![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Оценка деловой репутации компании
Деловую репутацию компании можно отнести к нематериальным активам, которые, как и любые активы, нуждаются в оценке. Для этих целей используются рейтинги деловой репутации, например, по версии журнала Fortune (America's most admired companies)[44], газеты Financial Times (World's most respected companies) и другие. В российской практике общепринятые количественные критерии не распространены. Оценка репутации дается на уровне ощущений и субъективных мнений. Хотя в условиях развитого фондового рынка отработаны разные методы оценки репутации, позволяющие превратить общественное мнение, в данном случае о соответствии компании этическим, социальным и т.п. требованиям, в определенный показатель (индекс). В мировой практике социальные индексы делят на фондовые и нефондовые. Назначение социальных фондовых индексов (DSI400, FTSE 4 Good, Dow Jones Sustainability Index, NASDAQ Social Index) — обеспечить принятие решений в рамках социально ответственного инвестирования. Нефондовые индексы (СPI, Social Index (SI) Датского министерства социальной политики) используются для сравнительного позиционирования компаний. Они основываются на оценке их деятельности различными группами заинтересованных сторон по следующим направлениям: учет мнения потребителей; учет интересов деловых партнеров, потенциальных инвесторов, кредиторов; соблюдение этических норм; отношения с работниками; отношения с местным сообществом. Для расчета индексов используется как публичная, так и внутренняя информация о компании, проводятся опросы среди всех заинтересованных сторон. В отличие от западных стран в российской действительности только делаются первые попытки создания соответствующих рейтингов. Одним из первых шагов в данном направлении стало исследование репутации компаний Северо-Запада России, проведенное в 2003 г.,[45] в рамках которого был подготовлен список компаний, разбитых на пять групп по сферам бизнеса, определяющим основу региональной экономики: пищевая промышленность, машиностроение, сырьевой и финансовый сектора, строительство. В рамках каждой из упомянутых отраслей было отобрано от 10 до 20 компаний, крупнейших по обороту за 2002 г. Вошедшие в выборку компании оценивались экспертами по степени их ответственности перед государством, потребителями, деловыми партнерами, персоналом и акционерами по шкале значений от 1 до 10. Максимальный балл соответствовал максимальной ответственности. Результаты исследования показали достаточно высокий уровень социальной ответственности компаний по отношению к каждой из заинтересованных сторон, однако это может свидетельствовать об отсутствии у компаний продуманной политики в выстраивании отношений с различными группами контрагентов, понимания ими значения деловой репутации и позитивного имиджа для позиционирования на рынке. В качестве примера отечественных рейтингов можно привести: рейтинг репутации российских компаний по версии журнала «Эксперт» (составляется с 1997 г.); рейтинг профессиональной репутации российских менеджеров по версии Ассоциации менеджеров России (проводится с 2001 г.); рейтинг лучших работодателей России – совместный проект Ассоциации менеджеров и журнала «Карьера» (составляется с 2004 г.). В 2004 г. Ассоциацией менеджеров России было проведено исследование использования индексов социальной ответственности в условиях российской действительности.[46] Для оценки использовалось несколько видов количественных и качественных индексов социальных инвестиций. В качестве количественных индексов социальных инвестиций российского бизнеса были выделены следующие: - индекс удельных социальных инвестиций IL, представляющий собой величинусоциальных инвестиций российских компаний, приходящуюся на одного работника (в руб.); - отношение (доля) социальных инвестиций российских компаний к суммарному объему их продаж IS (в %); - отношение (доля) социальных инвестиций компаний к суммарному объему их прибылей (до налогообложения) IP (в %). В отличие от количественного индекса социальных инвестиций, который создает картину масштаба явления, качественный индекс социальных инвестиций призван оценить степень комплексности и полноты корпоративной социальной ответственности. В настоящее время не существует единых стандартов для оценки данных характеристик социальных программ. Поэтому в проведенном исследовании использовались 12 показателей, наиболее адекватно отражающих современный этап развития КСО российских компаний (см. табл. 5.4). Таблица 5.4 Показатели качественного индекса социальных инвестиций
На основе этих показателей были сформированы три индекса: - качественный индекс социальных инвестиций дляi-й компании IK(i), показывающий уровень комплексности социальной деятельности компании (в %); - качественный индекс социальных инвестиций для j-го признакаIK(j), показывающий степень присутствия данного качественного признака в выборке компаний-респондентов(в %); - общий качественный индекс социальных инвестиций IK, показывающий уровень комплексности социальной деятельности исследуемой компании (в %). Б о льшая величина индекса соответствовала более высокой социальной активности компании. По результатам упомянутого исследования, несмотря на то, что ряд компаний сделали серьезные заявки в области управления КСО (в основном, крупные общенациональные компании, подразделения международных корпораций), по-прежнему нет осознания важности комплексного подхода к управлению процессом формирования корпоративного имиджа и деловой репутации. Для деятельности многих компаний характерны информационная закрытость, непрочность отношений с заинтересованными сторонами, нарушение норм этики, непонимание значимости упрочения деловой репутации на внутреннем рынке. Эффективность деятельности органов управления корпоративной социальной ответственностью на предприятии можно также оценить по следующим направлениям: нормативное обеспечение процесса управления социальной ответственностью, структура управления КСО, наличие и уровень программ обучения в области социальной ответственности, количество и типы реализуемых социальных программ, процедура доведения до сведения заинтересованных сторон результатов реализации социальных программ компании (см. табл. 5.5).
Таблица 5.5 Оценка управления корпоративной социальной ответственностью
В качестве источников информации для проведения оценки КСО могут быть использованы: - официальный интернет-сайт компании; - годовой отчет; - ежеквартальная отчетность (для акционерных обществ); - годовой социальный отчет и/или социальный паспорт; - новостные ленты информационных агентств и регулирующих органов; - годовая финансовая отчетность компании; - внутренняя документация компании (положения, устав, кодексы корпоративного поведения, этики и т.п.); - данные различных рейтинговых агентств. Для сбора информации можно также использовать специально разработанные анкеты, в которых будут поставлены вопросы в соответствии с проводимым исследованием. Анкета заполняется специалистами компании и заверяется высшим руководством. В зависимости от качества реализуемой политики в области КСО компания может быть отнесена к одной из соответствующих групп (см. табл. 5.6). Таблица 5.6 Классификация компаний с различным уровнем КСО
Несмотря на активное продвижение в России принятых за рубежом принципов социальной ответственности, необходимо учитывать специфику национальных условий ведения бизнеса, как при выработке индивидуальных подходов компаний, так и единых принципов КСО. Одним из серьезных препятствий на пути внедрения в России данной концепции считается низкая капитализация большинства российских компаний, отсутствие ресурсов на осуществление масштабных социальных программ. Согласно различным данным, более 40% общего объема средств на социальные программы, выделяемых ежегодно отечественными компаниями, приходится на 20 крупнейших корпораций, в основном, добывающего сектора. Возможности компаний, производящих потребительские товары или предоставляющих услуги, значительно меньше. Однако проведение эффективной политики социальной ответственности помимо прямых финансовых расходов требует использования и других внутренних ресурсов: использование времени работников, помещений и т.д. Бизнесу важно понять, что расходы на социальные программы – это не благотворительность, а инвестиции, имеющие значительный социальный эффект. Многие зарубежные исследования показывают: при прочих равных условиях люди выбирают ту компанию, которая, по их мнению, является социально ответственной. А в дальнейшем эти предпочтения трансформируются в действия – покупку акций, приобретение товаров и услуг этой компании.
Вопросы для самопроверки 1. Назовите основные подходы к пониманию сущности корпоративной социальной ответственности. 2. Какова структура корпоративной социальной ответственности? 3. Как можно охарактеризовать уровень развития социальной ответственности отечественного бизнеса? 4. Приведите примеры российских корпораций, которых можно назвать социально ответственными. 5. Каковы преимущества корпоративной социальной ответственности? 6. Что представляют собой стандарты социальной отчетности? Для чего они нужны? 7. Каковы критерии и показатели оценки корпоративной социальной ответственности?
Литература 1. Аникина И.Д. Повышение стоимости компании: роль социальных инвестиций // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. 2010. №2 (17). С. 156-162. 2. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность. – М.: «Высшая школа», 2010. 3. Беляева И.Ю., Данилова О.В. Репутационный капитал и социальная ответственность современной корпорации // Качество. Инновации. Образование. 2012. №5. С. 106-110. 4. Использование инструментов КСО для построения успешного бизнеса: Сборник бизнес-кейсов / Под ред. С.Е. Литовченко. — М.: Ассоциация Менеджеров, 2011. 152 с. 5. Канаева О.А. Социальная политика компании: исходные посылки анализа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5, Экономика. 2011. Выпуск 4. С. 41-52. 6. Лобызенкова В.А. Социальная ответственность бизнеса: роль в инновационной экономике // Инновационная деятельность. 2012. №1. С. 29-34. 7. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Федченко А.А. Экономика персонала. Т.2. - М.: Альфа-Пресс, 2009. 8. Савичева Е.Ю. Признаки социально ответственного поведения предпринимательских структур: к вопросу о дефиниции категории «социальная ответственность бизнеса» // Российское предпринимательство. 2011. №8. Выпуск 1. С. 17-22. 9. Трапицын С.Ю. Мотивация персонала в современной организации: учебное пособие. ООО «Книжный Дом», 2007. 240 с. 10. Чубарова Т.В. Социальная ответственность бизнеса: Россия на фоне мирового опыта // Россия и современный мир. 2011. №3. С. 131-144. 11. Шеменева О.В., Макеев А.Н. Ответственность предпринимательства // Региональная экономика: теория и практика. 2012. №14. С. 44-49. 12. BizTimes. URL: http://www.biztimes.ru (дата обращения: 26.02.2012).
Учебное пособие
Date: 2016-05-15; view: 1167; Нарушение авторских прав |