Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование мотивации к занятию социальным предпринимательством (анализ результатов исследования в г. Сыктывкаре)





Изучение мотивации к занятию социальным предпринимательством очень актуально и важно, поскольку «для организации и развития социального предпринимательства важна только внутренняя мотивация предпринимателя, его базовые ценности»[78].

Социальная мотивация является не врожденной, а, как правило, приобретенной потребностью. Она формируется под воздействием воспитания, обучения, среды обитания и воздействия на него других лиц и событий даже случайного, единичного воздействия. Преобладающим является влияние социальных и культурных факторов среды обитания. Социальные мотивы на практике являются достаточно мощными силами, управляющими поведением человека. У социальных предпринимателей возникают следующие мотивы профессиональной деятельности: значимость выполняемой работы; поддержка со стороны семьи; чувство долга за выполняемую работу; доверие, оказываемое личности как работнику, самоуважение; возможность принести пользу обществу; ответственность перед собой и людьми, удовлетворение от профессионально выполненной работы.

Это свидетельствует о том, что у социальных предпринимателей сохраняется милосердное отношение к слабо защищенным людям, и мотивы выбора социальной деятельности основываются на стремлении служения обществу, желании профессионально выполнять свою работу и ответственности перед людьми и собой. Важное место в структуре мотивационной сферы социального предпринимателя занимают и материальные мотивы, а именно, неплохое материальное вознаграждение за труд, стабильная заработная плата, наличие прибыли.

Социальный предприниматель – это особый тип предпринимателя со своей структурой мотивации, своеобразной реакцией на разные типы внешней мотивации (стимулирования).

Автор книги «Как изменить мир: социальное предпринимательство и сила новых идей» Д. Борстайн «высказывает ряд суждений о социальном предпринимательстве, на основе которых можно сделать некоторые выводы о мотивах, сложностях, с которыми сталкивается социальное предпринимательство»[79]. Его суждения можно свести к следующему: в основе социального предпринимательства лежит этический мотив, который предприниматель стремится максимизировать, оно слабо мотивировано на зарабатывание больших денег, оно больше мотивировано на счастье, положительные эмоции, уважение, восхищение; социальные предприниматели, добиваясь успеха, не становятся богатыми, они меняют мир, их результат оценивается нематериальными ценностями, не существует единого эталона, в каждом виде деятельности находятся свои показатели; самые важные качества социального предпринимательства – это эмпатия, способность к совместной работе и упрямая вера в то, что можно многое изменить – это и побуждает, стимулирует людей к действию; в социальном предпринимательстве в основном работают люди, которые ищут счастье, удовлетворенность и глубокую значимость своей деятельности; социальное предпринимательство обладает позитивной энергией и порождает этические компоненты активных действий овладения чистыми технологиями для решения проблем человечества; социальное предпринимательство открыто для массовой аудитории, для большого выбора и самоопределения, но это явление в мире довольно редкое, оно не всех привлекает, это воплощение мечты в жизнь; основными препятствиями развития социального предпринимательства является недостаток финансирования на цели роста, трудности найма и удержания талантливых людей, отсутствие взаимосвязи между социальными предпринимателями, коммерческим сектором и органами власти; социальный предприниматель достигает успеха, если он способен создать команду разных людей с талантами и способностями и получить от них продукт коллективного разума. В данном случае, социальный предприниматель выступает в качестве эпицентра организующей силы.

Вопрос о мотивации социального предпринимателя – «то есть о том, как человек пришел к социальному предпринимательству, что стало его побудительной причиной к этой деятельности, безусловно, является естественным и наиболее адекватным для качественного исследования, выполняемого с использованием разных стратегий и методик»[80].

Эксперты Исследовательской группы «Циркон» Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» в декабре 2012 – феврале 2013 г. провели социологическое исследование «Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики» и выявили следующие мотивы к занятию социальным предпринимательством: «у социальных предпринимателей в отличие от бизнесменов, которые ведут чисто коммерческую деятельность, извлечение собственной выгоды является вторичной задачей»[81]. Только 37% респондентов озвучили эту причину для занятия бизнесом. Первичными стимулами для данной категории предпринимателей становится цель «изменить мир к лучшему» (35 %), «желание быть полезным обществу» (40 %) и «удовлетворение потребностей общества» (24 %). Безусловно, важны и личностный рост, и самореализация (56%), а также осуществление идеи – так ответили 53% социальных предпринимателей.


Проанализировав основные мотивы к занятию социальным предпринимательством, было проведено социологическое исследование в октябре 2015 года в городе Сыктывкар на базе СГУ имени Питирима Сорокина, с целью выявления мотивации к занятию социальным предпринимательством у начинающих и действующих социальных предпринимателей. Для отбора респондентов была использована целенаправленная выборка. Социологическое исследование проходило в четыре этапа: этап подготовки методического инструментария; этап анкетирования; этап обработки анкет, полученных данных, и этап анализа результатов исследования. Методом анкетирования было опрошено 50 действующих и начинающих социальных предпринимателя.

Полученные результаты позволили сделать следующие выводы: основным мотивом занятия социальным предпринимательством респонденты отметили стремление реализовать определенную идею (64%), также распространена такая альтруистическая (даже идеалистическая) мотивация, как желание быть полезным обществу (54%), для 50% респондентов основным мотивом является самоутверждение в профессии. Повышение личного материального состояния является мотивом для 40% респондентов, это говорит о том, что данный мотив, хоть и не является приоритетным, все же является важным в структуре мотивационной сферы социального предпринимателя. Далее идут такие мотивы как: стремление изменить мир к лучшему (38%), самореализация (34%), стремление к самостоятельности и независимости (30%), достижение успеха в обществе (12%). Таким образом, мотивационная структура предпринимательской деятельности у социальных предпринимателей заметна «сдвинута» в сторону достижения социально полезных целей.

Большинство участников опроса, из действующих социальных предпринимателей, осуществляют деятельность в области социального предпринимательства от 1 до 5 лет (24%). Равное количество процентов разделили социальные предприниматели, занимающиеся предпринимательством до 1 года и от 5 до 10 лет. Доля тех, кто занимается СП более 10 лет, невысока – 8%. Очевидно, можно говорить о том, что социальное предпринимательство как явление в г. Сыктывкаре возникло довольно давно и сравнительно широкое распространение стало получать только в последние годы.

Также, главным свойством социального предпринимательства было выделено стремление к позитивным изменениям в обществе (76%), немаловажную роль также играет чувство ответственности (60%). Половина респондентов отметили инновационность и новаторство. Немного отстает коммерческая эффективность (48%), однако занимает далеко не последнюю позицию. Далее идет создание рабочих мест для социально незащищенных групп населения (32%), независимость деятельности (18%), первенство социальной миссии над коммерцией (12%). Малая доля респондентов считают, что социальному предпринимательству свойственно вложение доходов от предпринимательской деятельности в развитие своего предприятия (6%).


Вопрос о глубинных мотивах какой либо деятельности, поступков, решений и т.п. довольно трудно подается социологическому измерению в силу своей специфики (существуют неосознаваемые мотивы; стремление – сознательное и бессознательное – выдать одни мотивы за другие; глубоко личностные, индивидуальные и потому скрываемые мотивы и т.п.). И все же результаты опроса, безусловно, могут отразить существующие тенденции, показав, как минимум, декларируемые социальными предпринимателями мотивы их деятельности.

По основным направлениям социального предпринимательства в городе Сыктывкаре, ситуация следующая: оказание социальных услуг (52%), сохранение и возрождение культурного и исторического наследия России (22%), дошкольное образование (16%), трудоустройство людей в трудной жизненной ситуации (10%), развитие сельского хозяйства в регионах России (6%), оказание гериатрических услуг (4%), 2% заняли выпуск социально-значимой продукции и повышение качества и доступности медицинских услуг.

Большинство социальных бизнес-проектов направлены на детей (38%), далее идет молодежь (34%), 20% направлены на пожилых людей и жителей определенных территорий, 20% направлены на взрослых людей с инвалидностью и женщин, а также на детей с инвалидностью (16%). Малая доля СП ориентирована на многодетные семьи (10%), малообеспеченные слои населения (6%), люди, нуждающиеся в лечении (4%), бездомные (2%), безработные (2%), осужденные, бывшие осужденные (2%), определенные национальные группы (2%). Среди услуг, оказываемых социальными предпринимателями на первом месте услуги по обеспечению досуга (46%), немного отстают образовательные (44%), значительную роль также занимает производство товаров (24%). 10 % занимают услуги социально-реабилитационные и физкультурно-оздоровительные, 8% психологические, социально-бытовые и информационные. Далее идут консультационные услуги (6%), юридические (4%).

Однако, по данным социологического исследования, серьезным препятствием на пути к социально-предпринимательской деятельности являются административные барьеры. За год прокуратура Республики Коми выявила 1300 нарушений, допущенных муниципальными властями по отношению к предпринимателям, по словам руководителя исполкома отделения ОНФ Ольги Севастьяновой, значительное число таких нарушений связано с отсутствием персональной ответственности чиновников, а также с тем, что на муниципальном уровне пока нет понимания того, что экономика муниципального образования зависит в подавляющем большинстве от предпринимательства.

Таким образом, данное исследование показало, что хотя финансовый успех для социальных предпринимателей важен, но социальная составляющая оказалась весомее бизнес составляющей. Т.е. в социальное предпринимательство, что естественно, пошли люди, имеющие склонность трудиться на благо общества.

Из этого можно сделать вывод, что социальное предпринимательство – это деятельность, построенная не на материальной, а на духовной мотивации.

«Это зарождающийся элемент новейшей экономики будущего, направленной на гармоничное социальное совершенствование мира»[82].

 







Date: 2016-05-13; view: 533; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию