Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Состояние тревожности
Тревожность относится к чувствам неловкости, напряженности, беспокойства относительно происходящего. В противоположность состоянию неопределенности, представляющему собой когнитивную реакцию человека, тревожность — это эмоциональная, или аффективная, реакция. Как правило, она возникает в момент или период ожидания негативных последствий. Люди опасаются негативных последствий, по крайней мере, четырех типов: 1) психологических последствий для себя (боятся, что 2) поведенческих последствий для самих себя (боятся, что 3) негативного восприятия собственного поведения со гв?л стороны «своих» (боятся, что они не выглядят соответственно мнению, сложившемуся о них в своей среде, что, возможно, они действуют таким образом, который не одобряется «своими» и вызовет изменение их отношения); 4) негативного восприятия того, что они делают, включая речевые действия, со стороны «чужих» (боятся, что их оценят негативно, не одобрят, унизят или отвергнут) (Gudykunst, Kim, 1992, p. 11, 29-30). В процессе МКО в силу отсутствия предсказуемости реакции, основанной на фреймах родной культуры, состояние тревожности приобретает четко выраженный характер и требует владения механизмом ее снижения. В противном случае тревожность может дестабилизировать состояние человека, вовлеченного в МКО, и помешать нормальному осуществлению последнего. Поведенческими реакциями на состояние тревожности могут быть: — стремление избежать контакта или прекратить его как — неэффективное общение, поскольку тревожащийся — предвзятое отношение к поступающей информации, — концентрация внимания не на ходе и продукте обще уровня тревожности, являются следующие (ср. с факторами, влияющими на отношения социальных групп, в Stephan W., Stephan С, 1985, р. 157-166): — количество контактов с «чужими»: чем чаще и больше ных предыдущих контактах (что происходит в случаях неподготовленности) или при вовлечении конфликтующих политических или экономических интересов степень тревожности в ходе последующих контактов может возрастать; - степень и характер описанных выше стереотипов и - ситуативные факторы, такие как обстановка, в кото жими» (в ситуации приема носителей другой культуры у себя в стране). Как и большинство феноменов аффективного характера, снижение уровня тревожности поддается рационализации и регулированию гораздо труднее, чем все, что имеет своим основанием процессы когнитивные. Именно поэтому один из основных приемов уменьшения тревожности сводится к тому, чтобы перевести эмоции в плоскость мыслительных операций. Сам факт размышления по поводу ситуации МКО, в которую вовлечены индивиды, ее анализ, способствуют эмоциональному отстранению и снижению тревожности. Восприятие анализируемой ситуации не как личной, но как типизированного набора обстоятельств, в котором мы должны снизить уровень неопределенности (см. выше), способствует дальнейшему снижению тревожности. Обучающиеся должны научиться управлять собой на основе осознания того факта, что, во-первых, их эмоции не являются уникальными, но представляют собой типичные реакции в ситуации МКО, и во-вторых, что они (эмоции) не зависят от личностных характеристик, но являются атрибутами ситуации МКО, в которой обучающиеся находятся. Снижение уровня состояния неопределенности и снижение уровня состояния тревожности не являются поступательными процессами. Они носят волнообразный характер. При повторной встрече с носителем другой культуры и неопределенность и тревожность могут быть ниже, чем при первой. Но если инокультурный собеседник продемонстрировал что-то непредвиденное, то неопределенность и тревожность могут усилиться. Кроме того, неопределенность и тревожность не всегда коррелируют друг с другом. Иногда можно с полной определенностью предвидеть негативные последствия (неопределенность низкая) и при этом очень тревожиться (тревожность высокая). Помимо этого низкая, комфортная степень неопределенности и возбуждения необходима для того, чтобы общение не приобрело скучного и утомительного характера, что может привести к потере мотивации его осу- ществления вообще (Kruglanski, цит. по Gudykunst, Kim, 1992, p. 112). Именно потому, что избежать неопределенности и тревожности полностью в ходе МКО невозможно, мы говорим о необходимости формирования умений управления этими состояниями. Такие умения позволят языковой личности справляться как с негативными аспектами атрибуции и связанных с нею явлений, так и с той степенью неопределенности и тревожности, с которой она сталкивается. Этому посвящается следующий раздел главы. Date: 2016-05-15; view: 508; Нарушение авторских прав |