Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность стратегического управления
Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Суть стратегического управления заключается в том, что в организации, с одной стороны, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, с другой, структура управления организацией адекватна "фор-мальному" стратегическому планированию и построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения поставленных целей и соз-дание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов. В развитии этой методологии выделяются несколько этапов: 1) Управление на основе контроля за исполнением, при котором реакция организации на изменения появляется после совершения событий. Это реактив-ная адаптация, которая наиболее естественна для организации, но требует много времени на осознание неизбежности изменений, выработку новой стратегии и адаптацию к ней системы. В современных условиях нарастания темпов измене-ний такое управление приводит к отставанию в инновационной деятельности. 2) Управление на основе экстраполяции, когда темп изменений ускоряет-ся, но будущее еще можно предсказывать путем экстраполяции прошлых тен-денций (долгосрочное планирование). 3) Управление на основе предвидения изменений, когда начали возникать неожиданные явления и темп изменений ускорился, однако не настолько, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них путем выработки соответствующей стратегии (стратегическое планиро-вание). 4) Управление на основе гибких экстренных решений, которое складывает-ся в настоящее время, в условиях, когда многие важные задачи возникают на-столько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть (стратегиче-ское управление). Основное различие между долгосрочным и стратегическим планировани-ем заключается в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования делается допущение, что будущее может быть предсказано путем экстраполя-ции исторически сложившихся тенденций роста. Руководители организации обычно исходят из того, что в перспективе итоги деятельности улучшатся по сравнению с прошлым, и эту посылку закладывают в обоснование плана. Ти-пичный результат такой практики -постановка оптимистических целей разви-тия, с которыми не сходятся реальные результаты. Они могут быть выше, но чаще существенно ниже планируемых. В стратегическом планировании важное место отводится анализу пер-спектив организации, задачей которого является выяснение тех тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Этот анализ дополняется анализом позиций в конкурентной борьбе. Стратегическое управление связано с постановкой целей организации и с поддержанием определенных взаимоотношений с окружающей средой. которые позволяют ей добиваться поставленных задач и соответствуют ее внутренним возможностям. Таким образом, система стратегического управления состоит из двух взаимодополняющих подсистем: анализа и планирования стратегии организа-ции, а также управления стратегическими проблемами в реальном масштабе времени. СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ. Стратегическое управление - это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. 1-й этап – формулировка миссии. Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели (миссии) организации, которая должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем. 2-й этап – определение целей После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегическо-го планирования — конкретизация целей. Например, могут быть определены следующие основные цели: 1) прибыльность — добиться в текущем году уровня чистой прибыли 100 млн. д. е.; 2) рынки (объем продаж, доля рынка, внедрение новых технологий), например, довести долю рынка до 20% или довести объем продаж до 40 тысяч штук; 3-й этап – оценка и анализ внешней среды. Стратегическое планирование опирается на тщательный анализ внешней и внутренней среды фирмы: - оцениваются изменения, происходящие или могущие произойти в пла-нируемом периоде; - выявляются факторы, угрожающие позициям фирмы; 4-й этап - анализ сильных и слабых сторон организации. Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, назы-вают управленческим обследованием. Оно основано на комплексном исследо-вании различных функциональных зон организации и в зависимости от постав-ленной задачи может быть методически простым или более сложным. Для це-лей стратегического планирования в обследование рекомендуется включить пять функциональных зон: маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), произ-водство, персонал, а также организационную культуру и имидж организации.
ВЫБОР СТРАТЕГИИ Упрощенная модель выбора разработана Бостонской консультативной группой (таблица 6.1.). Она предназначена для выбора стратегии в зависимости от доли рынка и темпов роста в отрасли. Таблица 1.
В ней для определения перспектив развития организации предлагается использовать единственный показатель - рост объема спроса Он задает размер матрицы по вертикали. Размер по горизонтали задается соотношением доли рынка, принадлежащей ее ведущему конкуренту. Это соотношение должно определять сравнительные конкурентные позиции организации в будущем. Матрица БКГ позволяет организации классифицировать каждое из своих стратегических хозяйственных подразделений (СХП) по его доле на рынке от-носительно основных конкурентов и темпам годового роста в отрасли. Матрица дает возможность определить, какое из СХП организации занимает ведущие позиции по сравнению с конкурентами, какова динамика его рынков, позволяет произвести предварительное распределение стратегических финансовых ресур-сов между СХП. Матрица строится на известной предпосылке - чем больше до- ля СХП на рынке (чем больше объем производства), тем ниже удельные из-держки и выше прибыль в результате относительной экономии от объемов про-изводства. Матрица предлагает следующую классификацию типов СХП в со-ответствующих СЗХ: «звезды», «дойные коровы», «дикие кошки» (или «вопро-сительный знак»), «собаки», и предполагает соответствующие стратегии для каждого из них. «Звезды» занимают лидирующее положение в быстро развивающейся от-расли. Они приносят значительные прибыли, но одновременно требуют значи-тельных объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста, а так-же жесткого контроля за этими ресурсами со стороны руководства. Стратегия «звезды» направлена на увеличение или поддержание доли на рынке. Основная задача заключается в поддержании отличительных преимуществ продукции ор-ганизации в условиях растущей конкуренции. По мере замедления темпов раз-вития отрасли «звезда» превращается в «дойную корову». «Дойная корова» за-нимает лидирующее положение в относительно стабильной или сокращающей-ся отрасли. Поскольку сбыт относительно стабилен без каких-либо дополни-тельных затрат то это СХП приносит прибыли больше, чем требуется для под-держания его доли на рынке. Стратегия «дойной коровы» направлена на под-держание существующего положения как можно дольше и оказание финансовой поддержки развивающимся СХП. Основные задачи этих СХП сводятся к пред-ложению новых моделей товаров с целью стимулирования лояльных клиентов, к повторным покупкам, периодической рекламе и ценовым скидкам. «Дикая кошка», или «вопросительный знак», имеет слабое воздействие на рынок (малая доля на рынке) в развивающейся отрасли. Как правило, для нее характерны слабая поддержка покупателями и неясные конкурентные преиму-щества. Ведущее положение на рынке занимают конкуренты. Стратегия «дикой кошки» имеет альтернативы - интенсификация усилий организации на данном рынке или уход с него. Для поддержания или увеличения доли на рынке в усло-виях сильной конкуренции требуются большие средства. К «собакам» относят СХП с ограниченным объемом сбыта в сложившейся или сокращающейся отрасли. За длительное время пребывания на рынке этим СХП не удалось завоевать симпатии потребителей, и они существенно уступают конкурентам по всем показателям (доле рынка, величине и структуре издержек, образу товара и т. п.). Стратегия «собаки» заключается в ослаблении усилий на рынке или ликвидации (продаже). Организация, имеющая такое СХП, может попытаться временно увеличить прибыль путем проникновения на специальные рынки и сокращения обеспечивающего обслуживания или уйти с рынка. Зару-бежный опыт использования матрицы БКГ показал, что она весьма полезна при определении стратегических позиций, а также для распределения стратегиче-ских ресурсов на ближайшую перспективу. Date: 2016-05-15; view: 409; Нарушение авторских прав |