Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебная, трудовая и другие значимые деятельности





 

Человечество в процессе истории создало деятельности, которые в норме стали содержанием жизни каждого отдельного человека: игра, учение, труд.

Социальная ситуация в жизни юноши содействует расширению сфер возможного выбора значимой для себя деятельности. В ранней юности человек может самоопределиться в отношении своего дальнейшего образования и профессиональной ориентации.

Детские игры, как инфантильные забавы, остались позади. Юношу ожидают учеба, профессиональный выбор, труд, спорт и служба в армии. Расширение сфер возможного выбора происходит за счет многообразия отраслей знаний и профессиональной деятельности. Перед молодым человеком стоит проблема выбора. Он может продолжать учиться, совершенствуя свои знания и готовя себя к профессии; он может начать трудовую жизнь, одновременно учась своей профессии; он, наконец, может просто зарабатывать деньги, чтобы жить. Важно, чтобы юный человек отдавал себе отчет, какой жизненный путь он выбирает и чего хочет от жизни.

Если юноша или девушка не хотят плыть по воле волн спонтанно складывающихся обстоятельств жизни, то они могут психологически войти в избранную деятельность и продуктивно для себя осваивать то, что дает эффект для дальнейшей жизни.

Обратимся к наиболее значимым для развития человека видам деятельности.

Учебная деятельность (или учение). Учебная деятельность своим предметом делает самого человека: учебная деятельность – это всегда делание, изменение самого себя. В норме человек рано принимает необходимость учения для развития своего умственного и личностного потенциала. Учебная деятельность определяется наличием у человека сознательной цели усвоить определенные теоретические и практические знания и навыки по самостоятельному поиску знаний. Учебная деятельность прежде всего требует постоянных рефлексий на себя, на процесс усвоения знаний и приобретения самостоятельных навыков познавательной деятельности. Учиться – значит учить себя, значит быть способным регулировать свои действия в соответствии с сознательной целью и под рефлексивным контролем.

Развитые формы мышления осуществляются человеком во внутреннем плане, подчас они протекают на бессознательном уровне. Учащийся может и должен научиться рефлексивным действиям, которые помогут осуществлять контроль за структурированием приобретаемых знаний и за способами осуществляемых умственных действий. Рефлексия как умственное действие, разрабатывающаяся в идеальном плане, – значимая для учения внутренняя деятельность.

В учебной деятельности в условиях старших классов школ, лицеев и училищ, а позднее – университетов и других высших учебных заведений молодой человек находится в позиции учащегося. В учебной деятельности учащийся предстает в отношениях: педагогученик (где учащийся идентифицирован с группой “Мы-учащиеся”); педагог – ученик (где учащийся формирует свою Я-идентичность при посредстве учителя); ЯЯ-идентичность (где учащийся формирует самостоятельно свою Я-идентичность через содержание овладеваемыми знаниями).

Общение в учебной деятельности имеет свои особенности. Преподаватель – посредник, транслятор знаний, социально принятых оценок и своего отношения к обсуждаемому знанию. В юношеском возрасте общение в контексте обсуждаемого содержания учебной деятельности является продуктивной формой сотрудничества преподавателя и учащихся. Совместное обсуждение значимых проблем может проходить в форме вопросов, диалогов и дискуссий. Межличностное общение, направленное на обсуждение значимых задач, может стать продуктивным способом решения проблемы. При этом учащийся имеет возможность сделать паузу и самостоятельно продолжить обсуждение, осмысление значимой для себя проблемы.

Успехи учебной деятельности определяются характером мотивов, связанных с учением. Главный мотив, обеспечивающий успех в саморазвитии, – интерес к самим знаниям, бескорыстная любознательность. Учебные ситуации с такими мотивами поддерживают успех в деятельности, в них нет внутреннего конфликта. Конечно, могут иметься внешние трудности, которые следует преодолеть в процессе учебной деятельности. Но усилия, которые направлены на преодоление внешних препятствий, гораздо более успешны, нежели усилия, которые направлены на борьбу со своими собственными внутренними проблемами. Человеку порой недостает способности преодолеть собственные физические, умственные и душевные слабости. Однако он гораздо легче для себя совершает акты волевого напряжения для преодоления внешних трудностей.


Внутренние мотивы определяются потребностями человека, они могут иметь врожденный и приобретенный характер.

Среди врожденных потребностей, имеющих значение для поддержания интереса к учебной деятельности, особое место занимают свойственная природе человека потребность к активности и потребность в получении новой информации. Активность вообще присуща всему живому, а у человека способность к физической, психической и социальной активности является его сущностной характеристикой. Потребность к информации также присуща всему живому, а у человека выделяют такие феномены, как сенсорный и интеллектуальный голод. Молодой человек учится не только смотреть, но и видеть.

Среди приобретаемых потребностей особое значение имеют потребность в знаниях (гностические потребности), потребность быть полезным обществу, потребность в общественно ценных достижениях и др. Мотивацию к учебной деятельности формируют также общественные ожидания, отношение общества к молодому человеку как к преемнику культуры, как к будущему специалисту в значимой для общества сфере.

Учебная деятельность – это не только усвоение знаний непосредственно от учителя, преподавателя, профессора. Учение происходит на тематических, научно обоснованных экскурсиях, а также в экспедиционных поездках, имеющих целью исследовать те или иные археологически значимые факты человеческой истории, этнографические и этнопсихологические особенности жителей отдаленных от центра регионов, межэтнические проблемы взаимодействия народов, проживающих в одном геоисторическом пространстве, и многое другое. Учение происходит в процессе созерцания явлений природы рядом с художником, биологом, астрономом, которые делятся тайнами своей профессии, расширяя тем самым субъективный мир своих стихийных, временных или постоянных учеников. Иногда краткой встречи достаточно, чтобы некое знание легло на подготовленную почву и проросло в видение, в позицию. Особое значение в общении человека играет искусство: живопись, музыка, литература – они содействуют развитию высших психических функций.

Живопись – изобразительное искусство, воспроизводящее или обозначающее предметы и явления реального мира в красочных художественных образах. Молодой человек, входящий в мир живописи, осваивает характер, манеру изображения, свойственную конкретному мастеру. Он учится видеть мир по-новому, тем самым расширяя свои познавательные способности и развивая свои художественные эмоции.

Музыка – искусство, отражающее или обозначающее действительность в звуковых художественных образах. Сюда относятся: инструментальная музыка, вокальная музыка, симфоническая музыка. Молодой человек, входящий в мир музыки, осваивает и эту сферу искусства.

Восприятие изобразительного искусства и музыки развивает духовный потенциал личности.

Литература – совокупность научных, художественных, философских и других произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества. Сегодня литература может быть материально представлена в виде книг, записей на дисках, видеозаписей, а также в пространстве компьютерной сети. Литература представляет собой интеллектуальное богатство общества. Идеи, знания, чувства, живущие в литературных источниках, образуют особое пространство смысловых и чувственных полей, моделей и идей. Литература во всей своей совокупности несет достижения человечества в прошлом и настоящем. Многообразие источников информации, мыслей и чувств в своем соединении превосходит сумму отдельных произведений, предлагая миру особое космическое, чрезвычайное по силе воздействия пространство, где каждый вошедший может получить возможность для индивидуального постижения всего многообразия внешнего мира и развития глубин своего внутреннего мира, своего “Я”.


Литература – не только открытие Дальнего, она – дверь в чувства и переживания Ближнего, живущего рядом современника. Литература проецирует и возможное будущее – в прогнозах и предреканиях исследователей многих сфер человеческой познавательной деятельности, а также в пространстве утопий и антиутопий. По форме эмоциональной заряженности, по стилю посылов к читателю литература представляет собой особого посредника, обучающего читателя. Как отмечал П. Клодель, “литература во всех ее видах не что иное, как тень доброй беседы” (Клодель П. Философия книги//Человек читающий. Писатели XX в. о роли книги в жизни человека и общества. – М., 1983. – С. 240.). Будет верно говорить о литературе как существенной части Великого идеополя общественного сознания.

Искусство, музыка, литература осуществляют особое посредничество, продвигая входящего в этот мир в познании (знании и сознании) и в духовном восхождении.

Во время учебы молодые люди, успешно усваивающие профессиональные знания и проявляющие себя как перспективные специалисты, в глазах своих преподавателей и профессуры становятся коллегами. Характер общения между молодыми людьми и их учителями кардинально меняется.

Трудовая деятельность. Она возникла и существует как целесообразная деятельность, благодаря которой происходит освоение природных и социальных сил для удовлетворения потребностей отдельного человека и общества в целом. В норме человек понимает необходимость включения в трудовую деятельность и ищет себя в этой деятельности.

В трудовой деятельности молодой человек в глазах коллег и руководителя занимает не только место, которое он получает в рамках своей должности, но и то место, которое отражает уровень его профессиональной подготовленности, уровень ответственности, дисциплинированности, его ожидаемую перспективность и т.п. Кроме того, в контексте трудовой деятельности в юности формируются межличностные связи, которые имеют для молодого человека немалое значение.

У лиц асоциальных, выпадающих из общей человеческой тенденции следовать предписанным в обществе правилам, часто отсутствует ценностное отношение к тому, что требует приложения усилий, – к учению и труду. Эта категория не социализирующейся нормально молодежи как бы застревает на неких феноменологических особенностях игры.

Игровая деятельность. Это развлечение и одновременно способ освоения некоторых правил взаимодействия с другими людьми, а также способ развития знаний об окружающем мире. Игра отличается тем, что войти в нее и выйти играющий может в любой момент – как только пожелает.


В отличие от игры привилегиями свободного входа и выхода учение и труд не обладают. И учение, и труд нормированы условиями этих видов деятельности – они требуют своего продукта в урочное время и в определенном месте.

У лиц асоциальных, склонных к преступлениям, часто отсутствует ценностное отношение к любому труду – к учебе, к работе. Психически они как бы играют.

Юноши и девушки, желающие для себя нормальной социализации и успеха на жизненном пути, должны отдавать себе отчет в том, что значит для всей их дальнейшей судьбы учебная и трудовая деятельность.

Спортивная деятельность. В спорте осуществляется не только общее физическое воспитание, но и воспитание таланта в том или ином виде спорта. Основные формы спортивной деятельности – учебно-тренировочные (групповые и индивидуальные) занятия и соревнования. На юношеский возраст в спорте приходится период углубленной тренировки.

В это время продолжает осуществляться отбор в конкретный вид спорта тех, кто обладает природными способностями, хорошим физическим развитием, целеустремленностью и трудоспособностью. Окончательная спортивная специализация определяется в процессе многолетнего систематического обучения и досконального изучения физического и личностного потенциала спортсмена. Юноши, углубленно занимающиеся спортом, четко знают и чувствуют свои потенциальные возможности и возможности своих товарищей по спорту. Здесь, как и в других видах соревновательной деятельности, которые требуют для развития таланта волевых и других личностных качеств, постоянно наличествует большая психическая напряженность – она подспудно присутствует не только в кульминационные моменты противоборства соперников, но и в периоды рабочих тренировок, спортивных игр и отдыха.

В юности человек способен совершать великие подвиги в спорте, демонстрируя миру свое телесное совершенство, – именно в юности человек становится зрелым в своем физическом развитии. Позже во многих видах спорта подвиги на олимпийских стадионах уже минуют его.

Многое в спортивной деятельности зависит от тренера: он требует выполнения своих указаний; он контролирует спортивные достижения каждого отдельного спортсмена и общие результаты команды; он также наблюдает особенности развития волевых качеств личности, умение владеть своими чувствами, что проявляется через стиль общения. Спорт учит многим качествам, которые обязательно пригодятся молодежи во всех других сферах человеческой жизни (самодисциплина, умение подчинять свою волю чужой воле), развивает способности к преодолению физических и психических проблем, упорство в достижении цели.

Служба в армии (военная служба). Она определяется Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Устав формулирует общие правила и обязанности военнослужащих и взаимоотношения между ними. Уставом внутренней службы руководствуются все военнослужащие.

Поступающие на военную службу молодые люди торжественно присягают на верность своей Родине – Российской Федерации и клянутся свято соблюдать ее Конституцию и законы, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Они клянутся достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество.

Новобранцы изучают строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации и учатся подчиняться командирам. Строевой устав инструктирует новобранца, как осуществлять “подход к командиру и отход от него”:

“Для выхода военнослужащего из строя подается команда. Например: "Рядовой Иванов. Выйти из строя на столько-то шагов" или "Рядовой Иванов. Ко мне (бегом ко мне)". Военнослужащий, услышав свою фамилию, отвечает: "Я", а по команде о выходе (о вызове) из строя отвечает: "Есть"”... Далее даются разъяснения, как следует выполнять команду для выхода из строя и возвращения в строй... “При отходе от начальника военнослужащий, получив разрешение идти, прикладывает правую руку к головному убору, отвечает: "Есть", поворачивается в сторону движения, с первым шагом опускает руку и, сделав три-четыре шага строевым, продолжает движение походным шагом. При отходе от начальника с оружием положение оружия не изменяется, за исключением карабина, который из положения "к ноге", если необходимо, берется военнослужащим в другое положение после ответа "Есть".

Начальник, подавая команду на возвращение военнослужащего в строй или давая ему разрешение идти, прикладывает руку к головному убору и отпускает его” (Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М., 1994. – С. 428-429.).

Мы видим, что даже “подход к начальнику и отход от него” ритуализированы армейским уставом. Все другие моменты воинской службы также контролируются уставными отношениями.

Исполнение воинского долга требует специальной выучки и дисциплины.

По существу, воинская дисциплина создает принципиально новые условия, которые должны способствовать развитию новых качеств военнослужащего. Сюда, безусловно, входят профессиональные воинские качества, связанные со специализацией, и профессиональные личностные качества военнослужащего – умение подчиняться и умение брать командование на себя. Общение в условиях воинской службы осуществляется в контексте служебных отношений и личных отношений в нормированные уставом промежутки времени.

Служба в армии должна формировать отношения товарищества и взаимной выручки.

В армии как нигде судьба солдата зависит от личностных качеств начальника. Даже простые команды “Стать в строй” или “Бегом!”, “Кругом!” могут иметь контекст, унижающий личность солдата.

В уставе предусмотрены права, обязанности и ответственность военнослужащих, взаимоотношения между военнослужащими, обязанности командиров (начальников) и основных должностных лиц, солдат и матросов, правила боевой службы и др.

Даже если все складывается для солдата идеально – он служит в рамках закона и уставных отношений, ему сложно, особенно в период адаптации, радикальным образом менять привычный стиль общения, присутствующий в обыденной жизни, на уставной. Здесь исчезает позиция “хочу – не хочу”, “буду – не буду”. Здесь новые формы общения: “Есть”, “Ваше приказание выполнено”.

Поступивший на службу без высшего образования – рядовой (Рядовой – слово, которое помимо определения воинского статуса несет еще ряд значений: 1) ничем не выделяющийся, обычный; 2) тот, кто не занимается руководящей работой.). Рядовой в армии – человек, не принадлежащий командному составу, не являющийся командиром. Рядовой солдат должен пройти ряд так называемых социальных инициации: на физические и моральные испытания, на послушание, на позицию.

Инициации в древних культурах – посвящение в культовое таинство, переход индивида из одного статуса в другой, и обряд, оформляющий этот переход. Иногда – в узком смысле – переход в число взрослых, брачноспособных. Среди прочих содержательно составляющих инициации важная часть отводится испытаниям.

Конечно, армия – не место для традиционных мифологических инициации. В армии происходит посвящение в ранг военнослужащего. Условия, которые существуют в армии, должны содействовать воинской подготовке и развитию социальной зрелости. Солдат проходит здесь интенсивную физическую и моральную подготовку. Служба в армии дает возможность молодому человеку развить свои физические данные (силу, ловкость, выносливость), социальную рефлексию и чувство ответственности.

Образованные и интеллигентные юноши, попав на военную службу, должны занять статус рядового и начать восхождение к своей личности в условиях послушания.

Позиция взрослого человека состоит в умении жить в заданных обстоятельствах, самостоятельно решать возникающие проблемы, а также в понимании необходимости дисциплинированности в условиях каждого вида деятельности и умении подчиняться заданным обстоятельствам. Позиция рядового служащего – позиция подчиненного, поставленного в зависимость от начальства, действующего сообразно приказу. Подчиненный всегда руководимый.

Трудность службы в армии состоит в том числе и в том, что юноша, привыкший к самостоятельному выбору своего времяпрепровождения и к самостоятельным суждениям, должен занять позицию подчиненного и неукоснительно исполнять требования командира. Это трудно еще и потому, что командир, как живой человек, имеющий свои жизненные и психологические проблемы, может отдавать распоряжения, не только сообразуясь со службой, но и по личностным побуждениям. Однако умение подчиниться – весьма значимое качество, которое делает человека социализированным, психологически устойчивым. Важно уже в юности убедиться в том, что нет свободы без понимания и испытания значения позиции послушания. Эту позицию следует принять, чтобы овладеть навыками самоорганизации в условиях, требующих послушания и подчинения.

Юноша, пришедший на военную службу, для обретения самоуважения и развития своей воли должен принять заданные условия, как те, в которых он должен служить, исполнять воинские обязанности в положенный уставом срок и вернуться из армии укрепившей себя физически, психически и социально личностью.

Если в учении, в трудовой деятельности, в спорте молодой человек может себе позволить все бросить и начать все сначала на другой стезе, потом раскаяться, передумать, возвратиться к истокам, то в армии должно осуществляться безоговорочное уставное служение.

Для молодого человека полезнее всего, сделав самостоятельный выбор в любой из заданных человечеством деятельностей, утвердить себя на избранной стезе. Для этого следует: не забывать о цели избранного жизненного пути; контролировать свою волю к достижению цели; постоянно рефлексировать свои достижения, ближайшую и дальнюю перспективу в избранной деятельности.







Date: 2016-05-16; view: 4379; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию