Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О национальной розни





Вот нашему герою уже 5— 6 лет. И можно высказать не­которые соображения по его дальнейшей жизни. В системе Я заложены противоречивые установки. То ли плюс, то ли ми­нус. По-видимому, ему говорили родные о преимуществах ев­рейского народа, но сам-то он евреем себя не чувствовал. Он не воспитывался в специфической национальной среде, кото­рая, судя по всему, будет чужда его натуре (это мы узнаем из его биографии, но если даже он об этом не напишет, то можно точно утверждать, что это так), но в то же время он насторожено начинает относиться к русским. Недавно я познакомился с представителями корейской диаспоры на о. Сахалин. Кроме корейской внешности и корейского трудолюбия ничего корейского в них нет. Корейского языка они не знают. Они русские, точнее, советские. Они вполне хорошо об­щаются с русскими, но они точно так же не могут почувство­вать себя вполне русскими, так как в той или иной мере под­вергаются дискриминации. То же я слышал и в Ростове не только от евреев, но и от представителей других национальностей, которых в Ростове вполне достаточно. Но это и не удивительно, когда речь идет о старших и младших братьях. Может, в семье это имеет какое-то значение, да и то, в первые 15—20 лет. В дальнейшем все-таки следует различать людей не по возрасту или национальности, а по уровню ква­лификации и пользы для обществ. А речь о мужчинах и женщинах следует вести только тогда, когда подбирается сексуальный партнер, а не тогда, когда подбирается кандидатура для занятия вакантного места на производстве или в общественной и политической жизни. Причины нацио­нальной розни мне понятны. Корни ее уходят в раннее воспи­тание, когда ребенок или чувствует себя униженным, если стесняется своей национальности, или проявляется его высокомерие, если он этим гордится. Но вот что делать с этим, яне знаю. Знаю, что национальная рознь очень дорого обхо­дится человечеству и опасна для каждого индивида, ибо рез­ко ограничивает его мир. Может, стоит каждый час по ра­дио и телевидению произносить следующие слова Шопенгауэра:

«Самая дешевая гордость — это гордость национальная. Она обнаруживает в зараженном ею субъекте недостаток индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться; ведь иначе он не стал бы обращаться к тому, что разделяется кроме него еще многими миллионами людей. Кто обладает крупными личными достоинствами, тот, постоянно, наблюдая свою нацию, прежде всего, подметит ее недостат­ки. Но убогий человек, ничего не имеющий, чем бы он мог гор­диться, хватается за единственное возможное и гордится нацией, к которой принадлежит, он готов с чувством умиле­ния защищать все ее недостатки и глупости. Нельзя не признать что в национальном характере мало хороших черт - ведь субъектом его является толпа. Попросту говоря, челове­ческая ограниченность и испорченность принимают в разных странах разные формы, которые и именуются национальным характером. Каждая нация насмехается над другими, и все они в одинаковой мере правы».

Правы только в том, что насмехаются над сметными чертами характера, но не правы в том, что насмехаются. От этого-то и вражда.

Строго говоря, достоинств национальности не имеют. До­стоинства интернациональны. Нас ведь мало интересует, ка­кой национальности изобретатель автомобиля, какой разрез глазу создателя компьютера, умный человек ищет врача ква­лифицированного, а не подбирает его по национальному при­знаку. Национальности скорее имеют недостатки. Я сейчас работаю за компьютером. Не знаю, что бы я сейчас без него делал. Кто его делал, кто его придумывал, кто разрабатывал программы? Да какая мне разница, какой они национальности. Я им вам благодарен.

 

Судья.

 

Есть и еще кое-какие отрывочные воспоминания. Не знаю, пригодятся ли они. Вы, Михаил Ефимович, просили меня писать обо всем, что я помню. Вот я и пишу.

Вначале мы эвакуировались вместе с моей тетей и ее се­мьей. Ее муж из-за болезни на фронт призван не был. Впоследствии мы разъехались.

Когда закончилась война, в 1945 году мы вернулись не в Т., так как выяснилось, чтонаш дом разграблен, а дом, где жили дедушка и бабушка, разбомблен. Мы приехали к стар­шей сестре моей мамы, которая жила в г. Балта Одесской области, работала заведующей райздравом. Во время вой­ны она не эвакуировалась, провела всю войну в гетто. Уда­лось ей выжить только потому; что она была врачом и пред­назначена была для уничтожения в последнюю очередь.

Поскольку тетушка сыграла определенную роль в моей жизни, о ней следует немного рассказать. Меня к ней во­зили еще до войны, к ней мы прибыли после войны. В подростковом возрасте я тоже на летние каникулы нередко к ней приезжал. Когда у нее умер муж, а у мамы — отец, она переехала жить к моей матери. Когда я демобилизовался, я жил вместе с ними в течение почти 2 лет с женой и родив­шимся затем сыном. Тетя является героиней некоторых моих книг и историй. Мама моя была 14-м ребенком в се­мье, а она 12-м. Разница между нимибыла 5 лет. Так что я помню рассказы о ней из уст моей матери, да и она кое-что о себе рассказывала.


Ее можно отнести к лицам с истерической акцентуаци­ей. Она была очень красивой, неплохо пела, увлекалась ис­кусством, литературой. Всегда на все имела свое мнение, которое всегда расходилось с официальной установкой. В свободное время слушала «Голос Америки» и радиостанцию «Свобода» и ругала советскую власть. Когда же у нее появилась возможность уехать в Израиль, все же не рискнула. В душу никогда не лезла, а больше рассказывала о себе. Маму мою она считала интеллектуальным ничтожеством и очень огорчалось, что на старости лет приходилось с ней жить. Имелось в виду, что мама не была информирована в новостях литературы, искусства, политики, не слушала «вражес­кие голоса» и не читала запрещенной литературы и пр. и ей не с кем поговорить об этом и т.п. В течение почти всей жизни в материальном отношении скорее мама помогала ей, хотя на разных этапах было по-всякому. Обычно у нее было приподнятое настроение. Неприятные для нее фак­ты она забывала. В молодости училась отлично. У нее, как у дочери купца, были какие-то трудности с поступлением в институт. Так, она вначале окончила педучилище потом поступила с большим трудом в мединститут. С точки зре­ния мамы, которая тогда была рабочей и получала большой паек, тетя могла учиться в институте только благодаря ма­миной материальной поддержке. Когда мы жили у нее, то папа присылал посылки из Германии, за счет которых жила вся семья, т. е. я и моя мама, тетя и ее сын. Ее муж после освобождения городка, где они жили, в 1944 году был при­зван в армию и воевал. Но, впрочем, это не мои воспоми­нания. Это рассказы матери.

Комментарии:

О неврозе у собак

Обратите внимание на следующий факт. Мать посвяща­ет Вечного Принца в детали своих отношений с сестрой и выставляет себя жертвой и благодетельницей. В дальнейшем она расскажет ему и о своих конфликтах с отцом. Можно сказать, что она искала у сына поддержку, которую можно получить или от мужа или от сотрудников. К сожалению, такое явление наблюдается часто в наших семьях. Ребенок становится как бы судьей, «детским психиатром», который должен встать на чью-то сторону. Если в связке «мать— тетя» довольно легко стать на сторону матери, то когда родители хают друг друга, ребенок находится в крайне труд­ном положении, ибо здесь выбор без вреда для здоровья практически невозможен. Ребенку нужны и отец и мать.

Даже собаки в таких случаях заболевают неврозом.

В лаборатории И.П. Павлова проводился такой экспери­мент. Собаку обучили отличить круг от эллипса. Затем кон­фигурацию эллипса постепенно приближали к форме круга. Когда различия становились малозаметные, у собаки разви­вался нервный срыв, который приходилось лечить. Так была разработана известная микстура Павловасмесь брома с кофеином.


К сожалению, в таком аду живут наши дети, по крайней мере, практически у всех моих пациентов было примерно та­кое детство. Учитывая, что у нас в отдельные годы процент разводов доходит до 50— 70 % от заключенных браков (а офи­циальный разводэто следствие многолетних конфликтов), можно предположить, в каком аду живут дети, которые используются родителями как игрушки или судьи в этих конф­ликтах. Детей рвут в разные стороны. Разумеется, это упро­щенная схема. В действительности все значительно сложнее. Ведь иногда в борьбу за ребенка подключаются бабушки и де­душки, дяди и тети, и самое страшное«общественность». При этих конфликтах, на знамени которых написано «ради блага ребенка», на самом деле стороны о ребенке думают меньше всего. Скорее воистину враждующими сторонами ру­ководит желание сделать гадость своему противнику, кото­рого сам выбирал в супруги и с которым какое-то время жил счастливо.

Небольшой пример. Жена решает разводиться. Ребенок, дочь 14 лет, становится на сторону отца. Муж против раз­вода. Консультировался со мной. Семья на некоторое время сохранилась. Но затем муж решил от нее уйти. Дочери уже 17 лет. Мать активно доказывает своей дочери, что ее отецсволочь. Дочь становится на сторону матери. Развод состоялся. Дочь даже перешла на фамилию матери. Затем супруги на какое-то время помирились. Дочь в возрасте 18 лет с тяжелым неврозом попала в клинику. Нам удалось вывести ее из игры. Хотя там еще было несколько витков, дочь уже на это не реагировала.

Многие родители, оттягивая детей на свою сторону, мень­ше всего думают о благе ребенка, а больше всего о том, что­бы досадить супругу(е), совершенно забывая о треугольнике судьбы, и не думают, что, став преследователем, они обяза­тельно окажутся жертвами.

 

Треугольник судьбы

Еще один небольшой пример. Супруги разошлись, когда сыну было 5 лет. Мать сделала все, чтобы отец и сын никогда не виделись, воспитала ребенка в ненависти к отцу, хотя мате­риальную помощь он, как мог, оказывал и после 18 лет. Отец стал довольно значительной фигурой и оказался, в конечном итоге, очень достойным человеком. Когда сыну было лет 19, у матери возникли большие неприятности. Она обратилась за помощью к бывшему мужу. Он ей помог без всяких условий. Сын разобрался, что к чему, и воспылал дикой ненавистью к матери. И только вмешательство отца, который, кстати, прошел у нас психологическую подготовку, привело к тому, что он остался в хороших отношениях с матерью. Вот основной тезис его беседы. «Не твое дело нас судить. Друг к другу, мо­жет быть, мы плат относились, но к тебе оба относились хо­рошо. И если тебе еще нужна наша помощь, то пользуйся ею, как моей, так и маминой». Именно эту фразу мы и рекомен­дуем говорить детям, когда родители конфликтуют друг с другом. И еще. «Мои отношения - это мои отношения. От­ношения моей жены с моим сыном (дочерью)это ее отно­шения. И нам нечего в них лезть. Они не имеют никакого от­ношения к нашим отношениям».


Я не морализирую. Если совместная жизнь становится невозможной, нужно разводиться. Лучше, жить ребенку в непол­ной, но мирной семье, чем в полной, но с враждующими друг с другом матерью и отцом. Следует помнить, что слова не воспитывают. Воспитывают поступки. Скандал станет нормой семейной жизни и для ребенка, когда он вырастет.

Что ж делать, когда ребенка рвут в разные стороны? Библия советует тому, кто любит ребенка сильнее отдать его враждующей стороне. Соломон судил довольно мудро. Когда между двумя женщинами, рожавшими одновременно, возник спор, кому принадлежит оставшийся в живых ребенок, он велел разорвать ребенка пополам. Тогда одна из женщин от­казалась от ребенка. Ей он и присудил его, ибо понял, что она истинная мать ребенка. Так мы советуем нашим подопечным.

Сейчас я консультирую один случай. Они разошлись, когда дочери было 1,5 года. Муж оставил ей квартиру, оказывал материальную помощь и приезжал ее проведывать. Когда ребенок подрос и стал посещать детский сад, то мать отпускала дочь к отцу в новую семью на выходные дни, где в ее вос­питании принимали участие мать мужа и новая жена. Когда ребенок возвращался домой, то он дня два-три был более кап­ризным, а потом все приходило в норму, затем этот цикл по­вторялся. В семье ее отца дочь заласкивали. Моя подопечная воспитывала ее более правильно. Однажды отец привез ее пос­ле очередной побывки, но дочь не захотела отпускать его. Моя подопечная с болью в душе отпустила дочь к отцу. Через неделю он ее привез домой, и больше уже она не хотела оста­ваться у отца на длительные сроки. Хотя все же оставалась у него на неделю-другую. А это уже начинало сказываться на развитии ребенка. В детском саду ей не давали ролей в детс­ких постановках, так как не было известно, придет ли она на следующую неделю или нет. Она начинала отставать от программы. Тогда моя подопечная поставила вопрос ребром: или пусть она живет у отца все время, а она будет только ее навещать, или пусть живет у нее, а отец будет забирать ее только на выходные дни. Чем дело закончится, я еще не знаю, но моя подопечная поступает правильно, ибо заботится о благе ребенка, а не о своем собственном. Боль в душе у нее, естественно, остается. Ей, конечно, хочется, чтобы ребенок остался с ней. Кстати, я думаю, что так оно и случится. Не нужна, конечно, новой жене не ее дочь, которая ежедневно и ежечасно напоминает ей о прежней жене, кстати, очень кра­сивой женщине. Да и бабушка может не выдержать ребенка, который уже привык к демократическому воспитанию, осно­ванному на уважении личности ребенка и ее запросов. Еще в Библии сказано: «Подарками не приобретаешь прав».

Так я писал 2 года назад. Сейчас я уже знаю финал: девоч­ка осталась с мамой.

Можно еще добавить о принципах демократического вос­питания. «Если хочешь оказать благодеяние человекуос­тавь его в покое, именно эта часть добродетели дается труд­ней всего», — писал Ф. Ницше.

Кстати, мои подопечные, овладев этим тезисом, все как один отмечали, что их дети и внуки тянутся к ним больше, чем к их супругам.

Вот рассказ одного из моих подопечных. «Наши дети из­редка подбрасывали нам то одного, то другого, то сразу обо­их внуков. Возилась с ними, а точнее воевала, мая жена. Это был бой за кормежку, укладывание спать и слежку на детс­кой игровой площадке, пределы которой покидать было нельзя, да и к большей части оборудования (горки, качели, лестницы и пр.) подходить тоже. Мучались все. Когда же приходилось мне заниматься с ними, то я вместо того, чтобы крутиться на площадке, уходил в соседнюю рощу, где они, как им каза­лось, сами выбирали нужный маршрут. Организовывал с ними подвижные игры. Когда мы возвращались домой, то они, едва успев плотно поесть, засыпали, чуть ли не за столом». Понят­но, что тянулись они к деду,

Мамы и папы! Посмотрите, в кого вы превратились для своих детей. В прачку, кухарку, уборщицу, няньку, слесаря, плотника, поставщика материальных благ, дураков, которые зарабатывают, а отдают все им, детям. Так, кто ж из вас несмышленыши, вы или дети? Неужели вы думаете, что за­служите уважение у своих детей, которых нацеливаете на большие социальные роли?

Дети также не могут сориентироваться, когда вы меня­ете стиль воспитания. То их заласкиваите, то вдруг прояв­ляете ненужную строгость. Они в растерянности, Они не мо­гут выбрать. Часто родители один и тот же проступок то оставляют без внимания, то иногда восхищаются им, а иног­да за него неоправданно строго наказывают. Связано это не с конкретным проступком детей, а с положением дел на ра­боте или во взаимоотношениях друг с другом. Детилюди справедливые, они понимают, что они провинились на 10 руб­лей, но никак не смогут понять, почему их наказывают на все 100».

Но это все-таки не так страшно. Не втягивайте своих де­тей в ваши конфликты. Даже у собак в таких условиях слу­чаются неврозы.

 

Я начал курить

 

Из воспоминаний этого периода я помню, как я начал курить. Было мне лет шесть. За сараем мы с ребятами по­пробовали курить. На второй или третий раз нас изловили. Мама меня не ругала, но предупредила, что если я буду ку­рить, то у меня вырастет борода. В доказательство она при­вела пример мужчин, которые курили. Все они имели бо­роды, а женщины не курили и были безбородыми. Это произвело на меня неизгладимое впечатление. Больше я не пытался курить. Когда я понял, в чем дело и отчего растут бороды, я уже не испытывал потребности начать курить, В 1946 году отец приехал в отпуск из Германии. Он был офицером-орденоносцем, предметом гордости. О конфузе, ко­торый был связан с тем, как я его встретил, я уже писал. Запомнил я еще вот что. Один из соседских мальчиков по­дорвался во время игры разорвавшимся снарядом. Его хо­ронили. Гроб был весь в цветах. Этот эпизод мне запомнил­ся. Но какой-либо эмоциональной реакции у меня на него не было. В Балте я уже не был один. Мы общались с при­емным сыном тетушки. Он был довольно шаловливый. Пы­тался втягивать и меня. Но, по-моему, я все равно оставал­ся смирным и немного трусливым. Я помню, что уже тогда он как-то забрался верхом на лошадь, а ведь был на год меня моложе. Не помню точно, посещал ли я детский сад, во всяком случае, в памяти он у меня не остался. Так про­шли первые семь лет моей жизни.

 

Заключение.

Полностью выписать сценарий Вечного Принца еще труд­но, хотя кое что можно сказать. Можно, например, уловить некоторую пониженную самооценку. Сценарий неудачника уже вырисовывается: то ему не досталось яблока, то еще чего-то не смог добиться. Появляются элементы минусов в системе ОНИ. (Хозяйка не пустила домой. Обозвали жидом.) Все это начинает формировать то ли робость, то ли застен­чивость. Начинает появляться некоторая затравленность. Однако давайте последим за событиями. Уже сам факт воспитания в семье рабочего и высокие планы входят в противо­речие друг с другом. А потому можно ожидать формирования нестабильного рабско-тиранического личностного комплекса. Коррекцию неплохо было бы начинать еще в детском возрас­те. Но и сейчас, когда появилась возможность коррекции, мо­лодые родители не коррегируют своих детей, а продолжают вгонять их неосознанно в «прокрустово ложе» сценария.

 

Глава 2.

Начальная школа

Первый класс

 

Первый класс я учился в маленьком городе на Украине, когда мы жили у тети. Саму учебу помню плохо. За оцен­ками моими никто не следил. Да и я сам с трудом помню эти оценки. Почти не помню своих одноклассников. Запомнил только одного горбатенького мальчика, который учился только на пятерки, ия считал, что он учится лучше меня. В конце учебного года я получил похвальную грамо­ту, что было удивительно для меня самого и, по-моему, для моей мамы. Не помню и особенных событий. Когда отец был в отпуске, то они с мамой ходили куда-то на свадьбу и меня с собой взяли. Там дали мне выпить стакан вишневой наливки. Помню, что она была вкусной и сладкой. Только теперь, зная проблему алкоголизма, я понимаю, какому риску они меня подвергали. Я сразу же заснул. Когда меня разбудили, уже надо было уходить. Летом 1946 года мы пе­реехали в Т.

Запомнился мне разговор учительницы с моей мамой. Она сожалела, что я уезжаю, так как считала, что я единственный настоящий отличник. Тот горбатенький мальчик, оказывается, был лет на пять старше нас и не учился из-за войны. Поэтому он в счет не шел. Из воспо­минаний этого периода больше ничего существенного при­помнить не могу. Были конфликты с приемным сыном тети. Но деталей не помню. Что запомнилось еще. На сле­дующий день после бани нам утром можно было не мыть­ся. И это было здорово.

Реплика







Date: 2016-05-15; view: 530; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию