Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наука на первом месте
Итак, избавившись от этого наваждения, я углубился в работу в научном кружке. Удачных операций становилось все больше. Группа наша стабилизировалась. К активному занятию спортом я не приступил. Продолжал только заниматься гантельной гимнастикой, иногда ходил на каток. На ногах я тогда стоял твердо. Помню, на катке хулиганствующие ребята пытались меня подсечь, но падали сами. В тот же период у меня возникла мысль интенсивно заняться в кружкеи, может быть, собрать материал для кандидатской диссертации. Как я уже говорил, занималась с нами Доцент, а заведующий кафедрой был еще и деканом. Но он был не из анатомов, а из хирургов. Эта же кафедра скорее была анатомическая, чем хирургическая, и больных, естественно, на ней не было. А я тогда еще не очень понимал, что хирурги — это не анатомы и что хирургам не обязательно знать тонкости анатомии, тем более что у больных органов анатомия совсем другая. К весне был уже накоплен значительный материал. На весенней сессии я сделал доклад. Он понравился. Меня даже направили в Краснодар, где ятоже выступил достаточно успешно и получил какую-то премию. Познакомился со многими студентами из разных городов СССР, так как жили мывсе в одном общежитии. Я даже выступил на заключительном заседании конференции с коммунистическим выступлением, в котором славил советскую власть за то, она создала условия, в которых представители ранее отсталых народовмогут спокойно делать доклады на уже 30-й… какой-то конференции. Мне и теперь стыдно за это выступление, но тогда я гордился собою. Все-таки выступил без бумажки. В общем, ходил очень довольный собою. Была у меня еще одна накладка. Моя судьба уже была для меня определена. Остальные предметы я учил по принципу, чтобы сдать. Это так называемые «узкие специальности». По некоторым были только зачеты, по некоторым экзамены. Этих предметов было много. Зачетные предметы вообще не запомнились (физиотерапия, диетология, лечебная физкультура, рентгенология и пр.). Циклы продолжались одну - две недели. Мы получали зачет и сразу же забывали об этих предметах. Сейчас, конечно, взгляды у меня полностью изменились. Психиатрия у меня в памяти тоже плохо сохранилась. Преподаватель сказала, что она ожидала, что я лучше напишу историю болезни. Запомнился мне только больной, которого я курировал, и два диагноза: шизофрения и маниакально-депрессивный психоз. Больной у меня был с маниакально-депрессивным психозом. Став врачом и сталкиваясь с психическими больными, я диагностировал им или маниакально-депрессивный психоз, или шизофрению... и ни разу не попадал в точку Запомнилась мне еще и оториноларингология. Педагогический процесс на кафедре был поставлен хорошо. Нам показывали больных. Преподаватель хотела, чтобы мы что-то освоили практически. У меня, как я понял, потом был конфликт с преподавателем. На первом и втором занятии я неудачно на что-то ответил. Она спросила, как я думаю сдавать экзамен, Я сказал, что перед экзаменами выучу наизусть учебник. Потом она ко мне придиралась. В результате эту дисциплину я освоил неплохо. И все-таки итоговая оценка у меня была тройка. Меня это особенно не волновало. Начался экзамен. Идти мне нужно было к ней. Но она направила меня к заведующему кафедрой. Перед этим в зачетке уже стояли три пятерки. Я помню, что отвечал на отлично. Остался один вопрос: папилломы гортани. В учебнике этому было посвящено строк 15, которые я бойко доложил. Но тут он увидел мою итоговую оценку и стал спрашивать технику проведения этой операции при папилломах. В нашем учебнике об этом не было сказало ни слова, о чем я и сказал экзаменатору. Естественно, придумать по ходу дела я не смог и получил тройку. Эту тройку я перенес значительно легче. (Обратите внимание, с какими знаниями выходят из института лучшие его представители. И еще здесь описан один интересный момент. Ведь не могла преподаватель не понять, что студент-то сильный, а если он ее обидел, то дело в ее личностном неблагополучии. Здесь была реакция вымещения, Это я для студентов. Не связывайтесь с преподавателями! Это я для всех. Не связывайтесь с начальниками! Они еще сильнее невротизированы, чем вы. Пожалейте их! — М.Л.) Преподаватели. Запомнились мне на 5-м курсе немногие преподаватели. Тогда только ввели цикловой метод. Занимались мы предметом две-три недели ежедневно, сдавали зачет, а потом в конце сессии сдавали все экзамены. К февралю напрочь забывалось то, что изучалось в сентябре. У многих успеваемость снизилась. Да и мы прекрасно понимали, что теперь-то нас уже никто из института не выгонит. Вместе с предметом мы забывали и преподавателей. Хотя кое-кто в памяти остался. Профессор-педиатр из Варшавского университета. Ироничный интеллигент и великолепный оратор. Потом я узнал прием, которым он пользовался, — анафора. Он учил нас думать. На его лекциях я понял, что такое дифференциальная диагностика. И, кроме того, он высмеивал отсутствие общей культуры у студентов имногих преподавателей и ученых, которые, не зная французского языка, реакцию Пирке стали называть реакцией Пиркетта. Они не знали, что буква t в конце французских слов не читается. Запомнился также Профессор-дерматолог. Это тоже был интеллигент высшей пробы, но иронии у него не было. Он много путешествовал и рассказывал о своих впечатлениях студентам. Слушали мы его с увлечением. Он рассказывал нам о Турции, Китае и других азиатских странах, где он побывал, так как был одним из ведущих специалистов мира по проказе. Потом, когда я уже изучил ораторское искусство, я понял, что говорил он низким стилем. И действительно прав Цицерон, когда утверждал, что если оратор владеет только низким стилем, он может стать великим оратором. Мне еще посчастливилось слушать истинных интеллигентов, и насколько бледно выглядим мы, их ученики, интеллигентствующие профессора, которые не к месту вставляли цитаты из классиков и в то же время пренебрежительно и снисходительно относились не только к студентам, но и к своим сотрудникам. Причем все это делалось на глазах у студентов. К сожалению, из преподавателей, которые вели у нас группы, почти никто не запомнился. Мы же, наверное, вообще нашим студентам не запомнимся, так как теперь экзамен сдают сразу после прохождения цикла. Был у нас еще один предмет — военно-морское дело. Учили мы его все пять лет. Преподавателями были на первых курсахморяки, а на старших курсах — военные медики. Самым колоритным преподавателем был капитан первого ранга, Морской волк. Настоящий «морской волк», несмотря на свои 162 см роста. Когда мы говорили, что корабль плавает, она нас поправлял: «Это говно плавает, а корабль ходит». Надо сказать, за эти несколько крепких словечек мы его любили. Мне нравилось изучать строение корабля, морские термины. Сейчас, читая морские рассказы, я получаю от них большее наслаждение, потому что не нужно заглядывать в словарь терминов. И так ясно, что такое поворот на бейдевинд или на фордевинд, что такое клотик, полубак, фок-мачта, анкерок и т.д. Вершиной морской подготовки у нас был экзамен, который преподаватели нам помогли сдать, рассказав, в каком порядке разложены билеты, и военно-морская практика в Севастополе. Я хотел попасть в госпиталь, но попал на сторожевой корабль. Я сначала переживал, но потом остался доволен. Маловероятно, чтобы я попал на военный корабль, а так на сторожевике проплавал, простите, ходил целый месяц. Впечатления остались на всю жизнь, и я доволен, что не попал в госпиталь.
На корабле.
Служба у меня прошла хорошо. По штату там был фельдшер-офицер, еще с военных времен. Он сразу же ушел в отпуск, Я остался за него и вскоре заслужил признание матросов. Жил я не в кубрике, а в медпункте на корме. Там меньшевсего качало. Питался я со старшинами и мичманами - сверхсрочниками, которых матросы называли «сундуками». Личный состав был мною доволен. Они потом с удивлением отмечали, что я с делами справляюсь лучше, чем их доктор. Кстати, в армии военнослужащие не очень отличают врача от фельдшера и санинструктора. Там все они доктора. Я заметил, что бичом у матросов была эпидермофития стоп (грибок). Палуба была очень горячая. Ноги естественно тоже были горячими, что способствовало размножению грибка. Их фельдшер только прижигал язвы крепким раствором марганца, я же внедрил противогрибковое лечение, и дела у них пошли хорошо. Всякие мелкие хирургические вещи, как вы сами понимаете, я делал неплохо. Более того, накладывал швы, вскрывал гнойники. В общем, им реженужно было ходить в гарнизонную поликлинику. Да и в терапии я тоже кое-что соображал. Все-таки три года отличной учебы (терапия у нас начиналась уже с третьего курса). Потихоньку меня посвятили в тонкости морской службы. Тогда на море матросы служили 4 года, и один раз за службу все ездили в отпуск. 1 год они служили в учебном отряде. Потом распределялись но кораблям и становились салагами. Гоняли их в хвост и в гриву, но избиений и такой грубой дедовщины, как сейчас, тогда не было. У салаг были ограничения в передвижении на корабле. Они не могли появляться на баке (носовая часть корабля). За малейшее несоблюдение правил и традиций они моментально наказывались драением палубы. Нарушениями считались хождение по левой стороне, плевок через борт, неотдание чести. Но «старички» не злобствовали. Только на третий год службы и второй на корабле служба шла своим чередом. К этому времени они уже становились морскими волками. С оттяжечкой отдавали честь флагу, когда заходили на корабль. Когда я служил, был жаркий июль, и мы почти все время были одеты по форме: трусы, берет. Форма обычно объявлялась по корабельному радио. Моряков 4-го года службы называли годками. По вечерам они сидели обычно на баке у самого носа и говорили о гражданке. Больше туда из матросов не мог никто заходить. Я туда зашел. Они расспросили меня, узнав, что дембель у меня через месяц, а у них только осенью, они разрешили и мне там находиться. Это было крайне важно. Ко мне никто не цеплялся. Понял я это гораздо позднее. На корабле мне скучно не было. Питание там было хорошее, четырехразовое. Мы еще что-то приплачивали и нам что-то еще давали дополнительно. Я принимал больных матросов, когда выяснилось, что я им могу подлечить ноги, ко мне стали заходить многие. Корабль довольно часто заступал на дежурство. И мы выходили в открытое море. Впечатления остались незабываемые и свежи до сих пор. Попадал я в качку, стирал робу в буруне. Качку я переносил хорошо. Даже специально заходил на нос, где качка была наиболее сильной. Было такое ощущение, что желудок находится возле рта. Но тошноты и рвоты у меня не было. В сильную качку волны перекатывались через верхнюю палубу. Все люки задраивались и передвижения шли внутри корабля. В увольнение нам было не положено ходить, но тем не менее нас отпускали. Матросы срочной службы нас инструктировали, как вести себя в Севастополе. Инструкция была простая. Не отдавать чести сундукам, т. е. сверхсрочникам, вплоть до того, что переходить на другую сторону улицы. Я решил себе увольнение не портить и отдавал честь всем. Меня это как-то не тяготило. На соседнем корабле был еще один студент. Вот мы с ним вместе и пошли в увольнительную. Вернулись вечером. Подошли к его кораблю, а его корабльушел на срочное дежурство. Стал я над ним издеваться. Дескать, не пущу я тебя к себе на корабль. Подошли к тому место, где мой должен быть стоять, а его тоже нет. Уж не помню, как мы устроились. Но все обошлось. Впечатлений у нас было много. Военный корабль в отличие от гражданского стоит кормой к стенке, а не бортом, и пристать кстенке прямо кормой — это целое искусство. Это очень важно. Когда он отплывает, он выбирает якорь, снимает такелаж с кнехтов и сразу набирает скорость. Когда корабль швартуется, объявляется аврал. В этом деле участвуют практически все, кроме разве что медиков. Очень красиво, когда корабль сразу становится перпендикулярно к стенке. Но я видел случаи, когда швартовка получалась под углом 45 градусов, потом при помощи лебедок все это выравнивалось, но над командирами всегда в таких случаях крепко подшучивали. Запомнилось во время службы на корабле еще несколько эпизодов. Когда я был в увольнении, мы зашли с моим сослуживцем в Севастопольский музей изобразительных искусств. Народу было немного, экскурсий по музею не было. Мой спутник разбирался во всем этом деле еще меньше меня. Я же, чуточку подкованный моим братом и своими посещениями Эрмитажа и Русского музея в Ленинграде, стал ему кое-что пояснять. Через какое-то время за нами увязались другие редкие посетители музея. Человек пятнадцать таки набралось. Я был очень горд этим. Многих еще и изумляло, что могут быть такие интеллигентные матросы. Кстати, в музее были довольно неплохие картины наших великих художников XIX века. Последние две недели были учения на автономное плавание. На две недели вся наша эскадра ушла в открытое море. И все это время мы берега не видели. Интересно было наблюдать, как эскадра перестраивалась. То корабли шли в кильватер, друг за другом. Впереди был виден только один корабль, а когда эскадра поворачивалась, это было очень красивое зрелище. Примерно, как вагоны, когда поезд поворачивается. Но там вагоны жестко связаны, а здесь та же картина, но ведь корабли-то друг с другом не связаны! И вот тут мне запомнился еще один эпизод. Недели через две к нам пришвартовался небольшой анкерок, который привез пресную воду. Швартовые и шланги отдавала там одна матроска. Видно было, что это была прокуренная, пропитая и прогулянная женщина лет 35. Все матросы, свободные от вахты перешли на этот борт и заигрывали с ней, Я помню, что и мне она казалась красивой, хотя истинное положение дел я понимал. И меня тянуло позаигрывать с ней, но почти врожденная застенчивость удержала меня от какого бы то ни было выражения своих чувств. Позже я понял, что когда голоден, и сухая корка кажется вкусной. После окончания военных сборов (это было 31 июля 1960 года) мы решили еще на несколько дней задержаться вКрыму. Мы — это мой друг Физиолог и еще кто-то, я уже забыл. На автобусе мы поехали в Алупку, Приехали поздно ночью. Было очень тепло. Устроиться на ночлег мы не успели. В парке же были очень длинные лавки. Один из нас сидел посередине на дежурстве, а два других спали на лавке. Менялись мы каждые два часа. Рано утром нас нагнал дворник. Потом мы довольно легко устроились в частном секторе. Днем мы были на каком-то пляже. Народу в Алупке было на удивление немного. Вечером мы пошли на танцы. Там за нами довольно активно ухаживали какие-то девочки. Не помню, но каким-то образом мы узнали, что Алупка — это место санаториев с открытой формой туберкулеза. Естественно, на следующее утро мы переехали в Ялту, где нам довольно быстро удалось устроиться в гостиницу в многоместную комнату и довольно дешево. В Ялте мы пробыли несколько дней. Смотрели ее достопримечательности, ездили в Никитский Ботанический сад. Третий товарищ вскоре уехал. В Никитском Ботаническом саду мы познакомились с двумя молодыми женщинами. Очень красивая досталась мне, а похуже моему другу. У меня романа не получилось. Моя знакомая переживала свой развод с мужем, но до себя дотрагиваться не давала. Мой друг оказался удачливей. Где-то в кустах он все-таки поимел ее (а может быть, он мне просто сказал). У меня так ничего и не получилось. А соврать я не догадался. Как провел я остаток лета, не помню. Начался 6-й курс.
Шестой курс Шестой курс — это было совершенно потерянное время. Впервые была введена субординатура. Изучали мы всего три предмета. Терапию, хирургию и акушерство с гинекологией. Нашу подгруппу расформировали. Вместо 8 групп с двумя подгруппами стало 15 групп. Мы с Юмористом попали в 15-ю группу. Остальные распределились кто куда. Но, видимо, в других группах они не прижились. Так после выпуска и держались мы одной прежней группой. Первым предметом у нас была терапия. Больница, где мы проходили этот предмет, находилась недалеко от кинотеатра. К 9.00 мы собирались все вместе. Преподаватель давал нам необходимую инструкцию, и мы отправлялись к своим больным. Половина группы к 10.00 отправлялась в кинотеатр, а другая половина в это время крутилась по отделению. К 12.00 в больницу возвращались те, кто был на 10-часовом сеансе, а к 12.00 в кино шла вторая половина группы. К этому времени нас всех собирал преподаватель, подводил какие-то итоги и отпускал домой. Мы думали, что мы его ловко дурили.
Комментарий: Date: 2016-05-15; view: 755; Нарушение авторских прав |