Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 12. Условия и образ жизни
Социальная ситуация
Социальная ситуация как условие развития и бытия в юности отличается тем, что расширяется до пределов, отпущенных человеку, живущему в современную ему эпоху, в современной ему культуре, в его государстве и в мире. Обстоятельства жизни начинают меняться: одни юноши и девушки продолжают жить в семье, решая проблемы своего учения или работы на месте; другие, окончив школу, уезжают в иные города – учиться и работать; третьи – в восемнадцать лет уходят служить Отечеству и т.д. Есть категория молодых людей, которые уезжают за рубеж, – прежде всего на учебу и для расширения своих представлений о мире. Есть категория молодых людей, которая ищет для себя иной жизни, – в недрах каждого общества возникает новое поколение молодежи с внутренними предпосылками к так называемому антиобщественному поведению. Юноши и девушки получают возможность (или вынуждены) брать на себя проблемы своего обустройства и начинают встречаться с задачами взрослой жизни. От них ожидают самостоятельности, и они стремятся к самостоятельности в определении своих профессиональных и других жизненных планов. Многие сохраняют зависимость от семьи, особенно в ранней юности, однако постепенно семья уступает сверстникам роль той референтной группы, которая содействует социализации. В юности человек в своем стремлении определиться с Я-идентичностью примеривает на себя разнообразные модели поведения – те, которые более всего соответствуют его представлению об идеальном “Я”. В то же время юноши и девушки пытаются найти Для себя новый имидж, примеривают возможные жизненные роли. С включением в решение социальных задач приходит чувство компетентности. Молодежи в социуме предоставляются новые условия общения, и к ней обращены новые ожидания. Окружающий мир взрослых предоставляет взрослеющей молодежи новые способы взаимодействия. Вступая во взаимодействия с другими на новом уровне, ища себя в новых видах деятельности, юноши и девушки учатся проявлять себя по типу нормативного ожидаемого взрослого поведения. Выбранная юношей деятельность преобразует его и вообще имеет для его дальнейшего развития фундаментальное значение. Описанный путь социального развития – неизбежная тенденция взросления человека и вхождения его в реальную жизнь. Именно в юности молодежь открывает для себя, осознает и постигает наличие двух способов существования человека и соответственно наличие двух отношений человека к жизни. Об этих способах психологически очень тонко рассуждал С.Л. Рубинштейн. Он писал о том, что первый способ – это “жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек: сначала отец и мать, затем подруги, учителя, затем муж, дети и т.д. Здесь человек внутри жизни, всякое его отношение – это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем, что человек не выключается из жизни, не может занять мысленно позицию вне ее для рефлексии над ней” (Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – С. 347-348.). Молодой человек видит для себя высшие ценности существующего в обыденном отношении к жизни. Например, юная девушка мечтает выйти замуж, обрести свой дом, родить своего ребенка. Это значимые, социально одобряемые ценности. Такая жизнь, однако, “выступает почти как природный процесс”. Юная девушка, обретя союз с молодым человеком, заявляет: “Мой парень”, “Мой любимый” и просто “Мой”. Юная женщина, выйдя замуж, произведя на свет ребенка, удовлетворенная своими достижениями в глазах социального окружения, говорит: “Мой муж”, “Моя семья”, “Мой ребенок”, “Мой дом” и т.д. “Мой” – в значении существительного, мое – то, что принадлежит мне. “Мой” – мне принадлежащий. Но только “мой” не персонифицирует личность другого. Здесь лишь констатация: “мой и ничей больше”. Контекст таких словосочетаний означается этим столь сладостно переживаемым, но столь агрессивным словом – социальным знаком удовлетворенности, самоидентичности и самодостаточности. Здесь социализация происходит в большей мере на бессознательном уровне, когда усваиваются и заявляются значимые для отношений людей формы языкового употребления слов, символизирующих изменения социальной ситуации: “Ты – мой, а я – твоя”. Обратимся к рефлексиям философа и психолога: “Такая жизнь, когда в ней крепки связи с другими людьми, – самый надежный оплот нравственной жизни, поскольку первая, самая прочная основа нравственности как естественного состояния – в непосредственных связях человека с другими людьми, друг с другом. Здесь нравственность существует как невинность, как неведение зла, как естественное природное состояние человека, состояние его нравов, его бытия” (Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – С. 348.). Между тем в такого рода отношениях просматривается объектное отношение ко всему, что предоставляют социальные условия. Ведь юная жена повсеместно говорит “Мой муж”, не называя мужа по имени, “Мой ребенок”, не называя и имени ребенка. Социальная ситуация определяет для человека идеалы полной, счастливой жизни, означая эти идеалы социальными ролями. И молодой человек попадает в плен традиционных ценностей. Это обстоятельство всегда дает защиту – ведь в традиции роли четко оговорены и иерархизированы. Традиционные ценности придают стабильность человеческой жизни. Однако в современном, цивилизованном обществе человек стремится выйти за пределы стабильной организации жизни. Молодежь часто, протестуя против традиций семьи и общества, пытается отторгнуть основы сложившейся жизни. “Расшатанность этой основы нравственности, связанной с прочно сложившимся бытом, вызывается обычно ломкой этого сложившегося быта, уклада жизни. Такова исходная причина моральных трудностей молодежи в новом обществе” (Там же.), – писал С.Л. Рубинштейн. Принятие как бы существующих априори внешних ценностей и следование их предписаниям есть существование, не выходящее за пределы непосредственных связей, в которых традиционно живет обыденный человек. Протест юного поколения против традиций семьи и общества есть возрастной аспект существования, не выходящего за пределы непосредственных связей. С.Л. Рубинштейн проницательно указал на иной способ возможного существования человека. “Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы” (Там же.). Человек становится способным занять позицию вне традиционного способа существования, вне традиционной жизни. “С появлением рефлексии связано философское осмысление жизни” (Там же.). На уровне второго способа существования разрываются непосредственные связи жизни, но они восстанавливаются на новой основе; с этого момента возникает проблема “ближнего” и “дальнего”, проблема соотношения, взаимосвязи непосредственного отношения человека к жизни. Расширенное видение всей полноты жизни как целостного явления, видение современных проблем человечества в сложных перипетиях мировоззрений надежды и мировоззрений кризисов и столкновений цивилизаций полноценно вводит молодое поколение в реальную социальную ситуацию. Обладая способностью к рефлексии, знаниями о явлениях и тенденциях развития цивилизаций, наиболее социально активные юноши и девушки чувствуют выраженную потребность жить и действовать на уровне высокого способа существования. Эта позиция в условиях нового времени ставит перед молодежью проблему личной ответственности за свой выбор как в жизни в целом, так и в каждый отдельный момент, за которым возникает необходимость отнестись к ситуации как к проблемной и принять соответствующее своим жизненным целям решение. Социальная ситуация, которую юноша начинает постигать на новом уровне – уровне рефлексии, определяет особенности развития и формирования системы ценностных ориентации, которые определяют центральную позицию личности. Выбор, который формулирует для себя молодой человек, оказывает влияние на направленность и содержание социальной активности личности, на общий подход к миру и самому себе. Выбор придает смысл и направление общественной позиции, определяющей поведение и поступки личности. Юность – период значительного развития социальной активности. Юноши и девушки стремятся освоить все сферы взрослой жизни, прежде всего начать самостоятельно обеспечивать себя материально и тем самым не только и не столько обрести независимость от кровной семьи, сколько поменять саму социальную ситуацию своей жизни. Перед юными стоят задачи завершить образование, обрести самостоятельную профессиональную деятельность. Достигнув гражданского совершеннолетия, часть юношей идет служить в армию, часть ищет другое место, где можно продолжить свою социализацию и достойно осваивать жизненные каноны. Социализация молодых имеет некоторые достаточно выраженные тенденции. Принято считать, что та часть молодежи, которая еще продолжает учиться, позднее обретает социальную зрелость, чем те, кто начал работать, образовал семью и уже имеет ребенка. Однако социальная зрелость не зависит впрямую от перечисленных обстоятельств. Здесь социальную зрелость в большей мере определяет внутренняя позиция самого человека, чем внешние обстоятельства. Юноши и девушки могут сохранять в себе позиции подростка. Принято считать, что уже в отрочестве формируется стремление быть и считаться взрослым. Чувство взрослости – специфическое образование самосознания, стержневая особенность развивающейся личности. Это чувство выражает новую жизненную позицию по отношению к себе, людям, миру. Это чувство влияет на специфическое направление и содержание социальной активности. Однако одно лишь стремление, иллюзорное мечтание о вожделенной взрослости без изменения взаимодействия с социальной ситуацией не приводит к обретению взрослости. Взрослость – это не только “полный возраст”, не только полное достижение телесного развития и роста. “Полнолетний” – не обязательно взрослый по своему социальному развитию человек. В юности молодые люди, спасовав перед ответственностью стать взрослыми по отношению к социальным ожиданиям, подчас занимают позицию подростка, учащегося, еще не вступившего в реальную, взрослую жизнь. При этом они даже могут зарабатывать деньги, но встать на позицию самостоятельного, ответственного человека еще не могут – боятся или не хотят. В то же время молодой человек, с головой включенный в проблемы своей профессиональной деятельности, обретает в этой сфере позицию взрослого – не важно, учится он еще или уже работает. Взрослость не наступает в одночасье. В одной сфере человек уже живет и действует как взрослый, социально зрелый человек, но в других сферах ему может многого недоставать для того, чтобы проявлять свою взрослость и стоять на позиции социальной ответственности. Социальная ситуация выступает для юношества лишь как возможность развития и самореализации. Она обращает к юности свои ожидания, поощряет к развитию и взрослению. Однако каждый молодой человек проходит свой индивидуальный путь социализации. Одни при этом в юности психологически и социально еще подростки, другие реально движутся к взрослости. Date: 2016-05-16; view: 516; Нарушение авторских прав |