Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Перспективы развития социального предпринимательства в Республике Коми
В настоящее время региону необходим переход к новому этапу развития, «целью которого является ликвидация разрыва между экономическим потенциалом и качеством среды и жизни»[83], которое Республика может обеспечить своим жителям. Федеральный закон № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[84]дает возможность развивать негосударственный сектор при оказании социальных услуг государству или субъектам. Эти услуги могут предоставляться в области социальной сферы, социального обслуживания, образования, медицины, культуры, спорта – негосударственными учреждениями. То есть государство будет лишь устанавливать социальные стандарты и финансировать предоставление таких услуг. Сами заказы на социальное обслуживание будут распределяться на конкурсной основе, их поставщиками могут быть коммерческие и некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели. На сегодняшний день, в Республике высокими темпами развиваются различные формы предпринимательской деятельности в сфере оказания социальных услуг для социально слабо защищенных категорий населения, в сфере культуры и народных ремесел, дошкольного и дополнительного образования, здравоохранения с опорой на органы территориального общественного самоуправления в тесном межсекторном взаимодействии с органами власти и бизнесом. Однако, существуют ниши, которые не затронуты социальным предпринимательством, к таким можно отнести: развитие сельского хозяйства и занятости в сельских районах, социальное такси для маломобильных и немобильных групп населения, трудоустройство и самозанятость людей с инвалидностью и другие. К тому же, существующие социальные бизнес-проекты необходимо тиражировать в рдругие районы республики, поскольку на данный момент активное развитие социального предпринимательства наблюдается только в г. Сыктывкаре. С этой целью был создан каталог лучших социальных тиражируемых проектов Республики Коми «Центром инноваций социальной сферы»[85] совместно с Коми республиканской академией государственной службы и управления, который вобрал в себя лучшие социальные проекты региона. Также проводятся различные вебинары и информационные площадки, на которых обсуждаются актуальные вопросы развития социального предпринимательства. Государственный интерес к теме социального предпринимательства в России отмечается уже несколько лет и на федеральном и на региональном уровне. Речь идёт о поддержке «субъектов малого предпринимательства», «занятых социально ответственной деятельностью», направленной на решение социальных проблем. По данным Министерства экономического развития Республики Коми объемы финансовой поддержки следующие: «с 2012 года государственную поддержку получили более 330 НКО и общий объем средств на поддержку составил 115 млн рублей, в том числе из федерального бюджета - 42 млн рублей; в 2015 году на поддержку СО НКО из республиканского бюджета было выделено 32 млн рублей, из которых 11, 5 млн рублей из федерального бюджета. В том числе по Министерствам Республики Коми: Министерство экономики – 19 млн рублей, Министерство труда занятости и социальной защиты – 7 млн рублей, Министерство национальной политики – 3, 2 млн рублей, Министерство массовых коммуникаций, информатизации и связи – 2 млн рублей, Министерство культуры – чуть меньше 1 млн рублей»[86]. В соответствии с Постановлением Правительства об утверждении порядка предоставления на конкурсной основе субсидий СО НКО не менее 50% по требованию Министерства экономики России от общего объема субсидий, выделяемых на республику – 9,9 млн рублей, обязательно направить на те проекты, которые реализуются в области замещения государственных социальных услуг. В декабре 2015 года на государственную поддержку подобных проектов было выделено - 5, 2 млн рублей. Продолжена работа организаций, поддерживающих малое и среднее предпринимательство, которые курируют Министерство экономики РК, таких как: Микрофинансовая организация РК (выдает кредиты на льготных условиях, выдано 52 кредита на сумму 29,9 млн рублей, 10% из которых – социальное предпринимательство) и Гарантийный фонд РК (оказывает поддержку малому и среднему бизнесу, в 2015 году – 12 поручительств на общую сумму 28,2 млн рублей, 1 социальный проект). Имущественная поддержка предусматривает предоставление льгот по оплате аренды за пользование помещением. Данная поддержка оказывается на территории ГУП РК «Бизнес-инкубатор»[87]: 1 год – 25% от общей стоимости аренды помещения; 2 год – 50% и 3 год – 75%. 1 ноября 2015 года на территории бизнес-инкубатора осуществляли деятельность – 55 субъектов малого и среднего предпринимательства, 10 из них это социальные предприниматели. Однако, несмотря на существующие меры поддержки, по данным социологического исследования, большинство начинающих и действующих социальных предпринимателей г. Сыктывкара не знают о мерах государственной поддержки, а испытывают потребность в поддержке практически все (Приложение 2). В основном, им требуется финансовая помощь. Также выяснилось, что большинство социальных предпринимателей не взаимодействуют с органами власти, а если и приходилось взаимодействовать, то в основном, в конкурсах на получение гранта. Вследствие этого получают государственную поддержку очень малая доля социальных предпринимателей, такую как: субсидирование 20% расходов на аренду помещения; возмещение части затрат по оплате труда с целью сохранения рабочих мест для инвалидов, находящихся под угрозой увольнения; льготная аренда помещений, предоставление муниципального помещения, грантовая поддержка. Наиболее эффективными мерами государственной поддержки считают: льготную аренду помещения; устранение административных барьеров, компенсацию понесенных затрат и другие. Но, к сожалению, большинство социальных предпринимателей считают уровень существующей государственной поддержки недостаточным. Это говорит о том, что нужно усилить взаимодействие власти с социальными предпринимателями, выработать эффективные меры поддержки, которые будут работать на увеличение доли частного капитала в социальной сфере. Также, для дальнейшего развития социального предпринимательства в регионе необходимо создание Совета по социальным инновациям под руководством вице-губернатора Республики Коми; разработка регионального законопроекта по вопросу поддержки развития социального предпринимательства; создание собственной Школы социального предпринимательства в Республике Коми и внедрение моделей альтернативного образования для различных целевых аудиторий под методическим руководством Фонда региональных программ «Наше будущее»; создание акселератора социальных инициатив на базе Коми республиканской академии государственной службы и управления; формирование корпуса экспертов, менторов, тренеров и преподавателей в сфере социального предпринимательства; развитие системы менторства и наставничества в сфере социального предпринимательства; содействие реализации социально-ориентированных проектов, направленных на решение наиболее полного спектра социальных проблем в муниципальных образованиях Республики Коми с опорой на ТОС и придания им функции координации процесса развития социального предпринимательства на территориях; формирование социального кластера и установление межмуниципальных и межрегиональных партнерских связей для совместной реализации социально-ориентированных проектов; содействие развитию выставочно-ярмарочной деятельности для продвижения продукции и презентации услуг социальных предпринимателей; создание интернет-магазина для социальных предпринимателей и оказание организационной и консультационной помощи в реализации продукции и предложении услуг населению; создание регионального реестра социальных предпринимателей и официального сайта ЦИСС РК с возможностью интерактивного взаимодействия с целевой аудиторией; создание каталога лучших практик социальных проектов и открытие «Бюро социальных франшиз»; сбор, систематизация и тиражирование успешных практик социального предпринимательства, в т.ч. с использованием СМИ, социальных сетей и информационного ресурса администраций муниципальных образований; проведение научных и социологических исследований в целях развития социального предпринимательства для решения задач: 1) формирования базы данных по ИП, МСП, СО НКО и активных граждан, работающих или социальных предпринимателей; 2) изучения специфики социальных проблем территорий, потребностей населения и определения ниш для социальных предпринимателей; формирование базы успешных практик и изучения опыта социальных предпринимателей Республики Коми и других регионов, изучения международного опыта; активизация деятельности по участию в выделении федеральных и региональных денежных средств на развитие социального предпринимательства; реализация образовательных мероприятий по обучению предпринимательству на уровне школ, колледжей и вузов, а также в рамках структур поддержки предпринимательства и объединений предпринимателей; участие в федеральных и межрегиональных форумах по тематике социального предпринимательства. В практику и язык организации должны прочно войти два новых понятия – «фандрайзинг и краудфандинг, и соответственно – апробированы и внедрены новые источники поступления средств: средства, поступающие от фандрайзинговой деятельности организации; средства, поступающие в результате краудфандинга - системы частного (народного) софинансирования интересных проектов через интернет-сообщество»[88]. Создание собственного сайта и наличие интернет-коммуникаций позволит организации активно использовать две главные краудфандинговые платформы – Boomstarter.ru и Планета.Ру, а также Blago.ru, инфраструктурный проект Нужнапомощь.ру, благотворительный сервис Добро.Мейл.Ру и инструментарий Яндекса «Вместе для добрых дел». Данное направление позволит осуществлять оказывать разнообразные благотворительные программы в интересах целевых категорий организации. Показателем зрелости организации станет формирование ею целевого капитала. В регионе «накоплен достаточный потенциал для активного вовлечения некоммерческого сектора в сферу социальных услуг, реализации социальных инициатив и социально-ориентированных проектов с использованием возможностей всех секторов экономики для формирования полноценной и эффективной инфраструктуры поддержки социального предпринимательства»[89].Несмотря на серьезность проблем, препятствующих развитию социального предпринимательства в регионе, данный вид предпринимательства имеет перспективы дальнейшего развития. Развитие социального предпринимательства предполагает, с одной стороны, реализовать социальное призвание бизнеса и раскрыть предпринимательскую инициативу, а, с другой стороны, выровнять благосостояние различных категорий граждан и открыть новые возможности перед теми людьми, которые раньше были их лишены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Социальное предпринимательство выступает значимым фактором решения сложных региональных социальных проблем, развития инновационной региональной среды, и важным резервуаром накопления социального капитала, способствующего развитию Республики Коми. Социальное предпринимательство определяют как новаторскую деятельность, изначально направленную на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости К основным приоритетным направлениям в области социального предпринимательства в России относятся: профилактика социального сиротства; поддержка материнства и детства; социальная адаптация инвалидов и их семей; повышение качества жизни людей пожилого возраста; развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии; развитие межнационального сотрудничества. Проблемы развития социального предпринимательства включают: несовершенство нормативно-правовой базы в области социального предпринимательства, административные барьеры, высокие ставки арендных платежей, высокий уровень налогообложения, недостаток квалифицированных кадров, дефицит финансовых ресурсов, недостаточное информационное обеспечение, трудности с продвижением товаров, снижение покупательского спроса и другие. Социальные предприниматели считают уровень существующей государственной поддержки недостаточным и выделяют ряд основных факторов и проблем, с которыми они сталкиваются (в основном, административные барьеры). Исследование начинающих и действующих социальных предпринимателей показало, что социальное предпринимательство, безусловно, нуждается в поддержке, в том числе, со стороны органов власти и местного самоуправления. В первую очередь, речь идет о финансовой поддержке в виде льготного налогообложения и кредитования, льготных тарифов на оплату коммунальных услуг и аренду помещений, а также прямого субсидирования. В Республике Коми ситуация осложняется административными барьерами. На данном этапе развития социального предпринимательства целесообразно законодательно закрепить понятие социального предпринимательства. В данном вопросе мнения экспертов разделились: одни считают, что необходимо введение нового закона, другие – предлагают внести изменения и дополнения в действующее законодательство. Также существует мнение о том, что вернуться к вопросу об отдельном законе целесообразно, когда будет наработан опыт по государственному финансированию проектов социальных предпринимателей и иной поддержке, государственному регулированию сектора, а также отчетности предпринимателей. Развитие социального предпринимательства происходит под влиянием разноплановых внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относят: личные качества социального предпринимателя и факторы, влияющие на ресурсный потенциал социального предприятия. А к внешним: факторы государственного воздействия; факторы рыночного механизма; факторы ресурсного обеспечения; факторы риска. Социальное предпринимательство, в большинстве стран, представлено в форме социальных кооперативов. Этот опыт можно применять и в России. Но препятствует отсутствие достаточной заинтересованности органов власти в поддержке такого вида деятельности из-за неглубокого понимания идеи социальной кооперации, низкого уровня подготовки административных кадров на разных ступенях власти, слаборазвитой системы неправительственных организаций. Социальное предпринимательство в регионе уже существует и является реальным инструментом развития, поскольку завязано на решении социально-значимых проблем территорий. Высокими темпами развиваются различные формы предпринимательской деятельности в сфере оказания социальных услуг для социально слабо защищенных категорий населения, в сфере культуры и народных ремесел, дошкольного и дополнительного образования, здравоохранения и другие с опорой на органы территориального общественного самоуправления в тесном межсекторном взаимодействии в рамках формулы «государство-общество-бизнес». На уровне региона активно развиваются такие направления как: повышение качества жизни людей пожилого возраста; социальная адаптация инвалидов и их семей; развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, краеведческой и экологической деятельности; развитие деятельности в области самоорганизации граждан для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. По результатам проведенного социологического исследования можно сделать вывод о том, что основными мотивами социальных предпринимателей являются стремление реализовать определенную идею, а также желание быть полезным обществу. Таким образом, мотивационная структура предпринимательской деятельности у социальных предпринимателей заметна «сдвинута» в сторону достижения социально полезных целей. Социальное предпринимательство это новый способ осуществления социальной и экономической деятельности, соединяющий социальную миссию с достижением экономической эффективности и предпринимательским новаторством. В его основе находится создание предприятий, организованных в социальных целях и для создания социального блага и функционирующих на основе финансовой дисциплины, инноваций и порядка ведения бизнеса, установленного в частном секторе. Безусловно, данный вид предпринимательства следует развивать для повышения благополучия в регионе. С целью организации досуговой деятельности в КРОО «Еврейская национально-культурная автономия» в рамках выпускной квалификационной работы был реализован социальный проект «Чтобы старость была в радость», на основе социального заказа от организации, цель которого заключалась в активизации культурно-познавательной деятельности пожилых людей еврейской общины. Таким образом, можно выработать ряд конкретных рекомендаций: создание Совета по социальным инновациям под руководством вице-губернатора Республики Коми; разработка регионального законопроекта по вопросу поддержки развития социального предпринимательства; создание собственной Школы социального предпринимательства в Республике Коми и внедрение моделей альтернативного образования для различных целевых аудиторий под методическим руководством Фонда региональных программ «Наше будущее»; формирование корпуса экспертов, менторов, тренеров и преподавателей в сфере социального предпринимательства; развитие системы менторства и наставничества в сфере социального предпринимательства; содействие реализации социально-ориентированных проектов, направленных на решение наиболее полного спектра социальных проблем в муниципальных образованиях Республики Коми с опорой на ТОС и придания им функции координации процесса развития социального предпринимательства на территориях; формирование социального кластера и установление межмуниципальных и межрегиональных партнерских связей для совместной реализации социально-ориентированных проектов; содействие развитию выставочно-ярмарочной деятельности для продвижения продукции и презентации услуг социальных предпринимателей; создание интернет-магазина для социальных предпринимателей и оказание организационной и консультационной помощи в реализации продукции и предложении услуг населению; создание каталога лучших практик социальных проектов и открытие «Бюро социальных франшиз»; сбор, систематизация и тиражирование успешных практик социального предпринимательства, в т.ч. с использованием СМИ, социальных сетей и информационного ресурса администраций муниципальных образований; проведение научных и социологических исследований в целях развития социального предпринимательства; активизация деятельности по участию в выделении федеральных и региональных денежных средств на развитие социального предпринимательства; реализация образовательных мероприятий по обучению предпринимательству на уровне школ, колледжей и вузов, а также в рамках структур поддержки предпринимательства и объединений предпринимателей; участие в федеральных и межрегиональных форумах по тематике социального предпринимательства.
ЛИТЕРАТУРА Date: 2016-05-13; view: 461; Нарушение авторских прав |