Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние тревожности





Тревожность относится к чувствам неловкости, на­пряженности, беспокойства относительно происходяще­го. В противоположность состоянию неопределенности, представляющему собой когнитивную реакцию человека, тревожность — это эмоциональная, или аффективная, ре­акция. Как правило, она возникает в момент или период ожидания негативных последствий. Люди опасаются не­гативных последствий, по крайней мере, четырех типов:

1) психологических последствий для себя (боятся, что
почувствуют себя несостоятельными, огорченными
или раздраженными, не контролирующими ситуацию
ипр.);

2) поведенческих последствий для самих себя (боятся, что
«чужие», пользуясь их неосведомленностью, могут
использовать их в своих целях, подчинить себе);

3) негативного восприятия собственного поведения со


гв?л


стороны «своих» (боятся, что они не выглядят соот­ветственно мнению, сложившемуся о них в своей сре­де, что, возможно, они действуют таким образом, ко­торый не одобряется «своими» и вызовет изменение их отношения);

4) негативного восприятия того, что они делают, вклю­чая речевые действия, со стороны «чужих» (боятся, что их оценят негативно, не одобрят, унизят или отверг­нут) (Gudykunst, Kim, 1992, p. 11, 29-30). В процессе МКО в силу отсутствия предсказуемости реакции, основанной на фреймах родной культуры, со­стояние тревожности приобретает четко выраженный ха­рактер и требует владения механизмом ее снижения. В противном случае тревожность может дестабилизиро­вать состояние человека, вовлеченного в МКО, и поме­шать нормальному осуществлению последнего. Поведен­ческими реакциями на состояние тревожности могут быть:

— стремление избежать контакта или прекратить его как
можно скорее, поскольку это снижает тревожность;

— неэффективное общение, поскольку тревожащийся
индивид не способен сконцентрировать внимание на
создании общего значения;

— предвзятое отношение к поступающей информации,
поскольку чем выше степень тревожности, тем боль­
ше склонность к тому, чтобы придерживаться извест­
ного, т. е. стереотипного, восприятия;

— концентрация внимания не на ходе и продукте обще­
ния, а на собственной личности, поскольку чем боль­
ше мы тревожимся, тем сильнее хотим сохранить соб­
ственное достоинство и собственное лицо.
Объективными факторами, влияющими на снижение

уровня тревожности, являются следующие (ср. с факто­рами, влияющими на отношения социальных групп, в Stephan W., Stephan С, 1985, р. 157-166):

количество контактов с «чужими»: чем чаще и больше
мы контактируем с представителями других культур,
тем меньше степень тревожности. Однако необходи­
мо иметь в виду то обстоятельство, что при неприят-


ных предыдущих контактах (что происходит в случа­ях неподготовленности) или при вовлечении конфлик­тующих политических или экономических интересов степень тревожности в ходе последующих контактов может возрастать;

- степень и характер описанных выше стереотипов и
предрассудков как проявлений этноцентризма: чем
выше степень этноцентризма и ожидание несопоста­
вимости «своих» и «чужих», тем больше тревожность,
и наоборот. Соответственно, модифицируя стереоти­
пы и избавляясь от предрассудков, мы снижаем не
только степень состояния неопределенности, но и сте­
пень тревожности;

- ситуативные факторы, такие как обстановка, в кото­
рой происходит общение, характер взаимной зависи­
мости, состав участников общения, их статус относи­
тельно друг друга. В структурированных, формализо­
ванных ситуациях предписанные нормы поведения
дают ему направление, повышают предсказуемость и
снижают степень тревожности. На лекции в инокуль-
турной аудитории индивид, знающий правила пове­
дения (например, для того чтобы задать вопрос, нуж­
но поднять руку; если преподаватель задает вопрос,
можно и нужно отвечать, нельзя разговаривать с со­
курсниками, но можно есть и пить и др.), тревожится
гораздо меньше, чем в неформальной ситуации студен­
ческой вечеринки в том случае, если он/она не знает,
что приемлемо, а что нет (например, можно ли есть
без приглашения; можно ли девушке пригласить на
танец молодого человека; можно ли молчать во время
танца или желательно вести разговор и т. п.). К ситуа­
тивным факторам относятся и такие, как характер вза­
имоотношений с «чужими»: в норме мы испытываем
меньшую тревожность, если вовлечены в совместную
работу, и большую, если мы находимся в состоянии
конкуренции. Уровень тревожности также снижается,
если в группе носителей иной культуры «своих» не­
сколько или «свои» преобладают при общении с «чу-


жими» (в ситуации приема носителей другой культуры

у себя в стране).

Как и большинство феноменов аффективного харак­тера, снижение уровня тревожности поддается рациона­лизации и регулированию гораздо труднее, чем все, что имеет своим основанием процессы когнитивные. Имен­но поэтому один из основных приемов уменьшения тре­вожности сводится к тому, чтобы перевести эмоции в плоскость мыслительных операций. Сам факт размыш­ления по поводу ситуации МКО, в которую вовлечены индивиды, ее анализ, способствуют эмоциональному от­странению и снижению тревожности. Восприятие анали­зируемой ситуации не как личной, но как типизирован­ного набора обстоятельств, в котором мы должны сни­зить уровень неопределенности (см. выше), способствует дальнейшему снижению тревожности. Обучающиеся дол­жны научиться управлять собой на основе осознания того факта, что, во-первых, их эмоции не являются уникаль­ными, но представляют собой типичные реакции в ситу­ации МКО, и во-вторых, что они (эмоции) не зависят от личностных характеристик, но являются атрибутами си­туации МКО, в которой обучающиеся находятся.

Снижение уровня состояния неопределенности и сни­жение уровня состояния тревожности не являются посту­пательными процессами. Они носят волнообразный ха­рактер. При повторной встрече с носителем другой куль­туры и неопределенность и тревожность могут быть ниже, чем при первой. Но если инокультурный собеседник про­демонстрировал что-то непредвиденное, то неопределен­ность и тревожность могут усилиться. Кроме того, нео­пределенность и тревожность не всегда коррелируют друг с другом. Иногда можно с полной определенностью пред­видеть негативные последствия (неопределенность низ­кая) и при этом очень тревожиться (тревожность высо­кая). Помимо этого низкая, комфортная степень неопре­деленности и возбуждения необходима для того, чтобы общение не приобрело скучного и утомительного харак­тера, что может привести к потере мотивации его осу-


ществления вообще (Kruglanski, цит. по Gudykunst, Kim, 1992, p. 112). Именно потому, что избежать неопреде­ленности и тревожности полностью в ходе МКО невоз­можно, мы говорим о необходимости формирования умений управления этими состояниями. Такие умения позволят языковой личности справляться как с негатив­ными аспектами атрибуции и связанных с нею явлений, так и с той степенью неопределенности и тревожности, с которой она сталкивается. Этому посвящается следу­ющий раздел главы.

Date: 2016-05-15; view: 477; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию