Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел I. Феноменология развития и бытия личности
Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития – основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания. Прежде чем начать обсуждение самих закономерностей развития, обратимся к возрастной периодизации. С точки зрения возрастной психологии критерии возрастной классификации определяются прежде всего конкретно-историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности. Критерии классификации соотносятся также с возрастной физиологией, с созреванием психических функций, которые определяют само развитие и принципы обучения. Л.С. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретного этапа развития. Он выделял “стабильные” и “нестабильные” (критические) периоды развития. Определяющее значение он отводил периоду кризиса – времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребенка. В эти периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребенка. Согласно Л.С. Выготскому, переход от одного возраста к другому происходит революционным путем. Реально возрастная периодизация каждого отдельного человека зависит от условий его развития, особенностей созревания морфологических структур, ответственных за развитие, а также от внутренней позиции самого человека, определяющей развитие на более поздних этапах онтогенеза. Для каждого возраста существует своя специфическая “социальная ситуация”, свои “ведущие психические функции” (Л.С. Выготский) и своя ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). От соотношения внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций зависит общее движение развития. На каждом возрастном этапе обнаруживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям, называемая сензитивностью. Л.С. Выготский придавал сензитивным периодам определяющее значение, считая, что преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду обучение оказывается недостаточно эффективным. Объективные, исторически обусловленные реальности существования человека по-своему влияют на него на разных этапах онтогенеза, в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психические функции они осуществлялись. При этом ребенок “заимствует только то, что ему подходит, гордо проходит мимо того, что превышает уровень его мышления”. Известно, что паспортный возраст и возраст актуального развития необязательно совпадают. Ребенок может опережать свой паспортный возраст, отставать от него или соответствовать ему. Каждый ребенок имеет свой путь развития, и это можно считать его индивидуальной особенностью. В рамках учебника следует определить периоды, которые представляют возрастные достижения в психическом развитии в наиболее типичных пределах. Мы будем ориентироваться на следующую возрастную периодизацию. I. Детство. Младенчество (с 0 до 12-14 мес). Ранний возраст (с 1 года до 3 лет). Дошкольный возраст (с 3 до 6-7 лет). Младший школьный возраст (с 6-7 до 10-11 лет). II. Отрочество (с 11-12 до 15-16 лет). III. Юность (с 17 лет до 20-21 года). Возрастная периодизация позволяет описывать факты психической жизни развивающегося человека в контексте пределов возраста и интерпретировать закономерности достижений и негативных образований в конкретные периоды развития. Прежде чем перейти к описанию возрастных особенностей психического развития, следует обсудить все составляющие, определяющие это развитие: условия и предпосылки психического развития, а также значение внутренней позиции самого развивающегося человека. В этом же разделе специально рассматриваются механизмы, определяющие развитие психики и собственно личности человека, а также двойная природа человека как социальной единицы и уникальной личности. Условием развития человека как личности помимо реальности самой природы является созданная человечеством в процессе его культурного развития культурная реальность. Для понимания закономерностей развития человека как личности нужно определить пространство человеческой культуры как условие развития и бытия личности. Под культурой обычно понимают совокупность достижений общества (материальных и духовных), используемых обществом в качестве условия развития и бытия человека в конкретный исторический момент. Культура – явление коллективное, исторически обусловленное, сконцентрированное в рукотворном предметном мире, в знаково-символической форме, а также в социально-нормативном пространстве межличностных отношений. Каждый отдельный человек входит в культуру, присваивая ее материальное и духовное воплощение в окружающем его культурно-историческом пространстве. Психология как наука, анализирующая условия развития и бытия человека, требует выявления связи культурных условий и индивидуальных достижений человека в развитии чувства личности. Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека можно классифицировать следующим образом: – реальность предметного мира; – реальность образно-знаковых систем; – реальность социально-нормативного пространства; – природная реальность; – реальность внутреннего пространства личности. Эти реальности в каждый исторический момент имеют свои константы и свои переменные. Поэтому психологию людей определенной эпохи нужно рассматривать в контексте культуры этой эпохи, значений и смыслов, придаваемых культурным реальностям в конкретный исторический момент. В то же время каждый исторический момент следует рассматривать в плане развития тех деятельностей, которые вводят человека в пространство современной ему культуры. Эти деятельности, с одной стороны, являются компонентами и достоянием культуры, с другой – выступают условием развития человека на разных этапах онтогенеза, условием его обыденной жизни. Вне деятельности человек теряет свою высшую феноменологическую сущность: безусловное достоинство, чувство личности, неограниченное стремление к большему и лучшему, т.е. свою личностную самостоятельность. Названные нами условия развития личности требуют своего раскрытия в контексте человеческой деятельности. Помимо условий для судьбы человека, его развития и бытия важны предпосылки развития. Предпосылки развития – природные свойства человека как представителя вида Homo sapiens и его врожденные генотипические характеристики, которые в пределах нормы не всегда явственны, в рамках врожденных дефектов предопределяют его жизненный путь. Как бы то ни было, генетики, психиатры и другие специалисты, заинтересованные в изучении влияния наследуемых дефектов психики, приводят достаточно убедительные доводы, указывающие на значение генотипа. Оба фактора, безусловно, определяют наше развитие, бытие и, следовательно, жизненный путь и судьбу. В то же время человек был бы марионеткой условий бытия и генотипа, если бы он сам не занимал по отношению к своей жизни собственной позиции. Именно внутренняя позиция укрепляет чувство личности. Важно обсудить исторически обусловленные реальности существования человека, определяющие характер его вхождения в эти реальности, его развитие и бытие. Необходимо ориентироваться в том, что дано человеку его генотипом. Нельзя упускать из поля зрения внутреннюю позицию самого человека: его чувство личности, его потребности в свободе самовыражения и ответственности перед собой, другими и всем человечеством.
Date: 2016-05-16; view: 795; Нарушение авторских прав |