефлексивные способности. Социальная рефлексия как совместная деятельность по анализу ситуации выбора приобретает здесь особую значимость. Смысл рефлексии – превращение неясного знания в ясное, конструктивное. Поэтому важно уметь формулировать вопросы и проблемы, связанные с выбором. Каждый молодой человек должен осознавать себя как личность в социальном пространстве прав и обязанностей и должен понимать, какую ответственность он возлагает на себя, делая выбор. В долговременных программах, когда позволяли возможности начинать работу с выражения своего отношения к выборам, часть молодежи демонстрировала негативную позицию по отношению к этой социальной акции. Для разогрева аудитории проводились демонстрации конформного и негативного поведения людей. Аудитория молодежи получала наглядные доказательства того, что обе эти позиции (конформная и негативная) неэффективны как для отдельной личности, так и для общества в целом. Такого рода занятия приводили к пониманию значения выбора. Выбору как жизненной позиции придавалось в высшей степени ценностное значение. Молодежь должна сама подойти к мысли о том, что выбор – всегда отбор нужного из наличного; всегда извлечение, произведенное по какому-либо признаку, качеству. Выбор – не только действие внутри какой-либо деятельности, но и деятельность человека как уникальной личности: человек выбирает друзей, работу, способы общения, способы самопрезентации и достижения жизненных целей и т.д., в гражданском обществе – правительство. Только выбирающий человек – личность и гражданин. Выбор – результат сложной рефлексивной деятельности, заканчивающийся сделанными выводами, отработкой своей внутренней позиции по отношению к явлениям жизни, и в частности по отношению к социальным явлениям. Социальная сензитивность и готовность к выбору. Работа с молодежью выявила высокую социальную сензитивность и психологическую готовность к принятию выбора как ценностной позиции каждой личности. Изучение позиции молодежи как электората новой России показывает, что молодежь в нашей стране постепенно обретает гражданскую ответственность. Проблемы молодежи состоят прежде всего в понимании необходимости брать на себя ответственность за участие в выборах. В выборах осуществляется гражданская и личностная позиция человека как социальной единицы и уникальной личности. К примеру, для повышения ответственности за себя и общество, для развития гражданской позиции молодежи группой психологов, возглавляемой B.C. Мухиной, проводилась специальная работа по созданию условий гражданского, политического и личностного развития молодежи. Повышение компетентности рассматривалось как условие развития чувства личности. Особое значение придавалось тому, что выбор является психологической проблемой каждого как личности. Выбор – активная позиция человека в мире. Эта позиция распространяется, в частности, и на выбор правительства. Молодежь, получая информацию из психологии личности, социальной психологии, политологии и других отраслей научных знаний, заинтересованных в постижении значимых для современного человека знаний, обретает уверенность в себе как личности, способной на выбор адекватной позиции. Главный акцент делался на освоение представлений о личности, ее обязательной социальной активности и стремлении к свободе. Лишь свободный человек, имеющий сложившиеся ценностные ориентации, может противостоять технологиям манипулирования, механизмам подражания большинству и не допустить конформные и негативные формы поведения. Осваивая законы бытия личности в условиях взаимодействия с другими людьми и в условиях поглощения “Я” массовой психологией толпы, молодежь начинает осознавать еще одну проблему, которая неизбежно присуща человеку, – проблему родового и индивидуального “Я” в любых ситуациях. Взаимодействие социальных, родовых реакций и индивидуального сознания необходимости свободы выбора создает сильное внутреннее напряжение. Человеку проще поступить “как все”, но он должен ответственно относиться к любому своему выбору. При высокой социальной сензитивности, повышенном конформизме и негативизме молодежь в то же время стремится к самостоятельности, к утверждению своего чувства личности, своей уникальности. Именно в период молодости ярко проявляет себя ее амбивалентная сущность: зависимость от условий окружающей жизни и зависимость от стремления выразить свою исключительную индивидуальную позицию. Названная специфика психологии юношеского возраста определяет общие тенденции эмоций и поведения молодежи. Молодежь в качестве электората отличается впечатлительностью, внушаемостью, ведомостью. Существующие в мировой практике технологии воздействия на электорат особенно эффективны по отношению к молодежи. Если традиционно личность политика оценивается взрослой частью электората по позициям безопасность, профессионализм, динамизм, то молодежный электорат имеет свои специфические пристрастия: он очаровывается динамизмом лидера, ориентируется на его уверенность, оптимизм, а затем уже на профессионализм. В то же время, исходя из личностных особенностей возраста, молодежь имеет специфически выраженные чаяния: стремление отстоять свою личность и личные права, признание гласности и демократии. Обостренное чувство личности содействует ориентации на права человека. Ценностное отношение к свободе как к способу бытия человека ориентирует на позицию гласности и демократии. Не имея достаточного социального опыта, молодежь испытывает чувство негативной напряженности и неудовлетворенности многими явлениями, которые не поддаются ее разумению. Общая неудовлетворенность ситуацией, наблюдаемой в обществе, нередко приводит к резкому отчуждению от самой общественной жизни. Молодежь консолидируется в свои возрастные локальные группы со специфическими формами жизнедеятельности. Во внеучебной и трудовой деятельности это поиск смысла жизни вне политического поля; пассивное ожидание социальной справедливости, понимаемой порой весьма абстрактно; другие ориентации, формирующиеся вовне политического поля. В условиях нового времени психологической проблемой становится проблема самостоятельности, личностной ответственности за свой выбор как в жизни в целом, так и в политической сфере. Молодежь России постепенно наращивает социальную электоральную активность. Этот факт объясняется повышением феномена социальной сензитивности молодежи в условиях смены приоритета идеологии массового сознания над индивидуальным сознанием на новую идеологию – идеологию “прав человека” и поворотом общественного сознания россиян на новые ориентации демократизации общества. Создание специальных условий для гражданского, политического и личностного развития молодежи, усвоения наук, заинтересованных в выявлении закономерностей поведения человека как единицы масс и как уникальной личности, поднимает потенциал гражданского самосознания, чувства личности, самостоятельности.
Date: 2016-05-16; view: 705; Нарушение авторских прав |