Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Способности. Общие и специальные способности в профессиональной деятельности сотрудника ОПЧС
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду возможности в той или иной деятельности. При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические данные) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают, как некоторая возможность. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем другие. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков изобразительной деятельности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько быстро, легко, глубоко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности. Таким образом, способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления ею данной деятельности и обнаруживающие различие в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями, навыками. Качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности (конструкторской, педагогической, экономической, спортивной и др.) человеку легче найти себя, обнаружить большие успехи и достижения. Качества, составляющие способности, находятся в движении, недостаток одних ведет к усилению других, поэтому можно говорить о широких возможностях компенсации одних свойств другими. У М.Цветаевой была особенно развита слуховая восприимчивость, у воспитанников И.А.Соколянского (слепых) необычайно развито осязание, вибрационная чувствительность. Проблема количественных измерений способностей имеет большую историю в психологии. Еще в конце XIX- начале XX века ряд психологов (Кеттелл, Термен, Спирмен) под влиянием требований, вызванных необходимостью осуществлять профотбор для массовых специальностей, выступили с предложением выявлять уровень способностей обучающихся. В качестве способа измерения способностей тогда же стали использоваться тесты умственной одаренности. По содержанию эти тесты представляли собой ряд вопросов или задач, успешность решения которых (с учетом затраченного времени) исчисляется в сумме баллов или очков. Л.С. Выготский предложил не ограничиваться однократным исследованием, а производить исследование дважды: первый раз выясняя, как ребенок решает задачу самостоятельно, а второй раз - как решает с помощью взрослого. Не оценка самостоятельного решения задачи, а расхождение между результатами самостоятельного решения и решения с помощью взрослого становится важной частью общей оценки способностей ребенка. И если ребенок не сумеет решить задачу, посильную для его сверстников, ни самостоятельно, ни с помощью взрослого, то есть основания говорить о недостаточно высоком уровне его способностей. Описанный выше путь выявления уровня способностей был обозначен Л.С. Выготским как метод определения зоны ближайшего развития. Итак, способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а формирование их происходит в процессе обучения и воспитания. Самый верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов в процессе обучения. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на первом уровне развития способностей обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное. Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающее новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также вносит свое, но в пределах уже определявшихся идей, направлений, способов исследования. Date: 2016-05-15; view: 566; Нарушение авторских прав |