Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приоритетные направления и проблемы развития социального предпринимательства в современных российских условиях





В настоящее время «социальное предпринимательство все чаще признается экспертами новым перспективным направлением развития и интеграции бизнеса, административных ресурсов и креативных инициатив для решения социальных задач»[31]. Находясь на уровне становления, данный вид предпринимательской деятельности нуждается в установлении приоритетных направлений, а также определении проблем развития предпринимательства для возможности более эффективно поддерживать социальное предпринимательство законодательно, а также с помощью различных государственных мер поддержки.

Социальное предпринимательство призвано решать социальные проблемы на базе бизнеса, которые зачастую невозможно осуществить стандартными механизмами вмешательства государства или же через некоммерческие организации. Так, «основными направлениями деятельности социального предпринимательства в мире являются»[32]: создание новой продукции на основе переработки отходов производства; создание молодежных организаций, ориентированных на активный и здоровый образ жизни; создание организаций по микрокредитованию малого бизнеса; предоставление услуг малоимущим семьям; создание предприятий для предоставления мест длительно безработным.

Приоритетными направлениями для социального предпринимательства в России принято считать следующие: «профилактика социального сиротства; поддержка материнства и детства; социальная адаптация инвалидов и их семей; повышение качества жизни людей пожилого возраста; развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии; развитие межнационального сотрудничества»[33].

Фонд «Наше будущее» выделяет следующие направления социального предпринимательства, получившие свое развитие в России на современном этапе: дошкольное образование (42%); оказание социально значимых услуг (16%); трудоустройство людей в сложной жизненной ситуации (15%); повышение качества и доступности медицинских услуг (8%); выпуск социально значимой продукции (7%); экология (4%); оказание гериатрических услуг населения (3%); развитие сельского хозяйства в регионах России (3%); сохранение и возрождение культурного и исторического наследия России (3%).

Как ни парадоксально, но «развитию социального предпринимательства сопутствуют большое число социальных проблем»[34]. Спектр задач, которые надеются решить представители социального бизнеса, чрезвычайно широк: это — создание рабочих мест для тех, кто не может в полной мере конкурировать на рынке труда: люди с ограниченными возможностями, многодетные и одинокие матери; это — социализация бывших заключенных и воспитанников детских домов; преодоление дефицита социальных услуг; недостатка мест в детских садах или обустройство жизни больных; экологические проблемы. На данном виде предпринимательства все экономические и правовые неустройства сказываются острее, чем на обычном, ведь этот бизнес низкомаржинален в принципе. Его цели не будут реализованы, если применять некоторые естественные для обычного бизнеса средства увеличения прибыльности: например, повышать цены на оказание социальных услуг.

Первая группа проблем «связана с непониманием природы социального предпринимательства со стороны основных групп общества»[35]. Социальное предпринимательство является на сегодняшний день, новым явлением, его логику не понимают ни общество, ни основные субъекты общественных отношений, в том числе органы налогового и законодательного регулирования, и именно с этим связаны основные барьеры на пути его развития. Так, в общественном сознании существуют стереотипы о несовместимости предпринимательства и общественных организаций.

Серьезной проблемой могут стать также высокие издержки во взаимоотношениях с властью. Многие эксперты отмечали вероятность появления дополнительных проблем с налогообложением и коммуникацией с контролирующими и проверяющими органами. Эти опасения вызваны тем, что даже в текущей практике представители ресурсных центров зачастую не находят понимания своей деятельности со стороны налоговых органов. Кроме того, необходима работа по правильному позиционированию в местном сообществе, интеграция в которое является одним из условий успешности работы социального предприятия, а также среди самих СОНКО.

Вторая группа проблем отражает трудности законодательного и административного продвижения идеи социального предпринимательства. Во-первых, от принятия законов на федеральном уровне до их внедрения на уровне регионов, местных сообществ обычно проходит очень много времени; а во-вторых, на местах просто может не оказаться достаточных ресурсов для реализации законодательных актов. Ряд экспертов считает, что для реального внедрения и развития практики социального предпринимательства необходимы: законодательная база, поддержка на уровне налоговой системы и продвижение, обучение со стороны организаций и общественных институтов. Программа будет успешной только при наличии всех трех составляющих.


Третья группа проблем связана с противоречиями в психологии социального предпринимательства, а именно с объективными различиями в логике предпринимательской и общественной деятельности, которые, соответственно, воплощаются в разном типе людей, склонных ими заниматься.

Наконец, четвертая группа проблем, также отмеченная многими экспертами – проблема привлечения финансовых средств на первом этапе развития предпринимательства, отсутствие специальных кредитных и займовых программ. В некоторых регионах существуют и свои дополнительные «локальные» трудности, например, крайне высокие ставки арендной платы в регионе.

К проблемам развития социального предпринимательства в регионе можно отнести следующие: транспортная удаленность, недостаточная компетентность кадров, низкая платежеспособность населения, отсутствие региональной программы поддержки социального предпринимательства, административные барьеры,непропорциональная налоговая нагрузка, недостаток дешевых кредитов, постоянный рост тарифов на услуги ЖКХ и арендных платежей, неотработанность механизмов стимулирования развития этого направления, системы обучения, обобщения и распространения позитивного опыта деятельности социальных предпринимателей и другие.

Среди наиболее «актуальных проблем, обозначенных социальными предпринимателями»[36], были названы: высокие ставки арендных платежей; высокий уровень налогообложения; проблема нехватки квалифицированных кадров; защита интеллектуальной собственности; дефицит финансовых ресурсов; «недостаток информационной и консультационной поддержки социальным предпринимателям»[37]; необходимость совершенствования институциональной среды в части развития инфраструктуры поддерживающих организаций СП; несовершенство нормативно-правовых документов в области социального предпринимательства.

Основной проблемой в развитии собственного дела сыктывкарские начинающие и действующие социальные предприниматели на первом месте отмечают административные барьеры (22%), далее идут трудности с финансовой поддержкой от государства (20%), недостаточное информационное обеспечение (20%), отсутствие финансов (20%), затем предприниматели отметили трудности с продвижением товаров (14%), а также трудности с помещением (10%) и снижение покупательского спроса (8%). Затем идут высокие процентные ставки по кредитам (6%), психологические проблемы (6%), отсутствие государственной поддержки (4%), несовершенство законов (4%), экономический кризис (4%). 2% респондентов отметили высокий уровень налогообложения, неразвитость инфраструктуры бизнеса, пожарные и прочие проверки, дорогую рекламу, защиту интеллектуальной собственности, трудности с лицензированием, неразвитость транспортной инфраструктуры.

Социальное предпринимательство для нашей страны - понятие достаточно новое, и в этом заключается проблема, говорит директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Наталья Ларионова. "На сегодняшнем этапе необходима популяризация концепции социального предпринимательства, причем не только в среде предпринимательского сообщества, но и у региональной и местной власти, а также всего общества"[38], - отмечает она. Ведь, все сильнее люди осознают проблемы ухудшения окружающей среды, укоренившейся нищеты, недостатки системы здравоохранения и образования и др. Число тех, кто будет своей деятельностью стараться решать актуальные социальные проблемы, увеличится. Тем более что и спрос на социальное предпринимательство в нашем обществе есть.

Изучение приоритетных направлений и проблем развития социального предпринимательства позволит наиболее эффективно оказывать поддержку со стороны государства, вызовет приток новых идей и технологий, а также ускорит развитие инфраструктуры поддержки социального предпринимательства в регионах.

 

 







Date: 2016-05-13; view: 631; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию