![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Девизы, предложенные работниками Объединения
Девизы, связанные с материальным вознаграждением за выполненную работу, можно рассматривать как внутренние лозунги. Они не отражают специфики фирмы и значимы лишь для ее работников, а не для клиентов и потребителей. Помимо желания получать стабильную и высокую зарплату, в них отражена и необходимость соотнесения последней с опытом, знаниями работников, а также с тем трудовым вкладом и качеством исполнения заданий, которые обеспечиваются ими, т. е. пересмотра действующей системы оплаты и стимулирования труда. Девизы второй группы показывают, что работники гордятся своей фирмой, хотят, чтобы их продукция и услуги были качественными, надежными, конкурентоспособными, повышая тем самым престиж фирмы и создавая возможности ее дальнейшего роста и развития. Многие работники отождествляют свой успех и благополучие с успехами фирмы. В ходе оценки можно выделять семь основных элементов сформированной организационной культуры:[29] 1. Идеал. Формулировка идеального состояния компании - то к чему она стремится как к высшему достижению, часто выходящему за рамки деятельности организации. Важно, чтобы этот идеал разделялся руководителями и сотрудниками компании. 2. Ценности. Формулируются те понятия, которые признаются хорошими для компании, хотя иногда для понимания ценностей можно сформулировать от противного - того, что плохо, недопустимо в организации. 3. Цели. Необходимо сформулировать основные долгосрочные цели, действительно являющиеся ориентиром для компании. В стратегическом планировании такие цели иногда называются миссией. 4. Знания. Можно было бы сказать «ключевые компетенции», или «стратегические компетенции», если подобные термины используются в компании. Речь идет о самых общих формулировках знаний и практических навыков, необходимых для достижения поставленных целей. 5. Стиль поведения. Наиболее яркие, отличающие компанию приемы и принципы поведения, используемые в работе по достижению поставленных целей. 6. Климат. Самые простые и сразу заметные принципы взаимоотношений в компании, а также внешние атрибуты, вплоть до интерьера и фирменной символики. 7. Процедуры. Требования к управленческим технологиям компании, таким как целеполагание (планирование), система мотивации, политика в области управления персоналом и др. Такое описание может быть составлено либо рабочими группами из числа руководителей и сотрудников, либо в результате проведения индивидуальных интервью. Идеальный вариант - сочетание обоих методов. При формулировании описаний необходимо помнить, что обычно существует определенное расхождение между существующей и желаемой корпоративной культурой, а также между точками зрения различных людей. Поэтому каждый раз придется находить баланс между различными формулировками. Полученные описания корпоративной культуры отражаются в конкретных управленческих документах, регулирующих деятельность компании (уже существующих или только разрабатываемых). Это могут быть: специальные документы, посвященные корпоративной культуре (например, Кодекс компании); документы, регламентирующие организационную структуру и основные процессы управления персоналом - подбор, оценку, обучение, вознаграждение. В «Атомстройэкспорте» разрабатывались программы оценки общего уровня корпоративной культуры, определяемого наличием ряда качественных характеристик, называемых атрибутами. Выделяются четыре основных атрибута. Первый – совокупность общепризнанных ценностей и норм, сохраняющих свое значение для всех уровней и элементов организационной структуры: • мастерство является правилом общим для всех; • власть больше зависит от знания дела и способностей, чем от должности; • политическая деятельность распространена во всей организации и воспринимается как нормальное поведение; • ударение делается на результатах и вкладе в ближайшее время; • гнев – скрыт, не выражается другими, в том числе и политическими мерами; • руководители легкодоступны и обнаруживаемы; • используются уменьшительные имена и обращение на «ты»; существуют неписаные, но четкие правила, касающиеся одежды. Второй – искусство управления человеческими ресурсами, которое подразумевает умение руководителя подбирать персонал и вырабатывать непредвзятое отношение к каждому работнику, а также наличие таких качеств, которые обеспечивают ему лидирующее положение, например, умение убеждать. Эти качества необходимы для успешного управления людьми. Менеджеры, обладающие ими, быстро продвигаются по служебной лестнице. Третий – нормальное отношение к риску. Руководство Объединения поощряет и поддерживает готовность идти на риск, если решения логически обоснованы и тщательно проанализированы. Отношение руководства к новым идеям, выраженное в формуле «вы рискуете своим местом», не приветствуется. Оказавшиеся правильными решения обязательно отмечаются (посредством продвижения по службе, денежными премиями и т.д.); ошибки, возникающие, несмотря на убедительность выводов, полученных в процессе принятия решений, рассматриваются как практический опыт и не приводят к понижению в должности или увольнению. Такой подход - эффективное сочетание предпринимательского риска отдельных работников в интересах фирмы и определенного уровня защиты их положения. Четвертый атрибут заключается в ориентации на коллективную деятельность. Работники, которые осознают, что они принесли пользу фирме, испытывают законное чувство гордости. При обсуждении фирм-соперников проявляется дух конкуренции, возбуждаемый сопоставлением: «мы» – «они». В то же время работники испытывают новое чувство заинтересованности, когда говорят о совместной деятельности. Сочетание перечисленных выше атрибутов - действенный инструмент повышения общего уровня культуры Объединения. Основу для их реализации, как показывает практика «Атомстройэкспорта», обеспечивает подход, включающий в себя: оценку и самооценку; программы обучения; системы оплаты и социальной поддержки работников; канал общения. Оценка работников в Объединении сосредоточивается на ключевых факторах успеха. В Объединении способность к руководству определяется как основное качество менеджера любого ранга. Его деятельность может быть достаточно оценена, исходя из его умения подбирать и убеждать людей. Фирма своей первоочередной задачей считает обслуживание клиентов, поэтому работа служащих оценивается с точки зрения качества предоставляемых клиенту услуг. В этих условиях процесс оценки – неотъемлемая составляющая функционирования фирмы, а не бюрократическая процедура, навязанная ее руководством. Определение структуры и объема производимых оценок - обычно обязанность непосредственных руководителей. Процесс аттестации работников предусматривает образование аттестационной комиссии и подготовку соответствующих организационных процедур (списки, графики, сроки, места проведения аттестации). Основные задачи аттестации: • определение: профессиональной компетентности и соответствия работников занимаемым должностям; невостребованного потенциала работников с целью его эффективного использования; • усиление деятельности по подбору, расстановке и профессиональному совершенству кадрового состава; • стимулирование работников к более эффективному труду, усиление ответственности за его результаты; • выявление и формирование резерва на замещение руководящих должностей, повышения в должности, возможности направления на работу заграницу. Аттестация призвана содействовать объективной оценке общего кадрового потенциала, выработке рациональных структур управления и эффективному их функционированию. Эту процедуру должны пройти Объединения, замещающие младшие, старшие, ведущие, главные и руководящие должности. Аттестации не подлежат: генеральный директор, его заместители, главный бухгалтер, начальник юридического отдела, работники, стаж работы которых в Объединении составляет менее года, а также беременные женщины и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (их аттестация должна проходить не ранее, чем через год после отпуска); работники пенсионного возраста и технический персонал. Аттестации с периодичностью один раз в пять лет проводятся для: руководителей управлений и их заместителей; руководителей отделов по поставкам спецметаллов и сырьевых ресурсов и поставкам ядерного топлива и их заместителей; руководителей функциональных отделов и их заместителей, один раз в три года – для работников всех других категорий. Досрочная аттестация работника возможна по инициативе работника, который претендует на повышение в должности, повышение размера оплаты труда и др., и по инициативе администрации – для объективной оценки потенциальных возможностей работника с целью перемещения на другую работу или должность вследствие допущенных грубых нарушений производственной дисциплины, упущений в работе, повлекших за собой ущерб для Общества, неисполнения или ненадлежащего исполнения функций, возложенных на работника. Порядок формирования резерва. В мае 2000 г. генеральным директором ЗАО «Атомстройэкспорт» утверждено уточненное Положение о порядке формирования резерва на руководящие должности фирмы. Основная цель этого документа - обеспечение системы подготовки высокопрофессиональных кадров для управления производственной, экономической, финансовой и хозяйственной деятельностью Объединения. Работа по формированию резерва на выдвижение включает в себя комплекс мер по отбору, повышению квалификации и стажировке перспективных работников, проявивших лучшие качества управленцев. Основные принципы подбора работников в состав резерва заключаются в следующем: • основным резервом для замещения руководящих должностей, должны служить преимущественно кадровые работники Объединения; • при комплектовании состава резерва важно учитывать знания и опыт работника, его склонности, потенциальные возможности. Это позволяет точнее определить уровень и место управленческой работы, где в полной мере могли бы проявиться и эффективнее использоваться его индивидуальные способности; • должны отбираться работники честные, добросовестные, трудолюбивые, инициативные, целеустремленные, авторитетные, умеющие работать с людьми и обладающие организационными способностями; • работник, зачисляемый в резерв, должен иметь высшее образование, соответствующее профилю работы, и быть преданным интересам объединения; • при отборе работников в резерв необходимо учитывать их возраст, состояние здоровья, мнение коллег по работе, результаты их прошлой и настоящей трудовой деятельности. Особое внимание необходимо уделять поиску специалистов из числа молодых работников, проявляющих способность к управленческой работе. Резерв комплектуется на должности трех уровней: руководство Объединения, руководство управлений, руководство функциональных подразделений. Число кандидатур определяется степенью функциональной значимости и профессиональной ответственности конкретной должности и может составлять одну или несколько единиц. Управление кадров осуществляет предварительный подбор кандидатов в резерв на основе системного анализа расстановки и использования кадрового потенциала, результатов аттестации, учета отзывов о работе их коллег из числа кадровых работников. Подобранные кандидатуры согласовываются с руководителями структурных подразделений; на каждого кандидата оформляется справка установленной формы. После этого кандидатуры утверждает генеральный директор Объединения. На каждого кандидата, зачисленного в резерв, оформляется учетная карточка. Определена и система подготовки резерва. Это единый взаимосвязанный процесс, предусматривающий изучение специалистов, включенных в резерв, их воспитание и обучение. В результате изучения выявляются положительные качества и недостатки специалиста, его сильные и слабые стороны, оценивается перспективность и целесообразность оставления его в резерве, степень подготовленности, необходимая форма подготовки. Основные методы изучения специалистов резерва: • общение со специалистом в процессе его трудовой деятельности; • получение о нем отзыва от его руководителя, в том числе официального отзыва, представляемого в аттестационную комиссию; • анализ материалов, документов и результатов труда специалиста; • оценка: дисциплины на основе исполнения им приказов, распоряжений, принимаемых решений; по результатам служебной аттестации с учетом рекомендаций аттестационной комиссии. Цель всего процесса подготовки резерва - выработать у будущих руководителей необходимые личностные и деловые качества, правильный поведенческий стиль, вооружить их знаниями в области организации, управления и руководства. Основные формы подготовки резерва на выдвижение: передача опыта и знаний на производстве; повышение квалификации в вузах и академиях; стажировки по целевым программам. Объективная оценка состояния индивидуальной подготовки и результатов практической работы специалистов, состоящих в резерве, заключается в оформлении письменного представления о его профессиональной зрелости. На его основании руководством рассматривается вопрос о возможности его дальнейшего продвижения по службе и выдвижения на руководящую работу. Специалисты, которые не проявили или отрицательно проявили себя, находясь в резерве, и в силу объективных причин не способны быть руководителями, исключаются из состава резерва. Решение об этом принимает генеральный директор по представлению Управления кадров. Пополнение резерва в связи с назначением на руководящие должности бывших в резерве специалистов или исключение из резерва осуществляются постоянно по мере необходимости. Руководство «Атомстройэкспорта» предлагает своим работникам многогранные программы обучения, предусматривающие повышение квалификации в области технологии, управления, контроля и др. Дополнительно к этому, руководители высшего звена используют форму семинаров для распространения установившейся в Объединении системы взглядов и общественных ценностей. Политика обучения и повышения квалификации персонала в Объединении основана на следующих принципах. Во-первых, высшее руководство фирмы вовлечено в процесс образования. Каждый из управляющих несет ответственность за свой служебный рост, свои профессиональные качества, а также за развитие своих подчиненных. Если работника посылают на переподготовку, его непосредственный руководитель должен участвовать в формулировании целей обучения. По мере прохождения учебного курса руководитель должен внимательно оценить результаты и принять решение относительно продолжения учебы. Роль руководства состоит в том, чтобы помогать сотрудникам и поддерживать их. Во-вторых, учебные программы должны соответствовать корпоративным задачам, производственной и рыночной стратегии. При этом используются два способа организации учебных программ внутри организации: либо берется какой-то горизонтальный слой сотрудников, которым дается один и тот же курс обучения, раскрывающий в целом содержание новых задач и функций хозяйственной деятельности; либо – вертикальный слой – какая-то структурная единица, например отдел, все сотрудники которой, включая руководство, направляются на обучение. В обоих случаях должен соблюдаться принцип «сверху вниз», когда инициатива организации обучения идет от высшего руководства. В-третьих, обучение работников может быть успешным, если оно тесно увязано с индивидуальными планами работы. Руководители оценивают цели, которые человек ставит для своего развития и карьеры в этих планах. В частности, оценивается реалистичность постановки целей и их достижения. На основе агрегированного подхода составляется своеобразный «рейтинг», который увязывается с планами перемещений в организации. С этим «рейтингом» и с программами обучения сотрудников соотносятся личные планы повышения квалификации. В-четвертых, тщательно оцениваются результаты обучения. Для оценки результатов по ряду вопросов используется количественная шкала. Первичный уровень – непосредственная реакция участников сессии: насколько понравилось им содержание учебного курса, была ли программа интересной. Далее важно проконтролировать, появились ли у слушателей новые полезные знания. И если результаты оценки по этому вопросу неудовлетворительны, разрабатываются новые программы обучения. В ходе учебы могут выявиться новые индивидуальные цели производственной деятельности. Это имеет значение в тех случаях, когда руководители последовательно контролируют обучение подчиненных и содействуют получению наивысших результатов. Приоритетные качественные ориентиры - профессионализм, коммуникации и технические навыки. Профессионализм - это способность разбираться до мелочей в специальных областях, в частности, в управлении. Разработаны программы обучения действиям в конфликтных ситуациях, управлению стрессом, проведению переговоров, управлению рабочим временем. Специальные программы помогают проводить оценку подчиненных. Ряд курсов касается корпоративной этики и моральных аспектов бизнеса. Другие программы расширяют кругозор и обогащают навыками финансового анализа деловых решений, взаимодействия с потребителями, анализируют причины потерь некоторых из них. Коммуникации – важнейшее условие эффективной деятельности. В ходе обучения слушатели учатся формам общения, лучше узнают о пассивных и активных коммуникациях, о правильном написании деловых писем и документов. Большой упор сделан на развитие способности выслушивать и понимать собеседника. Занятия для начинающих проводятся отдельно. Особое внимание обращается на организацию коллективной работы и групповую динамику с пониманием интересов «команды». Технические навыки необходимы при интенсивной модернизации фирмы, активном внедрении новшеств. Это не только возможность работать с новой технологией, но и умение правильно распределить свои усилия. В центре внимания организации находится фигура менеджера. Он выступает как сильнейшее оружие в условиях жесткой конкурентной борьбы. Менеджеры такого типа, должны сочетать в себе, с одной стороны, способности разбираться в общих вопросах глобальной стратегии и корпоративной политики, организационного поведения, диверсификации хозяйственной деятельности, нововведений, руководства «человеческими ресурсами», а с другой – углубленную профессиональную подготовку в конкретных областях знаний, навыки практического решения текущих проблем, работы с персоналом, анализа необходимой информации и экспертизы. Это относится как к широкому кругу управляющих по производству, финансам, маркетингу, так и к работникам кадровой службы Объединения. Первые среди прочего усиливают внимание к вопросам взаимодействия персонала, интеграции деятельности подчиненных им работников, поддержания энтузиазма и новаторской инициативы. Вторые – наряду с навыками кадровой работы овладевают «видением» динамичных изменений в развитии фирмы, внешней среды, «человеческих ресурсов». Становясь членами команды в принятии важных решений, эти руководители должны хорошо понимать свою роль как советников руководства Объединения и консультантов других функциональных служб, чувствовать ответственность за экономическую эффективность кадровой работы, необходимость использования человеческих ресурсов в соответствии со стратегическими планами фирмы. В апреле 1999 г. в Объединении в рамках Программы обеспечения качества атомных электростанций утверждена Процедура подготовки персонала по вопросам обеспечения и контроля качества, которая, помимо подготовки и аттестации персонала, устанавливала и порядок оценки его начальной и последующей профессиональной подготовки. Ее цели: • гарантировать, что весь персонал «Атомстройэкспорта» имеет образование и квалификацию по вопросам качества, соответствующие их задачам; • сертифицировать персонал, выполняющий специфические задачи в области обеспечения и контроля качества, на основании базового образования, обучения и опыта. Процесс подготовки персонала в Объединении включает в себя: планирование подготовки; определение квалификационных критериев; проведение обучения; аттестация персонала. Планирование подготовки персонала осуществляется путем составления ежегодных планов, исходя из конкретного объема задач. Квалификационные критерии определяются программой обучения и должностными инструкциями персонала. Обучение персонала включает базовое образование, специальное обучение и периодическую переподготовку и осуществляется: • средними и высшими специальными образовательными учреждениями; • учебно-образовательными организациями, имеющими лицензии на право соответствующей деятельности; • силами квалифицированных и аттестованных кадров ЗАО; • путем самообразования. Аттестация персонала проводится уполномоченными комиссиями «Атомстройэкспорта» или соответствующих учебно-образовательных организаций и учреждений. Факт аттестации подтверждается выдачей соответствующих дипломов, сертификатов, свидетельств или удостоверений. В конце 1999 г. утверждена Программа повышения деловой квалификации и профессионального совершенствования работников «Атомстройэкспорта» на 2000-2001 гг. В ЗАО «Атомстройэкспорт» создана атмосфера открытости и справедливости. Основные принципы корпоративной культуры Объединения: • удовлетворение клиентов; • добропорядочность по отношению к клиентам, к фирме, к коллегам и сотрудникам; • способность к изменению и постоянному развитию; • забота о финансовом успехе фирмы; • продвижение по службе работника зависит от его личного вклада в работу Объединения; • оплата труда – по реально достигнутым результатам; • правила дисциплины и привилегии, связанные с работой на фирме, известны всем и распространяются на всех членов Объединения»; • справедливое распределение различных льгот; • открыто обсуждается каждый случай взысканий, особенно когда это касается поведения руководителей; • справедливая система аттестации сотрудников обеспечивает мотивирование и этичность их поведения; • непрерывное образование и подготовка персонала; • работа в команде, нацеленная на наиболее полное удовлетворение потребностей клиента. Корпоративная культура задает сотрудникам организации ориентиры их поведения и действий, способствует созданию имиджа организации, воспитанию чувства общности работников, усилению их вовлеченности в дела организации, формированию норм поведения и восприятия. Она - результат тех отношений, того опыта, через который прошла фирма за время существования. Сила культуры зависит от масштабов и разделимости ее атрибутов членами организации, от ясности ее миссии и целей. Основой повышения общего уровня корпоративной культуры в Объединении являются: • эффективная система оценки результатов деятельности персонала; • комплексные программы обучения, предусматривающие повышение квалификации в области управления, маркетинга, технологии; • использование системы оплаты и форм поощрения, обладающих сильным мотивационным эффектом и ориентированных на коллективный труд и признание заслуг каждого работника; • действенная система информационных связей внутри и вне предприятия. Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности организации происходит через: развитие коммуникаций; организацию контроля; процесс принятия решений; уровень свободы взаимодействия; степень иерархии; поощрение автономии; готовность идти на риск. Корпоративная культура поддерживается тем, чему уделяется внимание, тем, как оценивается и контролируется деятельность членов организации, способами реагирования на критические ситуации и др. Соблюдение ритуалов, традиций способствует поддержанию корпоративной культуры. Анализ факторов формирования корпоративной культуры показывает: она - предмет развития и изменений в течение всей жизни организации. При этом в силу «глубины» базовых предположений и их устойчивости указанные процессы протекают скорее постепенно и эволюционно, чем радикально и революционно. Управление изменениями культуры – это: процесс развития и усвоения той культуры, которая помогает организации выполнить свое предназначение, и связано не только с изменением и привитием культуры, но и с управлением переменами и достижением согласия; один из основных видов деятельности высшего руководства, которое использует для этого помощь специалистов службы управления персоналом, роль которых в качестве внутренних консультантов постоянно возрастает. Для службы управления персоналом Объединения в связи с этим разработаны особые принципы: · подчеркивать уважение к индивидуальности и ценности каждого человека путем поощрения высокой производительности в доброжелательной и стимулирующей трудовую активность атмосфере; · уважать права человека; · поддерживать доверительные отношения и уважение работников друг к другу; · нести ответственность за обучение и повышение квалификации персонала; · поощрять: инициативу каждого, направляя и одновременно обеспечивая свободную творческую деятельность; принятие на себя ответственности в сложных ситуациях; · предоставлять возможность каждому для реализации его индивидуальных способностей; · правильно расставлять кадры; · повышать ответственность за развитие трудового потенциала подчиненных; · обеспечивать справедливую оплату труда; · оценивать результаты производственной деятельности по достижению поставленных целей. Главная ценность организации - это люди, в ней работающие. Из этого и исходит в своей работе руководство «Атомстройэкспорта». Оно: верит в необходимость такой организационной структуры и климата, в основе которых лежат уважение к достоинству людей, ценности индивида, поощрение инициативы и раскрытие творческого потенциала, предоставление равных возможностей для развития и вознаграждения по труду; ставит задачи создания и распространения высококачественных, заслуживающих доверия и полезных потребителям услуг, обеспечения высокого качества трудовой жизни; признает общественную значимость деловых операций фирмы.
Самооценка компании Самооценка для организации - способ сопоставить свою деятельность и ее результаты с моделью работы организации, являющейся образцом, примером для остальных. Такие модели во многих странах нашли отражение в критериях премии по качеству. Наиболее известны премия Деминга в Японии, премия Малькольма Болдриджа в США, Европейская премия по качеству. В 1996 г. к числу стран, имеющих национальные премии по качеству, присоединилась Россия. Утверждены премии Правительства РФ в области качества. Условия конкурса 1998 года - модель премии, базирующаяся на модели Европейской премии по качеству. Тем самым организации в России получили основу для проведения самооценки в виде модели, отвечающей мировым представлениям о современной организации. Проведение самооценки дает организации следующие преимущества: - использование при оценке своей деятельности и ее результатов единого комплекса критериев, надшего широкое применение во многих странах; - систематический подход к совершенствованию деятельности; - получение объективных оценок, основанных на фактах, а не на личном восприятии отдельных работников или руководителей; - согласованное понимание того, что в данной ситуации должна сделать организация в целом, ее отдельные подразделения и каждый работник, исходя из единой концептуальной базы, и прежде всего на ключевых направлениях; - обучение персонала применению принципов всеобщего (тотального) управления качеством; - внедрение различных инициатив и передовых методов управления качеством в повседневную деятельность организации; - выявление и анализ процессов, в которые можно ввести улучшения; - определение глубины изменений, произошедших с момента проведения предыдущей самооценки; - возможность: распространения передового опыта лучших подразделений организации или других организаций; признания и стимулирования посредством премирования достижений подразделений и работников; сравнения с лучшими результатами, достигнутыми как в данной организации, так и в других. Методика самооценки уровня качества деятельности Объединения его сотрудниками разработана на основе рекомендаций Российского научно-исследовательского института сертификации (ВНИИС) Госстандарта России.[30] Модель премий включает две группы критериев: - первая группа критериев характеризует, как организация добивается результатов в области качества, что делается для этого («возможности»); - вторая группа критериев характеризует, что достигнуто («результаты»). Первая группа включает следующие критерии: - роль руководства в организации работ; - планирование в области качества; - использование потенциала работников; - рациональное использование ресурсов; - управление технологическими процессами и процессами выполнения работ. Вторая группа включает следующие критерии: - удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг); - удовлетворенность персонала работой в организации; - влияние организации на общество; - результаты работы организации. Модель рассчитана, исходя из девяти критериев. В качестве примера приведем содержание критериев 1 и 3. Критерий 1. Роль руководства в организации работ. Содержание критерия. Как поведение и действия администрации и всех руководителей вдохновляют коллектив организации и оказывают содействие в распространении культуры всеобщего управления качеством. Составляющие критерия характеризуют: 1а. Как, и в какой степени, руководство демонстрирует свою приверженность культуре качества. Оценивается (применительно к руководителям всех уровней): - как руководители определяют приоритеты, разрабатывают и развивают принципы и цели организации; - участвуют ли лично в деятельности по улучшению качества, в реализации принципов и целей организации; - каким способом учатся сами и учат других; - как анализируют и повышают эффективность своего руководства. 1б. Как, и в какой степени, руководство содействует процессам улучшения качества, обеспечивая персоналу помощь и выделяя ресурсы. Оценивается: - как руководители определяют и доводят до персонала первоочередные задачи в области качества; - как обеспечивают ресурсами процессы обучения; - предоставляют ли персоналу возможность участвовать в деятельности по улучшению качества, включая возможность подготовки и принятия решений, их реализации; - в каких формах оказывают помощь персоналу, участвующему в решении задач по качеству (выделение ресурсов, оргтехники, помещений, создание благоприятных условий, специальное обучение и т.д.). 1в. Как, и в какой степени, руководство участвует в работе с потребителями, поставщиками и другими организациями. Оценивается: - как руководители изучают, насколько понимают потребности сторонних организаций и как отвечают на них; - каким образом устанавливают взаимоотношения партнерства и участвуют в них; - как организуют совместную деятельность по улучшению качества и участвуют в ней; - участвуют ли в деятельности профессиональных органов, конференциях и семинарах; - как содействуют распространению принципов всеобщего управления качеством вне организации. 1г. Как, и в какой степени, руководство оценивает и поощряет усилия и достижения персонала. Оценивается: - как руководители участвуют в своевременном и соответствующем признании усилий; - отдельных работников, групп и подразделений на всех уровнях в самой организации; - отдельных лиц и групп вне организации (в том числе потребителей, поставщиков, учебных заведений и т.д.). Критерий 3. Использование потенциала работников. Содержание критерия. Как организация реализует потенциал своих работников. Составляющие критерия характеризуют: 3а. Как планируется и совершенствуется работа с персоналом. Оценивается, как организация: - согласует кадровую политику (оплату, перемещения, вопросы занятости и т. д.) с политикой и планами по качеству; - разрабатывает и применяет методы обследования персонала; - осуществляет набор персонала и его продвижение по службе; - применяет новаторские приемы для улучшения работы с кадрами. 3б. Как поддерживаются и развиваются способности и квалификация работников. Оценивается, как организация: - определяет и сочетает способности людей со своими нуждами; - разрабатывает и реализует планы обучения персонала; - развивает способности людей; - развивает умение работать в группе; - обеспечивает непрерывность обучения; - анализирует эффективность обучения. 3в. Каким образом, и, в какой степени обеспечивается согласованность целей отдельных работников, групп и организации в целом. Оценивается, как организация: - согласует индивидуальные и групповые цели с общими целями организации; - пересматривает и актуализирует индивидуальные и групповые цели. 3г. Каким образом поощряются и признаются инициатива и участие персонала в совершенствовании работы по качеству. Оценивается, как организация: - обеспечивает возможности принятия персоналом мер по улучшению качества и оценивает их эффективность; - поддерживает участие отдельных работников, групп и подразделений в процессе улучшения качества; - создает систему поощрения вовлеченности в работу по качеству, в том числе посредством проведения конференций и церемоний. 3д. Каким образом осуществляется обмен информацией между разными категориями работников и руководителей. Оценивается, как организация: - определяет потребности персонала в обмене информацией; - организует обмен информацией по горизонтали (между работниками одного уровня) и вертикали (между работниками и руководителями); - оценивает и улучшает эффективность обмена информацией и общения. 3е. Каким образом обеспечивается в организации социальная защита работников. Оценивается, как организация: - содействует осведомленности работников в вопросах безопасности труда, здравоохранения и защиты окружающей среды, и их вовлеченности в решение этих проблем; - устанавливает уровни социальной защиты (пенсии, медицинское обеспечение, забота о детях и т. д.); - содействует общественной и культурной активности; - обеспечивает необходимые удобства и обслуживание (время для отдыха, транспорт и т. д.). Основная цель внедрения самооценки - улучшение работы организации. Однако сам по себе процесс самооценки еще не обеспечивает совершенствования деятельности организации. Он обеспечивает лишь «моментальный снимок» состояния дел и предоставляет информацию о сильных сторонах деятельности организации и об областях, где можно ввести улучшения, а также позволяет дать ее оценку в баллах. Если результаты самооценки не будут использованы для разработки и реализации соответствующих мероприятий, она не даст эффекта. Приведенные выше рекомендации использованы при проведении самооценки в компании «Атомэнергоэкспорт».
Процесс подготовки и проведения самооценки в «Атомэнергоэкспорте»
Оценка конкурсантов проводится комиссией экспертов во главе с ведущим экспертом. Оценка выражается числом баллов по каждому критерию и общей суммой баллов. Самооценка деятельности «Атомэнергоэкспорта» по критериям Российской премии по качеству (на основе 10-балльной системы) по результатам анкетирования 20 июня 1998 г. выглядит следующим образом (см. рис. 4.6). Рис. 4.6. График сравнительных результатов самооценки деятельности «Атомэнергоэкспорта» руководством и сотрудниками
Вопросы для самопроверки 1. Раскройте семь основных элементов сформированной организационной культуры. 2. Назовите основные элементы, ведущие к повышению общего уровня корпоративной культуры в «Атомстройэкспорте». 3. Укажите основные принципы работы службы управления персоналом организации в процессе формирования корпоративной культуры. 4. Перечислите основные задачи проведения аттестации сотрудников организации. 5. Определите порядок формирования «резерва» в организации. 6. Назовите основные принципы политики обучения и повышения квалификации персонала в организации. 7. Раскройте содержание «Процедуры персонала по вопросам обеспечения и контроля качества в АСЭ».
Литература 1. Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем / Пер. с англ. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 2. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2002. 3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарики, 1998. 4. Гибсон Джейсм Л., Иванцевич Дж., Донелли Дж. Х.-мл. Организация: поведение, структура, процессы. - М.: Инфра-М, 2000. 5. Джордж Дж. М., Доунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 6. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. - СПб.: Питер, 2001. 7. Кибанов А.Я. и др. Конфликтология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. 8. Козлов В.В. Корпоративная культура: опыт, проблемы и перспективы развития: Монография. - М., 2001. 9. Козлов В.В. Корпоративная культура. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. 10. Козлов В.В., Одегов Ю.Г., Сидорова В.Н. Организационная культура.- М.: Издательство «Кнорус», 2013. 11. Колесников Г. Стратегическое управление и организационная культура // Персонал. 2000. № 3. 12. Коллинз Дж., Поррас Дж. Построенные навечно. Успех компаний, обладающих видением. - СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2004. 13. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. - М.: Издательство «Финпресс», 2004. 14. Матвеев А.Б., Алексеев А.В. Возможно ли управление корпоративной культурой? // Справочник по управлению персоналом. 2005. № 6. 15. Одегов Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах. - М.: Академический проект, 2008. 16. Одегов Ю.Г., Котова Л.Р. Организация службы управления персоналом: современный подход. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2009. 17. Самооценка деятельности организации на соответствие критериям премий Правительства Российской Федерации в области качества. Рекомендации. - М.: ВНИИС Госстандарта России: 1998. - С. 51. 18. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. - 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2007.
Date: 2016-05-15; view: 545; Нарушение авторских прав |