Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3.Производственный учет как составная часть управленческого учета





Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на ее Производство и реализацию. В условиях перехо­да к рыночной экономике себестоимость продукции является важ­нейшим показателем производственно-хозяйственной деятельно­сти организации. Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динами­ки; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; опреде­ления цен на продукцию; исчисления национального дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности внедре­ния новой технику технологии, организационно-технических мероприятий; обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

Управление себестоимостью продукции предприятий — плано­мерный процесс формирования затрат на производство всей про­дукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выпол­нением заданий по снижению се6естоимости продукции, выявле­ние резервов её снижения. Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются прогнозирова­ние и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функциони­руют в тесной взаимосвязи.

Основные задачи учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции: учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг и контроль за выполнением плана по этим показателям; учет фактических затрат на производство продукции и контроль за ис­пользованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов,за соблюдением установленных смет расходов по обслуживанию производства и управлению; калькулирование себестоимости про­дукции и контроль за выполнением плана по себестоимости; выявление результатов деятельности структурных подразделений и других центров затрат по снижению себестоимости продукции; выявление резервов снижения себестоимости продукции.

В странах с развитой рыночной экономикой учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции выде­лены в управленческий учет, призванный дать информацию для управления себестоимостью продукции специалистам и админи­страции организации и ее подразделений.

В отечественной практике учет затрат на производство и каль­кулирование себестоимости продукции являются, как правило, со­ставной частью единой системы бухгалтерского учета.

Организация учета затрат на производство продукции основана на следующих принципах: неизменность принятой методологии учёта затрат на производство и калькулирование себестоимо­сти продукции в течение года; полнота отражения в учёте всех хозяйственных операций; правильное отнесение расходов и дохо­дов к отчётным периодам; разграничение в учётетекущих затрат на производство и на капитальные вложения; регламентация со­става себестоимости продукции; соответствие фактических пока­зателей себестоимости продукции нормативным и плановым.

Одно из основных условий получения достоверной информа­ции о себестоимости продукции четкое определение состава производственных затрат.

В России состав себестоимости продукции регламентируется государством. Основные принципы формирования этого состава определены Налоговым кодексом и Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (10/99), которые определили издержки, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), и затраты, производимые за счет соответствующих источников фи­нансирования (прибыли организации, фондов специального на­значения, целевого финансирования и целевых поступлений и др.). Регламентирующая роль государства проявляется также в определении порядка начисления амортизации по основным сред­ствам и нематериальным активам, установлении тарифов отчис­лений на социальные нужды и др.

На основе Налогового кодекса и ПБУ 10/99 министерства, ве­домства, межотраслевые государственные объединения, концер­ны и другие организации разрабатывают отраслевые положения о составе затрат и методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (ра­бот, услуг) для подведомственных организаций.

Для организации бухгалтерского учета производственных за­трат большое значение имеет выбор номенклатуры синтетических и аналитических счетов учета затрат на производство и объектов калькуляции.

В крупных и средних организациях для учета затрат на произ­водство продукции применяют счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производ­стве», 97 «Расходы будущих периодов», 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». По дебету указанных, счетов учитывают расходы, а по кредиту - их списание. По окончании месяца учтенные на собирательно-распределительных счетах (25, 26, 28, 97) затраты списывают на счета основного и вспомогательного производств.

С кредита счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомо­гательные производства» списывают фактическую себестоимость выпущенной продукции (работ, услуг). Сальдо этих счетов харак­теризует величину затрат на незавершенное производство.

В малых организациях для учета затрат на производство исполь­зуют, как правило, счета 20 «Основное производство», 26 «Обще­хозяйственные расходы», 97 «Расходы будущих периодов» или только счет 20.

Счет 46 целесообразно использовать в организациях, осущест­вляющих работы долгосрочного характера (строительных, проект­ных и др.), в которых расчеты осуществляются не в целом за за­конченные и сданные работы, а по отдельным этапам работ. Счет 40 используется по необходимости и предназначен для учета про­изводимой продукции (работ, услуг) и выявления отклонений фактической производственной себестоимости продукции (работ, услуг) от нормативной или плановой. Использование данного счета позволяет исключить трудоемкие расчеты по определению отклонений фактической себестоимости от плановой по готовой, отгруженной и реализованной продукции.

Объекты калькуляции — это отдельные изделия, группы изделий, полуфабрикаты, работы и услуги, себестоимость которых определяется. Аналитический учет затрат на производство ведет­ся, как правило, по объектам калькуляции. Разрешается открывать аналитические счета не на каждый объект, а на их группу.

Организация учета производственных затрат зависит главным образом от особенностей технологии производства продукции, типа производства, его назначения, организации.

В зависимости от особенностей технологии производства под­разделяют на добывающие и обрабатывающие.

К добывающим относят производства, занятые извлечением различных материальных ресурсов из недр земли, лесов и вод (до­быча угля, руды, нефти, рыбы и т.п.). В добывающих производ­ствах себестоимость единицы продукции определяют делением суммы затрат отчетного месяца на количество добытой однород­ной продукции.

Обрабатывающие производства перерабатывают сырье, полу­ченные продукты используются для производственного и лично­го потребления. Обрабатывающие производства выпускают, как правило, значительное количество изделий. На них обычно име­ются остатки незавершенного производства. Они характеризуют­ся сложностью производства, что затрудняет учет затрат и каль­кулирование себестоимости продукции.

В некоторых обрабатывающих производствах готовый продукт получают путем непосредственной обработки сырья или путем механической сборки частичных продуктов (производство мяса, молока, мебели, часов и т.п.). В других обрабатывающих произ­водствах сырье проходит несколько стадий обработки, которые называют переделами (в колбасном и консервном производствах первый передел — подготовка сырья, второй передел — изготов­ление колбасных и консервных изделий). При наличии несколь­ких переделов затраты необходимо учитывать не только по про­изводству в целом, но и по отдельным переделам, а внутри них - по видам продукции, что также усложняет учет производства и калькулирование себестоимости продукции.

На организацию учета производственных затрат значительное влияние оказывает количество и повторяемость выпускаемых из­делий. По количеству и степени повторяемости изделий произ­водства подразделяют на три типа: индивидуальные, серийные и массовые.

Наиболее сложна организация учета в индивидуальных произ­водствах: учет затрат необходимо вести по каждому отдельному за­казу (изделию, виду работы и т.п.); виды заказов непрерывно из­меняются; себестоимость определяют только после окончания всех работ по данному заказу. В серийных и массовых производствах затраты учитывают на всю партию, а себестоимость продукции определяют делением всей суммы затрат на количество произведённой продукции. В условиях массового производства организовать учёт значительно проще вследствие выпуска ограниченной номенклатуры изделий, устойчивой технологии производства, лучшей нормативной базы и т.п.

По назначению внутри предприятия производства делят на основные, вспомогательные и обслуживающие производства и хозяйства.

В цехах основного производства производят продукцию (выполняют работы, оказывают услуги), для производство которой создана организация.

Вспомогательные производства обслуживают основное производство, обеспечивая его электроэнергией, водой, инструментами и т.п., - энергетические хозяйства, ремонтно – механические мастерские, ремонтно – строительные цехи, транспортные хозяйства и др.

Во вспомогательных производствах производится, как правило, один или нескольких видов продукции (работ, услуг). Поэтому учёт затрат и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) в них не вызывает сложностей, свойственных основному производству.

Обслуживающие производство и хозяйства непосредственно не связанные с производственной деятельностью организации. Они призваны оказывать услуги работникам организации – жилищно – коммунальные хозяйства, столовые, буфеты, санатории, дома отдыха и т.п. Учёт затрат и калькулирование себестоимости продукции в них осуществляют таким же образом, как и во вспомогательных производствах.

В качестве объекта учёта затрат на производство выступает организация в целом, ее производства, место возникновения затрат, виды продукции (работ, услуг).

По организации в целом затраты учитывают по элементам затрат и для исчисления себестоимости проданной продукции – по статьям калькуляции.

Группировка затрат по производствам (основному, вспомогательным и обслуживающим производствам и хозяйствам) необходима для осуществления контроля за затратами в этих производствах и хозяйствах и исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) производств и хозяйств.

Группировка затрат по местам возникновения осуществляется для организации контроля за расходами по этим объектам учета затрат. Различают производственные (цехи, участки, бригады, переделы и др.), обслуживающие (службы и отделы администра­ции, склады, хранилища и др.) и условные места возникновения затрат. По условным объектам учета затрат расходы группируют для усиления контрольных функций учета, например для контроля расходов по зарубежным командировкам.

В системе управленческого учета особенно важно организовать уют по таким местам возникновения затрат, как центры ответствен­ности (центры затрат, центры прибыли, центры инвестиций).

Группировка расходов по видам продукции (работ, услуг), груп­пам изделий, переделам, заказам и т.п. осуществляется для исчисле­ния их себестоимости и контроля за соответствующими затратами.

Учет расходов по элементам затрат

Информацию о расходах по элементам затрат получают по дан­ным финансового или налогового учета.

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы по обычным видам деятельности должны группироваться по сле­дующим элементам:

• материальные затраты;

• затраты на оплату труда;

• отчисления на социальные нужды;

• амортизация;

• прочие затраты.

Группировка расходов по обычным видам деятельности по ука­занным элементам затрат предусмотрена также формой № 5 го­довой бухгалтерской отчетности «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Для получения; информации о затратах по экономическим эле­ментам используют данные синтетических счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по соци­альному страхованию и обеспечению», 02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация немате­риальных активов» и ряд других счетов для учета «прочих затрат» (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с раз­ными дебиторами и кредиторами» и др.).

Следует при этом иметь в виду, что по кредиту указанных сче­тов отражаются все расходы соответствующих ресурсов — на осу­ществление обычной деятельности, финансовых вложений и др.

Поэтому для определения затрат по экономическим элементам по обычным видам деятельности нужно из кредитовых оборотов счетов 10, 70, 69, 02, 04, 05 и ряда счетов по учету «прочих затрат» исключить суммы оборотов, не относящиеся к обычным видам деятельности, и внутренние обороты.

Методика исчисления затрат по экономическим элементам не всегда обеспечивает необходимую точность расчетов. К тому же использование данной методики не позволяет получить детальную информацию о расходах организации по элементам затрат.

Планом счетов 2000 г. рекомендовано использовать счета 30-39 для учета расходов по элементам затрат. Состав счетов и методику учета затрат по этим счетам определяет сама организация, исходя из особенности своей деятельности и рекомендаций Минфина Рос­сии. До настоящего времени такие рекомендации отсутствуют.

В качестве одного из возможных можно рекомендовать следу­ющий порядок учета затрат по их элементам. Дополнительно к ис­пользуемым счетам 20-29 следует открыть синтетические счета: 30 «Материальные затраты»; 31 «Затраты на оплату труда»; 32 «Отчисле­ния на социальные нужды»; 33 «Амортизация»; 34 «Прочие затраты».

На этих счетах целесообразно учитывать все затраты органи­зации по их элементам, т.е. на осуществление не только основ­ной деятельности, но и других видов деятельности (на осущест­вление капитальных и финансовых вложений, операционные и внереализационные расходы и др.).

По дебету счетов 30-34 необходимо учитывать все расходы по формированию соответствующих затрат. При этом по дебету сче­та 30 «Материальные затраты» будет отражена стоимость израсхо­дованных материалов (с кредита счета 10 «Материалы»), расходы по оплате работ и услуг сторонних организаций, подлежащие включению в состав материальных затрат (с кредита счетов 76 «Расчеты с разными дебиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.).

По дебету счетов 31-34 отражаются соответствующие суммы начисленной оплаты труда (с кредита счета 70 «Расчеты с персо­налом по оплате труда»), отчислении на социальные нужды (с кредита счета 69 «Расчеты по социальному страхованию»), начисленная амортизация по основным средствам, доходным вло­жениям в материальные ценности и нематериальным активам (со­ответственно с кредита счетов 02 «Амортизация основных средств» и 05 «Амортизация нематериальных активов»), прочие затраты (с кредита счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.).

В зависимости от направления расходов по окончании месяца учтенные на счетах 30- 34 затраты списываются в дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производ­ство», 23 «Вспомогательные производства» и других счетов (25, 26, 29,44, 91, 99 и др.).

Учет затрат на производство продукции по статьям калькуляции

Перечень статей затрат (калькуляции), их состав и методы рас­пределения по видам продукции (работ, услуг) определяются от­раслевыми методическими рекомендациями по вопросам планиро­вания, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства (независимо от формы собственности организации).

При этом устанавливаемая для соответствующей отрасли (под­отрасли, виду деятельности) группировка затрат по статьям долж­на обеспечить выделение расходов, связанных с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непо­средственно включены в их себестоимость (прямые расходы).

Учет материальных затрат

Материальные затраты учитывают по следующим статьям каль­куляции: сырье и материалы; возвратные отходы (вычитаются); покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги про­изводственного характера сторонних организаций; топливо и энер­гия на технологические цели.

Запасы товарно-материальных ценностей должны соответство­вать нормативам, установленным администрацией. При опреде­лении нормативов принимают во внимание планируемые объемы производства продукции, сложившуюся динамику цен на матери­альные ценности, надежность поставщиков и транспортных орга­низаций, специфические особенности закупаемых сырья и мате­риалов, наличие складских помещений у организации и ряд дру­гих факторов.

При высоком уровне организации снабжения и производствен­ного процесса организации должны стремиться к установлению минимальных нормативов материальных запасов, что позволит снизить потери из-за порчи при хранении сырья и материалов, снизить затраты на их хранение и страхование, увеличить доходы с оборотного капитала.

Под расходом сырья и материалов в процессе производства по­нимают их непосредственное потребление в процессе производ­ства. Отпуск сырья и материалов в кладовые цехов рассматрива­ется не как расход на производство, а как перемещение матери­альных ценностей.

Важным условием контроля за рациональным использованием материалов является их нормирование и отпуск на основе установ­ленных лимитов. Лимиты рассчитываются отделами снабжения на основе данных планового отдела об объеме выпуска продукции и норм расхода материалов на единицу продукции.

Все службы предприятия должны иметь список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со склада материалов, а также выдавать раз­решение на вывоз их с предприятия. Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны.

Порядок документального оформления отпуска материалов зависит прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности отпуска.

Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами. Они выписываются в двух или трех экземплярах на один или несколь­ко видов материалов и, как правило, сроком на один месяц. Могут применяться квартальные лимитно-заборные карты с отрывными месячными талонами на фактический отпуск. В них указывают: вид операций, номер склада, отпускающего материалы, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения и лимит месячного расхода мате­риалов, который исчисляют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.

Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху-полу­чателю, другой — складу. Кладовщик записывает количество от­пущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах кар­ты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте цеха-получателя и в карте, находящейся на складе.

Лимитно-заборная карта может выписываться в одном экзем­пляре. В этом случае получатель расписывается в получении ма­териалов непосредственно в карте складского учета, а в лимитно-заборной карте расписывается лицо, ответственное за отпуск ма­териалов со склада.

Отпуск материалов со складов производят в пределах установлен­ного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной на замену (дополни­тельный отпуск материалов). При замене в лимитно-заборной карте заменяемого материала делают запись: «Замена, смотри требование №___» и уменьшают остаток лимита. Неиспользованные в произ­водстве и возвращенные на склад материалы записывают в лимит­но-заборную карту без составления каких-либо дополнительных документов.

Применение лимитно-заборных карт значительно сокращает количество разовых документов. Расчеты лимитови выпискали­митно-заборных карт на современных вычислительных машинах позволяют повысить обоснованность исчисляемых лимитов и уменьшить трудоемкость составления карт.

Если материалы со склада отпускаются не часто, то их отпуск оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными на отпуск материалов, которые выписываются цехом-получате­лем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, оста­ется в цехе, второй, с распиской получателя, — у кладовщика.

Для учета движения материалов внутри предприятия применя­ют однострочные или многострочные требования-накладные. Накладные составляют материально ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых ос­тается на месте с распиской получателя, а второй с распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей.

Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписы­вает отдел снабжения, как правило, в трех экземплярах на основа­нии нарядов, договоров и других документов: первый экземпляр остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов, а третий — в бухгалтерию. Если материалы отпуска­ются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платсжных документов.

При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.

Списание материалов оформляют актом на списание матери­алов, который составляется специально созданной комиссией, с участием материально ответственного лица.

Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать карточки учета материалов. С этой целью предста­вители цехов-получателей расписываются в получении материа­лов в самих карточках, которые становятся в связи с этим оправдательными документами.

При этом в карточках проставляют шифр производственных затрат с целью последующей группиров­ки записей по объектам калькуляции и статьям затрат. Такое совмещение расходных документов и карточек учета материалов уменьшает объем учетной работы и усиливает контроль за соблю­дением норм складских запасов.

На фактически израсходованные материалы подразделение - получатель материалов составляет акт расхода, в котором указы­ваются наименование, количество, учетная цена и сумма по каж­дому наименованию, шифр заказа, на выполнение которого из­расходованы материалы, нормативный и фактический расход материалов с указанием выявленных отклонений и их причин. В необходимых случаях в акте указывают количество изготовленной продукции либо объем выполненных работ. Кроме того, подразде­ления организации ежемесячно составляют отчеты о наличии и дви­жении материальных ценностей и передают их в бухгалтерию.

Для контроля за использованием сырья и материалов в произ­водстве используют следующие четыре основных метода: докумен­тирования, партионного раскроя, партионного учета и контроля и инвентарный.

Метод документирования основан на оформлении отдельными документами всех случаев отклонений расхода сырья и материа­лов от установленных норм, нормативов и условий (при отпуске сырья и материалов сверх лимита, при замене одних видов сырья и материалов другими и т.п.). Данный метод в той или иной мере используется на всех промышленных предприятиях.

Сущность метода партионного раскроя заключается в том, что на каждую партию материалов, отпускаемых на производство, выписывается раскройный лист (учетная карта). В нем указыва­ют количество материала, поданного к рабочему месту, количест­во заготовок (деталей) и отходов, которое должно быть получено из материалов, и фактически полученные заготовки и отходы. Для выявления результатов раскроя фактически полученное количе­ство заготовок сравнивают с нормативным. Экономию или пере­расход материалов определяют сопоставлением фактического ко­личества израсходованного материала с расходом по норме. Такие же расчеты осуществляют и по отходам. В раскройном листе ука­зывают также причины выявленных отклонений и лиц, ответ­ственных за раскрой материалов.

Метод партионного раскроя широко применяют в машиностро­ительной, швейной, обувной, мебельной отраслях промышленно­сти.

При использовании метода партионного учета и контроля фор­мируются партии сырья и материалов, однородные по технологи­ческим параметрам. Формирование указанных партий заключается в отборе соответствующих видов сырья и материалов и обособлен­ном их хранении в специально отведенных местах. Каждой партии присваивается определенный учетный признак — номер партии, либо наименование материальных ресурсов, либо ряд различных наименований.

Этот учетный признак партии в дальнейшем указывается во всех первичных документах по учету израсходованных в производ­стве сырья и материалов, что позволяет прямым путем относить сырье и материалы на конкретные виды продукции (работы, услу­ги). При компьютеризации производственного учета в первичных документах целесообразно указывать также код менеджеров, при­нимающих решение по отбору сырья и материалов для соот­ветствующей партии.

Отобранные партии сырья и материалов могут использоваться в течение смены, дня, нескольких дней и недель.

По мере использования сырья и материалов соответствующих партии обычно составляют оперативно-производственные или еже­месячные производственные отчеты, а также сводные технические отчеты об использовании сырья и материалов в производстве.

Метод партионного учета и контроля использования сырья и материалов широко применяется в организациях химической, нефтехимической, химико-фармацевтической и пищевой про­мышленности, организациях черной и цветной металлургии.

При инвентарном методе по истечении смены, суток, пятиднев­ки или другого периода проводят инвентаризацию остатков неиз­расходованного сырья и материалов. Фактический расход сырья и материалов на производство определяют прибавлением к остатку сырья и материалов на начало периода поступления сырья и ма­териалов и вычитанием из полученной суммы остатка сырья и материалов на конец периода.

Нормативный расход сырья и материалов определяют умноже­нием выработанной продукции на норму расхода сырья и мате­риален. Фактический расход сырья и материалов по каждой каль­куляционной группе сравнивают с нормативным и устанавлива­ют отклонения от норм, которые затем распределяются по соответствующим объектам учета затрат пропорционально норма­тивным затратам.

По выявленным отклонениям определяют их причину и винов­ников (инициаторов). Для систематизации и анализа отклонении от норм в организациях разрабатывают номенклатуру причин и определяют возможных виновников.

Инвентарный метод контроля за использованием сырья и материалов особенно широко применяют в мясной, молочной, пи­щевой промышленности, а также в металлургии, электроэнергетике, химической промышленности.

По истечении одного месяца цехи составляют отчеты о расхо­де сырья и материалов, где указывают нормативные и фактические расходы материалов на каждый вид продукции или на не­сколько видов продукции в целом. В отчетах дается объяснение причин перерасхода или экономии по материалам. На основании этих отчетов цехов бухгалтерия составляет по каждому синтети­ческому счету в отдельности ведомости (машинограммы) распреде­ления материалов, где расход сырья и материалов отражается по каждому аналитическому счету, открываемому в развитие синте­тических производственных счетов.

Во многих отраслях и производствах распределение сырья и материалов по видам продукции осуществляется прямым путем, так как в первичных документах по их расходованию указывается вид (код) изделия. Однако в ряде отраслей и производств сырье и материалы расходуются на группу изделий, поэтому по видам продукции они распределяются косвенно-нормативным или ко­эффициентным способом.

При нормативном способе фактически израсходованные сырье и материалы распределяют по видам продукции пропорциональ­но расходу их по норме.

При коэффициентном способе основой распределения является коэффициент содержания, показывающий соотношение потреб­ления сырья и материалов по каждому изделию. Расход сырья и материалов на каждый вид продукции определяют по формуле

Рi = P/Qi*Ki

где Рi — фактический расход сырья и материалов на i-e изделие;

Date: 2016-05-15; view: 816; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию