Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. Социальное предпринимательство как инновационный способ решения социальных проблем в России и Республике КомиСтр 1 из 10Следующая ⇒
Роль социального предпринимательства в формировании благополучия в регионе Научный руководитель: ст. преподаватель _________ Н.А. Бутрим “___” __________2016 г.
Исполнитель: студентка 741 группы _________Д.Л. Абукаева “___” _________2016 г.
Сыктывкар 2016 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ За последние два десятилетия социально-экономическая система нашей страны подверглась серьезной трансформации, сформировав рыночную экономическую систему, успешность которой во многом определяется активностью предпринимательских структур. Но в стране существует ряд серьезных социальных проблем. К ним можно отнести безработицу, снижение благосостояния ряда сельских и лесных поселков, различные проблемы в здравоохранении и образовании, низкое качество жизни пенсионеров. «Эти проблемы еще не находят решения ни в частном, ни в государственном секторе»[1]. Так, в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин прямо связал улучшение качества оказываемых социальной сферой услуг с развитием реальной конкуренции: открытием бюджетной сферы для НКО и социально ориентированного бизнеса. А премьер-министр Дмитрий Медведев говорил на Гайдаровском форуме о необходимости сокращения избыточного присутствия государства в некоторых отраслях народного хозяйства: «По большому счету речь идет об определенном самоограничении власти в сфере социального обслуживания — там, где собственник по определению более эффективен и поэтому должен быть заинтересован в развитии своего бизнеса». По данным Агентства стратегических инициатив, «на 2014 год социальным предпринимательством в России в той или иной форме занимается только около 1 % компаний»[2], для сравнения «в Европе этот показатель приближается к 25 %»[3]. Это говорит о необходимости увеличения доли частного капитала в социальной сфере России. Как таковой статистики социального предпринимательства в регионе не существует. Но стоит отметить, что интерес к созданию социальных предприятий растет, так, по данным ГУП РК «Республиканское предприятие «Бизнес-инкубатор», в 2012 году насчитывалось 11 социальных бизнес-проектов, в 2013 – 14, 2014 – 12, 2015 – 38. Также в каталоге лучших социальных тиражируемых проектов Республики Коми насчитывается 26 социальных бизнес-проектов. Это говорит о повышении самосознания граждан, понимания важности социального предпринимательства как инструмента регионального социально-экономического развития региона. Понятие социального предпринимательства многогранно и отражает широкий спектр задач и особенностей, присущих ему. Уже само название указывает на то, что приоритетом для этого вида бизнеса является не извлечение прибыли, а решение или смягчение существующих социальных проблем. Определяющее значение приобретают позитивность, устойчивость и измеримость достигнутых социальных результатов. Социальный предприниматель ставит перед собой задачу внесения положительных изменений в инфраструктуру общественной системы, имеющих долгосрочный эффект. Впервые в России тему социального предпринимательства начал поднимать Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Фонд, основанный Вагитом Алекперовым в 2007 году, стал первой отечественной организацией, всецело специализирующейся на поддержке, развитии и продвижении социального предпринимательства в стране. Фонд «Наше будущее» определяет социальное предпринимательство как «новаторскую деятельность, изначально направленную на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости»[4]. Критериями социального предпринимательства являются: «социальная миссия; предпринимательский подход; инновационность (новаторство в решении социальной проблемы, новая комбинация ресурсов, новая услуга для региона); тиражируемость; самоокупаемость и финансовая устойчивость»[5]. Сегодня над этой темой работают такие отечественные ученые и практики как: Кучина М.А., Бояркина С.И. изучают «понятийный анализ социального предпринимательства»[6]. Мухин А.В раскрывает «понятие социального предпринимательства, а также изучает его функции»[7]. Гришина Я.С. рассматривает вопросы «инновационно-правового регулирования поддержки социального предпринимательства в целях обеспечения социально-имущественных потребностей граждан»[8], в частности, анализируются правовые формы и средства государственной поддержки среднего и малого бизнеса. Лебедева И.С. изучает «теоретические подходы к пониманию сущности социального предпринимательства и практические аспекты данного феномена в условиях современного российского общества»[9], а также определяются основные технологии социального партнерства. Эксперт в области социального предпринимательства Зверева Н.И. изучает вопросы социального предпринимательства, «рассматривает социальное предпринимательство как источник финансово-экономической устойчивости российских негосударственных НКО»[10], также предлагает новый для отечественной науки взгляд на социальное предпринимательство «как не на экономический или социальный, а политический феномен»[11]. Жохова В.В. исследует «сущность и понятие социального предпринимательства в российской и международной практике»[12]. Восколович Н.А. показала «отличительные черты социального предпринимательства от традиционной коммерческой деятельности, благотворительности»[13]. Калугина Т.Г. анализирует «теоретические подходы к феномену социального предпринимательства»[14]. Юрина Е.А. изучает «развитие и функционирование института социального предпринимательства»[15]. Шматкова Е.М. рассматривает «феномен социального предпринимательства как дуалистическое явление, разъясняются такие понятия как, «бизнес», «гражданское общество», «социальное предпринимательство»; обосновывается дуализм социального предпринимательства – как части бизнеса и гражданского общества»[16]. Манахова И.В. рассматривает «социальное предпринимательство как экономическое явление, изучает его основные признаки и критерии деятельности»[17]. Макарова А.С. рассматривает «взаимодействие бизнеса, государства и социально незащищенных групп населения»[18]. В Республике Коми интерес ученых, занимающихся исследованием социального предпринимательства только появляется, что обуславливает потребность региона в научно-исследовательской проработке данной темы.Накопленный опыт реализации проектов в сфере социального предпринимательства требует осмысления, оценки проблем и перспектив развития этого явления в условиях Крайнего Севера на примере Республики Коми. На 2015 год в Законодательстве РФ отсутствует отдельный общеправовой раздел о социальном предпринимательстве, нет достаточной законодательной базы, которая была бы в состоянии урегулировать все вопросы социального предпринимательства, упростить создание и снизить налоговое бремя для социальных предпринимателей.На федеральном и региональном уровнях в России отмечаются попытки поддержки социального предпринимательства, но в целом оно финансируется недостаточно и в очень узкой области, не охватывая всё многообразие этого явления; результативность этой деятельности так же является открытым вопросом. Явление социального предпринимательства «возникает на стыке традиционного предпринимательства и благотворительной деятельности, аккумулируя их черты»[19]. От традиционного предпринимательства оно вбирает характер деятельности, нацеленный на извлечение прибыли, а от благотворительности – направленность на решение социальных проблем общества и благоприятные социальные изменения. Социальные предприятия – это коммерческие предприятия, которые, удовлетворяя общественные потребности, методически решают проблемы социально-незащищенных категорий граждан, получая при этом оптимальную прибыль. В то время, как некоммерческие организации и благотворительные фонды для решения проблем слабо защищенных категорий граждан используют привлеченные финансовые средства в виде грантов, пожертвований и государственной помощи. Нужно отметить, что в настоящее время в Республике Коми социальное предпринимательство только начинает развиваться, число реально действующих социальных предприятий невелико, и зачастую они даже сами не воспринимают себя в таком качестве. Объектом выпускной квалификационной работы является социальное предпринимательство. Предметом выпускной квалификационной работы выступает социальное предпринимательство как инструмент развития регионального благополучия. Цельвыпускной квалификационной работы - влияние социального предпринимательства на формирование благополучия в регионе. Задачи выпускной квалификационной работы: 1- проанализировать взаимосвязь благополучия в регионе и уровень развития социального предпринимательства; 2- выявить приоритетные направления и проблемы развития социального предпринимательства в современных российских условиях; 3- изучить основные меры государственной поддержки социального предпринимательства; 4- проанализировать субъективные и объективные факторы, определяющих развитие социального предпринимательства; 5- изучить масштабы и основные направления деятельности социального предпринимательства в Республике Коми; 6- провести аналитический обзор инновационной практики социального предпринимательства в России и за рубежом; 7- исследовать мотивацию к занятию социальным предпринимательством (анализ результатов исследования в г. Сыктывкаре); 8- показать развитие социального предпринимательства в области социального обслуживания людей пожилого возраста и людей с инвалидностью в г. Сыктывкаре. В соответствии с целью, задачами, объектом и предметом выпускной квалификационной работы для теоретического осмысления роли социального предпринимательства в формировании благополучия в регионе были использованы такие методы как: анализ нормативно-правовой, научной литературы, результатов социологических исследований отечественных и зарубежных авторов и собственного социологического исследования; синтез и обобщение выводов исследователей. В эмпирической части выпускной квалификационной работы для получения фактического материала был использован метод анкетирования действующих и потенциальных социальных предпринимателей г. Сыктывкара; математические методы (нахождение процентного соотношения, группировка, ранжирование ответов), графическое представление данных, сравнение результатов собственного социологического исследования с результатами предшествующих исследователей. Основные положения выпускной квалификационной работы были отражены: 1. в статье «Развитие социального предпринимательства в Республике Коми»[20], которая представлена на Всероссийской научно-практической конференции «Наука, образование и духовность в контексте концепции устойчивого развития» 26.11.15 – 27.11.15 в г. Ухте; 2. в статье «Дорожная карта» общественной организации «Женщины города Сыктывкара» на 2016 – 2018 годы: прогноз развития»[21], которая представлена на первых женских чтениях «Женщина. Социальное развитие. Новые идеи» 19 декабря 2015 года в г. Сыктывкаре; 3. в статье «Территориальные особенности развития социального предпринимательства на примере г. Сыктывкара»[22], которая представлена на февральских чтениях на базе СГУ имени Питирима Сорокина в г. Сыктывкаре; 4. в статье «Проблемы становления социального предпринимательства в условиях Крайнего Севера: региональный аспект»[23], которая представлена на XX Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Социальные проблемы глазами молодых – 2016» 26-27 апреля 2016 годана базе СГУ имени Питирима Сорокина в г. Сыктывкаре. Данная работа будет полезна для деятельности государственных органов при принятии решений по развитию социального предпринимательства, подготовке программных и методических документов, направленных на развитие социальной сферы. Научные результаты могут составить теоретико-методологический базис дальнейших научных исследований по данной проблематике, а также использоваться в учебном процессе. Также материалы выпускной квалификационной работы могут быть полезны специалистам учреждений социального обслуживания населения, предпринимателям, имеющим и планирующим заниматься социальным предпринимательством.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ИННОВАЦИОННЫЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В РОССИИ И РЕСПУБЛИКЕ КОМИ Date: 2016-05-13; view: 953; Нарушение авторских прав |